Поскольку в 2016 году поблизости, на пересечении Огородного проезда и улицы Руставели, открылась станция метро «Бутырская», транспортная доступность участка отличная. Сейчас вдоль забора бывшего хладокомбината образовался достаточно оживленный пересадочный трафик: люди идут как от метро к платформе, так и в обратном направлении. Но пространство движения пешеходов пока не оформлено, и его обустройство стало одним из главных сюжетов проектирования – после реализации проекта основной путь должен будет пролегать уже не вокруг, а сквозь территорию, по диагонали от одной станции к другой.
«Сейчас люди ходят там через какие-то заборы и дебри, а должны ходить, по нашему замыслу, через классную модную площадь, где есть кафе, магазины, мероприятия. Это как минимум безопасно, красиво, плюс – много активностей по дороге. Мы организовали пешеходную площадь и предложили разные сценарии ее использования – каток, концерт, собрание, елка. Такое решение, городской мини-центр, можно увидеть в БЦ «Белая площадь» на Белорусской, и мы надеемся, что Останкино Business Park сыграет похожую роль в районе Бутырской».
Офисные корпуса расставлены свободно, они тяготеют к внешнему контуру, но не образуют фронта вдоль какой-либо улицы. У объемной композиции комплекса две задачи: освободить для пешеходов пространство в его центральной части и открыть проходы, даже «затянуть» людские потоки внутрь. Наземные парковки группируются ближе к наружным границам территории (самая большая – у ж/д станции) и освобождают центр, куда машинам въезд будет запрещен. Благоустройству общественного пространства в проекте уделено много внимания, планы его реализации разделены на 3 очереди, причем центральная часть и транзитные пути должны появиться на первом этапе строительства бизнес-парка.
Пешеходное пространство внутри комплекса вытянуто параллельно Огородному проезду, с юго-востока на северо-запад, и деликатно зонировано при помощи островков зелени, газонов, мощения, геопластики. Два главных входа на территорию комплекса обращены, один – к Огородному проезду, в сторону ближайшего выхода из метро, другой на улицу Руставели к ТЦ «Зеленая арка», единственному торговому комплексу в округе. Внутри транзитные пути расположены крестообразно, позволяя свободно пересечь всю территорию в любом из основных направлений.
В проекте освещения фонари дополнены подсветкой, встроенной в мощение – она, помимо прочего, указывает основные направления транзитного движения, люди будут идти по штриховке светящихся полосок.
Пути сходятся в центре пешеходного пространства, который авторы определяют как аттрактор – место притяжения: именно здесь запланированы площадки для концертов и каток, здесь должна быть установлена скульптура – композиционный и смысловой акцент, подчеркивающий статус места как именно городской площади (ведь на площадях как правило устанавливают скульптуры, колонны или обелиски).
Пространство по сторонам части транзитных путей трактовано как «зоны умеренного движения» с вкраплениями геопластики и скамейками. В зоны умеренного движения выходят летние террасы ресторанов – они рассчитаны на более чем 300 посадочных мест, что довольно много и должно работать на уютную обжитую обстановку в духе «центров европейских городов»: в историческом центре Москвы таких мест уже достаточно много, а вот периферия, начиная от ТТК и даже раньше, страдает от отсутствия такого рода локальных центров тусовочной жизни.
К западному корпусу примыкает бульвар – «тихая зона», где преобладает не мощение, как в остальных частях, а газон, прорезанный сетью дорожек с деревянным настилом. По словам авторов, толщина покрытия – 1,2 м, и искусственные холмы создадут достаточную основу для высадки деревьев среднего размера. Архитекторы предлагают два варианта геопластики: традиционный, в виде «островков» обтекаемой формы, и более энергичный по форме, в котором искусственные холмы нарезаны на объемные «полосы» в границах вертикальных стенок.
Итак, комплекс рассчитан на создание развитого и благоустроенного городского пространства – относительно небольшого, но безопасного, рассчитанного в числе прочего на транзит и насыщенного функциями. Практически все первые этажи отданы разным видам ритейла – фитнес, два ресторана, кафе, столовые, небольшой супермаркет и другие магазины группируются по сторонам двусветных лобби. Высота первых этажей – 5,4 м, у основных офисных 3,9 м.
Существенно, что остекление первых этажей сплошное, а полы будут расположены в одном уровне с мощением пространства открытой площади – кафе, рестораны и их террасы будут связаны визуально и эмоционально. Все это должно работать в режиме 24/7, а включенность комплекса, фактически, в состав небольшого пересадочного узла должна обеспечить городской инфраструктуре посетителей и окупаемость.
Подземного паркинга в проекте нет, под корпусами предусмотрено только техподполье, а все парковки – наземные.
Пять 12-этажных корпусов бизнес-парка планируется строить тремя очередями, однако согласно планам, начало каждой следующей очереди предполагается не позднее чем через шесть месяцев после окончания предыдущей, чтобы собственникам и арендаторам не пришлось долгое время существовать по соседству со стройкой, – поясняют архитекторы.
Планировки и фасады зданий подчинены требованиям эффективности и прагматики, они позволяют как разнообразную «нарезку» лотов, так и возможность быстро добавить площади для растущих компаний.
Офисные помещения сгруппированы вокруг коммуникационного ядра, протяженные фасады – полностью стеклянные. Открываемые окна формируют вольный ритм, близкий к шахматному. На торцевых фасадах стекло чередуется с панелями металлических оттенкой, причем чередование – регулярное, но живописная пиксельная расцветка оживляет ритм. Стеклянные фасады оконтурены объемной рамой по принципу «телевизоров», которые «показывают» нам написанные крупно, на 4 этажа, номера корпусов. Планируется использовать стекло с коэффициентом отражения не меньше 10%, так что витражные плоскости будут, вероятно, в некоторых ракурсах отражать небо.
Панорамные витражи фасадов – естественное решение для современных офисных зданий, которые должны освещаться естественным светом на максимально возможную глубину. Из окон будут открываться отличные виды, их уже рекламирует официальный сайт бизнес-парка. Панорамы здесь, действительно, неплохие, вид на телебашню и парк «Дубовая роща» – практически открыточный.
Дизайн лобби и общественной части интерьеров, предложенный UNK, также сдержанно-лаконичен: преобладающий белый цвет стен и потолка оттенен насыщеным винно-бордовым и нейтриальным серым.
По словам авторов проекта, он рассчитан на вероятное получение сертификата экологической архитектуры BREEAM – конечно, об этом рано говорить на стадии концепции, но ведь начинать подготовку «зеленого» комплекса надо именно с нее. Для экологической устойчивости предполагаются: энергоэффективные светильники и приборы климат-контроля, сбор «серой» воды, энергосберегающее стекло на фасадах и поглощение тепла зданий зеленью на территории.
***
Район станции метро Бутырская, названной по имени Бутырского хутора (не путать со слободой), сейчас, с появлением метро, изменяется активно. Но нельзя сказать чтобы быстро. Здесь по-прежнему производят колбасу, мороженое и сыр, а Огородный проезд в значительной степени состоит из заборов. Появился торговый центр и несколько кафе, давно работает небольшой театр. Несколько лет назад по проекту Юрия Григоряна благоустроен Гончаровский парк к западу по улице Руставели. «Постсталинские» кварталы соседствуют с промзонами и здесь пока все еще приятнее проезжать на машине, чем ходить пешком. Появление бизнес-парка «Останкинский» на пути между двумя станциями, железной дороги и метро, может сработать в такой ситуации катализатором – триггером к «перезапуску» территории, креативным и модным местом для встреч, общения и событий, с развитой функциональной программой и продуманным пространством.Можно отметить еще две вещи. Во-первых, в наше время проекты офисных комплексов, не смешанных с преобладающим жильем, а самостоятельных – вещь достаточно редкая и заслуживает внимания. А во-вторых – как ощутимо за последние 10 лет изменился подход к развитию территорий будущего строительства: вместо заборов и охраны на КПП – городская площадь, которая стремится привлечь, а не отпугнуть горожан, пропустить сквозь себя максимальный поток посетителей. Сейчас этот подход, конечно, не нов, но внимания ему уделяют все больше.