Прошедший вчера под председательством Владимира Ресина общественный совет показал себя необыкновенно лояльным – из восьми пунктов повестки не приняли всего лишь один – воссоздание усадьбы Салтыковой-Поливановой на Бронной. На изменении проекта настояли защитники наследия. Среди остальных особого внимания заслуживают два новых музейных здания: одно проектирует «Моспроект-4» на Рогожском валу для собрания ретро-автомобилей, другое – Дмитрий Александров для коллекции музыкальных инструментов на Солянке.
Концепция цветочного оформления города
Совет начал работу с весьма «легкомысленной» и даже не вполне архитектурной темы – концепции цветочного оформления города. Казалось бы, какое это имеет отношение к архитектуре? Самое прямое, заверил Александр Кузьмин, т.к. это входит в генеральную схему благоустройства города. По сравнению с предыдущими годами цветочное оформление, во-первых, будет расширено за счет парковых территорий. Во-вторых, будут формироваться «всесезонные ландшафты». В-третьих, благоустройство будет проектироваться с расчетом на восприятие инвалидов. В зоне памятников – здесь Александр Кузьмин привел в пример «Царицыно» – цветочную декорацию с недавнего времени стараются делать с использованием старинных приемов, в пандан архитектуре прошлых эпох.
Планировочное решение Четвертого кольца в районе пересечения Волгоградского проспекта с Люблинской улицей Александр Кузьмин докладывал с гордостью, весьма довольный тем новаторским подходом, который позволил этот участок разгрузить, удешевить и ускорить строительство. Авторы проекта предложили вместо дублера Волгоградки создать новый радиус Москвы, от 1-й Дубровской улицы до МКАД, 70% которого уже есть в существующих улицах. Для этого понадобится выстроить дублер не целиком, а только его участок, хорду, от четвертого кольца до Люблинской улицы. В целом трасса четвертого транспортного кольца пройдет по эстакаде от Москвы-реки до Рязанского проспекта с двумя развязками, на пересечении с дублером Волгоградки и с самим проспектом. Таким образом Люблинскую улицу, на которой «повисает» сразу несколько районов – Марьино, Люблино и пр. можно будет вывести прямо в центр города. Александр Кузьмин попросил авторов проекта увязать сроки строительства развязки со сроками строительства Чевертого кольца и Владимир Ресин предложение подержал.
Следующим рассматривали проект музея ретро-автомобилей на Рогожском валу, разработанный «Моспроектом-4». Существующий ныне автокомбинат, территория которого ограничена Рогожским валом и Новорогожской улицей, по словам Александра Кузьмина, вклинивается в тело жилого района и не использует весь потенциал этого места. По проекту здесь будет построен новый музейно-выставочный комплекс, с клубной зоной, конференц-залом, помещениями для кружков, реставрационными мастерскими и пр. Под экспозиционную зону сохраняется существующий гараж 1950-х гг. постройки, фасады которого реставрируются, а само здание надстраивают протяженным горизонтальным объемом вдоль Новорогожской улицы.
Экспозиция устроена по принципу знаменитой «ракушки» музея Гуггенхайма Фрэнка Ллойда Райта, в виде пандуса, где предполагается разместить до 500 экспонатов. Парковка, фондохранилище и реставрационные мастерские убираются в подземную часть.
На месте бывшей АТС по соседству с музеем, на Рогожском валу некий инвестор хочет выстроить гостиницу, что, по мнению Александра Кузьмина, для этого места хорошо, потому как музей может приобрести всероссийское значение, и сюда будут привозить, например, детские экскурсионные группы. Совету не понравилось, что гостиница с музеем связаны низеньким переходом. Изменить, «сделать альянс двух сооружений более органичным» посоветовал авторам Юрий Платонов. Юрий Григорьев посчитал, что переход следует убрать.
Резюмируя мнения выступавших, Владимир Ресин напомнил, что музей вынужденно строится на деньги из бюджета, но если вдруг появится инвестор – ему будут очень рады. Ресин посоветовал авторам поработать над архитектурным обликом: «Пока на рисунке мы видим многоярусный гараж-стоянку, а не музей». В итоге, проект приняли как концепцию, а архитектура музея будет рассмотрена повторно.
И вновь любопытный объект – на этот раз на Ленинском проспекте, 19 – «реконструкция со сносом и новым строительством» энергетического института им. Г.М. Кржижановского. Авторы проекта – бюро Алексея Воронцова. Главное здание НИИ – яркий пример советского конструктивизма 1928 года постройки – является памятником архитектуры. Оно подлежит реставрации, и по закону на территории памятника нового строительства не будет, о чем напомнил Валерий Шевчук. Сносятся два других корпуса советского времени, №2 и №3, и на месте строения 3, растянутого вдоль улицы Малая Калужская, возводится новый корпус, восьмиэтажный, в виде параллельной проспекту пластины. В сохраняемом здании и вновь проектируемом 70% – это помещения НИИ. Административно-офисные разместятся в новом корпусе с подземной пятиуровневой стоянкой.
Завышенные объемы первого варианта нового корпуса были раскритикованы со стороны Москомнаследия. Валерий Шевчук напомнил, что строительство ведется не только рядом с памятником, но и в целом в охранной зоне, прилегающей к Нескучному саду, и может помешать «раскрытию видов». Вопросы также вызывало устройство подземного пространства на территории памятника. Во втором варианте чересчур громоздкий объем урезали по ширине и приравняли к высоте окружающих домов, так, чтобы будучи отодвинут вглубь участка, он не мешал восприятию конструктивистской композиции института в виде «трезубца», выходящего главным фасадом на проспект.
Владимир Ресин предложил одобрить второй вариант и поддержать институт, раз он уж идет на обновление технической базы. А Валерия Шевчука, грозившего архитекторам прокуратурой за нарушения, председатель совета нашел нужным одернуть, мол, «сам не щука, а карась», так что нечего пугать, просто «надо работать так, чтобы у прокуратуры не возникло к вам вопросов».
Концепцию развития территории бывшего завода «Москвич», где предполагается строительство современного делового района «Метрополия» в 1,5-2 млн. кв.м. площадей, Александр Кузьмин вынес на совет «для ознакомления». Под реконверсию попадает территория в 134 га на пересечении Волгоградского проспекта, Третьего кольца, Шарикоподшипниковской и улицы Мельникова. Мастер-план проекта разрабатывает японская компания Nikken Sekkei. Согласно концепции здесь будут построены жилые микрорайоны, парковая зона и деловая часть – самое любопытное по архитектуре и самое высокое место в застройке района. Она растянута от Третьего кольца до площади у метро Волгоградский проспект и представляет уже неоднократно использовавшуюся западными архитекторами композицию «взрыва» или цветка, где от центральной высотной доминанты веером «разлетаются» остальные, постепенно понижаясь в сторону жилой застройки и соседнего торгового центра. Первоначально инвестор претендовал на максимальную высоту 364 метра (70 этажей), что по результатам ландшафтно-визуального анализа оказалось видно даже с Красной площади. Александр Кузьмин настоятельно рекомендовал от него отказаться и попросил, чтобы авторам было поручено работать в уже отрегулированной ландшафтно-визуальным анализом зоне. Владимир Ресин не сомневался в успехе проекта, вспомнив материалы, представленные по нему на последней MIPIM.
Самыми сложными оказались по традиции объекты, размещенные в конце повестки дня. Многие из них рассматривались повторно, что почти везде было связано со строительством в историческом окружении.
О проекте музея частной коллекции музыкальных инструментов (автор Дмитрий Александров) мы писали некоторое время назад. До недавнего времени это место занимала некая шашлычная, которую многие на совете вспомнили. А еще раньше участок относился к Воспитательному дому, главный корпус которого с флигелями работы Жилярди расположен выше по улице Солянка. Небольшой новый музейчик возникает на оживленном углу квартала, ограниченного Солянкой, Устьинским, Китайгородским и Солянским проездами.
Частная коллекция русской бронзы и уникальных самоиграющих музыкальных инструментов располагается в основном объеме на площади в 4 тыс. кв.м. В цокольной части разместятся реставрационные мастерские. Композицию здания составляют две разновысокие части, объединенные стилобатом, который закрепляет границы владения и «красные линии» старинной застройки. Левая часть, в 2-3 этажа по Устьинскому проезду – это выставочные залы, правая 3-хэтажная по Солянке – выставочные и административные помещения. Домик аккуратно вписывается в отведенный ему угловой участок и имеет скругленный угол, откуда устроен вход.
Краткость в докладе Александра Кузьмина, свидетельствующая, как правило, о его желании проекту помочь, не удержала некоторых членов совета от критики. Юрию Гнедовскому в этом проекте захотелось «успокоить архитектуру, сделать ее менее многотемной и по масштабу привязать к историческим памятникам». Юрию Платонову показалось, что это скромное здание на углу оживленного места не очень точно отвечает ситуации. Похожий по расположению дом у церкви Петра и Павла, например, не имеет входа на повороте, вход осуществляется через внутреннюю территорию, поэтому «не надо суетиться здесь, не надо создавать ощущения, что это вход в магазин», - заключил Платонов. Михаил Посохин одобрил саму возможность создания такого музея и предложенные объемы. Но такое маленькое здание, по его мнению, не требует решения в крупных формах, в виде спаренных колонн, например. Посохин посоветовал «сделать его архитектуру созвучнее архитектуре улицы». По словам Андрея Бокова, «едва ли это место становится поводом для акцента. Скорее это должно быть здание, связывающее распавшийся контекст». По мнению Бокова, большую ценность должна иметь «музыка интерьеров», нежели внешний вид, пока она не прочитывается. Музей, считает Боков, это особое место, сюда нужно правильно войти, поэтому идею Платонова перенести вход он поддерживает.
Выслушав всех, Владимир Ресин, резюмировал, что присутствующие все-таки одобрили проект, хотя и с некоторыми замечаниями. По его мнению, строить такой музей «дело очень хорошее, тем более что в этом музее мы разместим свою историю…».
Единственным объектом, вокруг которого силами защитников наследия (главным образом, Алексея Клименко) разгорелись страсти, стал проект воссоздания внешнего облика усадебных зданий XVIII – XIX вв. А.С. Салтыковой-Поливановой на Бронной. Комплекс усадьбы занимает участок, ограниченный, помимо Бронной, Сытинским переулком и Тверским бульваром. Находится он на заповедной территории и в целом, по словам Кузьмина, выполнен «Моспроектом-2» с учетом рекомендаций ЦИГИ.
Идея «полного воссоздания исторического облика» предполагает реставрацию и включение существующих на участке зданий в общую структуру. Она состоит из двух 3-4-хэтажных блоков: гостиницы – апартаментов с торговым предприятием в заново выстроенном здании и художественной школы для детей-инвалидов в существующем ныне, которое занимала раньше библиотека им. А. Н. Некрасова.
Александр Кузьмин не стал рассказывать о проекте много – и в тот момент, когда Владимир Ресин уже готов был его одобрить, у микрофона появился ярый защитник старины Алексей Клименко. В очень эмоциональной форме он попытался доказать председателю, что проект в таком виде не готов и его надо изменить. Дело в том, что на Тверской бульвар «усадьба» выходит единым протяженным фасадом с проездами, в 2 этажа, накрытых сверху массивной мансардой, дабы не терять еще один полноценный этаж. Вот на эту-то мансарду и ополчился Алексей Клименко, заметив, что окна-велюкс разрешаются сегодня только во двор, но никак не на улицу. Другого рода опасения возникли у него в связи с соседней усадьбой, домом № 25 по Тверскому бульвару, где ныне размещается Литературный институт: «Что будет, когда над нею вырастет это гигантское корыто? Где господин Шевчук?». На вызов появился Валерий Шевчук, и подтвердил, что Алексей Клименко с его окнами-велюкс прав. И в целом председатель Москомнаследия заверил, что раз это памятник федерального значения, то и все работы должны проводиться в соответствии с законом.
На защиту проекта встал Александр Кузьмин, заметив, что инвестор пошел на значительные уступки охранителям наследия, отказавшись от первоначальной идеи перекрывать двор. Поддержать проект собирались и Юрий Григорьев и Виктор Логвинов, заявивший, что такая мелочь, как велюксы вообще не достойна обсуждения в столь высоком собрании, в то время как грубых ошибок он здесь не видит.
Однако речь Алексея Клименко, видимо, возымела свое действие на председателя – Владимир Ресин усомнился и в мансарде, и в велюксах, и в переуплотнении: «Перебор в мансарде, я не архитектор, но мне кажется, что это больше подходит к австрийским и немецким городам…». В итоге саму идею воссоздания исторических фасадов одобрили, но проект не приняли, посоветовав его доработать.
Последним обсудили, вернее, безоговорочно приняли, проект второй очереди медиацентра на Озерковской набережной для сотрудников канала «ТВ центр». Частично производственная зона, ограниченная набережной, Озерковским переулком и Бол. Татарской улицей, уже переда «3 каналу», который в глубине этого участка выстроил 1-ую очередь современного аппаратно-студийного комплекса. Площадка под вторую часть свободна, там предполагается выстроить прямоугольное в плане 13-15 этажное здание. Александр Кузьмин попросил совет дать архитекторам «добро» на разработку фасадов и одобрить предложенные объемы, что не вызвало возражений. Проект музея ретро-автомобилей на Рогожском валу 9/2. ГУП МНИИП «Моспроект-4»
Проект музея ретро-автомобилей на Рогожском валу 9/2. ГУП МНИИП «Моспроект-4»
Проект реконструкции со сносом и новым строительством энергетического института им. Г.М. Кржижановского. Ленинский проспект, 19. «Бюро Архитектора Воронцова»
Проект реконструкции со сносом и новым строительством энергетического института им. Г.М. Кржижановского. Ленинский проспект, 19. «Бюро Архитектора Воронцова»
Концепция развития терриории завода «Москвич». ЗАО «ПФ Градо» и Nikken Sekkei (Япония)
Проект регенерации территории на улице Солянка с размещением музея частных коллекций. Солянка, 14. стр.2 «Александров и партнеры».
Проект регенерации территории на улице Солянка с размещением музея частных коллекций. Солянка, 14. стр.2 «Александров и партнеры».
Проект воссоздания внешнего облика усадебных зданий XVIII – XIX вв. А.С. Салтыковой-Поливановой на Бронной. Тверской бульвар, 27/20/1. «Моспроект-2». М. Посохин, В. Колосницын и др. Макет
Проект воссоздания внешнего облика усадебных зданий XVIII – XIX вв. А.С. Салтыковой-Поливановой на Бронной. Тверской бульвар, 27/20/1. «Моспроект-2». М. Посохин, В. Колосницын и др.
|