English version

Арма: раскрытие пространства

Детально рассказываем о том, что, когда и как было сделано в новом креативном кластере «Арма».

mainImg
Архитектор:
Игорь Шварцман
Владимир Лабутин
Алексей Медведев
Активная стадия превращения завода «Арма» в районе Курского вокзала в «креативный кластер» началась в 2011 году, хотя ремонты и приведение территории в порядок стартовали с приходом первых арендаторов, в 2000-е годы. Сейчас территория открыта – через неё можно свободно пройти от туннеля, ведущего к станции метро «Курская», к Винзаводу, Мрузовскому переулку и Яузе. Девелоперы, компания «Большой город», также благоустроили, и торжественно преподнесли мэрии на День города-2015 пешеходную часть Нижнего Сусального переулка – улицу, по которой сотни, если не тысячи людей ежедневно пробегают в метро и из метро. «Арма» трансформировалась чуть позже, чем соседние Винзавод и Артплей, но присоединилась к их достойной компании, поддерживая, по мере сил, арт-ориентированную репутацию района за Курским вокзалом. На её территории функционируют, не считая четырёх газгольдеров, девять реконструированных корпусов, где в нижних этажах – торговля, а в верхних – помещения для аренды. В частности, сюда недавно переехало бюро ABD architects Бориса Левянта. Как законченный проект преобразования промзоны в арт-кластер «Арма» участвует в конкурсе на премию CRE Awards-2016. Хотя заметно, что часть территории ближе к её границам ещё продолжает отстраиваться и благоустраиваться, к примеру, не реализованы задуманные архитекторами входные порталы; но ядро «кластера» вполне живо, так что да, можно сказать, что работы по реновации близки к своему логическому завершению.

Реновацией корпусов и благоустройством территории занимались архитекторы бюро «АМ Сергей Киселёв и Партнёры», в основном – Владимир Лабутин и Алексей Медведев. «Поначалу нас позвали для консультации по зданиям газгольдеров, – рассказывает руководитель бюро Игорь Шварцман, – наше участие в их обновлении минимально, мы лишь помогли с планировками и инженерными вопросами. Затем заказчики предложили поработать с другим корпусом, потом ещё с одним, и так далее. В конечном счёте генплан развития территории, благоустройство, проекты реновации корпусов и интерьеры нескольких общественных зон были выполнены нашим бюро. Обновление промзон давно стало одним из направлений нашей деятельности. С компанией «Большой Город» мы занимались бизнес-центром на Полковой улице, реновацией хлебзавода на Красносельской. «Арма» же в этом ряду самый крупный, трудоемкий и значимый проект».
Арма: проход, открывшийся справа от выхода из туннеля метро.
Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: пешеходный бульвар между корпусами №3 и 4 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
***

Московский газовый завод был построен в 1860-х как завод Букье и до 1931 снабжал газом прежде всего фонари, и затем уже кухни Москвы. От первого завода сохранились два корпуса, вытянутых вдоль Нижнего Сусального переулка – строения номер 1 и 2, и главная гордость нынешних владельцев, газгольдеры – широкие башни для хранения газа, которые отличаются от европейских, к примеру венских, тем, что для безопасности и удобства подачи газа под давлением пол в них был опущен ниже земли. Завод, который позволил городским властям вдвое уменьшить цену обслуживания фонарей, строили знаменитости своего времени: газгольдерами занимался тогдашний главный архитектор Москвы Рудольф Бернгард, математик, инженер и приверженец экономного «кирпичного стиля», он придумал для газовых цистерн особенную конструкцию безопорных перекрытий. Корпуса с квартирами рабочих – те самые, вдоль Сусального переулка, строил Фёдор Дмитриев, преподаватель императорского технического училища (сейчас МГТУ им. Баумана), и автор книги о жилье для рабочих. Затем в 1911 завод перешел в собственность города, его перестроили и переоснастили: конструкции кровель газгольдеров переделал, как предполагают историки, другой великий инженер, Владимир Шухов, а сам завод, точнее его южное крыло, разобрал и заменил новыми корпусами, стоящими отдельно, строчками, параллельными Нижнему Сусальному переулку, гражданский инженер Александр Рооп.
Московский газовый завод: схема расположения корпусов на 1868 год. Предоставлено компанией «Большой город»
Московский газовый завод: схема расположения корпусов после реконструкции, на 1912 год. Предоставлено компанией «Большой город»

Завод умножил свои мощности и затем много постарался для первой мировой войны, выпуская всё, от газа до гранат. Сдавать позиции он начал после 1931 года: тогда в Москве построили новый завод «Нефтегаз», а этот стал называться старым, и принял на себя роль не столько производства, сколько распределения. В 1946 к столице подвели газопровод из Саратова, и искусственный газ перестали производить. В генплане 1971 старый газовый завод значится вредным предприятием, предназначенным к выводу за границы города, но, в 1990-е переименованный в «Арму», он функционировал, производя оборудование, до 2002, когда, ещё раз переименованный в «Газсервис», переехал. Южная часть территории перешла к «Арме» и стала предметом работы девелоперской компании «Большой город».
Арма: генеральный план. Проект, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры

Если мы посмотрим на план территории, то увидим, что реновация коснулась в основном южной части бывшего завода, расположенной между исторической осью заводской территории и железной дорогой Горьковского направления. Ось сохранилась; здесь – главный проезд и главная пешеходная тропа, но все обновленные здания группируются от входа справа. Слева же от главного входа обновление только начинается. Итак, практически все корпуса в южной части территории сейчас завершены. Принципы реновации в целом можно описать следующим образом. Все советские пристройки разобрали. Фундаменты укрепили. В скатах кровель появились мансардные окна, а кое-где – уступы террас.
Ретортный и аппаратный корпуса, фотография 1915 года. Предоставлено компанией «Большой город»
Корпуса №3 и 4. Видны насдстройки, перекликающиеся с выступами над кровлями корпусов заводского времени
Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина
Корпус №5а © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина

Образно говоря, сейчас можно подумать, что старые заводские корпуса залили-склеили неким подобием ртути, где-то серебристой, где-то поблескивающей, отражая кирпич фабричного историзма. Исторический кирпич вычинен и покрыт консервирующим раствором. «Мы считаем себя соавторами архитекторов Бернгарда, Дмитриева и Роопа», – говорит автор проектов реконструкции исторических корпусов Владимир Лабутин.
Арма: стык между корпусом 3 (справа) и пристроенным к нему современным объемом корпуса 3а (слева) © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: стена современной части, корпуса 3а © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: козырек над входом, корпус 5 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: фрагмент исторической стены, корпус №3 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: корпус №19 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: вид от въезда КПП №3, слева газгольдеры, справа корпус №19 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
***

Арма: корпуса 1 и 2

Арма: корпуса 1, 2. Реализация, 2015 © Сергей Киселёв и Партнёры
где:Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строения 1, 2
даты2012 — 2014 / 2014 — 2016
функция:Административно-офисный / офисное здание
мастерская:http://www.sk-p.ru/
автор:Владимир Лабутин
Руководитель авторского коллектива
авторский коллектив:
Генеральный директор: Игорь Шварцман
Главный архитектор проекта: Владимир Лабутин
Архитекторы: Наталья Хайкина, Галина Харитонова, Анна Савелова
К жилым корпусам друга рабочих Фёдора Дмитриева, вмещавших также и заводские конторы, Александр Рооп добавил боковые ризалиты, превратив торцы зданий в отдельные, примыкающие к протяжённым частям «флигели». В советское время над двухэтажными зданиями появились небольшие аттиковые надстройки.

Архитекторы отнеслись к корпусам аккуратно. Советские аттиковые этажи перебрали – под кровлей образовались помещения для офисов, освещенные в основном мансардными окнами, встроенными в вальмовый абрис крыши. Местами, с внутренней стороны квартала, в пологих вальмовых кровлях образуются вырезы – здесь офисы получают обычные, вертикальные окна. Похожие вырезы во внутренних скатах флигелей-ризалитов образуют на их кровлях небольшие террасы с выходом на кровлю. Местами подвальный этаж тоже получил немного солнечного света через полуокна с внутренней стороны квартала. Три этажа отданы магазинам и кафе, и только в самом верхнем – рабочие помещения.

Кирпичные стены вычищены пескоструйной технологией и вычинены кирпичом Remmers – вычинка заметна намётанному глазу, позволяя сравнить шершавость подлинника с более регулярной фактурой современного материала, но выделяется не слишком. Кирпич шершавый, но не крошится, хотя и не выглядит слишком лакированным. Два здания тепло-морковного, оранжевого оттенка представляют собой отличные пропилеи для территории, где сохранено многое от исторического завода. Они работают визитной карточкой не только для кластера, но и для технологии сохранения кирпичной архитектуры исторических промзон, «держа» собой восточный фасад переулка. 
  • zooming
    1 / 7
    Арма: корпуса 1, 2. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    2 / 7
    Арма: корпуса 1, 2. Визуализация, 2014 © Сергей Киселёв и Партнёры
  • zooming
    3 / 7
    Арма: корпуса 1, 2. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    4 / 7
    Арма: корпус 2. Разрез © Сергей Киселёв и Партнёры
  • zooming
    5 / 7
    Арма: корпус 1. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    6 / 7
    Арма: корпус 1. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    7 / 7
    Арма: корпус 1. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина

Арма: корпус 3

Арма: корпус 3. Проект, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
где:Россия, Москва. Нижний Сусальный, д. 5, стр. 3а
даты2011 — 2013 / 2013 — 2015
функция:Административно-офисный / офисное здание
мастерская:http://www.sk-p.ru/
автор:Владимир Лабутин
Руководитель авторского коллектива
авторский коллектив:
Генеральный директор: Игорь Шварцман
Главный архитектор проекта: Владимир Лабутин
Инженеры: Александр Коршунов, Ольга Аксенова
Архитекторы: Наталья Хайкина, Анна Савелова
 
Третий корпус первоначально служил на заводе аппаратным. Он немного меньше соседнего четвертого корпуса, но фасады здесь нарисованы пластичнее и яснее, чем во всех других постройках гражданского инженера Роопа. Циркульные перемычки окон перекликаются с круглыми нишами и создают несколько «храмовый» образ, поддержанный пластичными фризами ломбардских арок и рельефными лопатками-«контрфорсами», чья поверхность испещрена глубокими нишами. Эффектнее других выглядит северный торцевой фасад: пять высоких окон, которые мы видим, проходя КПП №1, производят очень целостное впечатление. С этой же точки зрения хорошо читается и несколько изломанный, но любопытный силуэт кровли третьего корпуса, – говорит архитектор Владимир Лабутин.

Справа от главного входа на территорию, в пазухе между корпусами 3 и 3а – а их номера, как и повсюду здесь, ясно читаются на крупных табличках с чёрным фоном – архитекторы установили обновлённый и акцентированный небольшим сквером памятник погибшим в Великой Отечественной войне. Корпус 3а, примыкающий к третьему корпусу сбоку, немного короче своего соседа и не столь «подтянут», а его карниз расположен немного ниже и очень лаконичен. Зато его окна тоже высокие и большие, хотя сандрики не полуциркульные, а лучковые, с угловатыми пятами, а лопатки, также довольно рельефные, оживлены лишь несколькими валиками, которые эхом вторят разгранке «контрфорсов» третьего корпуса. Стекло поблёскивает деликатнейшим образом и, местами включаясь в пространственно-пластическую игру, отражает карнизы, предлагая внимательным прохожим мимолетные перспективные иллюзии. 
  • zooming
    1 / 7
    Арма: корпус 3 © Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    2 / 7
    Арма: корпус 3. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    3 / 7
    Арма: корпус 3. Реконструкция © Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    4 / 7
    Арма: корпус 3. Разрез © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    5 / 7
    Арма: корпус 3 © Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    6 / 7
    Арма: корпус 3 © Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    7 / 7
    Арма: корпус 3. Реконструкция © Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016

Арма: корпуса 4, 5, 5а

Арма: корпуса 4, 5, 5а. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
где:Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строения 4, 5, 5а
даты2011 — 2013 / 2014
функция:Административно-офисный / офисное здание
мастерская:http://www.sk-p.ru/
автор:Владимир Лабутин
Руководитель авторского коллектива
авторский коллектив:
Главный архитектор проекта: Владимир Лабутин
Архитекторы: Александр Добрев, Анна Савелова, Наталья Хайкина, Деница Петрова
Инженеры: Игорь Шварцман, Вадим Буромских, Андрей Кулик
Здания корпусов 4 и 5, построенные под руководством инженера Александра Роопа в 1912–1914 годах на месте южного крыла старого завода, образуют ядро нового комплекса. Сдержанная псевдороманика их фасадов характерна для фабричной архитектуры своего времени, её главное украшение – «ползучие» ломбардские аркатуры и рёбра контрфорсов между большими окнами, которые здесь выстроены преимущественно в два яруса. Здания выстроены «покоем», ножки буквы «П» обращены к ж/д насыпи и образуют с западный стороны двор-парковку, довольно прагматичный, но тихий, с деревьями. Пристройки советского времени, занимавшие двор почти полностью, разобрали. Исторические стены отчистили, расставшись, как и везде, с красно-белой раскраской. Простые лучковые фронтоны и широкие окна скомпонованы лаконично, но не без вариативности: где-то карниз поддержан декором ползучих арок, где-то минималистично отсутствует.

Окна и двери заменены на новые, остеклённые в металлических рамах и разбавлены стеклянными же козырьками на хай-тековских тросах, добавляющих образу глянца, также как и аккуратные коробочки фонарей вечерней подсветки, призванной акцентировать вертикали лопаток и детали декора – впрочем, такая же подсветка используется и на третьем корпусе. Между четвертым и третьим корпусом располагается пешеходный бульвар – главный центр тихой жизни комплекса, с кафе и кортеновой облицовкой клумб и скамеек. Высокая, круглая в сечении заводская труба до сих пор действует, обслуживая котельную, которую, впрочем, планируется перенести. Заводские артефакты: трубы и вентили, выкрашенные в оранжевый цвет, поддерживают фактурное обаяние «прома». Нижние этажи преимущественно торговые, верхние в основном офисные. 

См. предложенный архитекторами проект общественных зон 4 и 5 корпусов.
  • zooming
    1 / 7
    Арма: корпуса 4, 5, 5а. Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    2 / 7
    Арма: корпуса 4, 5, 5а. Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    3 / 7
    Арма: корпуса 4, 5, 5а. План -1 этажа © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    4 / 7
    Арма: корпуса 4, 5, 5а. Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    5 / 7
    Арма: корпуса 4, 5, 5а. Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    6 / 7
    Арма: корпуса 4, 5, 5а. Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    7 / 7
    Арма: корпуса 4, 5, 5а. Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016

Арма: корпус 6

Арма: корпус 6. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
где:Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строение 6
даты2011 — 2013 / 2013 — 2015
функция:Административно-офисный / офисное здание
мастерская:http://www.sk-p.ru/
автор:Владимир Лабутин
Руководитель авторского коллектива
авторский коллектив:
Главный архитектор проекта: Владимир Лабутин
Архитектор: Сергей Логоватовский
Небольшой корпус, расположенный между 18 и 19 газгольдерами и новой котельной, служил для производства счетчиков; он появился раньше реконструкции Роопа, в 1880-х годах, и здесь «средневековые» ломбардские арочки сопровождены напоминающим об ампире классическим рустом.

Самое интересное в проекте реновации, предложенном Владимиром Лабутиным – это, наверное, кровля. Уважая скатный абрис предшественницы, она всё же поднимается вверх «скворечником» технического этажа и раскрывает два крыла для освещения интерьеров. Нижний этаж, также как и в других корпусах, углублён, вокруг него с двух сторон образовались обширные приямки для освещения, с просторными маршами лестниц для спуска на уровень бывшего подвала. 
  • zooming
    1 / 7
    Арма: корпус 6. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    2 / 7
    Арма: корпус 6. Вид с высоты птичьего полёта. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    3 / 7
    Арма: корпус 6. Разрез © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    4 / 7
    Арма: корпус 6. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    5 / 7
    Арма: корпус 6. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    6 / 7
    Арма: корпус 6. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    7 / 7
    Арма: корпус 6. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры

Арма: корпус 7 (котельная)

Арма: корпус 7 (котельная). Визуализация, 2012 © Сергей Киселев и Партнеры
где:Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строение 7
даты2012 / 2012 — 2014
функция:Инженерно-промышленный / Котельная
мастерская:http://www.sk-p.ru/
автор:Алексей Медведев
Руководитель авторского коллектива
авторский коллектив:
Генеральный директор: Игорь Шварцман, ГАП: Алексей Медведев, архитектор: Юрий Фролов
Корпус задумывался как новая котельная, но возникла идея использовать его как-то иначе, поэтому трубы поблизости пока не появились. В проекте существовало несколько вариантов решения этого небольшого здания с продиктованным участком, слегка зигзагообразным планом: в частности, в одной из версий шершавый кирпич прорезали тонкие вертикальные рамки.

Остановились на наиболее лаконичном: терракотовая облицовка чередует тонкие светлые и темные полосы ригеля, похожие на вязаный шарф и примиряющие темную краску на фасадах газгольдеров и почти оранжевый цвет исторических зданий. Глухие полосатые торцы обращены на север и юг, широкие стеклянные «телевизоры» – на восток, к площади перед историческими корпусами, чьи фасады они отражают, складывая из них калейдоскоп картинок. На запад, в сторону газогольдеров, смотрит ряд вертикальных окон, вырастающих прямо из земли.

Корпус, компактный и какой-то очень спокойный – ещё одно звено в мозаике зданий разных и разновременных, но в конечном счёте выстраивающихся в целостный ансамбль.
  • zooming
    1 / 7
    Арма: корпус 7 (котельная) © Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    2 / 7
    Арма: корпус 7 (котельная) © Сергей Киселев и Партнеры, 2014. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    3 / 7
    Арма: корпус 7 (котельная). Вид с высоты птичьего полёта. Визуализация, 2012 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    4 / 7
    Арма: корпус 7 (котельная). Визуализация, 2012 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    5 / 7
    Арма: корпус 7 (котельная). Вид с высоты птичьего полёта. Визуализация, 2012 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    6 / 7
    Арма: корпус 7 (котельная). Визуализация, 2012 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    7 / 7
    Арма: корпус 7 (котельная). Визуализация, 2012 © Сергей Киселев и Партнеры

Арма: корпус 13

Арма: корпус 13. Визуализация, 2014 © Сергей Киселев и Партнеры
где:Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строение 13
даты2012 — 2014 / 2014 — 2015
функция:Административно-офисный / административно-офисное здание
мастерская:http://www.sk-p.ru/
автор:Алексей Медведев
Руководитель авторского коллектива
авторский коллектив:
Главный архитектор проекта: Алексей Медведев
Архитекторы: Татьяна Груздева, Ирина Каминская
Самое незаметное из зданий комплекса явственно стремится вжаться в его западную границу. У него и план такой – острый треугольный, это здание похоже и на стену, и на забор; кроме того, пока ты идёшь мимо него в сторону туннеля, фасад отступает влево, объем заметно истоньшается, почти влипает в стену соседних строений железнодорожного ведомства. Идёшь и думаешь: вот бы всё новое строительство в историческом центре было такого рода, деликатным самоотречения, но с изюминкой.

В здании задумывалось две изюмины, а осталась одна. Первая, не случившаяся – кортеновые фасады. Они придали бы корпусу ещё больше сходства с домом-забором или ангаром, якобы оставшимся от заводских, и в то же время отлично перекликались бы в кортеновыми клумбами на внутреннем бульваре. Но нет. Пришлось корпусу быть кирпичным, покрытым глянцеватой плиткой. Среди вариантов были плиты искусственного камня, более подходящие для крупных плоскостей, но тоже не удалось, и мелким ригелем неровной окраски авторы нельзя сказать, чтобы довольны.

Широкие перспективные откосы окон остались от «кортенового» варианта. Они асимметричны, но строги: каждый правый откос совершенно прямой, каждый левый – очень пологий, ловит солнце, восходящее на востоке – пусть под углом, но в окно оно попадёт. Форма откосов вторит треугольному абрису плана здания, намекает на то, какое оно треугольное. И в то же время заострённые выступы простенков явственно похожи на тонкую осовремененную разновидность ребер-контрфорсов, что тоже созвучно архитектуре старого прома.
  • zooming
    1 / 7
    Арма: корпус 13 © Сергей Киселев и Партнеры. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    2 / 7
    Арма: корпус 13 © Сергей Киселев и Партнеры. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    3 / 7
    Арма: корпус 13. Визуализация, 2014 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    4 / 7
    Арма: корпус 13. Визуализация, 2014 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    5 / 7
    Арма: корпус 13. План 1 этажа © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    6 / 7
    Арма: корпус 13 © Сергей Киселев и Партнеры. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина
  • zooming
    7 / 7
    Арма: корпус 13 © Сергей Киселев и Партнеры. Реализация, 2015. Фотография © Юлия Тарабарина

Арма: корпус 19

Арма: корпус 19. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
где:Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строение 19
даты2011 — 2012 / 2012 — 2013
функция:Административно-офисный / административно-офисное здание
мастерская:http://www.sk-p.ru/
автор:Алексей Медведев
Руководитель авторского коллектива
авторский коллектив:
Главный архитектор проекта: Алексей Медведев
Архитекторы: Галина Харитонова, Вероника Джантимирова,
Инженеры: Александр Коршунов, Ольга Аксенова
Корпус номер 19 – самый большой из обновленных построек «Армы», он расположен за газгольдерами и окружен полями обширной наземной парковки (подземных здесь нет), удачно продолжает линию главной оси, хотя и отстоит от неё немного правее. Но так или иначе, а идя от Нижнего Сусального практически по прямой, мы приходим к главному, северному входу в здание.

«Для меня это был важный опыт работы в исторической, но не городской, а промышленной среде, с её особой пластикой и собственными брутальными приёмами, – говорит автор проекта корпуса №19 Алексей Медведев. – Работа на стыке старого и нового, и особенно соседство таких уникальных памятников, как газгольдеры, была очень интересной задачей, но потребовала максимального подчинения контексту. Наш объект, не стремится подавить окружающие памятники, напротив, оттеняет их и намеренно отходит на второй план».

Вход решен как глубокая и крупная, двухэтажной высоты ниша в белокаменной рамке, со встроенным в неё металлическим козырьком. Порталу вторит, прямо продолжая его в глубину, двусветное пространство вестибюля внутри: со светлыми стенами, жёлтым деревом, балконом молочного стекла в уровне второго этажа, и кругами в потолке, которые деликатно-геометрически напоминают нам о соседстве газгольдеров. Колодцы лестниц с белыми стенами и светлыми ступенями как будто бы светятся изнутри. Интерьер спроектирован архитекторами СКиП. А вот к реализации подключились и заказчик, и подрядчик...

Ещё одна любопытная деталь – глубокие приямки, вытянутые у продольных стен; подходя, как-то не сразу понимаешь даже, что это такое, а это архитекторы обыграли углублённое пространство, разместив в нем частью офисы, частью кафе, из которых на лифте можно будет подняться на террасу на южной части крыши. Приямки, прикрытые слегка наклонённым стеклом, ловят дневной свет для обитателей минус первого этажа, а у проходящих снаружи вызывают любопытство и желание заглянуть вниз.

Впрочем, внизу фасады такие же, как и наверху – здание вырастает из углубления в земле. Фасады же основных этажей подчинены крупной рельефной сетке, которая, глубоко – на 33 см – выступая от оконных стекол, объединяет этажи по два ритмом вертикальных проёмов. Ширина вертикальных и горизонтальных простенков одинаковая, деталей – минимум: только на торцевых фасадах шаг сетки регулярный, а на продольных появляются крупные прогалины – сетка «растягивается» на больших плоскостях, как трикотаж. Там, где кирпичная перемычка отсутствует, её отсутствие обозначено черным стеклом, и получается, что прорисованы все недостающие линии, в том числе и межэтажные перекрытия.

Крупное, лаконичное здание, заметно собранное простым модулем фасадов, встречает всех въезжающих и входящих со стороны Яузы и Винзавода. Корпус оказывается справа, слева круглые бока газгольдеров. Корпус 19 совершенно не спорит с явной харизматичностью цилиндрической формы главных героев «Армы», но в то же время демонстрирует самостоятельность, иной подход, более строгий. Что и правильно: в конечном счете они оттеняют друг друга, как «толстый и тонкий», на контрасте.
 
  • zooming
    1 / 7
    Арма: корпус 19 © Сергей Киселев и Партнеры, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    2 / 7
    Арма: корпус 19 © Сергей Киселев и Партнеры, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    3 / 7
    Арма: корпус 19 © Сергей Киселев и Партнеры, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    4 / 7
    Арма: корпус 19. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    5 / 7
    Арма: корпус 19 © Сергей Киселев и Партнеры, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
  • zooming
    6 / 7
    Арма: корпус 19. Визуализация, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    7 / 7
    Арма: корпус 19 © Сергей Киселев и Партнеры, 2013. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Архитектор:
Игорь Шварцман
Владимир Лабутин
Алексей Медведев

08 Апреля 2016

Золотое очелье
Новый стеклянный объем с параболической аркой из корабельной стали между башнями штаб-квартиры Сбербанка – общественное пространство, открытое для посещения. Архитектурную концепцию предложили Evolution Design. Ниже рассказ о сложностях и тонкостях.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Продолжение и развитие
Вторая офисная очередь самого популярного бизнес-парка Новой Москвы – Comcity – продолжает подземную улицу существующей части комплекса и откликается на его архитектурную айдентику.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Плиссированный дом
Комплекс апартаментов на улице Франко, спроектированный Алексеем Медведевым, берет на себя роль градостроительного акцента, не выходя за рамки сдержанной минималистичной формы. Одна из его особенностей – лестница с пандусом-зигзагом, все еще необычная для Москвы.
Малоэтажные кварталы: в Оренбургских степях
Концепция застройки 150 га на окраине Оренбурга, разработанная архитекторами СКиП, привлекательна двумя вещами: наличием многих компонентов комфортного города, но отсутствием чрезмерно маркетинговых ходов – иными словами, реалистичностью замысла.
Продолжение начатого
Проект офисно-гостиничного комплекса на первом километре Рублево-Успенского шоссе развивает давние идеи и откликается на архитектуру зданий, уже построенных здесь архитекторами СКиП ранее.
Триумф «Литератора»
Лауреатом «Золотого сечения» ожидаемо стала мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» за реализацию ЖК «Литератор». О других наградах – в нашем рассказе с места событий.
Дом перфекциониста
Жилой комплекс V-House Архитектурной мастерской «Сергей Киселев и партнеры» недавно сдан в эксплуатацию. Бюро осуществляло авторский надзор, благодаря чему удалось добиться именно того качества, на какое проектировщики изначально рассчитывали.
Дом-змея
Вариант СКиП для территории «Филикровли» – протяженный дом, интерпретирующий идею двух- или даже трехъярусного города, выстроенный вдоль пешеходного бульвара, ведущего от одного метро к другому.
Каннелюра минималиста
Объемное построение этого жилого комплекса реагирует на структуру городской ткани, а геометрия фасадов – на поиски зрелого модернизма, впрочем, аллюзии поданы современно, с вниманием к деталям.
Без стилизации
Закончено строительство ЖК «Литератор» в Хамовниках: архитекторы сделали его принципиально современным, в частности, отказавшись от парадного фасада в пользу осмысления имманентных особенностей кирпичной и белокаменной кладки.
Черно-белый дуэт
Около станции метро «Нагорная» по проекту «Архитектурной мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» скоро начнется строительство двух жилых башен, привлекающих внимание своей выразительной шахматной облицовкой.
Архсовет Москвы–16
9 апреля архсовет рассмотрел четыре варианта архитектурного решения одного из корпусов в составе бывшего «Миракс-плаза». Лучшим почти единодушно был признан второй вариант.
Много_башен
Публикуем все проекты, участвовавшие во втором туре конкурса на жилой комплекс на Рублевском шоссе. Победил проект бюро «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Дом – разноцветные ярмарки
Красочный коллаж, будто склеенный из журнальных и газетных вырезок, на фоне монотонной застройки подмосковного городка Московский – конкурсный проект торгово-развлекательного центра от бюро «Сергей Киселев и Партнеры».
Возвращение проекта
Рассказ о том, как проект АТК на ул. Кульнева (более известный по своему прежнему названию «Миракс-плаза») лишился надзора его авторов, был переделан, а затем – вернулся к авторам и вернул себе прежнюю архитектурную цельность.
Этюд в кирпичных тонах
В архитектурном бюро «Киселев и партнеры» завершили проектирование поселка с живописным названием «Этюд». Помимо частного жилья здесь предусмотрено несколько многоквартирных домов, а общая стилистика поселка близка лаконичному скандинавскому дизайну.
Выбор веселых и находчивых
Публикуем все проекты участников конкурса на концепцию реконструкции кинотеатра «Гавана» для молодежного центра «Планета КВН». Среди участников SPEECH, СКиП, бюро Андрея Чернихова, Алексея Гинзбуга и другие, первое место досталось проекту бюро «Атриум», предложившему изменить фасад до неузнаваемости с помощью легкой натяжной конструкции.
Языком Высокого Возрождения
Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и партнеры» разработала проект ландшафтного решения дворов и прилегающих территорий жилого комплекса «Итальянский квартал», строящегося сейчас в Москве. Образы ландшафтной архитектуры по-новому продолжают затеянную Михаилом Филипповым «игру в классику».
Валерий Лукомский: Главное для меня – сохранить авторский...
Реализация архитектурного проекта невозможна без досконально проработанных чертежей и скрупулезных расчетов, однако этот этап работы мастерских обычно не становится поводом для публикаций. Оценивая архитектурно-планировочные решения, критики, как правило, даже не упоминают тех, кто доводит их «до ума». Между тем так называемая стадия РД нередко поручается специальному бюро, и именно об этом наш сегодняшний разговор с руководителем архитектурной мастерской «Сити-Арх» Валерием Лукомским.
Похожие статьи
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.