English version

Гибкость и острота современности

Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».

mainImg
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Офис UNK
Россия

2022 / 8.2023
Архитекторы UNK переехали в новый офис на Малой Калужской в августе 2023 года, а его торжественное открытие приурочили к началу текущего лета, дню рождения Юлия Борисова – основателю экосистемы исполнилось 50 лет – и 25-летию бюро. Праздник получился шумным: там и на балалайке играли, и угощали, ох, красной икрой.
 
Для столь экзотического угощения à la russe были и есть, впрочем, все основания: UNK поселились в памятнике архитектуры, неорусском особняке начала XX века, 1911 года постройки. Когда-то головной офис UNK находился на арендуемых площадях завода «Союз», где сейчас строится ЖК Luzhniki collection; затем UNK были разбросаны по всей Москве, и какое-то время искали «свой дом», перебирали разные предложения. И хотя вероятные места были очень разными – рассказывают, что именно Юлий Борисов настоял на историческом особняке. Любят модернисты работать в исторических зданиях. 
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK

Особняк – архитектора Шервуда. Тут-то и начинается путаница. Впрочем, небольшая и легко распутываемая, поскольку UNK, и в этом они большие молодцы, нарисовали хронологию истории особняка – в столовой, прямо на стене, как сейчас принято делать на выставках. Проиллюстрировали фотографиями; выставка и есть. 

Итак, путаница. Она, к примеру, может обнаружиться в том, что особняк архитектора Шервуда, а автор проекта – архитектор Николай Дмитриевич Бутусов. Бутусову на момент окончания строительства было 47 лет, Шервуду – 44 года; оба молодых архитектора успели поработать в эклектике, неоклассике, модерне и их биографии еще, вероятно, ждут своих историков. Идем дальше: Владимир Шервуд, но не тот, который спроектировал Исторический музей, а его сын Владимир Владимирович, автор, к примеру, неоклассического доходного дома Титова на Старой площади, перед началом улицы Ильинки. Русские архитекторы Шервуды были потомками английского механика «черсточесальных машин» Вильгельма Шервуда, и участок на Малой Калужской, где сейчас поселились UNK – фамильное гнездо его потомков, так как участок Вильгельм получил по приезде в Москву в 1809 году. В России Вильгельма переименовали в Василия, и у него было четыре сына и одна дочь. Сын Иван, родившийся еще в Англии, известен тем, что сообщил Александру I о готовящемся восстании декабристов, за что Николай I затем присоединил к его фамилии слово «Верный». А другой, Иосиф, был отцом Владимира Шервуда и дедом скульптора Сергея Владимировича и архитектора Владимира Владимировича. Начнёшь разбираться в династиях архитекторов – закопаешься... 

В 1812 году дом Вильгельма Шервуда на Малой Калужской сгорел в пожаре Москвы и был отстроен заново. В какой-то момент, хотя вряд ли в 1813 году, дом Шервудов стал деревянным «Теремком» в псевдорусском стиле. 
Предыдущий, деревянный, Теремок Шервудов в 1885 году; фотография выставлена в офисе UNK
Фотография с фотографии: Юлия Тарабарина, Архи.ру

В середине XIX века дом окружили здания завода Бромлей; завод в значительной части был военным, производил станки для обточки стволов, цилиндровки гранат и патроны; в советское время он назывался «Красный пролетарий». Так вот, Владимир Шервуд-сын был в том числе архитектором завода Бромлей. Но каменный особняк ему построил Николай Бутусов. Почему так? Пока не знаем. 

К чему все это? Ну, хотя бы к тому, что UNK выбрали для своего «гнезда» место со значительной, даже семейной архитектурной историей. Несложно заметить, что среди фотографий на нижнем этаже семья Шервудов соседствует с семьей и коллегами Юлия Борисова – преемственность не только намечена, но и подчеркнута.

Впрочем не менее интересна архитектура самого «Теремка». Он появился незадолго до Первой мировой, и он – пример развитого, чтобы не сказать позднего нео-рюса. От псевдорусского стиля в нем нет уже почти ничего – кроме идеи дать наследию вторую жизнь, оживить и осмыслить. Вовсе это не пестрый, не дробный, даже не красно-кирпичный, безо «штучного набора» дом. Его не только коснулось влияние Дягилевских сезонов, Билибина, Васнецова, он уже – некая сумма переосмысления их идей. Его формы – цельные крупные, текучие, это довольно высокий уровень развития стиля модерн, видно, что здесь он пришел к определенному итогу, оказался на грани не только исторических пертурбаций, но и искусства XX века. Это вам не подделка под палаты XVII века – а дом-сказка, дом-театр, инсценировка. 
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK

До реставрации Теремок был почему-то желтым с зелеными прорисовками; хотя его первоначальная окраска – белая с цветными деталями, примерно как в расположенной тут неподалеку церкви Николы в Хамовниках. Архитекторы UNK рассказали мне, что первоначально они планировали сделать фасады полностью белыми; но в процессе раскрытия фасадов нашли первоначальную раскраску и после консультаций с ДКН воспроизвели именно ее. Таким образом, сейчас мы видим фасады особняка такими, какими они были реализованы в 1911 году. 

С задорными цветными прорисовками. И надо признать, что это удачный результат: стало заметно, насколько здание 1911 года по-хорошему современно.

В какой-то степени он даже кажется постмодернистским, Теремок архитектора Бутусова. Посмотрим хотя бы на спирально-бочковидные колонны крыльца: да они же как будто сделаны из цветной жвачки восьмидесятых. Ну и Хундертвассер тоже вспоминается. 
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK

Словом, Теремок выглядит как пример модерна, вышедшего к «революционной» границе и готового встретиться с современным искусством. 

Что и происходит в интерьере, где у архитекторов были «развязаны руки» и они поработали с белым цветом вовсю. 

Интерьер у нас «как яичко», – говорят UNK. И очень точно: входишь внутрь, как в гигантскую яичную скорлупу; вспоминаются и космические корабли (или даже образы рая?) из кино. Все белое, круглится и светится, края и стыки формы различимы далеко не всегда. И впрямь чувствуешь себя цыпленком – хочется пошутить, что мы попадаем внутрь «яйца современного искусства». Ну, или, в данном случае, архитектуры. Яйцо – сравнение с большим метафорическим потенциалом, достаточно вспомнить, что во многих мифах из яйца рождается мир, так что оно вполне подходит на роль образа архитектурного творчества, рождающего как объем, так и пространство «из ничего», ну или из пассивной материи. 

Отчасти скругления заданы исходной архитектурой Бутусова, но где-то и добавлены: в виде круглящейся стойки ресепшна во входном вестибюле, или элементов сантехники, круглых столов и светильников, кольцевых и дисковых. Авторы усиливают потенциал скругления и приводят его, особенно с помощью дисковых ламп, к абстрактной геометрии круга.
 
 

Белизна усилена подсветкой, в том числе встроенной в пол или вот в поручень лестницы, ведущей вниз. Пластика интерьера получается довольно-таки специфичной: изогнутых поверхностей тут много, но они не ощущаются как материальные, тяжелые и объемные. Наоборот, благодаря и белизне, и подсветке оболочка кажется скорее эфемерной, то ли виртуальной, как в кино и в игре; то ли сделанной из белого листа бумаги. Тогда, на смену яичной скорлупе, приходит другая метафора – белого листа, ну или экрана, архитектурной «бумаги», на которой, или в данном случае «внутри которой» должны рождаться идеи и формы. 

Свет, белизна и круглящаяся форма особенно ощутимы на лестнице, где архитекторы позволили себе зенитные фонари и где, как следствие, происходит «крещендо» в развитии намеченного сюжета. 

Здесь же на лестнице мы внезапно обнаруживаем, что в интерьере есть, оказывается, цвет. Он «поселился» на историческом элементе – чугунных перилах, и это, предсказуемо, ярко-красный, фирменный цвет UNK, который здесь, однако, тяготеет к какому-то даже пионерскому алому оттенку – возможно, из-за обилия света со всех сторон.
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK

Тем не менее акцент уместен и даже воспринимается как стержень здания. Строго говоря, лестница почти всегда – такой стержень, функционально или образно, или и то и другое; здесь, кажется, удалось свести все составляющие вместе, включая «столб» света: от дневного естественного из зенитных окон до ниточки подсветки поручня лестницы, ведущей в подвальную часть. Идя вниз, можно даже подумать, что свет пробивается на ступени сверху; хотя это не так. Но мысль проведена последовательно.
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK

Замечу, что, если нео-рюс фасадов очень «модерновый», гибкий и обобщенный до высокой степени новизны, то элементы исторического декора, сохранившиеся в интерьере, очень традиционны и тяготеют к XIX веку. Чугунные балюстры лестничных перил красивые, но для своего времени довольно обычные; никакой текучести модерна в них не наблюдается, разве что гофмановские козлиные ноги. Может быть, потому их и выбрали на роль цветового акцента – потому что форма выпадает из гибкой пластики интерьера? 

Другой исторический элемент – рельефные нервюры, скопированные Бутусовым из Теремного дворца и украшающие ребра распалубок купола во входном тамбуре – архитекторы UNK, наоброт, оставляют белыми. Поэтому замечаешь их не входя в Теремок, а выходя из него. 
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK

Входя – видишь два зеркала vis-a-vis, привычно, но всегда эффектно расширяющих пространство, и фотографию БЦ «Академик» в перспективе коридора под цилиндрическим сводом. 
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK
  • zooming
    Офис UNK, особняк Шервудов. 2024
    Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена UNK

Фотография очень уместна. Она не только без обиняков показывает, что мы попали в офис архитекторов – она еще и анонсирует входящему его смысловую структуру. Офис выстроен на знаковых проектах UNK – а Юлий Борисов не устает повторять, что его задача работать с уникальными объектами – соответственно, вся навигация сформирована «попроектно», каждая переговорная имеет имя: «Суббота», «Академик», «Атом», «Орбитал». Все это отражено на указателях, а они здесь повсюду, рельефные и тоже белые. 

Цвет здесь присутствует не только в виде алого акцента перил. Поскольку UNK обладают немалым опытом в области офисных и общественных интерьеров, в собственном офисе они следуют современным тенденциям: внизу, помимо столовой-кафе, организуют общественное пространство с амфитеатром, и на всех этажах, начиная от входа – уголки-ниши для уединения и разговоров. Там и там, то есть везде, где люди не только работают, как в опен-спейсе и переговорных, стерильный белый цвет дополнен натуральной зеленью растений «зимнего сада», сдержанным светлым деревом и примерно того же оттенка тканью диванов. Они не спорят с основной темой, скорее погружаются в равномерно светящееся пространство и дополняют его. Нейтрально, но все же оживляют. 
 
 

В конечном счете получается, что выбор особняка был удачным. 

Не только потому, что получили в свое распоряжение и привели в порядок яркий и интересный памятник московской архитектуры, куда теперь вдвойне хочется прийти на экскурсию: по истории и по современности. Не только потому, что владеют теперь еще и роскошным двором, где и состоялась летняя презентация, а внутри разместилось, помимо рабочего, еще и общественное пространство, амфитеатр с большим экраном, где вполне можно проводить лекции, столовая-кафе с кухней и целый ряд уютных «уголков», как принято в современных офисных интерьерах. 

Помимо всех этих достоинств, для хорошего современного офиса – необходимых на грани хрестоматийного и поэтому достойных упоминания, но не акцентирования, – тут возник любопытный диалог из области понимания архитектурной формы, или даже так – взгляда на поиски современности как таковой. Здание для своего времени было на острие поисков новизны, в рамках одного из актуальных тогда направлений, русского стиля. Надо ли говорить, что, сделав круг, повестка (ну, или одна из повесток) вновь пришла к опытам в области идентичности, и сейчас для тех авторов, которые решаются заниматься такими опытами, намного более актуально, нежели 100 лет назад, найти ее именно в современной парадигме. В проектах Юлия Борисова такие опыты, вроде бы, пока не замечены. Зато в новом офисе архитекторы UNK дают более тонкий ответ на тот же вопрос: поселившись в историческом нео-рюсе, они осмыслили его интерьер как остро современный – но между интерьерами и фасадами возникают заметная стилевая связь. Оказавшись здесь, мы можем не только увидеть, но даже ощутить: между ними 112 лет, но они как родные, проводят одну и ту же тему гибкой новизны, белизны, цельной формы. Тут и становится ясно, как много между нашими временами общего... И что тема, заданная сто лет назад, в сущности, продолжает свое развитие и сейчас.

Иначе говоря, тут понимаешь, что в словосочетании «современная архитектура» заключена определенная загадка. Не стоит его слишком прямолинейно понимать. 
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Офис UNK
Россия

2022 / 8.2023

05 Сентября 2024

UNK: другие проекты
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Форма немыслимого
Павильон АТОМ на ВДНХ хочется сопоставить с известной максимой архитекторов и критиков: «придумал? теперь построй!». Редко можно встретить столь самоотверженное погружение в реализацию, причем сложные конструктивные и инженерные задачи, поставленные UNK перед самими собой, тут представляются неотъемлемой, важной частью архитектурной идеи. Challenge соответствует месту – все же «выставка достижений», а павильон посвящен атомной энергетике. Рассматриваем: снаружи, изнутри и с изнанки.
Медный шаг
Квартал номер 5, над которым в ЖК «Остров» работали архитекторы АБ ASADOV, одновременно масштабен, хорошо заметен благодаря своему центральному расположению – и контекстуален. Он «не перекрикивает» решения соседей, а скорее дает очень взвешенное воплощение дизайн-кода: совмещает кирпич и металл светлого и темного оттенков и большие медные поверхности, ортогональную геометрию снаружи и гибкие линии во дворе.
Свет для Острова
Впервые для себя рассматриваем проект подсветки целого жилого района; впрочем, авторы проекта вечернего освещения ЖК «Остров», UNK lighting, и сами признают, что эта работа – крупнейшая не только в их портфолио, но и в стране. Они называют свой подход европейским, его основные принципы: плавность переходов, комфорт для глаз и то, что подсветка сосредоточена, в основном, в нижнем уровне, «работая» для пешеходов.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Кольцевое построение
Проект UNK interiors, победивший в конкурсе на метро «Загорье», модульностью и простотой формы созвучен идеям индустриальной жилой застройки ближайшего окружения. В то же время станция «вся металлическая», в чем откликается на название Липецкой улицы, поскольку Липецк – центр металлургии. Казалось бы, авторы могли увлечься брутальными образами проката и домны, но проект получился лаконичным и легким – изучаем, почему.
Функция треугольника
Экстравагантная форма расширяющейся кверху тонкой пластины – не формальный жест, а отклик архитекторов UNK на требования участка и ТЭПы. Решения по-модернистски рациональны, экономны и функциональны. Дом галерейный, торцы подчеркнуты «пластинчатым» сдвигом, а широкие фасады составлены из треугольных эркеров.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Супер-пергола
Новый бизнес-центр на Пресне, в 1-м Земельном переулке, совмещает технологичность и эко-ориентированность. Его обтекаемые формы и белая диагональная решетка фасадов сочетаются с новой версией вертикального озеленения: отстоящей от фасада зеленью дикого винограда, которая не спорит с решеткой-«перголой», но лишь оттеняет ее.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Эффект оживления
Проект Останкино Business Park разработан для участка между существующей станцией метро и будущей станцией МЦД, поэтому его общественное пространство рассчитано в равной степени на горожан и офисных сотрудников. Комплекс имеет шансы стать катализатором развития Бутырского района.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Похожие статьи
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Технологии и материалы
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
Сейчас на главной
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.