English version

Супер-пергола

Новый бизнес-центр на Пресне, в 1-м Земельном переулке, совмещает технологичность и эко-ориентированность. Его обтекаемые формы и белая диагональная решетка фасадов сочетаются с новой версией вертикального озеленения: отстоящей от фасада зеленью дикого винограда, которая не спорит с решеткой-«перголой», но лишь оттеняет ее.

mainImg
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Россия, Москва, ЦАО, район Пресненский, 1-й Земельный переулок, вл. 7/2, стр. 1-2

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Юлий Борисов, архитекторы: Михаил Иванченко, Данило Вукосавлевич, Павел Култышев, Анастасия Давыдова, Лоренцо Маттана, Марат Мухамедов. Инженеры: Александр Цукерман, Владислав Серебряков, Павел Ашихмин, Роман Лопуха, Олег Расторгуев
Интерьеры: Егор Коновалов, Николай МИловидов, Спартак Чинеников, Анна Юреско, Иван Стебунов

2016 — 2016 / 2018 — 2020

Девелопер: Актион Девелопмент
Заказчик: ООО «Карвен»
Застройщик ЗАО «Хортекс»
Строительство здания бизнес-центра в 1-м Земельном переулке, 1 завершено в 2020 году.

Изящная решетка белых диагоналей его фасадов отлично просматривается с Хорошевской эстакады Третьего транспортного кольца на фоне монументальных башен расположенного неподалеку ЖК «Пресня-Сити» и составляя с ним пару заметных современных акцентов этой части города.
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

Несмотря на то, что фактически строительство было закончено, архитекторы не торопились рассказывать о проекте, просили подождать до завершения благоустройства. Просьба нередкая, мы знаем, что многие постройки выглядят лучше на фоне сформированного двора – однако в данном случае она оказалась более принципиальной, чем обычно: озеленение здесь вертикальное, высокотехнологичное и позиционируется как первый не только в Москве, но и в целом в наших широтах опыт такого рода. Летом 2021 работы были завершены и БЦ показан в очень информативном ролике блога Анны Мартовицкой, где сюжет набрал рекордную посещаемость, его посмотрели 5900 человек.

Здание нравится и вызывает интерес. 
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

БЦ расположен в достаточно странном месте: он окружен промзонами, с одной стороны автобусный парк, с другой электродепо метрополитена, автобаза министерства обороны, станция Москва-Товарная; в двух шагах Ваганьковское кладбище. В то же время рядом начинаются жилые кварталы с уютными, утопающими в деревьях дворами.

И очень хорошая транспортная доступность – от ТТК рукой подать, от станции метро «Улица 1905 года» 5 минут пешком. Замечательное местоположение для бизнес-центра. Неудивительно, что офисные здания на этом участке проектировали давно. 
Различные авторы работали с этим участком на протяжении больше 15 лет. Для предыдущих владельцев участка Михаил Хазанов в 2003 году предлагал шикарный, на мой взгляд, проект. Мы показывали здание коллегам, которые работали с участком раньше, и должен сказать, все признали, что нам удалось предложить достойный ответ на ситуацию, сложившуюся в этом месте.
 
Мы очень рады, что заказчик пошел нам навстречу и позволил реализовать идеи – среди которых, на мой взгляд, есть несколько уникальных и даже прорывных – так, как было задумано. Это был опыт очень комфортного профессионального сотрудничества – во многом, вероятно, благодаря тому, что наш проект БЦ «Академик» для того же клиента оказался, насколько мне известно, успешным.

Итак, компания «Хортекс» заказала архитекторам UNK проект бизнес-центра в 1-м Земельном переулке в 2016 году по результатам успешной совместной работы над другим офисным зданием – БЦ «Академик» на проспекте Вернадского, белые ламели на фасаде которого складываются в обобщенный портрет создателя теории ноосферы.

В Земельном переулке контекст был другим, хотя не менее обязывающим. С одной стороны, вокруг кирпичные постройки, как жилые дома, так и корпуса промзон, среди которых встречается и XIX век. С другой стороны, в обозримой перспективе – Москва-Сити, главный деловой район города, с которым сравнительно небольшой БЦ должен был, так или иначе, конкурировать за арендаторов. Надо было предложить идею – яркую, современную, но принципиально отличающуюся от пафоса высотного делового центра. 

Такой идеей стал зеленый фасад, привлекательный для тех резидентов, которые ценят экологичный подход и природное окружение. Архитекторы решили «погрузить» офис в природу, но участок, очень небольшой, не давал возможности заполнить растениями окружающую территорию – что подсказало идею вертикального озеленения фасадов.

Юлий Борисов даже называет свое решение – в шутку, конечно – «современной дачей». В шутке есть доля правды: во-первых, архитектор сам выращивает на своем участке в районе Троицка разнообразные лианы, а во-вторых, хайтековское стекло в пол и энергичные белые диагонали, сочетаясь с листьями живого винограда, работают на образ той современности, которая использует технологии для наилучшего общения человека и природы. Есть что-то фантастическое в возможности выйти практически из любого офиса на балкон – галереи опоясывают здание по периметру и двери есть в стеклянных стенах повсеместно – и «зависнуть» над городом, теребя пятипалый лист винограда. 
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография предоставлена пресс-службой Москомархитектуры

Дикий, или девичий, виноград был выбран как одно из очень устойчивых растений нашей полосы, быстро растущий и сравнительно неприхотливый. Кадки со всем необходимым, обогревом и поливом, расставлены на балконах на каждом этаже, для лозы натянуты струны, по которым она уже с энтузиазмом вьется. С компанией, поставившей виноград и кадки, заключен договор не только на покупку растений, но и на несколько лет обслуживания, – так что она кровно заинтересована в том, чтобы растения выжили, – поясняет архитектор.

Авторы подсчитали, что виноград позволит экономить до 7% на летнем кондиционировании – слову сказать, здание собираются подавать на «зеленый» сертификат BREEAM. Кроме того, с южной стороны, где нужна защита от солнца, листьев будет больше, с северной меньше, а зимой, когда защита от ультрафиолета не очень нужна, листья опадают – так что «живой» фасад получается гибче и выгоднее любых солнцезащитных ламелей, даже автоматически управляемых. 
  • zooming
    БЦ «Земельный»
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK
  • zooming
    БЦ «Земельный»
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

Как видим, БЦ представляет собой достаточно оригинальный вариант вертикального озеленения. С одной стороны, предложенное решение – простое. Многие выращивают на даче дикий виноград, он растет сам собой, да и в Москве есть фасады, увитые этим неприхотливым растением. С другой стороны, решение нетипично: как правило вертикальное озеленение превращает здание в «мохнатый дом», где едва видно окна, обычно зелень прилегает к стене вплотную, практически становится ее частью. Здесь не так – плоскости вьющихся растений отнесены где-то на метр от полностью стеклянного фасада и вместе с белой «перголой» образуют вторую, проницаемую оболочку здания, причем между ней и фасадом можно ходить, даже гулять. Кроме того кадки стоят не сплошь, а с разрывом: лианы не должны слиться в пастозный фон – скорее это штрихи, которые напоминают о дачно-усадебной лирике, но оставляют роль «первой скрипки» красивому, не лишенному элегантной графической напряженности, рисунку белой фасадной сетки.

Издали видна именно она – сетка диагональных линий. Самонесущая конструкция также держит на себе галереи с высокотехнологичными кадками для винограда.

Но главное – решетка визуально «собирает» здание, очерчивает его контуры и корректирует пропорции, работая при взгляде снизу вверх на эффект усиления перспективы. Анфас она, напротив, зрительно «закругляет» объем, придавая прямоугольному абрису обтекаемость и завершенность. 
  • zooming
    БЦ «Земельный»
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK
  • zooming
    БЦ «Земельный»
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

Три нижних этажа, включая первый высокий (6,7 м) с лобби, кафе и магазинами, объединены крупным зигзагом наклонных опор – в основе они стальные, снаружи алюминиевые. Зигзаг обходит нижний объем, включая 3-ярусный выступ с севера, который он соединяет с основным зданием «воздушной» преградой, и формирует, таким образом, визуально цельный объем стилобата-основания.
  • zooming
    БЦ «Земельный», вид с севера
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Схема построения фасада. 2020. БЦ «Земельный»
    © UNK

Стекло трех первых ярусов отступает в глубину, и вдоль переулка опоры превращаются в своего рода галерею-пилонаду с подвижным V-образным ритмом вместо традиционной уверенной поступи. Внутри, за белым зигзагом, есть ряд круглых опор графитового оттенка, составляющих часть основного бетонного каркаса здания – внешние опоры на высоту 3 этажей вынесены за «теплый контур» здания. При трехэтажной высоте галереи черные и белые опоры создают ощущение очень вертикального, почти готического «леса колонн». 
  • zooming
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру

Выше восемь этажей объединены балконами попарно, а ромбами более тонкой, алюминиевой решетки – по 4 этажа. Еще выше балконы становятся чаще, повторяются на каждом из трех следующих этажей, а ромбы объединяют этажи уже по два, чтобы на верхнем ярусе, объединенном со стенкой, маскирующей техэтаж, еще больше участить ритм и «сплющить» рисунок. Линии диагоналей в ключевых точках ломаются, но в целом складываются в последовательную структуру, образно сопоставимую с каким-то натянутым на здание супер-трикотажем. 
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

Вечерняя подсветка усиливает эффект, подчеркивая «звездчатость» перекрестий решетки и ее эфемерность, отчасти – внеположность стеклянному объему, поскольку светящиеся контуры «зависают» перед внутренним фасадом на ощутимом расстоянии. 
  • zooming
    БЦ «Земельный»
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK
  • zooming
    БЦ «Земельный»
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

План и объемно-пространственное построение БЦ очень рациональны и эффективны. Три подземных яруса занимают все пятно застройки, их и отливали по современной технологии сверху-вниз, не копая предварительно котлована. Основной 15-этажный объем-башня вторит треугольным контурам участка, приводя их к равностороннему треугольнику со скругленными краями. Коммуникационный узел посередине – тоже треугольный, в нем собрано 6 лифтов и 2 эвакуационные лестницы, опять же треугольные и трехмаршевые, черно-белые и очень эффектные, с гибкими белыми поручнями из крашеного металла.
  • zooming
    Эвакуационная лестница. БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография © Алексей Гордиенко
  • zooming
    Эвакуационная лестница. БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография © Алексей Гордиенко

Все треугольники складываются оптимально, как близкий к идеалу конструктор, одно в другом. Внешний контур получает максимум дневного света без перегородок и коридоров. Шаг опор – 8,5 м.
  • zooming
    1 / 6
    БЦ Земельный. Схема ситуационного плана. 2016
    © Группа компаний UNK
  • zooming
    2 / 6
    Разрез. 2020. БЦ «Земельный»
    © UNK
  • zooming
    3 / 6
    План типового этажа. 2020. БЦ «Земельный»
    © UNK
  • zooming
    4 / 6
    БЦ Земельный. Схема плана 1 этажа. 2016
    © Группа компаний UNK
  • zooming
    5 / 6
    БЦ Земельный. Схема плана 2 этажа. 2016
    © Группа компаний UNK
  • zooming
    6 / 6
    План на уровне подземной парковки. 2020. БЦ «Земельный»
    © UNK

Благодаря центрально-симметричному плану лоты на каждом этаже можно разделить на шесть частей, а можно – на три равные части. Для улучшения ориентации каждую из трех сторон всех лифтовых холлов архитекторы – оформлением общественных зон занималось подразделение «UNK корпоративные интерьеры» во главе с Николаем Миловидовым – оформили рифленой нержавейкой с волнистой поверхностью и напылением нитрид-титана с фотохроматическим переливом, трех оттенков: пурпурного, зеленого и синеватого. По словам Юлия Борисова, оттенки созвучны цветам листьев дикого винограда осенью и служат метафизическим парафразом реальных растений во внешнем контуре. На этажах лифты белые, цветным металлом оформлены входы, а на первом этаже два лифта белых, а металлическая поверхность досталась тому лифту, который обращен в сторону лобби и входа – таким образом с улицы можно разглядеть поблескивание волнистой титановой поверхности.
  • zooming
    1 / 6
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография © Алексей Гордиенко
  • zooming
    2 / 6
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру

Задача разнотоновых покрытий – способствовать ориентации в центрально-симметричном лифтовом холле. Заметим, что это оригинальный вариант интуитивной навигации, интерпретирующий красивую и актуальную, с переливом, фактуру натурального материала – такой подход выгодно отличается от поднадоевших ярко-радужных панелей и цифр двухметрового роста. 

Входное двусветное лобби развивает те же темы: сочетания естественных материалов с хай-тековским подходом, лаконичным, черно-белым и ультрасовременным. Подчеркнем, что как стены вокруг лифтов на всех этажах, так и объемистые круглые колонны облицованы белым каррарским мрамором хорошего качества, с минимумом прожилок. Оболочку колонн вытачивали на 4D-станке. Точечные светильники на потолке отражаются в стеклянных ширмах, под балконом 2 яруса, установленных как будто специально для этого, и складываются в россыпь, похожую на звездную. 
Интерьер лобби. БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография: Архи.ру

Одна из тенденций нашего времени – здания, стремящиеся по качеству отделки к эффекту, производимому емкой обтекаемой формой электронных гаджетов. Конечно, это сравнение надо приводить с поправкой на неизбежное различие масштабов и подходов, однако достаточно очевидно, что перед нами – один из примеров такого рода, «здания-айфона», стремящегося к лаконичной футуристичной версии хайтека: чистота, преобладание монохрома, скругленные углы, рассчитанные сочленения поверхностей с отделкой из разных материалов, – все работает на одну тему. Ее подхватывают электронные устройства, в изобилии распределенные по стенам и постоянно демонстрирующие идущему его лицо в окружающем интерьере – они усиливают сходство интерьера и с современным гаджетом, и с космическим кораблем из кинофантастики. 

Потолок лобби украшают черные шары из медийных экранов, – будучи включены, они транслируют яркие картины природы, также совмещая современные технологии и эко-тематику, и заодно радикальным образом оживляют белизну – бросая разнотоновые рефлексы на стены и, кроме того, напоминая нам, что у «айфона», помимо лаконичной оболочки есть еще и экран. 
  • zooming
    1 / 3
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    предоставлено: UNK

***

Помимо цельности и ясности пластического решения, построенного на одном приеме на грани wow-эффекта, в этом проекте интересны две вещи: трактовка натуральных материалов и отношение к контексту. В обеих много непривычного.
 
Мы привыкли, что разговор о хорошем старении натуральных материалов нередко имеет отношение к таким фактурам, которые изначально разнотоновы, как кирпич, или ноздреваты, как травертин. Патина времени усиливает обаяние этих естественных качеств, копоть подчеркивает объем известняковых рельефов, так получается красивое старение. Здесь же всё как будто наоборот – когда авторы говорят о красивом старении натурального мрамора по отношению к идеально прямой или идеально округлой поверхности, как и о натуральном происхождении нитрид-титана, создается ощущение, что они имеют в виду какой-то другой вариант старения, который сродни не увяданию, а скорее бессмертию. Натуральные материалы здесь не теплы, а прохладны, не пассеистичны, а футуристичны. Само здание футуристично, как и полагается современному бизнес-центру, авторы которого с самого начала проектирования задумались о конкуренции не с соседними офисными зданиями, а прямо с ММДЦ. Его стеклянные стены и белизна каркаса предполагают частое мытье, подсветка должна работать бесперебойно, кадки для растений требуют профессионального ухода. Вьющиеся лианы в данном случае – отнюдь не попытка пустить все на самотек, а своего рода декоративные рыбки в аквариуме, существа подвижные, красивые и разнообразные, но их красота подлежит строгому контролю и управлению. Они живые, но они часть спланированной системы, основанной на хорошем расчете и инженерном качестве всех ее составляющих.
 
В этом смысле интересна апелляция Юлия Борисова к наследию Шухова. Действительно, диагональная решетка визуально напоминает конструкции великого инженера, и даже, по словам архитектора, отчасти работает на распор. Впрочем она же, по справедливому замечанию Анны Мартовицкой, давно уже вошла в арсенал приемов суперграфики интернационального модернизма, к сонму произведений которого БЦ, безусловно, можно причислить. Интереснее другое – предложенное архитектором противопоставление передовых конструкций Владимира Григорьевича Шухова «кирпичному» контексту тогдашнего промышленного строительства. Действительно, в XIX – начале XX века на фоне кирпичных корпусов, как правило решенных в духе историзма, решетчатые металлические конструкции выделялись как нечто, принципиально необычное, ни на что не похожее, передовое. В этом смысле хрустальная башня нового БЦ, окруженная неким усредненным контекстом из розового, красного, коричневого кирпича, выделяется контрастно, становится акцентом – звучным дополнением, которого давно ждали, а в панораме города, вероятно, она и впрямь перекликается с башней на Шаболовке, как метафизический «салют» от северо-западной части города – юго-западной.
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

Так или иначе, а здание – заметное и в панораме, и само по себе, светится не хуже Сити и может похвастаться хорошим набором современных технологий, дорогих и качественных приемов и даже, как мы видели выше, рядом новаций, связанных как с вертикальных озеленением, так и с титановым покрытием в интерьере. Нет особенных сомнений в том, что этот БЦ, сравнительно небольшой, но отличающийся емкой и звонкой, привлекательной формой, вскоре заполнится арендаторами.
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Россия, Москва, ЦАО, район Пресненский, 1-й Земельный переулок, вл. 7/2, стр. 1-2

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Юлий Борисов, архитекторы: Михаил Иванченко, Данило Вукосавлевич, Павел Култышев, Анастасия Давыдова, Лоренцо Маттана, Марат Мухамедов. Инженеры: Александр Цукерман, Владислав Серебряков, Павел Ашихмин, Роман Лопуха, Олег Расторгуев
Интерьеры: Егор Коновалов, Николай МИловидов, Спартак Чинеников, Анна Юреско, Иван Стебунов

2016 — 2016 / 2018 — 2020

Девелопер: Актион Девелопмент
Заказчик: ООО «Карвен»
Застройщик ЗАО «Хортекс»

08 Ноября 2021

UNK: другие проекты
Гибкость и острота современности
Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Форма немыслимого
Павильон АТОМ на ВДНХ хочется сопоставить с известной максимой архитекторов и критиков: «придумал? теперь построй!». Редко можно встретить столь самоотверженное погружение в реализацию, причем сложные конструктивные и инженерные задачи, поставленные UNK перед самими собой, тут представляются неотъемлемой, важной частью архитектурной идеи. Challenge соответствует месту – все же «выставка достижений», а павильон посвящен атомной энергетике. Рассматриваем: снаружи, изнутри и с изнанки.
Медный шаг
Квартал номер 5, над которым в ЖК «Остров» работали архитекторы АБ ASADOV, одновременно масштабен, хорошо заметен благодаря своему центральному расположению – и контекстуален. Он «не перекрикивает» решения соседей, а скорее дает очень взвешенное воплощение дизайн-кода: совмещает кирпич и металл светлого и темного оттенков и большие медные поверхности, ортогональную геометрию снаружи и гибкие линии во дворе.
Свет для Острова
Впервые для себя рассматриваем проект подсветки целого жилого района; впрочем, авторы проекта вечернего освещения ЖК «Остров», UNK lighting, и сами признают, что эта работа – крупнейшая не только в их портфолио, но и в стране. Они называют свой подход европейским, его основные принципы: плавность переходов, комфорт для глаз и то, что подсветка сосредоточена, в основном, в нижнем уровне, «работая» для пешеходов.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Кольцевое построение
Проект UNK interiors, победивший в конкурсе на метро «Загорье», модульностью и простотой формы созвучен идеям индустриальной жилой застройки ближайшего окружения. В то же время станция «вся металлическая», в чем откликается на название Липецкой улицы, поскольку Липецк – центр металлургии. Казалось бы, авторы могли увлечься брутальными образами проката и домны, но проект получился лаконичным и легким – изучаем, почему.
Функция треугольника
Экстравагантная форма расширяющейся кверху тонкой пластины – не формальный жест, а отклик архитекторов UNK на требования участка и ТЭПы. Решения по-модернистски рациональны, экономны и функциональны. Дом галерейный, торцы подчеркнуты «пластинчатым» сдвигом, а широкие фасады составлены из треугольных эркеров.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Эффект оживления
Проект Останкино Business Park разработан для участка между существующей станцией метро и будущей станцией МЦД, поэтому его общественное пространство рассчитано в равной степени на горожан и офисных сотрудников. Комплекс имеет шансы стать катализатором развития Бутырского района.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Похожие статьи
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.