23.07.2008

Трансформация жанра

Весной в Строгино было закончено строительство двух башен «Янтарного города» Дмитрия Александрова, возведение двух других идет полным ходом. Как выяснилось после завершения первой части строительства, дома обладают не только оригинальной внутренней структурой многоярусных атриумов, но и необычной по нашим временам очень материальной фактурой

информация:

Янтарный город по состоянию на 2008 год. Фотографии авторов
Янтарный город по состоянию на 2008 год. Фотографии авторовоткрыть большое изображение

Четыре башни цепочкой выстроились вдоль берега Москвы-реки, перед стадионом Андрея Бокова «Янтарь». От стадиона происходит название квартала жилых башен Дмитрия Александрова – «Янтарный город». От названия происходит цвет фасадов – стены сложены из разных оттенков желтого камня. А по-английски имя этого квартала звучит – ни много ни мало как ‘Amber city’ – город Амбер, хотя сходство с известной фантастической сагой чисто словесное. Две башни завершены этой весной, еще две активно строятся.

Мы уже писали о проекте комплекса «Янтарный город». Он был отмечен несколькими дипломами, в том числе и на «Зодчестве» 2004 года. Наиболее оригинальный ход этого проекта – многоярусные атриумы внутри двух башен (как раз тех, которые уже построены). Атриумы разделены на части – по четыре этажа в каждой. Получается снаружи – башня, а внутри – вроде бы невысокий город. Только ячейки этого города поставлены не рядом вдоль улицы, а друг на друга. Дома поставлены вдоль линии Таллиннской улицы, атриумы ориентированы почти что на север, а квартиры располагают замечательными видами на разные части Строгинской поймы. Сейчас в Москве проектируется множество больших домов с разнообразнейшими атриумами и висячими садами, но «Янтарный город» был одним из первых примеров московских поисков на эту тему.

Снаружи башни тоже получились не совсем обычными. Из-за атриумов они широкие, хотя и не приземистые – спокойные такие крупные башни. Но это не главное. Основной пафос этих домов, как кажется – в облагораживании, а может быть, даже в некоторой степени преодолении жанра элитных башен, в Москве набившего страшнейшую оскомину. Характерный пример жанра – комплекс «Алые паруса», стоящий на противоположной стороне реки. Так вот, «Янтарный город» Дмитрия Александрова всячески отрицает этот жанр в его московской интерпретации.

Во-первых, дома старательно отворачиваются от «Алых парусов» – в их сторону повернуты технические помещения. Во-вторых они почти лишены украшений, на смену которым пришли неоконструктивистские угловые окошки. Эти окошки здесь очень уместны, они одновременно уничтожают «лишний» объем, зрительно облегчают крупноватые здания – и делают их более структурными, четкими, многократно прочерчивая углы. В-третьих, стены сложены (не облицованы, а именно сложены) из блоков желтого камня. Камень искусственный – называется россер, его внешняя фактура имитирует, и достаточно успешно, шершавую поверхность известняка. А кладка – настоящая, полноценная верстовая кладка с утеплителем вместо забутовки.

Если взять за скобки, что камень искусственный, то в остальном это очень традиционная стена. Консервативная стена. Ее каменные блоки на растворе (кстати сказать, довольно-таки аккуратно сложенные) – неожиданный по нашим временам материал, отчего в сознании начинают происходить странные вещи. Ведь современная архитектура – это что? Недавно – панель или партийный розовый кирпич, сейчас – тонкий флер декоративных панелей, навешенный на бетонный каркас. Камень сейчас, как правило, дорогой и существует в виде пластин на каком-нибудь модном креплении. Верстовая кладка выглядит необычно. Мы привыкли, что из таких материалов обычно бывают сделаны памятники архитектуры, ну или хотя бы сталинские дома. Но не жилые башни в районе Строгино. Желтый камень привносит в эти здания что-то, с позволения сказать, псковское, от настоящих крепостных башен что-то.

Ощущение материальности продолжается в организации двора, террасами спускающегося в сторону реки и упомянутого стадиона «Янтарь». Террасы укреплены серьезными, капитальными и тоже желтоватыми стенками – этот плотно слепленный сад выглядит прямо-таки как вызов современной воздушности и стеклянности.

«Янтарный город» кажется мне памятником прорастания новых приемов сквозь своеобразный жанр московской башни. Или же – попыткой радикально трансформировать этот жанр. Башни получились основательными, кристалличными, очень материальными. Во многом очищенными от лишнего. Правда, жанр – штука сильная, и местами он берет свое. Ярко-синий цвет обрешеток стекла, короноподобные выступы трех верхних этажей и ярко-синие же конструкции на крышах – как будто бы переводят попытку облагораживания в шутку. Но так или иначе, перед нами редкий образец – таких домов не было до, и вряд ли будут после.

открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

ссылки:

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Дмитрий Селивохин
  • Василий Крапивин
  • Антон Ладыгин
  • Андрей Асадов
  • Наталия Шилова
  • Владимир Биндеман
  • Карен Сапричян
  • Станислав Белых
  • Андрей Романов
  • Сергей  Орешкин
  • Никита Явейн
  • Александра Кузьмина
  • Евгений Герасимов
  • Левон Айрапетов
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Скуратов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александр Асадов
  • Илья Уткин
  • Павел Андреев
  • Сергей Чобан
  • Юлий Борисов
  • Михаил Канунников
  • Олег Шапиро
  • Антон Лукомский
  • Сергей Труханов
  • Зураб Басария
  • Антон Бондаренко
  • Наталья Сидорова
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Олег Мединский
  • Екатерина Грень
  • Никита Токарев
  • Валерий Лукомский
  • Владимир Ковалёв
  • Вера Бутко
  • Роман Леонидов
  • Константин Ходнев
  • Олег Карлсон
  • Игорь Шварцман
  • Владимир Плоткин
  • Алексей Курков
  • Иван Кожин
  • Никита Бирюков
  • Илья Машков
  • Андрей Гнездилов
  • Дмитрий Васильев
  • Полина Воеводина
  • Николай Миловидов
  • Александр Попов
  • Александр Скокан
  • Тотан Кузембаев
  • Анатолий Столярчук
  • Всеволод Медведев
  • Валерия Преображенская
  • Юлия Тряскина
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Сенкевич
  • Антон Надточий
  • Арсений Леонович
  • Дмитрий Ликин
  • Даниил Лоренц
  • Александр Бровкин
  • Антон Барклянский

Постройки и проекты (новые записи):

  • Дом «KINO»
  • Мемориал жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова, конкурсный проект
  • Международный медицинский кластер в Сколково. Диагностический и терапевтический корпус
  • Моносад на московском монорельсе
  • Спортивный центр Nike Box MSK
  • Павильон в парке Горького
  • ШАР перед Даниловским рынком
  • ЖК «Палникс»
  • Эскиз застройки территории заводов «Химволокно» и «Пластполимер»

Технологии:

06.07.2018

Кирпич без границ

Представляем лауреатов Brick Award 2018 – премии, учрежденной компанией Wienerberger за выдающиеся здания, построенные из керамических материалов.
Wienerberger (Винербергер)
04.07.2018

Кондиционеры на фасадах

Рассматриваем еще раз острую проблему кондиционеров на фасаде. Свое мнение высказали архитекторы, девелоперы и специалисты по фасадным системам.
ТехноДекорСтрой
02.07.2018

Птица на гараже

Деконструированный «Птеродактиль» Эрика Мосса в Карвер-Сити сделан из титан-цинка.
RHEINZINK
29.06.2018

Остекление палубы теплохода как главный фактор коммерческого успеха

Безрамное раздвижное остекление Lumon на теплоходе «Ласточка-2»
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
другие статьи