English version

«Лужники»: проект группы ДНК

Подробный рассказ об одном из проектов финалистов конкурса на реконструкцию бассейна «Лужники».

mainImg
Проект:
Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг. Финалист конкурса
Россия, Москва, ул. Лужники, 24, стр. 4

Авторский коллектив:
Авторский коллектив: Д. Лоренц, Н.Сидорова, К. Ходнев, Т. Морозкина, А. Тарануха, М. Кочуркина, Е. Филатова. Конструкции: В.Травуш, С. Строганов

12.2013 — 4.2014

Конкурсный проект. Заказчик конкурс – компания CODEST, организатор – ОАО «Олимпийский комплекс «Лужники» при поддержке Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы. Консультант конкурса – Центр коммуникационных технологий «Агломерация».
«Объект такой значимости и масштаба, расположенный в столь исключительном месте, требовал ясного, точного, и вместе с тем, яркого и уникального высказывания. Мы понимали, что для города это должно стать событием» – говорят о своем проекте архитекторы ДНК. 

Проект тщательно проработан в образном, функциональном и конструктивном отношении – это важное достоинство, но интересно другое, именно – умение архитекторов, вжившись в контекст, найти в нем зерно близкого им остро-современного содержания и развить его. Проект актуален и скульптурен и в то же время, если можно так сказать, он вдвойне предупредителен по отношению к наследию 1950-х и к своему окружению. С одной стороны, архитекторы в своем проекте сохранили всё, что было можно и требовалось сберечь от подлинного 1956 года: коробку стен, фигуративный рельеф, впечатляющие пучки колонн вдоль боковых фасадов. С другой стороны, они контрастно оттенили всю эту классику пластичным объемом, причем новые части не прикасаются к старыми, их легко можно отличить от исторических. 

Тем более увлекательно обнаруживать в этом современном проекте приметы вполне контекстуальные, продолжающие тему Лужников. Симметрия и сдержанность объема «корабля», нанизанного на одну из главных осей ансамбля, – не главное. Важнее соседство классической колонной «базы» и техногенного верха – похожее мы видим в здании спортивной арены, где над тонкими лопатками и пилонами возвышается куполообразный козырек, надстроенный в 1997 году. Проект ДНК подхватывает и развивает тему сопоставления старого и нового, уже привитую Лужникам раньше – в этом второй, если так можно сказать, активный слой его контекстуальности: архитекторы находят в окружении не только симметричный ансамбль, в который они вписывают свой проект, – они также обнаруживают в нем внутренний контраст и развивают его в своей концепции. Ниже подробный рассказ о проекте. 
Юлия Тарабарина
***

Градостроительный ансамбль Лужники
Вид с метромоста; проект ночной подсветки / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Встройка проекта в панораму с Воробьевых гор / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Схема расположения основных спортивных объеков в Лужниках. Красным цветом обозначено здание бассейна / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Здание бассейна прекрасно видно с Воробьевых гор, Третьего кольца и многих других видовых точек. Композиционно оно подчинено козырьку-куполу Большой спортивной арены, играя в симметричном трехчастном ансамбле роль «правой руки». Архитекторы сосредоточились на градостроительном значении бассейна, и, вступив в пластический и пространственный диалог с центральным объемом – поместили в каменную рамку существующего здания бассейна обтекаемый объем, напоминающий корабль то ли морской, то ли воздушный. Его симметричная округлая форма перекликается с куполом арены, одновременно поддерживая ее своей достаточно крупной массой; место бассейна в ансамбле становится чуть более заметным, чем оно было раньше, хотя он никоим образом не спорит с гигантским размахом арены. Симметрия нового объема к тому же перекликается с симметрией исторических фасадов сохраняемого контура здания бассейна. 
Генплан / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Основная градостроительная идея поддержана концепцией благоустройства и генпланом участка. Согласно авторскому замыслу, посетители должны двигаться от метро по главной оси, соединяющей бассейн с Большой ареной (и дальше – большую арену с малой); ось подчеркнули рисунком мощения и вечерней подсветкой. Аллеи деревьев с цепочкой фонтанов призваны создать атмосферу водной стихии уже на подходе к водному центру. Плавное понижение уровня площади перед главным входом символизирует постепенное погружение в мир водных стихий. 

Образ и характер ясность и простота
zooming
Бассейн Лужники, существующее положение / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
zooming
Концепция формообразования: пространство инвертируется в оболочку / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Создавая образ «корабля», архитекторы отталкивались от свойств пространства, сформированного трибунами существующего открытого бассейна. Трибун три, а с четвертой стороны бассейн открыт в сторону Большой арены – новый объем сформировался в ней не просто так, а исходя из внутренних свойств исходного пространства. 

«В своем проекте мы трансформируем это пространство в чашеобразную обтекаемую фасадную оболочку, которая встает «на стапеля» существующей галереи с колоннадой – рассказывают авторы. – Внутренняя структура сформирована вокруг полностью остекленных сверху больших атриумов с осевой ориентацией на Большую арену и ТТК, консольные части здания в интерьере образуют террасные пляжи-трибуны аквапарка.  Тем самым мы сохраняем пространственное ощущение исторического здания бассейна, несмотря на модификацию функции, объема и формы». 
Знак проекта / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Главная пластическая идея проекта отразилась в предложенной авторами эмблеме нового здания. 

«Возникает отдаленная ассоциация с кораблестроением» – осторожно комментируют авторы: «яхта, лайнер, ковчег» – тут же уточняют они. Ковчег в этом списке очень кстати – подключаем воображение и видим большую праотцеву лодку, – вот, спала вода, сияет радуга, а плавсредство пристроилось в удобном месте, изящно, на контрасте, дополняя свой антикизирующий постамент. Такой контраст должен был бы привлечь внимание москвичей и гостей столицы… 

Но сравнение с космическим лайнером кажется более точным: легкие искривленные линии, аккуратно, но сложно круглящаяся поверхность – и обращенное к Комсомольскому проспекту окно воображаемой «капитанской рубки», подчиненное симметрии главной оси, на которую нанизан объем и не оставляющее сомнений в том, что восточный фасад – главный (расположенный слева вход подчеркнут плавным углублением). 
Вид на главный вход / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Вид от метро / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Архитекторы также разработали проект ночной подсветки, развивающий их основную мысль: подчеркнули классичность исторической части теплым светом, выделив ритм колонн галереи и фасадный рельеф. Подсветка чаши акцентирует современность ее округлой формы. А гигантская, выпуклая и блестящая консоль главного фасада ночью отражала бы блики, и даже контуры купающихся, из аквапарка на первом этаже (там находится детская baby-зона). Внешняя подсветка чередуется с внутренним свечением больших стеклянных плоскостей; видная на просвет треугольная решетка внутренней структуры контрастирует с округлостью внешних поверхностей, обостряя чувства и добавляя крупной форме легкую нотку решетчатой эфемерности. 

Диалог нового и старого
Согласно ТЗ конкурса архитекторы сохранили решенные в классических формах северо-западную стену с барельефами и колоннады северной и южной (боковых) стен. Динамичный новый объем встроен в периметр, не касаясь старых стен. 
Северный и западный фасад / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Вид от арены / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

«Теплый светлый оттенок оболочки нового объема работает в диалоге с классической терракотой фасадов исторической части, – говорят архитекторы, – пространство между криволинейной поверхностью фасада нового объема и колоннадой галерей с севера и юга образно сохраняет характерный силуэт существующих трибун бассейна вдоль колоннады. Взаимодействие старого и нового, таким образом, решается не пристройкой или подчинением одной части другой, а строится на диалоге равноценных и взаимодополняющих частей. Пространства галерей за колоннадами задействованы в летнее время как открытые террасы для отдыха посетителей водного центра и кафе с южной стороны и открыта для общего доступа с северной стороны».
Реконструкция бассейна «Лужники», Финалист конкурса, 2014. Вид галереи © ДНК аг

Реальность воплощения (конструкция и бюджет)
Авторы также вписались в организационные ограничения конкурса: от участников требовалась разработанная конструктивная схема и бюджетная оценка, так, чтобы сразу после завершения состязания было можно приступить к дальнейшему проектированию и строительству. 

Ниже архитекторы ДНК подробно рассказывают о конструктивных решениях проекта: 
«Бюджетная оценка основных конструкций и фасадной отделки показала, что наш проект вписывается в обозначенные организаторами параметры. Причем, понимая нестандартность нашего решения, мы для подстраховки просчитали изготовление наших фасадов у 3-х различных производителей, в том числе и российских.

Конструкции для нашего проекта разработала группа российских инженеров под руководством опытнейшего конструктора Владимира Ильича Травуша. И несмотря на концептуальность формы здания, его конструктивная схема достаточна проста и абсолютно реальна.
Конструктивные решения / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Внутренняя конструктивная схема здания представляет собой железобетонный монолитный каркас, состоящий из колонн различного сечения; стены вертикальных коммуникаций выполняют роль ядер жесткости. Плиты перекрытий, в том числе включающие все чаши бассейнов – монолитные железобетонные, и опираются на этот каркас. Для консолей предусмотрены большепролетные фермы, являющиеся также затяжками по верхним поясам несущей сетчатой оболочки. К этому стальному каркасу далее крепится фасадная облицовка.

Светопрозрачные покрытия атриумов (пролет одного из них 36х54 м, второго – 60 м в диаметре) выполняются из пространственно-стержневой конструкции.

В проекте по заданию предусмотрена раздвижная кровля над аквапарком.
Два из четырех сегментов круглого фонаря устанавливаются чуть выше по уровню и делаются сдвижными. Створки сдвигаются поворотом на 90° относительно центра круга над неподвижными сегментами, открывая купол на 45%. Перемещение створок производится в горизонтальной плоскости по кольцевым направляющим рельсам, расположенным по окружности купола и около его центра. 
Детали фасада / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
     
Внешние стенки объема «чаши» – это несущая решетчатая стальная конструкция оболочки толщиной 1,8 метра с размером ячейки 3 метра. Пространственная конструкция оболочки помогает обеспечить консольные вылеты длиной 36 метров. С внешней стороны оболочку планировалось отделать плоскими панелями двух типов прозрачности, но однотипной треугольной формы (1,5 м).

15% панелей задуманы «прозрачными» в качестве стеклопакетов: внешнее стекло, частично окрашенное белым цветом вокруг прозрачного круглого «окошка», образует полупрозрачный паттерн. В интерьере такие панели воспринимаются как иллюминаторы. Панели крепятся в системе фасадного структурного остекления, которая фиксируется к несущей решетчатой конструкции оболочки. 85% панелей – «непрозрачные». Они устанавливаются совместно с теплоизоляционными сэндвич-панелями, закрывая их снаружи.

Внутренняя структура. Атриумы – дворы
Реконструкция бассейна «Лужники», Финалист конкурса, 2014. Трехмерное продольное сечение © ДНК аг

Внутри водный центр разделен на две части с разными функциями, сгруппированными вокруг двух больших атриумов со светопрозрачными фонарями. Пространство проницаемо: находясь в одной части можно видеть другую: велнес, фитнес и детский бассейн видно из аквапарка, а из плавательного бассейна видны спортзалы и ресторан. Связность всех наземных зон и их свободную доступность также обеспечивает центральное ядро, состоящее из панорамных лифтов и парадной лестницы. Ими может воспользоваться любой посетитель, чтобы познакомиться со структурой центра или попасть на трибуны плавательного бассейна. Дальше на этажах посетители встретят ресепшны отдельных зон комплекса. В ресторан и финтнес-центр можно попасть и снаружи: у них есть свои лифты и независимые входы. «Мокрые зоны» (аква и велнесс-центры и спортивные бассейны) связаны между собой «чистым» вертикальным ядром: раздевшись в нижнем уровне, можно перемещаться между ними в купальнике. 
Вид на спортивный бассейн из ресторана / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Зал ресторана устроен таким образом, чтобы максимальное количество посетителей могло наслаждаться открывающейся панорамой. Стеклянный внутренний витраж, выходящий в двухсветное пространство спортивной части, позволяет из ресторана наблюдать за проходящими спортивными соревнованиями и тренировками внизу.
Реконструкция бассейна «Лужники», Финалист конкурса, 2014. Интерьер спортивного бассейна © ДНК аг

Функция
Функциональные схемы / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Здание водного центра включает: аквапарк с велнесс-центром, спортивный центр с 50-ти метровым и детскими тренировочными бассейнами, фитнесс-центр, ресторан, торговую галерею с небольшими магазинчиками и кафе.

В целом следуя в распределении функций техническому заданию, архитекторы внесли в него свои усовершенствования, способные упросить перемещение посетителей внутри: велнесс-центр, перемещенный с третьего на второй уровень ближе к аквапарку, стал продолжением его террасных пляжей. Спортивные бассейны авторы, наоборот, подняли на один уровень с тренировочными залами, разведя таким образом спорт и развлечения по разным горизонталям. В условиях, когда верхняя отметка здания была жестко зафиксирована, описанное усовершенствование позволило повысить потолки в аквапарке, сделав его пространство просторнее. 

Видовые точки и ориентация по сторонам света
Ориентация по сторонам света / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Видовые точки / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.

Изнутри здания открываются потрясающие виды на окружающий ландшафт, что нельзя было не учесть при  формирования внутренней структуры функциональных зон и террас. Учитывалась также ориентация здания по сторонам света: ресторан в западной части получил виды на закат, Большую арену и Сити, – дополненные выходом на южную террасу. В восточной части расположились фитнес-центр и многофункциональный спортзал с панорамным видом на Ленинский проспект. С юга – фитобар и терраса с видом на Воробьевы горы. 

Интерьер
В интерьерных решениях мы постарались следовать общей концепции проекта. Светлые, динамичные и в то же время комфортные и располагающие к отдыху, по атмосфере они ассоциируются с образом современных яхт и лайнеров». 
Вид первого этажа аквапарка / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Интерьер аквапарка / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
План кровли / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Пятый уровень / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Четвертый уровень / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Третий уровень / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Второй уровень / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Первый уровень / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Сечение 2-2 и 3-3 / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Сечение 1-1 / Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг.
Проект:
Концепция реконструкции бассейна «Лужники», ДНК аг. Финалист конкурса
Россия, Москва, ул. Лужники, 24, стр. 4

Авторский коллектив:
Авторский коллектив: Д. Лоренц, Н.Сидорова, К. Ходнев, Т. Морозкина, А. Тарануха, М. Кочуркина, Е. Филатова. Конструкции: В.Травуш, С. Строганов

12.2013 — 4.2014

Конкурсный проект. Заказчик конкурс – компания CODEST, организатор – ОАО «Олимпийский комплекс «Лужники» при поддержке Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы. Консультант конкурса – Центр коммуникационных технологий «Агломерация».

03 Июня 2014

Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Cité для Наро-Фоминска
Новый район на острове в центре Наро-Фоминска продолжает идеи развития территории шелкоткацкой фабрики, вокруг которой, собственно, и возник город. Авторы умело, мотивированно миксуют разные форматы среднеэтажной застройки и эффективно используют островное положение, предлагая множество форматов взаимодействия с водой, доступных для всех горожан. Неудивительно, что в области проект считают образцовым и достойным подражания. И еще это пример редкостной синергии между заказчиком и архитекторами.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Архитектура и анимация: ЧЕРЕЗ
Начинаем публиковать кураторские проекты Открытого города. Мы – редакция – выбрали пять проектов. Один из них мультфильм ЧЕРЕЗ, сделанный группой молодых архитекторов под кураторством dnk ag и режиссерским тьюторством. Получился вполне профессиональный фильм артхаусного свойства.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Ажурный XX-конструктив
Во дворе Музея архитектуры на Воздвиженке установлена инсталляция группы DNK ag. Она приурочена к 20-летнему юбилею бюро, и впервые была показана на Арх Москве. Предполагается, что объект простоит во дворе музея один год и послужит началом для новой традиции – регулярно обновляемого выставочного проекта «Современная архитектура во дворе МУАРа».
Мечта Азимова
Проект DNK ag победил в конкурсе на АГО Национального центра физики и математики в Сарове, проведенного корпорацией Росатом совместно с МГУ, РАН и Курчатовским институтом.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Внутренний город
Два дома на территории бывшего завода «Рассвет» – пример тонкой работы с контекстом, формой и, главное, внутренней структурой апартаментов, которая стала, без преувеличения, уникальной для современной Москвы. Они уже неплохо известны профессиональной общественности. Рассматриваем подробно.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Знак бесконечности
Подробнее о проекте-победителе конкурса «Горизонт», посвященного кампусу на кровле самого заметного, выходящего на реку, корпуса завода Севкабель в Петербурге. Знаковая форма с множеством вариантов интерпретаций окружена развитым общественным пространством: что еще нужно современному человеку.
Лучший – в Латвии
Объявлен лауреат премии союза московских архитекторов – им, как мы и предсказывали, стал Тотан Кузембаев с усадьбой Клаугис, широко известной в узких кругах. Среди номинантов ATRIUM, DNK ag, IND architects, AI architects.
От дома-коммуны к ко-ливингу
В комплексе апартаментов CO_LOFT, спроектированном бюро DNK ag, промышленное наследие 1930-х переосмысляется через идеи 1920-х, когда поиск новых форм жилья был одним из основополагающих направлений в архитектуре.
Билет на праздник: архитекторы о WAF-2018
В конце ноября прошел очередной фестиваль WAF. На этот раз в Амстердаме. Говорим с восемью российскими участниками, вошедшими в шорт-лист и презентовавшими свои проекты. В том числе и с Никитой Явейном, победителем в номинации Культура-Проект.
Чайка и Мастер-ключ
DNK ag спроектировали для ЗИЛАРТа башню «Чайка», а также выступили кураторами 26 квартала, где некоторые «партии» исполнили самостоятельно. Говорим с DNK ag об их работе на ЗИЛе.
ДНК аг: «Для нас этот конкурс стал поводом предложить...
Архитекторы Даниил Лоренц, Наталья Сидорова и Константин Ходнев, чей проект стал одним из двадцати, вышедших в финал конкурса АИЖК на стандартизированное жилье, о смысле конкурса, идеале обитаемого пространства и условиях приближения к этому идеалу, в частности, микродевелопменте.
Культурный код
Собирая воедино мозаику из исторических и заново возведенных объектов комплекса Сытинской типографии, архитекторы из ДНК аг построили собственную лексическую парадигму, некий культурный код, основанный на тонкой игре ассоциаций и образов.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Пресса: Исторический облик «Лужников» будет сохранен
Большая спортивная арена стадиона «Лужники» сохранит свой исторический облик после реконструкции, об этом в ходе осмотра стадиона Мэр Москвы Сергей Собянин доложил президенту РФ Владимиру Путину.
Затерянный мир
Вариант реконструкции бассейна «Лужники» от бюро Асадова предлагал полностью сохранить старое здание, дополнив его новым объемом с интеллектуальной инженерной начинкой, поддерживающей сложную растительную экосистему – аттракцион «затерянный мир», впрочем, без динозавров.
Пресса: Реконструкция бассейна «Лужники»: кольца, кристаллы,...
Наконец-то обнародованы проекты участников второго этапа национального конкурса на реконструкцию бассейна в Лужниках. Портал Архсовета Москвы рассмотрел эти проекты с пристрастием и проанализировал, куда и зачем плывет современная архитектура.
Пресса: Бассейны на плаву
Количество бассейнов в Москве растет. Они становятся более современными, комфортными и начинают приближаться к мировому уровню по качеству архитектуры. Старые советские сооружения тоже постепенно реконструируют. Самые масштабные работы начнутся летом – когда приступят к обновлению водного комплекса «Лужников».
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.