English version

Игорь Шварцман: «Мы стараемся делать все для того, чтобы проект состоялся от и до»

Руководитель архитектурной мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» о новых проектах и реализациях компании.

mainImg


Архи.ру:
– Игорь Зиновьевич, в декабре будет два года как Вы и Ваш коллектив переехали в новый офис. Как складывается ваша профессиональная жизнь в новом доме? Чем сейчас занята архитектурная мастерская? 

Игорь Шварцман:
– Мы довольно плотно заняты своей основной деятельностью – разработкой собственно проектов на разных стадиях и разной сложности, сопровождаем их до окончательной реализации. И если два года назад мы нередко сокрушенно качали головами и говорили, что вынуждены довольно много заниматься концептуальными конкурсами, т.к. реальной работы немного, то теперь ситуация, к счастью, изменилась: работа есть, работы много, и все наши бригады максимально загружены.

– Эти проекты возникли именно за последние два года, или вы дорабатываете то, что было начато еще до кризиса?

– По разному. Есть проекты, которые были начаты 3-4 года назад и даже раньше, а теперь реанимированы и доводятся до ума, и это дает приятное ощущение, что наши наработки не были сделаны впустую. Но есть и абсолютно новые заказы, которые были получены нами в ходе тендеров или напрямую от инвесторов. Иными словами, мы ведем полноценную профессиональную жизнь: участвуем в конкурсах, доводим до реализации уже разработанные проекты, ищем компромисс между своим видением того или иного объекта и пожеланиями заказчиков. Вы знаете, у нас в компании никогда не занимались просто эскизированием, мы стараемся делать все от нас зависящее для того, чтобы проект состоялся от и до.

– Насколько я знаю, у вас сейчас идет и несколько крупных реализаций. Например, строится жилой комплекс «Литератор».

– Да, сейчас мы ведем там авторский надзор и, думаю, уже в следующем году этот комплекс будет сдан в эксплуатацию. Не так давно мы также разработали для него проект интерьеров общественных зон. Сначала сделали их весьма лаконичными, работая на контрасте и единстве качества дерева и камня в присущей нам современной стилистике, а потом видоизменили проект, т.к. заказчик захотел интерьеры «чуть более теплые» и близкие к «литературной» тематике. Признаюсь, процесс поиска компромисса не был легким: скатываться в откровенную литературность нам не хотелось, это слишком прямолинейно и, если угодно, попсово. Прежде всего, мы воздержались от идеи каждый корпус жилого комплекса ассоциировать с каким-то литератором, героем и вообще двигаться в подобном направлении. Ввели в интерьеры другие светильники, сделали более мелким масштаб вертикальных членений деревянной стены, оформляющей лаунж-зону, а пластику каменной поверхности обогатили за счет разных по форме и размеру ниш, обрамленных натуральным деревом. Вот в эти ниши и можно при желании ввести «литературу» – фотографии писателей, какие-то статуэтки, книги. Но сама стилистика пространства осталась подчеркнуто современной – для нас это был принципиальный момент.
Игорь Шварцман. Фото предоставлено ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Интерьеры общественных зон ЖК «Литератор». Первоначальный вариант. ГАП: А.Медведев. © «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Интерьеры общественных зон ЖК «Литератор». Реализуемый вариант. ГАП: А.Медведев. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

– А в объемном проектировании как часто удается заразить заказчика своей уверенностью в правильности ваших решений?

– В этом смысле хорошим примером является наш еще один давний объект, который наконец достраивается, – административно-деловой центр на 1-м км Рублево-Успенского шоссе. Основным автором проекта, разработанного еще в 2007 году, был Сергей Киселев, и именно ему принадлежит главная образная идея – здание как будто обернуто широкой лентой вдоль корпусов. Для нас было очень важно сохранить и первоначальное композиционное решение, и пластику фасадов этого комплекса. За прошедшие годы заказчик не раз пытался уговорить нас спрямить торцы корпусов и выпрямить кровлю, но мы смогли убедить его в том, что банальные параллелепипеды здесь не уместны и не интересны, и очень благодарны ему за готовность прислушиваться к мнению архитекторов. Да, мы отказались от некоторых излишеств докризисной роскоши, но не потеряли выразительный облик здания. 
Административно-деловой центр на 1-м км Рублево-Успенского шоссе. ГАП: В.Бармин, А.Хомякова © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

– Еще один проект-«долгожитель» – это реконструкция квартала 109 в Текстильщиках, где также Сергей Киселев, по его же образному выражению успел «насвистеть мелодию». 

– Этот проект, получивший от ГК «Пионер» название «Волжская-life», в процессе реализации менялся не раз, хотя первоначальную идею структурной решетки, сегменты которой заполнены облицовочными плитами различных цветов, нам удалось сохранить. На двух корпусах добавились этажи, в одном из корпусов изменилась функция первых этажей. Кроме того в состав комплекса был включен еще один дом, причем новый объем фактически возглавил колонну из шести уже почти построенных зданий.
Жилой квартал в Текстильщиках. Генплан. ГАП: В.Швецов. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

И вот дилемма: проектировать новую башню в той же стилистике или визуально переподчинить ей застройку всего квартала. Было разработано очень много вариантов, какие-то из них больше нравились нам, какие-то заказчику, и последнее слово сказала Москомархитектура, порекомендовав весьма сдержанный из предложенных нами компромиссных вариантов. В облике этого дома также доминирует решетка, но с учетом расположения и габаритов здания ее ячейки укрупнены, вертикальные членения подчеркнуты, а фасады выкрашены в два разных цвета, что создает ощущение вывернутой наизнанку шкуры. 
Жилой район в Текстильщиках. Фрагмент построенного дома. ГАП: В.Швецов. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой район в Текстильщиках. 7-й корпус. ГАП: В.Швецов. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

– Архитекторы вашей мастерской вообще очень любят работать с цветом, отдавая предпочтение ярким тонам и эффектным сочетаниям, как, например, получивший широкое признание дом «Авангард». 

– Яркие цвета – не самоцель, а одно из средств создания гармоничной среды обитания. И мы отнюдь не всегда стремимся сделать фасады наших объектов максимально яркими и жизнерадостными. В каком-то смысле эта тема прослеживается в нашем новом проекте для компании «Пионер» – многофункциональном центре на Митинской, 16. Это два объема – 10-ти этажный бизнес-центр с развитой общественной зоной и 23-этажный апарт-отель на общем стилобате, в котором расположены торговые помещения, фитнес-центр и парковка, – сама типология объекта коммерческой недвижимости для этого района Москвы совершенно новая. Мы разработали очень много вариантов еще на предпроектной стадии, это касалось и объемно-планировочных, и функциональных решений и фасадов. 
Многофункциональный комплекс на Митинской, 16. Генплан. ГАП: А.Хомякова. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Многофункциональный комплекс на Митинской, 16. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

И это как раз тот случай, когда нам казалось уместным сделать палитру фасадов более спокойной и холодной, и, в то же время немного вызывающе–контрастирующей с привычным окружением. Но заказчик выбрал иное колористическое решение, которое, как он считает, более гармонирует с окружающей застройкой и приближено к «корпоративной» цветовой гамме будущего сетевого отеля. И хотя сама наша образная идея – более проницаемый офисный фасад и более пиксельный отельный – была сохранена, но аргументация выбора цвета нам не представляется убедительной. 
Многофункциональный комплекс на Митинской, 16. Первоначальный вариант. ГАП: А.Хомякова. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Многофункциональный комплекс на Митинской, 16. Утвержденный вариант. ГАП: А.Хомякова. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

– Получается, сегодня меняется сама структура заказа, с которым вы работаете, и вы меньше занимаетесь элитным жильем и все больше работаете в сегменте эконом-класса? Насколько это интересно?

– Сейчас это принято называть «комфорт-классом», и лично мне такое определение нравится гораздо больше эконом-класса и тем более выражения «доступное жилье». Доступное жилье в Москве – это уже штамп, за которым чаще всего скрывается быстровозводимое панельное жилье, лишающее город какого-либо выражения и характера. Кто-то очень точно сказал, что городу нужно не доступное жилье, а достойное, и класс «комфорт» позволяет добиться оптимального соотношения цены и качества, и в то же время выразительности и индивидуальности. Нам этот жанр очень интересен – это как варить кашу из топора: и результат всех устраивает, и затраты приемлемые, и каждый участник считает себя умнее другого. В общем, с удовольствием беремся за подобные проекты.

– Не секрет, что часто подобные благие намерения девелоперов заканчиваются ровно в тот момент, когда он близок к завершению проекта или, даже готов выходить на площадку. Как тут не вспомнить ваш же проект «Марфино», который был отложен в дальний угол, а девелопер вместо этого построил огромный квартал панельных жилых домов.

– Да, «Марфино» довольно грустный и обидный для нас пример. Но, знаете, время все расставляет на свои места: девелопер в итоге понял, что ставка только на панельное жилье по определению проигрышна. Несколько лет спустя после «Марфино» «Ведис Групп» снова обратились к нам. Сейчас они занимаются строительством жилого квартала в Электролитном проезде в Москве, и понимают, что сделать его интересным с помощью только типовых панельных серий не получится, поэтому заказали нам два дома, которые, выделяясь на фоне всей застройки, этажностью, формой и отделкой, станут, надеемся, своего рода флагманами обновляемого района. Это монолитные здания, в плане имеющие выразительную трапециевидную форму. Причем такое решение плана выбрано не ради «скульптурности» объема, а по совокупности факторов: сложившаяся градостроительная ситуация, инсоляция, жестко заданная квартирография. А образ фасадов сложился у архитекторов хоть и в результате перебора вариантов, но вполне естественно и закономерно: на мой взгляд здесь сочетается тактичное присутствие в предлагаемых обстоятельствах и здоровые амбиции. То, что Сергей Киселев характеризовал как два «У»: уместность и умелость. Здесь, кстати, мы сознательно отказались от ярких цветастых тонов, сделав ставку на беспроигрышную выразительность сочетания черный-белый. 
Жилой комплекс в Электролитном проезде. Генплан. ГАП: А.Никифоров. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс в Электролитном проезде. Общий вид. ГАП: А.Никифоров. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

– Как вам удалось согласовать проект жилого дома средней ценовой категории почти без балконов и лоджий?

– Тут есть общественные лоджии незадымляемой лестницы, на которых мы предлагаем разместить блоки кондиционеров, плюс от нескольких приквартирных лоджий нам не удалось отбиться под напором маркетологов. В этой теме имеет место, конечно, некоторая стереотипность: с балконом, а тем более с лоджией квартира стоит дороже, для российского человека они стали неотъемлемой частью организации быта, и изменить это чрезвычайно сложно. Не буду говорить за всех, но подавляющее большинство жителей норовят присоединить эти площади к теплому контуру, тем самым увеличивая полезную площадь квартиры. Так почему бы не сделать это сразу, тем более что при двух эвакуационных лестницах нормы это позволяют, а сами  «холодные элементы» продаются все равно по той же цене? Вообще две этих темы – балконы и кондиционеры – едва ли не главная беда современного российского домостроения, то поле, на котором соображения эстетики и интересы будущих жильцов вступают в непримиримое противоречие. Например, в домах в Текстильщиках мы предусмотрели места для установки блоков кондиционеров – специальные ниши на лоджиях. И что вы думаете? Народная смекалка подталкивает жильцов вешать наружные блоки прямо на фасад, аргументируя это тем, что «оплаченные» ниши они приспособят под что-нибудь более для них полезное, а воздушное пространство за плоскостью фасада можно использовать бесплатно.
Жилой комплекс в Электролитном проезде. Вид с высоты птичьего полета. ГАП: А.Никифоров. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

– Мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» вошла в число финалистов конкурса на концепцию жилого комплекса на Рублевском шоссе. Принимаете ли вы участие в других громких конкурсах последнего времени? 

– Не во всех подряд, конечно, но участвуем. Выбираем состязания, тематика которых близка нам по духу и интересна с профессиональной точки зрения. Например, участвовали в первом туре конкурса на проект Международного финансового центра в Рублево-Архангельском – это место нам хорошо знакомо, здесь мы проектировали на двух участках в проекте застройки для предыдущего инвестора. Подавали заявку и на участие в конкурсе на проект парка в Зарядье, а сейчас ждем итогов первого тура конкурса на проект реконструкции территории завода «Серп и Молот». Ранее участвовали в заказном конкурсе на торговый центр на площади Тверской заставы. Не отказываемся от менее пафосных и амбициозных «камерных» конкурсов. Так, недавно закончили конкурсный проект реорганизации бывшей промзоны на Сущевском валу, не выиграли, но подобный тип конкурсов уже сам по себе конкретная работа и является очередной добавкой в копилку опыта.
Конкурсный проект на Сущевском валу. ГАП: В.Лабутин. © «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Конкурсный проект на Сущевском валу. ГАП: В.Лабутин. © «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Конкурсный проект на Сущевском валу. ГАП: В.Лабутин. © «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»


– Реконструкция промышленных территорий всегда была одной из специализаций вашей мастерской. Даже в нашем недавнем обзоре московских проектов развития бывших промзон «СКиП» упоминается едва ли не чаще всего… 

– Это действительно одна из наших любимых сфер приложения профессиональных усилий. Мы и сейчас работаем над несколькими проектами многофункциональных комплексов на месте бывших производств, включая комплексное благоустройство и создание общественных рекреационных пространств. Говорить об этом еще рано, будет повод продолжить разговор на эту тему позже, когда появится возможность оценить результат. Продолжается и наше сотрудничество с «Красной Розой» – сейчас мы делаем там сразу три объекта в формате «маленьких домиков» в рамках разработанной нашей компанией еще в 2003 году концепцией развития территории, уже с учетом сегодняшних реалий.

18 Ноября 2013

Похожие статьи
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.