English version

Без стилизации

Закончено строительство ЖК «Литератор» в Хамовниках: архитекторы сделали его принципиально современным, в частности, отказавшись от парадного фасада в пользу осмысления имманентных особенностей кирпичной и белокаменной кладки.

mainImg
Архитектор:
Игорь Шварцман
Алексей Медведев
Проект:
Жилой комплекс на улице Льва Толстого (ЖК «Литератор»)
Россия, Москва, улица Льва Толстого, вл. 27/3

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.В. Медведев, М.Б. Серебряников, Т.А. Груздева
Инженеры: О.Б. Аксенова, Е.Е. Кирюханцев, А.П. Крылов, И.Б. Радин, А.Е. Рысакова, В.Б. Сергеев, И.З. Шварцман, К.А. Спиридонов, А.А. Коршунов, С.А. Аренина

2009 — 2010 / 2010 — 2011
Мы уже рассказывали о проекте жилого комплекса «Литератор» в Хамовниках: компания «Сергей Киселев и Партнеры» спроектировала его по заказу «Галс-Девелопмент» на месте старого пивоваренного завода при пересечении улиц Россолимо и Льва Толстого. Участок достаточно обширен для центра Москвы – около двух гектаров, но углублен в пространство дворов и практически со всех сторон окружен сохраняемыми постройками: один корпус завода, самый старый, невысокий и с трубой, отделяет комплекс от парка музея Льва Толстого; другой – трехэтажное здание конца XIX века, вытянут вдоль улицы имени великого писателя; третий – Институт напитков, построенный в конце семидесятых и с тех пор изрядно пообтрепавшийся, формирует линию улицы Россолимо. Появление за этими разномастными кулисами нового элитного жилого комплекса – почти незаметно: на красной линии он манифестирует себя лишь двумя небольшими корпусами, аккуратно встроенными в разрывы городской ткани.
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Генеральный план © «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого © «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Вид двора комплекса на сохраненный корпус пивоваренного завода. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»

По словам главного архитектора проекта Алексея Медведева, двумя главными задачами авторов были: уместить максимум полезной площади в рамки ограничений – а здесь, рядом с усадьбой Толстого, они достаточно строгие, – и «избежать пошлости», навеиваемой все тем же элитно-центральным расположением и близостью музея. Действительно, архитектура проекта геометрична и сдержанна в деталях. Между тем девелопер все равно называет ее на риелторском сайте «современной классикой». С чем во многом можно и согласиться: комплекс, хотя и лишенный намеков на исторический декор, примыкает к тому каменно-кирпичному направлению, которое пришло в Москву из Берлина и за прошедшие десять-пятнадцать лет стало общепризнанным идеалом застройки цезур исторических районов. Такие здания как правило сочетают облицовку из юрского известняка, любимца городской архитектуры двухтысячных – с различными видами необычного кирпича, причем если юрский камень может быть обычным и играет роль фона, то кирпич нередко определяет идентичность здания: он то черный, то серый, то шершавый, то рельефный. В корпусах «Литератора» все именно так и есть: архитекторы намеренно выбрали не коричневый кирпич, к которому Москва привыкла уже в конце 2000-х, а насыщенно-красный. Получившийся цвет все равно коричневат, но достаточно живописен и попадает в палитру улицы, образованную фабричными зданиями конца XIX века.

Более того, самые любопытные сюжеты архитектуры «Литератора» построены именно на вариациях кирпичной облицовки. Кирпич шершав, в нем отчетливо видна примесь песка и складки глиняного «теста», кладка равномерно разбавлена пережженными фиолетовыми вкраплениями, призванными, как и все вышеперечисленное, придать стене рукотворность сродни исторической. Но базовым набором современного ретро-кирпича авторы не ограничиваются.
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»

Так как комплекс вписан – или, как говорят архитекторы, буквально-таки втиснут – в пространство дворов, то в нем начисто отсутствует главная гордость любой традиционалистской архитектуры: парадный фасад. Даже если бы хотелось, для него (почти) не было места. Но так как одной из целей было остаться в рамках современной образности, то вместо гордой репрезентативной композиции комплекс выходит на улицу несколькими проездами и двумя совсем небольшими корпусами. Один из них, обращенный к офисному центру «Строганов», минималистично прост: его оживляют лишь редкие вставки белесых кирпичей, похожие на блики солнечных зайчиков (их поверхность затерта чем-то светлым). Напоминающие о весеннем солнце штрихи светлых кирпичей встречаются и на внутренних корпусах.

Второе здание из выходящих на улицу – угловой корпус «А», он берет на себя роль главного акцента, так как наиболее любопытен. Корпус обращен к перекрестку улиц Толстого и Россолимо, просторному и почти не оформленному, и новое здание чутко реагирует на его урбанистическую незавершенность. Его угловой фасад поворачивает по параболе, но форма не округлая, а граненая, и кроме того, кирпичи не меняют направления вслед за плоскостями стен: они выстраиваются «пилой», вначале робко, а затем показывают широкие плоскости и углы, намекая на то, что они – вовсе не плоский облицовочный ригель и даже не бруски, а благородная плинфа. Что, конечно, иллюзия: для фактурной части использован специальный кирпич, а в остальных местах – ригель.
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Нежилой корпус на углу улиц Толстого и Россолимо. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Угловой корпус. Фрагмент. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Угловой корпус. Фрагмент. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»

Итак, там, где стены скошены, кирпич не следует за их плоскостью, а ершится углами. Так выглядят иные колонны в полуразрушенной усадьбе – но там-то слетела штукатурка, а здесь так и задумано. Фактически, в угловом корпусе архитекторы провели операцию, которую можно назвать деконструкцией фасада: оставили фасад намеренно незаконченным, как будто он, подобно многим итальянским храмам – ну к примеру Сан-Лоренцо во Флоренции – не дождался облицовки. Тему подхватывают тонкие коробки белокаменных рамок окон, вставленные в рыхлую толщу кирпича немонолитно, как ждущие облицовки и украшения. Но нет. Именно таким, без кожи, ему и задумано быть.

Топорщение кирпича – полная антитеза парадному фасаду – становится практически манифестом архитектуры «Литератора». Это фасад-вывеска, исполненный с долей не лишенной артистизма незаконенности. На южном торце корпуса «Б», обращенном к детской площадке и старому зданию пивоварни, тема незавершенности продолжается: здесь стена решена в виде мягко нарисованной штрабы, что тоже обозначает разрыв, слом кладки. Такая фактура возникает еще на нескольких торцах, обозначая уже внутренние «разрывы», между корпусами; полоскам вторят пятна кирпичных решеток – тоже средовая деталь, заимствованная у забора соседнего НИИ глазных болезней (забор не исключено, что потом и снесут, а отраженный мотив останется).
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фрагмент с кирпичной решеткой. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фасад с полосками, похожими на штрабу Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»

Незавершенность стыковочных, обращенных вовне частей ансамбля выглядит как декларативный жест, связанный с осмыслением места комплекса в городе: его родственности и одновременно чужеродности осваиваемому пространству. Здания – странники, их как будто откуда-то вырезали и перенесли сюда, и остались сломы. Впрочем, послание зашифровано: если просто скользить взглядом, идя мимо, то можно без раздумий любоваться игрой света и тени на необычной кирпичной фактуре.

И все же комплекс – прежде всего элитное жилье, в нем есть и пентхаусы с террасами на крышах, и двухуровневые квартиры. Тонкости контекстуальных смыслов для него не главное, и внутри, там, где ослабевают городские ограничения, корпуса становятся ощутимо крупнее, выше, строже и респектабельнее. Белокаменные и кирпичные объемы чередуются и врастают друг в друга, образуя то ризалиты, то впадины, оживляясь группами глубоких лоджий и рядами прозрачных балконов. Балка длинного корпуса «Б» тянется вдоль красной линии внутренней улочки, параллельной улице Льва Толстого. Ее оживленный асимметричными ризалитами фасад хорошо виден в разрывах застройки и тоже играет представительскую роль – по-своему, из второго ряда. Длинный дом отгораживает от прохожих и гуляющих пространство внутренних дворов с тремя короткими поперечными корпусами, чьи первые этажи прорезаны анфиладой высоких проездов на длинных «ногах», хорошо видной с улицы Россолимо. Архитекторы говорят, что проще было поставить в глубине второй длинный корпус; но они пошли другим путем, раздробив дворы и протянув через них не материальную, а пространственную ось. Внутрь войти нельзя: охрана придирчиво следит за покоем будущих жильцов элитного комплекса, прогуляться можно только по улочке вдоль корпуса «Б».
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фасад корпуса-балки. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»

Архитектура внутри комплекса также не лишена нотки деконструкции, оживляющей массивы камня и кирпича. Во-первых, окна в кирпичных стенах обрамлены тонкими белокаменными рамками, которые вовсе не стремятся слиться заподлицо с плоскостью, а выглядят как вставленные с массив «короба» из каменных плит, с такой же плитой-подоконником. Во-вторых, кирпичные массивы прорезаны то широкими полосами камня, то рельефными линиями тонкой решетки, которая в нижнем этаже превращается в заполненную кирпичом крупную сетку, провоцируя игру в ассоциации – как будто витрины или даже корбюзеанские «ноги дома» заложили кирпичом. Словом, каменно-кирпичная стилистика последних лет срастается в этом доме с более ранними, не исчерпанными в девяностые, вариациями на темы модернистской деконструкции, штрихами для облегчения каменных объемов.
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»

Архитекторы «СКиП» также разработали дизайн входных вестибюлей – первоначально лаконичный, из дерева и камня, но затем по просьбе заказчика авторы добавили в проект «литературности», тоже, впрочем, умеренно. Стойка ресепшна исписана курсивом, стены – из такого же камня, что и фасады, покрыты живописно разбросанными нишами с деревянными рамками заполнение которых: цветы, фотографии, что угодно – остается на совести управляющей компании или жильцов. Темноватый цвет дерева перекликается с оконными рамами во всем доме, а кожа кресел усиливает литературность, напоминая мебель соседней усадьбы Толстого.
Интерьеры общественных зон жилого комплекса «Литератор» © Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

Благородный лаконизм культурных кодов, однако, показался заказчику маловат – и на обращенном во двор «Литератора» торце институтского комплекса нарисовали картину духовно-патриотического содержания, с русичем в лаптях и волком. Часть жильцов элитного комплекса, также как и архитекторы, продолжают надеяться, что произведение удастся убрать.

Но вернемся к архитектуре комплекса. Она получилась и лаконично-современной, и контекстуальной. Хамовники – место элитное, но исторически дискретное, не образовавшее цельного и плотного городского пространства, как и значительная часть Москвы, «большой деревни»: здесь были усадебные сады, деревянные дома, потом кирпичные фабрики. Одна палата осталась даже от Хамовного двора XVII века, сейчас она окружена скверами с американским кленом, подделками исторических домов и расставленными по диагонали брежневскими башнями. Корпуса «Литератора» аккуратно врастают в это нетвердое окружение, усиливая свой характер к центру, ядру комплекса, и «растворяясь» по краям.

Кроме того, совсем рядом, на другой стороне улицы Толстого находится фабрика «Красная роза», реконструированная под офисный центр по проекту других архитекторов, но того же бюро «Сергей Киселев и Партнеры»: фасады «Литератора» не слишком заметно, но все же перекликаются с асимметрией офисного корпуса «Морозов», выстраивая в дополнение к контекстуальному дискурсу связи, которые можно были бы назвать родственными – между разными проектами одной мастерской. Да, «СКиП» построили в Москве достаточно много, чтобы реагировать и на свои произведения тоже. 
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Угловой корпус. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Фотография © Михаил Серебряников, «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. План 1 этажа © «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Разрезы © «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс на улице Льва Толстого. Разрезы © «Сергей Киселев и Партнеры»

Поставщики, технологии

BUZON
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
Архитектор:
Игорь Шварцман
Алексей Медведев
Проект:
Жилой комплекс на улице Льва Толстого (ЖК «Литератор»)
Россия, Москва, улица Льва Толстого, вл. 27/3

Авторский коллектив:
Архитекторы: А.В. Медведев, М.Б. Серебряников, Т.А. Груздева
Инженеры: О.Б. Аксенова, Е.Е. Кирюханцев, А.П. Крылов, И.Б. Радин, А.Е. Рысакова, В.Б. Сергеев, И.З. Шварцман, К.А. Спиридонов, А.А. Коршунов, С.А. Аренина

2009 — 2010 / 2010 — 2011

11 Сентября 2015

Золотое очелье
Новый стеклянный объем с параболической аркой из корабельной стали между башнями штаб-квартиры Сбербанка – общественное пространство, открытое для посещения. Архитектурную концепцию предложили Evolution Design. Ниже рассказ о сложностях и тонкостях.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Продолжение и развитие
Вторая офисная очередь самого популярного бизнес-парка Новой Москвы – Comcity – продолжает подземную улицу существующей части комплекса и откликается на его архитектурную айдентику.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Плиссированный дом
Комплекс апартаментов на улице Франко, спроектированный Алексеем Медведевым, берет на себя роль градостроительного акцента, не выходя за рамки сдержанной минималистичной формы. Одна из его особенностей – лестница с пандусом-зигзагом, все еще необычная для Москвы.
Малоэтажные кварталы: в Оренбургских степях
Концепция застройки 150 га на окраине Оренбурга, разработанная архитекторами СКиП, привлекательна двумя вещами: наличием многих компонентов комфортного города, но отсутствием чрезмерно маркетинговых ходов – иными словами, реалистичностью замысла.
Продолжение начатого
Проект офисно-гостиничного комплекса на первом километре Рублево-Успенского шоссе развивает давние идеи и откликается на архитектуру зданий, уже построенных здесь архитекторами СКиП ранее.
Триумф «Литератора»
Лауреатом «Золотого сечения» ожидаемо стала мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» за реализацию ЖК «Литератор». О других наградах – в нашем рассказе с места событий.
Дом перфекциониста
Жилой комплекс V-House Архитектурной мастерской «Сергей Киселев и партнеры» недавно сдан в эксплуатацию. Бюро осуществляло авторский надзор, благодаря чему удалось добиться именно того качества, на какое проектировщики изначально рассчитывали.
Дом-змея
Вариант СКиП для территории «Филикровли» – протяженный дом, интерпретирующий идею двух- или даже трехъярусного города, выстроенный вдоль пешеходного бульвара, ведущего от одного метро к другому.
Каннелюра минималиста
Объемное построение этого жилого комплекса реагирует на структуру городской ткани, а геометрия фасадов – на поиски зрелого модернизма, впрочем, аллюзии поданы современно, с вниманием к деталям.
Черно-белый дуэт
Около станции метро «Нагорная» по проекту «Архитектурной мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» скоро начнется строительство двух жилых башен, привлекающих внимание своей выразительной шахматной облицовкой.
Архсовет Москвы–16
9 апреля архсовет рассмотрел четыре варианта архитектурного решения одного из корпусов в составе бывшего «Миракс-плаза». Лучшим почти единодушно был признан второй вариант.
Много_башен
Публикуем все проекты, участвовавшие во втором туре конкурса на жилой комплекс на Рублевском шоссе. Победил проект бюро «Сергей Скуратов ARCHITECTS»
Дом – разноцветные ярмарки
Красочный коллаж, будто склеенный из журнальных и газетных вырезок, на фоне монотонной застройки подмосковного городка Московский – конкурсный проект торгово-развлекательного центра от бюро «Сергей Киселев и Партнеры».
Возвращение проекта
Рассказ о том, как проект АТК на ул. Кульнева (более известный по своему прежнему названию «Миракс-плаза») лишился надзора его авторов, был переделан, а затем – вернулся к авторам и вернул себе прежнюю архитектурную цельность.
Этюд в кирпичных тонах
В архитектурном бюро «Киселев и партнеры» завершили проектирование поселка с живописным названием «Этюд». Помимо частного жилья здесь предусмотрено несколько многоквартирных домов, а общая стилистика поселка близка лаконичному скандинавскому дизайну.
Выбор веселых и находчивых
Публикуем все проекты участников конкурса на концепцию реконструкции кинотеатра «Гавана» для молодежного центра «Планета КВН». Среди участников SPEECH, СКиП, бюро Андрея Чернихова, Алексея Гинзбуга и другие, первое место досталось проекту бюро «Атриум», предложившему изменить фасад до неузнаваемости с помощью легкой натяжной конструкции.
Языком Высокого Возрождения
Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и партнеры» разработала проект ландшафтного решения дворов и прилегающих территорий жилого комплекса «Итальянский квартал», строящегося сейчас в Москве. Образы ландшафтной архитектуры по-новому продолжают затеянную Михаилом Филипповым «игру в классику».
Валерий Лукомский: Главное для меня – сохранить авторский...
Реализация архитектурного проекта невозможна без досконально проработанных чертежей и скрупулезных расчетов, однако этот этап работы мастерских обычно не становится поводом для публикаций. Оценивая архитектурно-планировочные решения, критики, как правило, даже не упоминают тех, кто доводит их «до ума». Между тем так называемая стадия РД нередко поручается специальному бюро, и именно об этом наш сегодняшний разговор с руководителем архитектурной мастерской «Сити-Арх» Валерием Лукомским.
Материальность места
В московском районе Хамовники, на улице Льва Толстого, ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» проектирует новый жилой комплекс. Расположенный на второй линии застройки, он практически не изменит облик улицы, но создаст внутри квартала несколько уютных дворов.
Похожие статьи
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Планы «мельницей»
В Сан-Паулу завершено строительство жилого комплекса из двух башен по проекту UNStudio. Каждая квартира выходит здесь сразу на три стороны.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.