Так что неудивительно и вполне логично, что работая со значительной частью гигансткой застройки ЖК «Остров» в Мневниковской пойме, архитекторы компании UNK, которая уже больше года как не компания, а экосистема, состоящая из разнопрофильных бюро, – поставив перед собой задачу подойти к застройке одновременно разнообразно и комплексно, не обошли вниманием и архитектурную подсветку.
Ее проект сделали UNK lighting, для всех десяти кварталов и общественных пространств, для территории, которая совсем немного не дотягивает до площади 40 га.
Задача проекта – не только объединить весь комплекс целостным решением по вечерам, но и создать для нового города собственный образ, со своими тонкостями и особенностями – узнаваемый.
Александра Ушакова, UNK lighting
Проект уникален не только в нашей практике – все же 10 кварталов – но, я бы сказала, и для Москвы, и для России. Во всех проектах, с которыми мы работаем, мы стремимся предлагать комплексные решения, увязывать между собой различные элементы, ландшафт, МОПы, МАФы… Настраиваем энергоэффективность. Но этот проект самый большой и сложный.
Мы начали с работы над референсами, изучили работы ведущих светодизайнеров мира, к примеру, освещение жилого комплекса Уилкинсон Эйр в газгольдерах на Кингс Кросс, или Смарт Сити в Катаре, поскольку это, как и у нас, совершенно новый город, там есть дизайн-код освещения. Подходы мы разделили на три типа: американский, азиатский и европейский. В США большое внимание уделяют рекламе и подсветке верхних частей высотных зданий; азиатское освещение – очень яркое, многоцветное на весь диапазон RGB-оборудования и динамичное. В Европе максимум внимания уделяют ландшафту и арт-объектам, всему, что находится на уровне человека, а здания подсвечивают только тогда, когда это памятники.
Мы начали с работы над референсами, изучили работы ведущих светодизайнеров мира, к примеру, освещение жилого комплекса Уилкинсон Эйр в газгольдерах на Кингс Кросс, или Смарт Сити в Катаре, поскольку это, как и у нас, совершенно новый город, там есть дизайн-код освещения. Подходы мы разделили на три типа: американский, азиатский и европейский. В США большое внимание уделяют рекламе и подсветке верхних частей высотных зданий; азиатское освещение – очень яркое, многоцветное на весь диапазон RGB-оборудования и динамичное. В Европе максимум внимания уделяют ландшафту и арт-объектам, всему, что находится на уровне человека, а здания подсвечивают только тогда, когда это памятники.
Архитекторам UNK симпатичен европейский подход, рассчитанный на восприятие пешехода, кроме того, преобладание подсветки в нижних этажах хорошо коррелирует с задуманными в нижних этажах городскими галереями – в новых кварталах должно быть приятно перемещаться, здесь создается одновременно уютная и оживленная атмосфера бульвара, которая больше всего напоминает османовский Париж, что-то такое из Писсаро.
Во дворах уличная городская суета сменяется акцентом на природную составляющую, гибкие дорожки и холмы, здесь свет заметно спокойнее и сдержаннее: слепящих ламп авторы избегают, свет используют чаще отраженный. Но все тропинки подсвечены, навигация очевидна. Контраст внешних городских и внутренних дворовых пространств особенно заметен в сравнении улиц третьего квартала и двора, который предназначался, скажем, для седьмого (он, вероятно, уже не будет реализован). Но все дворы так или иначе отличает текучесть форм и «парковая» сдержанность освещения.
Нас, безусловно, больше всего волнуют предложенные авторами подходы к освещению собственно архитектуры: разных фасадов здесь довольно много, а авторство фасадов принадлежит разным бюро. Удалось ли UNK lighting подчеркнуть особенности разных кварталов, при этом объединив их?
Взять к примеру 2 квартал Филиппа Никандрова, с гигантскими полосами по объемам – его отличие сразу бросается в глаза, и днем, и вечером, с ним сложно поспорить, хотя, насколько можно судить, авторы подсветки избегали избыточной яркости полос, они, опять же, как тропинки во дворах, светят отраженным светом, что должно, до некоторой степени, погрузить гиперактивное высказывание в контекст меланхолии вечерней прогулки. Линии «разгораются» кверху, но постепенно.
В других кварталах архитекторы света также шли от совмещения собственных предпочтений с особенностями архитектуры. Так, шестой квартал, спроектированный UNK, с медной башней, предложенной Юлием Борисовым, – очевидно «центровой», и крупный, и регулярный, однако не лишенный и некоторой игривости, не зря же архитекторы сопоставляют его с популярными играми, прежде всего Майнкрафтом. Здесь подчеркнутая графичность, крупная орнаментальность фасадов уравновешивается подвижностью формы: она то спускается, то поднимается ступеньками, балансирует на грани регулярности и непредсказуемости с уклоном в сторону первой. Здесь уместна и подсветка аттиковых уровней. В них от такого акцента становится очевидна не столь заметная днем башенность, как будто мы на Садовом кольце. А в главной, медной, башне, свет, напротив, отмечает только часть элементов рисунка, отчего ее экзорешетка приобретает иное звучание, более сложное и менее определенное, чем при солнечном свете.
Но в целом суть концепции освещения зданий, по словам ее авторов – в том, чтобы сделать подсветку мягкой, а переходы – плавными, без резких скачков. Помимо их тяготения к деликатному европейскому типу вечернего освещения он мотивирован еще и тем фактом, что новый район – преимущественно жилой, так что людям должно быть комфортно. Хотя, по словам архитекторов, техника позволяет заложить несколько разных сценариев, и они разработали для заказчика несколько сценариев, в том числе праздничный, но все они – в рамках определенной сдержанности, не слишком ярки.
Все нормативы в проекте соблюдены, – подчеркивает Александра Ушакова. Это, в частности, означает, температура подсветки улиц стандартная для Москвы – 2700 K. Между тем для освещения зданий выбран несколько более прохладный оттенок – 3000 K. Но он «ложится» на фасады, которые следуют «теплому» дизайн-коду, где довольно значительное место занимает серовато-бежевый оттенок и, главное, медный цвет, так что в итоге получается некий «гибрид»: теплый тон, так или иначе, преобладает. Да он и характерен для вечерней Москвы, – отмечают авторы.
Любопытно в этой связи наблюдать как подсветка в проекте «зажигает» медные простенки в проекте 5 квартала (авторы фасадов – АБ ASADOV, дизайн-код UNK). Они прямо как факелы вспыхивают, как будто проявляют потенциал внутреннего горения, усиливают глубину медного оттенка, ритмически согласуя его с асимметричными «сполохами» на светлой части стен. Этот красный – самый глубокий и интенсивный.
В целостности результата, деликатности проекта освещения в целом и в объеме вложенного в него труда сомневаться не приходится. И все же самое интересное – наблюдать, как авторы концепции освещения откликаются на концепции фасадов. Нигде не идут «на поводу» у замысла, не раскрывают его целиком, а где-то даже вступают в диалог: что-то маскируют, что-то дополняют своей асимметричной световой штриховкой, то есть полноценно соучаствуют. И удивительно, насколько свет способен изменять восприятие архитектуры. Ведь, рассматривая проект подсветки, где-то «исходный» проект угадываешь легко, а где-то и не сразу.