Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Реконструкция бассейна «Лужники» – именно так назывался конкурс, проведенный в 2014 году. Напомним, что на конкурс было подано 43 заявки, затем отобрано пять. Выиграло бюро UNK project, основой концепции которого, по словам Юлия Борисова, стала «реконструкция творческого метода авторов» бассейна 1955–1956 года постройки.
Бассейн изрядно обветшал: под воздействием изменчивой московской погоды и климата, конструкции буквально «сыпались», а также устарел морально: новые требования к спортивным сооружениям потребовали обновления здания, расширения и технологического усовершенствования.
Юлий Борисов, UNK project
«Предложенная нами реконструкция представляет собой вариант эволюционного развития комплекса и здания. В 1950-е бассейн представлял собой пример использования передовых технологий и решений для своего времени, так же как и наш проект для дня сегодняшнего. В то же время он был частью большого градостроительного замысла: в системе Лужников ему была симметрична Малая спортивная арена, которую удлинили в свое время к Олимпиаде-80. Тогда симметрия и равновесие были потеряны; сейчас мы в какой-то степени, увеличивая длину здания, восстанавливаем этот баланс».
Действительно, вариант, предложенный архитекторами UNK, более других «вжился» в предмет реконструкции. Проект совмещал идею реставрации и сохранения подлинных элементов старого здания с их копированием, увеличением – словом, приумножением. Воссозданы подтрибунные колоннады, сохраняется 50-метровый бассейн; исторические барельефы отреставрированы и помещены в интерьер; а на фасадах возникли их двойники, масштабированные в новых габаритах здания.
Аксонометрия. Дворец водных видов спорта «Лужники»
При этом архитекторы позаботились и об открытости бассейна – сегмент крыши раздвигается, а прозрачные фасады не только позволяют увидеть улицу изнутри, но и интерьеры здания снаружи.
Дворец водных видов спорта «Лужники». Проект, победивший в открытом конкурсе 2013 года и реализованный. Открыт в 2019 году
«Во всем мире существует два подхода к такого рода историческим постройкам. Первый – дорогостоящая реставрация и упор на аутентичность как в экстерьере, так и в интерьере. За это придется платить сокращением количества посетителей за счет увеличения стоимости пребывания в такого рода зданиях – историческая инфраструктура просто не справляется с большим потоком. Второй путь – преображение и увеличение площадей за счет подземных этажей и надстройки. Поэтому мы с пониманием отнеслись к техническому заданию конкурса и постарались максимально приблизиться к историческому зданию».
Аттиковый этаж, возведенный над историческим объемом бассейна, украшен орнаментальной структурой, состоящей из колец – это еще один реверанс в сторону авторов бассейна: похожие кольца использованы в отделке станции метро «Электрозаводская» – работе архитектора Игоря Рожина, который участвовал в проектировании Лужников. Помимо колоннад в здании также использована отделка фасадов, характерная для 1950-х.
Одной из «фишек» Дворца стал барельеф, прежде украшавший внешнюю стену бассейна. Фактически он был единственной декорацией здания, возведенного в классицизирующих формах. В 1950-х барельеф на тему спорта и молодости был выполнен в технике шамота – крупногабаритных кирпичей с облицовкой глазурованной терракотой группой молодых скульпторов «ЛеСС», название которой было образовано по инициалам входивших в нее художников – Владимира Лемпорта, Вадима Сидура и Николая Силиса.
Многофигурная композиция 19 м длиной и 3,8 м высотой была снята бережно снята со стены и ждала своего часа в ящиках: реставрация началась лишь в 2018 году в Кимрах, где, как оказалось, сохранены все технологии работы с этими материалами. После тщательного восстановления – из 622 деталей более трети имело повреждения и утраты – барельеф занял свое место в интерьере – прямо при входе в здание.
На фасадах же сегодня – увеличенная более чем в полтора раза копия: технологии 3D-сканирования позволили не только воссоздать масштабированную композицию из фибробетона, но и сделать ее двусторонней – она так же видна внутри, как и снаружи.
Кстати, в интерьерах Дворца нашлось место и для современной скульптуры: три цветных грации из металлической проволоки – дань уважения логотипу Лужников. Плоский рисунок был переведен в объем и получилась композиция, прославляющая спорт, молодость и красоту в иной, по отношению к 1950-м, интерпретации, более динамичная и яркая.
«Насыщение плавательного бассейна должно соответствовать ритму современности и запросам жителей по разным параметрам – стандарты обслуживания, требования к уровню сервиса – все изменилось за 60 лет», – объясняет задачи, стоявшие перед архитекторами Юлия Тряскина. Инфраструктура дворца значительно увеличилась – теперь в нем шесть этажей. Добавились подземная парковка и обслуживающая инфраструктура – раздевалки, кафе, небольшая торговая галерея.
Исторический плавательный бассейн 50 метров сохранен, к нему добавлены два тренировочных по 25 метров – на консолях, появилась большая зона аквапарка, над которой по бокам находятся тренировочные залы, оборудована спа-зона.
Значительно увеличилась вместимость – теперь в здании могут находится до 3000 человек одновременно – только в одном аквапарке до 1000. То есть бассейн стал служить не только для тренировок, но и для развлечений.
В центральном бассейне – витражи на улицу и витражи на зону развлечений – в чем по мнению авторов выразилась преемственность и транспарентность помещений.
«Нам хотелось, чтобы каждый приходящий во Дворец, даже если он пришел отдыхать, почувствовал себя спортсменом», – комментирует проект Юлия Тряскина. «Поэтому в интерьерах нам было важно максимально сблизить спортивную и развлекательную функции комплекса. И потоки посетителей, приходящих в аквапарк или спа, и спортсменов, тренирующихся во Дворце, сведены в единый вход».
Передовые технологии применены в аквапарке: здесь международной командой разработана система горок, безопасность которых тестировалась практически все лето.
Главной трудностью стало размещение обслуживающих установок и горок, которые буквально вплетены в здание, но здесь архитекторам на помощь пришли BIM-технологии. Именно они позволили спроектировать семь горок, одна из которых имеет выход изгиба прямо в центральный атриум и приходящие в здание могут слышать летящих в трубе людей, волновую установку, позволяющую как утверждают авторы, тренироваться даже серфингистам.
Мечта о море в Москве
Если в на фасадах архитекторы следовали архитектурной мысли своих предшественников, то в интерьере, которого прежде не было – бассейн был открытый, была опасность удариться во все тяжкие: недавно открывшийся Дворец гимнастики неподалеку тому пример.
Однако в интерьерах им удалось проявить сдержанность и деликатность по отношению к месту прежде всего. Во-первых, в отделке применены натуральные материалы. При входе в здание посетителей встречают пловцы и пловчихи – тот самый исторический барельеф, рядом с которым находится капсула потомкам. Архитекторы намеренно не стали выделять его – он аккуратно вписан в светлый интерьер, как будто там и находился всегда.
Транспарентность между помещениями – тренировочными залами, бассейнами и аквапарком – обеспечивают «пузырчатые» перегородки – те самые кольца с «Электрозаводской», напоминающие к тому же и олимпийские кольца.
Им вторят сквозные колодцы атриумов, круглые светильники на потолке и круги чаш бассейнов. Водная тематика таким образом присутствует везде, но очень ненавязчиво. Даже шумопоглощающие потолки в тренировочных зонах напоминают рябь воды.
Традиционно аквапарки стремятся к воспроизведению южных широт – раскидистые пластиковые пальмы, дощатые настилы, домики бунгало. Ничего такого здесь вы не найдете. Декорации и вся обстановка посвящены тематике водных и пляжных видов спорта – все-таки Дворец, хотя и приобрел развлекательный оттенок, по-прежнему остается местом для спортивных тренировок и соревнований. Декоративные элементы – кайты, доски для серфинга, тарелки фрисби несколько оживляют нейтральные интерьеры, а пляжные кресла в зонах отдыха напоминают волны.
Максимальная открытость – а именно этой логике, идущей от исторического бассейна, и следовали авторы проекта – при закрытом объеме – задача сложная, но выполнимая: для любителей поплавать под небом предусмотрена крыша, две секции которой раскрываются в летнее время. И еще – прямо под колоннадой оборудованы небольшие каналы, позволяющие посетителям выплывать прямо на открытый воздух в галереи.
Проезжая по Метромосту, можно оценить масштаб Дворца, увидеть окна-пузыри аттика, рассмотреть барельефы, украшающие его стены. И наверняка у многих возникнет желание заняться спортом или для начала просто сходить в самый центральный аквапарк Москвы. И узнать историю бассейна Лужники, которая плотно вплелась в архитектуру Дворца водных видов спорта.