Архсовет Москвы–16

9 апреля архсовет рассмотрел четыре варианта архитектурного решения одного из корпусов в составе бывшего «Миракс-плаза». Лучшим почти единодушно был признан второй вариант.

Автор текста:
Алла Павликова

10 Апреля 2014
mainImg
Как мы уже сообщали ранее, 16-й архитектурный совет Москвы вынес на рассмотрение только один проект, предлагающий новый взгляд на единственный еще не построенный корпус административно-торгового комплекса, расположенного на пересечении Кутузовского проспекта и улицы Кульнева.

Проект «Миракс-плаза» был разработан в 2006-м году мастерской Сергея Киселева. Комплекс задумывался как единый градостроительный ансамбль, состоящий из двух высоких башен и трех 10-этажных корпусов, формирующих округлую горизонтальную платформу. Один из этих корпусов, вытянувшийся вдоль ТТК, согласно первоначальному проекту, значительной своей частью нависал над тоннелем железной дороги, проходящей по участку. Однако впоследствии инвестора попросили не заступать на территорию железнодорожного полотна, из-за чего площадь участка сократилась почти вдвое; в связи с этим в 2012 году СКиП предложил новый вариант решения корпуса, но дальше дело не пошло, проект был передан мастерской Романа Кананина (ООО «Моспроект»), а затем для разработки альтернативной версии заказчик привлек еще и ТПО «Резерв». До вчерашнего дня проект корпуса не был утвержден.
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
Административно-торговый комплекс на ул. Кульнева. Вид сверху. Вариант 1
© АМ Сергей Киселев и Партнеры

Таким образом, к архитектурному совету проект подошел в четырех различных вариантах – от сверкающего золотом «корабля» с озелененной кровлей до сдержанного «военного фрегата» с четкой матрицей фасадного оформления.
zooming
АТК на Кутузовском проспекте. Транспортная схема. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
zooming
АТК на Кутузовском проспекте. Ситуационный план. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»

Перед Романом Кананиным и Владимиром Плоткиным стояла одна и та же задача – вместить в габариты существенно уменьшившегося в размерах участка необходимые квадратные метры. Очевидно, что сделать это можно было, только нарастив высоту. И здесь были предложены разные способы.

В первом варианте корпус с садами и куполом на крыше плавно набирает высоту, образуя над техническим этажом нечто похожее на острый и задорный корабельный нос, приподнятый к башням бывшего «Миракс-плаза». Этот вариант был показан в двух версиях: алюминиево-серой и золотой, то есть покрытой золотым стеклом, что, по замыслу авторов, должно служить откликом на оранжевое стекло небоскреба «Меркурий Сити», расположенного в Сити на другой стороне реки.
АТК на Кутузовском проспекте. Макет. Вариант 1. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Макет. Вариант 1. «Моспроект» (мастерская №3)
АТК на Кутузовском проспекте. Макет. Вариант 1. «Моспроект» (мастерская №3)
АТК на Кутузовском проспекте. Макет. Вариант 1. «Моспроект» (мастерская №3)
zooming
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 1. «Моспроект» (мастерская №3)
zooming
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 1. Вид со стороны реки. «Моспроект» (мастерская №3)

Во втором варианте авторы отказались от идеи плавного повышения объема. Здесь корпус особенно деликатен: покрыт тонкой, вертикальной и ребристой сеткой, чередующей пятна светлого и темного песчаника, а повышение этажности происходит за счет небольшой ступеньки. Со стороны Кутузовского проспекта архитекторы выдерживают его высотные отметки, но вскоре, в той точке где по соседству начинается прямоугольник расположенного во дворе комплекса здания 1980-х, корпус повышается на два этажа. Ступенька всего одна, и нужные площади плавно, без акцентов растянуты почти по всей длине корпуса. Чередование светлого и темного, по словам Владимира Плоткина, создает интересный эффект восприятия объема при движении на автомобиле.
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. Макет. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
zooming
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. Пешеходная улица. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
zooming
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. Фасадные решения. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
zooming
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. Фасадные решения. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Пешеходная улица. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»

В третьем предложении ступенька оказывается крупнее: две трети длины корпуса поддерживают высоту Кутузовского проспекта, а над острым носом, ближе к башням, над ним вырастает своего рода полубашня (семь этажей), равная по высоте дворовому корпусу. Повышение обозначает переход от горизонтального фронта застройки к высотному.
zooming
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 3. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 3. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»

Четвертый вариант получился самым экстравагантным. Повышение до 17-ти этажей здесь достигается за счет полуциркульного выреза в центральной части корпуса, открывающего вид на Сити из окон здания, расположенного во дворе. Так же как и в первом варианте, в этом предлагается озеленить кровлю, однако решение фасадов выглядит куда более сдержанным.
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 4. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 4. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 4. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»

Что касается функционального наполнения, то оно во всех версиях приблизительно одинаковое. Первые этажи отведены под общественные функции и торговлю, выше располагаются офисы. Попасть в магазины и кафе первого этажа можно со стороны внутренней пешеходной улицы, появившейся между двумя корпусами комплекса. Со стороны ТТК входов в здание нет, но сделаны большие стеклянные витрины. Вся прилегающая территория будет благоустроена и озеленена. Проект благоустройства в настоящее время разрабатывает мастерская Александра Асадова.

Мнение членов совета относительно представленных вариантов было практически единодушным. Абсолютное большинство без сомнений отдало предпочтение варианту номер два с двумя дополнительными этажами, растянутыми по длине корпуса. Николай Шумаков посчитал, что именно это решение поможет поставить убедительную точку в таком сложном и долгом проекте. С ним согласился Андрей Гнездилов: «Горизонтальное завершение здесь абсолютно уместно и должно быть подчеркнуто явным жестом. Выступающих элементов быть не должно. Еще одна башня, пусть даже и невысокая, закроет перспективу комплекса и проспекта».

Противоположное мнение высказал Сергей Чобан. Ему тоже понравился горизонтальный вариант, но третья версия с невысокой башней показалась более предпочтительной, поскольку такое решение обеспечило бы угловую поддержку комплекса и мягкий переход между двумя высотностями. «Третью башню делать совсем не нужно, – возразил на это Юрий Григорян, – Внутри комплекса и так расположен довольно крупный объем, поддерживать его еще более громоздкой башней с непонятными пропорциями было бы неправильно. Для меня очевидно, что в данной ситуации может быть построен только второй вариант с его магией простой и хорошо спропорционированной сетки фасадов».

Михаил Посохин также поддержал второй вариант – «самый приемлемый и по высоте, и по количеству остекления». Фасады зданий комплекса, по его словам, и без того получились слишком разными. Вносить дополнительный резонанс, добавляя другие цвета и материалы, было бы ошибкой. Яркие фасады, придуманные архитекторами «Моспроекта», понравились, пожалуй, только Александру Кудрявцеву, открывшему для себя колоссальный потенциал места, который, по его убеждению, требует значительно больших творческих усилий. Варианты «Моспроекта» показались ему весьма пластичными, живописными и эмоциональными. Но в качестве наилучшего решения для данной площадки Кудрявцев предложил разбить корпус на несколько отдельно стоящих объемов (что, как мы помним, было сделано в первоначальном предложении СКиП).

Евгений Асс с Кудрявцевым не согласился: два варианта «Моспроекта» он назвал примером «дизайнерской архитектуры», которая сложно воспринимается в данном месте. Также Асс с сожалением заметил, что изменение участка не пошло проекту на пользу: «Комплекс, задуманный как целостный градостроительный ансамбль, в результате всех перипетий – кризиса, смены заказчика и т.д. – распался на отдельные и почти никак не связанные друг с другом элементы. Нынешняя конфигурация площадки, в которую архитекторы вынуждены вписывать корпус, почти лишает возможности визуально включить его в состав комплекса». В идеале, по мнению Асса, следовало бы полностью пересмотреть градостроительную ситуацию, еще лучше было бы – уговорить заказчика смириться с потерей площадей. Но, понимая, что ни тот, ни другой вариант нельзя воплотить в жизнь, Асс предложил собравшимся поддержать самое спокойное решение Владимира Плоткина, которое не противоречит первоначальному замыслу Сергея Киселева.

Собственно это и стало итогом заседания. Сергей Кузнецов резюмировал, что совет одобрил второй вариант архитектурного решения корпуса. Доработок потребует только транспортная схема.
 

10 Апреля 2014

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Архсовет Москвы – 54
Под Павелецкой площадью будет построен трехуровневый подземный торговый центр, а ее саму планируется благоустроить. Архсовет одобрил проект, представленный «Моспроектом-2».
Архсовет Москвы–53
На Звенигородском шоссе будет построен многофункциональный жилой комплекс авторства бюро «Меганом». Архитектурный совет единогласно одобрил проект.
Технологии и материалы
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Сейчас на главной
Эстетизация двора
Благоустраивая двор жилого комплекса премиум-класса, бюро GAFA позаботилось не только о соответствующем высокому статусу образе, но и о простых человеческих радостях, а также виртуозно преодолело нормативные ограничения.
Кино под куполом
Музей науки Curiosum с купольным кинотеатром по проекту White Arkitekter расположился в исторической промзоне на севере Швеции, занятой сейчас университетом Умео.
Авангардный каркас из прошлого
В Париже завершилась реконструкция почтамта на улице Лувра по проекту Доминика Перро: почтовая функция сведена к минимуму, вместо нее возникло множество других, включая социальное жилье.
Шелковые рукава
Металлические ленты Культурного центра по проекту Кристиана де Портзампарка в Сучжоу – парафраз шелковых рукавов артистов куньцюй: для спектаклей этого оперного жанра также предназначен комплекс.
MasterMind: нейросеть для девелоперов и архитекторов
Программа, разработанная компанией Genpro, способна за полчаса сгенерировать десятки вариантов застройки согласно заданным параметрам, но не исключает творческой работы, а лишь исполняет техническую часть и может быть использована архитекторами для подготовки проекта с последующей передачей данных в AutoCAD, Revit и ArchiCAD.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
Медные стены, медные баки
Новая штаб-квартира Carlsberg Group в Копенгагене по проекту C. F. Møller получила фасады из медных панелей, напоминающие об исторических чанах для варки пива.
Оболочка IT-креативности
Московское здание международной сети внешкольного образования с центром в Армении – школы TUMO – расположилось в реконструированном корпусе, единственном сохранившемся от сахарного завода имени Мантулина. Пожелания заказчика и инновационная направленность школы определили техногенную образность «металлического ящика», открытую планировку и яркие акценты внутри.
Быть в центре
Апарт-комплекс в центре делового квартала с веерными фасадами и облицовкой с эффектом терраццо.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Третий путь
Публикуем объект, получивший гран-при «Золотого сечения 2021»: офисный комплекс на Верхней Красносельской улице, спроектированный и реализованный мастерской Николая Лызлова в 2018 году. Он демонстрирует отчасти новые, отчасти хорошо забытые старые тенденции подхода к строительству в исторической среде.
Диалог в кирпиче
Новый корпус школы Скиннерс по проекту Bell Phillips Architects к юго-востоку от Лондона продолжает викторианскую традицию кирпичной архитектуры.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Оазис среди офисов
Двор киевского делового центра Dmytro Aranchii Architects превратили в многофункциональную рекреационную зону для сотрудников.
Террасы и зигзаги
UNStudio прорывается в Петербург: на берегу Финского залива началось строительство ступенчатого офиса для IT-компании JetBrains.
Пресса: «Потенциал городов не раскрыт даже на треть». Архитектор...
Программа реновации, предполагающая снос хрущевок, стартовала в Москве в 2017 году. Хотя этот механизм и отличается от закона о комплексном развитии территорий, который распространили на остальную страну, столичные архитекторы накопили приличный опыт, как обновлять застроенные кварталы. Об этом мы поговорили с руководителем бюро T+T Architects Сергеем Трухановым.
Избушка в горах
Клубный павильон PokoPoko по проекту Klein Dytham architecture при отеле на острове Хонсю напоминает сказочный домик.
Здесь и сейчас
Три примера быстровозводимой модульной архитектуры для города и побега из него: растущие офисы, гастромаркет с признаками дома культуры и хижина для созерцания.