English version

Архитектура как инструмент обучения

Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.

mainImg
Архитектор:
Карстен Примдаль
Юлий Борисов
Юлия Тряскина
Мастерская:
CEBRA
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Образовательный комплекс «Точка будущего» в Иркутске
Россия, Иркутск, Байкальский тракт

Авторский коллектив:
Архитектурная концепция: CEBRA
Стадия Проект: UNK project
Руководитель авторского коллектива: Юлий Борисов; архитектура: Юлий Борисов; интерьеры: Юлия Тряскина; архитекторы: Волков Илья, Татьяна Тряскина; главный инженер: Александр Цукерман;
Ландшафтный дизайн: Vega landskab

2015 — 2018 / 2018 — 2020

Заказчик: ООО «Умная школа», благотворительный фонд «Новый дом»
 
Здание школы «Точка Будущего», которое завершено и сдано в эксплуатацию в феврале 2020 года в Иркутске, построено согласно архитектурной концепции консорциума датского бюро Cebra и российского UNK project, победившей в международном конкурсе 2015 года [CEBRA глава консорциума, UNK project их российские коллеги, ландшафтные архитекторы Vega Landskab, инженеры Niras].

Проект школы – очень звучный, идеи всесторонне прогрессивны: современные образовательные методики, никакого отбора по способностям – возьмут тех, кто первый подаст заявление, – и 15% приемных детей, в том числе с особыми потребностями, чьи семьи [большие семьи так называемых профессиональных родителей, – прим. ред.] будут жить в коттеджном поселке, построенном рядом со зданием школы: «впервые в России школьная программа будет включать элементы инклюзии и социальной адаптации». Коротко говоря, согласно замыслу «Точка будущего» должна давать лучшее самым несчастным: современное образование, основанное на индивидуальном подходе и высокой степени адаптивности, сиротам не самого благополучного региона РФ.

Идею прогрессивной школы с интеграцией детей-сирот, как известно, высказала в 2011 году Тина Канделаки, она же стала инициатором проекта, чье развитие именно в Иркутске объясняется социальной ситуацией в области. В 2017 году в Иркутской области сирот было больше, чем в других регионах РФ, сейчас статистика улучшается, но не очень быстро. Проект «был заявлен» в 2013 году, тогда же началась разработка программы. По словам Тины Канделаки, «Для России этот проект – как проектирование штаб-квартиры Google для Америки».

Основное образование в «Точке будущего» предполагается бесплатным, даже семьи в коттеджах, как подчеркивают организаторы, не будут платить аренду, а только «коммуналку». Все это – без государственного финансирования, так как школа – полностью частный благотворительный проект: как строительство, так и поддержку последующего функционирования комплекса взял на себя фонд «Новый дом» уроженца Иркутской области Альберта Авдоляна. Строительство здания обошлось в 6 млрд рублей. Первый учебный год в «Точке будущего» начался 1 сентября 2020, заявления собраны в апреле. Школа поддерживает полный цикл обучения от детского сада до старших классов и при всей прогрессивности программы соответствует нормативам РФ, как образовательным, так и строительным. Через три года, к 2023, общее количество учеников планируется довести до 1022 человек, около 150 из них должны быть приемными детьми. Коттеджи – на 20 семей.
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»

Программа обучения, также как и подготовки педагогов, разработана Центром разработки образовательных систем «Умная школа», глава центра Марк Сатран также участвовал в подготовке ТЗ архитектурного конкурса, написанного им совместно с КБ «Стрелка».
cic =

Марк Сартан, руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»:

«При разработке архитектурного проекта мы ставили перед собой задачу сделать само здание образовательным инструментом. Для коллег из датского архитектурного бюро CEBRA это был вдохновляющий вызов. В ходе совместных воркшопов они мгновенно откликались на запросы, вместе с нами прорабатывали ежедневные образовательные сценарии в проектируемом пространстве и соответственно корректировали инженерные и планировочные решения.

Самым трудным было уложить архитектурные и образовательные идеи в прокрустово ложе российских норм. В предельно зарегулированном детском саду пришлось в угоду внешним требованиям выгородить отдельные групповые ячейки и соединить их коридорами, что противоречит всем современным трендам. В остальных корпусах удалось сохранить многосвязность и общественные пространства, насыщенные образовательными функциями, скорректировав их согласно нормативам.

Здание должно было воплощать идею единства, основополагающую для благотворительного социального проекта, помогать ребенку делать выбор, вдохновлять его на действия, отражать его взросление, учить ответственно распоряжаться пространством и своим образованием. Архитекторы предложили круг отдельных зданий под объединяющим укрытием, где ребенок, взрослея, переходит из одного корпуса в другой, а каждодневный маршрут может выбирать из множества вариантов. Получилось полное отражение образовательной идеи в архитектурно-пространственном решении».

Датская архитектурная компания CEBRA, возглавившая победивший консорциум, специализируется, в числе прочего, на современных школьных зданиях, соответствующих новым образовательным концепциям, или даже, по словам самих датчан, на создании пространств, которые могут «обучать сами по себе».
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»

Предложенная концепция, согласно ее авторскому описанию, не была подчинена ни заданной программе, ни тем более какой-то одной образовательной парадигме, – а скорее стремилась следовать за «энергетикой обучения как такового». Главная идея – гибкость и разнообразие, причем между множеством разных функций возникает «гравитационное» притяжение, «как между звездами в галактике», способствующее росту и развитию.

Все это хорошо описано в ролике
конкурсной концепции с сайта Cebra:



cic =

Карстен Примдел, партнер-основатель Cebra, глава консорциума, победившего в конкурсе

«Программа конкурса была нацелена на поиск нового типа школы, основанной на знаниях и логике современных исследований в области педагогики.

Мы добились этого с помощью узнаваемой архитектуры с сильной идентичностью образа. Несколько объемов со шипцовыми кровлями сгруппированы в кольцо, срезанное снаружи по кругу: как будто несколько отдельных зданий соединены общей кровлей. Большие выносы карнизов, защищающих от солнца и дождя, позволят использовать внешнее пространство в разное время года. Кроме того образовательная программа учебных помещений, согласно нашему замыслу, должна находить продолжение в пространстве центра кольца, в зеленом дворе-патио: он должен стать активным, живым и насыщенным. Уравновешивающие активность центра спокойные созерцательные пространства классов, напротив, сгруппированы по внешнему контуру, используя красоты окружающих пейзажей.

Мы считаем архитектуру саму по себе инструментом обучения, она способна стимулировать наши способности учиться. Рекомендую познакомиться с WISE, электронной книгой, выпущенной исследовательским подразделением CEBRA, и с нашей сенсорно-ориентированной технологией проектирования умных школ под названием Common Sense [Здравый Смысл]».

Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»

Резюмируя слова Карстена Примдаля из CEBRA, можно сказать, что школа, во-первых, развивается изнутри наружу, аккумулируя энергетику обучения, выплескивая детскую активность во двор в поисках катализатора учебного процесса, и замирает перед красотой окружающих ландшафтов. А полюбоваться есть чем: участок расположен у южной границы города, у Чергутеевского залива, за аэропортом и за округом Солнечным, который считается самым престижным в городе, но в отличие даже от Солнечного, здесь, еще немного южнее, преобладают не пятиэтажки, а коттеджные поселки. Так что окружение – каменные дома со скатными кровлями, с которыми зигзагообразный силуэт школы заметно перекликается, вписываясь, таким образом, в контекст.
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»

Упомянутые Примдалем выносы карнизов поддержаны тонкими колоннами – в сущности это портики, и у них две задачи: защитить окна от прямых солнечных лучей, чтобы не понадобились дополнительные жалюзи и шторы, и развить максимум активности в этом пространстве, промежуточном между «внутри» и «снаружи», защищенном от дождя, но открытом свежему воздуху. Большинство из нас знает по опыту детства, какая это важная вещь школьный двор, даже в любом типовом проекте, чему мы там только не учились. А здесь возникает еще и переходное звено, которое, кроме того, перекликается с идеями классики истории образования, потому что как учили великие философы античности, стоики и перипатетики? Прогуливаясь на свежем воздухе в тени портика.
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»

Пространств под колоннами здесь видимо-невидимо, по внешнему и внутреннему контуру, отчего школа похожа на античный город, собравшийся в кольцо, – или же на европейский колледж, выстроенный вокруг двора с галереями (тут вспоминаем уже не Аристотеля, а Гарри Поттера). К слову, в отличие от Сколтеха Херцога и де Мерона, где шахматное чередование прямоугольных объемов и таких же двориков заключено в строгую циркульную границу, здесь все контуры очень асимметричны, оставляя «воздух» и акцентируя сходство с мини-городом. Я спросила архитекторов CEBRA о сходстве с проектом Herzog & de Meuron – они ответили, что проекты «звездных» швейцарцев достойны восхищения, но концепция CEBRA опирается на собственные поиски, начатые еще в работах 2006-2008 годов, и кроме того, сходство заканчивается на круглом плане и щипцовых кровлях, в остальном же всё иначе.
  • zooming
    1 / 5
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    2 / 5
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    3 / 5
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    4 / 5
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    5 / 5
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»

«Проект – колоссальной сложности и масштаба, для России беспрецедентный. Если сравнивать с Москвой, это школа уровня Хорошколы и Летово, но «Точка будущего» крупнее и находится очень далеко от столицы, в Иркутске. Поэтому я считаю очень правильным, что к работе были привлечены наши коллеги из датского CEBRA, бюро с опытом исследований в области архитектуры, развивающей новые тенденции в области образования, в портфолио которого уже были реализованные проекты современных школ. Мы часто созванивались, обсуждали концепцию; главная идея принадлежит датчанам, но должен сказать, и нам удалось что-то добавить. Эта работа очень нас обогатила, дала полезный опыт в области проектирования школьных зданий.

Образ здания построен на двух основных темах: поскольку важной отправной точкой проекта было создать место, в котором детям-сиротам будет комфортно учиться, то круг – это своего рода стена, которая должна работать на эффект защищенности. Для таких детей очень важно чувствовать себя в безопасности. Вторая идея – дом, отсюда контур скатных кровель; важно, чтобы дети воспринимали школу как второй дом.

В основу пространственной модели легли две ключевые особенности новой модели образования: оно должно воспитывать в людях ответственность, прежде всего за себя, самостоятельность и способность к самообразованию. Человек учится всю жизнь, в современном обществе это все более актуально, все время надо осваивать что-то новое, все больше требуются кроссплатформенные знания. Многофункциональность и гибкость – основа современного мира, и мы закладывали это в программу современной школы. У нас даже окна разные, где-то маленькие, где-то большие. Детей сразу учат жить, работать, учиться, взаимодействовать в сложных пространствах. Значительная часть обучения происходит не по традиционной модели «учитель и дети за партами», а иначе, к примеру в игровой форме; дети учатся сами и учат друг друга, даже на переменах.

Мы ценим этот проект, и приложили много усилий к тому, чтобы при дальнейшей разработке и вынужденном сокращении бережно отнестись и к заложенной в его основу образовательной концепции и к идеям наших коллег-датчан».

Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»

Переработка концепции, созданной совместно CEBRA и UNK project, была вызвана прежде всего финансовым кризисом: курс рубля упал и здание, по словам архитекторов, пришлось удешевить приблизительно на 20%, причем основная сложность состояла в том, что нельзя было просто пожертвовать какой-то частью, но к оптимизации бюджета следовало подойти всесторонне, сохранив все существенное. Где-то пришлось заменить материалы. Отдельное внимание уделили «снеговым карманам» в пазухах щипцовых кровель. UNK project провели весь проект от стадии П до завершения и интерьеров, взяли на себя функции генпроектировщика.
  • zooming
    1 / 8
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    2 / 8
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    3 / 8
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    4 / 8
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    5 / 8
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    6 / 8
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    7 / 8
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    8 / 8
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»

«Все это было очень непросто, – поясняет Юлий Борисов. – Помимо сокращения бюджета надо было соблюсти все нормативы, в том числе по сейсмоопасности до 8 баллов. Школа должна быть супер-безопасна. Нам помог опыт и наличие в бюро разных подразделений, от инженерного до интерьерного».

«В целом наши российские коллеги были максимально лояльны к исходному проекту, – говорит Карстен Примдаль. – Возможно, если сравнивать окончательный результат с конкурсной концепцией, некоторые проектные решения и какие-то эстетические тонкости CEBRA реализовали бы иначе. Но в целом я считаю результат удачным; при ближайшем рассмотрении, я бы сказал, решение колонн и окон верхнего света, цвета, текстуры и итоговые материалы могут вызвать вопросы. Вижу, что программа пространственной организации поддерживает принципы обучения, построенного на активной деятельности, но мне сложно оценить программу на детализированном уровне, поскольку я не так близко знаком с итоговым проектом и идеями, положенными, в конечном счете, в его основу.
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»

Одна из проблем заключалась в том, что требовалось совместить два типа школ: новую и традиционную, подчиненную устаревшим нормативам; необходимо было следовать коду, который сам по себе подразумевал неэффективное использование пространства. Уверен, что нормативы требуют пересмотра и обновления, это сделало бы строительство более экономичным и позволило бы сократить текущие расходы на поддержание здания, а следовательно, выгадать больше средств на собственно обучение», – подчеркивает архитектор.

Интерьеры школы, как уже прозвучало, построены на идее гибкости и сочетания разных пространств, от традиционных классов до разнообразных холлов и атриумов с множеством скамеек, что рассчитано на общение и разнообразное времяпрепровождение. Строгость и некоторую сухость первоначального проекта, почти полностью белого и монохромного, оживили вкраплениями позитивных салатового, оранжевого, насыщенного желтого.
cic =

Юлия Тряскина, UNK project:

«Интерьеры в концепции CEBRA были минималистичны и даже аскетичны, построены на нейтральности и отсутствии цвета, что не типично для России. То, что мы добавили, построено на одной из идей комплекса – что интерьер растет вместе с ребенком, и масштаб, и эмоциональное восприятие. В пространствах для малышей мы добавили фактур, с которыми они могли бы взаимодействовать. Мы постепенно увеличивали масштаб интерьера соответственно возрасту ребенка. Добавили чуть-чуть цвета, пятна-акценты и росписи. Но это лишь акценты, в целом мы следовали концепции, что-то подчеркнули, оживили, усилили».

  • zooming
    1 / 5
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    2 / 5
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    3 / 5
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    4 / 5
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    5 / 5
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»

Действительно, вкрапления – именно акценты, на деревянных скамейках амфитеатра, в рамках разноразмерных окон и мебели. Общий тон стен – раздвигающий пространство белый, его подчеркивают линейные светильники на потолке, они дополняют окна верхнего света.
  • zooming
    1 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    2 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    3 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    4 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    5 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    6 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    7 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    8 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    9 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    10 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    11 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    12 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    13 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    14 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    15 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    16 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    17 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    18 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    19 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»

Внутри есть бассейн и спортзал, и оборудованные учебные кабинеты.
cic =

Ирина Белянова, президент благотворительного фонда «Новый дом»:

«В феврале мы получили разрешение на ввод в эксплуатацию образовательного комплекса. Здание «Точки будущего» – это шесть корпусов, расположенных по кругу и объединенных одной общей крышей. Оно не только современное и комфортное, но и надежное, ведь речь идет о детях.

В классах и группах детского сада большие и малые окна расположены на разных высотах, чтобы свет равномерно попадал в кабинеты в любое время дня. В комплексе практически нет коридоров – большие холлы, переходы, открытые пространства. Все для того, чтобы дети общались, занимались, отдыхали.

За основу был взят проект датской компании, а российские специалисты адаптировали его с учетом местных особенностей. Например, учли высокую сейсмическую активность региона и усилили конструкции. В Иркутске низкие температуры зимой и высокие летом, поэтому здание дополнительно утеплили.

Очень хотелось, чтобы комплекс отражал и местный колорит. Мы же живем в лесном регионе. Поэтому деревянные скамейки из скандинавских стран заменили на лавочки из сибирского дерева. Долго искали иркутских мастеров, которые сделают для малышей тематические детские площадки. В итоге получились уникальные игровые комплексы, которые выполняют еще и образовательную функцию. Вокруг здания уже начали разбивать большой пейзажный парк. Он будет состоять преимущественно из местных растений».

Словом, иркутская школа – очень прогрессивное, масштабное образовательное начинание. Нацелена в будущее лучшими методиками, им вторят архитектурные решения, бережно пронесенные от концепции к реализации несмотря на сложности финансового кризиса. Так и вспоминается Царскосельский лицей, вся его история, и не так важно, что там был коридор, а здесь от коридоров избавляются. Прошло двести лет, методики поменялись, но не изменилась надежда на то, что правильное, новое обучение даст лучшего человека: вырастут дети, выучатся, и будут способствовать лучшему миру. Все же удивительная вещь эти идеи просвещения. Надежда должна быть. 
Архитектор:
Карстен Примдаль
Юлий Борисов
Юлия Тряскина
Мастерская:
CEBRA
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Образовательный комплекс «Точка будущего» в Иркутске
Россия, Иркутск, Байкальский тракт

Авторский коллектив:
Архитектурная концепция: CEBRA
Стадия Проект: UNK project
Руководитель авторского коллектива: Юлий Борисов; архитектура: Юлий Борисов; интерьеры: Юлия Тряскина; архитекторы: Волков Илья, Татьяна Тряскина; главный инженер: Александр Цукерман;
Ландшафтный дизайн: Vega landskab

2015 — 2018 / 2018 — 2020

Заказчик: ООО «Умная школа», благотворительный фонд «Новый дом»
 

14 Сентября 2020

CEBRA: другие проекты
Солярный символ
Жилой комплекс от бюро CEBRA расположен на месте старой паровой мельницы под Орхусом. Своей необычной формой он напоминает морскую звезду, нож для мясорубки или пиктограмму солнца.
Над рекой застынет снежинка
В Ютландии бюро CEBRA проектирует горнолыжный курорт Skidome Denmark общей площадью около 100 000 м2. Если этот план будет реализован, в Дании, лишенной гор, наконец-то появятся собственные горнолыжные спуски.
Школа идет к горе
Архитектурные бюро Cebra, Various Architects и Østengen & Bergo сообща разработали проект новой школы для норвежского города Ларвик. Учебное заведение, которое планируется построить у подножия горы Местерфьелле, будет названо в ее честь.
Похожие статьи
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.