Продолжение начатого

Проект офисно-гостиничного комплекса на первом километре Рублево-Успенского шоссе развивает давние идеи и откликается на архитектуру зданий, уже построенных здесь архитекторами СКиП ранее.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

21 Февраля 2018
mainImg
Архитектор:
Игорь Шварцман
Анастасия Хомякова
Проект:
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе
Россия, Барвихинское с.п., 1-й км Рублево-Успенского шоссе

Авторский коллектив:
А.А. Хомякова, В.Х. Джантимирова, Е.С. Клюева, О.Д. Плужникова, И.З. Шварцман

2018

Заказчик: компания «Штандарт»
С участком в начале Рублево-Успенского шоссе архитекторы СКиП работают в общей сложности больше десяти лет. В его южной части в 2015 году завершено строительство офисного центра Pallau RBпроектирование которого началось еще до кризиса, в 2007. Северная часть территории пока пустует; для нее предназначен рассматриваемый проект, который недавно был утвержден администрацией области.

Место, несмотря на близость главной московской автострады, довольно тихое: от дорог его отделяют два автоцентра, до МКАДа 170 метров, к северной границе участка подступает коттеджный поселок «Рублево-10», с запада – Ромашковский лес. Поэтому в северной половине участка с самого начала планировалось построить помимо офисов еще и гостиницу. В конечном счете территорию поделили на две части: ближе к МКАД разместились два офисных корпуса А и Б, ближе к лесу – гостиничные корпуса В и Г; каждая пара зданий связана стилобатом. Под всей территорией разместился один ярус подземной парковки. Две пары объемов, расставленных веером с севера на юг, разделяет треугольник благоустроенного пространства с небольшим пешеходным бульваром. Строить вначале, в составе первой очереди, планируют гостиничный комплекс; офисы и благоустройство отнесены ко второй очереди и появятся не сразу.
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Фотовстройка. Вид с Рублевского шоссе © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Аксонометрия © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Ситуационный план © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Генплан © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. План 1 этажа © АМ Сергей Киселев и Партнеры

Два офисных здания образуют визуальный переход и вторят существующим корпусам Pallau, наследуя от них не только деловую функцию, но и обилие стекла, и наклоны плоскостей, в том числе кровель – снаружи вглубь, так, как будто бы все пластины немного вздергивают нос перед формальной границей столицы – кольцевой трассой МКАДа. При взгляде с юго-востока офисные корпуса выстраиваются в дискретный ритмический ряд, чередуя блеск стекла и желтоватый тон фасадов. Впрочем, если фасадные панели Pallau – металлические, и их светлый легкий блеск восходит к первоначальному замыслу стеклянного объема в «золотой» оболочке, то в новых корпусах планируется использовать юрский камень: цвет и фактура будут разными, хотя издали они все же должны, по-видимому, казаться похожими.

Стеклянная оболочка также решена до некоторой степени «наоборот»: в новых зданиях не продольные, а торцевые фасады задуманы стеклянными. Их пиксельный рисунок, темный внизу и светлый вверху, обеспечен простым приемом: вместо того, чтобы манипулировать разнообразными оттенками затемнения, делающего пространство внутри мрачноватым, архитекторы предложили часть стекол с одинаковым коэффициентом UF-защиты перевернуть на 180º – защита осталась одинаковой, а угол отражения солнечных лучей стал разным, что должно обеспечить мягкое пиксельное «растворение» стеклянных плоскостей, плавный переход к небу. Прием экономный и изящный.
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Фотовстройка. Вид со МКАДа © АМ Сергей Киселев и Партнеры

Благодаря скосам кровель – в общей сложности они поднимаются на 5 метров – удалось не только замаскировать техэтажи, но и предусмотреть западную часть кровель в качестве эксплуатируемых – площадок для офисных праздников. Вид на лесные окрестности отсюда должен быть замечательным, – уверена ГАП проекта Анастасия Хомякова. От МКАДа эксплуатируемые части крыш прикрыты выступами техэтажей.
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Участок А, корпуса А, Б (офисные) © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Участок А. Корпуса А, Б (офисные). Фасад © АМ Сергей Киселев и Партнеры

Три других фасада подчинены крупной рельефной решетке, объединяющей от трех до пяти этажей по высоте, причем на внутреннем торце решетка регулярная, горизонтали постоянны, лишь вертикали с каждым шагом вверх становятся чаще и тоньше. А на боковых фасадах горизонтали смещены: получается похоже на мегапаззл-пятнашки или на схематизированный результат сдвига геологических пластов. Глубина ребер также увеличивается книзу, усиливая то ли геологические, то ли готические ассоциации.
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе © АМ Сергей Киселев и Партнеры

Два здания гостиниц в западной части территории выглядят более консервативно. Фасады первого из них, того, что ближе к центру участка, решены в темном кирпиче, причем предполагается полнотелый кирпич ручной формовки с эффектом гризайли, создаваемым полосками более светлого кирпича вдоль собранных в вертикальные группы окон, формирующих видимость освещенных солнцем откосов – для улучшения настроения и для того, чтобы подчеркнуть объем окон. Здесь также, хотя и в меньшей степени, чем в офисных фасадах, заметна игра с горизонталями: межэтажные перемычки то уже, то шире, и образуют подобие легкой волны. Перемычки в группах окон – из темно-коричневого кирпича, частые углубления балконов-лоджий забраны темными же решетками, все вместе работает на глубину фасадов «цвета шоколада». Высокие, 5-метровые, как сейчас принято, первые этажи отданы кафе, обращенным в сторону благоустроенного сквера.
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Компьютерная модель © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Компьютерная модель, фрагмент корпуса В © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Компьютерная модель © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Компьютерная модель © АМ Сергей Киселев и Партнеры

Второй дом, тот, что вдоль леса, отличается светлой гаммой кирпича, тяготеющей к цвету белого камня. Кирпич здесь, также как в первом корпусе, ручной формовки, со смятой неровной «белоглиняной» фактурой – оказалось не так просто найти подходящую фабрику. Ни вертикаль, ни горизонталь здесь не преобладают, они скорее смешиваются: рельефные полоски напоминают конструктивистские кварталы, темные вставки между окнами кажутся заимствованными от соседнего дома «по-братски». Получившийся гибрид подобен увеличенному фрагменту кружева – все это довольно уютно, дачно, как пятна света на деревянной террасе. Впрочем не будем забывать, что теплота сепиевой гризайли призвана компенсировать масштаб: в каждом здании по 17 этажей, 60 м чистого роста – хотя их и не двадцать пять; для замкадовского пространства нашего времени масштаб относительно небольшой, почти советский.
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Фрагмент корпуса Г (гостиничного) © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Западный фасад © АМ Сергей Киселев и Партнеры
zooming
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Северный фасад © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Южный фасад © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Схема развертки по Рублевскому шоссе © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Корпуса В, Г (гостиничные). Разрез 3.1-3.1 © АМ Сергей Киселев и Партнеры

Два гостиничных корпуса связаны между собой, как мы помним, стилобатом, той же 5-метровой высоты, что и первые общественно-коммерческие этажи. В нем должен разместиться финтес-центр со спа, на благоустроенной кровле – прогулочная зона.

Комплекс интересен как продолжение давней работы архитекторов СКиП. В этом случае собственная постройка, в свое время, признаем, ощутимо изменившаяся в процессе проектирования, хотя ей и удалось сохранить основной замысел – становится для авторов важнейшим, родственным контекстом, требует отклика, возможно, даже резонанса, усиления или раскрытия темы. Здесь заметно и готицизированное заострение в офисных корпусах, открытых двумя окулярами к трассе – и, в то же время, плавный переход к другой теме, домашней, фактурной, связанной, скажем так, с приметами дня сегодняшнего, определенной и требованиями функции, и возможно, актуальностью «манхэттенской» высотно-кирпичной образности. Три блока зданий, первый из которых уже построен, так или иначе складываются в некую цепочку, вырастают, переворачиваются, меняют материал, но остаются частями одной и той же истории.
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Корпуса В, Г (гостиничные). План 2 этажа © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Корпуса А, Б (офисные). Разрез 2.2-2.2 © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Корпуса А, Б (офисные), разрез 1.2-1.2 © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Корпуса А, Б (офисные). План 2 этажа © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Корпуса А, Б (офисные), планы 3-14 этажей © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. План подвала на отм. -5.100 © АМ Сергей Киселев и Партнеры


Архитектор:
Игорь Шварцман
Анастасия Хомякова
Проект:
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе
Россия, Барвихинское с.п., 1-й км Рублево-Успенского шоссе

Авторский коллектив:
А.А. Хомякова, В.Х. Джантимирова, Е.С. Клюева, О.Д. Плужникова, И.З. Шварцман

2018

Заказчик: компания «Штандарт»

21 Февраля 2018

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Музей на железной дороге
Новое здание Кантонального музея изящных искусств по проекту Barozzi Veiga – первый пункт мастерплана этих архитекторов: рядом с вокзалом Лозанны возникает арт-квартал Platform 10.