English version

Генокод для квартала или поэтическое градостроительство

«Дизайн-код», который мастерская Сергея Скуратова разработала для квартала № 473 в Хамовниках, представляет собой новый вариант московского градостроительства. Это не просто план или список рекомендаций, это детализированный образ проектируемого квартала, причем интересно, что помимо пластики и фактуры архитектор всерьез озабочен «психологическими» проблемами места и стремится сконструировать ему новую душу.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

10 Сентября 2007
mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК «Садовые кварталы»: проект
Россия, Москва, ул. Усачева, вл. 11

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – С. Скуратов
Главный архитектор проекта –А. Панёв

1 квартал (1.2, 1.3, 1.4, 1.5): Н. Асадов, С. Безверхий, И. Голубев, И. Ильин, М. Кирьянова, Н. Овсянникова, П. Шалимов, И. Щепетков

2 квартал (2.1, 2.2, 2.3, 2.4): А. Алендеев, М. Кирьянова, Н. Овсянникова, Е. Тирских

3 квартал (3.1, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9): А. Алендеев, С. Безверхий, М. Кирьянова, Ю. Левина, Н. Овсянникова, Е. Тирских, А. Чурадаев

4 квартал (4.1, 4.6, 4.7, 4.8): А. Алендеев, А. Горобец, Е. Гуськова, Я. Дегтярева, М. Кирьянова, Ю. Ковалева, А. Коньков, Н. Овсянникова, Е. Тирских

Школа, Бизнес-центр: Архитектурное бюро Сергея Скуратова


Отдельные дома:
1 квартал: «Бюро 500», архитектор М. Куренной (корп. 1.1, 1.6).
2 квартал: ТПО «Резерв», архитектор В. Плоткин (корп. 2.5, 2.6).
«Остоженка», архитектор А. Скокан (корп. 2.2, 2.8).
3 квартал: АБ «СПиЧ», архитектор С. Чобан (корп. 3.2, 2.9).
4 квартал: «Проект Меганом», архитектор Ю. Григорян (корп. 4.2, 4.3, 4.4).
«А-Б», архитектор А. Савин (корп. 4.5).


На разных этапах работы принимали участие архитекторы: А. Барклянский, В. Обвинцев, Д. Чернышов,К. Харитонова, И. Ильин, А. Беленкова, Р. Гильмутдинов, И. Маринин, А. Дмитриев, Ю. Клевакин, Ю. Фролов, А. Хасанов, А. Егерев, А. Иванова

2006 — 2014 / 2010 — 2015

Заказчик: «М-Девелопмент», ЗАО «Интеко»
Генподрядчик: ООО «Дивидаг»
Смежники: «Метроспецстрой-Девелопер», «АМ Групп»
Проект застройки квартала в районе Хамовники города Москвы
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Скуратов С.А. - руководитель авторского коллектива. А. Алендеев, Н. Асадов, А. Барклянский, Е. Гуськова, М. Кирьянова, Ю. Левина, В. Обвинцев, Д. Чернышов, А. Чурадаев, К. Харитонова. На разных этапах работы принимали участие архитекторы: И. Ильин, А. Беленкова, Р. Гильмутдинов, И. Маринин, А. Дмитриев, Ю. Клевакин, Ю. Фролов, А. Хасанов, А. Егерев, А. Иванова

3.2005 — 8.2007

Заказчик - ООО УСК «Металлоинвест девелопмент»
0 Завод «Каучук» находится между станциями метро Фрунзенская и Спортивная, рядом с парком усадьбы Трубецких, который сейчас прекрасно обихожен – в пруду даже плавают белые лебеди. С одной стороны парка – дворец Молодежи, известное произведение 1970-х гг., с другой – строится Фьюжн парк Владимира Плоткина, а с третьей – завод Каучук, ядовитое промышленное предприятие, поселившееся здесь в 1915 году. Правда, от начала XX века остался лишь один корпус заводоуправления, построенный тогдашней знаменитостью – Романом Клейном, автором здания музея изящных искусств на Волхонке. Но этот корпус старого завода – единственная достопримечательность, остальная часть территории заполнена большими обшарпанными постройками 1970-х и имеет удручающий вид. Завод будет выведен из города и уступит место новому жилому кварталу.

В недолгой истории проектирования есть некоторые любопытные черты, которые выделяют ее из ряда других подобных градостроительных начинаний Москвы. Кварталы строили и раньше – но до 1990-х это были очаги дешевой панельной застройки, а после – группы башен, как правило помпезных и почти анонимных. Архитекторы «с именем» чаще проектировали отдельные дома, которые оказывались любимыми сюжетами профессиональной прессы, но в общей массе терялись. Теперь маститые архитекторы проектируют уже целые кварталы.

Вначале был проведен заказной конкурс, к участию в котором пригласили российских архитекторов «первой руки». Победили две мастерские – «Меганом» и мастерская Сергея Скуратова. Затем заказчики устроили собеседование и остановили свой выбор на мастерской Скуратова, которой было предложено разработать градостроительную концепцию и сделать проекты большей части домов. Оставшаяся часть, около 10 % от общего объема, поделена между другими известными архитекторами – уже упомянутым «Меганомом», а также группой «А-Б», Александром Бродским, Алексеем Куренным, Владимиром Плоткиным, Александром Скоканом и Сергеем Чобаном.

Архитектор Сергей Скуратов руководит этим градостроительным процессом, строго организуя его вплоть до мелочей. Сейчас для квартала разрабатывается набор правил, названный «дизайн-кодом». Понятие непривычное, и автор сопровождает его словарным комментарием, из которого следует, что «кодированный объект» – это искусственная система, способная изменяться, сообразуясь с условиями.

Вчитываясь в комментарии, убеждаешься, что дизайнерский код больше всего похож на генетический – в нем расписано и распределено все до мелочей, однако же на его основе должны возникать разные индивидуумы.

В основе правил застройки квартала, разрабатываемых мастерской Сергея Скуратова для себя и для других, можно увидеть сравнительно привычное понятие генплана. Квартал 473, который сейчас полностью отгорожен и закрыт, планируется вернуть городскому пространству, он будет проницаем и проходим насквозь. В центре появится искусственный пруд прямоугольной формы, у каждой из сторон которого возникает четыре мини-квартала – здания группируются вокруг внутренних дворов, два прямоугольные, два – асимметричные и напоминают прямоугольники, у которых наискосок срезан один угол. Таким образом внутри квартала возникает пять центров: четыре «частных», это внутренние дворы, предназначенные для жителей, и один общественный – площадь вокруг пруда. Все вместе в плане напоминает крест с ветвями, немного сдвинутыми по часовой стрелке. Эта форма отчасти обусловлена тем, что три угловых участка квартала 473 заняты зданиями, которые не принадлежат заводу и сноситься не будут – южный угол жилой, восточный банковский, в северном находится корпус Медицинской академии им. И.М. Сеченова.

Однако дизайн-код не ограничен планировкой квартала. Подробно разработаны объемы каждого дома – при этом многие из них оказываются подсеченными в нижней части и нависают над проходами и проездами в виде гигантских консолей, заставляя вспомнить другие проекты Сергея Скуратова – дом в Тессинском и конкурсное предложение для квартала рядом с Донским монастырем. Определена высота и количество этажей, а также – линии расположения верхних отметок окон. Последнее – объясняет Сергей Скуратов, сделано для того, чтобы между домами не возникло ритмического разнобоя.

Клейновский корпус заводоуправления сохранят и отреставрируют, а рядом будет воссоздана его копия – «собрат», разрушенный в советское время. Между зданием XIX века и его повторением возникнет стеклянно-металлические модернистское здание с фасадом, поставленным по диагонали к линии улицы – призванное оттенять историзм двух домов – сохраненного и воссозданного.

Корпус Р. Клейна, с одной стороны, и любовь Сергея Скуратова к кирпичным фактурам – с другой, определили выбор материала – на внешнем контуре квартала будет преобладать кирпич (голландский ручной лепки и немецкий клинкер), внутри, вокруг пруда – светлый камень, стекло и металл. Таким образом снаружи это градостроительное новообразование будет более традиционным чем «внутри». Основной материал фасадов также заложен в «дизайн-код», кроме того, существуют рекомендации – например, в кирпичной фактуре предполагаются плавные переходы тональности от темной серой внизу до более светлой коричневой в верхней части домов.

Однако перечисленные вещи скорее материальны; помимо них существует еще и не менее важная – теория, которая у Сергея Скуратова превращается из привычных суховатых выкладок в лирико-поэтическое эссе. Она сочетает принципы контекстуализма с творческими модернистскими порывами. Например, пруд внутри напоминает об усадебных парках XVIII века, а кирпич снаружи апеллирует как к зданию Клейна, так и к воспоминанию о кирпичных заводах XVII в. в районе Хамовников; пешеходная проницаемость квартала возрождает память о переулке, утраченном после появления завода. Эта привычная для современной Москвы культурологическая мотивация исполнена на редкость любовно и многозначно, что характерно для творчества Сергея Скуратова. Однако поверх нее накладываются более смелые рассуждения – здание Клейна, строгий и красивый образец заводской архитектуры, предстает «западническим» полюсом в противовес «восточному» ориентиру в виде образца «московской» архитектуры начала 2000-х, жилого комплекса «Камелот» с северо-восточной стороны. Между ними должно возникнуть смысловое напряжение – своеобразная «растяжка-градиент» – от технологичного рационального Запада до рукотворного чувственного Востока.

Таким образом, «генетический код» квартала содержит, как и полагается, разнородную информацию, необходимую для «роста» архитектурных произведений – поэтизированную многослойную теоретическую «закваску» и детальные рекомендации, касающиеся в равной степени «скелета» – плана и структуры, «наполнения» – объемов и «шкуры» – фактурных фасадных решений. Не то чтобы это совсем новый подход к московскому градостроительству, однако в нем есть ряд особенностей, который делает его необычным – прежде всего очень личностное отношение к задаче и характерная для архитектуры Сергея Скуратова фактурность, эмоциональность и поэтичность. Которые таким образом выходят за рамки одного или двух домов и распространяются на целый квартал.
 
Квартал «Хамовники». Проект
Местоположение
Р. Клейн. Здание заводоуправления
Принципиальная совмещенная схема характера остекления и тональной растяжки кирпичной кладки. Внизу красными буквами написано: «Внимание: это не пример фасада!»
Лето
Улица Ефремова
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
ЖК «Садовые кварталы»: проект
Россия, Москва, ул. Усачева, вл. 11

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – С. Скуратов
Главный архитектор проекта –А. Панёв

1 квартал (1.2, 1.3, 1.4, 1.5): Н. Асадов, С. Безверхий, И. Голубев, И. Ильин, М. Кирьянова, Н. Овсянникова, П. Шалимов, И. Щепетков

2 квартал (2.1, 2.2, 2.3, 2.4): А. Алендеев, М. Кирьянова, Н. Овсянникова, Е. Тирских

3 квартал (3.1, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9): А. Алендеев, С. Безверхий, М. Кирьянова, Ю. Левина, Н. Овсянникова, Е. Тирских, А. Чурадаев

4 квартал (4.1, 4.6, 4.7, 4.8): А. Алендеев, А. Горобец, Е. Гуськова, Я. Дегтярева, М. Кирьянова, Ю. Ковалева, А. Коньков, Н. Овсянникова, Е. Тирских

Школа, Бизнес-центр: Архитектурное бюро Сергея Скуратова


Отдельные дома:
1 квартал: «Бюро 500», архитектор М. Куренной (корп. 1.1, 1.6).
2 квартал: ТПО «Резерв», архитектор В. Плоткин (корп. 2.5, 2.6).
«Остоженка», архитектор А. Скокан (корп. 2.2, 2.8).
3 квартал: АБ «СПиЧ», архитектор С. Чобан (корп. 3.2, 2.9).
4 квартал: «Проект Меганом», архитектор Ю. Григорян (корп. 4.2, 4.3, 4.4).
«А-Б», архитектор А. Савин (корп. 4.5).


На разных этапах работы принимали участие архитекторы: А. Барклянский, В. Обвинцев, Д. Чернышов,К. Харитонова, И. Ильин, А. Беленкова, Р. Гильмутдинов, И. Маринин, А. Дмитриев, Ю. Клевакин, Ю. Фролов, А. Хасанов, А. Егерев, А. Иванова

2006 — 2014 / 2010 — 2015

Заказчик: «М-Девелопмент», ЗАО «Интеко»
Генподрядчик: ООО «Дивидаг»
Смежники: «Метроспецстрой-Девелопер», «АМ Групп»
Проект застройки квартала в районе Хамовники города Москвы
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Скуратов С.А. - руководитель авторского коллектива. А. Алендеев, Н. Асадов, А. Барклянский, Е. Гуськова, М. Кирьянова, Ю. Левина, В. Обвинцев, Д. Чернышов, А. Чурадаев, К. Харитонова. На разных этапах работы принимали участие архитекторы: И. Ильин, А. Беленкова, Р. Гильмутдинов, И. Маринин, А. Дмитриев, Ю. Клевакин, Ю. Фролов, А. Хасанов, А. Егерев, А. Иванова

3.2005 — 8.2007

Заказчик - ООО УСК «Металлоинвест девелопмент»

10 Сентября 2007

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Долгожданная интервенция
В своей новой постройке Сергей Скуратов развивает тему баланса статики и динамики, продолжает эксперименты с кирпичными фасадами, апробирует новые элементы жилой архитектуры, но главное – решает накопившиеся градостроительные проблемы крупного фрагмента городской застройки.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Сергей Скуратов: «Архитектура – как любовь»
О различии категорий качества и несовершенства, кайфе от архитектуры, везении конца девяностых, необходимости бороться за свой замысел, но и привлекать консультантов на самой ранней стадии работы – в интервью Сергея Скуратова для проекта «Эталон качества».
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Блестящий экс-корт
Известные всем любителям большого тенниса корты на Краснопресненской набережной бюро Сергея Скуратова прячет внутри живописного парка и «наращивает» пластинами жилых небоскребов.
Комета ЗИЛ
Два первых лота жилого комплекса ЗилАрт, спроектированные Сергеем Скуратовым, совмещают контекстуальный сюжет, апеллирующий к истории завода, с эмоциональной, артистической насыщенностью фактуры и деталей. Не зря они служат урбанистической заставкой – городским «фасадом» первой очереди комплекса.
Музейная экспансия
Публикуем статью историка архитектуры Марины Хрусталевой о стратегиях развития московских и петербуржских музеев, опубликованную в тематическом номере журнала «Проект Россия» – «Культура» (№ 80, июнь 2016).
Кирпичная оболочка Skuratov House
О том, как Сергей Скуратов полностью «обернул» дом кирпичом, найдя подходящую серию-сортировку в Германии на заводе Hagemeister, в самом дальнем углу склада, – и дав ей новую жизнь.
Похожие статьи
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Пространство на вырост
Столовая для детского сада в японском городе Фукуяма по проекту бюро UID должна будить воображение малышей, а также подходить для их родителей и воспитателей.
Северный Версаль
На берегу величественной реки Вычегды, в живописном месте, в шести километрах от центра столицы Республики Коми Сыктывкара известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов спроектировал город Югыд-Чой в традиционной эстетике, ориентированной на центр Санкт-Петербурга. Заказчик Елена Соболева, глава ООО «Фонд жилищного строительства г. Сыктывкара», видит свою миссию в том, чтобы Югыд-Чой стал визитной карточкой республики.
Школа особого режима
Престижная Амстердамская британская школа заняла бывший комплекс тюрьмы конца XIX века. Авторы проекта реконструкции – Atelier PRO.
Анализ и синтез
Проект ЖК «Красин», предназначенный для исторического центра Петербурга и расположенный в очень ответственном месте: рядом с Горным институтом Воронихина, но на границе с промышленным городом, – стал результатом тщательного анализа специфики исторической застройки Васильевского острова и последующего синтеза с уклонением от прямой стилизации, но формированием узнаваемого силуэта, созвучного «старому городу».
Преемственность силуэта
Доходный дом «Астория» в центре Стокгольма реконструирован архитекторами 3XN, которые добавили к нему новый корпус со схожим профилем кровли.
От контраста к контексту
Herzog & de Meuron расширили музей Кюпперсмюле в Дуйсбурге – комплекс индустриальной мельницы, который они сами приспособили для устройства экспозиций еще в 1999.
Камертон озера
Новый жилой комплекс в Тюмени спроектирован при участии французских архитекторов, сочетает башню с таунхаусами и домиками на крыше, но прежде всего настроен на озеро, которое способно подарить ощущение загородной жизни.
В кольцах пандусов
Словенские архитекторы ENOTA и косовское бюро OUD+ Architects выиграли конкурс на проект спортивного центра в Приштине.
Длинный дом
Общественный центр по проекту бюро smartvoll должен вернуть оживление в сердце австрийской деревни Гросвайкердорф.
Печатные, но наполовину
В Техасе выставили на продажу дома, возведенные при помощи 3D-принтера. Приобрести высокотехнологичное жилище можно за 745 000 долларов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Домики в кронах
Свайные гостевые домики по проекту бюро aoe обеспечивают постояльцам близость к природе и уединение.
Диалектический манифест
Высотный ЖК MOD, строительство которого начато в Марьиной роще рядом с территорией, на которой запланирована штаб-квартира РЖД, откликается на «центральный» контекст будущего городского окружения и в то же время позиционируется авторами как «манифест модернистских минималистичных принципов в архитектуре».
Околоземное пространство
Новый терминал аэропорта в Кемерово «Леонов» построен в «космические» сроки, несмотря на пандемию. Он стал одним из важных элементов стремительного развития города и зримо отразил свое посвящение первому выходу человека в открытый космос, как в интерьерах, так и на фасадах. Его главные «фишки»: эффект звездного неба и открытость.
В дуэте с ареной
Жилой комплекс West Half по проекту ODA в Вашингтоне построен рядом с бейсбольным стадионом и учитывает все аспекты такого соседства, включая свою «роль» в телетрансляциях матчей.
Высотная дактилоскопия
Ламели на фасадах высотного жилого комплекса Arté MK в Куала-Лумпуре по проекту SPARK обеспечивают защиту от солнца днем и декоративную подсветку ночью, а также повторяют узор отпечатка пальца заказчика.
Скелет суккулента
Сотрудники и студенты Штутгартского университета построили павильон с несущей конструкцией из льняного волокна, которая повторяет строение кактуса.
Технологии и материалы
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Хорошо забытое старое
Что можно почерпнуть из дореволюционных книг современному заказчику и производителю кирпича? Рассказывает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.
BTicino: сделано в Италии
Компания BTicino, итальянский бренд Группы Legrand, пересмотрела подход к электрике дома и сделала из розеток и выключателей функциональные произведения искусства.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Топовые BIM-модели Cersanit для интерьера ванной под ключ
BIM-технологии позволяют проектировщикам не только создавать 3D картинку, но и разрабатывать целую базу данных, где будет храниться вся информация об объекте с детальными характеристиками. Виртуальная копия здания хранит всю информацию об изменениях на каждом этапе, помогает поддерживать высокую производительность работы, сокращает время на пересчёт, позволяет детально проработать параметры и размеры блоков.
Золото на голубом – новое прочтение
В постиндустриальном районе Милана завершается строительство делового кластера The Sign. Комплекс станет функциональной и визуальной доминантой района – в нем разместятся множество деловых и общественных зон, а его сияющие золотыми фрагментами фасады будут привлекать внимание издалека. Золото на фасаде – панели ALUCOBOND® naturAL Gold от компании 3A Composites.
Многоликий габион
У габионов Zabor Modern, помимо эффектного внешнего вида, есть неочевидное преимущество: этот тип ограждения не требует фундаментных работ, благодаря чему устанавливать его можно даже там, где другой забор не пройдет по нормам. Кроме того, конструкция подходит и для ландшафтных решений.
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Сейчас на главной
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Ответ домашнему офису
Новое здание фармацевтического концерна Roche по проекту бюро Christ & Gantenbein предлагает сотрудникам альтернативу цифровой среде и работе на дому.
Город, дружелюбный к детям
Вместе с организаторами и кураторами фестиваля «Детская Платформа», который прошел в Нальчике, разбираемся, как привить детям чувство причастности к городу, какие практики позволят вовлечь их в городские процессы и почему важно учить детей работать с материалами.
Линия сердца
Проект-победитель конкурса Малых городов помогает связать скверы и парки Можги, сделать транзитные территории более безопасными и насытить центр города новыми сценариями и объектами – например, многофункциональным центром «Гаражи»
Белее белого
Публикуем последние четыре работы, вошедшие в короткий список конкурса на жилую застройку поселка Соловецкий: DNK.ag, .ket, «План Б» и АБ «Белое».
Ток и торф
Проект-победитель конкурса Малых городов от бюро SOTA: спокойный парк вокруг Стахановского озера в подмосковном Электрогорске
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Вход в горы
Смотровая площадка в Пермском природном парке привлекает внимание к природным достопримечательностям края и готовит путешественников к восхождению на скальный массив.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Две стихии
Еще один проект-победитель конкурса Малых городов от Аб «Вещь!», на этот раз для солнечного Ахтубинска: благоустройство, вдохновленное стихиями воды и воздуха, а также фотогеничный памятник досаждающей мошке.
Пространство на вырост
Столовая для детского сада в японском городе Фукуяма по проекту бюро UID должна будить воображение малышей, а также подходить для их родителей и воспитателей.
180 человек одних партнеров
Крупнейшим акционером Foster + Partners стала частная канадская инвестиционная фирма. Финансовое вливание позволит архитектурному бюро развиваться дальше, в том числе расширять число партнеров и обеспечивать их преемственность.
Северный Версаль
На берегу величественной реки Вычегды, в живописном месте, в шести километрах от центра столицы Республики Коми Сыктывкара известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов спроектировал город Югыд-Чой в традиционной эстетике, ориентированной на центр Санкт-Петербурга. Заказчик Елена Соболева, глава ООО «Фонд жилищного строительства г. Сыктывкара», видит свою миссию в том, чтобы Югыд-Чой стал визитной карточкой республики.
Променад на тракте
Проект-победитель конкурса Малых городов для Клина: длинный променад с точками притяжения, смотровыми площадками и всесезонно активными пространствами.
Школа особого режима
Престижная Амстердамская британская школа заняла бывший комплекс тюрьмы конца XIX века. Авторы проекта реконструкции – Atelier PRO.
Дача от архитектора
Дом.рф подводит промежуточные итоги конкурса на лучшие типовые проекты с использованием деревянных конструкций. Публикуем некоторые из проектов-победителей первой номинации конкурса, благодаря которой уже в следующем году любой желающий сможет построить загородный дом по проекту от мастерской Тотана Кузембаева и десятка других талантливых бюро.
Соль земли
Проект-победитель конкурса Малых городов для Усолья от АБ «Вещь!»: восстановление планировочной структуры посадской части и деликатное включение объектов благоустройства по соседству с памятниками строгановского барокко.
Сарай, огород и очаг
Ищем национальную идею российской архитектуры среди проектов финалистов конкурса на разработку многоквартирного жилья для поселка Соловецкий. В первом выпуске: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко + NORMA, Александр Бродский и бюро Katarsis.
Нет плохой погоды
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает для сибирского города Мегион всесезонный парк и необычные элементы благоустройства, отвечающие суровому климату: источники витамина D, укрытия от холода и непогоды и преобразователи ветра.
Искусство света и цвета
Искусствовед Ольга Колганова – об одном из экспонатов выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», Светопамятнике Григория Гидони.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Что есть истина
В Гостином дворе открылся 29 по счету фестиваль «Зодчество». Ярче всего, на наш взгляд, на этот раз выступили стенды регионов, которых не 8, как в прошлом году, а 16. А где истина, мы знаем и так.