English version

Юлий Борисов: «Мы создали систему гибкую, но управляемую, накапливающую компетенции»

UNK объявила о новом этапе реорганизации. Теперь она – экосистема из 9 компаний, взаимодействующих между собой бесшовно и горизонтально. Мы попросили Юлия Борисова пояснить суть реформы.

mainImg
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Павильон Атом на ВДНХ
Россия, Москва, ул. проспект Мира, вл. 119, стр. 19

Авторский коллектив:
Руководитель: Юлий Борисов; ГАП: Михаил Иванченко; директор проекта / ГИП: Ирина Грачева; главный конструктор: Руслан Цогоев; ведущие архитекторы: Ирина Лавриненко, Татьяна Москаленко; архитекторы: Хамзина Гульнара, Ася Давыдова, Иван Смирнов, Павел Култышев
Над проектом работали: Александр Соколов, Мария Ионцева
Интерьерные решения МОП (UNK interiors): руководитель авторского коллектива Юлия Тряскина, Юлия Садовая – ГАП, Илья Смирнов – архитектор.
Генеральный директор: Наталья Якушева.

2015 / 2023

Технический заказчик: ОЦКС
Заказчик: Атомэнергопром
Как сообщается в пресс-релизе, UNK теперь представляет собой «единую систему, все звенья которой независимы, но связаны между собой», причем взаимодействуют они в составе «единой бесшовной среды», нацеленной на решение разнообразных задач, сопровождая заказчика на всех этапах развития архитектурного проекта, как хронологически – от концепции до завершения, так и масштабно – от крупных градостроительных задач до «элементов дизайна». По словам Юлия Борисова, «такая схема, прежде всего, выгодна заказчику, т.к. он получает гарантированное качество из одних рук, взаимосвязанные между собой комплексные решения, тем самым сокращая срок подготовки документации для строительства».
 
Всего в состав экосистемы входит 8 компаний: UNK project, UNK architects, UNK engineering, UNK interiors, UNK landscape, UNK lighting, UNK facade, UNK design. Плюс девятая, как будет ясно из нижесказанного – компания UNK. Мы задали главе UNK Юлию Борисову несколько вопросов о специфике новой экосистемы.
 
Архи.ру:
Год назад вы анонсировали, что UNK стала группой компаний. Теперь UNK – экосистема. Чем экосистема отличается от группы компаний?
zooming

Юлий Борисов:
Прежде всего, формой владения. Контрольный пакет принадлежит головной компании UNK. Она занимается вопросами собственности, управляет финансами через корпоративные процедуры, HR; регулирует деятельность внутри экосистемы. Это во-первых.
 
Во-вторых, экосистема – более открытая система, она направлена на увеличение количества своих звеньев. Предполагается, что подразделения будут генерировать новые бизнесы внутри себя и число специализированных компаний будет расти. Сейчас мы по-прежнему заняты развитием структуры.
 
Итак, сейчас вы – система из 9 компаний, одна из которых головная. Как это соотносится с вашей административной структурой?
 
У нас есть разные уровни управления. Верхний уровень – совет директоров, в него входят руководители всех компаний, он решает стратегические вопросы, вопросы взаимоувязки работы компаний и дальнейшей настройки структуры взаимодействия. Есть уровень принятия тактических решений – он делегирован собственно компаниям.
 
Территориально – все компании находятся в одном месте?
 
Сейчас у нас три офиса, два из них расположены рядом, на Лужнецкой набережной, размещение складывалось постепенно, сейчас мы работаем над его оптимизацией. Конечно, идеальный вариант – всем работать в одном месте, мы к этому стремимся.
офис UNK за работой
Предоставлено: UNK

Вы говорите о бесшовном взаимодействии. Что это такое? Чем оно отличается от взаимодействия подразделений, или мастерских, внутри одной компании?
 
Обычное построение крупной проектной организации происходит в рамках единой системы управления специалистами, единого «входного окна» для клиента, единого контракта. Это вертикальная структура, она хорошо работает на «конвейере» – над типовыми задачами.
 
Другой вариант структуры – генпроектировщик и субподрядчики, она лучше подходит для уникальных разноплановых задач. Она более устойчива с точки зрения финансов, но не всегда хороша для получения качественного результата. Цикл проектирования и реализации зданий – достаточно большой, 5-6 лет, и зачастую не все субподрядчики успешно работают на протяжении всего периода. В то же время мы не полностью контролируем субподрядчиков, уникальные разработки «уходят» вместе с ними, не происходит накопления компетенций.
 
Мы в UNK создали систему гибкую, горизонтальную – она не превращается в «мастодонта», – но подконтрольную, управляемую, способную накапливать уникальный опыт внутри себя.
 
Как вы обеспечиваете заявленную горизонтальность, если известно, что основные решения принимает Юлий Борисов?
 
Вовсе нет. Многие решения принимаю не я, у нас есть прекрасные руководители, компетентные в разных управленческих вопросах, так же как в вопросах архитектуры и дизайна, специалисты, которые хорошо понимают строительные технологии.  
 
Моя цель – настроить связь всех компаний с точки зрения целеполагания и решить стратегические задачи.
 
В чем состоит стратегия?
 
Прежде всего она нацелена на качественное решение уникальных задач. Я являюсь гарантом качества и стабильности для большинства наших клиентов. В то же время на протяжении 22 лет основная ценность UNK – это команда, командная работа, умение и формально, и неформально действовать в системе общего целеполагания. Принципы неизменны, отработаны и всегда показывали хороший результат: все наше развитие, все наши проекты это подтверждают. Сейчас мы выходим на новый уровень, появились новые специалисты, новые партнеры, но принципы и ценности, которыми мы руководствуемся в нашей работе, наших продуктах и наших взаимоотношениях, не изменились.
 
Мы стараемся не размениваться, не идти по пути мейнстрима, балансировать на грани.
 
Масштабный проект ЖК «Остров» оказался для вас вызовом?
 
Безусловно, это вызов. Сейчас мы пытаемся, совместно с девелопером, предложить решения для проекта общей площадью порядка 1,5 млн м2 исходя из наших принципов и подходов. И новая структура нашей компании, наша система очень помогает, в числе прочего, оптимально работать с этой задачей. Раньше мы физически не смогли бы применить наши подходы к такому объему строительства, связанного с комплексными задачами, в том числе – с совершенно разным классом домов. Думаю, что ни вертикальный холдинг, ни работа с субподрядчиками не позволили бы такое реализовать.
 
Насколько за 2021 год выросло количество сотрудников UNK? Сколько сотрудников сейчас?
 
Для нас важно в первую очередь не число сотрудников, не то, сколько человек сидит на рабочих местах – а прежде всего компетенции команды. Важно, что компетенции сейчас кардинально выросли. Сейчас можно сказать, что в основном пуле у нас работает около 250 человек. Такого не было никогда.
 
Какие компетенции вы освоили в 2021 году?
 
У нас появилась прекрасная команда, занимающаяся благоустройством и проектами развития территорий, так же как и команда комплексного проектирования световых решений. Появилась команда, которая глубоко понимает строительные технологии реализации уникальных фасадных решений и сопровождает строительство, и несколько ответвлений в области интерьеров, поскольку задачи и специализации в этой области очень разнообразны. Появляются интерьеры, связанные с узкоспециализированными задачами: спортивные, образовательные… и ряд других задач, которые требуют специальных знаний, поэтому их выделили в отдельную команду.
 
Кстати говоря, чем именно отличаются UNK Interiors и UNK Design?
 
Interiors работают в структуре UNK давно, их деятельность связана с традиционными подходами к проектированию. Design, в свою очередь, это совершенно иной подход, основанный на принципах устойчивого развития. В зону ответственности UNK design входит разработка проектов интерьеров, как общественных, так и корпоративных.
 
Подразделение корпоративных интерьеров Николая Миловидова не вошло в экосистему UNK?
 
Николай Миловидов выбрал независимый путь. Мы остаемся в дружеских отношениях. В рамках экосистемы, повторюсь, этим направление занимается UNK design.
 
А подразделение сопровождения реализации сложных уникальных фасадов – оно занято рабочим проектированием фасадов, да?
 
Не совсем. Их компетенции нужны с самого начала работы. Они связаны и с технологиями реализации фасадов, и с экономическим обоснованием, – сейчас во всех технических заданиях требуется очень четко прописывать стоимость реализации фасадов и, приблизительно, технологию возведения. Специалисты этого направления обладают не только экспертизой в части проектирования фасадов, но и глубоким пониманием строительных и производственных процессов. Как известно, во всем мире есть компании, специализирующиеся на фасадных консультациях, сопровождающие процесс проектирования на всех стадиях от концепции до надзора на стройплощадке. В России большинство наших коллег пользуются услугами фасадных компаний-переработчиков; но их нельзя назвать независимыми.
 
Именно поэтому мы выбрали путь накапливания и применения собственных компетенций, у нас уже сейчас большой опыт. К примеру, на проекте Дворца водных видов спорта мы изучили практику работы с фибробетоном, в том числе и воспроизводя исторические рельефы в увеличенном формате. Сложные фасадные системы реализованы в БЦ «Академик».
БЦ Академик на проспекте Вернадского
Фотография © Дмитрий Чебаненко / UNK project

Уникальные фасады со стеклопакетами более 12 метров высотой без верхнего защемления и с радиусными раздвижными перегородками – в павильоне Росатома на ВДНХ; его реализация близка к завершению, фасады уже можно увидеть из-за забора, интерьеры основного холла, также важные для восприятия извне, планируется завершить в первой половине текущего года.
zooming
Павильон Росатом на ВДНХ / 2022 / в процессе строительства
Фотография © UNK

Кроме того мы располагаем большим объемом наработок в области премиального жилья: понимаем, как сделать «красиво» и в то же время оптимально с точки зрения стоимости и последующей эксплуатации фасадов. Мы накапливаем эти компетенции внутри компании, чтобы повышать качество нашего продукта.
 
Экосистема звучит очень современно и, как бы это сказать, широко. Кажется, вы стремитесь транслировать заказчикам идею, что UNK теперь может делать всё.
 
Вовсе нет, даже совсем наоборот – мы не стремимся делать всё. Мы сосредоточены на достаточно узком продукте – на зданиях и местах, где люди живут, работают, учатся, занимаются спортом и в целом оздоровлением. Мы не стремимся работать с инфраструктурными объектами, хотя у нас был проект интерьеров аэропорта, но это не совсем наша ниша. Мы фокусируемся вокруг человека и его потребностей.
 
И в то же время мы не занимаемся премиальными объектами, супер-супер-элитными, и, с другой стороны, почти не работаем с массовой застройкой и социальным жильем. Мы немного занимались реновацией, но это не наша специализация. Мы, таким образом, нацелены на людей с примерно нашим уровнем образования и доходов – работаем, практически, на таких, как мы сами.
 
Речь об upper middle class («верхнем среднем классе»)?
 
Примерно так.
 
Но в нашей сфере мы глубоко разбираемся – не только в традиционном понимании дела, в подготовке грамотной проектной документации для строительства или красивых фасадов: мы повышаем свои компетенции в глубинном понимании того, как сейчас происходят технологические процессы и что будет в будущем. Устраиваем мозговые штурмы, делаем догадки, стремимся опережать запросы клиентов, предлагать то, что, как мы считаем, будет актуально лет через пять-семь. Это тоже крайне важный момент – мы стараемся определить, заглянуть дальше. Цикл строительства, как я уже говорил, занимает 4-5 лет, и важно, чтобы к моменту завершения объект был как минимум на острие, лучше – чтобы опережал события, но никак не отставал.
 
В таком случае невозможно не спросить вас о прогнозе, лет на пять вперед.
 
Очевидно, что мир становится все более динамичным. В основе базовых сегментов ничего не изменится: будут и жилье, и офисы, и торговля, – но границы между ними сотрутся. К примеру, проектируя жилье, мы сейчас много, почти целую неделю, обсуждали, каким образом будет работать сервис доставок, чтобы потребители получили все эти услуги, но в то же время чтобы не было вызывающей дискомфорт толкотни из велосипедов и курьеров на входе. Получается, нужны сложные технологии с черными входами, отдельными лифтами. Это уже реальность: смешение жилья, где нам нужны приватность, покой и отдых, и логистики доставки товаров, которая теперь тоже необходима. Второй пример – большое количество коворкингов в жилых комплексах. Третий – пути развития торговых комплексов: очевидно, что с развитием он-лайн торговли они будут переформатироваться, возможно, в центры развлечений, или культурно-образовательные центры.
 
Отдел футурологии не планируете?
 
Не планируем, мы не настолько формальны. Но обсуждения устраиваем. Черпаем информацию и идеи от многих наших клиентов и с ними тоже делимся. Суммируя – отдела футурологии нет, но наша идеология состоит в том, что мы должны активно трансформировать мир к лучшему, быть на острие, так что одно из требований к любому нашему специалисту, начиная от архитектора, заканчивая генпланистом-инженером – он должен быть активен в инновациях.
 
Планируем создать образовательное подразделение.
 
Насколько я знаю, вы, как и многие, устраивали стажировки. В чем разница с образовательным подразделением? Чему будете учить и кого?
 
Наш бизнес строится как на наших собственных компетенциях, так и на компетенциях сотрудников, – безусловно, мы заинтересованы в привлечении квалифицированных специалистов. Поэтому мы планируем открыть направление по дополнительному образованию архитекторов, инженеров, конструкторов, проект-менеджеров и других специалистов. Вначале планируется удаленное обучение, затем финальная очная стажировка в компаниях, входящих в экосистему UNK. От разовой стажировки это отличается тем, что мы, в частности, планировали подготавливать программы повышения квалификации, то есть подойдем к задаче более системно. 
 
Если говорить о будущем более предметно – какие следующие компании планируется создать в вашей экосистеме? 
 
Не могу сказать. Обычно мы выстраиваем стратегический план в пятилетней перспективе, и в данный момент идем с опережением. Поэтому сейчас мы сконцентрированы на тактических задачах.
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Павильон Атом на ВДНХ
Россия, Москва, ул. проспект Мира, вл. 119, стр. 19

Авторский коллектив:
Руководитель: Юлий Борисов; ГАП: Михаил Иванченко; директор проекта / ГИП: Ирина Грачева; главный конструктор: Руслан Цогоев; ведущие архитекторы: Ирина Лавриненко, Татьяна Москаленко; архитекторы: Хамзина Гульнара, Ася Давыдова, Иван Смирнов, Павел Култышев
Над проектом работали: Александр Соколов, Мария Ионцева
Интерьерные решения МОП (UNK interiors): руководитель авторского коллектива Юлия Тряскина, Юлия Садовая – ГАП, Илья Смирнов – архитектор.
Генеральный директор: Наталья Якушева.

2015 / 2023

Технический заказчик: ОЦКС
Заказчик: Атомэнергопром

02 Февраля 2022

Похожие статьи
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.