English version

Башни «Спутника»

Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

02 Ноября 2020
mainImg
Архитектор:
Игорь Шварцман
Алексей Медведев
Проект:
Комплексы В3 и А5 жилого квартала «Спутник»
Россия, Раздоры, Московская Область, Одинцовский Район, тер. Мякинино

Авторский коллектив:
Алексей Медведев, Павел Котляревский, Анна Водолазская, Александр Добрев, Анна Дюженко, Юлия Уресметова, Наталья Хайкина, Галина Харитонова, Станислава Кунгурова

2017 — 2017 / 2018

Зкакзчик: «Бухта лэнд»
Девелопер: Самолет девелопмент
Комплекс апартаментов «Спутник» – обширное высотное новообразование апартаментов комфорт-класса – строит девелоперская компания Группа Самолет на месте бывшего песчаного карьера между МКАД и Живописной бухтой, на границе с лесопарком Липовый лес. Он расположен недалеко от берега Москвы-реки, в 10 минутах ходьбы отсюда есть платный пляж, но местность вокруг – «рублевская», по соседству можно найти целые заросли коттеджей дворцового типа, которые мирно уживаются с крупными примкадовскими ТРЦ. Есть и поселки с современной архитектурой: в восточной части территория «Спутника» граничит с ЖК «Резиденции Рублево», построенным к 2012 году по проекту англичан PRP Architecture, чуть дальше к северу, прямо у подножия Правительства Московской области, спроектированного Михаилом Хазановым, расположился невысокий шестиэтажный «Рублево Парк» Александра Цимайло и Николая Ляшенко.

Между тем и масштабный девелопмент здесь представлен не одним «Спутником», – в частности, в полутора километрах по прямой, на вторгающемся в Москву-реку полуострове, компания ПИК строит ЖК «Мякинино парк». Так что контекст – насыщенный и контрастный, если не сказать пестрый, что в целом не удивительно за МКАДом. И если городская среда на уровне пешехода вокруг пока еще, скажем так, не сформировалась, то виды из 30-этажных домов на пойму Москвы-реки открываются прекрасные, – в этом смысле жители многоэтажек скорее выигрывают. Первоначальную концепцию развития территории разработали несколько лет назад голландские архитекторы, но затем масштаб предполагаемой застройки увеличился до 30-33 этажей, и проектирование отдельных участков заказчики распределили между известными московскими бюро.

Две первые части, в каждой по три башни на объединяющем их стилобате, уже построены по проектам АБ «Остоженка» и ТПО «Резерв»; они расположены ближе ко МКАД, с отступом в 160 метров от трассы. В центральной части территории ЖК бюро ATRIUM проектирует здание школы.

Дома двух следующих этапов – комплексы B3 и A5 – спроектировали архитекторы СКиП. Проект благоустройства выполнен Ильей Мочаловым, а интерьеры общественных зон – компанией Haast.
zooming
Схема генплана. Комплексы В3 и А5 жилого квартала «Спутник»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры

Шесть башен вытянуты вдоль Липовой рощи и образуют юго-западную границу ЖК. Это самое выгодное расположение на участке, рядом с лесопарком. Сейчас активно идет реализация проекта, все дома возведены в монолите и стремительно покрываются фиброцементными панелями фасадной облицовки.

Одной из главных сложностей в работе стал не столько масштаб, в целом привычный для этой местности, сколько экономичность строительства и предопределенность многих параметров, жесткость поставленных рамок. Вот что рассказывает ГАП проекта Алексей Медведев:
author photo

Алексей Медведев, АМ Сергей Киселев и Партнеры

«Типология башен, как и квартирография, были в данном случае предопределены маркетологами – мы работали с заданными, довольно жесткими, параметрами, вплоть до размеров оконных проемов. Цветные фасады были также в числе рекомендаций. Изначально более строгие и монохромные фасады приобрели красно-желтую «осеннюю» гамму и акценты, сопоставимые с «солнечными бликами». Плоские фасады без эркеров также были частью задания. В столь стесненных условиях мы попытались, однако, осмыслить объемы контрастным паттерном, выстроить ритм фасадов за счет цветных пятен и корзин для кондиционеров. Продумали структуру первых этажей, подъезды, двухсветные пространства, открытые «на просвет».

На протяженном участке B3, пятно которого полностью занято двумя ярусами подземной парковки, первоначально предполагалось три дома, как и в предшествующих очередях. Архитекторы СКиП скорректировали объемы, предложив вместо трех башен – четыре, с почти квадратными основаниями. Две из них объединены стилобатным объемом встроенного детского сада, две выше нулевой отметки стоят отдельно. Башни в целом почти одинаковые, архитекторы расставили их зигзагообразно в шахматном порядке, что помогло избежать вида окна-в-окна и достичь достаточно комфортных цезур, обеспечить проницаемость. Заметим, что лаконизм и повторяемость квадратных башен придает группе изящество простоты, завершенное 3-метровым аттиковым этажом, который аккуратно маскирует техсооружения, тогда как стометровая высота башен (106 м, 32 этажа) делает их умеренно-стройными.
Комплексы В3 и А5 жилого квартала «Спутник»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплексы В3 и А5 жилого квартала «Спутник»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры

В нижних этажах, помимо стилобатного двухъярусного детского сада, который сращивает основания двух западных башен группы B3, запланированы общественные помещения и магазины. Первые этажи выше жилых, но в проекте их высота планировалась большей, впоследствии часть пространств застроили ради пресловутого выхода площадей, – рассказывает Алексей Медведев. Но входные группы сохранили визуальную проницаемость и двухэтажную высоту, они – один из эффектных элементов комплекса, похожи на «объединенную ячейку таблицы», рассчитаны на восприятие с уровня пешехода и хороши на просвет.
Комплексы В3 и А5 жилого квартала «Спутник»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры

Фасады всех четырех квадратных башен и стилобата подчинены белой сетке: она оконтуривает объемы в том числе и сверху, подчеркивая их цельность, но внутри постоянно меняет ширину линий, от уверенно-широких, прочерчивающих дома снизу доверху, до тонких, ограняющих пиксельный рисунок цветных пятен – асимметричный, но все же заключенный в сетку и подчиненный правилам. Рисунок состоит из темно-серых, желтых и красных пятен, высотой не больше одного этажа и шириной не больше одного простенка. Меняя ширину, сгущаясь, разрежаясь и находя поддержку в выступах ящиков для кондиционеров, они формируют ритм, с одной стороны, предсказуемый, с другой – немного дрожащий, прямо как осенние листья на ветру; цвет вставок отлично подходит к метафоре, находя в то же время некоторые переклички в уже построенных башнях.

В аттиковом ярусе пискелы превращаются в широкие и яркие полосы, складываясь в своего рода плоскостную «бахрому»; как мы помним, она маскирует техэтажи. В объеме детского сада преобладает черный, а пиксельную расцветку заменяют тонкие полосы, что делает его более собранным, даже элегантным.
Комплексы В3 и А5 жилого квартала «Спутник»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры

Вторая группа – A5 – состоит из двух башен, причем одна из них, стоящая на внешнем углу комплекса – квадратная в плане и напоминает четыре «сестры» из комплекса B3. План второй башни – вытянутый трапециевидный, одна из длинных стен скошена и решена в виде объемной «пилы» – этот прием СКиП также опробовали в строящемся ЖК MainStreet на улице Ивана Франко, он позволяет дать квартирам много угловых эркеров ради естественного освещения и видов. Две башни A5 объединены стилобатом со встроенными магазинами, а если посмотреть на них сверху, можно заметить, что их контуры вписываются в абрис прямоугольного треугольника с зигзагообразной гипотенузой. Ее линию продолжает сквер-бульвар – благоустроенная территория, объединяющая все шесть башен.
Комплексы В3 и А5 жилого квартала «Спутник»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплексы В3 и А5 жилого квартала «Спутник»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры

Башни второго комплекса – уже не пестрые, монохромные: внешняя красная, трапециевидная серо-черно-белая. Сетки их фасадов в целом родственны предыдущим, но развиваются чуть более гибко: к примеру, фасад красной башни, обращенный к реке, имеет больше окон, в том числе угловые. Если черно-белый дом, который отмечает внутреннюю границу группы башен А5 – скорее «стена», то красный становится «точкой», угловым акцентом, недаром объем стилобата, протянутый в глубину, тоже красный; этот дом завершает – или начинает движение, как посмотреть.
Комплексы В3 и А5 жилого квартала «Спутник»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Комплексы В3 и А5 жилого квартала «Спутник»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры

Квартирография в части А5, расположенной ближе к реке, разнообразнее, площадь апартаментов в среднем больше, чем в В3 – рассказывает Алексей Медведев.
  • zooming
    1 / 4
    План 1 этажа. Комплексы В3 и А5 жилого квартала «Спутник»
    © АМ Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    2 / 4
    План 3 этажа. Комплексы В3 и А5 жилого квартала «Спутник»
    © АМ Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    3 / 4
    План -1 этажа. Комплексы В3 и А5 жилого квартала «Спутник»
    © АМ Сергей Киселев и Партнеры
  • zooming
    4 / 4
    Комплексы В3 и А5 жилого квартала «Спутник»
    © АМ Сергей Киселев и Партнеры

Таким образом дома, сформировавшие южный, «лесной» край комплекса, выстроены просто и ритмично. С одной стороны можно предположить, что лаконизм решения объясняется жесткими рамками, в которые были поставлены авторы; с другой стороны – не так-то просто, следуя всем ограничениям и пожеланиям, создать нечто достаточно убедительное и узнаваемое: не «скатиться» в слишком размашистую пестроту из-за просьбы создать яркое решение, но и не уйти в однообразие, а задать лейтмотив и следовать ему. Работа с такого рода масштабными комплексами – как правило вызов для архитекторов. Здесь мы видим один из возможных, и вполне достойных, ответов.

P.S. В 2019 году СКиП также разработал проект офисного комплекса для треугольного участка в восточной части территории, на границе с Мякининским шоссе. Он выше этажностью и демонстрирует вариант монохромного решения, от которого пришлось отказаться в жилых башнях, но, по-видимому, реализован не будет. 

Архитектор:
Игорь Шварцман
Алексей Медведев
Проект:
Комплексы В3 и А5 жилого квартала «Спутник»
Россия, Раздоры, Московская Область, Одинцовский Район, тер. Мякинино

Авторский коллектив:
Алексей Медведев, Павел Котляревский, Анна Водолазская, Александр Добрев, Анна Дюженко, Юлия Уресметова, Наталья Хайкина, Галина Харитонова, Станислава Кунгурова

2017 — 2017 / 2018

Зкакзчик: «Бухта лэнд»
Девелопер: Самолет девелопмент

02 Ноября 2020

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Занавес из фибробетона
Реконструкция театра начала XX века в Эврё включает напоминающие занавес фасады из фибробетона толщиной 8 см и весом 11,2 тонн. Авторы проекта – бюро Opus 5.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.