English version

Архитектура как инструмент обучения

Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.

mainImg
Архитектор:
Карстен Примдаль
Юлий Борисов
Юлия Тряскина
Мастерская:
CEBRA
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Образовательный комплекс «Точка будущего» в Иркутске
Россия, Иркутск, Байкальский тракт

Авторский коллектив:
Архитектурная концепция: CEBRA
Стадия Проект: UNK project
Руководитель авторского коллектива: Юлий Борисов; архитектура: Юлий Борисов; интерьеры: Юлия Тряскина; архитекторы: Волков Илья, Татьяна Тряскина; главный инженер: Александр Цукерман;
Ландшафтный дизайн: Vega landskab

2015 — 2018 / 2018 — 2020

Заказчик: ООО «Умная школа», благотворительный фонд «Новый дом»
 
Здание школы «Точка Будущего», которое завершено и сдано в эксплуатацию в феврале 2020 года в Иркутске, построено согласно архитектурной концепции консорциума датского бюро Cebra и российского UNK project, победившей в международном конкурсе 2015 года [CEBRA глава консорциума, UNK project их российские коллеги, ландшафтные архитекторы Vega Landskab, инженеры Niras].

Проект школы – очень звучный, идеи всесторонне прогрессивны: современные образовательные методики, никакого отбора по способностям – возьмут тех, кто первый подаст заявление, – и 15% приемных детей, в том числе с особыми потребностями, чьи семьи [большие семьи так называемых профессиональных родителей, – прим. ред.] будут жить в коттеджном поселке, построенном рядом со зданием школы: «впервые в России школьная программа будет включать элементы инклюзии и социальной адаптации». Коротко говоря, согласно замыслу «Точка будущего» должна давать лучшее самым несчастным: современное образование, основанное на индивидуальном подходе и высокой степени адаптивности, сиротам не самого благополучного региона РФ.

Идею прогрессивной школы с интеграцией детей-сирот, как известно, высказала в 2011 году Тина Канделаки, она же стала инициатором проекта, чье развитие именно в Иркутске объясняется социальной ситуацией в области. В 2017 году в Иркутской области сирот было больше, чем в других регионах РФ, сейчас статистика улучшается, но не очень быстро. Проект «был заявлен» в 2013 году, тогда же началась разработка программы. По словам Тины Канделаки, «Для России этот проект – как проектирование штаб-квартиры Google для Америки».

Основное образование в «Точке будущего» предполагается бесплатным, даже семьи в коттеджах, как подчеркивают организаторы, не будут платить аренду, а только «коммуналку». Все это – без государственного финансирования, так как школа – полностью частный благотворительный проект: как строительство, так и поддержку последующего функционирования комплекса взял на себя фонд «Новый дом» уроженца Иркутской области Альберта Авдоляна. Строительство здания обошлось в 6 млрд рублей. Первый учебный год в «Точке будущего» начался 1 сентября 2020, заявления собраны в апреле. Школа поддерживает полный цикл обучения от детского сада до старших классов и при всей прогрессивности программы соответствует нормативам РФ, как образовательным, так и строительным. Через три года, к 2023, общее количество учеников планируется довести до 1022 человек, около 150 из них должны быть приемными детьми. Коттеджи – на 20 семей.
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»

Программа обучения, также как и подготовки педагогов, разработана Центром разработки образовательных систем «Умная школа», глава центра Марк Сатран также участвовал в подготовке ТЗ архитектурного конкурса, написанного им совместно с КБ «Стрелка».
cic =

Марк Сартан, руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»:

«При разработке архитектурного проекта мы ставили перед собой задачу сделать само здание образовательным инструментом. Для коллег из датского архитектурного бюро CEBRA это был вдохновляющий вызов. В ходе совместных воркшопов они мгновенно откликались на запросы, вместе с нами прорабатывали ежедневные образовательные сценарии в проектируемом пространстве и соответственно корректировали инженерные и планировочные решения.

Самым трудным было уложить архитектурные и образовательные идеи в прокрустово ложе российских норм. В предельно зарегулированном детском саду пришлось в угоду внешним требованиям выгородить отдельные групповые ячейки и соединить их коридорами, что противоречит всем современным трендам. В остальных корпусах удалось сохранить многосвязность и общественные пространства, насыщенные образовательными функциями, скорректировав их согласно нормативам.

Здание должно было воплощать идею единства, основополагающую для благотворительного социального проекта, помогать ребенку делать выбор, вдохновлять его на действия, отражать его взросление, учить ответственно распоряжаться пространством и своим образованием. Архитекторы предложили круг отдельных зданий под объединяющим укрытием, где ребенок, взрослея, переходит из одного корпуса в другой, а каждодневный маршрут может выбирать из множества вариантов. Получилось полное отражение образовательной идеи в архитектурно-пространственном решении».

Датская архитектурная компания CEBRA, возглавившая победивший консорциум, специализируется, в числе прочего, на современных школьных зданиях, соответствующих новым образовательным концепциям, или даже, по словам самих датчан, на создании пространств, которые могут «обучать сами по себе».
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»

Предложенная концепция, согласно ее авторскому описанию, не была подчинена ни заданной программе, ни тем более какой-то одной образовательной парадигме, – а скорее стремилась следовать за «энергетикой обучения как такового». Главная идея – гибкость и разнообразие, причем между множеством разных функций возникает «гравитационное» притяжение, «как между звездами в галактике», способствующее росту и развитию.

Все это хорошо описано в ролике
конкурсной концепции с сайта Cebra:



cic =

Карстен Примдел, партнер-основатель Cebra, глава консорциума, победившего в конкурсе

«Программа конкурса была нацелена на поиск нового типа школы, основанной на знаниях и логике современных исследований в области педагогики.

Мы добились этого с помощью узнаваемой архитектуры с сильной идентичностью образа. Несколько объемов со шипцовыми кровлями сгруппированы в кольцо, срезанное снаружи по кругу: как будто несколько отдельных зданий соединены общей кровлей. Большие выносы карнизов, защищающих от солнца и дождя, позволят использовать внешнее пространство в разное время года. Кроме того образовательная программа учебных помещений, согласно нашему замыслу, должна находить продолжение в пространстве центра кольца, в зеленом дворе-патио: он должен стать активным, живым и насыщенным. Уравновешивающие активность центра спокойные созерцательные пространства классов, напротив, сгруппированы по внешнему контуру, используя красоты окружающих пейзажей.

Мы считаем архитектуру саму по себе инструментом обучения, она способна стимулировать наши способности учиться. Рекомендую познакомиться с WISE, электронной книгой, выпущенной исследовательским подразделением CEBRA, и с нашей сенсорно-ориентированной технологией проектирования умных школ под названием Common Sense [Здравый Смысл]».

Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»

Резюмируя слова Карстена Примдаля из CEBRA, можно сказать, что школа, во-первых, развивается изнутри наружу, аккумулируя энергетику обучения, выплескивая детскую активность во двор в поисках катализатора учебного процесса, и замирает перед красотой окружающих ландшафтов. А полюбоваться есть чем: участок расположен у южной границы города, у Чергутеевского залива, за аэропортом и за округом Солнечным, который считается самым престижным в городе, но в отличие даже от Солнечного, здесь, еще немного южнее, преобладают не пятиэтажки, а коттеджные поселки. Так что окружение – каменные дома со скатными кровлями, с которыми зигзагообразный силуэт школы заметно перекликается, вписываясь, таким образом, в контекст.
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»

Упомянутые Примдалем выносы карнизов поддержаны тонкими колоннами – в сущности это портики, и у них две задачи: защитить окна от прямых солнечных лучей, чтобы не понадобились дополнительные жалюзи и шторы, и развить максимум активности в этом пространстве, промежуточном между «внутри» и «снаружи», защищенном от дождя, но открытом свежему воздуху. Большинство из нас знает по опыту детства, какая это важная вещь школьный двор, даже в любом типовом проекте, чему мы там только не учились. А здесь возникает еще и переходное звено, которое, кроме того, перекликается с идеями классики истории образования, потому что как учили великие философы античности, стоики и перипатетики? Прогуливаясь на свежем воздухе в тени портика.
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»

Пространств под колоннами здесь видимо-невидимо, по внешнему и внутреннему контуру, отчего школа похожа на античный город, собравшийся в кольцо, – или же на европейский колледж, выстроенный вокруг двора с галереями (тут вспоминаем уже не Аристотеля, а Гарри Поттера). К слову, в отличие от Сколтеха Херцога и де Мерона, где шахматное чередование прямоугольных объемов и таких же двориков заключено в строгую циркульную границу, здесь все контуры очень асимметричны, оставляя «воздух» и акцентируя сходство с мини-городом. Я спросила архитекторов CEBRA о сходстве с проектом Herzog & de Meuron – они ответили, что проекты «звездных» швейцарцев достойны восхищения, но концепция CEBRA опирается на собственные поиски, начатые еще в работах 2006-2008 годов, и кроме того, сходство заканчивается на круглом плане и щипцовых кровлях, в остальном же всё иначе.
  • zooming
    1 / 5
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    2 / 5
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    3 / 5
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    4 / 5
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    5 / 5
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»

«Проект – колоссальной сложности и масштаба, для России беспрецедентный. Если сравнивать с Москвой, это школа уровня Хорошколы и Летово, но «Точка будущего» крупнее и находится очень далеко от столицы, в Иркутске. Поэтому я считаю очень правильным, что к работе были привлечены наши коллеги из датского CEBRA, бюро с опытом исследований в области архитектуры, развивающей новые тенденции в области образования, в портфолио которого уже были реализованные проекты современных школ. Мы часто созванивались, обсуждали концепцию; главная идея принадлежит датчанам, но должен сказать, и нам удалось что-то добавить. Эта работа очень нас обогатила, дала полезный опыт в области проектирования школьных зданий.

Образ здания построен на двух основных темах: поскольку важной отправной точкой проекта было создать место, в котором детям-сиротам будет комфортно учиться, то круг – это своего рода стена, которая должна работать на эффект защищенности. Для таких детей очень важно чувствовать себя в безопасности. Вторая идея – дом, отсюда контур скатных кровель; важно, чтобы дети воспринимали школу как второй дом.

В основу пространственной модели легли две ключевые особенности новой модели образования: оно должно воспитывать в людях ответственность, прежде всего за себя, самостоятельность и способность к самообразованию. Человек учится всю жизнь, в современном обществе это все более актуально, все время надо осваивать что-то новое, все больше требуются кроссплатформенные знания. Многофункциональность и гибкость – основа современного мира, и мы закладывали это в программу современной школы. У нас даже окна разные, где-то маленькие, где-то большие. Детей сразу учат жить, работать, учиться, взаимодействовать в сложных пространствах. Значительная часть обучения происходит не по традиционной модели «учитель и дети за партами», а иначе, к примеру в игровой форме; дети учатся сами и учат друг друга, даже на переменах.

Мы ценим этот проект, и приложили много усилий к тому, чтобы при дальнейшей разработке и вынужденном сокращении бережно отнестись и к заложенной в его основу образовательной концепции и к идеям наших коллег-датчан».

Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»

Переработка концепции, созданной совместно CEBRA и UNK project, была вызвана прежде всего финансовым кризисом: курс рубля упал и здание, по словам архитекторов, пришлось удешевить приблизительно на 20%, причем основная сложность состояла в том, что нельзя было просто пожертвовать какой-то частью, но к оптимизации бюджета следовало подойти всесторонне, сохранив все существенное. Где-то пришлось заменить материалы. Отдельное внимание уделили «снеговым карманам» в пазухах щипцовых кровель. UNK project провели весь проект от стадии П до завершения и интерьеров, взяли на себя функции генпроектировщика.
  • zooming
    1 / 8
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    2 / 8
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    3 / 8
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    4 / 8
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    5 / 8
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    6 / 8
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    7 / 8
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    8 / 8
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»

«Все это было очень непросто, – поясняет Юлий Борисов. – Помимо сокращения бюджета надо было соблюсти все нормативы, в том числе по сейсмоопасности до 8 баллов. Школа должна быть супер-безопасна. Нам помог опыт и наличие в бюро разных подразделений, от инженерного до интерьерного».

«В целом наши российские коллеги были максимально лояльны к исходному проекту, – говорит Карстен Примдаль. – Возможно, если сравнивать окончательный результат с конкурсной концепцией, некоторые проектные решения и какие-то эстетические тонкости CEBRA реализовали бы иначе. Но в целом я считаю результат удачным; при ближайшем рассмотрении, я бы сказал, решение колонн и окон верхнего света, цвета, текстуры и итоговые материалы могут вызвать вопросы. Вижу, что программа пространственной организации поддерживает принципы обучения, построенного на активной деятельности, но мне сложно оценить программу на детализированном уровне, поскольку я не так близко знаком с итоговым проектом и идеями, положенными, в конечном счете, в его основу.
Образовательный комплекс «Точка будущего»
Фотография: «Точка будущего»

Одна из проблем заключалась в том, что требовалось совместить два типа школ: новую и традиционную, подчиненную устаревшим нормативам; необходимо было следовать коду, который сам по себе подразумевал неэффективное использование пространства. Уверен, что нормативы требуют пересмотра и обновления, это сделало бы строительство более экономичным и позволило бы сократить текущие расходы на поддержание здания, а следовательно, выгадать больше средств на собственно обучение», – подчеркивает архитектор.

Интерьеры школы, как уже прозвучало, построены на идее гибкости и сочетания разных пространств, от традиционных классов до разнообразных холлов и атриумов с множеством скамеек, что рассчитано на общение и разнообразное времяпрепровождение. Строгость и некоторую сухость первоначального проекта, почти полностью белого и монохромного, оживили вкраплениями позитивных салатового, оранжевого, насыщенного желтого.
cic =

Юлия Тряскина, UNK project:

«Интерьеры в концепции CEBRA были минималистичны и даже аскетичны, построены на нейтральности и отсутствии цвета, что не типично для России. То, что мы добавили, построено на одной из идей комплекса – что интерьер растет вместе с ребенком, и масштаб, и эмоциональное восприятие. В пространствах для малышей мы добавили фактур, с которыми они могли бы взаимодействовать. Мы постепенно увеличивали масштаб интерьера соответственно возрасту ребенка. Добавили чуть-чуть цвета, пятна-акценты и росписи. Но это лишь акценты, в целом мы следовали концепции, что-то подчеркнули, оживили, усилили».

  • zooming
    1 / 5
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    2 / 5
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    3 / 5
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    4 / 5
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    5 / 5
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»

Действительно, вкрапления – именно акценты, на деревянных скамейках амфитеатра, в рамках разноразмерных окон и мебели. Общий тон стен – раздвигающий пространство белый, его подчеркивают линейные светильники на потолке, они дополняют окна верхнего света.
  • zooming
    1 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    2 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    3 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    4 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    5 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    6 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    7 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    8 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    9 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    10 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    11 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    12 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    13 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    14 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    15 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    16 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    17 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    18 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»
  • zooming
    19 / 19
    Образовательный комплекс «Точка будущего»
    Фотография: «Точка будущего»

Внутри есть бассейн и спортзал, и оборудованные учебные кабинеты.
cic =

Ирина Белянова, президент благотворительного фонда «Новый дом»:

«В феврале мы получили разрешение на ввод в эксплуатацию образовательного комплекса. Здание «Точки будущего» – это шесть корпусов, расположенных по кругу и объединенных одной общей крышей. Оно не только современное и комфортное, но и надежное, ведь речь идет о детях.

В классах и группах детского сада большие и малые окна расположены на разных высотах, чтобы свет равномерно попадал в кабинеты в любое время дня. В комплексе практически нет коридоров – большие холлы, переходы, открытые пространства. Все для того, чтобы дети общались, занимались, отдыхали.

За основу был взят проект датской компании, а российские специалисты адаптировали его с учетом местных особенностей. Например, учли высокую сейсмическую активность региона и усилили конструкции. В Иркутске низкие температуры зимой и высокие летом, поэтому здание дополнительно утеплили.

Очень хотелось, чтобы комплекс отражал и местный колорит. Мы же живем в лесном регионе. Поэтому деревянные скамейки из скандинавских стран заменили на лавочки из сибирского дерева. Долго искали иркутских мастеров, которые сделают для малышей тематические детские площадки. В итоге получились уникальные игровые комплексы, которые выполняют еще и образовательную функцию. Вокруг здания уже начали разбивать большой пейзажный парк. Он будет состоять преимущественно из местных растений».

Словом, иркутская школа – очень прогрессивное, масштабное образовательное начинание. Нацелена в будущее лучшими методиками, им вторят архитектурные решения, бережно пронесенные от концепции к реализации несмотря на сложности финансового кризиса. Так и вспоминается Царскосельский лицей, вся его история, и не так важно, что там был коридор, а здесь от коридоров избавляются. Прошло двести лет, методики поменялись, но не изменилась надежда на то, что правильное, новое обучение даст лучшего человека: вырастут дети, выучатся, и будут способствовать лучшему миру. Все же удивительная вещь эти идеи просвещения. Надежда должна быть. 
Архитектор:
Карстен Примдаль
Юлий Борисов
Юлия Тряскина
Мастерская:
CEBRA
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Образовательный комплекс «Точка будущего» в Иркутске
Россия, Иркутск, Байкальский тракт

Авторский коллектив:
Архитектурная концепция: CEBRA
Стадия Проект: UNK project
Руководитель авторского коллектива: Юлий Борисов; архитектура: Юлий Борисов; интерьеры: Юлия Тряскина; архитекторы: Волков Илья, Татьяна Тряскина; главный инженер: Александр Цукерман;
Ландшафтный дизайн: Vega landskab

2015 — 2018 / 2018 — 2020

Заказчик: ООО «Умная школа», благотворительный фонд «Новый дом»
 

14 Сентября 2020

CEBRA: другие проекты
Солярный символ
Жилой комплекс от бюро CEBRA расположен на месте старой паровой мельницы под Орхусом. Своей необычной формой он напоминает морскую звезду, нож для мясорубки или пиктограмму солнца.
Над рекой застынет снежинка
В Ютландии бюро CEBRA проектирует горнолыжный курорт Skidome Denmark общей площадью около 100 000 м2. Если этот план будет реализован, в Дании, лишенной гор, наконец-то появятся собственные горнолыжные спуски.
Школа идет к горе
Архитектурные бюро Cebra, Various Architects и Østengen & Bergo сообща разработали проект новой школы для норвежского города Ларвик. Учебное заведение, которое планируется построить у подножия горы Местерфьелле, будет названо в ее честь.
Похожие статьи
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Технологии и материалы
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Сейчас на главной
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.