23.07.2008

Трансформация жанра

Весной в Строгино было закончено строительство двух башен «Янтарного города» Дмитрия Александрова, возведение двух других идет полным ходом. Как выяснилось после завершения первой части строительства, дома обладают не только оригинальной внутренней структурой многоярусных атриумов, но и необычной по нашим временам очень материальной фактурой

информация:

Янтарный город по состоянию на 2008 год. Фотографии авторов
Янтарный город по состоянию на 2008 год. Фотографии авторовоткрыть большое изображение

Четыре башни цепочкой выстроились вдоль берега Москвы-реки, перед стадионом Андрея Бокова «Янтарь». От стадиона происходит название квартала жилых башен Дмитрия Александрова – «Янтарный город». От названия происходит цвет фасадов – стены сложены из разных оттенков желтого камня. А по-английски имя этого квартала звучит – ни много ни мало как ‘Amber city’ – город Амбер, хотя сходство с известной фантастической сагой чисто словесное. Две башни завершены этой весной, еще две активно строятся.

Мы уже писали о проекте комплекса «Янтарный город». Он был отмечен несколькими дипломами, в том числе и на «Зодчестве» 2004 года. Наиболее оригинальный ход этого проекта – многоярусные атриумы внутри двух башен (как раз тех, которые уже построены). Атриумы разделены на части – по четыре этажа в каждой. Получается снаружи – башня, а внутри – вроде бы невысокий город. Только ячейки этого города поставлены не рядом вдоль улицы, а друг на друга. Дома поставлены вдоль линии Таллиннской улицы, атриумы ориентированы почти что на север, а квартиры располагают замечательными видами на разные части Строгинской поймы. Сейчас в Москве проектируется множество больших домов с разнообразнейшими атриумами и висячими садами, но «Янтарный город» был одним из первых примеров московских поисков на эту тему.

Снаружи башни тоже получились не совсем обычными. Из-за атриумов они широкие, хотя и не приземистые – спокойные такие крупные башни. Но это не главное. Основной пафос этих домов, как кажется – в облагораживании, а может быть, даже в некоторой степени преодолении жанра элитных башен, в Москве набившего страшнейшую оскомину. Характерный пример жанра – комплекс «Алые паруса», стоящий на противоположной стороне реки. Так вот, «Янтарный город» Дмитрия Александрова всячески отрицает этот жанр в его московской интерпретации.

Во-первых, дома старательно отворачиваются от «Алых парусов» – в их сторону повернуты технические помещения. Во-вторых они почти лишены украшений, на смену которым пришли неоконструктивистские угловые окошки. Эти окошки здесь очень уместны, они одновременно уничтожают «лишний» объем, зрительно облегчают крупноватые здания – и делают их более структурными, четкими, многократно прочерчивая углы. В-третьих, стены сложены (не облицованы, а именно сложены) из блоков желтого камня. Камень искусственный – называется россер, его внешняя фактура имитирует, и достаточно успешно, шершавую поверхность известняка. А кладка – настоящая, полноценная верстовая кладка с утеплителем вместо забутовки.

Если взять за скобки, что камень искусственный, то в остальном это очень традиционная стена. Консервативная стена. Ее каменные блоки на растворе (кстати сказать, довольно-таки аккуратно сложенные) – неожиданный по нашим временам материал, отчего в сознании начинают происходить странные вещи. Ведь современная архитектура – это что? Недавно – панель или партийный розовый кирпич, сейчас – тонкий флер декоративных панелей, навешенный на бетонный каркас. Камень сейчас, как правило, дорогой и существует в виде пластин на каком-нибудь модном креплении. Верстовая кладка выглядит необычно. Мы привыкли, что из таких материалов обычно бывают сделаны памятники архитектуры, ну или хотя бы сталинские дома. Но не жилые башни в районе Строгино. Желтый камень привносит в эти здания что-то, с позволения сказать, псковское, от настоящих крепостных башен что-то.

Ощущение материальности продолжается в организации двора, террасами спускающегося в сторону реки и упомянутого стадиона «Янтарь». Террасы укреплены серьезными, капитальными и тоже желтоватыми стенками – этот плотно слепленный сад выглядит прямо-таки как вызов современной воздушности и стеклянности.

«Янтарный город» кажется мне памятником прорастания новых приемов сквозь своеобразный жанр московской башни. Или же – попыткой радикально трансформировать этот жанр. Башни получились основательными, кристалличными, очень материальными. Во многом очищенными от лишнего. Правда, жанр – штука сильная, и местами он берет свое. Ярко-синий цвет обрешеток стекла, короноподобные выступы трех верхних этажей и ярко-синие же конструкции на крышах – как будто бы переводят попытку облагораживания в шутку. Но так или иначе, перед нами редкий образец – таких домов не было до, и вряд ли будут после.

открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

ссылки:

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Орешкин
  • Роман Леонидов
  • Александр Скокан
  • Юлия Тряскина
  • Карен Сапричян
  • Юлий Борисов
  • Вера Бутко
  • Зураб Басария
  • Анатолий Столярчук
  • Александр Попов
  • Екатерина Кузнецова
  • Наталья Сидорова
  • Сергей Труханов
  • Илья Машков
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Тотан Кузембаев
  • Никита Бирюков
  • Сергей Чобан
  • Даниил Лоренц
  • Владимир Биндеман
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Кузнецов
  • Андрей Романов
  • Никита Явейн
  • Василий Крапивин
  • Антон Лукомский
  • Олег Мединский
  • Александра Кузьмина
  • Арсений Леонович
  • Иван Кожин
  • Алексей Курков
  • Андрей Асадов
  • Илья Уткин
  • Дмитрий Ликин
  • Игорь Шварцман
  • Олег Карлсон
  • Антон Надточий
  • Константин Ходнев
  • Антон Барклянский
  • Антон Ладыгин
  • Наталия Зайченко
  • Сергей Сенкевич
  • Валерий Лукомский
  • Юрий Сафронов
  • Полина Воеводина
  • Рустам Керимов
  • Станислав Белых
  • Олег Шапиро
  • Андрей Гнездилов
  • Антон Бондаренко
  • Александр Асадов
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Селивохин
  • Владимир Ковалёв
  • Всеволод Медведев
  • Екатерина Грень
  • Левон Айрапетов
  • Наталия Шилова
  • Валерия Преображенская
  • Марк Сафронов
  • Дмитрий Васильев
  • Александр Бровкин
  • Михаил Канунников
  • Павел Андреев
  • Антон Яр-Скрябин
  • Николай Миловидов
  • Евгений Герасимов
  • Алексей Гинзбург
  • Никита Токарев

Постройки и проекты (новые записи):

  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии
  • Парк Domino

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи