English version

«Лужники»: проект группы ДНК

Подробный рассказ об одном из проектов финалистов конкурса на реконструкцию бассейна «Лужники».

mainImg
Проект:
Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг. Финалист конкурса
Россия, Москва, ул. Лужники, 24, стр. 4

Авторский коллектив:
Авторский коллектив: Д. Лоренц, Н.Сидорова, К. Ходнев, Т. Морозкина, А. Тарануха, М. Кочуркина, Е. Филатова. Конструкции: В.Травуш, С. Строганов

12.2013 — 4.2014

Конкурсный проект. Заказчик конкурс – компания CODEST, организатор – ОАО «Олимпийский комплекс «Лужники» при поддержке Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы. Консультант конкурса – Центр коммуникационных технологий «Агломерация».
«Объект такой значимости и масштаба, расположенный в столь исключительном месте, требовал ясного, точного, и вместе с тем, яркого и уникального высказывания. Мы понимали, что для города это должно стать событием» – говорят о своем проекте архитекторы ДНК. 

Проект тщательно проработан в образном, функциональном и конструктивном отношении – это важное достоинство, но интересно другое, именно – умение архитекторов, вжившись в контекст, найти в нем зерно близкого им остро-современного содержания и развить его. Проект актуален и скульптурен и в то же время, если можно так сказать, он вдвойне предупредителен по отношению к наследию 1950-х и к своему окружению. С одной стороны, архитекторы в своем проекте сохранили всё, что было можно и требовалось сберечь от подлинного 1956 года: коробку стен, фигуративный рельеф, впечатляющие пучки колонн вдоль боковых фасадов. С другой стороны, они контрастно оттенили всю эту классику пластичным объемом, причем новые части не прикасаются к старыми, их легко можно отличить от исторических. 

Тем более увлекательно обнаруживать в этом современном проекте приметы вполне контекстуальные, продолжающие тему Лужников. Симметрия и сдержанность объема «корабля», нанизанного на одну из главных осей ансамбля, – не главное. Важнее соседство классической колонной «базы» и техногенного верха – похожее мы видим в здании спортивной арены, где над тонкими лопатками и пилонами возвышается куполообразный козырек, надстроенный в 1997 году. Проект ДНК подхватывает и развивает тему сопоставления старого и нового, уже привитую Лужникам раньше – в этом второй, если так можно сказать, активный слой его контекстуальности: архитекторы находят в окружении не только симметричный ансамбль, в который они вписывают свой проект, – они также обнаруживают в нем внутренний контраст и развивают его в своей концепции. Ниже подробный рассказ о проекте. 
Юлия Тарабарина
***

Градостроительный ансамбль Лужники
Вид с метромоста; проект ночной подсветки / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Встройка проекта в панораму с Воробьевых гор / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Схема расположения основных спортивных объеков в Лужниках. Красным цветом обозначено здание бассейна / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Здание бассейна прекрасно видно с Воробьевых гор, Третьего кольца и многих других видовых точек. Композиционно оно подчинено козырьку-куполу Большой спортивной арены, играя в симметричном трехчастном ансамбле роль «правой руки». Архитекторы сосредоточились на градостроительном значении бассейна, и, вступив в пластический и пространственный диалог с центральным объемом – поместили в каменную рамку существующего здания бассейна обтекаемый объем, напоминающий корабль то ли морской, то ли воздушный. Его симметричная округлая форма перекликается с куполом арены, одновременно поддерживая ее своей достаточно крупной массой; место бассейна в ансамбле становится чуть более заметным, чем оно было раньше, хотя он никоим образом не спорит с гигантским размахом арены. Симметрия нового объема к тому же перекликается с симметрией исторических фасадов сохраняемого контура здания бассейна. 
Генплан / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Основная градостроительная идея поддержана концепцией благоустройства и генпланом участка. Согласно авторскому замыслу, посетители должны двигаться от метро по главной оси, соединяющей бассейн с Большой ареной (и дальше – большую арену с малой); ось подчеркнули рисунком мощения и вечерней подсветкой. Аллеи деревьев с цепочкой фонтанов призваны создать атмосферу водной стихии уже на подходе к водному центру. Плавное понижение уровня площади перед главным входом символизирует постепенное погружение в мир водных стихий. 

Образ и характер ясность и простота
zooming
Бассейн Лужники, существующее положение / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
zooming
Концепция формообразования: пространство инвертируется в оболочку / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Создавая образ «корабля», архитекторы отталкивались от свойств пространства, сформированного трибунами существующего открытого бассейна. Трибун три, а с четвертой стороны бассейн открыт в сторону Большой арены – новый объем сформировался в ней не просто так, а исходя из внутренних свойств исходного пространства. 

«В своем проекте мы трансформируем это пространство в чашеобразную обтекаемую фасадную оболочку, которая встает «на стапеля» существующей галереи с колоннадой – рассказывают авторы. – Внутренняя структура сформирована вокруг полностью остекленных сверху больших атриумов с осевой ориентацией на Большую арену и ТТК, консольные части здания в интерьере образуют террасные пляжи-трибуны аквапарка.  Тем самым мы сохраняем пространственное ощущение исторического здания бассейна, несмотря на модификацию функции, объема и формы». 
Знак проекта / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Главная пластическая идея проекта отразилась в предложенной авторами эмблеме нового здания. 

«Возникает отдаленная ассоциация с кораблестроением» – осторожно комментируют авторы: «яхта, лайнер, ковчег» – тут же уточняют они. Ковчег в этом списке очень кстати – подключаем воображение и видим большую праотцеву лодку, – вот, спала вода, сияет радуга, а плавсредство пристроилось в удобном месте, изящно, на контрасте, дополняя свой антикизирующий постамент. Такой контраст должен был бы привлечь внимание москвичей и гостей столицы… 

Но сравнение с космическим лайнером кажется более точным: легкие искривленные линии, аккуратно, но сложно круглящаяся поверхность – и обращенное к Комсомольскому проспекту окно воображаемой «капитанской рубки», подчиненное симметрии главной оси, на которую нанизан объем и не оставляющее сомнений в том, что восточный фасад – главный (расположенный слева вход подчеркнут плавным углублением). 
Вид на главный вход / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Вид от метро / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Архитекторы также разработали проект ночной подсветки, развивающий их основную мысль: подчеркнули классичность исторической части теплым светом, выделив ритм колонн галереи и фасадный рельеф. Подсветка чаши акцентирует современность ее округлой формы. А гигантская, выпуклая и блестящая консоль главного фасада ночью отражала бы блики, и даже контуры купающихся, из аквапарка на первом этаже (там находится детская baby-зона). Внешняя подсветка чередуется с внутренним свечением больших стеклянных плоскостей; видная на просвет треугольная решетка внутренней структуры контрастирует с округлостью внешних поверхностей, обостряя чувства и добавляя крупной форме легкую нотку решетчатой эфемерности. 

Диалог нового и старого
Согласно ТЗ конкурса архитекторы сохранили решенные в классических формах северо-западную стену с барельефами и колоннады северной и южной (боковых) стен. Динамичный новый объем встроен в периметр, не касаясь старых стен. 
Северный и западный фасад / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Вид от арены / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

«Теплый светлый оттенок оболочки нового объема работает в диалоге с классической терракотой фасадов исторической части, – говорят архитекторы, – пространство между криволинейной поверхностью фасада нового объема и колоннадой галерей с севера и юга образно сохраняет характерный силуэт существующих трибун бассейна вдоль колоннады. Взаимодействие старого и нового, таким образом, решается не пристройкой или подчинением одной части другой, а строится на диалоге равноценных и взаимодополняющих частей. Пространства галерей за колоннадами задействованы в летнее время как открытые террасы для отдыха посетителей водного центра и кафе с южной стороны и открыта для общего доступа с северной стороны».
Реконструкция бассейна «Лужники», Финалист конкурса, 2014. Вид галереи © ДНК аг

Реальность воплощения (конструкция и бюджет)
Авторы также вписались в организационные ограничения конкурса: от участников требовалась разработанная конструктивная схема и бюджетная оценка, так, чтобы сразу после завершения состязания было можно приступить к дальнейшему проектированию и строительству. 

Ниже архитекторы ДНК подробно рассказывают о конструктивных решениях проекта: 
«Бюджетная оценка основных конструкций и фасадной отделки показала, что наш проект вписывается в обозначенные организаторами параметры. Причем, понимая нестандартность нашего решения, мы для подстраховки просчитали изготовление наших фасадов у 3-х различных производителей, в том числе и российских.

Конструкции для нашего проекта разработала группа российских инженеров под руководством опытнейшего конструктора Владимира Ильича Травуша. И несмотря на концептуальность формы здания, его конструктивная схема достаточна проста и абсолютно реальна.
Конструктивные решения / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Внутренняя конструктивная схема здания представляет собой железобетонный монолитный каркас, состоящий из колонн различного сечения; стены вертикальных коммуникаций выполняют роль ядер жесткости. Плиты перекрытий, в том числе включающие все чаши бассейнов – монолитные железобетонные, и опираются на этот каркас. Для консолей предусмотрены большепролетные фермы, являющиеся также затяжками по верхним поясам несущей сетчатой оболочки. К этому стальному каркасу далее крепится фасадная облицовка.

Светопрозрачные покрытия атриумов (пролет одного из них 36х54 м, второго – 60 м в диаметре) выполняются из пространственно-стержневой конструкции.

В проекте по заданию предусмотрена раздвижная кровля над аквапарком.
Два из четырех сегментов круглого фонаря устанавливаются чуть выше по уровню и делаются сдвижными. Створки сдвигаются поворотом на 90° относительно центра круга над неподвижными сегментами, открывая купол на 45%. Перемещение створок производится в горизонтальной плоскости по кольцевым направляющим рельсам, расположенным по окружности купола и около его центра. 
Детали фасада / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
     
Внешние стенки объема «чаши» – это несущая решетчатая стальная конструкция оболочки толщиной 1,8 метра с размером ячейки 3 метра. Пространственная конструкция оболочки помогает обеспечить консольные вылеты длиной 36 метров. С внешней стороны оболочку планировалось отделать плоскими панелями двух типов прозрачности, но однотипной треугольной формы (1,5 м).

15% панелей задуманы «прозрачными» в качестве стеклопакетов: внешнее стекло, частично окрашенное белым цветом вокруг прозрачного круглого «окошка», образует полупрозрачный паттерн. В интерьере такие панели воспринимаются как иллюминаторы. Панели крепятся в системе фасадного структурного остекления, которая фиксируется к несущей решетчатой конструкции оболочки. 85% панелей – «непрозрачные». Они устанавливаются совместно с теплоизоляционными сэндвич-панелями, закрывая их снаружи.

Внутренняя структура. Атриумы – дворы
Реконструкция бассейна «Лужники», Финалист конкурса, 2014. Трехмерное продольное сечение © ДНК аг

Внутри водный центр разделен на две части с разными функциями, сгруппированными вокруг двух больших атриумов со светопрозрачными фонарями. Пространство проницаемо: находясь в одной части можно видеть другую: велнес, фитнес и детский бассейн видно из аквапарка, а из плавательного бассейна видны спортзалы и ресторан. Связность всех наземных зон и их свободную доступность также обеспечивает центральное ядро, состоящее из панорамных лифтов и парадной лестницы. Ими может воспользоваться любой посетитель, чтобы познакомиться со структурой центра или попасть на трибуны плавательного бассейна. Дальше на этажах посетители встретят ресепшны отдельных зон комплекса. В ресторан и финтнес-центр можно попасть и снаружи: у них есть свои лифты и независимые входы. «Мокрые зоны» (аква и велнесс-центры и спортивные бассейны) связаны между собой «чистым» вертикальным ядром: раздевшись в нижнем уровне, можно перемещаться между ними в купальнике. 
Вид на спортивный бассейн из ресторана / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Зал ресторана устроен таким образом, чтобы максимальное количество посетителей могло наслаждаться открывающейся панорамой. Стеклянный внутренний витраж, выходящий в двухсветное пространство спортивной части, позволяет из ресторана наблюдать за проходящими спортивными соревнованиями и тренировками внизу.
Реконструкция бассейна «Лужники», Финалист конкурса, 2014. Интерьер спортивного бассейна © ДНК аг

Функция
Функциональные схемы / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Здание водного центра включает: аквапарк с велнесс-центром, спортивный центр с 50-ти метровым и детскими тренировочными бассейнами, фитнесс-центр, ресторан, торговую галерею с небольшими магазинчиками и кафе.

В целом следуя в распределении функций техническому заданию, архитекторы внесли в него свои усовершенствования, способные упросить перемещение посетителей внутри: велнесс-центр, перемещенный с третьего на второй уровень ближе к аквапарку, стал продолжением его террасных пляжей. Спортивные бассейны авторы, наоборот, подняли на один уровень с тренировочными залами, разведя таким образом спорт и развлечения по разным горизонталям. В условиях, когда верхняя отметка здания была жестко зафиксирована, описанное усовершенствование позволило повысить потолки в аквапарке, сделав его пространство просторнее. 

Видовые точки и ориентация по сторонам света
Ориентация по сторонам света / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Видовые точки / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Изнутри здания открываются потрясающие виды на окружающий ландшафт, что нельзя было не учесть при  формирования внутренней структуры функциональных зон и террас. Учитывалась также ориентация здания по сторонам света: ресторан в западной части получил виды на закат, Большую арену и Сити, – дополненные выходом на южную террасу. В восточной части расположились фитнес-центр и многофункциональный спортзал с панорамным видом на Ленинский проспект. С юга – фитобар и терраса с видом на Воробьевы горы. 

Интерьер
В интерьерных решениях мы постарались следовать общей концепции проекта. Светлые, динамичные и в то же время комфортные и располагающие к отдыху, по атмосфере они ассоциируются с образом современных яхт и лайнеров». 
Вид первого этажа аквапарка / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Интерьер аквапарка / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
План кровли / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Пятый уровень / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Четвертый уровень / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Третий уровень / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Второй уровень / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Первый уровень / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Сечение 2-2 и 3-3 / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Сечение 1-1 / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Проект:
Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг. Финалист конкурса
Россия, Москва, ул. Лужники, 24, стр. 4

Авторский коллектив:
Авторский коллектив: Д. Лоренц, Н.Сидорова, К. Ходнев, Т. Морозкина, А. Тарануха, М. Кочуркина, Е. Филатова. Конструкции: В.Травуш, С. Строганов

12.2013 — 4.2014

Конкурсный проект. Заказчик конкурс – компания CODEST, организатор – ОАО «Олимпийский комплекс «Лужники» при поддержке Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы. Консультант конкурса – Центр коммуникационных технологий «Агломерация».

03 Июня 2014

Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Cité для Наро-Фоминска
Новый район на острове в центре Наро-Фоминска продолжает идеи развития территории шелкоткацкой фабрики, вокруг которой, собственно, и возник город. Авторы умело, мотивированно миксуют разные форматы среднеэтажной застройки и эффективно используют островное положение, предлагая множество форматов взаимодействия с водой, доступных для всех горожан. Неудивительно, что в области проект считают образцовым и достойным подражания. И еще это пример редкостной синергии между заказчиком и архитекторами.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Архитектура и анимация: ЧЕРЕЗ
Начинаем публиковать кураторские проекты Открытого города. Мы – редакция – выбрали пять проектов. Один из них мультфильм ЧЕРЕЗ, сделанный группой молодых архитекторов под кураторством dnk ag и режиссерским тьюторством. Получился вполне профессиональный фильм артхаусного свойства.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Ажурный XX-конструктив
Во дворе Музея архитектуры на Воздвиженке установлена инсталляция группы DNK ag. Она приурочена к 20-летнему юбилею бюро, и впервые была показана на Арх Москве. Предполагается, что объект простоит во дворе музея один год и послужит началом для новой традиции – регулярно обновляемого выставочного проекта «Современная архитектура во дворе МУАРа».
Мечта Азимова
Проект DNK ag победил в конкурсе на АГО Национального центра физики и математики в Сарове, проведенного корпорацией Росатом совместно с МГУ, РАН и Курчатовским институтом.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Внутренний город
Два дома на территории бывшего завода «Рассвет» – пример тонкой работы с контекстом, формой и, главное, внутренней структурой апартаментов, которая стала, без преувеличения, уникальной для современной Москвы. Они уже неплохо известны профессиональной общественности. Рассматриваем подробно.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Знак бесконечности
Подробнее о проекте-победителе конкурса «Горизонт», посвященного кампусу на кровле самого заметного, выходящего на реку, корпуса завода Севкабель в Петербурге. Знаковая форма с множеством вариантов интерпретаций окружена развитым общественным пространством: что еще нужно современному человеку.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
От дома-коммуны к ко-ливингу
В комплексе апартаментов CO_LOFT, спроектированном бюро DNK ag, промышленное наследие 1930-х переосмысляется через идеи 1920-х, когда поиск новых форм жилья был одним из основополагающих направлений в архитектуре.
Билет на праздник: архитекторы о WAF-2018
В конце ноября прошел очередной фестиваль WAF. На этот раз в Амстердаме. Говорим с восемью российскими участниками, вошедшими в шорт-лист и презентовавшими свои проекты. В том числе и с Никитой Явейном, победителем в номинации Культура-Проект.
Чайка и Мастер-ключ
DNK ag спроектировали для ЗИЛАРТа башню «Чайка», а также выступили кураторами 26 квартала, где некоторые «партии» исполнили самостоятельно. Говорим с DNK ag об их работе на ЗИЛе.
ДНК аг: «Для нас этот конкурс стал поводом предложить...
Архитекторы Даниил Лоренц, Наталья Сидорова и Константин Ходнев, чей проект стал одним из двадцати, вышедших в финал конкурса АИЖК на стандартизированное жилье, о смысле конкурса, идеале обитаемого пространства и условиях приближения к этому идеалу, в частности, микродевелопменте.
Культурный код
Собирая воедино мозаику из исторических и заново возведенных объектов комплекса Сытинской типографии, архитекторы из ДНК аг построили собственную лексическую парадигму, некий культурный код, основанный на тонкой игре ассоциаций и образов.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Пресса: Исторический облик «Лужников» будет сохранен
Большая спортивная арена стадиона «Лужники» сохранит свой исторический облик после реконструкции, об этом в ходе осмотра стадиона Мэр Москвы Сергей Собянин доложил президенту РФ Владимиру Путину.
Затерянный мир
Вариант реконструкции бассейна «Лужники» от бюро Асадова предлагал полностью сохранить старое здание, дополнив его новым объемом с интеллектуальной инженерной начинкой, поддерживающей сложную растительную экосистему – аттракцион «затерянный мир», впрочем, без динозавров.
Пресса: Реконструкция бассейна «Лужники»: кольца, кристаллы,...
Наконец-то обнародованы проекты участников второго этапа национального конкурса на реконструкцию бассейна в Лужниках. Портал Архсовета Москвы рассмотрел эти проекты с пристрастием и проанализировал, куда и зачем плывет современная архитектура.
Пресса: Бассейны на плаву
Количество бассейнов в Москве растет. Они становятся более современными, комфортными и начинают приближаться к мировому уровню по качеству архитектуры. Старые советские сооружения тоже постепенно реконструируют. Самые масштабные работы начнутся летом – когда приступят к обновлению водного комплекса «Лужников».
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.