English version

«Лужники»: проект группы ДНК

Подробный рассказ об одном из проектов финалистов конкурса на реконструкцию бассейна «Лужники».

mainImg
Мастерская:
DNK ag http://www.dnk-ag.ru/
Проект:
Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг. Финалист конкурса
Россия, Москва, ул. Лужники, 24, стр. 4

Авторский коллектив:
Авторский коллектив: Д. Лоренц, Н.Сидорова, К. Ходнев, Т. Морозкина, А. Тарануха, М. Кочуркина, Е. Филатова. Конструкции: В.Травуш, С. Строганов

12.2013 — 4.2014

Конкурсный проект. Заказчик конкурс – компания CODEST, организатор – ОАО «Олимпийский комплекс «Лужники» при поддержке Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы. Консультант конкурса – Центр коммуникационных технологий «Агломерация».
«Объект такой значимости и масштаба, расположенный в столь исключительном месте, требовал ясного, точного, и вместе с тем, яркого и уникального высказывания. Мы понимали, что для города это должно стать событием» – говорят о своем проекте архитекторы ДНК. 

Проект тщательно проработан в образном, функциональном и конструктивном отношении – это важное достоинство, но интересно другое, именно – умение архитекторов, вжившись в контекст, найти в нем зерно близкого им остро-современного содержания и развить его. Проект актуален и скульптурен и в то же время, если можно так сказать, он вдвойне предупредителен по отношению к наследию 1950-х и к своему окружению. С одной стороны, архитекторы в своем проекте сохранили всё, что было можно и требовалось сберечь от подлинного 1956 года: коробку стен, фигуративный рельеф, впечатляющие пучки колонн вдоль боковых фасадов. С другой стороны, они контрастно оттенили всю эту классику пластичным объемом, причем новые части не прикасаются к старыми, их легко можно отличить от исторических. 

Тем более увлекательно обнаруживать в этом современном проекте приметы вполне контекстуальные, продолжающие тему Лужников. Симметрия и сдержанность объема «корабля», нанизанного на одну из главных осей ансамбля, – не главное. Важнее соседство классической колонной «базы» и техногенного верха – похожее мы видим в здании спортивной арены, где над тонкими лопатками и пилонами возвышается куполообразный козырек, надстроенный в 1997 году. Проект ДНК подхватывает и развивает тему сопоставления старого и нового, уже привитую Лужникам раньше – в этом второй, если так можно сказать, активный слой его контекстуальности: архитекторы находят в окружении не только симметричный ансамбль, в который они вписывают свой проект, – они также обнаруживают в нем внутренний контраст и развивают его в своей концепции. Ниже подробный рассказ о проекте. 
Юлия Тарабарина
***

Градостроительный ансамбль Лужники
Вид с метромоста; проект ночной подсветки / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Встройка проекта в панораму с Воробьевых гор / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Схема расположения основных спортивных объеков в Лужниках. Красным цветом обозначено здание бассейна / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Здание бассейна прекрасно видно с Воробьевых гор, Третьего кольца и многих других видовых точек. Композиционно оно подчинено козырьку-куполу Большой спортивной арены, играя в симметричном трехчастном ансамбле роль «правой руки». Архитекторы сосредоточились на градостроительном значении бассейна, и, вступив в пластический и пространственный диалог с центральным объемом – поместили в каменную рамку существующего здания бассейна обтекаемый объем, напоминающий корабль то ли морской, то ли воздушный. Его симметричная округлая форма перекликается с куполом арены, одновременно поддерживая ее своей достаточно крупной массой; место бассейна в ансамбле становится чуть более заметным, чем оно было раньше, хотя он никоим образом не спорит с гигантским размахом арены. Симметрия нового объема к тому же перекликается с симметрией исторических фасадов сохраняемого контура здания бассейна. 
Генплан / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Основная градостроительная идея поддержана концепцией благоустройства и генпланом участка. Согласно авторскому замыслу, посетители должны двигаться от метро по главной оси, соединяющей бассейн с Большой ареной (и дальше – большую арену с малой); ось подчеркнули рисунком мощения и вечерней подсветкой. Аллеи деревьев с цепочкой фонтанов призваны создать атмосферу водной стихии уже на подходе к водному центру. Плавное понижение уровня площади перед главным входом символизирует постепенное погружение в мир водных стихий. 

Образ и характер ясность и простота
zooming
Бассейн Лужники, существующее положение / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
zooming
Концепция формообразования: пространство инвертируется в оболочку / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Создавая образ «корабля», архитекторы отталкивались от свойств пространства, сформированного трибунами существующего открытого бассейна. Трибун три, а с четвертой стороны бассейн открыт в сторону Большой арены – новый объем сформировался в ней не просто так, а исходя из внутренних свойств исходного пространства. 

«В своем проекте мы трансформируем это пространство в чашеобразную обтекаемую фасадную оболочку, которая встает «на стапеля» существующей галереи с колоннадой – рассказывают авторы. – Внутренняя структура сформирована вокруг полностью остекленных сверху больших атриумов с осевой ориентацией на Большую арену и ТТК, консольные части здания в интерьере образуют террасные пляжи-трибуны аквапарка.  Тем самым мы сохраняем пространственное ощущение исторического здания бассейна, несмотря на модификацию функции, объема и формы». 
Знак проекта / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Главная пластическая идея проекта отразилась в предложенной авторами эмблеме нового здания. 

«Возникает отдаленная ассоциация с кораблестроением» – осторожно комментируют авторы: «яхта, лайнер, ковчег» – тут же уточняют они. Ковчег в этом списке очень кстати – подключаем воображение и видим большую праотцеву лодку, – вот, спала вода, сияет радуга, а плавсредство пристроилось в удобном месте, изящно, на контрасте, дополняя свой антикизирующий постамент. Такой контраст должен был бы привлечь внимание москвичей и гостей столицы… 

Но сравнение с космическим лайнером кажется более точным: легкие искривленные линии, аккуратно, но сложно круглящаяся поверхность – и обращенное к Комсомольскому проспекту окно воображаемой «капитанской рубки», подчиненное симметрии главной оси, на которую нанизан объем и не оставляющее сомнений в том, что восточный фасад – главный (расположенный слева вход подчеркнут плавным углублением). 
Вид на главный вход / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Вид от метро / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Архитекторы также разработали проект ночной подсветки, развивающий их основную мысль: подчеркнули классичность исторической части теплым светом, выделив ритм колонн галереи и фасадный рельеф. Подсветка чаши акцентирует современность ее округлой формы. А гигантская, выпуклая и блестящая консоль главного фасада ночью отражала бы блики, и даже контуры купающихся, из аквапарка на первом этаже (там находится детская baby-зона). Внешняя подсветка чередуется с внутренним свечением больших стеклянных плоскостей; видная на просвет треугольная решетка внутренней структуры контрастирует с округлостью внешних поверхностей, обостряя чувства и добавляя крупной форме легкую нотку решетчатой эфемерности. 

Диалог нового и старого
Согласно ТЗ конкурса архитекторы сохранили решенные в классических формах северо-западную стену с барельефами и колоннады северной и южной (боковых) стен. Динамичный новый объем встроен в периметр, не касаясь старых стен. 
Северный и западный фасад / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Вид от арены / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

«Теплый светлый оттенок оболочки нового объема работает в диалоге с классической терракотой фасадов исторической части, – говорят архитекторы, – пространство между криволинейной поверхностью фасада нового объема и колоннадой галерей с севера и юга образно сохраняет характерный силуэт существующих трибун бассейна вдоль колоннады. Взаимодействие старого и нового, таким образом, решается не пристройкой или подчинением одной части другой, а строится на диалоге равноценных и взаимодополняющих частей. Пространства галерей за колоннадами задействованы в летнее время как открытые террасы для отдыха посетителей водного центра и кафе с южной стороны и открыта для общего доступа с северной стороны».
Реконструкция бассейна «Лужники», Финалист конкурса, 2014. Вид галереи © ДНК аг

Реальность воплощения (конструкция и бюджет)
Авторы также вписались в организационные ограничения конкурса: от участников требовалась разработанная конструктивная схема и бюджетная оценка, так, чтобы сразу после завершения состязания было можно приступить к дальнейшему проектированию и строительству. 

Ниже архитекторы ДНК подробно рассказывают о конструктивных решениях проекта: 
«Бюджетная оценка основных конструкций и фасадной отделки показала, что наш проект вписывается в обозначенные организаторами параметры. Причем, понимая нестандартность нашего решения, мы для подстраховки просчитали изготовление наших фасадов у 3-х различных производителей, в том числе и российских.

Конструкции для нашего проекта разработала группа российских инженеров под руководством опытнейшего конструктора Владимира Ильича Травуша. И несмотря на концептуальность формы здания, его конструктивная схема достаточна проста и абсолютно реальна.
Конструктивные решения / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Внутренняя конструктивная схема здания представляет собой железобетонный монолитный каркас, состоящий из колонн различного сечения; стены вертикальных коммуникаций выполняют роль ядер жесткости. Плиты перекрытий, в том числе включающие все чаши бассейнов – монолитные железобетонные, и опираются на этот каркас. Для консолей предусмотрены большепролетные фермы, являющиеся также затяжками по верхним поясам несущей сетчатой оболочки. К этому стальному каркасу далее крепится фасадная облицовка.

Светопрозрачные покрытия атриумов (пролет одного из них 36х54 м, второго – 60 м в диаметре) выполняются из пространственно-стержневой конструкции.

В проекте по заданию предусмотрена раздвижная кровля над аквапарком.
Два из четырех сегментов круглого фонаря устанавливаются чуть выше по уровню и делаются сдвижными. Створки сдвигаются поворотом на 90° относительно центра круга над неподвижными сегментами, открывая купол на 45%. Перемещение створок производится в горизонтальной плоскости по кольцевым направляющим рельсам, расположенным по окружности купола и около его центра. 
Детали фасада / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
     
Внешние стенки объема «чаши» – это несущая решетчатая стальная конструкция оболочки толщиной 1,8 метра с размером ячейки 3 метра. Пространственная конструкция оболочки помогает обеспечить консольные вылеты длиной 36 метров. С внешней стороны оболочку планировалось отделать плоскими панелями двух типов прозрачности, но однотипной треугольной формы (1,5 м).

15% панелей задуманы «прозрачными» в качестве стеклопакетов: внешнее стекло, частично окрашенное белым цветом вокруг прозрачного круглого «окошка», образует полупрозрачный паттерн. В интерьере такие панели воспринимаются как иллюминаторы. Панели крепятся в системе фасадного структурного остекления, которая фиксируется к несущей решетчатой конструкции оболочки. 85% панелей – «непрозрачные». Они устанавливаются совместно с теплоизоляционными сэндвич-панелями, закрывая их снаружи.

Внутренняя структура. Атриумы – дворы
Реконструкция бассейна «Лужники», Финалист конкурса, 2014. Трехмерное продольное сечение © ДНК аг

Внутри водный центр разделен на две части с разными функциями, сгруппированными вокруг двух больших атриумов со светопрозрачными фонарями. Пространство проницаемо: находясь в одной части можно видеть другую: велнес, фитнес и детский бассейн видно из аквапарка, а из плавательного бассейна видны спортзалы и ресторан. Связность всех наземных зон и их свободную доступность также обеспечивает центральное ядро, состоящее из панорамных лифтов и парадной лестницы. Ими может воспользоваться любой посетитель, чтобы познакомиться со структурой центра или попасть на трибуны плавательного бассейна. Дальше на этажах посетители встретят ресепшны отдельных зон комплекса. В ресторан и финтнес-центр можно попасть и снаружи: у них есть свои лифты и независимые входы. «Мокрые зоны» (аква и велнесс-центры и спортивные бассейны) связаны между собой «чистым» вертикальным ядром: раздевшись в нижнем уровне, можно перемещаться между ними в купальнике. 
Вид на спортивный бассейн из ресторана / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Зал ресторана устроен таким образом, чтобы максимальное количество посетителей могло наслаждаться открывающейся панорамой. Стеклянный внутренний витраж, выходящий в двухсветное пространство спортивной части, позволяет из ресторана наблюдать за проходящими спортивными соревнованиями и тренировками внизу.
Реконструкция бассейна «Лужники», Финалист конкурса, 2014. Интерьер спортивного бассейна © ДНК аг

Функция
Функциональные схемы / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Здание водного центра включает: аквапарк с велнесс-центром, спортивный центр с 50-ти метровым и детскими тренировочными бассейнами, фитнесс-центр, ресторан, торговую галерею с небольшими магазинчиками и кафе.

В целом следуя в распределении функций техническому заданию, архитекторы внесли в него свои усовершенствования, способные упросить перемещение посетителей внутри: велнесс-центр, перемещенный с третьего на второй уровень ближе к аквапарку, стал продолжением его террасных пляжей. Спортивные бассейны авторы, наоборот, подняли на один уровень с тренировочными залами, разведя таким образом спорт и развлечения по разным горизонталям. В условиях, когда верхняя отметка здания была жестко зафиксирована, описанное усовершенствование позволило повысить потолки в аквапарке, сделав его пространство просторнее. 

Видовые точки и ориентация по сторонам света
Ориентация по сторонам света / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Видовые точки / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Изнутри здания открываются потрясающие виды на окружающий ландшафт, что нельзя было не учесть при  формирования внутренней структуры функциональных зон и террас. Учитывалась также ориентация здания по сторонам света: ресторан в западной части получил виды на закат, Большую арену и Сити, – дополненные выходом на южную террасу. В восточной части расположились фитнес-центр и многофункциональный спортзал с панорамным видом на Ленинский проспект. С юга – фитобар и терраса с видом на Воробьевы горы. 

Интерьер
В интерьерных решениях мы постарались следовать общей концепции проекта. Светлые, динамичные и в то же время комфортные и располагающие к отдыху, по атмосфере они ассоциируются с образом современных яхт и лайнеров». 
Вид первого этажа аквапарка / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Интерьер аквапарка / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
План кровли / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Пятый уровень / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Четвертый уровень / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Третий уровень / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Второй уровень / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Первый уровень / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Сечение 2-2 и 3-3 / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Сечение 1-1 / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Мастерская:
DNK ag http://www.dnk-ag.ru/
Проект:
Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг. Финалист конкурса
Россия, Москва, ул. Лужники, 24, стр. 4

Авторский коллектив:
Авторский коллектив: Д. Лоренц, Н.Сидорова, К. Ходнев, Т. Морозкина, А. Тарануха, М. Кочуркина, Е. Филатова. Конструкции: В.Травуш, С. Строганов

12.2013 — 4.2014

Конкурсный проект. Заказчик конкурс – компания CODEST, организатор – ОАО «Олимпийский комплекс «Лужники» при поддержке Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы. Консультант конкурса – Центр коммуникационных технологий «Агломерация».

03 Июня 2014

DNK ag: другие проекты
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Cité для Наро-Фоминска
Новый район на острове в центре Наро-Фоминска продолжает идеи развития территории шелкоткацкой фабрики, вокруг которой, собственно, и возник город. Авторы умело, мотивированно миксуют разные форматы среднеэтажной застройки и эффективно используют островное положение, предлагая множество форматов взаимодействия с водой, доступных для всех горожан. Неудивительно, что в области проект считают образцовым и достойным подражания. И еще это пример редкостной синергии между заказчиком и архитекторами.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Архитектура и анимация: ЧЕРЕЗ
Начинаем публиковать кураторские проекты Открытого города. Мы – редакция – выбрали пять проектов. Один из них мультфильм ЧЕРЕЗ, сделанный группой молодых архитекторов под кураторством dnk ag и режиссерским тьюторством. Получился вполне профессиональный фильм артхаусного свойства.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Ажурный XX-конструктив
Во дворе Музея архитектуры на Воздвиженке установлена инсталляция группы DNK ag. Она приурочена к 20-летнему юбилею бюро, и впервые была показана на Арх Москве. Предполагается, что объект простоит во дворе музея один год и послужит началом для новой традиции – регулярно обновляемого выставочного проекта «Современная архитектура во дворе МУАРа».
Мечта Азимова
Проект DNK ag победил в конкурсе на АГО Национального центра физики и математики в Сарове, проведенного корпорацией Росатом совместно с МГУ, РАН и Курчатовским институтом.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Внутренний город
Два дома на территории бывшего завода «Рассвет» – пример тонкой работы с контекстом, формой и, главное, внутренней структурой апартаментов, которая стала, без преувеличения, уникальной для современной Москвы. Они уже неплохо известны профессиональной общественности. Рассматриваем подробно.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Знак бесконечности
Подробнее о проекте-победителе конкурса «Горизонт», посвященного кампусу на кровле самого заметного, выходящего на реку, корпуса завода Севкабель в Петербурге. Знаковая форма с множеством вариантов интерпретаций окружена развитым общественным пространством: что еще нужно современному человеку.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
От дома-коммуны к ко-ливингу
В комплексе апартаментов CO_LOFT, спроектированном бюро DNK ag, промышленное наследие 1930-х переосмысляется через идеи 1920-х, когда поиск новых форм жилья был одним из основополагающих направлений в архитектуре.
Билет на праздник: архитекторы о WAF-2018
В конце ноября прошел очередной фестиваль WAF. На этот раз в Амстердаме. Говорим с восемью российскими участниками, вошедшими в шорт-лист и презентовавшими свои проекты. В том числе и с Никитой Явейном, победителем в номинации Культура-Проект.
Чайка и Мастер-ключ
DNK ag спроектировали для ЗИЛАРТа башню «Чайка», а также выступили кураторами 26 квартала, где некоторые «партии» исполнили самостоятельно. Говорим с DNK ag об их работе на ЗИЛе.
ДНК аг: «Для нас этот конкурс стал поводом предложить...
Архитекторы Даниил Лоренц, Наталья Сидорова и Константин Ходнев, чей проект стал одним из двадцати, вышедших в финал конкурса АИЖК на стандартизированное жилье, о смысле конкурса, идеале обитаемого пространства и условиях приближения к этому идеалу, в частности, микродевелопменте.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Пресса: Исторический облик «Лужников» будет сохранен
Большая спортивная арена стадиона «Лужники» сохранит свой исторический облик после реконструкции, об этом в ходе осмотра стадиона Мэр Москвы Сергей Собянин доложил президенту РФ Владимиру Путину.
Затерянный мир
Вариант реконструкции бассейна «Лужники» от бюро Асадова предлагал полностью сохранить старое здание, дополнив его новым объемом с интеллектуальной инженерной начинкой, поддерживающей сложную растительную экосистему – аттракцион «затерянный мир», впрочем, без динозавров.
Пресса: Реконструкция бассейна «Лужники»: кольца, кристаллы,...
Наконец-то обнародованы проекты участников второго этапа национального конкурса на реконструкцию бассейна в Лужниках. Портал Архсовета Москвы рассмотрел эти проекты с пристрастием и проанализировал, куда и зачем плывет современная архитектура.
Пресса: Бассейны на плаву
Количество бассейнов в Москве растет. Они становятся более современными, комфортными и начинают приближаться к мировому уровню по качеству архитектуры. Старые советские сооружения тоже постепенно реконструируют. Самые масштабные работы начнутся летом – когда приступят к обновлению водного комплекса «Лужников».
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.