English version

Юлий Борисов: «Мы создали систему гибкую, но управляемую, накапливающую компетенции»

UNK объявила о новом этапе реорганизации. Теперь она – экосистема из 9 компаний, взаимодействующих между собой бесшовно и горизонтально. Мы попросили Юлия Борисова пояснить суть реформы.

mainImg
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Павильон Атом на ВДНХ
Россия, Москва, ул. проспект Мира, вл. 119, стр. 19

Авторский коллектив:
Руководитель: Юлий Борисов; ГАП: Михаил Иванченко; директор проекта / ГИП: Ирина Грачева; главный конструктор: Руслан Цогоев; ведущие архитекторы: Ирина Лавриненко, Татьяна Москаленко; архитекторы: Хамзина Гульнара, Ася Давыдова, Иван Смирнов, Павел Култышев
Над проектом работали: Александр Соколов, Мария Ионцева
Интерьерные решения МОП (UNK interiors): руководитель авторского коллектива Юлия Тряскина, Юлия Садовая – ГАП, Илья Смирнов – архитектор.
Генеральный директор: Наталья Якушева.

2015 / 2023

Технический заказчик: ОЦКС
Заказчик: Атомэнергопром
Как сообщается в пресс-релизе, UNK теперь представляет собой «единую систему, все звенья которой независимы, но связаны между собой», причем взаимодействуют они в составе «единой бесшовной среды», нацеленной на решение разнообразных задач, сопровождая заказчика на всех этапах развития архитектурного проекта, как хронологически – от концепции до завершения, так и масштабно – от крупных градостроительных задач до «элементов дизайна». По словам Юлия Борисова, «такая схема, прежде всего, выгодна заказчику, т.к. он получает гарантированное качество из одних рук, взаимосвязанные между собой комплексные решения, тем самым сокращая срок подготовки документации для строительства».
 
Всего в состав экосистемы входит 8 компаний: UNK project, UNK architects, UNK engineering, UNK interiors, UNK landscape, UNK lighting, UNK facade, UNK design. Плюс девятая, как будет ясно из нижесказанного – компания UNK. Мы задали главе UNK Юлию Борисову несколько вопросов о специфике новой экосистемы.
 
Архи.ру:
Год назад вы анонсировали, что UNK стала группой компаний. Теперь UNK – экосистема. Чем экосистема отличается от группы компаний?
zooming

Юлий Борисов:
Прежде всего, формой владения. Контрольный пакет принадлежит головной компании UNK. Она занимается вопросами собственности, управляет финансами через корпоративные процедуры, HR; регулирует деятельность внутри экосистемы. Это во-первых.
 
Во-вторых, экосистема – более открытая система, она направлена на увеличение количества своих звеньев. Предполагается, что подразделения будут генерировать новые бизнесы внутри себя и число специализированных компаний будет расти. Сейчас мы по-прежнему заняты развитием структуры.
 
Итак, сейчас вы – система из 9 компаний, одна из которых головная. Как это соотносится с вашей административной структурой?
 
У нас есть разные уровни управления. Верхний уровень – совет директоров, в него входят руководители всех компаний, он решает стратегические вопросы, вопросы взаимоувязки работы компаний и дальнейшей настройки структуры взаимодействия. Есть уровень принятия тактических решений – он делегирован собственно компаниям.
 
Территориально – все компании находятся в одном месте?
 
Сейчас у нас три офиса, два из них расположены рядом, на Лужнецкой набережной, размещение складывалось постепенно, сейчас мы работаем над его оптимизацией. Конечно, идеальный вариант – всем работать в одном месте, мы к этому стремимся.
офис UNK за работой
Предоставлено: UNK

Вы говорите о бесшовном взаимодействии. Что это такое? Чем оно отличается от взаимодействия подразделений, или мастерских, внутри одной компании?
 
Обычное построение крупной проектной организации происходит в рамках единой системы управления специалистами, единого «входного окна» для клиента, единого контракта. Это вертикальная структура, она хорошо работает на «конвейере» – над типовыми задачами.
 
Другой вариант структуры – генпроектировщик и субподрядчики, она лучше подходит для уникальных разноплановых задач. Она более устойчива с точки зрения финансов, но не всегда хороша для получения качественного результата. Цикл проектирования и реализации зданий – достаточно большой, 5-6 лет, и зачастую не все субподрядчики успешно работают на протяжении всего периода. В то же время мы не полностью контролируем субподрядчиков, уникальные разработки «уходят» вместе с ними, не происходит накопления компетенций.
 
Мы в UNK создали систему гибкую, горизонтальную – она не превращается в «мастодонта», – но подконтрольную, управляемую, способную накапливать уникальный опыт внутри себя.
 
Как вы обеспечиваете заявленную горизонтальность, если известно, что основные решения принимает Юлий Борисов?
 
Вовсе нет. Многие решения принимаю не я, у нас есть прекрасные руководители, компетентные в разных управленческих вопросах, так же как в вопросах архитектуры и дизайна, специалисты, которые хорошо понимают строительные технологии.  
 
Моя цель – настроить связь всех компаний с точки зрения целеполагания и решить стратегические задачи.
 
В чем состоит стратегия?
 
Прежде всего она нацелена на качественное решение уникальных задач. Я являюсь гарантом качества и стабильности для большинства наших клиентов. В то же время на протяжении 22 лет основная ценность UNK – это команда, командная работа, умение и формально, и неформально действовать в системе общего целеполагания. Принципы неизменны, отработаны и всегда показывали хороший результат: все наше развитие, все наши проекты это подтверждают. Сейчас мы выходим на новый уровень, появились новые специалисты, новые партнеры, но принципы и ценности, которыми мы руководствуемся в нашей работе, наших продуктах и наших взаимоотношениях, не изменились.
 
Мы стараемся не размениваться, не идти по пути мейнстрима, балансировать на грани.
 
Масштабный проект ЖК «Остров» оказался для вас вызовом?
 
Безусловно, это вызов. Сейчас мы пытаемся, совместно с девелопером, предложить решения для проекта общей площадью порядка 1,5 млн м2 исходя из наших принципов и подходов. И новая структура нашей компании, наша система очень помогает, в числе прочего, оптимально работать с этой задачей. Раньше мы физически не смогли бы применить наши подходы к такому объему строительства, связанного с комплексными задачами, в том числе – с совершенно разным классом домов. Думаю, что ни вертикальный холдинг, ни работа с субподрядчиками не позволили бы такое реализовать.
 
Насколько за 2021 год выросло количество сотрудников UNK? Сколько сотрудников сейчас?
 
Для нас важно в первую очередь не число сотрудников, не то, сколько человек сидит на рабочих местах – а прежде всего компетенции команды. Важно, что компетенции сейчас кардинально выросли. Сейчас можно сказать, что в основном пуле у нас работает около 250 человек. Такого не было никогда.
 
Какие компетенции вы освоили в 2021 году?
 
У нас появилась прекрасная команда, занимающаяся благоустройством и проектами развития территорий, так же как и команда комплексного проектирования световых решений. Появилась команда, которая глубоко понимает строительные технологии реализации уникальных фасадных решений и сопровождает строительство, и несколько ответвлений в области интерьеров, поскольку задачи и специализации в этой области очень разнообразны. Появляются интерьеры, связанные с узкоспециализированными задачами: спортивные, образовательные… и ряд других задач, которые требуют специальных знаний, поэтому их выделили в отдельную команду.
 
Кстати говоря, чем именно отличаются UNK Interiors и UNK Design?
 
Interiors работают в структуре UNK давно, их деятельность связана с традиционными подходами к проектированию. Design, в свою очередь, это совершенно иной подход, основанный на принципах устойчивого развития. В зону ответственности UNK design входит разработка проектов интерьеров, как общественных, так и корпоративных.
 
Подразделение корпоративных интерьеров Николая Миловидова не вошло в экосистему UNK?
 
Николай Миловидов выбрал независимый путь. Мы остаемся в дружеских отношениях. В рамках экосистемы, повторюсь, этим направление занимается UNK design.
 
А подразделение сопровождения реализации сложных уникальных фасадов – оно занято рабочим проектированием фасадов, да?
 
Не совсем. Их компетенции нужны с самого начала работы. Они связаны и с технологиями реализации фасадов, и с экономическим обоснованием, – сейчас во всех технических заданиях требуется очень четко прописывать стоимость реализации фасадов и, приблизительно, технологию возведения. Специалисты этого направления обладают не только экспертизой в части проектирования фасадов, но и глубоким пониманием строительных и производственных процессов. Как известно, во всем мире есть компании, специализирующиеся на фасадных консультациях, сопровождающие процесс проектирования на всех стадиях от концепции до надзора на стройплощадке. В России большинство наших коллег пользуются услугами фасадных компаний-переработчиков; но их нельзя назвать независимыми.
 
Именно поэтому мы выбрали путь накапливания и применения собственных компетенций, у нас уже сейчас большой опыт. К примеру, на проекте Дворца водных видов спорта мы изучили практику работы с фибробетоном, в том числе и воспроизводя исторические рельефы в увеличенном формате. Сложные фасадные системы реализованы в БЦ «Академик».
БЦ Академик на проспекте Вернадского
Фотография © Дмитрий Чебаненко / UNK project

Уникальные фасады со стеклопакетами более 12 метров высотой без верхнего защемления и с радиусными раздвижными перегородками – в павильоне Росатома на ВДНХ; его реализация близка к завершению, фасады уже можно увидеть из-за забора, интерьеры основного холла, также важные для восприятия извне, планируется завершить в первой половине текущего года.
zooming
Павильон Росатом на ВДНХ / 2022 / в процессе строительства
Фотография © UNK

Кроме того мы располагаем большим объемом наработок в области премиального жилья: понимаем, как сделать «красиво» и в то же время оптимально с точки зрения стоимости и последующей эксплуатации фасадов. Мы накапливаем эти компетенции внутри компании, чтобы повышать качество нашего продукта.
 
Экосистема звучит очень современно и, как бы это сказать, широко. Кажется, вы стремитесь транслировать заказчикам идею, что UNK теперь может делать всё.
 
Вовсе нет, даже совсем наоборот – мы не стремимся делать всё. Мы сосредоточены на достаточно узком продукте – на зданиях и местах, где люди живут, работают, учатся, занимаются спортом и в целом оздоровлением. Мы не стремимся работать с инфраструктурными объектами, хотя у нас был проект интерьеров аэропорта, но это не совсем наша ниша. Мы фокусируемся вокруг человека и его потребностей.
 
И в то же время мы не занимаемся премиальными объектами, супер-супер-элитными, и, с другой стороны, почти не работаем с массовой застройкой и социальным жильем. Мы немного занимались реновацией, но это не наша специализация. Мы, таким образом, нацелены на людей с примерно нашим уровнем образования и доходов – работаем, практически, на таких, как мы сами.
 
Речь об upper middle class («верхнем среднем классе»)?
 
Примерно так.
 
Но в нашей сфере мы глубоко разбираемся – не только в традиционном понимании дела, в подготовке грамотной проектной документации для строительства или красивых фасадов: мы повышаем свои компетенции в глубинном понимании того, как сейчас происходят технологические процессы и что будет в будущем. Устраиваем мозговые штурмы, делаем догадки, стремимся опережать запросы клиентов, предлагать то, что, как мы считаем, будет актуально лет через пять-семь. Это тоже крайне важный момент – мы стараемся определить, заглянуть дальше. Цикл строительства, как я уже говорил, занимает 4-5 лет, и важно, чтобы к моменту завершения объект был как минимум на острие, лучше – чтобы опережал события, но никак не отставал.
 
В таком случае невозможно не спросить вас о прогнозе, лет на пять вперед.
 
Очевидно, что мир становится все более динамичным. В основе базовых сегментов ничего не изменится: будут и жилье, и офисы, и торговля, – но границы между ними сотрутся. К примеру, проектируя жилье, мы сейчас много, почти целую неделю, обсуждали, каким образом будет работать сервис доставок, чтобы потребители получили все эти услуги, но в то же время чтобы не было вызывающей дискомфорт толкотни из велосипедов и курьеров на входе. Получается, нужны сложные технологии с черными входами, отдельными лифтами. Это уже реальность: смешение жилья, где нам нужны приватность, покой и отдых, и логистики доставки товаров, которая теперь тоже необходима. Второй пример – большое количество коворкингов в жилых комплексах. Третий – пути развития торговых комплексов: очевидно, что с развитием он-лайн торговли они будут переформатироваться, возможно, в центры развлечений, или культурно-образовательные центры.
 
Отдел футурологии не планируете?
 
Не планируем, мы не настолько формальны. Но обсуждения устраиваем. Черпаем информацию и идеи от многих наших клиентов и с ними тоже делимся. Суммируя – отдела футурологии нет, но наша идеология состоит в том, что мы должны активно трансформировать мир к лучшему, быть на острие, так что одно из требований к любому нашему специалисту, начиная от архитектора, заканчивая генпланистом-инженером – он должен быть активен в инновациях.
 
Планируем создать образовательное подразделение.
 
Насколько я знаю, вы, как и многие, устраивали стажировки. В чем разница с образовательным подразделением? Чему будете учить и кого?
 
Наш бизнес строится как на наших собственных компетенциях, так и на компетенциях сотрудников, – безусловно, мы заинтересованы в привлечении квалифицированных специалистов. Поэтому мы планируем открыть направление по дополнительному образованию архитекторов, инженеров, конструкторов, проект-менеджеров и других специалистов. Вначале планируется удаленное обучение, затем финальная очная стажировка в компаниях, входящих в экосистему UNK. От разовой стажировки это отличается тем, что мы, в частности, планировали подготавливать программы повышения квалификации, то есть подойдем к задаче более системно. 
 
Если говорить о будущем более предметно – какие следующие компании планируется создать в вашей экосистеме? 
 
Не могу сказать. Обычно мы выстраиваем стратегический план в пятилетней перспективе, и в данный момент идем с опережением. Поэтому сейчас мы сконцентрированы на тактических задачах.
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Павильон Атом на ВДНХ
Россия, Москва, ул. проспект Мира, вл. 119, стр. 19

Авторский коллектив:
Руководитель: Юлий Борисов; ГАП: Михаил Иванченко; директор проекта / ГИП: Ирина Грачева; главный конструктор: Руслан Цогоев; ведущие архитекторы: Ирина Лавриненко, Татьяна Москаленко; архитекторы: Хамзина Гульнара, Ася Давыдова, Иван Смирнов, Павел Култышев
Над проектом работали: Александр Соколов, Мария Ионцева
Интерьерные решения МОП (UNK interiors): руководитель авторского коллектива Юлия Тряскина, Юлия Садовая – ГАП, Илья Смирнов – архитектор.
Генеральный директор: Наталья Якушева.

2015 / 2023

Технический заказчик: ОЦКС
Заказчик: Атомэнергопром

02 Февраля 2022

Похожие статьи
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Технологии и материалы
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Сейчас на главной
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Гайя
На самом деле никакая, конечно, не Гайя, а Гея, по имени богини земли – так называлась парфюмерно-экологическая инсталляция архитекторов бюро KOSMOS на прошлогодней биеннале дизайна в Цюрихе. Парфюмеры разработали для нее запах тающего льда, и о чем же это нам говорит?
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
Изумрудная шкатулка
Бюро MDVA спроектировало для парка в Барнауле павильон, внутри которого располагается трехчастная театральная сцена с амфитеатром. Внешний контур строения формируют аркады из деревянных ламелей, а тентовый навес защищает зрителей от непогоды.
Гибкость и острота современности
Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Палубы и кессоны
Архитектурная мастерская Антона Литовского спроектировала дом-палубу: линейное устройство позволяет ему отгородиться от соседей протяженным глухим фасадом, а со стороны сада – раскрыться проницаемыми объемами разной конфигурации, объединяет которые кессонированный потолок.
«Устойчивая» мода
Бюро gmp реконструировало сразу четыре небольших здания в историческом квартале Шанхая под модный кластер ICCF Group. Проект стал результатом более чем десятилетнего сотрудничества двух компаний.
Сады на высоте
Бюро HENN выиграло конкурс на проект вертикальной фермы, совмещенной с офисным зданием, в новом районе на месте промзоны на юго-востоке Берлина.
В ожидании леса
Здание ресепшен курортного комплекса в Ленинградской области имеет сложную конфигурацию и конструктив. Архитекторы мастерской Kalinkahaus использовали несколько видов материалов на основе древесины: CLT-панели, LVL брус и фермы из клееной балки.
Семейное древо
По проекту команды Алексея Полищука в Ленинградской области построен дом, в котором бок о бок живут четыре семьи. Архитекторы предложили систему из автономных жилых блоков и общих пространств, а также объединили требования дизайн-кода поселка с пожеланиями заказчика: за лаконичными фасадами из планкена и фибробетона прячется интерьер, характерный для традиционного деревянного дома.
В основе – ромб
Арт-павильон в новом жилом районе Нанкина по проекту местного бюро azLa напоминает о 3-тысячелетней истории и столичном статусе этого мегаполиса.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Круглые бани
Камерный банный комплекс построен по проекту kub house в поселке Московской области на участке с другими объектами. Круглая форма обеспечивает уединение, а моллированное стекло и обожженное дерево в отделке фасада – слияние с ландшафтом.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
«Маленький лес» во дворе
Во дворе начальной школы в Шэньчжэне по проекту пекинского бюро Vector Architects растет роща китайского баньяна: архитекторам удалось сохранить ее при строительстве.
Смотрящий на воду
Участок виллы Sonata вытянут от дороги до кромки воды, у него есть собственный берег, пристань, хорошая речная панорама. Раскрывая виды, Роман Леонидов «срезал» фасад по диагонали параллельно реке: так у дома образовалось две главные оси и, как следствие, «две головы». А внутреннее ядро – два двусветных пространства, гостиная и оранжерея, и «мостик» над ними – делает дом и проницаемым, и светлым.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Обновление имиджа
Перехватывающая парковка на окраине Рена в Бретани от ateliers O-S architectes – современная версия пригородного паркинга.
Бетонные сады
Первый пост-индустриальный парк в России появился в Острогожске по проекту консорциума Citizenstudio и Новая земля. Вместо дорогой и неэкологичной утилизации бетонных останков недостроенного завода архитекторы предложили сделать их частью ландшафта парка.
Краеведение по следам Ленинианы
Два года назад художница из Санкт-Петербурга Ксения Клёнова придумала проект ПостLeniniana, приуроченный к столетию смерти Ленина. Она планирует посетить 100 городов России с необычными памятниками Ленину, поговорить о них с жителями и написать книгу. Сейчас она проехала 20 населённых пунктов и регулярно отчитывается, – так, по ходу дела, возникают путевые заметки. Показываем.
Белое крыло
Никакое оно не белое. А бежевое, белокаменное; работает с цветом известняка – гладкий посветлее, шершавый потемнее. Объединяет: абсорбирует и интерпретирует, темы, увиденные вокруг. Реагирует на все, сохраняя цельность высказывания – непростая задача – и внедряет узнаваемые черты собственного почерка: например, энергичные вырезы внизу, вверху и посередине.
О рыбах и котиках
Бюро IN.X Space Design реконструировало специализированный ресторан Duyiwei · Grill Fish & Bistro в центре Пекина. Его современный, яркий интерьер открыт городу и полон романтики 1970-х.
Урбан-дюны
Команда XSA Ramps спроектировала и построила для парка в Ростове-на-Дону трехчастный спортивный хаб, куда может прийти человек любого возраста и физической подготовки. Скейт-плаза, памп-трек и детская площадка с одинаковым тщанием наполнены деталями, которые притягивают самых разных посетителей. А техническое воплощение фигур и уклонов превращает это пространство в подобие скульптурной композиции.