За последние несколько лет южно-сахалинская администрация инициировала целую серию конкурсов, среди них – конкурс на концепцию пространственного развития города, в котором победила АБ «Остоженка», конкурс на концепцию образовательного кластера – его выиграли UNK project. И это говорит, как минимум о трех важных вещах: во-первых, о неразрешенных градостроительных проблемах, с которыми Южно-Сахалинск столкнулся к текущему моменту, во-вторых – о моральном и физическом износе застройки и, наконец, в-третьих, о том, что администрация готова к широкому диалогу на эту тему.
Говоря «реновация», в случае Южно-Сахалинска нужно учитывать один принципиальный момент: когда Москва улучшает среду и жилищные условия горожан – речь идет именно об «улучшении», о приближении среды к неким современным стандартам, не будь которых – можно было бы жить по-старому, во всяком случае, некоторые пятиэтажки, как известно, от вхождения в программу отказались. Когда Южно-Сахалинск решился на реновацию – а она уже началась в том же 8 микрорайоне, где были построены два муниципальных дома – речь шла о тотальной замене фонда, не просто морально устаревшего, а попросту непригодного и представляющего для жителей реальную опасность в силу аварийности и несоответствия современным требованиям строительства в сейсмически активных зонах.
Поэтому программа реновации в Южно-Сахалинске – не в такой степени коммерчески заряженная и не требует московского коэффициента увеличения плотности застройки. В Южно-Сахалинске, согласно конкурсному ТЗ, при имеющейся плотности расселения в 20 852 человека/ км2 увеличение составит всего 9%, то есть – 22 288 человек/ км2. В архитектурно-градостроительном выражении это, в первую очередь, свидетельствует о возможности сохранить невысокую этажность – в концепции UNK project она не превышает 4-9 этажей при увеличении площади квартир на 20 % – а также сделать обширными дворовые и общественные территории в предлагаемых архитекторами решениях.
Географические особенности
Реновируемые 7 и 8 микрорайоны – и в этом UNK project нашли поддержку у администрации – станут стартовым, образцовым участком, который покажет будущее «лицо» всего города. Характер жилой застройки представляет собой реализацию типологии урбан-блоков – небольшого размера периметральных кварталов с четким делением на городскую и дворовую территории и с ограничением въезда автомобилей. Тема урбан-блоков уже несколько лет как стала трендовой на всевозможных градостроительных форумах. Но несмотря на то, что родилась она вместе с московской реновацией, в самой столице практики урбан-блоков, реализованных по городскому заказу, до сих пор нет. Опыт же реновации сводится пока что к точечной застройке, представляющей собой отдельно стоящие башни.Этому, конечно, есть понятное объяснение – несоизмеримая разница между переоценённой московской землей и тем же Южно-Сахалинском. Но в дальневосточном регионе есть свои трудности, проистекающие прежде всего из географических особенностей. Во-первых, повышенная сейсмика. Если опираться на советские нормативы, то никаких урбан-блоков не получилось бы, поскольку в снипах указывалось на необходимость ставить дома подальше друг от друга на случай, если один дом в результате землетрясения «сложится» – не заденет соседний. С развитием современных технологий проектирования и расчета зданий, проверенного опытом соседней Японии, необходимость отодвигать дома друг от друга отпала, и сейсмоустойчивость зданий теперь обеспечивается менее архаичными способами. Все новые дома в итоге предусматривают конструктивную прочность, способную выдерживать землетрясения до 9 баллов.
Большую проблему на Сахалине, во-вторых, представляет муссонный климат – там случаются циклоны с выпадением колоссального количества снега. Глава UNK project Юлий Борисов отмечает, что не в первый раз работая в регионе, архитекторы уже убедились в этой специфике, а потому сразу отражают необходимые решения в проектах. Так, ширина проездов должна учитывать способы уборки снега, а контур кровель – в основном скатных – его обильное скапливание.
Снегопады, кроме того, особенно трудны для автомобилистов – вот почему в концепции отдано преимущество подземным парковкам перед плоскостными, это позволит освободить автовладельцев от необходимости откапывать из-под снега свои машины. Практически под всеми урбан-блоками выполнены подземные паркинги. Профицитный бюджет Южно-Сахалинска может позволить себе такое решение.
Принципы застройки
При реализации урбан-блоков крупная градостроительная сетка советского времени делится на более мелкую структуру – где размеры «модуля» не превышают 2.5 га при максимальной протяженности 200 метров. В чем преимущества такой структуры – говорилось уже неоднократно. Напомним, что концепция урбан-боков в свое время явилась центральной идеей новых РНГП (региональных градостроительных нормативов), которые несколько лет назад были представлены Москомархитектурой на выставке Арх Москва. Проект разрабатывали RTDA – операторы нынешнего конкурса, и идейно здесь много общего.Основным качеством системы урбан-блоков является доступность – создается цепочка жилых пространств с пешим доступом к объектам социальной инфраструктуры, проницаемой и безопасной пешей средой. Ее прорезает так называемый «городской зеленый каркас» – сеть бульваров, городских скверов, внутридворовых садов –позволяющих встроить новые градостроительные образования в природный горный ландшафт и реализовать в центре города туристический маршрут. Так, 7 и 8 микрорайоны связаны бульваром, соединяющим Городской парк с Центральной площадью и бизнес-кварталом.
Жители – с которыми концепции в ходе конкурса неоднократно обсуждались – особенно внимательно следили именно за этой частью проекта, буквально изучая, из каких окон лучше будет видна соседняя сопка.
Юлий Борисов: «Наша задача была – показать градостроительные и архитектурные подходы к реализации реновации, а самое главное – получить обратную связь с жителями. Мы считаем, горожане Южно-Сахалинска были нашими соавторами и, действительно, дали много ценных советов. Обсуждения попали на период пандемии, но у нас в центре города был выстроен шатер, они приходили туда и по видеосвязи обсуждали с нами проект».
Концепция предполагает и такое важное качество реновируемой среды – как мультифункциональность и разнообразие сценариев использования территорий: при преобладающей жилой функции здесь предусматриваются – нежилые общественные первые этажи, специально отведенные дворовые зоны для огородов и парников, создание новых городских центров. В концепции перечислены Театральная площадь, Ресторанная улица, Спортивная площадка, Центральная площадь, «Деловой центр», «Бульвар сакур». Разумеется, что на стадии концепции – все они имеют пока только характер предложений, закрепляющих основные идеи для дальнейшей градостроительной проработки.
Сама архитектура урбан-блока выстраивается по принципу диверсификации объемов, многообразия фасадных решений как бы отдельных домов, собранных в единый квартал. UNK project предлагают зафиксировать в концепции определенный регламент – так называемый дизайн-код зданий, включающий в себя высотность, пластику, типы кровли, материалы фасадов и размещение рекламных конструкций. Перенесенный в новые нормативы, такой код мог бы значительно влиять на качество дальнейшего проектирования, получая на выходе более гармоничную и удобную в эксплуатации застройку.
Южно-сахалинский сценарий
Юлий Борисов считает, что предлагаемый Южно-Сахалинску сценарий реновации подходит для многих российских городов определенного размера, плотности расселения, а главное – стоимости земли. При том, что в регионах соотношение стоимости земли и стройки куда менее драматичное, чем в Москве, где в ходе реновации из каждого клочка стараются выжать максимум квадратных метров, российские города стараются копировать московскую модель, основанную на принципиально иной экономической ситуации. При этом высотное строительство в регионах, во-первых, не выходит таким уж дешевым. А во-вторых, урбан-блоки только тогда имеют смысл, когда этажность остается в пределах 9 этажей, подчеркивает архитектор.
«Те решения, которые есть сейчас в концепции реновации, на мой взгляд, ключевые и важные не только для Южно-Сахалинска. Если городу удастся реализовать эти подходы в таких параметрах, это может быть хорошим примером для других российских городов, потому что Москва – это все-таки отдельная агломерация, а сейчас большинство регионов идут по московскому пути, что мне кажется не совсем правильно. Я хотел бы видеть другой взгляд на расселение. Есть логичное решение – 8-максимум 9-этажная застройка, в нем хорошая экономика, все правильно с точки зрения жителей, и надо к нему стремиться».