Бассейн изрядно обветшал: под воздействием изменчивой московской погоды и климата, конструкции буквально «сыпались», а также устарел морально: новые требования к спортивным сооружениям потребовали обновления здания, расширения и технологического усовершенствования.
Юлий Борисов,
UNK project
«Предложенная нами реконструкция представляет собой вариант эволюционного развития комплекса и здания. В 1950-е бассейн представлял собой пример использования передовых технологий и решений для своего времени, так же как и наш проект для дня сегодняшнего. В то же время он был частью большого градостроительного замысла: в системе Лужников ему была симметрична Малая спортивная арена, которую удлинили в свое время к Олимпиаде-80. Тогда симметрия и равновесие были потеряны; сейчас мы в какой-то степени, увеличивая длину здания, восстанавливаем этот баланс».
Действительно, вариант, предложенный архитекторами UNK, более других «вжился» в предмет реконструкции. Проект совмещал идею реставрации и сохранения подлинных элементов старого здания с их копированием, увеличением – словом, приумножением. Воссозданы подтрибунные колоннады, сохраняется 50-метровый бассейн; исторические барельефы отреставрированы и помещены в интерьер; а на фасадах возникли их двойники, масштабированные в новых габаритах здания.
При этом архитекторы позаботились и об открытости бассейна – сегмент крыши раздвигается, а прозрачные фасады не только позволяют увидеть улицу изнутри, но и интерьеры здания снаружи.
Лужники как памятник
Юлия Тряскина, UNK project
«Во всем мире существует два подхода к такого рода историческим постройкам. Первый – дорогостоящая реставрация и упор на аутентичность как в экстерьере, так и в интерьере. За это придется платить сокращением количества посетителей за счет увеличения стоимости пребывания в такого рода зданиях – историческая инфраструктура просто не справляется с большим потоком. Второй путь – преображение и увеличение площадей за счет подземных этажей и надстройки. Поэтому мы с пониманием отнеслись к техническому заданию конкурса и постарались максимально приблизиться к историческому зданию».
Аттиковый этаж, возведенный над историческим объемом бассейна, украшен орнаментальной структурой, состоящей из колец – это еще один реверанс в сторону авторов бассейна: похожие кольца использованы в отделке станции метро «Электрозаводская» – работе архитектора Игоря Рожина, который участвовал в проектировании Лужников. Помимо колоннад в здании также использована отделка фасадов, характерная для 1950-х.
Возвращенный соцреализм
Одной из «фишек» Дворца стал барельеф, прежде украшавший внешнюю стену бассейна. Фактически он был единственной декорацией здания, возведенного в классицизирующих формах. В 1950-х барельеф на тему спорта и молодости был выполнен в технике шамота – крупногабаритных кирпичей с облицовкой глазурованной терракотой группой молодых скульпторов «ЛеСС», название которой было образовано по инициалам входивших в нее художников – Владимира Лемпорта, Вадима Сидура и Николая Силиса.Многофигурная композиция 19 м длиной и 3,8 м высотой была снята бережно снята со стены и ждала своего часа в ящиках: реставрация началась лишь в 2018 году в Кимрах, где, как оказалось, сохранены все технологии работы с этими материалами. После тщательного восстановления – из 622 деталей более трети имело повреждения и утраты – барельеф занял свое место в интерьере – прямо при входе в здание.
На фасадах же сегодня – увеличенная более чем в полтора раза копия: технологии 3D-сканирования позволили не только воссоздать масштабированную композицию из фибробетона, но и сделать ее двусторонней – она так же видна внутри, как и снаружи.
Кстати, в интерьерах Дворца нашлось место и для современной скульптуры: три цветных грации из металлической проволоки – дань уважения логотипу Лужников. Плоский рисунок был переведен в объем и получилась композиция, прославляющая спорт, молодость и красоту в иной, по отношению к 1950-м, интерпретации, более динамичная и яркая.
Технологическая революция в 60 лет
«Насыщение плавательного бассейна должно соответствовать ритму современности и запросам жителей по разным параметрам – стандарты обслуживания, требования к уровню сервиса – все изменилось за 60 лет», – объясняет задачи, стоявшие перед архитекторами Юлия Тряскина. Инфраструктура дворца значительно увеличилась – теперь в нем шесть этажей. Добавились подземная парковка и обслуживающая инфраструктура – раздевалки, кафе, небольшая торговая галерея.Исторический плавательный бассейн 50 метров сохранен, к нему добавлены два тренировочных по 25 метров – на консолях, появилась большая зона аквапарка, над которой по бокам находятся тренировочные залы, оборудована спа-зона.
Значительно увеличилась вместимость – теперь в здании могут находится до 3000 человек одновременно – только в одном аквапарке до 1000. То есть бассейн стал служить не только для тренировок, но и для развлечений.
В центральном бассейне – витражи на улицу и витражи на зону развлечений – в чем по мнению авторов выразилась преемственность и транспарентность помещений.
«Нам хотелось, чтобы каждый приходящий во Дворец, даже если он пришел отдыхать, почувствовал себя спортсменом», – комментирует проект Юлия Тряскина. «Поэтому в интерьерах нам было важно максимально сблизить спортивную и развлекательную функции комплекса. И потоки посетителей, приходящих в аквапарк или спа, и спортсменов, тренирующихся во Дворце, сведены в единый вход».
Передовые технологии применены в аквапарке: здесь международной командой разработана система горок, безопасность которых тестировалась практически все лето.
Главной трудностью стало размещение обслуживающих установок и горок, которые буквально вплетены в здание, но здесь архитекторам на помощь пришли BIM-технологии. Именно они позволили спроектировать семь горок, одна из которых имеет выход изгиба прямо в центральный атриум и приходящие в здание могут слышать летящих в трубе людей, волновую установку, позволяющую как утверждают авторы, тренироваться даже серфингистам.
Мечта о море в Москве
Если в на фасадах архитекторы следовали архитектурной мысли своих предшественников, то в интерьере, которого прежде не было – бассейн был открытый, была опасность удариться во все тяжкие: недавно открывшийся Дворец гимнастики неподалеку тому пример.Однако в интерьерах им удалось проявить сдержанность и деликатность по отношению к месту прежде всего. Во-первых, в отделке применены натуральные материалы. При входе в здание посетителей встречают пловцы и пловчихи – тот самый исторический барельеф, рядом с которым находится капсула потомкам. Архитекторы намеренно не стали выделять его – он аккуратно вписан в светлый интерьер, как будто там и находился всегда.
Транспарентность между помещениями – тренировочными залами, бассейнами и аквапарком – обеспечивают «пузырчатые» перегородки – те самые кольца с «Электрозаводской», напоминающие к тому же и олимпийские кольца.
Им вторят сквозные колодцы атриумов, круглые светильники на потолке и круги чаш бассейнов. Водная тематика таким образом присутствует везде, но очень ненавязчиво. Даже шумопоглощающие потолки в тренировочных зонах напоминают рябь воды.
Традиционно аквапарки стремятся к воспроизведению южных широт – раскидистые пластиковые пальмы, дощатые настилы, домики бунгало. Ничего такого здесь вы не найдете. Декорации и вся обстановка посвящены тематике водных и пляжных видов спорта – все-таки Дворец, хотя и приобрел развлекательный оттенок, по-прежнему остается местом для спортивных тренировок и соревнований. Декоративные элементы – кайты, доски для серфинга, тарелки фрисби несколько оживляют нейтральные интерьеры, а пляжные кресла в зонах отдыха напоминают волны.
Максимальная открытость – а именно этой логике, идущей от исторического бассейна, и следовали авторы проекта – при закрытом объеме – задача сложная, но выполнимая: для любителей поплавать под небом предусмотрена крыша, две секции которой раскрываются в летнее время. И еще – прямо под колоннадой оборудованы небольшие каналы, позволяющие посетителям выплывать прямо на открытый воздух в галереи.
Проезжая по Метромосту, можно оценить масштаб Дворца, увидеть окна-пузыри аттика, рассмотреть барельефы, украшающие его стены. И наверняка у многих возникнет желание заняться спортом или для начала просто сходить в самый центральный аквапарк Москвы. И узнать историю бассейна Лужники, которая плотно вплелась в архитектуру Дворца водных видов спорта.