English version

Продолжение начатого

Проект офисно-гостиничного комплекса на первом километре Рублево-Успенского шоссе развивает давние идеи и откликается на архитектуру зданий, уже построенных здесь архитекторами СКиП ранее.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

21 Февраля 2018
mainImg
Архитектор:
Игорь Шварцман
Анастасия Хомякова
Проект:
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе
Россия, Барвихинское с.п., 1-й км Рублево-Успенского шоссе

Авторский коллектив:
А.А. Хомякова, В.Х. Джантимирова, Е.С. Клюева, О.Д. Плужникова, И.З. Шварцман

2017 — 2018

Заказчик: компания «Штандарт»
С участком в начале Рублево-Успенского шоссе архитекторы СКиП работают в общей сложности больше десяти лет. В его южной части в 2015 году завершено строительство офисного центра Pallau RBпроектирование которого началось еще до кризиса, в 2007. Северная часть территории пока пустует; для нее предназначен рассматриваемый проект, который недавно был утвержден администрацией области.

Место, несмотря на близость главной московской автострады, довольно тихое: от дорог его отделяют два автоцентра, до МКАДа 170 метров, к северной границе участка подступает коттеджный поселок «Рублево-10», с запада – Ромашковский лес. Поэтому в северной половине участка с самого начала планировалось построить помимо офисов еще и гостиницу. В конечном счете территорию поделили на две части: ближе к МКАД разместились два офисных корпуса А и Б, ближе к лесу – гостиничные корпуса В и Г; каждая пара зданий связана стилобатом. Под всей территорией разместился один ярус подземной парковки. Две пары объемов, расставленных веером с севера на юг, разделяет треугольник благоустроенного пространства с небольшим пешеходным бульваром. Строить вначале, в составе первой очереди, планируют гостиничный комплекс; офисы и благоустройство отнесены ко второй очереди и появятся не сразу.
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Фотовстройка. Вид с Рублевского шоссе © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Аксонометрия © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Ситуационный план © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Генплан © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. План 1 этажа © АМ Сергей Киселев и Партнеры

Два офисных здания образуют визуальный переход и вторят существующим корпусам Pallau, наследуя от них не только деловую функцию, но и обилие стекла, и наклоны плоскостей, в том числе кровель – снаружи вглубь, так, как будто бы все пластины немного вздергивают нос перед формальной границей столицы – кольцевой трассой МКАДа. При взгляде с юго-востока офисные корпуса выстраиваются в дискретный ритмический ряд, чередуя блеск стекла и желтоватый тон фасадов. Впрочем, если фасадные панели Pallau – металлические, и их светлый легкий блеск восходит к первоначальному замыслу стеклянного объема в «золотой» оболочке, то в новых корпусах планируется использовать юрский камень: цвет и фактура будут разными, хотя издали они все же должны, по-видимому, казаться похожими.

Стеклянная оболочка также решена до некоторой степени «наоборот»: в новых зданиях не продольные, а торцевые фасады задуманы стеклянными. Их пиксельный рисунок, темный внизу и светлый вверху, обеспечен простым приемом: вместо того, чтобы манипулировать разнообразными оттенками затемнения, делающего пространство внутри мрачноватым, архитекторы предложили часть стекол с одинаковым коэффициентом UF-защиты перевернуть на 180º – защита осталась одинаковой, а угол отражения солнечных лучей стал разным, что должно обеспечить мягкое пиксельное «растворение» стеклянных плоскостей, плавный переход к небу. Прием экономный и изящный.
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Фотовстройка. Вид со МКАДа © АМ Сергей Киселев и Партнеры

Благодаря скосам кровель – в общей сложности они поднимаются на 5 метров – удалось не только замаскировать техэтажи, но и предусмотреть западную часть кровель в качестве эксплуатируемых – площадок для офисных праздников. Вид на лесные окрестности отсюда должен быть замечательным, – уверена ГАП проекта Анастасия Хомякова. От МКАДа эксплуатируемые части крыш прикрыты выступами техэтажей.
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Участок А, корпуса А, Б (офисные) © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Участок А. Корпуса А, Б (офисные). Фасад © АМ Сергей Киселев и Партнеры

Три других фасада подчинены крупной рельефной решетке, объединяющей от трех до пяти этажей по высоте, причем на внутреннем торце решетка регулярная, горизонтали постоянны, лишь вертикали с каждым шагом вверх становятся чаще и тоньше. А на боковых фасадах горизонтали смещены: получается похоже на мегапаззл-пятнашки или на схематизированный результат сдвига геологических пластов. Глубина ребер также увеличивается книзу, усиливая то ли геологические, то ли готические ассоциации.
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе © АМ Сергей Киселев и Партнеры

Два здания гостиниц в западной части территории выглядят более консервативно. Фасады первого из них, того, что ближе к центру участка, решены в темном кирпиче, причем предполагается полнотелый кирпич ручной формовки с эффектом гризайли, создаваемым полосками более светлого кирпича вдоль собранных в вертикальные группы окон, формирующих видимость освещенных солнцем откосов – для улучшения настроения и для того, чтобы подчеркнуть объем окон. Здесь также, хотя и в меньшей степени, чем в офисных фасадах, заметна игра с горизонталями: межэтажные перемычки то уже, то шире, и образуют подобие легкой волны. Перемычки в группах окон – из темно-коричневого кирпича, частые углубления балконов-лоджий забраны темными же решетками, все вместе работает на глубину фасадов «цвета шоколада». Высокие, 5-метровые, как сейчас принято, первые этажи отданы кафе, обращенным в сторону благоустроенного сквера.
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Компьютерная модель © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Компьютерная модель, фрагмент корпуса В © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Компьютерная модель © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Компьютерная модель © АМ Сергей Киселев и Партнеры

Второй дом, тот, что вдоль леса, отличается светлой гаммой кирпича, тяготеющей к цвету белого камня. Кирпич здесь, также как в первом корпусе, ручной формовки, со смятой неровной «белоглиняной» фактурой – оказалось не так просто найти подходящую фабрику. Ни вертикаль, ни горизонталь здесь не преобладают, они скорее смешиваются: рельефные полоски напоминают конструктивистские кварталы, темные вставки между окнами кажутся заимствованными от соседнего дома «по-братски». Получившийся гибрид подобен увеличенному фрагменту кружева – все это довольно уютно, дачно, как пятна света на деревянной террасе. Впрочем не будем забывать, что теплота сепиевой гризайли призвана компенсировать масштаб: в каждом здании по 17 этажей, 60 м чистого роста – хотя их и не двадцать пять; для замкадовского пространства нашего времени масштаб относительно небольшой, почти советский.
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Фрагмент корпуса Г (гостиничного) © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Западный фасад © АМ Сергей Киселев и Партнеры
zooming
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Северный фасад © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Южный фасад © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Схема развертки по Рублевскому шоссе © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Корпуса В, Г (гостиничные). Разрез 3.1-3.1 © АМ Сергей Киселев и Партнеры

Два гостиничных корпуса связаны между собой, как мы помним, стилобатом, той же 5-метровой высоты, что и первые общественно-коммерческие этажи. В нем должен разместиться финтес-центр со спа, на благоустроенной кровле – прогулочная зона.

Комплекс интересен как продолжение давней работы архитекторов СКиП. В этом случае собственная постройка, в свое время, признаем, ощутимо изменившаяся в процессе проектирования, хотя ей и удалось сохранить основной замысел – становится для авторов важнейшим, родственным контекстом, требует отклика, возможно, даже резонанса, усиления или раскрытия темы. Здесь заметно и готицизированное заострение в офисных корпусах, открытых двумя окулярами к трассе – и, в то же время, плавный переход к другой теме, домашней, фактурной, связанной, скажем так, с приметами дня сегодняшнего, определенной и требованиями функции, и возможно, актуальностью «манхэттенской» высотно-кирпичной образности. Три блока зданий, первый из которых уже построен, так или иначе складываются в некую цепочку, вырастают, переворачиваются, меняют материал, но остаются частями одной и той же истории.
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Корпуса В, Г (гостиничные). План 2 этажа © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Корпуса А, Б (офисные). Разрез 2.2-2.2 © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Корпуса А, Б (офисные), разрез 1.2-1.2 © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Корпуса А, Б (офисные). План 2 этажа © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. Корпуса А, Б (офисные), планы 3-14 этажей © АМ Сергей Киселев и Партнеры
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе. План подвала на отм. -5.100 © АМ Сергей Киселев и Партнеры


Архитектор:
Игорь Шварцман
Анастасия Хомякова
Проект:
Гостинично-деловой комплекс на Рублево-Успенском шоссе
Россия, Барвихинское с.п., 1-й км Рублево-Успенского шоссе

Авторский коллектив:
А.А. Хомякова, В.Х. Джантимирова, Е.С. Клюева, О.Д. Плужникова, И.З. Шварцман

2017 — 2018

Заказчик: компания «Штандарт»

21 Февраля 2018

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.