Фойе архитекторы трактуют как теплый аналог городской площади. Его свободное пространство, куда проникает свет от двух полностью стеклянных стен, накрыто белой консолью. Оно очень светлое.
После фойе зритель попадает в пространство коммуникационной диагонали, ориентированное поперечно. Его высота – 7 этажей, 32 метра.
И оно совершенно черное.
В этом и состоял авторский замысел – построить павильон на максимальном контрасте противоположных вещей и эмоций.
Коммуникационная диагональ соединяет два треугольных в плане объема, в которых размещены экспозиционные площади (дизайном экспозиции занималась компания Lorem Ipsum) и другие функциональные помещения.
В то же время на уровне эмоций ее пространство помогает посетителю почувствовать масштаб павильона изнутри. «Посетитель из одной реальности попадает в другую, – говорят архитекторы, – тоже огромное, цельное, но другое. Контрастное первому. Опять-таки без каких-либо заметных несущих конструкций».
Юлия Тряскина
Диагональ это место, где теряется пол и потолок, она визуально сужает и растягивает пространство, делает его, по ощущениям, почти бесконечным.
Соответственно, контраст был для нас принципиален, и важно было качественно провести его на уровне восприятия, чтобы никакие неточности не отвлекали от производимого эффекта, чтобы он был максимально цельным: цельное белое и цельное черное. Нашей задачей было не только спрятать все технические детали, в чем нам очень помогли коллеги из компании Спектрум, встроить в общую систему и зеркала, которые усиливают ощущение бесконечности, и эскалаторы, для которых необходима техническая подсветка.
Но не только – требовалось еще и собрать всё так, чтобы не было сбоя по цвету. Один и тот же цвет RAL, ложась на разные поверхности, дает разные оттенки, то в зеленоватый, то в коричневый. Так что мы бесконечно много раз отсматривали все, сделали множество мокапов, работали с выкрасами и образцами, стремились собрать все одной цветовой температуры, стремились к тому, чтобы оттенок был нейтральным. Делали это и для черного, и для белого пространства, но с черным работать, как известно, сложнее – потому что на нем видна вся грязь, вся пыль.
К слову о грязи – наши интерьеры сделаны так, чтобы выдерживать постоянную уборку, большой поток посетителей. И в нашей общественной части – я сейчас не говорю о музейной экспозиции, так уже другие правила – в наших МОПах все можно трогать, везде провести рукой без ущерба. У нас большой опыт работы в пространствами большой проходимости, будь то торговые центры или аэропорты – так что правила их построения мы понимаем.
Освещение черного пространства тоже оказалось серьезной задачей, мы светим только в узловых навигационных точках, – как в театре, высвечиваем важное, остальное «гасим», уводим в тень, иначе он не будет черным. Тут важно не пересветить.
Соответственно, контраст был для нас принципиален, и важно было качественно провести его на уровне восприятия, чтобы никакие неточности не отвлекали от производимого эффекта, чтобы он был максимально цельным: цельное белое и цельное черное. Нашей задачей было не только спрятать все технические детали, в чем нам очень помогли коллеги из компании Спектрум, встроить в общую систему и зеркала, которые усиливают ощущение бесконечности, и эскалаторы, для которых необходима техническая подсветка.
Но не только – требовалось еще и собрать всё так, чтобы не было сбоя по цвету. Один и тот же цвет RAL, ложась на разные поверхности, дает разные оттенки, то в зеленоватый, то в коричневый. Так что мы бесконечно много раз отсматривали все, сделали множество мокапов, работали с выкрасами и образцами, стремились собрать все одной цветовой температуры, стремились к тому, чтобы оттенок был нейтральным. Делали это и для черного, и для белого пространства, но с черным работать, как известно, сложнее – потому что на нем видна вся грязь, вся пыль.
К слову о грязи – наши интерьеры сделаны так, чтобы выдерживать постоянную уборку, большой поток посетителей. И в нашей общественной части – я сейчас не говорю о музейной экспозиции, так уже другие правила – в наших МОПах все можно трогать, везде провести рукой без ущерба. У нас большой опыт работы в пространствами большой проходимости, будь то торговые центры или аэропорты – так что правила их построения мы понимаем.
Освещение черного пространства тоже оказалось серьезной задачей, мы светим только в узловых навигационных точках, – как в театре, высвечиваем важное, остальное «гасим», уводим в тень, иначе он не будет черным. Тут важно не пересветить.
Если говорить о свете – сейчас в павильоне по-прежнему очень большой поток посетителей и подсветка, в том числе внутри коммуникационной диагонали, «выкручена» на 100%, – тогда как согласно рекомендациям архитекторам, лампы должны светить на 60%, тогда эффект черного пространства будет более ощутим.
Во всем этом рассказе – да и павильоне в целом – интересен объем авторских инженерных решений, как обще-конструктивных, так и тех, которые относятся к интерьерам. Еще на презентации я переспросила Юлия Борисова, можно ли публиковать «узлы», он сказал – да.
Сейчас мы попросили несколько узлов интерьерных решений у Юлии Тряскиной – а она говорит, что считает такие публикации важными и со студенческих лет любила рассматривать чертежи решений коллег. С разрешения коллектива публикуем ниже несколько узлов, имеющих отношение к интерьерным конструкциям.
Другая история развернулась в процессе проектирования и была связана с размещением в одном из экспозиционных залов макета атомной бомбы. Юлия Тряскина подчеркивает, что это даже не макет, а оболочка, изготовленная на том же производстве, и, соответственно, в натуральную величину. Ее размеры поначалу не были предусмотрены, а затем оказалось, что для создания достаточно эффектного зала с бомбой необходимо поднять его высоту куполом. Купол вырос «холмом» в пространстве атриума выше. После долгих обсуждений его решили оформить в виде зеленого шара в амфитеатром вокруг. Здесь обустроено общественное пространство, предназначенное, в том числе, для мероприятий и расстановки столиков перед конференц-залом. Сюда же выходит библиотека и музейный магазин, то есть в атриуме объединены и коммерческие помещения павильона.
Еще одна часть общественных помещений павильона – треугольные лестницы: серый бетон, стекло с принтом, стальные поручни. Их форма, продиктованная устройством здания – углы между гипотенузой и катетами – вызывает в памяти похожие лестницы, устроенные UNK в треугольном здании БЦ «Земельный», но там они эвакуационные, хотя тоже очень интересные, а здесь одной из лестниц пользуются, как минимум, посетители ресторана в верхнем этаже здания.
Итак, интерьеры общественных пространств павильона «Атом», над которыми работали UNK interiors, построены, прежде всего, на контрасте между белым широким пространством фойе и черным узким, зато, по ощущениям, бесконечным во все стороны плоскости сечения, пространством коммуникационной диагонали. Для передачи ключевого высказывания потребовалось много работы с деталями, нюансами, сверка мокапов и выкрасок. Как всегда – эффект чуда сам собой не наступает.
В данном случае он, этот контраст, нужен только для того, чтобы «переключить» зрителя, а несет и смысловую окраску, – как говорит Юлия Тряскина, «в отношении людей атомной энергии нет полутонов, нет равнодушных. И авторского мнения тоже нет, либо белое, либо черное».
Ведь не поспоришь. И, с другой стороны, понятно, зачем было приложено столько усилий к реализации этой внутренне графической, а на самом деле, говорящей, даже в какой-то мере кричащей, метафоры.