English version

«Лужники»: проект группы ДНК

Подробный рассказ об одном из проектов финалистов конкурса на реконструкцию бассейна «Лужники».

mainImg
Мастерская:
DNK ag http://www.dnk-ag.ru/
Проект:
Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг. Финалист конкурса
Россия, Москва, ул. Лужники, 24, стр. 4

Авторский коллектив:
Авторский коллектив: Д. Лоренц, Н.Сидорова, К. Ходнев, Т. Морозкина, А. Тарануха, М. Кочуркина, Е. Филатова. Конструкции: В.Травуш, С. Строганов

12.2013 — 4.2014

Конкурсный проект. Заказчик конкурс – компания CODEST, организатор – ОАО «Олимпийский комплекс «Лужники» при поддержке Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы. Консультант конкурса – Центр коммуникационных технологий «Агломерация».
«Объект такой значимости и масштаба, расположенный в столь исключительном месте, требовал ясного, точного, и вместе с тем, яркого и уникального высказывания. Мы понимали, что для города это должно стать событием» – говорят о своем проекте архитекторы ДНК. 

Проект тщательно проработан в образном, функциональном и конструктивном отношении – это важное достоинство, но интересно другое, именно – умение архитекторов, вжившись в контекст, найти в нем зерно близкого им остро-современного содержания и развить его. Проект актуален и скульптурен и в то же время, если можно так сказать, он вдвойне предупредителен по отношению к наследию 1950-х и к своему окружению. С одной стороны, архитекторы в своем проекте сохранили всё, что было можно и требовалось сберечь от подлинного 1956 года: коробку стен, фигуративный рельеф, впечатляющие пучки колонн вдоль боковых фасадов. С другой стороны, они контрастно оттенили всю эту классику пластичным объемом, причем новые части не прикасаются к старыми, их легко можно отличить от исторических. 

Тем более увлекательно обнаруживать в этом современном проекте приметы вполне контекстуальные, продолжающие тему Лужников. Симметрия и сдержанность объема «корабля», нанизанного на одну из главных осей ансамбля, – не главное. Важнее соседство классической колонной «базы» и техногенного верха – похожее мы видим в здании спортивной арены, где над тонкими лопатками и пилонами возвышается куполообразный козырек, надстроенный в 1997 году. Проект ДНК подхватывает и развивает тему сопоставления старого и нового, уже привитую Лужникам раньше – в этом второй, если так можно сказать, активный слой его контекстуальности: архитекторы находят в окружении не только симметричный ансамбль, в который они вписывают свой проект, – они также обнаруживают в нем внутренний контраст и развивают его в своей концепции. Ниже подробный рассказ о проекте. 
Юлия Тарабарина
***

Градостроительный ансамбль Лужники
Вид с метромоста; проект ночной подсветки / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Встройка проекта в панораму с Воробьевых гор / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Схема расположения основных спортивных объеков в Лужниках. Красным цветом обозначено здание бассейна / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Здание бассейна прекрасно видно с Воробьевых гор, Третьего кольца и многих других видовых точек. Композиционно оно подчинено козырьку-куполу Большой спортивной арены, играя в симметричном трехчастном ансамбле роль «правой руки». Архитекторы сосредоточились на градостроительном значении бассейна, и, вступив в пластический и пространственный диалог с центральным объемом – поместили в каменную рамку существующего здания бассейна обтекаемый объем, напоминающий корабль то ли морской, то ли воздушный. Его симметричная округлая форма перекликается с куполом арены, одновременно поддерживая ее своей достаточно крупной массой; место бассейна в ансамбле становится чуть более заметным, чем оно было раньше, хотя он никоим образом не спорит с гигантским размахом арены. Симметрия нового объема к тому же перекликается с симметрией исторических фасадов сохраняемого контура здания бассейна. 
Генплан / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Основная градостроительная идея поддержана концепцией благоустройства и генпланом участка. Согласно авторскому замыслу, посетители должны двигаться от метро по главной оси, соединяющей бассейн с Большой ареной (и дальше – большую арену с малой); ось подчеркнули рисунком мощения и вечерней подсветкой. Аллеи деревьев с цепочкой фонтанов призваны создать атмосферу водной стихии уже на подходе к водному центру. Плавное понижение уровня площади перед главным входом символизирует постепенное погружение в мир водных стихий. 

Образ и характер ясность и простота
zooming
Бассейн Лужники, существующее положение / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
zooming
Концепция формообразования: пространство инвертируется в оболочку / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Создавая образ «корабля», архитекторы отталкивались от свойств пространства, сформированного трибунами существующего открытого бассейна. Трибун три, а с четвертой стороны бассейн открыт в сторону Большой арены – новый объем сформировался в ней не просто так, а исходя из внутренних свойств исходного пространства. 

«В своем проекте мы трансформируем это пространство в чашеобразную обтекаемую фасадную оболочку, которая встает «на стапеля» существующей галереи с колоннадой – рассказывают авторы. – Внутренняя структура сформирована вокруг полностью остекленных сверху больших атриумов с осевой ориентацией на Большую арену и ТТК, консольные части здания в интерьере образуют террасные пляжи-трибуны аквапарка.  Тем самым мы сохраняем пространственное ощущение исторического здания бассейна, несмотря на модификацию функции, объема и формы». 
Знак проекта / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Главная пластическая идея проекта отразилась в предложенной авторами эмблеме нового здания. 

«Возникает отдаленная ассоциация с кораблестроением» – осторожно комментируют авторы: «яхта, лайнер, ковчег» – тут же уточняют они. Ковчег в этом списке очень кстати – подключаем воображение и видим большую праотцеву лодку, – вот, спала вода, сияет радуга, а плавсредство пристроилось в удобном месте, изящно, на контрасте, дополняя свой антикизирующий постамент. Такой контраст должен был бы привлечь внимание москвичей и гостей столицы… 

Но сравнение с космическим лайнером кажется более точным: легкие искривленные линии, аккуратно, но сложно круглящаяся поверхность – и обращенное к Комсомольскому проспекту окно воображаемой «капитанской рубки», подчиненное симметрии главной оси, на которую нанизан объем и не оставляющее сомнений в том, что восточный фасад – главный (расположенный слева вход подчеркнут плавным углублением). 
Вид на главный вход / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Вид от метро / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Архитекторы также разработали проект ночной подсветки, развивающий их основную мысль: подчеркнули классичность исторической части теплым светом, выделив ритм колонн галереи и фасадный рельеф. Подсветка чаши акцентирует современность ее округлой формы. А гигантская, выпуклая и блестящая консоль главного фасада ночью отражала бы блики, и даже контуры купающихся, из аквапарка на первом этаже (там находится детская baby-зона). Внешняя подсветка чередуется с внутренним свечением больших стеклянных плоскостей; видная на просвет треугольная решетка внутренней структуры контрастирует с округлостью внешних поверхностей, обостряя чувства и добавляя крупной форме легкую нотку решетчатой эфемерности. 

Диалог нового и старого
Согласно ТЗ конкурса архитекторы сохранили решенные в классических формах северо-западную стену с барельефами и колоннады северной и южной (боковых) стен. Динамичный новый объем встроен в периметр, не касаясь старых стен. 
Северный и западный фасад / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Вид от арены / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

«Теплый светлый оттенок оболочки нового объема работает в диалоге с классической терракотой фасадов исторической части, – говорят архитекторы, – пространство между криволинейной поверхностью фасада нового объема и колоннадой галерей с севера и юга образно сохраняет характерный силуэт существующих трибун бассейна вдоль колоннады. Взаимодействие старого и нового, таким образом, решается не пристройкой или подчинением одной части другой, а строится на диалоге равноценных и взаимодополняющих частей. Пространства галерей за колоннадами задействованы в летнее время как открытые террасы для отдыха посетителей водного центра и кафе с южной стороны и открыта для общего доступа с северной стороны».
Реконструкция бассейна «Лужники», Финалист конкурса, 2014. Вид галереи © ДНК аг

Реальность воплощения (конструкция и бюджет)
Авторы также вписались в организационные ограничения конкурса: от участников требовалась разработанная конструктивная схема и бюджетная оценка, так, чтобы сразу после завершения состязания было можно приступить к дальнейшему проектированию и строительству. 

Ниже архитекторы ДНК подробно рассказывают о конструктивных решениях проекта: 
«Бюджетная оценка основных конструкций и фасадной отделки показала, что наш проект вписывается в обозначенные организаторами параметры. Причем, понимая нестандартность нашего решения, мы для подстраховки просчитали изготовление наших фасадов у 3-х различных производителей, в том числе и российских.

Конструкции для нашего проекта разработала группа российских инженеров под руководством опытнейшего конструктора Владимира Ильича Травуша. И несмотря на концептуальность формы здания, его конструктивная схема достаточна проста и абсолютно реальна.
Конструктивные решения / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Внутренняя конструктивная схема здания представляет собой железобетонный монолитный каркас, состоящий из колонн различного сечения; стены вертикальных коммуникаций выполняют роль ядер жесткости. Плиты перекрытий, в том числе включающие все чаши бассейнов – монолитные железобетонные, и опираются на этот каркас. Для консолей предусмотрены большепролетные фермы, являющиеся также затяжками по верхним поясам несущей сетчатой оболочки. К этому стальному каркасу далее крепится фасадная облицовка.

Светопрозрачные покрытия атриумов (пролет одного из них 36х54 м, второго – 60 м в диаметре) выполняются из пространственно-стержневой конструкции.

В проекте по заданию предусмотрена раздвижная кровля над аквапарком.
Два из четырех сегментов круглого фонаря устанавливаются чуть выше по уровню и делаются сдвижными. Створки сдвигаются поворотом на 90° относительно центра круга над неподвижными сегментами, открывая купол на 45%. Перемещение створок производится в горизонтальной плоскости по кольцевым направляющим рельсам, расположенным по окружности купола и около его центра. 
Детали фасада / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
     
Внешние стенки объема «чаши» – это несущая решетчатая стальная конструкция оболочки толщиной 1,8 метра с размером ячейки 3 метра. Пространственная конструкция оболочки помогает обеспечить консольные вылеты длиной 36 метров. С внешней стороны оболочку планировалось отделать плоскими панелями двух типов прозрачности, но однотипной треугольной формы (1,5 м).

15% панелей задуманы «прозрачными» в качестве стеклопакетов: внешнее стекло, частично окрашенное белым цветом вокруг прозрачного круглого «окошка», образует полупрозрачный паттерн. В интерьере такие панели воспринимаются как иллюминаторы. Панели крепятся в системе фасадного структурного остекления, которая фиксируется к несущей решетчатой конструкции оболочки. 85% панелей – «непрозрачные». Они устанавливаются совместно с теплоизоляционными сэндвич-панелями, закрывая их снаружи.

Внутренняя структура. Атриумы – дворы
Реконструкция бассейна «Лужники», Финалист конкурса, 2014. Трехмерное продольное сечение © ДНК аг

Внутри водный центр разделен на две части с разными функциями, сгруппированными вокруг двух больших атриумов со светопрозрачными фонарями. Пространство проницаемо: находясь в одной части можно видеть другую: велнес, фитнес и детский бассейн видно из аквапарка, а из плавательного бассейна видны спортзалы и ресторан. Связность всех наземных зон и их свободную доступность также обеспечивает центральное ядро, состоящее из панорамных лифтов и парадной лестницы. Ими может воспользоваться любой посетитель, чтобы познакомиться со структурой центра или попасть на трибуны плавательного бассейна. Дальше на этажах посетители встретят ресепшны отдельных зон комплекса. В ресторан и финтнес-центр можно попасть и снаружи: у них есть свои лифты и независимые входы. «Мокрые зоны» (аква и велнесс-центры и спортивные бассейны) связаны между собой «чистым» вертикальным ядром: раздевшись в нижнем уровне, можно перемещаться между ними в купальнике. 
Вид на спортивный бассейн из ресторана / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Зал ресторана устроен таким образом, чтобы максимальное количество посетителей могло наслаждаться открывающейся панорамой. Стеклянный внутренний витраж, выходящий в двухсветное пространство спортивной части, позволяет из ресторана наблюдать за проходящими спортивными соревнованиями и тренировками внизу.
Реконструкция бассейна «Лужники», Финалист конкурса, 2014. Интерьер спортивного бассейна © ДНК аг

Функция
Функциональные схемы / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Здание водного центра включает: аквапарк с велнесс-центром, спортивный центр с 50-ти метровым и детскими тренировочными бассейнами, фитнесс-центр, ресторан, торговую галерею с небольшими магазинчиками и кафе.

В целом следуя в распределении функций техническому заданию, архитекторы внесли в него свои усовершенствования, способные упросить перемещение посетителей внутри: велнесс-центр, перемещенный с третьего на второй уровень ближе к аквапарку, стал продолжением его террасных пляжей. Спортивные бассейны авторы, наоборот, подняли на один уровень с тренировочными залами, разведя таким образом спорт и развлечения по разным горизонталям. В условиях, когда верхняя отметка здания была жестко зафиксирована, описанное усовершенствование позволило повысить потолки в аквапарке, сделав его пространство просторнее. 

Видовые точки и ориентация по сторонам света
Ориентация по сторонам света / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Видовые точки / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Изнутри здания открываются потрясающие виды на окружающий ландшафт, что нельзя было не учесть при  формирования внутренней структуры функциональных зон и террас. Учитывалась также ориентация здания по сторонам света: ресторан в западной части получил виды на закат, Большую арену и Сити, – дополненные выходом на южную террасу. В восточной части расположились фитнес-центр и многофункциональный спортзал с панорамным видом на Ленинский проспект. С юга – фитобар и терраса с видом на Воробьевы горы. 

Интерьер
В интерьерных решениях мы постарались следовать общей концепции проекта. Светлые, динамичные и в то же время комфортные и располагающие к отдыху, по атмосфере они ассоциируются с образом современных яхт и лайнеров». 
Вид первого этажа аквапарка / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Интерьер аквапарка / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
План кровли / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Пятый уровень / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Четвертый уровень / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Третий уровень / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Второй уровень / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Первый уровень / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Сечение 2-2 и 3-3 / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Сечение 1-1 / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Мастерская:
DNK ag http://www.dnk-ag.ru/
Проект:
Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг. Финалист конкурса
Россия, Москва, ул. Лужники, 24, стр. 4

Авторский коллектив:
Авторский коллектив: Д. Лоренц, Н.Сидорова, К. Ходнев, Т. Морозкина, А. Тарануха, М. Кочуркина, Е. Филатова. Конструкции: В.Травуш, С. Строганов

12.2013 — 4.2014

Конкурсный проект. Заказчик конкурс – компания CODEST, организатор – ОАО «Олимпийский комплекс «Лужники» при поддержке Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы. Консультант конкурса – Центр коммуникационных технологий «Агломерация».

03 Июня 2014

DNK ag: другие проекты
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Cité для Наро-Фоминска
Новый район на острове в центре Наро-Фоминска продолжает идеи развития территории шелкоткацкой фабрики, вокруг которой, собственно, и возник город. Авторы умело, мотивированно миксуют разные форматы среднеэтажной застройки и эффективно используют островное положение, предлагая множество форматов взаимодействия с водой, доступных для всех горожан. Неудивительно, что в области проект считают образцовым и достойным подражания. И еще это пример редкостной синергии между заказчиком и архитекторами.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Архитектура и анимация: ЧЕРЕЗ
Начинаем публиковать кураторские проекты Открытого города. Мы – редакция – выбрали пять проектов. Один из них мультфильм ЧЕРЕЗ, сделанный группой молодых архитекторов под кураторством dnk ag и режиссерским тьюторством. Получился вполне профессиональный фильм артхаусного свойства.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Ажурный XX-конструктив
Во дворе Музея архитектуры на Воздвиженке установлена инсталляция группы DNK ag. Она приурочена к 20-летнему юбилею бюро, и впервые была показана на Арх Москве. Предполагается, что объект простоит во дворе музея один год и послужит началом для новой традиции – регулярно обновляемого выставочного проекта «Современная архитектура во дворе МУАРа».
Мечта Азимова
Проект DNK ag победил в конкурсе на АГО Национального центра физики и математики в Сарове, проведенного корпорацией Росатом совместно с МГУ, РАН и Курчатовским институтом.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Внутренний город
Два дома на территории бывшего завода «Рассвет» – пример тонкой работы с контекстом, формой и, главное, внутренней структурой апартаментов, которая стала, без преувеличения, уникальной для современной Москвы. Они уже неплохо известны профессиональной общественности. Рассматриваем подробно.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Знак бесконечности
Подробнее о проекте-победителе конкурса «Горизонт», посвященного кампусу на кровле самого заметного, выходящего на реку, корпуса завода Севкабель в Петербурге. Знаковая форма с множеством вариантов интерпретаций окружена развитым общественным пространством: что еще нужно современному человеку.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
От дома-коммуны к ко-ливингу
В комплексе апартаментов CO_LOFT, спроектированном бюро DNK ag, промышленное наследие 1930-х переосмысляется через идеи 1920-х, когда поиск новых форм жилья был одним из основополагающих направлений в архитектуре.
Билет на праздник: архитекторы о WAF-2018
В конце ноября прошел очередной фестиваль WAF. На этот раз в Амстердаме. Говорим с восемью российскими участниками, вошедшими в шорт-лист и презентовавшими свои проекты. В том числе и с Никитой Явейном, победителем в номинации Культура-Проект.
Чайка и Мастер-ключ
DNK ag спроектировали для ЗИЛАРТа башню «Чайка», а также выступили кураторами 26 квартала, где некоторые «партии» исполнили самостоятельно. Говорим с DNK ag об их работе на ЗИЛе.
ДНК аг: «Для нас этот конкурс стал поводом предложить...
Архитекторы Даниил Лоренц, Наталья Сидорова и Константин Ходнев, чей проект стал одним из двадцати, вышедших в финал конкурса АИЖК на стандартизированное жилье, о смысле конкурса, идеале обитаемого пространства и условиях приближения к этому идеалу, в частности, микродевелопменте.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Пресса: Исторический облик «Лужников» будет сохранен
Большая спортивная арена стадиона «Лужники» сохранит свой исторический облик после реконструкции, об этом в ходе осмотра стадиона Мэр Москвы Сергей Собянин доложил президенту РФ Владимиру Путину.
Затерянный мир
Вариант реконструкции бассейна «Лужники» от бюро Асадова предлагал полностью сохранить старое здание, дополнив его новым объемом с интеллектуальной инженерной начинкой, поддерживающей сложную растительную экосистему – аттракцион «затерянный мир», впрочем, без динозавров.
Пресса: Реконструкция бассейна «Лужники»: кольца, кристаллы,...
Наконец-то обнародованы проекты участников второго этапа национального конкурса на реконструкцию бассейна в Лужниках. Портал Архсовета Москвы рассмотрел эти проекты с пристрастием и проанализировал, куда и зачем плывет современная архитектура.
Пресса: Бассейны на плаву
Количество бассейнов в Москве растет. Они становятся более современными, комфортными и начинают приближаться к мировому уровню по качеству архитектуры. Старые советские сооружения тоже постепенно реконструируют. Самые масштабные работы начнутся летом – когда приступят к обновлению водного комплекса «Лужников».
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.