English version

Форма немыслимого

Павильон АТОМ на ВДНХ хочется сопоставить с известной максимой архитекторов и критиков: «придумал? теперь построй!». Редко можно встретить столь самоотверженное погружение в реализацию, причем сложные конструктивные и инженерные задачи, поставленные UNK перед самими собой, тут представляются неотъемлемой, важной частью архитектурной идеи. Challenge соответствует месту – все же «выставка достижений», а павильон посвящен атомной энергетике. Рассматриваем: снаружи, изнутри и с изнанки.

mainImg
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Павильон Атом на ВДНХ
Россия, Москва, ул. проспект Мира, вл. 119, стр. 19

Авторский коллектив:
Руководитель: Юлий Борисов; ГАП: Михаил Иванченко; директор проекта / ГИП: Ирина Грачева; главный конструктор: Руслан Цогоев; ведущие архитекторы: Ирина Лавриненко, Татьяна Москаленко; архитекторы: Хамзина Гульнара, Ася Давыдова, Иван Смирнов, Павел Култышев
Над проектом работали: Александр Соколов, Мария Ионцева
Интерьерные решения МОП (UNK interiors): руководитель авторского коллектива Юлия Тряскина, Юлия Садовая – ГАП, Илья Смирнов – архитектор.
Генеральный директор: Наталья Якушева.

2015 / 2023

Технический заказчик: ОЦКС
Заказчик: Атомэнергопром
Сегодня вышел репортаж видеоблога Анны Мартовицкой, посвящённый павильону Атом, его можно увидеть здесь

Белый и хрустально-прозрачный, с огромной парящей консолью, технологичный и дорогой, полный рекордов: самое большое Jumbo-стекло в Москве – и даже парадоксов: подземное пространство едва ли не больше надземного, а экспозиция натуралистична в противовес легкой абстрактной архитектуре, – павильон Атом, стал, как минимум, главным архитектурным хитом 2023 года.
Павильон Атом на ВДНХ
Фотография © Илья Иванов / предоставлена UNK
Павильон Атом на ВДНХ
Фотография © Илья Иванов / предоставлена UNK

Юлий Борисов, так же как и архитекторы и инженеры UNK, которые в 2015 году выиграли конкурс, а затем самоотверженно работали над реализацией, осуществив проект ровно так, как задумали, гордятся своим трудом справедливо: при немалом числе успехов компании на данный момент именно павильон – их «визитная карточка». 

«Попытка передать силу ядерной энергии с помощью ощущений», – так описал проект Юлий Борисов в нашем интервью 2015 года. 
Мы состоим из атомов, но мы их не видим; для большинства людей понимание атомной физики очень условно. И в то же время атомная энергия – мощнейшая сила. Непостижимая. Так что одной из наших главных задач было показать, дать почувствовать, на уровне ощущений, эту непостижимую мощь. Через современные архитектурные решения, избежав упрощенности известных моделей. Напротив, мы, в унисон непостижимости ядерной физики и атомной энергетики, стремились создать эффект технологического чуда: оно работает, но как – неясно.
 
Поэтому в здании очень много сложнейших узлов – по решениям, которые здесь применены впервые, можно было бы защитить 30 докторских диссертаций. Оно только на первый взгляд простое и элегантное, а на самом деле это результат работы огромного количества специалистов: архитекторов, инженеров, подрядчиков, строителей. 
 
Конечно, были предложения упростить: поставить в фойе опоры, разделить стекла на меньшие части… Мы много спорили, убеждали, объясняли. И должен сказать, что те люди, которые предлагали нам изменения проекта, – потом, когда пришли в павильон и увидели его «вживую», – признали нашу правоту. Для нас очень важно, что мы были услышаны. 

Павильон, через который после его открытия проходило при норме 3000 – до 18 000 человек в день, – действительно, здание «с секретом», да и не с одним. Его хочется рассматривать послойно, от темы к теме. 
Павильон Атом на ВДНХ
Фотография © Илья Иванов / предоставлена UNK
Цифры
Самый «верхний» из всех слоев – цифры. Шутливое «30 диссертаций», так же как и консоль 53 метра над фойе и стёкла высотой 12 м, – это только верхушка айсберга. Архитекторы составили список примечательных цифр длиной примерно на страницу, все со сравнениями: к примеру, вес консоли 1000 тонн, а это примерно 200 слонов; для строительства вынули 100 000 м3 грунта, и если посчитать все грузовики, которые его вывозили со стойки, то они выстроятся вереницей от Москвы до Тулы (примерно 180 км); если выстроить в ряд все светильники фойе, а их 2378, то можно осветить дорогу от Москвы до Клина (примерно 90 км). Консоль отделана акриловыми панелями общей площадью 5000 м2, из них можно было изготовить 2800 кухонных столешниц (хватило бы обставить кухни в жилой башне этажей в 30). Или вот: в рабочей документации 116 разделов, весит она больше 100 ГБ и занимает 21 DVD. И даже: за время проектирования команда выпила «примерно 6 олимпийских бассейнов кофе и чая», и (!) у участников проекта родилось 10 детей. 

Словом, вы поняли: павильон так и просится в какую-нибудь книгу архитектурных рекордов. Кстати, неплохая идея, пора вести такую книгу и считать там все «в попугаях». Вообще говоря, архитектура, особенно современная, хотя может быть начиная с пирамид, а может, с Монферрана, любит подсчитывать себя – как хрестоматийный пример можно привести небоскребы с их высотой теплого контура и шпиля. Но даже на их фоне павильон – пусть не высокий из-за ограничений охраны памятников, зато самый глубокий на ВДНХ, 26 м, – кажется почти что целиком сотканным из разного рода превышенных показателей. 

Так на то у нас ВДНХ и выставка достижений.  
Павильон Атом на ВДНХ
Фотография © Сергей Волокитин / предоставлена пресс-службой Москомархитектуры


Но никакой проект не исчерпывается цифрами. 
 
Вероятно, лучшим определением надо признать то, которое дано автором: «Павильон это метафора работы неведомых сил».
Дистиллированный модернизм
С другой стороны, неведомые силы визуально могут быть какими угодно (больше скажу, они могут быть такими, какими нам нравится). А здесь мы видим пример лаконичной архитектуры, сделанной сложно, трудо- и ресурсоемко. В обоих смыслах – очень: очень просто и очень сложно. 

Простая форма: квадрат 75 х 75 м поделен диагональю коммуникационного объема на два треугольника. Первый – фасадный, обращенный к площади Ракеты, – тут все белое, стены стеклянные, пространство цельное, безопорное, прозрачное, обозреваемое, визуально связанное с внешним, все как учили отцы-основатели. Второй треугольник разделен поэтажно, «наполнен». Коммуникационная диагональ – сквозная от угла к углу и сверху донизу, и, по контрасту с белым фойе, совершенно черная. Вот и все пластические приемы. Редко какое другое здание пластически решено настолько «на раз-два»: открытое-закрытое, черное-белое, пустое-полное, и так далее. 
  • zooming
    Павильон Атом на ВДНХ
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена UNK
  • zooming
    Павильон Атом на ВДНХ
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена UNK

Выбранный подход к архитектуре хочется определить как дистиллированный, ветхозаветный практически, модернизм. Он восходит скорее к 1960-м – времени романтического подъема советской атомной энергетики и, к слову, реконструкции ВДНХ, когда на выставке появились павильоны-«стекляшки», а тематика была изменена с республиканской на отраслевую [см. обзор модернистских павильонов ВДНХ]. 

Но каждый из немногочисленных элементов архитектурного высказывания в павильоне доведен до максимальных возможностей и формы, и техники. Ну, возможностей на данный момент. Но максимальных или почти максимальных. Консоль с конструкцией стальных балок – очень большая, на все фойе, никаких компромиссов, никаких опор. Стекла – цельные сверху донизу, поверхность пола идеально стыкуется с мощением снаружи, никакого перепада, как будто стекло – мембрана. Его, и правда, едва видно, хотя оно дано нам в ощущениях. Даже металлических растяжек, а только «ножи», ребра жесткости из 6 слоев стекла.

Теперь, говоря «стеклянный фасад», буду вспоминать фасад павильона Атом. Вот он, правда, целиком стеклянный.
Павильон Атом на ВДНХ
Фотография © Илья Иванов / предоставлена UNK

Когда-нибудь в светлом будущем, вероятно, появится возможность отлить целую стену из стекла целиком или выстроить силовое поле вместо стены; но это фантазии, а пока так, в нашем месте и времени. На максимальном напряжении всех ресурсов. «Глухие» фасады с ламелями не менее максималистичны: ламели так ламели, цельная поверхность, на всю плоскость. Ну разве что прорезали техническую входную зону и еще окна вечером светятся матовым светом, позволяя посчитать этажи. Но максимализма это не отменяет. 
Юлий Борисов ведет экскурсию для журналистов по павильону Атом, 01.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Как будто архитекторы взялись перевоплотить идею ВДНХ 1960-х на современном уровне развития технологий и качества, откликнуться на этом новом витке на соседство павильона «Химической промышленности», или даже показать, как его следовало бы построить, тогда, при Хрущеве. Ну или, если смотреть шире, – показать, насколько простая форма может быть внутренне сложна. Все это возвращает нас к метафоре работы невидимых сил. 

Невидимые силы, если говорить об архитектуре павильона – это, с одной стороны, конструктивные решения, а с другой – труды производителей и поставщиков редких по качеству материалов.
Техника на грани фантастики
Сложные задачи я бы тут подразделила на три части: конструктивные, маскировочные и дорогие.

Среди первых лидирует консоль, заанкеренная в ж/б фундаменте, то есть в сущности, «растущая» из ядра здания, из диагональной стены, но не только. И устройство «узла» в карнизе, принимающем верхние торцы стекол – по словам Юлия Борисова, по сложности он сопоставим с полетом на Луну, а состоит из шарниров, тепло- и водомембраны. А нужен для того, чтобы прогибы консоли, которая зимой опускается под тяжестью снега, а летом поднимается, не повредили стекла; ветровая нагрузка и температурное расширение металлической консоли тоже учтены. 
Павильон Атом на ВДНХ
Фотография © Илья Иванов / предоставлена UNK

Из дорогих решений – прежде всего сами стекла, самые большие на данный момент в Москве, как и написано на одном из ребер-«ножей», каждое весит около 5 тонн, просветленные триплексы, изготовлены AGC, а потом закалены, склеены, доработаны еще несколькими заводами. Пока их монтировали, стекла изгибались, и рабочие чуть не плакали, глядя на них, – рассказывает Юлий Борисов. Перевозили стекла в специализированных трейлерах с пониженным центром тяжести. 
Павильон Атом на ВДНХ
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена UNK

И наконец, «маскировочные» задачи, не менее, а может и более важные. Аккуратность воплощения формы – обратная сторона лаконизма, если делаешь белый куб, нельзя, чтобы из него торчало что-то случайное – к этой части авторы отнеслись серьезно, потребовали от инженеров, опять же, работы на максимуме возможностей. 
cic =

Ирина Грачева, ГИП, UNK, UNK

Архитекторы ставили перед нами множество задач, от самых значительных, таких как проектирование консоли и узлов, до сравнительно небольших и декоративных, которые тоже потребовали и сил, и изобретательности. К примеру, системы пожарного оповещения в фойе у нас не видны: мы встроили их в щели между акриловыми панелями, увеличили количество, проверили – работает. То же с системой дымоудаления и подпором воздуха, его мы встроили в лоток для отведения воды, который идет вдоль стены. Кровлю нам сразу запретили использовать для технических сооружений, так что хладоцентр расположен со стороны павильона Беларуси – его совершенно не видно, тут надо сделать комплимент нашим архитекторам-перфекционистам, решетки полностью совпадают с рисунком шелкографии на стеклах. Для меня лучшей похвалой было, когда я увидела, как фотограф снимает это место – и так, и этак, – получается, он счел его одним из привлекательных ракурсов. А у нас там драйкуллеры стоят! Организовать обдув стекол тоже оказалось непросто, обычные системы не справляются с обогревом стекол такой высоты, было предусмотрено две зоны подачи теплого воздуха. И так практически во всем, приходилось искать нестандартные подходы.

Один из существенных результатов работы инженеров – тот самый пол на одном уровне с отмосткой снаружи. Чтобы сделать границу между внешним и внутренним минимальной, «позём» должен быть на одном уровне, так что все спрятано на примерно 60 см ниже пола: и вентиляция, и обогрев, и водоотвод. Мы видим только металлические решетки в полу, причем и внутри, и снаружи – стекла стоят на них, на вид – довольно непринужденно. 

И еще павильон «зеленый», экологичный, строился по стандартам BREAM, чтобы подчеркнуть безопасность ядерной энергетики для природы. Она действительно самая эффективная и безопасная, дает меньше всего выбросов, хотя... когда думаешь о ней, напряжение чего-то неведомого не отпускает.   
Подземное пространство
Отдельный повод удивиться представляет гигантское подземное пространство. Надземная часть, те самые стеклянные фасады, подчинены высотным ограничениям 12 м, вписаны в строй павильонов главной аллеи. 

На самом же деле его площадь 25 000 м2, чуть больше, чем конкурсного проекта (20 000 м2). По размеру павильон сопоставим скорее с музейным зданием, да и то сказать, бывают музеи поменьше. Тут можно по-разному сравнивать, но, например, сумма экспозиционных площадей ГТГ в Лаврушинском 12 000 м2

Этажи тут непросто сосчитать, но, обобщая, под землей три и четыре над землей, хотя в конкурсном проекте под землей было два.
zooming
Павильон Атом на ВДНХ. Конкурсный проект 2015 года. Разрез
© UNK project
  • zooming
    Павильон Атом на ВДНХ. Разрез 1-1
    © UNK
  • zooming
    Павильон Атом на ВДНХ. Разрез 2-2
    © UNK

Помимо цельного фойе и коммуникационной диагонали весь остальной объем разделен на пространства для экспозиций, плюс конференц-зал и еще немного офисов администрации павильона. Две трети этого полезного пространства находится под землей, и в обоих треугольниках устроены атриумы – рекреации, объединяющие этажи по высоте и окруженные балконами. Все это удобно рассматривать на установленном в фойе макете. 
  • zooming
    Макет павильона Атом в его фойе, 2023
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Макет павильона Атом в его фойе, 2023
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Заглублен павильон на 26 м в землю и, как уже было сказано, для ВДНХ это максимум. Сложность усугублялась тем, что два нижних подземных этажа пересекаются с водоносным слоем реки Каменки, а он интенсивный, поскольку исторически река была судоходной. 

Он еще и на реке стоит, павильон. Воды намного больше, чем обычной грунтовой, и она создает давление. 

Поэтому на отметку низа фундаментной плиты бурили скважины, 2965 штук, по технологии Jet2, закачивали в них под давлением бетон, чтобы создать противофильтрационную завесу от подземной воды. Нижние ярусы строили по технологии top down, сверху вниз, постепенно углубляясь – для того, чтобы не повредить соседний павильон Беларуси со статусом ОКН. Обе технологии – современные, передовые. 
Сценография пространства
Очень полезное качество для экспозиционного здания, будь то музей или павильон-музей, – режиссура впечатлений зрителя. Здание работает с посетителем раньше и, может быть, даже эффективнее экспозиции (хотя она тут крайне зрелищна), – поскольку обращается напрямую к эмоциям и самоощущению человека в пространстве. 

И тут включаются предложенные авторами перепады впечатлений – прежде всего, эффект от перехода из фойе, прозрачного, белого, и широкого, объемного, просторного – в черную коммуникационную диагональ. Которая не только контрастна по цвету, но еще и выстроена поперек движения – антиклассично, «наоборот». В музеях XIX века лестницы встречают нас и ведут по оси вверх, а тут ось – поперек, и входя туда, мы «проваливаемся», во всяком случае ментально: обнаруживаем у себя под ногами такое же пространство, что и над собой, а может еще и побольше.
  • zooming
    Павильон Атом на ВДНХ. Фойе
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена UNK
  • zooming
    Павильон Атом на ВДНХ
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена UNK

Эффект сродни тому, который нередко встречается в фантастических фильмах, когда герои входят в некую пещеру, ангар или бункер: вспомните, как правило они оказываются на мостике где-то посередине гигантского пространства, протирающегося и вверх, и вниз.

Таким способом нас помещают в другой мир, «перезагружают по полной», подготавливая к восприятию информации. Идея переключения зрителя через парадоксальный вход была, конечно, заложена Юлием Борисовым вполне намеренно – а для вдохновения послужило, по словам архитектора, устройство лондонской галереи Тейт.

Все вышесказанное дополняют еще две вещи внутри «черного коридора»: зеркала и стеклянный мост. Работают они по-разному. Зеркальные потолки над эскалаторами усиливают легкую дезориентацию, превращая пространство в плоскости и линии и погружая зрителя в калейдоскоп, где временами, почти случайно, мелькает его отражение. Тут тоже можно увидеть прием дворцовой и музейной архитектуры XIX века, «вывернутый наизнанку»: вместо того, чтобы утверждать перспективу обманного пространства за зеркалом, ее ломают, по-эйнштейновски парадоксально. Внутри музея ядерной энергии, в которой мало кто что понимает, надо быть слегка потерянным. Впрочем, навигация и сами эскалаторы ведут туда, куда надо.  
Павильон Атом на ВДНХ. Коммуникационное ядро. На стенах – временные выставки
Фотография © Илья Иванов / предоставлена UNK

Стеклянный мост – один из дорогостоящих «аттракционов» павильона. Но он позволяет ощутить тот же эффект сложного, взрывающего мозг пространства черного «ущелья» – уже сознательно, дополнив его легким намеком на страх высоты.

Тут-то и наступает настоящее Зазеркалье, надо только разрешить себе испугаться. 
  • zooming
    Павильон Атом на ВДНХ
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена UNK
  • zooming
    Павильон «Атомной энергии» на ВДНХ
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена UNK

Впрочем, бояться, конечно, нечего, стекло прочное, как и перила. Говорят, рабочие крепкого телосложения прыгали на нем в полной амуниции, и ничего. Да и вообще – технические решения павильона имеют хороший запас прочности. 

По балкону обязательно надо пройтись для полноты эффекта. Тем более что именно к нему приводят эскалаторы в своей верхней точке, через все 32 метра высоты «черного коридора». 
Деревья
Отдельный сюжет – отношения павильона с деревьями. Это вообще характерно для модернистских зданий, они то обходят деревья отверстиями, то отражают их с своем стекле, то, благодаря лаконизму стен, служат фоном, нередко тщательно продуманным. Первого пункта здесь нет, зато активно присутствуют два вторых, иногда хорошо видно, что контуры веток и их отражения в стекле накладываются друг на друга и «входят в резонанс». 
  • zooming
    Павильон Атом на ВДНХ
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена UNK
  • zooming
    Павильон Атом на ВДНХ
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена UNK

Деревья «платят» красивой графикой веток, особенно зимой, превращая с некоторых ракурсов здание то в рисунок пером, то в акварель. 

Заметим, что и в проекте их соседство было учтено и прорисовано. Впрочем, кто бы сомневался. 
  • zooming
    Павильон Атом на ВДНХ. Ракурс от павильона «Химическая промышленность», с севера
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена UNK
  • zooming
    Павильон Атом на ВДНХ. Здесь мы видим другой ракурс, с юга, от центральной аллеи, но резонанс и внимание к деревьям, тем не менее, достаточно очевидны
    © UNK / 2022
Контекст ВДНХ
Прежде всего, архитекторы стремились быть деликатными, встроились в вереницу павильонов главной аллеи, соблюли высотные ограничения – 12 м со стороны главной аллеи.
Павильон Атом на ВДНХ. Развертки
© UNK

Только в глубине, где таких ограничений уже нет, позволили себе повышение до 16 м, разместив дополнительный этаж над частью здания. Повышение смягчено ламелями и отсутствием явного деления на этажи, а еще перспективным искажением: для беглого взгляда верхняя линия кровли не столько поднимается, сколько тяготеет к горизонтали. «Этот прием мы подсмотрели у Бернини в Ватиканской лестнице», – поясняет Юлий Борисов. А результат – дальний от площади южный угол павильона оказывается чуть приподнят; так можно приподнять угол бумажного листа или край ковра. Форму этот нюанс скорее обогащает, а перспектива с юга заостряется. 

Юлий Борисов также говорит о лаконичной форме павильона как о способе не спорить с окружающими зданиями. С одной стороны это верно, прозрачный фасад, или даже, по словам архитектора, «отсутствие фасада» – не колоннада и не портик. С другой стороны, мне тут видится доля лукавства – ярким и заметным павильон не перестает быть. Только делает это иначе. 
Павильон Атом на ВДНХ
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена UNK
Павильон Атом на ВДНХ
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена UNK

Как уже было вскользь упомянуто, архитектура павильона Атом откликается на ту ВДНХ, которая строилась в 1960-е годы. Выставка исполнена контрастов, прежде всего, между сталинской послевоенной выставкой-тортом, и хрущевской оттепельной «отраслевой» ВДНХ с ее подчеркнутым лаконизмом. Скажу больше – выставочная архитектура по определению острее, она, практически как лакмусовая бумажка, отражает тенденции в обществе. Павильоны выставок – вот взять ту же ЭКСПО – всегда показательны, в них хотят что-то сказать, они, начиная с XIX века, – почти идеальная площадка для высказывания.

А тенденции на ВДНХ разные, даже в последнее время. Вот лет 10 назад была реконструкция, и часть павильонов потеряли модернистские кожухи 1960-х и вернули себе сталинский декор, это была одна тенденция. Прямо сейчас тут проходит выставка «Россия», в самой центральной части появились новые, вероятно, временные, павильоны-ящики, зеркальные, с паттернами и яркой подсветкой, а на пышные сталинские фасады проецируют медиа, так что скульптурно-майоликовой роскоши и не разглядеть. Это другая тенденция. Вроде бы в новой выставке «модернистский дискурс» вернулся в противовес сталинской эклектике, но как-то этак ярмарочным способом. 

Но павильон Атом не вписывается ни в ту, ни в другую. Он сам по себе.

Еще одна особенность павильонов больших выставок – они, при всем своем тяготении к высказыванию, нередко временные, рассчитаны на несколько лет.

Не то дело Атом. Помимо того, что мы уже знаем о подземных этажах, 8 годах строительства, конструкциях и материалах, – он рассчитан на сто лет. Не знаю, что там будет через сто лет, но пока кажется, что и дольше простоит, и даже, вероятно, в нем можно было бы и от катаклизмов прятаться. Временности он противопоставляет уверенность дороговизны и качества. 
Павильон Атом на ВДНХ
Фотография © Илья Иванов / предоставлена UNK
Павильон Атом на ВДНХ
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена UNK
Павильон Атом на ВДНХ
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена UNK

В этом смысле он стоит особняком в створе новейшей истории реконструкции ВДНХ, как какой-то краеугольный камень. Если сравнивать Атом с другими постройками ВДНХ, то, пожалуй, только с Космосом и Монреальским павильоном, – последний, как известно, прибыл не отсюда. Из современников, вероятно, можно еще сравнить с канатной дорогой Kleinewelt и павильоном информационных технологий WALL. Но Атом превосходит и размахом, и отточенностью жеста. 

Во всяком случае, как говорится в пресс-релизе, «павильон Атом – первый капитальный объект, построенный на территории ВДНХ за последние 30 лет». 

Что, в целом, созвучно уникальности атомной отрасли как таковой и неплохо ее представляет.  
Павильон Атом на ВДНХ
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена UNK
Контекст UNK
Юлий Борисов неоднократно формулировал работу с уникальными объектами как главный принцип архитекторов UNK. Пока что, по ощущениям, хотя и в БЦ Академик, и Земельном есть решения из разряда уникальных, и будут они в здании Роскосмоса, – павильон лидирует и выступает главной визуализацией тезиса об уникальных задачах. Бывают, конечно, здания и с большими конструктивными вызовами, хотя бы с большими пролетами, взять хотя бы современные аэропорты, и тем не менее он встает в их ряд. 

Если же рассмотреть, помимо уникальных задач как принципа, пластические приемы, то за последние 8 лет не во всех, но в ряде зданий UNK выработался очень последовательный архитектурный язык: достаточно посмотреть на БЦ АкадемикЦентра единоборств или БЦ Земельный. Они тяготеют к простой (вероятно, поддержим рефрен, опять-таки очень) геометрии, стеклу, внешним решеткам, ребрам и ламелям белого цвета. Не зря Юлий Борисов, показывая павильон, обмолвился «белые панели, как мы любим». Перевернутые зеркальные призмы за стеклянными фасадами в Центре единоборств не то чтобы тождественны консоли Атома, но перекликаются с ней. Можно вспомнить и треугольные лестницы в БЦ Земельный – здесь, в Атоме, есть два подобных же построения, они вписаны в углы, прилегающие к гипотенузе коммуникационного ядра.

Тоже – часть почерка, который, судя по наблюдением, устойчив, может быть, даже последовательно вырабатывается автором. 
  • zooming
    Павильон Атом на ВДНХ
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена UNK
  • zooming
    Павильон Атом на ВДНХ
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена UNK

Еще немного к вопросу об авторском почерке: я довольно долго пыталась найти объяснение решению оболочки, скрывающей консоль. Она состоит из акриловых полос с заметными черными расстояниями между ними. Как будто мы застали поверхность в момент, когда она раскладывается на части или, наоборот, собирает себя, и застыла в таком, несколько незавершенном, виде.

Щели помогли разместить приборы и лампы подсветки, причем светильники требовались достаточно мощные, чтобы насытить светом все пространство, подчеркнуть его белизну. Потолок, таким образом, расчерчен линиями, которые встречаются в центре как своего рода фрактал, но с небольшим углом разворота, пучком сходятся к углам, а к парящему углу, самому дальнему, уплощаются до почти гладкой поверхности. 
  
 

Всё-то мне казалось решение с полосками спорным, пока не стало понятно: это же ламели. Подобные тем, что снаружи, только из другого материала и поставленные не вертикально, а горизонтально.

Еще один способ экономии пластического языка. 
Чердак
Место, не предназначенное для посетителей – пространство за консолью. Тем не менее его нам показали, и оно существенно для понимания структуры здания. 

Консоль устроена как клюв у пеликана, в центральной части много конструкций, к краям объем уплощается. Соответственно, внутри можно свободно перемещаться, чинить спрятанное здесь оборудование и наблюдать за ним, или же вот – оценить размах, толщину стальных балок и объем «секретной» части. 
  
  

ГИП проекта Ирина Грачева рассказывает, что, когда конструкции смонтировали, со стороны заказчика прозвучало, сложно сказать, насколько всерьез, предложение оставить их открытыми, условно говоря, как у Ренцо Пьяно в ГЭС-2. Но архитекторы настояли на первоначальной идее и зашили консоль акрилом. Можно согласиться, сила – должна быть неведомой, а значит, невидимой. 
Сфера
Единственная вещь, которая в реализации павильона отступает от проекта – сфера в фойе. В проекте он выглядит как абстрактное ядро, и можно себе представить, что это ядро атома, а дуга консоли схематически, по касательной, обозначает орбиту электрона.

За присутствие шарика в интерьере пришлось побороться, – рассказывает Андрей Черемисинов, советник гендиректора корпорации Росатом, – он превратился в условную модель атома, внутри протоны, снаружи электроны, хотя надо понимать, что если мы будем говорить о модели в натуральную величину, то металлические кольца при таком диаметре ядра окажутся где-то в районе Ярославля. 
  • zooming
    Павильон Атом на ВДНХ
    © UNK / 2022
  • zooming
    Павильон Атом на ВДНХ
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена UNK
Профессиональный прецедент
Сколько ни пытайся расщепить павильон Атом на составляющие: приемы, истории, смыслы, – главным остается профессиональный вызов, – задача, поставленная архитекторами перед самими собой. Сделать архитектуру, по сложности внутренней работы сил сопоставимую – условно, конечно, и образно, – с атомной энергетикой, а внешне простую, как идея частицы, высказанная в незапамятные времена безбожником Демокритом. Здесь UNK как будто испытали себя на прочность. 

Создав хороший прецедент. 

Павильон стал одним из редких объектов в нашей стране, построенным именно так, как было предложено в победившем конкурсном проекте. Никакого «объединения идей», – как победил, так и реализован. Строго говоря, так следовало бы поступать всегда: выбрать проект, и его же и реализовать. В данном случае – подчеркивает Юлий Борисов, – неоценимой в отстаивании конкурсных решений была помощь главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, которому архитекторы искренне признательны. 

А Атом теперь будет живым примером возможности такого подхода. 

За 8 лет стройки проект павильона успел получить некоторое количество премий, в частности, выйти в финалы WAF и Архпремии Москвы. Предположу, награды еще будут, может быть, они сформируют еще одну рекордную цифру для описания проекта. 
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Павильон Атом на ВДНХ
Россия, Москва, ул. проспект Мира, вл. 119, стр. 19

Авторский коллектив:
Руководитель: Юлий Борисов; ГАП: Михаил Иванченко; директор проекта / ГИП: Ирина Грачева; главный конструктор: Руслан Цогоев; ведущие архитекторы: Ирина Лавриненко, Татьяна Москаленко; архитекторы: Хамзина Гульнара, Ася Давыдова, Иван Смирнов, Павел Култышев
Над проектом работали: Александр Соколов, Мария Ионцева
Интерьерные решения МОП (UNK interiors): руководитель авторского коллектива Юлия Тряскина, Юлия Садовая – ГАП, Илья Смирнов – архитектор.
Генеральный директор: Наталья Якушева.

2015 / 2023

Технический заказчик: ОЦКС
Заказчик: Атомэнергопром

26 Января 2024

UNK: другие проекты
Гибкость и острота современности
Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Медный шаг
Квартал номер 5, над которым в ЖК «Остров» работали архитекторы АБ ASADOV, одновременно масштабен, хорошо заметен благодаря своему центральному расположению – и контекстуален. Он «не перекрикивает» решения соседей, а скорее дает очень взвешенное воплощение дизайн-кода: совмещает кирпич и металл светлого и темного оттенков и большие медные поверхности, ортогональную геометрию снаружи и гибкие линии во дворе.
Свет для Острова
Впервые для себя рассматриваем проект подсветки целого жилого района; впрочем, авторы проекта вечернего освещения ЖК «Остров», UNK lighting, и сами признают, что эта работа – крупнейшая не только в их портфолио, но и в стране. Они называют свой подход европейским, его основные принципы: плавность переходов, комфорт для глаз и то, что подсветка сосредоточена, в основном, в нижнем уровне, «работая» для пешеходов.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Кольцевое построение
Проект UNK interiors, победивший в конкурсе на метро «Загорье», модульностью и простотой формы созвучен идеям индустриальной жилой застройки ближайшего окружения. В то же время станция «вся металлическая», в чем откликается на название Липецкой улицы, поскольку Липецк – центр металлургии. Казалось бы, авторы могли увлечься брутальными образами проката и домны, но проект получился лаконичным и легким – изучаем, почему.
Функция треугольника
Экстравагантная форма расширяющейся кверху тонкой пластины – не формальный жест, а отклик архитекторов UNK на требования участка и ТЭПы. Решения по-модернистски рациональны, экономны и функциональны. Дом галерейный, торцы подчеркнуты «пластинчатым» сдвигом, а широкие фасады составлены из треугольных эркеров.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Супер-пергола
Новый бизнес-центр на Пресне, в 1-м Земельном переулке, совмещает технологичность и эко-ориентированность. Его обтекаемые формы и белая диагональная решетка фасадов сочетаются с новой версией вертикального озеленения: отстоящей от фасада зеленью дикого винограда, которая не спорит с решеткой-«перголой», но лишь оттеняет ее.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Эффект оживления
Проект Останкино Business Park разработан для участка между существующей станцией метро и будущей станцией МЦД, поэтому его общественное пространство рассчитано в равной степени на горожан и офисных сотрудников. Комплекс имеет шансы стать катализатором развития Бутырского района.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Похожие статьи
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все его объемы под поросшими травой склонами.
Селадоновые фасады
Бюро Zaha Hadid Architects спроектировало культурный центр для Шаосина: в качестве отделочного материала планируется использовать керамические панели селадонового – серо-зеленого – оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.