English version

Арма: раскрытие пространства

Детально рассказываем о том, что, когда и как было сделано в новом креативном кластере «Арма».

mainImg
Архитектор:
Игорь Шварцман
Владимир Лабутин
Алексей Медведев
show_relations = 1 orgsLink = Array misc_22 = 0 content_flow_id = 6 record_thematic_status = 0 t_news_block_1_publish =
Активная стадия превращения завода «Арма» в районе Курского вокзала в «креативный кластер» началась в 2011 году, хотя ремонты и приведение территории в порядок стартовали с приходом первых арендаторов, в 2000-е годы. Сейчас территория открыта – через неё можно свободно пройти от туннеля, ведущего к станции метро «Курская», к Винзаводу, Мрузовскому переулку и Яузе. Девелоперы, компания «Большой город», также благоустроили, и торжественно преподнесли мэрии на День города-2015 пешеходную часть Нижнего Сусального переулка – улицу, по которой сотни, если не тысячи людей ежедневно пробегают в метро и из метро. «Арма» трансформировалась чуть позже, чем соседние Винзавод и Артплей, но присоединилась к их достойной компании, поддерживая, по мере сил, арт-ориентированную репутацию района за Курским вокзалом. На её территории функционируют, не считая четырёх газгольдеров, девять реконструированных корпусов, где в нижних этажах – торговля, а в верхних – помещения для аренды. В частности, сюда недавно переехало бюро ABD architects Бориса Левянта. Как законченный проект преобразования промзоны в арт-кластер «Арма» участвует в конкурсе на премию CRE Awards-2016. Хотя заметно, что часть территории ближе к её границам ещё продолжает отстраиваться и благоустраиваться, к примеру, не реализованы задуманные архитекторами входные порталы; но ядро «кластера» вполне живо, так что да, можно сказать, что работы по реновации близки к своему логическому завершению.

Реновацией корпусов и благоустройством территории занимались архитекторы бюро «АМ Сергей Киселёв и Партнёры», в основном – Владимир Лабутин и Алексей Медведев. «Поначалу нас позвали для консультации по зданиям газгольдеров, – рассказывает руководитель бюро Игорь Шварцман, – наше участие в их обновлении минимально, мы лишь помогли с планировками и инженерными вопросами. Затем заказчики предложили поработать с другим корпусом, потом ещё с одним, и так далее. В конечном счёте генплан развития территории, благоустройство, проекты реновации корпусов и интерьеры нескольких общественных зон были выполнены нашим бюро. Обновление промзон давно стало одним из направлений нашей деятельности. С компанией «Большой Город» мы занимались бизнес-центром на Полковой улице, реновацией хлебзавода на Красносельской. «Арма» же в этом ряду самый крупный, трудоемкий и значимый проект».
Арма: проход, открывшийся справа от выхода из туннеля метро.
Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: пешеходный бульвар между корпусами №3 и 4 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
***

Московский газовый завод был построен в 1860-х как завод Букье и до 1931 снабжал газом прежде всего фонари, и затем уже кухни Москвы. От первого завода сохранились два корпуса, вытянутых вдоль Нижнего Сусального переулка – строения номер 1 и 2, и главная гордость нынешних владельцев, газгольдеры – широкие башни для хранения газа, которые отличаются от европейских, к примеру венских, тем, что для безопасности и удобства подачи газа под давлением пол в них был опущен ниже земли. Завод, который позволил городским властям вдвое уменьшить цену обслуживания фонарей, строили знаменитости своего времени: газгольдерами занимался тогдашний главный архитектор Москвы Рудольф Бернгард, математик, инженер и приверженец экономного «кирпичного стиля», он придумал для газовых цистерн особенную конструкцию безопорных перекрытий. Корпуса с квартирами рабочих – те самые, вдоль Сусального переулка, строил Фёдор Дмитриев, преподаватель императорского технического училища (сейчас МГТУ им. Баумана), и автор книги о жилье для рабочих. Затем в 1911 завод перешел в собственность города, его перестроили и переоснастили: конструкции кровель газгольдеров переделал, как предполагают историки, другой великий инженер, Владимир Шухов, а сам завод, точнее его южное крыло, разобрал и заменил новыми корпусами, стоящими отдельно, строчками, параллельными Нижнему Сусальному переулку, гражданский инженер Александр Рооп.
Московский газовый завод: схема расположения корпусов на 1868 год. Предоставлено компанией «Большой город»
Московский газовый завод: схема расположения корпусов после реконструкции, на 1912 год. Предоставлено компанией «Большой город»

Завод умножил свои мощности и затем много постарался для первой мировой войны, выпуская всё, от газа до гранат. Сдавать позиции он начал после 1931 года: тогда в Москве построили новый завод «Нефтегаз», а этот стал называться старым, и принял на себя роль не столько производства, сколько распределения. В 1946 к столице подвели газопровод из Саратова, и искусственный газ перестали производить. В генплане 1971 старый газовый завод значится вредным предприятием, предназначенным к выводу за границы города, но, в 1990-е переименованный в «Арму», он функционировал, производя оборудование, до 2002, когда, ещё раз переименованный в «Газсервис», переехал. Южная часть территории перешла к «Арме» и стала предметом работы девелоперской компании «Большой город».
Арма: генеральный план. Проект, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры

Если мы посмотрим на план территории, то увидим, что реновация коснулась в основном южной части бывшего завода, расположенной между исторической осью заводской территории и железной дорогой Горьковского направления. Ось сохранилась; здесь – главный проезд и главная пешеходная тропа, но все обновленные здания группируются от входа справа. Слева же от главного входа обновление только начинается. Итак, практически все корпуса в южной части территории сейчас завершены. Принципы реновации в целом можно описать следующим образом. Все советские пристройки разобрали. Фундаменты укрепили. В скатах кровель появились мансардные окна, а кое-где – уступы террас.
Ретортный и аппаратный корпуса, фотография 1915 года. Предоставлено компанией «Большой город»
Корпуса №3 и 4. Видны насдстройки, перекликающиеся с выступами над кровлями корпусов заводского времени
Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина
Корпус №5а © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина

Образно говоря, сейчас можно подумать, что старые заводские корпуса залили-склеили неким подобием ртути, где-то серебристой, где-то поблескивающей, отражая кирпич фабричного историзма. Исторический кирпич вычинен и покрыт консервирующим раствором. «Мы считаем себя соавторами архитекторов Бернгарда, Дмитриева и Роопа», – говорит автор проектов реконструкции исторических корпусов Владимир Лабутин.
Арма: стык между корпусом 3 (справа) и пристроенным к нему современным объемом корпуса 3а (слева) © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: стена современной части, корпуса 3а © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: козырек над входом, корпус 5 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: фрагмент исторической стены, корпус №3 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: корпус №19 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: вид от въезда КПП №3, слева газгольдеры, справа корпус №19 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
***

Арма: корпуса 1 и 2

Арма: корпуса 1, 2. Реализация, 2015 © Сергей Киселёв и Партнёры
где:Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строения 1, 2
даты2012 — 2014 / 2014 — 2016
функция:Административно-офисный / офисное здание
мастерская:http://www.sk-p.ru/
автор:Владимир Лабутин
Руководитель авторского коллектива
авторский коллектив:
Генеральный директор: Игорь Шварцман
Главный архитектор проекта: Владимир Лабутин
Архитекторы: Наталья Хайкина, Галина Харитонова, Анна Савелова
К жилым корпусам друга рабочих Фёдора Дмитриева, вмещавших также и заводские конторы, Александр Рооп добавил боковые ризалиты, превратив торцы зданий в отдельные, примыкающие к протяжённым частям «флигели». В советское время над двухэтажными зданиями появились небольшие аттиковые надстройки.

Архитекторы отнеслись к корпусам аккуратно. Советские аттиковые этажи перебрали – под кровлей образовались помещения для офисов, освещенные в основном мансардными окнами, встроенными в вальмовый абрис крыши. Местами, с внутренней стороны квартала, в пологих вальмовых кровлях образуются вырезы – здесь офисы получают обычные, вертикальные окна. Похожие вырезы во внутренних скатах флигелей-ризалитов образуют на их кровлях небольшие террасы с выходом на кровлю. Местами подвальный этаж тоже получил немного солнечного света через полуокна с внутренней стороны квартала. Три этажа отданы магазинам и кафе, и только в самом верхнем – рабочие помещения.

Кирпичные стены вычищены пескоструйной технологией и вычинены кирпичом Remmers – вычинка заметна намётанному глазу, позволяя сравнить шершавость подлинника с более регулярной фактурой современного материала, но выделяется не слишком. Кирпич шершавый, но не крошится, хотя и не выглядит слишком лакированным. Два здания тепло-морковного, оранжевого оттенка представляют собой отличные пропилеи для территории, где сохранено многое от исторического завода. Они работают визитной карточкой не только для кластера, но и для технологии сохранения кирпичной архитектуры исторических промзон, «держа» собой восточный фасад переулка. 
  • zooming
    1 / 7
    Арма: корпуса 1, 2. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    2 / 7
    Арма: корпуса 1, 2. Визуализация, 2014 © Сергей Киселёв и Партнёры
  • zooming
    3 / 7
    Арма: корпуса 1, 2. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    4 / 7
    Арма: корпус 2. Разрез © Сергей Киселёв и Партнёры
  • zooming
    5 / 7
    Арма: корпус 1. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    6 / 7
    Арма: корпус 1. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    7 / 7
    Арма: корпус 1. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина

Арма: корпус 3

Арма: корпус 3. Проект, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
где:Россия, Москва. Нижний Сусальный, д. 5, стр. 3а
даты2011 — 2013 / 2013 — 2015
функция:Административно-офисный / офисное здание
мастерская:http://www.sk-p.ru/
автор:Владимир Лабутин
Руководитель авторского коллектива
авторский коллектив:
Генеральный директор: Игорь Шварцман
Главный архитектор проекта: Владимир Лабутин
Инженеры: Александр Коршунов, Ольга Аксенова
Архитекторы: Наталья Хайкина, Анна Савелова
 
Третий корпус первоначально служил на заводе аппаратным. Он немного меньше соседнего четвертого корпуса, но фасады здесь нарисованы пластичнее и яснее, чем во всех других постройках гражданского инженера Роопа. Циркульные перемычки окон перекликаются с круглыми нишами и создают несколько «храмовый» образ, поддержанный пластичными фризами ломбардских арок и рельефными лопатками-«контрфорсами», чья поверхность испещрена глубокими нишами. Эффектнее других выглядит северный торцевой фасад: пять высоких окон, которые мы видим, проходя КПП №1, производят очень целостное впечатление. С этой же точки зрения хорошо читается и несколько изломанный, но любопытный силуэт кровли третьего корпуса, – говорит архитектор Владимир Лабутин.

Справа от главного входа на территорию, в пазухе между корпусами 3 и 3а – а их номера, как и повсюду здесь, ясно читаются на крупных табличках с чёрным фоном – архитекторы установили обновлённый и акцентированный небольшим сквером памятник погибшим в Великой Отечественной войне. Корпус 3а, примыкающий к третьему корпусу сбоку, немного короче своего соседа и не столь «подтянут», а его карниз расположен немного ниже и очень лаконичен. Зато его окна тоже высокие и большие, хотя сандрики не полуциркульные, а лучковые, с угловатыми пятами, а лопатки, также довольно рельефные, оживлены лишь несколькими валиками, которые эхом вторят разгранке «контрфорсов» третьего корпуса. Стекло поблёскивает деликатнейшим образом и, местами включаясь в пространственно-пластическую игру, отражает карнизы, предлагая внимательным прохожим мимолетные перспективные иллюзии. 
  • zooming
    1 / 7
    Арма: корпус 3 © Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    2 / 7
    Арма: корпус 3. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    3 / 7
    Арма: корпус 3. Реконструкция © Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    4 / 7
    Арма: корпус 3. Разрез © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    5 / 7
    Арма: корпус 3 © Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    6 / 7
    Арма: корпус 3 © Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    7 / 7
    Арма: корпус 3. Реконструкция © Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016

Арма: корпуса 4, 5, 5а

Арма: корпуса 4, 5, 5а. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
где:Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строения 4, 5, 5а
даты2011 — 2013 / 2014
функция:Административно-офисный / офисное здание
мастерская:http://www.sk-p.ru/
автор:Владимир Лабутин
Руководитель авторского коллектива
авторский коллектив:
Главный архитектор проекта: Владимир Лабутин
Архитекторы: Александр Добрев, Анна Савелова, Наталья Хайкина, Деница Петрова
Инженеры: Игорь Шварцман, Вадим Буромских, Андрей Кулик
Здания корпусов 4 и 5, построенные под руководством инженера Александра Роопа в 1912–1914 годах на месте южного крыла старого завода, образуют ядро нового комплекса. Сдержанная псевдороманика их фасадов характерна для фабричной архитектуры своего времени, её главное украшение – «ползучие» ломбардские аркатуры и рёбра контрфорсов между большими окнами, которые здесь выстроены преимущественно в два яруса. Здания выстроены «покоем», ножки буквы «П» обращены к ж/д насыпи и образуют с западный стороны двор-парковку, довольно прагматичный, но тихий, с деревьями. Пристройки советского времени, занимавшие двор почти полностью, разобрали. Исторические стены отчистили, расставшись, как и везде, с красно-белой раскраской. Простые лучковые фронтоны и широкие окна скомпонованы лаконично, но не без вариативности: где-то карниз поддержан декором ползучих арок, где-то минималистично отсутствует.

Окна и двери заменены на новые, остеклённые в металлических рамах и разбавлены стеклянными же козырьками на хай-тековских тросах, добавляющих образу глянца, также как и аккуратные коробочки фонарей вечерней подсветки, призванной акцентировать вертикали лопаток и детали декора – впрочем, такая же подсветка используется и на третьем корпусе. Между четвертым и третьим корпусом располагается пешеходный бульвар – главный центр тихой жизни комплекса, с кафе и кортеновой облицовкой клумб и скамеек. Высокая, круглая в сечении заводская труба до сих пор действует, обслуживая котельную, которую, впрочем, планируется перенести. Заводские артефакты: трубы и вентили, выкрашенные в оранжевый цвет, поддерживают фактурное обаяние «прома». Нижние этажи преимущественно торговые, верхние в основном офисные. 

См. предложенный архитекторами проект общественных зон 4 и 5 корпусов.
  • zooming
    1 / 7
    Арма: корпуса 4, 5, 5а. Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    2 / 7
    Арма: корпуса 4, 5, 5а. Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    3 / 7
    Арма: корпуса 4, 5, 5а. План -1 этажа © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    4 / 7
    Арма: корпуса 4, 5, 5а. Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    5 / 7
    Арма: корпуса 4, 5, 5а. Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    6 / 7
    Арма: корпуса 4, 5, 5а. Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    7 / 7
    Арма: корпуса 4, 5, 5а. Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016

Арма: корпус 6

Арма: корпус 6. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
где:Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строение 6
даты2011 — 2013 / 2013 — 2015
функция:Административно-офисный / офисное здание
мастерская:http://www.sk-p.ru/
автор:Владимир Лабутин
Руководитель авторского коллектива
авторский коллектив:
Главный архитектор проекта: Владимир Лабутин
Архитектор: Сергей Логоватовский
Небольшой корпус, расположенный между 18 и 19 газгольдерами и новой котельной, служил для производства счетчиков; он появился раньше реконструкции Роопа, в 1880-х годах, и здесь «средневековые» ломбардские арочки сопровождены напоминающим об ампире классическим рустом.

Самое интересное в проекте реновации, предложенном Владимиром Лабутиным – это, наверное, кровля. Уважая скатный абрис предшественницы, она всё же поднимается вверх «скворечником» технического этажа и раскрывает два крыла для освещения интерьеров. Нижний этаж, также как и в других корпусах, углублён, вокруг него с двух сторон образовались обширные приямки для освещения, с просторными маршами лестниц для спуска на уровень бывшего подвала. 
  • zooming
    1 / 7
    Арма: корпус 6. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    2 / 7
    Арма: корпус 6. Вид с высоты птичьего полёта. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    3 / 7
    Арма: корпус 6. Разрез © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    4 / 7
    Арма: корпус 6. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    5 / 7
    Арма: корпус 6. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    6 / 7
    Арма: корпус 6. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    7 / 7
    Арма: корпус 6. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры

Арма: корпус 7 (котельная)

Арма: корпус 7 (котельная). Визуализация, 2012 © Сергей Киселев и Партнеры
где:Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строение 7
даты2012 / 2012 — 2014
функция:Инженерно-промышленный / Котельная
мастерская:http://www.sk-p.ru/
автор:Алексей Медведев
Руководитель авторского коллектива
авторский коллектив:
Генеральный директор: Игорь Шварцман, ГАП: Алексей Медведев, архитектор: Юрий Фролов
Корпус задумывался как новая котельная, но возникла идея использовать его как-то иначе, поэтому трубы поблизости пока не появились. В проекте существовало несколько вариантов решения этого небольшого здания с продиктованным участком, слегка зигзагообразным планом: в частности, в одной из версий шершавый кирпич прорезали тонкие вертикальные рамки.

Остановились на наиболее лаконичном: терракотовая облицовка чередует тонкие светлые и темные полосы ригеля, похожие на вязаный шарф и примиряющие темную краску на фасадах газгольдеров и почти оранжевый цвет исторических зданий. Глухие полосатые торцы обращены на север и юг, широкие стеклянные «телевизоры» – на восток, к площади перед историческими корпусами, чьи фасады они отражают, складывая из них калейдоскоп картинок. На запад, в сторону газогольдеров, смотрит ряд вертикальных окон, вырастающих прямо из земли.

Корпус, компактный и какой-то очень спокойный – ещё одно звено в мозаике зданий разных и разновременных, но в конечном счёте выстраивающихся в целостный ансамбль.
  • zooming
    1 / 7
    Арма: корпус 7 (котельная) © Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    2 / 7
    Арма: корпус 7 (котельная) © Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    3 / 7
    Арма: корпус 7 (котельная). Вид с высоты птичьего полёта. Визуализация, 2012 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    4 / 7
    Арма: корпус 7 (котельная). Визуализация, 2012 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    5 / 7
    Арма: корпус 7 (котельная). Вид с высоты птичьего полёта. Визуализация, 2012 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    6 / 7
    Арма: корпус 7 (котельная). Визуализация, 2012 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    7 / 7
    Арма: корпус 7 (котельная). Визуализация, 2012 © Сергей Киселев и Партнеры

Арма: корпус 13

Арма: корпус 13. Визуализация, 2014 © Сергей Киселев и Партнеры
где:Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строение 13
даты2012 — 2014 / 2014 — 2015
функция:Административно-офисный / административно-офисное здание
мастерская:http://www.sk-p.ru/
автор:Алексей Медведев
Руководитель авторского коллектива
авторский коллектив:
Главный архитектор проекта: Алексей Медведев
Архитекторы: Татьяна Груздева, Ирина Каминская
Самое незаметное из зданий комплекса явственно стремится вжаться в его западную границу. У него и план такой – острый треугольный, это здание похоже и на стену, и на забор; кроме того, пока ты идёшь мимо него в сторону туннеля, фасад отступает влево, объем заметно истоньшается, почти влипает в стену соседних строений железнодорожного ведомства. Идёшь и думаешь: вот бы всё новое строительство в историческом центре было такого рода, деликатным самоотречения, но с изюминкой.

В здании задумывалось две изюмины, а осталась одна. Первая, не случившаяся – кортеновые фасады. Они придали бы корпусу ещё больше сходства с домом-забором или ангаром, якобы оставшимся от заводских, и в то же время отлично перекликались бы в кортеновыми клумбами на внутреннем бульваре. Но нет. Пришлось корпусу быть кирпичным, покрытым глянцеватой плиткой. Среди вариантов были плиты искусственного камня, более подходящие для крупных плоскостей, но тоже не удалось, и мелким ригелем неровной окраски авторы нельзя сказать, чтобы довольны.

Широкие перспективные откосы окон остались от «кортенового» варианта. Они асимметричны, но строги: каждый правый откос совершенно прямой, каждый левый – очень пологий, ловит солнце, восходящее на востоке – пусть под углом, но в окно оно попадёт. Форма откосов вторит треугольному абрису плана здания, намекает на то, какое оно треугольное. И в то же время заострённые выступы простенков явственно похожи на тонкую осовремененную разновидность ребер-контрфорсов, что тоже созвучно архитектуре старого прома.
  • zooming
    1 / 7
    Арма: корпус 13 © Сергей Киселев и Партнеры. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    2 / 7
    Арма: корпус 13 © Сергей Киселев и Партнеры. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    3 / 7
    Арма: корпус 13. Визуализация, 2014 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    4 / 7
    Арма: корпус 13. Визуализация, 2014 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    5 / 7
    Арма: корпус 13. План 1 этажа © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    6 / 7
    Арма: корпус 13 © Сергей Киселев и Партнеры. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    7 / 7
    Арма: корпус 13 © Сергей Киселев и Партнеры. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина

Арма: корпус 19

Арма: корпус 19. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
где:Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строение 19
даты2011 — 2012 / 2012 — 2013
функция:Административно-офисный / административно-офисное здание
мастерская:http://www.sk-p.ru/
автор:Алексей Медведев
Руководитель авторского коллектива
авторский коллектив:
Главный архитектор проекта: Алексей Медведев
Архитекторы: Галина Харитонова, Вероника Джантимирова,
Инженеры: Александр Коршунов, Ольга Аксенова
Корпус номер 19 – самый большой из обновленных построек «Армы», он расположен за газгольдерами и окружен полями обширной наземной парковки (подземных здесь нет), удачно продолжает линию главной оси, хотя и отстоит от неё немного правее. Но так или иначе, а идя от Нижнего Сусального практически по прямой, мы приходим к главному, северному входу в здание.

«Для меня это был важный опыт работы в исторической, но не городской, а промышленной среде, с её особой пластикой и собственными брутальными приёмами, – говорит автор проекта корпуса №19 Алексей Медведев. – Работа на стыке старого и нового, и особенно соседство таких уникальных памятников, как газгольдеры, была очень интересной задачей, но потребовала максимального подчинения контексту. Наш объект, не стремится подавить окружающие памятники, напротив, оттеняет их и намеренно отходит на второй план».

Вход решен как глубокая и крупная, двухэтажной высоты ниша в белокаменной рамке, со встроенным в неё металлическим козырьком. Порталу вторит, прямо продолжая его в глубину, двусветное пространство вестибюля внутри: со светлыми стенами, жёлтым деревом, балконом молочного стекла в уровне второго этажа, и кругами в потолке, которые деликатно-геометрически напоминают нам о соседстве газгольдеров. Колодцы лестниц с белыми стенами и светлыми ступенями как будто бы светятся изнутри. Интерьер спроектирован архитекторами СКиП. А вот к реализации подключились и заказчик, и подрядчик...

Ещё одна любопытная деталь – глубокие приямки, вытянутые у продольных стен; подходя, как-то не сразу понимаешь даже, что это такое, а это архитекторы обыграли углублённое пространство, разместив в нем частью офисы, частью кафе, из которых на лифте можно будет подняться на террасу на южной части крыши. Приямки, прикрытые слегка наклонённым стеклом, ловят дневной свет для обитателей минус первого этажа, а у проходящих снаружи вызывают любопытство и желание заглянуть вниз.

Впрочем, внизу фасады такие же, как и наверху – здание вырастает из углубления в земле. Фасады же основных этажей подчинены крупной рельефной сетке, которая, глубоко – на 33 см – выступая от оконных стекол, объединяет этажи по два ритмом вертикальных проёмов. Ширина вертикальных и горизонтальных простенков одинаковая, деталей – минимум: только на торцевых фасадах шаг сетки регулярный, а на продольных появляются крупные прогалины – сетка «растягивается» на больших плоскостях, как трикотаж. Там, где кирпичная перемычка отсутствует, её отсутствие обозначено черным стеклом, и получается, что прорисованы все недостающие линии, в том числе и межэтажные перекрытия.

Крупное, лаконичное здание, заметно собранное простым модулем фасадов, встречает всех въезжающих и входящих со стороны Яузы и Винзавода. Корпус оказывается справа, слева круглые бока газгольдеров. Корпус 19 совершенно не спорит с явной харизматичностью цилиндрической формы главных героев «Армы», но в то же время демонстрирует самостоятельность, иной подход, более строгий. Что и правильно: в конечном счете они оттеняют друг друга, как «толстый и тонкий», на контрасте.
 
  • zooming
    1 / 7
    Арма: корпус 19 © Сергей Киселев и Партнеры, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    2 / 7
    Арма: корпус 19 © Сергей Киселев и Партнеры, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    3 / 7
    Арма: корпус 19 © Сергей Киселев и Партнеры, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    4 / 7
    Арма: корпус 19. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    5 / 7
    Арма: корпус 19 © Сергей Киселев и Партнеры, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    6 / 7
    Арма: корпус 19. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    7 / 7
    Арма: корпус 19 © Сергей Киселев и Партнеры, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Архитектор:
Игорь Шварцман
Владимир Лабутин
Алексей Медведев

08 Апреля 2016

Золотое очелье
Новый стеклянный объем с параболической аркой из корабельной стали между башнями штаб-квартиры Сбербанка – общественное пространство, открытое для посещения. Архитектурную концепцию предложили Evolution Design. Ниже рассказ о сложностях и тонкостях.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Продолжение и развитие
Вторая офисная очередь самого популярного бизнес-парка Новой Москвы – Comcity – продолжает подземную улицу существующей части комплекса и откликается на его архитектурную айдентику.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Плиссированный дом
Комплекс апартаментов на улице Франко, спроектированный Алексеем Медведевым, берет на себя роль градостроительного акцента, не выходя за рамки сдержанной минималистичной формы. Одна из его особенностей – лестница с пандусом-зигзагом, все еще необычная для Москвы.
Малоэтажные кварталы: в Оренбургских степях
Концепция застройки 150 га на окраине Оренбурга, разработанная архитекторами СКиП, привлекательна двумя вещами: наличием многих компонентов комфортного города, но отсутствием чрезмерно маркетинговых ходов – иными словами, реалистичностью замысла.
Продолжение начатого
Проект офисно-гостиничного комплекса на первом километре Рублево-Успенского шоссе развивает давние идеи и откликается на архитектуру зданий, уже построенных здесь архитекторами СКиП ранее.
Триумф «Литератора»
Лауреатом «Золотого сечения» ожидаемо стала мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» за реализацию ЖК «Литератор». О других наградах – в нашем рассказе с места событий.
Дом перфекциониста
Жилой комплекс V-House Архитектурной мастерской «Сергей Киселев и партнеры» недавно сдан в эксплуатацию. Бюро осуществляло авторский надзор, благодаря чему удалось добиться именно того качества, на какое проектировщики изначально рассчитывали.
Дом-змея
Вариант СКиП для территории «Филикровли» – протяженный дом, интерпретирующий идею двух- или даже трехъярусного города, выстроенный вдоль пешеходного бульвара, ведущего от одного метро к другому.
Каннелюра минималиста
Объемное построение этого жилого комплекса реагирует на структуру городской ткани, а геометрия фасадов – на поиски зрелого модернизма, впрочем, аллюзии поданы современно, с вниманием к деталям.
Без стилизации
Закончено строительство ЖК «Литератор» в Хамовниках: архитекторы сделали его принципиально современным, в частности, отказавшись от парадного фасада в пользу осмысления имманентных особенностей кирпичной и белокаменной кладки.
Черно-белый дуэт
Около станции метро «Нагорная» по проекту «Архитектурной мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» скоро начнется строительство двух жилых башен, привлекающих внимание своей выразительной шахматной облицовкой.
Архсовет Москвы–16
9 апреля архсовет рассмотрел четыре варианта архитектурного решения одного из корпусов в составе бывшего «Миракс-плаза». Лучшим почти единодушно был признан второй вариант.
Много_башен
Публикуем все проекты, участвовавшие во втором туре конкурса на жилой комплекс на Рублевском шоссе. Победил проект бюро «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Дом – разноцветные ярмарки
Красочный коллаж, будто склеенный из журнальных и газетных вырезок, на фоне монотонной застройки подмосковного городка Московский – конкурсный проект торгово-развлекательного центра от бюро «Сергей Киселев и Партнеры».
Возвращение проекта
Рассказ о том, как проект АТК на ул. Кульнева (более известный по своему прежнему названию «Миракс-плаза») лишился надзора его авторов, был переделан, а затем – вернулся к авторам и вернул себе прежнюю архитектурную цельность.
Этюд в кирпичных тонах
В архитектурном бюро «Киселев и партнеры» завершили проектирование поселка с живописным названием «Этюд». Помимо частного жилья здесь предусмотрено несколько многоквартирных домов, а общая стилистика поселка близка лаконичному скандинавскому дизайну.
Выбор веселых и находчивых
Публикуем все проекты участников конкурса на концепцию реконструкции кинотеатра «Гавана» для молодежного центра «Планета КВН». Среди участников SPEECH, СКиП, бюро Андрея Чернихова, Алексея Гинзбуга и другие, первое место досталось проекту бюро «Атриум», предложившему изменить фасад до неузнаваемости с помощью легкой натяжной конструкции.
Языком Высокого Возрождения
Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и партнеры» разработала проект ландшафтного решения дворов и прилегающих территорий жилого комплекса «Итальянский квартал», строящегося сейчас в Москве. Образы ландшафтной архитектуры по-новому продолжают затеянную Михаилом Филипповым «игру в классику».
Валерий Лукомский: Главное для меня – сохранить авторский...
Реализация архитектурного проекта невозможна без досконально проработанных чертежей и скрупулезных расчетов, однако этот этап работы мастерских обычно не становится поводом для публикаций. Оценивая архитектурно-планировочные решения, критики, как правило, даже не упоминают тех, кто доводит их «до ума». Между тем так называемая стадия РД нередко поручается специальному бюро, и именно об этом наш сегодняшний разговор с руководителем архитектурной мастерской «Сити-Арх» Валерием Лукомским.
Похожие статьи
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.
Перепады «высотного напряжения»
Третья очередь ÁLIA с успехом доказывает, что внутри одного квартала могут существовать объемы совершенно разной высотности и масштаба: сто метров – и тридцать, и даже таунхаусы. Их объединяет теплая «кофейная» тональность и внимание к пешеходным зонам – как по внешнему контуру, так и внутри.
Фасад под стальной вуалью
Гостиница Vela be Siam по проекту местного бюро ASWA в центре Бангкока напоминает о таиландских традициях, оставаясь в русле современной архитектуры.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 километров – и сложностью.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.