English version

Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы взялись за него с интересом и с азартом»

Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.

mainImg
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Жилой комплекс «Остров» в Мневниковской пойме – гигантский проект компании «Донстрой Инвест». Впрочем, сама пойма – еще больше, будущий ЖК не занимает ее целиком, а располагается в средней части каплевидной территории, окруженной излучиной Москвы-реки. По сторонам – заросшие зеленью участки, будущие парки, и несколько стройплощадок. К реке ЖК «Остров» примыкает в северной части, там два квартала, 1 и 4, стоят у воды; к западу территории уже построено и строится несколько спортивных объектов, в том числе Ледовый дворец Татьяны Навки, здание с искусственной волной и открытый стадион. В северо-восточной части поймы, у станции метро «Мневники», вроде бы все еще теплятся планы строительства Парламентского центра, о котором говорят с 2015 года; но мало что известно.

Зато жилой комплекс не просто известен, а развивается очень быстро – вокруг другой новой станции метро, «Терехово». Здесь вовсю идет строительство и проектирование. Площадь его территории – 36.6 га, общая площадь всего, что планируется построить – порядка 1.5 млн м2, это много, очень много, фактически, целый город. Его и позиционируют так: девелопер не скрывает замкнутого характера территории и рассматривает ее как достоинство – отделенный от города «остров» (на самом деле полуостров, конечно же) в окружении реки и зелени. Все, вероятно, видели рекламу с водяным «бубликом»; мы к ней еще вернемся. Другая многократно озвученная особенность проекта – внимание к современным технологиям и энергоэффективности, здесь запланированы станции для дронов, интернет G5 и другие технические новации. 
ЖК «Остров»
© UNK

В 2020 году мастер-план развития территории предложила британская компания LDA+ (напомним, в 2015 они же работали с первоначальным планом «Серпа и молота»). Затем, однако, технические показатели будущего ЖК существенно выросли и мастер-план перестал быть актуальным. Развитие района началось с двух кварталов: номер 1 в северо-западной части у реки (его проектировали АПЕКС) и номер 2 в центре (авторы – Горпроект и Филипп Никандров). Затем, где-то в конце 2021 года, для осмысления всей территории в целом и проектирования следующих пяти кварталов пригласили UNK Юлия Борисова. Задача была масштабная, а времени – примерно 9 месяцев.

Поначалу проект развивался в режиме секретности, только отдельные картинки «просачивались» через рассылки ведомств. Теперь о нем можно говорить относительно свободно, продажи открыты, презентации проведены. Поскольку проект очень большой, а UNK работали не только над архитектурой кварталов, но также предложили весь общественный ландшафт и концепцию вечерней подсветки, – мы решили рассказать о нем в смешанном формате. Начнем с интервью Юлия Борисова и рассказа об отдельных проектах, один из которых охватывает ландшафтные решения, другой всю подсветку комплекса, они разработаны соответственно UNK Landscape и UNK Lighting; часть кварталов также планируем рассмотреть отдельно. 

Архи.ру: 
Что составило главную сложность? 

Юлий Борисов, UNK:
Главной сложностью стала скорость работы, тут потребовались все наши способности к самоорганизации. Кроме того, гигантские объемы – район размером со средний европейский город. Словом, это была уникальная задача, а мы любим неординарные задачи, поэтому взялись с интересом и даже с азартом.
 
Кроме того должен сказать, что я «фанат» района Хамовники и Лужников. Я там живу, я там вырос, я там работал над центром Водных видов спорта и Единоборств… Мне кажется, что Мневниковская пойма во многом похожа, конечно же, с той существенной разницей, что пока не застроена. Это излучина Москвы-реки, отсюда открывается роскошный вид на другую сторону, один берег пологий, другой высокий. Я изучал историю застройки Хамовников, много интересных совпадений. С другой стороны, Мневники это природная территория – таких в Москве осталось мало. К ней требовался очень внимательный подход, и это тоже уникальная задача.
 
В чем основная идея вашего проекта?
 
Основной посыл – в том, что случайностей быть не должно. Другой – отчасти противоположный: нельзя скатиться в стандартизацию и шаблонные решения. Мы стремились балансировать на грани вариативности и общего дизайн-кода – не то чтобы создать впечатление исторического города, развивавшегося долго и естественно, – мы хорошо понимаем, что в данном случае это невозможно, – но избежать монотонности, сформировать узнаваемое «лицо» района, сохранив разнообразие.

Идея пригласить другие бюро для работы над частью кварталов принадлежала вам или заказчику? Кто выбирал соавторов? Как сработались?
 
Идея была наша, заказчик ее поддержал. Я считаю такой подход правильным в глобальном плане, тут мы находимся в фарватере здравых тенденций, таких совместных проектов мы знаем очень много. Партнеров выбирал я, мы давно знакомы, кроме того, мы исходили из загрузки коллег. Должен сказать, что, поскольку работать пришлось очень быстро и еще потому что мы все хорошо знакомы, взаимодействие не было особенно формализовано, мы работали как одна команда и не было большой разницы между «внешними» и «внутренними».
ЖК «Остров», квартал №4
© Лаптев и Партнёры / предоставлено UNK
ЖК «Остров» квартал №5
© Архитектурное бюро ASADOV / предоставлено пресс-службой Москомархитеткуры

Но в конечном счете за результат отвечали мы; мы же определяли основные параметры, массинг, общие принципы, взаимодействовали тесно и постоянно. Были, конечно, импровизации, но моя «диктатура» была достаточно жесткой.
 
Какими еще средствами вы добиваетесь разнообразия и как внедряете общие черты?
 
Во многом нам помогло и разнообразие типологии; у каждого квартала свои параметры по плотности и высотности. В частности, третий квартал – клубный дом: он меньшей высоты и более высокого класса жилья.
ЖК Остров квартал №3
© UNK

Здесь, в ответ на запрос потенциальных клиентов и заказчика, мы выбрали тему условного «Версаля в современном лондонском исполнении»: дом симметричный, его фасады отличает большая многодельность, хотя и без прямой стилизации, он имеет аттиковый этаж с террасами, сочетает фибробетон цвета известняка с облицовкой медного оттенка – это не порошковая покраска, мы перебрали порядка 80 образцов подобрали оттенок и фактуру так, чтобы поверхность напоминала натуральную медь и была долговечной; я специально летал в Лондон, смотрел здание Фостера…
  • zooming
    1 / 6
    ЖК Остров квартал №3
    © UNK
  • zooming
    2 / 6
    ЖК Остров квартал №3
    © UNK
  • zooming
    3 / 6
    ЖК Остров квартал №3
    © UNK
  • zooming
    4 / 6
    ЖК Остров квартал №3
    © UNK
  • zooming
    5 / 6
    ЖК Остров квартал №3
    © UNK
  • zooming
    6 / 6
    ЖК Остров квартал №3
    © UNK

Дом позволил нам разнообразить палитру всего комплекса в целом, послужил своего рода отправной точкой. В всех других кварталах, как относительно сдержанных, так и футуристичных, мы повсеместно используем светло-бежевый тон, белый, черный и медный оттенок. Нам нужна была некая «музыкальная тема», в рамках которой в каждом квартале развивается своя история.
 
К примеру, шестой квартал, соседний с третьим, но расположенный ближе к центру и выходу из метро – высокоплотный, с меньшими ценами на жилье, чем в клубном доме; можно сказать, что это жилье для молодежи и молодых семей. И в нем есть детский сад. Мы решили развить «игровую» тему – так появились крупные вырезы, как будто из кубиков, в духе LEGO или Майнкрафта. Вырезы расположены на видовых лучах, они помогают раскрыть некоторые виды. Силуэт становится сложнее, это помогает избежать чрезмерной простоты «коробок». Не люблю коробки, у здания должен быть узнаваемый абрис.
  • zooming
    1 / 8
    ЖК «Остров» квартал №6
    © UNK
  • zooming
    2 / 8
    ЖК «Остров» квартал №6
    © UNK
  • zooming
    3 / 8
    ЖК «Остров» квартал №6. Схемы фасадов корпуса 1 в осях 1.1-1.9, 1.9-1.1, 1.А-1.Г, 1.Г-1.А
    © UNK
  • zooming
    4 / 8
    ЖК «Остров» квартал №6. Схемы фасадов корпуса 2 в осях 2.1-2.8, 2.8-2.1, 2.Г-2.А, 2.А-2.Г
    © UNK
  • zooming
    5 / 8
    ЖК «Остров» квартал №6. Схемы фасадов корпуса 3 в осях 3.1-3.9, 3.9-3.1, 3.Д-3.А, 3.А-3.Д
    © UNK
  • zooming
    6 / 8
    ЖК «Остров» квартал №6. Схемы фасадов корпуса 4 в осях 4.1-4.20, 4.20-4.1
    © UNK
  • zooming
    7 / 8
    ЖК «Остров» квартал №6
    © UNK
  • zooming
    8 / 8
    ЖК «Остров» квартал №6
    © UNK

Но расположенные по соседству кварталы, третий и шестой, очень различались, надо было как-то увязать их между собой… Тогда самую высокую башню шестого квартала я нарисовал сам. Ее масштаб и значительная высота «принадлежат» шестому кварталу, а детализация ажурного медного фасада, как и «корона» в верхней части, выстраивают переклички с клубным домом, его проработкой и его аттиком. У кого-то она вызывает классические ассоциации, у кого-то восточные.
ЖК «Остров» квартал №6
© UNK
ЖК «Остров» квартал №6
© UNK

Отдельной задачей было увязать рисунок ажурной медной решетки с сеткой окон, пришлось повозиться, но мы справились. И с противоположной стороны нам тоже удалось выстроить ансамбль, что нечасто бывает в современной городской застройке.

Каким образом?
 
В пятом квартале, которым занималось АБ ASADOV, согласно концепции требовалось разместить торговый центр. Мы достаточно долго искали решение, и все никак не получалось найти для него правильное место. Помог Александр Асадов – он предложил развернуть объем ТРЦ, поставить его не параллельно, а перпендикулярно бульвару. Тогда всё сошлось: прямоугольник молла занял пространство между двумя центральными кварталами, шестым и пятым, а башни на торцах двух участков мы поставили по три, друг напротив друга. Получилась объемно-пространственная увязка, срежиссированное градостроительное решение, настоящий центр, высокоплотный и симметричный, рядом с выходом из метро.
ЖК «Остров» квартал №5
© Архитектурное бюро ASADOV / предоставлено пресс-службой Москомархитеткуры

Кроме того, очень важную роль в объединении пространства всего комплекса сыграли проекты подсветки, дизайн-код которой мы разработали для всего комплекса, и ландшафт общественных территорий, обоими проектами занимались компании, входящие в систему UNK, UNK Lighting и UNK Landscape.
ЖК «Остров»: концепция архитектурной подсветки
© UNK

К слову о ландшафте, центральный бульвар – тоже часть ЖК? Почему он такой прямой?
 
Прямой он потому, что под ним проходит ветка метро, соответственно, земля – городская, здесь множество границ, территория ближе к домам принадлежит ЖК, бульвар муниципальный. Но мы сделали все возможное для того, чтобы визуально сгладить границы и сделать бульвар органичной частью комплекса. И уделили максимум внимания той части города, которая воспринимается непосредственно человеком, пешеходом. У нас много галерей при торговых улицах, реализован подход «сухие ноги», позволяющий перемещаться внутри одного квартала, условно говоря, не замочив ботинок. В городе должно быть легко и приятно гулять. 
ЖК «Остров» квартал №6
© UNK
ЖК Остров квартал №3
© UNK
ЖК Остров квартал №3
© UNK

Но о проектах подсветки и ландшафта пусть лучше расскажут их авторы, руководители подразделений.
 
ЖК «Остров» – самый большой ваш проект на данный момент?
 
Если считать его за «единицу» – да. Именно в стадии П. У нас есть крупные проекты в Южно-Сахалинске, они больше по площади, но суммарно по квадратным метрам «Остров» больше.
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/

12 Мая 2023

Похожие статьи
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.