Благодаря тому, что «Остров» проектировался в «чистом поле», между 5 и 6 кварталами удалось выстроить переклички. Они выстроены вдоль северной границы широкого бульвара, главной артерии комплекса, под которым проходит линия метро. Между собой кварталы разделяет проезд, поперечный к бульвару – на их пересечении запланирована главная городская площадь, точнее ее часть, с медиакубом. Здесь будет больше всего пешеходов, хотя бы потому, что люди выходят из метро.
Так что авторы шестого квартала, UNK, и пятого, ASADOV, согласовав это решение между собой, выстроили по сторонам поперечного проезда по три башни, vis-a-vis, – одни салютуют другим, и выстраивают, как следствие, масштабную градостроительную симметрию «манхеттенского» плана. Между кварталами, торцом к медиакубу, вытянется прямоугольник торгового центра: он был частью программы пятого квартала, и расположить его именно так предложил Александр Асадов, – рассказывает Юлий Борисов.
Проектированием 5 квартала занимались архитекторы АБ ASADOV – в сотрудничестве с UNK, которые вели весь процесс проектирования 3–6 кварталов, включая благоустройство и освещение.
Мы охотно взялись за этот проект, он оказался для нас очень своевременным. Работали совместно с коллегами из UNK, встречались, обсуждали, – и в рамках предложенного ими дизайн-кода. Достаточно высокая плотность требуемой застройки определила композицию из башен, которые обступают прямоугольный участок с равномерными паузами; в нижней части их соединяет стилобат.
Акцентом мы сделали медные фасады с рельефной фактурой простенков – так что наш квартал перекликается с шестым кварталом UNK не только композицией ансамбля, но и материалом. Наши медные аттики «салютуют» угловой башне коллег.
Акцентом мы сделали медные фасады с рельефной фактурой простенков – так что наш квартал перекликается с шестым кварталом UNK не только композицией ансамбля, но и материалом. Наши медные аттики «салютуют» угловой башне коллег.
Итак, фоновым материалом фасадов стал металл и кирпич, оба как светло-, так и темносерого оттенка, а основной темой – соединение этажей по вертикали в группы по 5-6 каждая, прием, дисциплинирующий пропорции по вертикали и широко распространенный в Москве последних лет. Разнотоновая сетка дублирована рельефом тонких выступающих ребер, они обрамляют пятна и усиливают вертикали. Со стороны двора дома широтной ориентации получают симметричные ризалиты очень небольшого выноса, что еще усиливает вертикали, добавляет классичности и создает скрытые переклички с клубным домом 3 квартала.
Металл цвета меди образует как вертикальные полосы, так и крупные пятна, иногда, в башнях поменьше, ему отданы целые фасады – меди здесь больше, чем в любом другом квартале Острова. Но самый заметный медный объем это, конечно, аттик средней башни, обращенной к бульвару, он служит опознавательным акцентом всего квартала. Шесть этажей образуют подобие блестящей «головы» на Академии наук, только крупнее и ближе к зрителю. Поверхность расчерчена объемным зигзагом, также популярным в Москве последних лет. В данном случае отличие – в том, что «качаются» не все простенки целиком, а тонкие ребра; остальная часть медных стен образует фон, оживленный рельефом тонких полос. То же решение зеркалировано в другом доме квартала, с северной стороны.
Отношение домов к пространству комплекса двояко и также обусловлено общим дизайн-кодом. Снаружи стилобат, объединяющий башни, выстраивает ровный фронт городских улиц: здесь планируется, как мы помним, большой пешеходный трафик, бульвар. Соответственно, витрины, кафе, магазины, свет из больших стекол. Тонкие ребра здесь, в уровне пешехода, создают пилонаду – отзвук объемных пешеходных галерей, которые есть в 3 и 6 кварталах.
Жилые секции и перемычки стилобатов образуют вокруг двора контур, по большей части замкнутый – он обеспечивает столь ценимую в современных новостройках приватность. Вдоль бульвара тянется сплошной фронт арендных площадей, то есть кафе и магазинов. В менее напряженных местах, в торцах прямоугольного участка и с северо-западной стороны, где в соседнем втором квартале строится школа, контур прерывается, открывая входы–выходы из двора. В первом этаже одной из северных секций встроен фитнес.
Благоустройство двора разработано бюро Scape и тоже вторит основным принципам комплекса: если как сами и дома, так и а внешнее пространство вокруг них, расчерчены «по линейке» – городским способом, то во дворе авторы ищут природной текучести, свойственной паркам и, с другой стороны, улавливают общую тематику благоустройства «Острова». Так что дорожки гибкие, присутствует геопластика, навесы похожи на крылья стрекозы – а перголы и скульптуры-инсталляции, во-первых, кольцевидные, в чем отыгрывают связанную с бубликом символику комплекса, а во-вторых, светятся медийными фасадами. То и другое гарантирует смену впечатлений для жителя при переходе из внешнего пространства к внутреннему.
Суммируя, можно сказать, что квартал АБ ASADOV представляет собой пример хорошей командной работы. Именно с его помощью в центре «Острова» образуется срежиссированный градостроительный ансамбль, он берет на себя значительную долю жилых площадей, он всесторонне срифмован с соседними кварталами – и в то же время его акценты не перетягивают на себя абсолютно все внимание, в смысле пластического высказывания он скорее деликатен и отличается умением выстраивать диалог, не перекрикивая окружение – важное достоинство при проектировании крупных новых районов силами разных авторов.