10.09.2007

Генокод для квартала или поэтическое градостроительство

«Дизайн-код», который мастерская Сергея Скуратова разработала для квартала № 473 в Хамовниках, представляет собой новый вариант московского градостроительства. Это не просто план или список рекомендаций, это детализированный образ проектируемого квартала, причем интересно, что помимо пластики и фактуры архитектор всерьез озабочен «психологическими» проблемами места и стремится сконструировать ему новую душу.

информация:

  • архитектор:
  • где:
    Россия. Москва
  • проекты:
    Проект «Садовые кварталы» / Сергей Скуратов / Сергей Скуратов ARCHITECTS
    где:
    Россия. Москва, ул. Усачева, вл. 11
    авторский коллектив:
    Руководитель авторского коллектива – С. Скуратов
    Главный архитектор проекта –А. Панёв

    1 квартал (1.2, 1.3, 1.4, 1.5): Н. Асадов, С. Безверхий, И. Голубев, И. Ильин, М. Кирьянова, Н. Овсянникова, П. Шалимов, И. Щепетков

    2 квартал (2.1, 2.2, 2.3, 2.4): А. Алендеев, М. Кирьянова, Н. Овсянникова, Е. Тирских

    3 квартал (3.1, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9): А. Алендеев, С. Безверхий, М. Кирьянова, Ю. Левина, Н. Овсянникова, Е. Тирских, А. Чурадаев

    4 квартал (4.1, 4.6, 4.7, 4.8): А. Алендеев, А. Горобец, Е. Гуськова, Я. Дегтярева, М. Кирьянова, Ю. Ковалева, А. Коньков, Н. Овсянникова, Е. Тирских

    Школа, Бизнес-центр: Архитектурное бюро Сергея Скуратова


    Отдельные дома:
    1 квартал: «Бюро 500», архитектор М. Куренной (корп. 1.1, 1.6).
    2 квартал: ТПО «Резерв», архитектор В. Плоткин (корп. 2.5, 2.6).
    «Остоженка», архитектор А. Скокан (корп. 2.2, 2.8).
    3 квартал: АБ «СПиЧ», архитектор С. Чобан (корп. 3.2, 2.9).
    4 квартал: «Проект Меганом», архитектор Ю. Григорян (корп. 4.2, 4.3, 4.4).
    «А-Б», архитектор А. Савин (корп. 4.5).


    На разных этапах работы принимали участие архитекторы: А. Барклянский, В. Обвинцев, Д. Чернышов,К. Харитонова, И. Ильин, А. Беленкова, Р. Гильмутдинов, И. Маринин, А. Дмитриев, Ю. Клевакин, Ю. Фролов, А. Хасанов, А. Егерев, А. Иванова
    заказчики, смежники:
    Заказчик: «М-Девелопмент», ЗАО «Интеко»
    Генподрядчик: ООО «Дивидаг»
    Смежники: «Метроспецстрой-Девелопер», «АМ Групп»


    Проект застройки квартала в районе Хамовники города Москвы / Сергей Скуратов / Сергей Скуратов ARCHITECTS
    где:
    Россия. Москва
    авторский коллектив:
    Скуратов С.А. - руководитель авторского коллектива. А. Алендеев, Н. Асадов, А. Барклянский, Е. Гуськова, М. Кирьянова, Ю. Левина, В. Обвинцев, Д. Чернышов, А. Чурадаев, К. Харитонова. На разных этапах работы принимали участие архитекторы: И. Ильин, А. Беленкова, Р. Гильмутдинов, И. Маринин, А. Дмитриев, Ю. Клевакин, Ю. Фролов, А. Хасанов, А. Егерев, А. Иванова
    заказчики, смежники:
    Заказчик - ООО УСК «Металлоинвест девелопмент»

открыть большое изображение

Завод «Каучук» находится между станциями метро Фрунзенская и Спортивная, рядом с парком усадьбы Трубецких, который сейчас прекрасно обихожен – в пруду даже плавают белые лебеди. С одной стороны парка – дворец Молодежи, известное произведение 1970-х гг., с другой – строится Фьюжн парк Владимира Плоткина, а с третьей – завод Каучук, ядовитое промышленное предприятие, поселившееся здесь в 1915 году. Правда, от начала XX века остался лишь один корпус заводоуправления, построенный тогдашней знаменитостью – Романом Клейном, автором здания музея изящных искусств на Волхонке. Но этот корпус старого завода – единственная достопримечательность, остальная часть территории заполнена большими обшарпанными постройками 1970-х и имеет удручающий вид. Завод будет выведен из города и уступит место новому жилому кварталу.

В недолгой истории проектирования есть некоторые любопытные черты, которые выделяют ее из ряда других подобных градостроительных начинаний Москвы. Кварталы строили и раньше – но до 1990-х это были очаги дешевой панельной застройки, а после – группы башен, как правило помпезных и почти анонимных. Архитекторы «с именем» чаще проектировали отдельные дома, которые оказывались любимыми сюжетами профессиональной прессы, но в общей массе терялись. Теперь маститые архитекторы проектируют уже целые кварталы.

Вначале был проведен заказной конкурс, к участию в котором пригласили российских архитекторов «первой руки». Победили две мастерские – «Меганом» и мастерская Сергея Скуратова. Затем заказчики устроили собеседование и остановили свой выбор на мастерской Скуратова, которой было предложено разработать градостроительную концепцию и сделать проекты большей части домов. Оставшаяся часть, около 10 % от общего объема, поделена между другими известными архитекторами – уже упомянутым «Меганомом», а также группой «А-Б», Александром Бродским, Алексеем Куренным, Владимиром Плоткиным, Александром Скоканом и Сергеем Чобаном.

Архитектор Сергей Скуратов руководит этим градостроительным процессом, строго организуя его вплоть до мелочей. Сейчас для квартала разрабатывается набор правил, названный «дизайн-кодом». Понятие непривычное, и автор сопровождает его словарным комментарием, из которого следует, что «кодированный объект» – это искусственная система, способная изменяться, сообразуясь с условиями.

Вчитываясь в комментарии, убеждаешься, что дизайнерский код больше всего похож на генетический – в нем расписано и распределено все до мелочей, однако же на его основе должны возникать разные индивидуумы.

В основе правил застройки квартала, разрабатываемых мастерской Сергея Скуратова для себя и для других, можно увидеть сравнительно привычное понятие генплана. Квартал 473, который сейчас полностью отгорожен и закрыт, планируется вернуть городскому пространству, он будет проницаем и проходим насквозь. В центре появится искусственный пруд прямоугольной формы, у каждой из сторон которого возникает четыре мини-квартала – здания группируются вокруг внутренних дворов, два прямоугольные, два – асимметричные и напоминают прямоугольники, у которых наискосок срезан один угол. Таким образом внутри квартала возникает пять центров: четыре «частных», это внутренние дворы, предназначенные для жителей, и один общественный – площадь вокруг пруда. Все вместе в плане напоминает крест с ветвями, немного сдвинутыми по часовой стрелке. Эта форма отчасти обусловлена тем, что три угловых участка квартала 473 заняты зданиями, которые не принадлежат заводу и сноситься не будут – южный угол жилой, восточный банковский, в северном находится корпус Медицинской академии им. И.М. Сеченова.

Однако дизайн-код не ограничен планировкой квартала. Подробно разработаны объемы каждого дома – при этом многие из них оказываются подсеченными в нижней части и нависают над проходами и проездами в виде гигантских консолей, заставляя вспомнить другие проекты Сергея Скуратова – дом в Тессинском и конкурсное предложение для квартала рядом с Донским монастырем. Определена высота и количество этажей, а также – линии расположения верхних отметок окон. Последнее – объясняет Сергей Скуратов, сделано для того, чтобы между домами не возникло ритмического разнобоя.

Клейновский корпус заводоуправления сохранят и отреставрируют, а рядом будет воссоздана его копия – «собрат», разрушенный в советское время. Между зданием XIX века и его повторением возникнет стеклянно-металлические модернистское здание с фасадом, поставленным по диагонали к линии улицы – призванное оттенять историзм двух домов – сохраненного и воссозданного.

Корпус Р. Клейна, с одной стороны, и любовь Сергея Скуратова к кирпичным фактурам – с другой, определили выбор материала – на внешнем контуре квартала будет преобладать кирпич (голландский ручной лепки и немецкий клинкер), внутри, вокруг пруда – светлый камень, стекло и металл. Таким образом снаружи это градостроительное новообразование будет более традиционным чем «внутри». Основной материал фасадов также заложен в «дизайн-код», кроме того, существуют рекомендации – например, в кирпичной фактуре предполагаются плавные переходы тональности от темной серой внизу до более светлой коричневой в верхней части домов.

Однако перечисленные вещи скорее материальны; помимо них существует еще и не менее важная – теория, которая у Сергея Скуратова превращается из привычных суховатых выкладок в лирико-поэтическое эссе. Она сочетает принципы контекстуализма с творческими модернистскими порывами. Например, пруд внутри напоминает об усадебных парках XVIII века, а кирпич снаружи апеллирует как к зданию Клейна, так и к воспоминанию о кирпичных заводах XVII в. в районе Хамовников; пешеходная проницаемость квартала возрождает память о переулке, утраченном после появления завода. Эта привычная для современной Москвы культурологическая мотивация исполнена на редкость любовно и многозначно, что характерно для творчества Сергея Скуратова. Однако поверх нее накладываются более смелые рассуждения – здание Клейна, строгий и красивый образец заводской архитектуры, предстает «западническим» полюсом в противовес «восточному» ориентиру в виде образца «московской» архитектуры начала 2000-х, жилого комплекса «Камелот» с северо-восточной стороны. Между ними должно возникнуть смысловое напряжение – своеобразная «растяжка-градиент» – от технологичного рационального Запада до рукотворного чувственного Востока.

Таким образом, «генетический код» квартала содержит, как и полагается, разнородную информацию, необходимую для «роста» архитектурных произведений – поэтизированную многослойную теоретическую «закваску» и детальные рекомендации, касающиеся в равной степени «скелета» – плана и структуры, «наполнения» – объемов и «шкуры» – фактурных фасадных решений. Не то чтобы это совсем новый подход к московскому градостроительству, однако в нем есть ряд особенностей, который делает его необычным – прежде всего очень личностное отношение к задаче и характерная для архитектуры Сергея Скуратова фактурность, эмоциональность и поэтичность. Которые таким образом выходят за рамки одного или двух домов и распространяются на целый квартал.
 
открыть большое изображение
Квартал «Хамовники». Проект
Квартал «Хамовники». Проектоткрыть большое изображение
Местоположение
Местоположениеоткрыть большое изображение
Р. Клейн. Здание заводоуправления
Р. Клейн. Здание заводоуправления открыть большое изображение
Принципиальная совмещенная схема характера остекления и тональной растяжки кирпичной кладки. Внизу красными буквами написано: «Внимание: это не пример фасада!»
Принципиальная совмещенная схема характера остекления и тональной растяжки кирпичной кладки. Внизу красными буквами написано: «Внимание: это не пример фасада!»открыть большое изображение
Лето
Летооткрыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
Улица Ефремова
Улица Ефремоваоткрыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Чобан
  • Рустам Керимов
  • Наталия Шилова
  • Антон Яр-Скрябин
  • Юрий Сафронов
  • Александр Асадов
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Сенкевич
  • Никита Явейн
  • Иван Кожин
  • Олег Мединский
  • Дмитрий Васильев
  • Наталья Сидорова
  • Олег Шапиро
  • Карен Сапричян
  • Владимир Биндеман
  • Валерий Лукомский
  • Тотан Кузембаев
  • Илья Машков
  • Левон Айрапетов
  • Сергей Скуратов
  • Александр Скокан
  • Никита Токарев
  • Андрей Романов
  • Антон Лукомский
  • Александр Попов
  • Юлия Тряскина
  • Антон Бондаренко
  • Евгений Герасимов
  • Дмитрий Ликин
  • Даниил Лоренц
  • Сергей Труханов
  • Зураб Басария
  • Иван Рубежанский
  • Арсений Леонович
  • Сергей Орешкин
  • Роман Леонидов
  • Валерия Преображенская
  • Наталия Зайченко
  • Константин Ходнев
  • Полина Воеводина
  • Василий Крапивин
  • Сергей Кузнецов
  • Всеволод Медведев
  • Владимир Ковалёв
  • Екатерина Кузнецова
  • Марк Сафронов
  • Андрей Асадов
  • Вера Бутко
  • Михаил Канунников
  • Владимир Плоткин
  • Игорь Шварцман
  • Антон Надточий
  • Станислав Белых
  • Екатерина Грень
  • Илья Уткин
  • Николай Миловидов
  • Александр Бровкин
  • Олег Карлсон
  • Никита Бирюков
  • Павел Андреев
  • Юлий Борисов
  • Александра Кузьмина
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Алексей Гинзбург
  • Андрей Гнездилов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Концепция благоустройства территории ЖК «Крылья»
  • Жилой дом ZEPPELIN
  • Жилой квартал Lucky
  • Развитие территории бывшего Бадаевского завода
  • Дом в Зеленой роще
  • ЖК на ул. Прилукская
  • Жилой дом «Тwin House»
  • Библиотека Де Крок
  • Многофункциональный комплекс Desert City

Технологии:

13.02.2019

Ворота от «ZABOR–MODERN.RU» – технологично, стильно и надежно

От эконом-версии до складывающейся механики «гармошка». Ворота – Ваша визитная карточка, на которой нельзя экономить.
Zabor Modern
11.02.2019

Клинкер “Brick to Click” для мегафасадов

О надежности, легкости крепления и других достоинствах вентилируемой навесной конструкции из клинкерной плитки – на примере масштабного и очень высокого жилого комплекса «Сердце столицы».
Ströher
24.01.2019

Японский фиброцемент KMEW: устойчивый и разнообразный

400 вариантов цветов и фактур, незаметные стыки и скрытое крепление, сейсмостойкость и умение избавляться от грязи с помощью гидрофильного слоя – у этих фасадных панелей достаточно особенностей, достойных внимания.
КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
22.01.2019

FunderMax: решение для пластичного фасада

Гибкий и цельный объем ТРЦ «Ливерпуль» в Мексике облицован HPL-панелями Max Compact Exterior FunderMax, допускающими монтаж на криволинейной поверхности.
ООО «Декотек Инжиниринг»
10.01.2019

Открыт прием заявок на архитектурную премию Wienerberger Brick Award 2020. Регистрация проектов до 9 апреля 2019!

Wienerberger Brick Award – признанная во всем мире ежегодная премия, которая отмечает лучшие проекты и постройки, использующие кирпич и керамические материалы любых производителей.
Wienerberger (Винербергер)
другие статьи