Архсовет Москвы–16

9 апреля архсовет рассмотрел четыре варианта архитектурного решения одного из корпусов в составе бывшего «Миракс-плаза». Лучшим почти единодушно был признан второй вариант.

Автор текста:
Алла Павликова

mainImg
0 Как мы уже сообщали ранее, 16-й архитектурный совет Москвы вынес на рассмотрение только один проект, предлагающий новый взгляд на единственный еще не построенный корпус административно-торгового комплекса, расположенного на пересечении Кутузовского проспекта и улицы Кульнева.

Проект «Миракс-плаза» был разработан в 2006-м году мастерской Сергея Киселева. Комплекс задумывался как единый градостроительный ансамбль, состоящий из двух высоких башен и трех 10-этажных корпусов, формирующих округлую горизонтальную платформу. Один из этих корпусов, вытянувшийся вдоль ТТК, согласно первоначальному проекту, значительной своей частью нависал над тоннелем железной дороги, проходящей по участку. Однако впоследствии инвестора попросили не заступать на территорию железнодорожного полотна, из-за чего площадь участка сократилась почти вдвое; в связи с этим в 2012 году СКиП предложил новый вариант решения корпуса, но дальше дело не пошло, проект был передан мастерской Романа Кананина (ООО «Моспроект»), а затем для разработки альтернативной версии заказчик привлек еще и ТПО «Резерв». До вчерашнего дня проект корпуса не был утвержден.
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
Административно-торговый комплекс на ул. Кульнева. Вид сверху. Вариант 1
© АМ Сергей Киселев и Партнеры

Таким образом, к архитектурному совету проект подошел в четырех различных вариантах – от сверкающего золотом «корабля» с озелененной кровлей до сдержанного «военного фрегата» с четкой матрицей фасадного оформления.
zooming
АТК на Кутузовском проспекте. Транспортная схема. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
zooming
АТК на Кутузовском проспекте. Ситуационный план. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»

Перед Романом Кананиным и Владимиром Плоткиным стояла одна и та же задача – вместить в габариты существенно уменьшившегося в размерах участка необходимые квадратные метры. Очевидно, что сделать это можно было, только нарастив высоту. И здесь были предложены разные способы.

В первом варианте корпус с садами и куполом на крыше плавно набирает высоту, образуя над техническим этажом нечто похожее на острый и задорный корабельный нос, приподнятый к башням бывшего «Миракс-плаза». Этот вариант был показан в двух версиях: алюминиево-серой и золотой, то есть покрытой золотым стеклом, что, по замыслу авторов, должно служить откликом на оранжевое стекло небоскреба «Меркурий Сити», расположенного в Сити на другой стороне реки.
АТК на Кутузовском проспекте. Макет. Вариант 1. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Макет. Вариант 1. «Моспроект» (мастерская №3)
АТК на Кутузовском проспекте. Макет. Вариант 1. «Моспроект» (мастерская №3)
АТК на Кутузовском проспекте. Макет. Вариант 1. «Моспроект» (мастерская №3)
zooming
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 1. «Моспроект» (мастерская №3)
zooming
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 1. Вид со стороны реки. «Моспроект» (мастерская №3)

Во втором варианте авторы отказались от идеи плавного повышения объема. Здесь корпус особенно деликатен: покрыт тонкой, вертикальной и ребристой сеткой, чередующей пятна светлого и темного песчаника, а повышение этажности происходит за счет небольшой ступеньки. Со стороны Кутузовского проспекта архитекторы выдерживают его высотные отметки, но вскоре, в той точке где по соседству начинается прямоугольник расположенного во дворе комплекса здания 1980-х, корпус повышается на два этажа. Ступенька всего одна, и нужные площади плавно, без акцентов растянуты почти по всей длине корпуса. Чередование светлого и темного, по словам Владимира Плоткина, создает интересный эффект восприятия объема при движении на автомобиле.
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. Макет. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
zooming
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. Пешеходная улица. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
zooming
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. Фасадные решения. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
zooming
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 2. Фасадные решения. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Пешеходная улица. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»

В третьем предложении ступенька оказывается крупнее: две трети длины корпуса поддерживают высоту Кутузовского проспекта, а над острым носом, ближе к башням, над ним вырастает своего рода полубашня (семь этажей), равная по высоте дворовому корпусу. Повышение обозначает переход от горизонтального фронта застройки к высотному.
zooming
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 3. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 3. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»

Четвертый вариант получился самым экстравагантным. Повышение до 17-ти этажей здесь достигается за счет полуциркульного выреза в центральной части корпуса, открывающего вид на Сити из окон здания, расположенного во дворе. Так же как и в первом варианте, в этом предлагается озеленить кровлю, однако решение фасадов выглядит куда более сдержанным.
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 4. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 4. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»
АТК на Кутузовском проспекте. Вариант 4. «Моспроект» (мастерская №3) и ТПО «Резерв»

Что касается функционального наполнения, то оно во всех версиях приблизительно одинаковое. Первые этажи отведены под общественные функции и торговлю, выше располагаются офисы. Попасть в магазины и кафе первого этажа можно со стороны внутренней пешеходной улицы, появившейся между двумя корпусами комплекса. Со стороны ТТК входов в здание нет, но сделаны большие стеклянные витрины. Вся прилегающая территория будет благоустроена и озеленена. Проект благоустройства в настоящее время разрабатывает мастерская Александра Асадова.

Мнение членов совета относительно представленных вариантов было практически единодушным. Абсолютное большинство без сомнений отдало предпочтение варианту номер два с двумя дополнительными этажами, растянутыми по длине корпуса. Николай Шумаков посчитал, что именно это решение поможет поставить убедительную точку в таком сложном и долгом проекте. С ним согласился Андрей Гнездилов: «Горизонтальное завершение здесь абсолютно уместно и должно быть подчеркнуто явным жестом. Выступающих элементов быть не должно. Еще одна башня, пусть даже и невысокая, закроет перспективу комплекса и проспекта».

Противоположное мнение высказал Сергей Чобан. Ему тоже понравился горизонтальный вариант, но третья версия с невысокой башней показалась более предпочтительной, поскольку такое решение обеспечило бы угловую поддержку комплекса и мягкий переход между двумя высотностями. «Третью башню делать совсем не нужно, – возразил на это Юрий Григорян, – Внутри комплекса и так расположен довольно крупный объем, поддерживать его еще более громоздкой башней с непонятными пропорциями было бы неправильно. Для меня очевидно, что в данной ситуации может быть построен только второй вариант с его магией простой и хорошо спропорционированной сетки фасадов».

Михаил Посохин также поддержал второй вариант – «самый приемлемый и по высоте, и по количеству остекления». Фасады зданий комплекса, по его словам, и без того получились слишком разными. Вносить дополнительный резонанс, добавляя другие цвета и материалы, было бы ошибкой. Яркие фасады, придуманные архитекторами «Моспроекта», понравились, пожалуй, только Александру Кудрявцеву, открывшему для себя колоссальный потенциал места, который, по его убеждению, требует значительно больших творческих усилий. Варианты «Моспроекта» показались ему весьма пластичными, живописными и эмоциональными. Но в качестве наилучшего решения для данной площадки Кудрявцев предложил разбить корпус на несколько отдельно стоящих объемов (что, как мы помним, было сделано в первоначальном предложении СКиП).

Евгений Асс с Кудрявцевым не согласился: два варианта «Моспроекта» он назвал примером «дизайнерской архитектуры», которая сложно воспринимается в данном месте. Также Асс с сожалением заметил, что изменение участка не пошло проекту на пользу: «Комплекс, задуманный как целостный градостроительный ансамбль, в результате всех перипетий – кризиса, смены заказчика и т.д. – распался на отдельные и почти никак не связанные друг с другом элементы. Нынешняя конфигурация площадки, в которую архитекторы вынуждены вписывать корпус, почти лишает возможности визуально включить его в состав комплекса». В идеале, по мнению Асса, следовало бы полностью пересмотреть градостроительную ситуацию, еще лучше было бы – уговорить заказчика смириться с потерей площадей. Но, понимая, что ни тот, ни другой вариант нельзя воплотить в жизнь, Асс предложил собравшимся поддержать самое спокойное решение Владимира Плоткина, которое не противоречит первоначальному замыслу Сергея Киселева.

Собственно это и стало итогом заседания. Сергей Кузнецов резюмировал, что совет одобрил второй вариант архитектурного решения корпуса. Доработок потребует только транспортная схема.
 

10 Апреля 2014

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Архсовет – 57
После одобрения Архсоветом проекта ЖК AQUATORIA на Ленинградском шоссе в градостроительном плане земельного участка возможно произойдут изменения.
Архсовет Москвы – 56
Представленный на Архсовете проект многофункционального комплекса Aquatoria на левом берегу канала имени Москвы оказался недостаточно выразительным и был отправлен на доработку.
Архсовет Москвы – 55
Москва пополнит коллекцию объектов, построенных по проекту звезд архитектуры. МФК на пересечении проспекта Сахарова и Садовой-Спасской одобрен архсоветом.
Архсовет Москвы – 54
Под Павелецкой площадью будет построен трехуровневый подземный торговый центр, а ее саму планируется благоустроить. Архсовет одобрил проект, представленный «Моспроектом-2».
Архсовет Москвы–53
На Звенигородском шоссе будет построен многофункциональный жилой комплекс авторства бюро «Меганом». Архитектурный совет единогласно одобрил проект.
Технологии и материалы
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Как укладка металлических бордюров влияет на дизайн...
Любой дизайн можно испортить неаккуратной работой, особенно если в отделке помещения участвует металлический бордюр. Он способен внести в интерьер утончённость, а может закапризничать в неумелых руках и подчеркнуть кривизну укладки отделочного материала. Как правильно устанавливать металлические бордюры, чтобы дизайнеру было проще контролировать исполнителя и не пришлось краснеть перед заказчиком?
Больше воздуха
Cтеклянные навесы и павильоны Solarlux расширяют пространство загородного дома, позволяя наслаждаться ландшафтом в любое время года и суток.
Испытание пространством и временем
Цифровая эпоха приучает к быстрым переменам. То, что еще вчера находилось в авангарде технологического прогресса, сегодня может безнадежно устареть. Множество продуктов создается под сиюминутные потребности, потому, что завтрашний день открывает новые горизонты возможностей. И в этом смысле архитектура остается неким символом здорового консерватизма
Тенденции в освещении жилых комплексов
Современные тенденции в строительстве жилых комплексов таковы, что застройщик использует качественный свет для освещения мест общего пользования даже на объектах эконом класса и среднего ценового сегмента. Это необходимо, чтобы у покупателя возникло желание купить квартиру именно в данном ЖК. Каким образом реализовать эту задумку, мы разберем в этой статье.
Ясное небо от AkzoNobel
Рассказываем про ключевой цвет Dulux 2022 – им назван воздушный и нежный светло-голубой оттенок «Ясное небо» (14BB 55/113), призванный стать «глотком свежего воздуха», символом перемен и свободы.
Rehau для особенных архитектурных решений
Самые популярные на европейском рынке пластиковые окна – это не только шумоизоляция и теплосбережение, но и стильный дизайн с богатой палитрой оттенков, разнообразием фактур и индивидуальными решениями.
Гуляют все!
Как сделать уличную площадку интересной для разных категорий горожан, знает компания Lappset: мини-футбол и паркур для подростков, эффективные тренировки для взрослых и развитие координации движений для пожилых.
Корабль на берегу города
Образ двух глядящихся друг в друга озер; или космического паруса, наводящего тень и освещающего одновременно; или корабля, соединяющего город и бухту; все это – здание Центра культуры и конгрессов в Люцерне. А материальность этому метафорическому плаванию обеспечивают серебристые сверхлегкие сотовые панели ALUCORE ®.
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Сейчас на главной
Первый шаг
Бюро OMA завершило первую из четырех фаз реконструкции легендарного универмага KaDeWe в Берлине. Центром обновленного пространства стала отделанная темным деревом «воронка» атриума с веером эскалаторов.
Нечто особенное
В ожидании главных итогов Всемирного фестиваля архитектуры, рассказываем о победителях в специальных номинациях, которые демонстрируют самые разные аспекты архитектурного процесса: от инженерных решений или использования цвета до эффектной подачи.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Праздник, который всегда с тобой
Двор в петербургских Никольских рядах снова открывается на зимний сезон. Рассказываем, как архитекторам из бюро KATARSIS удалось создать круглогодичную атмосферу праздника: катальная горка, посвящение Хаяо Миядзаки, трдельники и виды на Коломну.
Рядом с Лидвалем и Нобелем
Жилой комплекс по проекту мастерской Анатолия Столярчука в Нейшлотском переулке: аккуратная смена масштаба, дань памяти места, финские дополнения к функциональной типологии – в частности, сауны в квартирах, и планы получения сертификата BREEAM.
И вонзил в него нож
Лидер Coop Himmelb(l)au Вольф Д. Прикс представил три проекта, которые он реализует сейчас в России: комплекс в Крыму в Севастополе – который, как оказалось, можно строить, минуя санкции, потому что это объект культуры; «СКА Арену» на месте разрушенного модернистского здания СКК в Петербурге – его на презентации символизировал разрезаемый архитектором торт – и музыкально-театральный комплекс в Кемерове.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Серебряная хижина
Интровертный дом от SA lab со ставнями и рассчитанном алгоритмами окном в кровле дает возможность для уединения и созерцательного отдыха.
Альпийские луга на крышах
Бюро Benthem Crouwel выиграло конкурс на проект многофункционального комплекса в Праге: на кровлях планируется воспроизвести флору горных массивов Чехии.
Отель на понтонах
Инициативный проект Антона Кочуркина и Аллы Чубаровой представляет собой модульный отель на понтонных – или бетонных – платформах. Группы модулей могут складываться в любые рисунки.
«Открытый город»: Археология будущего
Начинаем публиковать проекты воркшопов «Открытого города» 2021 – фестиваля архитектурного образования, который ежегодно проводит Москомархитектура. Первый проект – Археология будущего, курировали Даниил Никишин, Михаил Бейлин / Citizenstudio.
Третья ипостась Билярска
Проект-победитель конкурса Малых городов: культурно-рекреационный кластер, деликатно вписанный в ландшафт заповедника, который расширяет пространство паломнического центра «Святой ключ» неподалеку от древней столицы Волжской Булгарии.
«Маленькие миры»
Жилой комплекс в Кортрейке для молодых пациентов с ранней деменцией и пожилых людей, переживших инсульт или же страдающих соматоформными расстройствами, воплощает собой концепцию «невидимой заботы». Авторы проекта – Studio Jan Vermeulen совместно с Tom Thys Architecten.
Непрерывность путей
Квартал 5B по проекту бюро Raum в Нанте соединяет офисы и мастерские железнодорожной компании, городской паркинг и доступное жилье.
Растворение с углублением
Обнародован проект реконструкции Шестигранника Жолтовского для Музея современного искусства «Гараж». Его авторы – знаменитое японское бюро SANAA, известное крайней тонкостью решений и интересом к современному искусству. Проект предполагает появление под павильоном подземного пространства с большим безопорным выставочным залом и хранением, а также максимально возможную проницаемость верхней части здания.
Таежными тропами
Благоустройство живописного, но труднодоступного маршрута в пермском заповеднике Басеги призвано помочь туристам во время восхождения как физически, предоставляя места для отдыха и обогрева, так и духовно, открывая самые красивые места без ущерба для экосистемы.
Парковый узел
Проект «Супер-парка Яуза» предлагает связать несколько известных парков на северо-востоке Москвы велопешеходным и беговым маршрутом, улучшив проницаемость этой части города и, кроме того, соединив части двух крупных туристических маршрутов Москвы и Подмосковья. Это своего рода проект-шарнир.
Город-впечатление
Проект-победитель конкурса Малых городов для Мосальска предполагает создание цепочки разнообразных пространств, которые привлекут туристов и сделают досуг горожан более насыщенным.
Ритмическое соответствие
Дом первой очереди проекта Ленинский, 38 – светлая пластина, вытянутая в глубине участка параллельно проспекту – можно рассматривать как пример баланса контекстуальной уместности и пластической, также как и фактурной, детализации, организованной сложным, но достаточно строгим ритмом.
Стереоскопичность и непрагматичность
Экспозиционный дизайн, реализованный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки, которая справедливо претендует на роль главного художественного события года, активно реагирует на ее содержание и даже интерпретирует его, буквально вылепливая в залах ГТГ «пространство Врубеля». Разбираемся, как оно выстроено и почему.
Дом среди холмов
Вилла на юге Португалии по проекту бюро Promontorio и Жуана Краву – архетипическое огражденное пространство среди ландшафта.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Когда стемнеет
Проект-победитель конкурса Малых городов предлагает подчеркнуть двойственный характер Гурьевского парка и сделать его интересным для посещения в вечернее время.
Злободневное
Megabudka опубликовали в инстаграме собственный «проект капитального ремонта здания ТАСС» – в виде небоскреба. Такого рода полезные шутки становятся распространенными; но в данном случае ироническое предложение перекликается не только с актуальной московской повесткой, но и с историей места.