«Лужники»: проекты пяти финалистов

Победителем конкурса на разработку концепции реконструкции бассейна олимпийского комплекса «Лужники» стала работа UNK project. Представляем пять проектов, также участвовавших во втором туре соревнования.

mainImg
Архитектурный конкурс на концепцию объемно-пространственного решения реконструкции бассейна «Лужники» был объявлен в декабре 2013 года. Из 43 заявок, поданных на рассмотрение жюри под председательством Владимира Плоткина, только шесть попали во второй тур. Как мы уже сообщали, первое место в соревновании заняла работа UNK project. К слову победитель конкурса стал известен в конце апреля, но ни проект, занявший первое место, ни работы финалистов, не публиковались. Теперь предлагаем вашему вниманию подборку из пяти фаворитов конкурса. О победителе мы тоже напомним – это проект группы UNK project, рассмотреть его подробнее можно здесь

Победитель конкурса, UNK project
zooming
Дворец водных видов спорта «Лужники», проект
© UNK project

подробнее об этом проекте >>
***

ПИ «Арена» + Lanik
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © ПИ «Арена» + Lanik

Проект занял второе место в рейтинге жюри, озвученном 29 апреля.

Параллелепипед основного здания бассейна, «выросший» в оговоренных техническим заданием конкурса границах – это строгий геометрический объем, несколько смягченный пластическими деформациями фасада. Полупрозрачные волнистые ламели призваны облегчить облик здания и придать, по словам архитекторов, «текучесть, указывая на его связанность с водной стихией».

Вогнутые внутрь поверхности стеклянного объема «приоткрывают» сохраненные фасады бассейна. Несмотря на это, новая часть здания играет в реконструируемом здании бассейна первостепенную роль, отодвигая исторические фасады на второй план.
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © ПИ «Арена» + Lanik
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © ПИ «Арена» + Lanik
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © ПИ «Арена» + Lanik
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © ПИ «Арена» + Lanik
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © ПИ «Арена» + Lanik
***

А-Б студия
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © А-Б студия

Проект занял третье место в рейтинге жюри от 29 апреля.

Существующее здание бассейна архитекторы предлагают увеличить, добавив расстояние, равное двум пролетам между колонн северного или южного фасада. Северо-западный фасад с барельефами переносится на 12 метров и восстанавливается с сохранением всех исторических барельефов. Решение также предполагает восстановление открытой чаши прыжковой ванны, прыжковой вышки, трибун вокруг чаши и колоннады.

Все основные помещения будут располагаться в простом прямоугольном объеме из белого стекла различной степени прозрачности. По замыслу авторов, этот объем – самостоятельный арт-объект, светопрозрачная скульптура, на плоскость которой можно проецировать световую графику: светомузыку, суперграфику, слайды, кино, рекламу, шоу. Таким образом, все здание нового аквацентра представляет из себя один гигантский медиафасад.
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © А-Б студия
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © А-Б студия
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © А-Б студия
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © А-Б студия
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © А-Б студия
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © А-Б студия
***

Архитектурное бюро Асадова
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © Архитектурное бюро Асадова

К реконструкции комплекса «Архитектурное бюро Асадова» отнеслось очень корректно, максимально сохранив историческую часть здания и дополнив ее простой и лаконичной новой формой. К классической архитектуре бассейна добавили прямоугольный объем-«пенал», который архитекторы предлагают обшить специальными панелями и засадить мхами и лишайниками, способными со временем покрыть фасад сплошным зеленым ковром. «Пенал» образует эффектный консольный вынос со стороны Большой спортивной арены и накрывает собой летнюю террасу.

На кровле нового объема задумана зеленая эко-спа-зона – «затерянный мир» в центре Москвы. Внутреннее пространство комплекса продолжает эту тему и представляет из себя полноценную аква-зону, с влаголюбивой растительностью и всевозможными водными развлечениями.
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © Архитектурное бюро Асадова
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © Архитектурное бюро Асадова
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © Архитектурное бюро Асадова
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © Архитектурное бюро Асадова
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © Архитектурное бюро Асадова
***
 
 Архитектурная группа ДНК
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © Архитектурная группа ДНК

В предложении ДНК сохраняются аутентичные северо-западный фасад с барельефами, а также северный и южный фасады с колоннадами. Все остальные конструкции здания демонтируются. В получившийся периметр стен архитекторы помещают новый криволинейный объем, напоминающий по форме удлиненную чашу. Внешние стенки «чаши» – несущая решетчатая стальная конструкция оболочки.
 
Внутри нового объема два больших многосветных пространства со световыми фонарями объединяют различные функциональные зоны: бассейны, аквапарк, велнесс, фитнес, спортзалы и ресторан. В проекте предусмотрен вариант устройства раздвижной кровли над аквапарком.
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © Архитектурная группа ДНК
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © Архитектурная группа ДНК
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © Архитектурная группа ДНК
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © Архитектурная группа ДНК

подробнее об этом проекте >>
***

Арх груп
zooming
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © Арх груп

Главной задачей этого проекта стало гармоничное сочетание архитектуры новой и старой, бережное отношение к историческим фасадам и создание яркого образа современного бассейна. Объемное решение, предложенное бюро «Арх Груп», состоит из трех основных компонентов: существующих фасадов, нового стеклянного объема и криволинейной оболочки кровли.
 
Кровля со светодинамическим освещением – самый выразительный элемент здания, что вполне оправдано, так как самый эффектный вид на бассейн открывается с метромоста и автомобильной эстакады. Пятиэтажный стеклянный объем, скрывающий все основные помещения здания, играет фоновую роль и выполняет связующую функцию между старой архитектурой и современным покрытием.
zooming
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © Арх груп
zooming
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © Арх груп
zooming
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © Арх груп
zooming
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © Арх груп
zooming
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © Арх груп
zooming
Проект реконструкции бассейна «Лужники» © Арх груп
***

02 Июня 2014

Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Пресса: Исторический облик «Лужников» будет сохранен
Большая спортивная арена стадиона «Лужники» сохранит свой исторический облик после реконструкции, об этом в ходе осмотра стадиона Мэр Москвы Сергей Собянин доложил президенту РФ Владимиру Путину.
Затерянный мир
Вариант реконструкции бассейна «Лужники» от бюро Асадова предлагал полностью сохранить старое здание, дополнив его новым объемом с интеллектуальной инженерной начинкой, поддерживающей сложную растительную экосистему – аттракцион «затерянный мир», впрочем, без динозавров.
Пресса: Реконструкция бассейна «Лужники»: кольца, кристаллы,...
Наконец-то обнародованы проекты участников второго этапа национального конкурса на реконструкцию бассейна в Лужниках. Портал Архсовета Москвы рассмотрел эти проекты с пристрастием и проанализировал, куда и зачем плывет современная архитектура.
Пресса: Бассейны на плаву
Количество бассейнов в Москве растет. Они становятся более современными, комфортными и начинают приближаться к мировому уровню по качеству архитектуры. Старые советские сооружения тоже постепенно реконструируют. Самые масштабные работы начнутся летом – когда приступят к обновлению водного комплекса «Лужников».
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».