Все материалы проекта здесь >> 
Информационный проект
создан при поддержке компании HP

Большой формат: истории роста

Истории о том, как архитектурные бюро переходят от малого масштаба к большой форме. Те, кому это удалось, делятся опытом и секретами.

mainImg

Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять свой стержень, свои ценности»

Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.

23 Ноября 2020
Увлеченному своей работой архитектору может понадобиться хороший плоттер.
Удобный, небольшой и управляемый удаленно
&hbsp
Юлий Борисов
UNK project

Архи.ру:
Когда и как вы начали, какими были первые проекты?

Юлий Борисов:
Я считаю, что, если не говорить о глобальных мегакорпорациях, любая организация определяется своими лидерами, и «потолок» архитектурного бюро компании определяют его основатели. Моя личная траектория роста такова: «на кого-то» я работал всего два месяца, в Германии, в бюро Smidt & Partners. Больше никогда ни на кого не работал. Это не плохо и не хорошо; может быть, даже скорее плохо. Работать я начал, учась в институте, с выставочных павильонов в Экспоцентре: это проекты небольшой площади, порядка 4 м2, но с очень быстрыми сроками и огромной ответственностью. Там не успеть на час – значит все провалить, это тренирует и дисциплинирует.

Потом я начал постепенно продвигаться, работать с частными заказчиками. Развитие было достаточно болезненным, поскольку проходило на собственном опыте, методом проб и ошибок. Начали подтягиваться люди, появились большие объекты на миллионы долларов. В какой-то момент я разобрался с типологией частного жилья, затем в его рамках стало тесно, я занялся другими типологиями: административными, торговыми зданиями.

В 1999 году я изменил свой бизнес: до этого он был скорее проектно-строительным. Но в рамках стройки мне стало неинтересно, и тогда мы основали компанию UNK project – вместе с Николаем Миловидовым и Юлией Тряскиной. Этот бизнес у нас уже больше 20 лет.

Насколько я помню, вы целенаправленно планируете развитие компании «пятилетками»?

Мы ставим планы, стремимся ясно понимать задачу, и затем – удалось ли нам достичь ее решения. Делаем следующий шаг, когда достигли определенной точки. Через первые пять лет работы мы серьезно вышли на рынок корпоративных интерьеров. Здесь я благодарен Борису Левянту, он был для меня бессменным маяком, лидером, которого интересно было догонять. Было интересно смотреть, как он работает. Мы всегда смотрели на лучших в отрасли, а его компания была образцово-показательной. Потом мы потихонечку перешли к следующим типологиям, вначале опять же интерьерным: рестораны, фитнес и прочее. Каждый раз мы досконально разбирались в типологии. Лучший офис построили, в торговле сделали с нуля сеть Глобус Гурме, она до сих пор существует. В ресторанах много работали с Аркадием Новиковым, построили с нуля сеть пиццерий Бокканчино, последнюю – в Лондоне.
Гастроном Глобус Гурмэ
Фотография © Сергей Ананьев. Предоставлено UNK project

Затем я поставил себе задачу войти в топ 5-10 бюро Москвы и России по архитектурному проектированию. Было сложно, маловато опыта, но было много желания. Мы сделали ставку на конкурсные процедуры – удачно сложилось, что в Москве именно тогда появились открытые конкурсы, за это надо поблагодарить главного архитектора города Сергея Кузнецова, который инициировал эту практику, и Евгении Муринец, которая в тот момент много сделала для ее развития и стабильного функционирования. Через инвестирование времени, талантов и финансовых средств, – потому что, на самом деле, это очень дорогое удовольствие, – мы начали выигрывать конкурсы. На данный момент мы знаем досконально ряд типологий, у нас есть все специалисты, технологии и знания.
Дворец водных видов спорта «Лужники»
Фотография © Дмитрий Чебаненко. Предоставлено UNK project
zooming
Многофункциональный комплекс «Империя Тауэр», юго-восточный угол здания и вход в атриум. Проект, победивший в открытом конкурсе 2013 года
© UNK project


А что дальше?

Когда появились знания, встал вопрос осознанности: чем мы хотим заниматься, чем нет.

Тогда мы сформулировали для себя правило: мы видим себя не в поточном производстве, а в уникальных проектах. Уникальные – не обязательно сложные, но такие, которые никто до нас не делал. Наш Голландский квартал был в свое время уникален тем, что в супер-эконом классе требовалось создать европейскую среду.
Жилой комплекс «Голландский квартал» в Ивантеевке
Фотография © Ольга Алексеенко. Предоставлено UNK project

Павильон Росатом уникален по заглублению: объем размером почти с 12-этажный дом там закопан в землю на две трети и, кроме того, стоит на подводной реке.
Павильон «Росатома» на ВДНХ
© UNK project

Если сравнивать с медициной, то мы занимаемся скорее нейрохирургией и операциями на мозге – решаем точечно сложные задачи. Придумываем новые типологии, конструкции, планировочные решения. Можно сказать, что мы делаем много ноу-хау.

Мы много работали с государственными объектами, с регулированием, ценообразованием и прочим – научились, это тоже одно из наших знаний.

Как устроена компания сейчас?

Чтобы обеспечить развитие, нам пришлось глубоко разобраться в том, что такое бизнес. Архитектор не может быть просто архитектором-творцом, он должен понимать всё и всех. В бизнесе то же самое. Сейчас UNK project – крупная группа компаний, куда входят компании-блоки. Блоки независимые, но объединены общей синергией. Управление устроено так, чтобы не превратиться в слишком крупный холдинг, «условный Моспроект», поточную организацию, которой из-за ее масштаба сложно делать уникальные объекты.

Конечно, компания – не самоцель, а инструмент, который нам позволяет реализовывать знания, умения и ценности. На данный момент наша структура оптимальна для выполнения задач, которые мы сами себе поставили.
Образовательный комплекс «Точка будущего», Иркутск. Cebra & UNK project
Фотография © Дмитрий Чебаненко. Предоставлено UNK project


А что обеспечивает синергию?

Соединяют не административные механизмы, а общие ценности, корпоративная культура. Думаю, поэтому мы легко интегрируемся с нашими иностранными партнерами. У нас были плодотворные отношения с английской компанией Scott Brownrigg, прекрасные отношения с компанией Jerde. С японской компанией Nikken Sekkei у нас тоже было несколько проектов. Мы легко интегрируемся, потому что находим партнеров с такими же ценностями, что и у нас. В Лондоне, в Америке или Японии – мы все проектируем качественную среду для жизни, работы, образования и отдыха людей. Наша задача в том, чтобы люди были счастливы, чтобы город становился лучше, а не просто застраивался квадратными метрами из железобетона.
Рублево-Архангельское, архитектурно-градостроительная концепция. Проект – победитель конкурса
© Nikken Sekkei / предоставлено АО «Рублево-Архангельское»

Мы сформулировали для себя миссию – это отдельный документ, в котором обозначены наши ценности, и стараемся находить людей, которые разделяют наши подходы. На любом уровне. Я глубоко уверен в правоте Королева, который говорил: «Здесь даже уборщица считает, что она запускает ракеты». У нас – в идеале – каждый сотрудник уверен, что он создает объекты, которые позволяют людям чуть более комфортно жить.
Национальный космический центр в Москве. Проект, победивший в конкурсе, 2019
© UNK project


Что еще входит в сумму ваших ценностей?

У нас все написано по пунктам. У нас нет каких-то административных ресурсов, мы не занимаемся аффилированными сделками – я считаю, что это портит карму. Мы за честный, прозрачный бизнес, у нас компания абсолютно «белая и пушистая». Мы должны быть ответственны за свою работу. И это не просто общие слова. Мы отказываемся от проектов, если считаем, что они могут принести ущерб людям и городу, но иногда беремся за доработку плохих проектов в надежде их исправить.
Из текста миссии UNK project:

Главная наша миссия – улучшение и гармонизация среды обитания людей.

Мы новаторы / мы профессионалы / мы креативны / мы не останавливаемся на достигнутом / мы ответственны / мы увлечены

Качество для нас приоритетно по отношению к бизнес-задаче. Мы развиваемся через качество, боремся до последнего, зачастую в ущерб отношениям с клиентами. Косвенным учителем, эталоном отношения к качеству объекта, я, наверное, могу назвать Сергея Скуратова, хотя в каких-то других вещах я с ним не соглашаюсь. Как видите, у меня много учителей, людей, на которых я смотрю как на ориентиры.

Но сейчас и я сам тоже уже пытаюсь передать полученные знания, важно не только «делать домики», но и воспитывать новую смену.

Кстати о смене. У вас в UNK project много стажеров?

Есть люди, которые выросли из стажеров, но, в отличие от наших коллег АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры», у нас студентов поменьше. Мы набираем студентов редко, иногда для педагогических целей. В основном же стараемся брать людей осознанных, с опытом, с неудачами, стараемся не с нуля воспитывать сотрудников. Но подтягиваем с точки зрения синхронизации в подходах.
Штаб-квартира компании Mail.ru Group
Фотография © Сергей Ананьев. Предоставлено UNK project

Какие вы назвали бы «болевые точки», опасные места в истории развития компании?

Опасные места – это трансформация. Сначала надо изменить себя, потом меняется все вокруг тебя. Перестройка психики, организма, поведения неизбежна, но болезненна. Всегда есть соблазн остаться там, где ты уже чего-то достигаешь. Есть прекрасная история для того, кто хочет заниматься личностным ростом: так называемый «путь героя», его описывает 80% мировой литературы и фильмов. Когда человек проходит какой-то рубеж, встает вопрос, готов ли он идти дальше. Главный вопрос – где граница, стагнация, где «потолок».

Речь о ментальных границах?

Конечно, все у нас в головах. Нет физических ограничений. Первая проблема – ограничения у нас в голове. Вторая – люди, партнеры, сотрудники. Как только меняются твои воззрения и цели, это безумный стресс для людей, которые идут вместе с тобой. Не все готовы, идет серьезная перетряска команды, мы теряли многих коллег, высококлассных специалистов, на этом пути. Не потому что кто-то из нас плохой, просто поменялась парадигма. Расставаться тяжело, но надо уметь принимать тяжелые решения. В условиях, когда вы хорошо бегаете на лыжах, а вам надо плыть, навыки лыжника, увы, неприемлемы. Человек должен либо быстро научиться плавать, либо, если ему это некомфортно, то он бегает на лыжах где-то в другом месте, а мы здесь плаваем. И это тоже болезненно. Но мы занимаемся сложным делом, у нас не семейный бизнес. Хотя в то же время важно, чтобы люди, которые работают вместе, были близкими по духу и одновременно разными.

Мы должны быть гибкими и подстраиваться под ситуацию, под окружающий мир, при этом не теряя свой стержень, ценности, свою какую-то сущность. Это, наверное, самое важное.

У вас есть зарубежные проекты?

Пока что точечные. Был опыт реконструкции здания в Лондоне, в самом центре, достаточно дорогой объект, 7 млн фунтов. Был объект в Монако, частная вилла, бюджет порядка 15 млн долларов. Мне был интересен опыт работы за рубежом. Мы нанимали местных архитекторов на сопровождение, и мне показалось, что мы более конкурентоспособны, чем они. По крайней мере, те, с кем я общался, – они все достаточно расслаблены, живут в тепличных условиях. У них нет такой школы выживания, как у нас. Думаю, что именно поэтому не так много иностранных архитекторов удачно работают в России, они не привыкли к такой жизни.

Планируете выход на западный рынок?

Ниша интересная, рано или поздно, может быть, лет через пять, мы это сделаем. В этом плане я безмерно благодарен Сергею Чобану, который показывает, что русский архитектор может работать на западе. Я считаю его вклад неоценимым, он показывает пример – как надо работать. И когда некие, не будем их называть, общественные организации пытаются ограничить рынок для иностранцев в России, я считаю, они поступают неправильно – действуя так, мы рискуем превратить наших архитекторов в специалистов, менее конкурентоспособных на глобальном рынке. Вместо того, чтобы защищаться здесь, надо нападать там. Надо выходить российским архитекторам на международный рынок.

Возвращаясь к борьбе за идею – можете привести примеры успешной борьбы с хорошим результатом?

К моему счастью или везению, наши последние объекты успешны, процент реализации около 90, это очень высокий показатель по рынку. В основном – благодаря командной организации работы, когда в команду входит и заказчик, и подрядчик, и мы; когда у нас общие цели. Это не значит безболезненно, мы ругаемся, все идет жестко, кровью, потом и нервами, но, тем не менее, есть критерии, которые все понимают одинаково и которыми можно оперировать.

Сложнее с проектами, связанными с государством, там другие критерии: отчитаться перед кем-то, успеть вовремя. Мы не затягиваем сроки, но приоритет отчетности не разделяем и считаем неправильным целеполаганием. Если мы строим здание на 50–100 лет, опоздание на неделю – песчинка на пляже. А из-за спешки или неправильных решений случается, что потом многое приходится переделывать, как, к примеру, сейчас мы переделываем стадию П Дворца единоборства в Лужниках, отданную после нашей АГР другой компании. Это отрицательный пример, но мы не бросаем своих детей, боремся до конца, как и врачи, пока сердце не остановится.
Дворец единоборств в Лужниках, проект-победитель конкурса, 2019
© UNK project


Неужели бесплатно переделываете?

Нам идет какая-то небольшая компенсация, но в данном случае это же не вопрос денег. В целом, у нас маленькая норма прибыли, рентабельность 5-7% по году. Микроостаток мы реинвестируем в развитие, поэтому мы развиваемся постепенно, долго, 20 лет. Маржинальность нашего бизнеса по отношению к его сложности очень небольшая. Поэтому мы считаем, что, если заказчик не может компенсировать затраты, мы не можем быть его инвесторами. Неправильно архитектурному бюро инвестировать в стройки каких-то крупных компаний или государственных институций.

Вы много побеждаете в конкурсах. Каков рецепт?

Это наша стратегия, мы все время находимся в конкурентной борьбе, у нас много открытых конкурсов, еще больше закрытых, которых вы не знаете.

Где-то год я посвятил исследованию конкурсных процедур, поиску ответов на вопрос, что такое изобретательство, поскольку конкурсы – это всегда решение задачи, которую сложно решить иным способом. Русские специалисты 1970-х годов сформулировали теорию потокового изобретательства [речь о ТРИЗ, разработанной Генрихом Альтшуллером и Рафаэлем Шапиро, – прим. ред.]. Я прочел много книг по этому вопросу. Составил систему подхода к решению задач оптимальным способом. Это не гарантирует, естественно, победы, но помогает повысить процент выигрыша и снизить объем пустой работы. Алгоритм не очень сложный – проблема в том, что в него надо верить и разделять, это сложнее. Даже в рамках компании людей приходится учить, и не все могут это принять. Здесь то же самое, что и со здоровьем, рецепт простой: есть здоровую еду, заниматься физкультурой, «чистить» свое здоровье, психологическое в том числе. Но не все готовы этому следовать. Здесь то же самое. Рецепты простые, главное каждый день вставать и делать. Меня многие спрашивают, как ты все успеваешь. Все просто: я встаю в 4-5 утра, до 8 что-то обдумываю, с 8 до 9 я могу еще чуть-чуть поспать, а потом иду и опять начинаю работать в офисе.
Инновационный центр «Сколково. Технопарк». Жилой квартал №10
Фотография © Дмитрий Чебаненко. Предоставлено UNK project
Инновационный центр «Сколково. Технопарк». Жилой квартал №10
Фотография © Дмитрий Чебаненко. Предоставлено UNK project


Не входит ли системность в противоречие с творчеством?

Универсального ответа на этот вопрос нет, но могу рассказать про себя. Я не верю в знаки зодиака, но я близнец. Близнецы – это люди, у которых одновременно могут работать два полушария. Для архитектора это хорошо, они могут одновременно мыслить рационально и не рационально. Продукт возникает на стыке. У меня есть незаконченное математическое образование, оно мне очень сильно помогает, и есть законченное художественное образование МАРХИ. Мой рецепт лично для себя – включать то одно, то другое. Днем я рациональный, все оцифровываю, рассчитываю, аргументирую, а с 4 до 8 утра придумываю, отпускаю свое сознание и занимаюсь поисками каких-то иррациональных вещей. Если задача сложная, стараюсь уехать. Лучшие свои проекты я придумывал на море и в самолете, особенно если есть 12 часов полета – то, что я в офисе делаю за месяц, можно сделать за время такого полета. Также нужен определенный настрой, атмосфера, нужна муза.

Но для решения творческой задачи все равно надо понять, в чем она состоит, нужна рациональная подготовка, постановка. А решение может быть нерациональным. Конкурс – почти всегда выход за рамки шаблона, что можно сделать только за счет иррационального мышления. Как это происходит в мозгу – не ко мне вопрос, я только пользуюсь инструментом. Хвала Всевышнему, или Вселенной, что пока он у меня есть.

А можете сказать, какой процент иррациональных прорывных решений принадлежит лично вам, и какой – коллегам в мастерской?

Где-то час назад у нас здесь был мозговой штурм, нас было шесть человек, мы пришли к какому-то результату. И я однозначно не могу сказать, кто автор чего. Есть объекты, которые я держу в голове и сам придумываю, их не очень много. А есть работы, которые мы делаем командой, каждый привносит какую-то идею, они трансформируются, переплавляются. Так что тут две модели.

Внутренние конкурсы практикуете в компании?

Я не считаю их самым продуктивным способом: команды становятся конкурентами, и они ограничены в рамках своей компетенции. Мозговой штурм эффективнее, когда мы сливаем разные точки зрения, люди взаимоопыляются этими идеями. Тут два позитивных результата: мы получили хороший проект, а люди повысили уровень своей компетенции, прониклись подходами, что важнее.

О возвращении к малому жанру. Вы говорили о логике движения: освоили одну тему, продвинулись дальше. Случается ли возвращаться назад, и если да, то почему?

Если вопрос лично ко мне, то у меня есть несколько, скажем так, уровней. На уровне владельца я занимаюсь стратегией развития, подбираю правильных генеральных директоров. На уровне президента компании занимаюсь организационными моментами, реорганизацией, строю компанию. А третий уровень, который мне больше всего нравится, – руководитель авторского коллектива. Здесь я сам у себя в подчинении и в подчинении у других людей. Надо мной руководитель проекта, даже ГАП может быть надо мной руководителем, директор, и только потом я сам как владелец. Есть ряд проектов, которые я делаю авторскими от начала и до конца, включая интерьеры.

В том же БЦ «Академик» – вплоть до того, что я придумал там авторскую мебель. И скульптуру, и арку я придумал. Подразделение интерьеров выступает как реализатор этой идеи, там прекрасная команда, но я отвечаю за продукт «от и до». Я обещал заказчику, что лично сам буду его доводить до последнего гвоздя, я ходил мрамор выбирал, для меня нет проблем это сделать. Мне кажется, очень важно не отрываться от действительности. Бывает такая проблема у многих руководителей, небожителей. Я, конечно, стараюсь не углубляться в административную и проектную «текучку», но в какой-то момент надо нырнуть в проблему, досконально разобрать, поговорить с каким-нибудь работягой – когда ты глубоко копнул, видишь, что идет хорошо, а что надо подправить.
БЦ Академик на проспекте Вернадского
Фотография © Дмитрий Чебаненко. Предоставлено UNK project

Ваш совет амбициозным начинающим архитекторам. Сейчас много разговоров о том, что «карьерных лифтов» практически нет. С вашей точки зрения – человека, которому удалось реализовать свою программу, – что бы вы посоветовали молодежи, как чего-то добиться, но не сломаться об стену?

Когда мы начинали, мы так же бились головой об стену. Были какие-то мастодонты, крупные организации, у которых, как нам казалось, все было схвачено. И у них то же самое было в свое время. Так всегда было и будет.

О молодых – во-первых, я им дико завидую. Потому что путь – и есть самое интересное. У них прекрасный путь, я рекомендую им наслаждаться этим путем. Он тяжелый, тернистый, нервный, требующий полной самоотдачи, но он впереди, это самая большая ценность. Это раз. Два – им проще, чем нам. Мир меняется стремительно, «лифты» уже как таковые не нужны. Сто лет назад требовалось происходить из династии архитекторов, чуть позже – быть в тусовке. В начале нашего пути важно было иметь офис, компьютеры, некие материальные активы, все это было дорого… Сейчас софт не очень дорогой, компьютеры для проектирования дешевые. Офис не нужен, все привыкли к дистанционке.

Важно умение создавать ценности. Я рекомендую, первое – заглянуть в себя и понять, чего вы действительно хотите и что вас отличает от других. В чем ваша уникальность. Вы не можете рассказать другим о том, что вы можете им дать, пока сами не разберетесь. У каждого человека есть уникальность и какой-то дар. Кто-то усердный, кто-то талантливый, кто-то быстрый, кто-то упертый. Без внутреннего осознания никакой рост невозможен. Вам должно нравиться, это должно быть ваше ядро, ваша сущность. Как только есть осознание, что именно у вас хорошо получается, – это надо развивать.

А развитие – это очень просто. Недавно один клиент мне сказал: бить в цель десять тысяч часов. Если вы будете бить в цель десять тысяч часов, каждый день по 8 часов, по 10, по 12 бить в цель, вы рано или поздно пробьете. Больше рецептов никаких нет. Самое опасное – достичь чего-то слишком рано, тут есть риск головокружения от успехов, риск остаться архитектором одного здания. Вот чего я бы опасался.

Поставщики, технологии

ООО «ЕТС-Строительные системы» Для отделки фасадов Жилого квартала №10 Инновационного центра «Сколково. Технопарк» архитекторы выбрали HPL- панели Formica. Уже более 100 лет Formica делает панели для фасадного и интерьерного применения, являясь крупнейшим производителем дизайн-ориентированных материалов в мире. Панели Formica широко применяются в проектировании и строительстве, отвечая самым требовательным запросам и пользуясь успехом у российских и международных архитекторов и дизайнеров.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.