English version

Супер-пергола

Новый бизнес-центр на Пресне, в 1-м Земельном переулке, совмещает технологичность и эко-ориентированность. Его обтекаемые формы и белая диагональная решетка фасадов сочетаются с новой версией вертикального озеленения: отстоящей от фасада зеленью дикого винограда, которая не спорит с решеткой-«перголой», но лишь оттеняет ее.

mainImg
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/

Проект:
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Россия, Москва, ЦАО, район Пресненский, 1-й Земельный переулок, вл. 7/2, стр. 1-2

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Юлий Борисов, архитекторы: Михаил Иванченко, Данило Вукосавлевич, Павел Култышев, Анастасия Давыдова, Лоренцо Маттана, Марат Мухамедов. Инженеры: Александр Цукерман, Владислав Серебряков, Павел Ашихмин, Роман Лопуха, Олег Расторгуев
Интерьеры: Егор Коновалов, Николай МИловидов, Спартак Чинеников, Анна Юреско, Иван Стебунов

2016 — 2016 / 2018 — 2020

Девелопер: Актион Девелопмент
Заказчик: ООО «Карвен»
Застройщик ЗАО «Хортекс»
Строительство здания бизнес-центра в 1-м Земельном переулке, 1 завершено в 2020 году.

Изящная решетка белых диагоналей его фасадов отлично просматривается с Хорошевской эстакады Третьего транспортного кольца на фоне монументальных башен расположенного неподалеку ЖК «Пресня-Сити» и составляя с ним пару заметных современных акцентов этой части города.
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

Несмотря на то, что фактически строительство было закончено, архитекторы не торопились рассказывать о проекте, просили подождать до завершения благоустройства. Просьба нередкая, мы знаем, что многие постройки выглядят лучше на фоне сформированного двора – однако в данном случае она оказалась более принципиальной, чем обычно: озеленение здесь вертикальное, высокотехнологичное и позиционируется как первый не только в Москве, но и в целом в наших широтах опыт такого рода. Летом 2021 работы были завершены и БЦ показан в очень информативном ролике блога Анны Мартовицкой, где сюжет набрал рекордную посещаемость, его посмотрели 5900 человек.

Здание нравится и вызывает интерес. 
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

БЦ расположен в достаточно странном месте: он окружен промзонами, с одной стороны автобусный парк, с другой электродепо метрополитена, автобаза министерства обороны, станция Москва-Товарная; в двух шагах Ваганьковское кладбище. В то же время рядом начинаются жилые кварталы с уютными, утопающими в деревьях дворами.

И очень хорошая транспортная доступность – от ТТК рукой подать, от станции метро «Улица 1905 года» 5 минут пешком. Замечательное местоположение для бизнес-центра. Неудивительно, что офисные здания на этом участке проектировали давно. 
Различные авторы работали с этим участком на протяжении больше 15 лет. Для предыдущих владельцев участка Михаил Хазанов в 2003 году предлагал шикарный, на мой взгляд, проект. Мы показывали здание коллегам, которые работали с участком раньше, и должен сказать, все признали, что нам удалось предложить достойный ответ на ситуацию, сложившуюся в этом месте.
 
Мы очень рады, что заказчик пошел нам навстречу и позволил реализовать идеи – среди которых, на мой взгляд, есть несколько уникальных и даже прорывных – так, как было задумано. Это был опыт очень комфортного профессионального сотрудничества – во многом, вероятно, благодаря тому, что наш проект БЦ «Академик» для того же клиента оказался, насколько мне известно, успешным.

Итак, компания «Хортекс» заказала архитекторам UNK проект бизнес-центра в 1-м Земельном переулке в 2016 году по результатам успешной совместной работы над другим офисным зданием – БЦ «Академик» на проспекте Вернадского, белые ламели на фасаде которого складываются в обобщенный портрет создателя теории ноосферы.

В Земельном переулке контекст был другим, хотя не менее обязывающим. С одной стороны, вокруг кирпичные постройки, как жилые дома, так и корпуса промзон, среди которых встречается и XIX век. С другой стороны, в обозримой перспективе – Москва-Сити, главный деловой район города, с которым сравнительно небольшой БЦ должен был, так или иначе, конкурировать за арендаторов. Надо было предложить идею – яркую, современную, но принципиально отличающуюся от пафоса высотного делового центра. 

Такой идеей стал зеленый фасад, привлекательный для тех резидентов, которые ценят экологичный подход и природное окружение. Архитекторы решили «погрузить» офис в природу, но участок, очень небольшой, не давал возможности заполнить растениями окружающую территорию – что подсказало идею вертикального озеленения фасадов.

Юлий Борисов даже называет свое решение – в шутку, конечно – «современной дачей». В шутке есть доля правды: во-первых, архитектор сам выращивает на своем участке в районе Троицка разнообразные лианы, а во-вторых, хайтековское стекло в пол и энергичные белые диагонали, сочетаясь с листьями живого винограда, работают на образ той современности, которая использует технологии для наилучшего общения человека и природы. Есть что-то фантастическое в возможности выйти практически из любого офиса на балкон – галереи опоясывают здание по периметру и двери есть в стеклянных стенах повсеместно – и «зависнуть» над городом, теребя пятипалый лист винограда. 
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография предоставлена пресс-службой Москомархитектуры

Дикий, или девичий, виноград был выбран как одно из очень устойчивых растений нашей полосы, быстро растущий и сравнительно неприхотливый. Кадки со всем необходимым, обогревом и поливом, расставлены на балконах на каждом этаже, для лозы натянуты струны, по которым она уже с энтузиазмом вьется. С компанией, поставившей виноград и кадки, заключен договор не только на покупку растений, но и на несколько лет обслуживания, – так что она кровно заинтересована в том, чтобы растения выжили, – поясняет архитектор.

Авторы подсчитали, что виноград позволит экономить до 7% на летнем кондиционировании – слову сказать, здание собираются подавать на «зеленый» сертификат BREEAM. Кроме того, с южной стороны, где нужна защита от солнца, листьев будет больше, с северной меньше, а зимой, когда защита от ультрафиолета не очень нужна, листья опадают – так что «живой» фасад получается гибче и выгоднее любых солнцезащитных ламелей, даже автоматически управляемых. 
  • zooming
    БЦ «Земельный»
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK
  • zooming
    БЦ «Земельный»
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

Как видим, БЦ представляет собой достаточно оригинальный вариант вертикального озеленения. С одной стороны, предложенное решение – простое. Многие выращивают на даче дикий виноград, он растет сам собой, да и в Москве есть фасады, увитые этим неприхотливым растением. С другой стороны, решение нетипично: как правило вертикальное озеленение превращает здание в «мохнатый дом», где едва видно окна, обычно зелень прилегает к стене вплотную, практически становится ее частью. Здесь не так – плоскости вьющихся растений отнесены где-то на метр от полностью стеклянного фасада и вместе с белой «перголой» образуют вторую, проницаемую оболочку здания, причем между ней и фасадом можно ходить, даже гулять. Кроме того кадки стоят не сплошь, а с разрывом: лианы не должны слиться в пастозный фон – скорее это штрихи, которые напоминают о дачно-усадебной лирике, но оставляют роль «первой скрипки» красивому, не лишенному элегантной графической напряженности, рисунку белой фасадной сетки.

Издали видна именно она – сетка диагональных линий. Самонесущая конструкция также держит на себе галереи с высокотехнологичными кадками для винограда.

Но главное – решетка визуально «собирает» здание, очерчивает его контуры и корректирует пропорции, работая при взгляде снизу вверх на эффект усиления перспективы. Анфас она, напротив, зрительно «закругляет» объем, придавая прямоугольному абрису обтекаемость и завершенность. 
  • zooming
    БЦ «Земельный»
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK
  • zooming
    БЦ «Земельный»
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

Три нижних этажа, включая первый высокий (6,7 м) с лобби, кафе и магазинами, объединены крупным зигзагом наклонных опор – в основе они стальные, снаружи алюминиевые. Зигзаг обходит нижний объем, включая 3-ярусный выступ с севера, который он соединяет с основным зданием «воздушной» преградой, и формирует, таким образом, визуально цельный объем стилобата-основания.
  • zooming
    БЦ «Земельный», вид с севера
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Схема построения фасада. 2020. БЦ «Земельный»
    © UNK

Стекло трех первых ярусов отступает в глубину, и вдоль переулка опоры превращаются в своего рода галерею-пилонаду с подвижным V-образным ритмом вместо традиционной уверенной поступи. Внутри, за белым зигзагом, есть ряд круглых опор графитового оттенка, составляющих часть основного бетонного каркаса здания – внешние опоры на высоту 3 этажей вынесены за «теплый контур» здания. При трехэтажной высоте галереи черные и белые опоры создают ощущение очень вертикального, почти готического «леса колонн». 
  • zooming
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру

Выше восемь этажей объединены балконами попарно, а ромбами более тонкой, алюминиевой решетки – по 4 этажа. Еще выше балконы становятся чаще, повторяются на каждом из трех следующих этажей, а ромбы объединяют этажи уже по два, чтобы на верхнем ярусе, объединенном со стенкой, маскирующей техэтаж, еще больше участить ритм и «сплющить» рисунок. Линии диагоналей в ключевых точках ломаются, но в целом складываются в последовательную структуру, образно сопоставимую с каким-то натянутым на здание супер-трикотажем. 
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

Вечерняя подсветка усиливает эффект, подчеркивая «звездчатость» перекрестий решетки и ее эфемерность, отчасти – внеположность стеклянному объему, поскольку светящиеся контуры «зависают» перед внутренним фасадом на ощутимом расстоянии. 
  • zooming
    БЦ «Земельный»
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK
  • zooming
    БЦ «Земельный»
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

План и объемно-пространственное построение БЦ очень рациональны и эффективны. Три подземных яруса занимают все пятно застройки, их и отливали по современной технологии сверху-вниз, не копая предварительно котлована. Основной 15-этажный объем-башня вторит треугольным контурам участка, приводя их к равностороннему треугольнику со скругленными краями. Коммуникационный узел посередине – тоже треугольный, в нем собрано 6 лифтов и 2 эвакуационные лестницы, опять же треугольные и трехмаршевые, черно-белые и очень эффектные, с гибкими белыми поручнями из крашеного металла.
  • zooming
    Эвакуационная лестница. БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография © Алексей Гордиенко
  • zooming
    Эвакуационная лестница. БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография © Алексей Гордиенко

Все треугольники складываются оптимально, как близкий к идеалу конструктор, одно в другом. Внешний контур получает максимум дневного света без перегородок и коридоров. Шаг опор – 8,5 м.
  • zooming
    1 / 6
    БЦ Земельный. Схема ситуационного плана. 2016
    © Группа компаний UNK
  • zooming
    2 / 6
    Разрез. 2020. БЦ «Земельный»
    © UNK
  • zooming
    3 / 6
    План типового этажа. 2020. БЦ «Земельный»
    © UNK
  • zooming
    4 / 6
    БЦ Земельный. Схема плана 1 этажа. 2016
    © Группа компаний UNK
  • zooming
    5 / 6
    БЦ Земельный. Схема плана 2 этажа. 2016
    © Группа компаний UNK
  • zooming
    6 / 6
    План на уровне подземной парковки. 2020. БЦ «Земельный»
    © UNK

Благодаря центрально-симметричному плану лоты на каждом этаже можно разделить на шесть частей, а можно – на три равные части. Для улучшения ориентации каждую из трех сторон всех лифтовых холлов архитекторы – оформлением общественных зон занималось подразделение «UNK корпоративные интерьеры» во главе с Николаем Миловидовым – оформили рифленой нержавейкой с волнистой поверхностью и напылением нитрид-титана с фотохроматическим переливом, трех оттенков: пурпурного, зеленого и синеватого. По словам Юлия Борисова, оттенки созвучны цветам листьев дикого винограда осенью и служат метафизическим парафразом реальных растений во внешнем контуре. На этажах лифты белые, цветным металлом оформлены входы, а на первом этаже два лифта белых, а металлическая поверхность досталась тому лифту, который обращен в сторону лобби и входа – таким образом с улицы можно разглядеть поблескивание волнистой титановой поверхности.
  • zooming
    1 / 6
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография © Алексей Гордиенко
  • zooming
    2 / 6
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру

Задача разнотоновых покрытий – способствовать ориентации в центрально-симметричном лифтовом холле. Заметим, что это оригинальный вариант интуитивной навигации, интерпретирующий красивую и актуальную, с переливом, фактуру натурального материала – такой подход выгодно отличается от поднадоевших ярко-радужных панелей и цифр двухметрового роста. 

Входное двусветное лобби развивает те же темы: сочетания естественных материалов с хай-тековским подходом, лаконичным, черно-белым и ультрасовременным. Подчеркнем, что как стены вокруг лифтов на всех этажах, так и объемистые круглые колонны облицованы белым каррарским мрамором хорошего качества, с минимумом прожилок. Оболочку колонн вытачивали на 4D-станке. Точечные светильники на потолке отражаются в стеклянных ширмах, под балконом 2 яруса, установленных как будто специально для этого, и складываются в россыпь, похожую на звездную. 
Интерьер лобби. БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография: Архи.ру

Одна из тенденций нашего времени – здания, стремящиеся по качеству отделки к эффекту, производимому емкой обтекаемой формой электронных гаджетов. Конечно, это сравнение надо приводить с поправкой на неизбежное различие масштабов и подходов, однако достаточно очевидно, что перед нами – один из примеров такого рода, «здания-айфона», стремящегося к лаконичной футуристичной версии хайтека: чистота, преобладание монохрома, скругленные углы, рассчитанные сочленения поверхностей с отделкой из разных материалов, – все работает на одну тему. Ее подхватывают электронные устройства, в изобилии распределенные по стенам и постоянно демонстрирующие идущему его лицо в окружающем интерьере – они усиливают сходство интерьера и с современным гаджетом, и с космическим кораблем из кинофантастики. 

Потолок лобби украшают черные шары из медийных экранов, – будучи включены, они транслируют яркие картины природы, также совмещая современные технологии и эко-тематику, и заодно радикальным образом оживляют белизну – бросая разнотоновые рефлексы на стены и, кроме того, напоминая нам, что у «айфона», помимо лаконичной оболочки есть еще и экран. 
  • zooming
    1 / 3
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 3
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 3
    БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
    предоставлено: UNK

***

Помимо цельности и ясности пластического решения, построенного на одном приеме на грани wow-эффекта, в этом проекте интересны две вещи: трактовка натуральных материалов и отношение к контексту. В обеих много непривычного.
 
Мы привыкли, что разговор о хорошем старении натуральных материалов нередко имеет отношение к таким фактурам, которые изначально разнотоновы, как кирпич, или ноздреваты, как травертин. Патина времени усиливает обаяние этих естественных качеств, копоть подчеркивает объем известняковых рельефов, так получается красивое старение. Здесь же всё как будто наоборот – когда авторы говорят о красивом старении натурального мрамора по отношению к идеально прямой или идеально округлой поверхности, как и о натуральном происхождении нитрид-титана, создается ощущение, что они имеют в виду какой-то другой вариант старения, который сродни не увяданию, а скорее бессмертию. Натуральные материалы здесь не теплы, а прохладны, не пассеистичны, а футуристичны. Само здание футуристично, как и полагается современному бизнес-центру, авторы которого с самого начала проектирования задумались о конкуренции не с соседними офисными зданиями, а прямо с ММДЦ. Его стеклянные стены и белизна каркаса предполагают частое мытье, подсветка должна работать бесперебойно, кадки для растений требуют профессионального ухода. Вьющиеся лианы в данном случае – отнюдь не попытка пустить все на самотек, а своего рода декоративные рыбки в аквариуме, существа подвижные, красивые и разнообразные, но их красота подлежит строгому контролю и управлению. Они живые, но они часть спланированной системы, основанной на хорошем расчете и инженерном качестве всех ее составляющих.
 
В этом смысле интересна апелляция Юлия Борисова к наследию Шухова. Действительно, диагональная решетка визуально напоминает конструкции великого инженера, и даже, по словам архитектора, отчасти работает на распор. Впрочем она же, по справедливому замечанию Анны Мартовицкой, давно уже вошла в арсенал приемов суперграфики интернационального модернизма, к сонму произведений которого БЦ, безусловно, можно причислить. Интереснее другое – предложенное архитектором противопоставление передовых конструкций Владимира Григорьевича Шухова «кирпичному» контексту тогдашнего промышленного строительства. Действительно, в XIX – начале XX века на фоне кирпичных корпусов, как правило решенных в духе историзма, решетчатые металлические конструкции выделялись как нечто, принципиально необычное, ни на что не похожее, передовое. В этом смысле хрустальная башня нового БЦ, окруженная неким усредненным контекстом из розового, красного, коричневого кирпича, выделяется контрастно, становится акцентом – звучным дополнением, которого давно ждали, а в панораме города, вероятно, она и впрямь перекликается с башней на Шаболовке, как метафизический «салют» от северо-западной части города – юго-западной.
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлено: UNK

Так или иначе, а здание – заметное и в панораме, и само по себе, светится не хуже Сити и может похвастаться хорошим набором современных технологий, дорогих и качественных приемов и даже, как мы видели выше, рядом новаций, связанных как с вертикальных озеленением, так и с титановым покрытием в интерьере. Нет особенных сомнений в том, что этот БЦ, сравнительно небольшой, но отличающийся емкой и звонкой, привлекательной формой, вскоре заполнится арендаторами.
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/

Проект:
БЦ в 1-м Земельном переулке, 1
Россия, Москва, ЦАО, район Пресненский, 1-й Земельный переулок, вл. 7/2, стр. 1-2

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива – Юлий Борисов, архитекторы: Михаил Иванченко, Данило Вукосавлевич, Павел Култышев, Анастасия Давыдова, Лоренцо Маттана, Марат Мухамедов. Инженеры: Александр Цукерман, Владислав Серебряков, Павел Ашихмин, Роман Лопуха, Олег Расторгуев
Интерьеры: Егор Коновалов, Николай МИловидов, Спартак Чинеников, Анна Юреско, Иван Стебунов

2016 — 2016 / 2018 — 2020

Девелопер: Актион Девелопмент
Заказчик: ООО «Карвен»
Застройщик ЗАО «Хортекс»

08 Ноября 2021

UNK: другие проекты
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Гибкость и острота современности
Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Форма немыслимого
Павильон АТОМ на ВДНХ хочется сопоставить с известной максимой архитекторов и критиков: «придумал? теперь построй!». Редко можно встретить столь самоотверженное погружение в реализацию, причем сложные конструктивные и инженерные задачи, поставленные UNK перед самими собой, тут представляются неотъемлемой, важной частью архитектурной идеи. Challenge соответствует месту – все же «выставка достижений», а павильон посвящен атомной энергетике. Рассматриваем: снаружи, изнутри и с изнанки.
Медный шаг
Квартал номер 5, над которым в ЖК «Остров» работали архитекторы АБ ASADOV, одновременно масштабен, хорошо заметен благодаря своему центральному расположению – и контекстуален. Он «не перекрикивает» решения соседей, а скорее дает очень взвешенное воплощение дизайн-кода: совмещает кирпич и металл светлого и темного оттенков и большие медные поверхности, ортогональную геометрию снаружи и гибкие линии во дворе.
Свет для Острова
Впервые для себя рассматриваем проект подсветки целого жилого района; впрочем, авторы проекта вечернего освещения ЖК «Остров», UNK lighting, и сами признают, что эта работа – крупнейшая не только в их портфолио, но и в стране. Они называют свой подход европейским, его основные принципы: плавность переходов, комфорт для глаз и то, что подсветка сосредоточена, в основном, в нижнем уровне, «работая» для пешеходов.
Лайнеры в пойме
Продолжаем изучать мега-проект компании ДОНСТРОЙ ЖК «Остров» – здесь рассматриваем 7 квартал, который планируется расположить к югу от бульвара. Он заметно отличается от предыдущих, интерпретируя дизайн-код в духе стеклянно-металлического океанского лайнера.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Кольцевое построение
Проект UNK interiors, победивший в конкурсе на метро «Загорье», модульностью и простотой формы созвучен идеям индустриальной жилой застройки ближайшего окружения. В то же время станция «вся металлическая», в чем откликается на название Липецкой улицы, поскольку Липецк – центр металлургии. Казалось бы, авторы могли увлечься брутальными образами проката и домны, но проект получился лаконичным и легким – изучаем, почему.
Функция треугольника
Экстравагантная форма расширяющейся кверху тонкой пластины – не формальный жест, а отклик архитекторов UNK на требования участка и ТЭПы. Решения по-модернистски рациональны, экономны и функциональны. Дом галерейный, торцы подчеркнуты «пластинчатым» сдвигом, а широкие фасады составлены из треугольных эркеров.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Эффект оживления
Проект Останкино Business Park разработан для участка между существующей станцией метро и будущей станцией МЦД, поэтому его общественное пространство рассчитано в равной степени на горожан и офисных сотрудников. Комплекс имеет шансы стать катализатором развития Бутырского района.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Похожие статьи
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Технологии и материалы
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
Сейчас на главной
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.