English version

Игорь Шварцман: «Мы стараемся делать все для того, чтобы проект состоялся от и до»

Руководитель архитектурной мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» о новых проектах и реализациях компании.

mainImg


Архи.ру:
– Игорь Зиновьевич, в декабре будет два года как Вы и Ваш коллектив переехали в новый офис. Как складывается ваша профессиональная жизнь в новом доме? Чем сейчас занята архитектурная мастерская? 

Игорь Шварцман:
– Мы довольно плотно заняты своей основной деятельностью – разработкой собственно проектов на разных стадиях и разной сложности, сопровождаем их до окончательной реализации. И если два года назад мы нередко сокрушенно качали головами и говорили, что вынуждены довольно много заниматься концептуальными конкурсами, т.к. реальной работы немного, то теперь ситуация, к счастью, изменилась: работа есть, работы много, и все наши бригады максимально загружены.

– Эти проекты возникли именно за последние два года, или вы дорабатываете то, что было начато еще до кризиса?

– По разному. Есть проекты, которые были начаты 3-4 года назад и даже раньше, а теперь реанимированы и доводятся до ума, и это дает приятное ощущение, что наши наработки не были сделаны впустую. Но есть и абсолютно новые заказы, которые были получены нами в ходе тендеров или напрямую от инвесторов. Иными словами, мы ведем полноценную профессиональную жизнь: участвуем в конкурсах, доводим до реализации уже разработанные проекты, ищем компромисс между своим видением того или иного объекта и пожеланиями заказчиков. Вы знаете, у нас в компании никогда не занимались просто эскизированием, мы стараемся делать все от нас зависящее для того, чтобы проект состоялся от и до.

– Насколько я знаю, у вас сейчас идет и несколько крупных реализаций. Например, строится жилой комплекс «Литератор».

– Да, сейчас мы ведем там авторский надзор и, думаю, уже в следующем году этот комплекс будет сдан в эксплуатацию. Не так давно мы также разработали для него проект интерьеров общественных зон. Сначала сделали их весьма лаконичными, работая на контрасте и единстве качества дерева и камня в присущей нам современной стилистике, а потом видоизменили проект, т.к. заказчик захотел интерьеры «чуть более теплые» и близкие к «литературной» тематике. Признаюсь, процесс поиска компромисса не был легким: скатываться в откровенную литературность нам не хотелось, это слишком прямолинейно и, если угодно, попсово. Прежде всего, мы воздержались от идеи каждый корпус жилого комплекса ассоциировать с каким-то литератором, героем и вообще двигаться в подобном направлении. Ввели в интерьеры другие светильники, сделали более мелким масштаб вертикальных членений деревянной стены, оформляющей лаунж-зону, а пластику каменной поверхности обогатили за счет разных по форме и размеру ниш, обрамленных натуральным деревом. Вот в эти ниши и можно при желании ввести «литературу» – фотографии писателей, какие-то статуэтки, книги. Но сама стилистика пространства осталась подчеркнуто современной – для нас это был принципиальный момент.
Игорь Шварцман. Фото предоставлено ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Интерьеры общественных зон ЖК «Литератор». Первоначальный вариант. ГАП: А.Медведев. © «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Интерьеры общественных зон ЖК «Литератор». Реализуемый вариант. ГАП: А.Медведев. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

– А в объемном проектировании как часто удается заразить заказчика своей уверенностью в правильности ваших решений?

– В этом смысле хорошим примером является наш еще один давний объект, который наконец достраивается, – административно-деловой центр на 1-м км Рублево-Успенского шоссе. Основным автором проекта, разработанного еще в 2007 году, был Сергей Киселев, и именно ему принадлежит главная образная идея – здание как будто обернуто широкой лентой вдоль корпусов. Для нас было очень важно сохранить и первоначальное композиционное решение, и пластику фасадов этого комплекса. За прошедшие годы заказчик не раз пытался уговорить нас спрямить торцы корпусов и выпрямить кровлю, но мы смогли убедить его в том, что банальные параллелепипеды здесь не уместны и не интересны, и очень благодарны ему за готовность прислушиваться к мнению архитекторов. Да, мы отказались от некоторых излишеств докризисной роскоши, но не потеряли выразительный облик здания. 
Административно-деловой центр на 1-м км Рублево-Успенского шоссе. ГАП: В.Бармин, А.Хомякова © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

– Еще один проект-«долгожитель» – это реконструкция квартала 109 в Текстильщиках, где также Сергей Киселев, по его же образному выражению успел «насвистеть мелодию». 

– Этот проект, получивший от ГК «Пионер» название «Волжская-life», в процессе реализации менялся не раз, хотя первоначальную идею структурной решетки, сегменты которой заполнены облицовочными плитами различных цветов, нам удалось сохранить. На двух корпусах добавились этажи, в одном из корпусов изменилась функция первых этажей. Кроме того в состав комплекса был включен еще один дом, причем новый объем фактически возглавил колонну из шести уже почти построенных зданий.
Жилой квартал в Текстильщиках. Генплан. ГАП: В.Швецов. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

И вот дилемма: проектировать новую башню в той же стилистике или визуально переподчинить ей застройку всего квартала. Было разработано очень много вариантов, какие-то из них больше нравились нам, какие-то заказчику, и последнее слово сказала Москомархитектура, порекомендовав весьма сдержанный из предложенных нами компромиссных вариантов. В облике этого дома также доминирует решетка, но с учетом расположения и габаритов здания ее ячейки укрупнены, вертикальные членения подчеркнуты, а фасады выкрашены в два разных цвета, что создает ощущение вывернутой наизнанку шкуры. 
Жилой район в Текстильщиках. Фрагмент построенного дома. ГАП: В.Швецов. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой район в Текстильщиках. 7-й корпус. ГАП: В.Швецов. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

– Архитекторы вашей мастерской вообще очень любят работать с цветом, отдавая предпочтение ярким тонам и эффектным сочетаниям, как, например, получивший широкое признание дом «Авангард». 

– Яркие цвета – не самоцель, а одно из средств создания гармоничной среды обитания. И мы отнюдь не всегда стремимся сделать фасады наших объектов максимально яркими и жизнерадостными. В каком-то смысле эта тема прослеживается в нашем новом проекте для компании «Пионер» – многофункциональном центре на Митинской, 16. Это два объема – 10-ти этажный бизнес-центр с развитой общественной зоной и 23-этажный апарт-отель на общем стилобате, в котором расположены торговые помещения, фитнес-центр и парковка, – сама типология объекта коммерческой недвижимости для этого района Москвы совершенно новая. Мы разработали очень много вариантов еще на предпроектной стадии, это касалось и объемно-планировочных, и функциональных решений и фасадов. 
Многофункциональный комплекс на Митинской, 16. Генплан. ГАП: А.Хомякова. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Многофункциональный комплекс на Митинской, 16. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

И это как раз тот случай, когда нам казалось уместным сделать палитру фасадов более спокойной и холодной, и, в то же время немного вызывающе–контрастирующей с привычным окружением. Но заказчик выбрал иное колористическое решение, которое, как он считает, более гармонирует с окружающей застройкой и приближено к «корпоративной» цветовой гамме будущего сетевого отеля. И хотя сама наша образная идея – более проницаемый офисный фасад и более пиксельный отельный – была сохранена, но аргументация выбора цвета нам не представляется убедительной. 
Многофункциональный комплекс на Митинской, 16. Первоначальный вариант. ГАП: А.Хомякова. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Многофункциональный комплекс на Митинской, 16. Утвержденный вариант. ГАП: А.Хомякова. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

– Получается, сегодня меняется сама структура заказа, с которым вы работаете, и вы меньше занимаетесь элитным жильем и все больше работаете в сегменте эконом-класса? Насколько это интересно?

– Сейчас это принято называть «комфорт-классом», и лично мне такое определение нравится гораздо больше эконом-класса и тем более выражения «доступное жилье». Доступное жилье в Москве – это уже штамп, за которым чаще всего скрывается быстровозводимое панельное жилье, лишающее город какого-либо выражения и характера. Кто-то очень точно сказал, что городу нужно не доступное жилье, а достойное, и класс «комфорт» позволяет добиться оптимального соотношения цены и качества, и в то же время выразительности и индивидуальности. Нам этот жанр очень интересен – это как варить кашу из топора: и результат всех устраивает, и затраты приемлемые, и каждый участник считает себя умнее другого. В общем, с удовольствием беремся за подобные проекты.

– Не секрет, что часто подобные благие намерения девелоперов заканчиваются ровно в тот момент, когда он близок к завершению проекта или, даже готов выходить на площадку. Как тут не вспомнить ваш же проект «Марфино», который был отложен в дальний угол, а девелопер вместо этого построил огромный квартал панельных жилых домов.

– Да, «Марфино» довольно грустный и обидный для нас пример. Но, знаете, время все расставляет на свои места: девелопер в итоге понял, что ставка только на панельное жилье по определению проигрышна. Несколько лет спустя после «Марфино» «Ведис Групп» снова обратились к нам. Сейчас они занимаются строительством жилого квартала в Электролитном проезде в Москве, и понимают, что сделать его интересным с помощью только типовых панельных серий не получится, поэтому заказали нам два дома, которые, выделяясь на фоне всей застройки, этажностью, формой и отделкой, станут, надеемся, своего рода флагманами обновляемого района. Это монолитные здания, в плане имеющие выразительную трапециевидную форму. Причем такое решение плана выбрано не ради «скульптурности» объема, а по совокупности факторов: сложившаяся градостроительная ситуация, инсоляция, жестко заданная квартирография. А образ фасадов сложился у архитекторов хоть и в результате перебора вариантов, но вполне естественно и закономерно: на мой взгляд здесь сочетается тактичное присутствие в предлагаемых обстоятельствах и здоровые амбиции. То, что Сергей Киселев характеризовал как два «У»: уместность и умелость. Здесь, кстати, мы сознательно отказались от ярких цветастых тонов, сделав ставку на беспроигрышную выразительность сочетания черный-белый. 
Жилой комплекс в Электролитном проезде. Генплан. ГАП: А.Никифоров. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс в Электролитном проезде. Общий вид. ГАП: А.Никифоров. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

– Как вам удалось согласовать проект жилого дома средней ценовой категории почти без балконов и лоджий?

– Тут есть общественные лоджии незадымляемой лестницы, на которых мы предлагаем разместить блоки кондиционеров, плюс от нескольких приквартирных лоджий нам не удалось отбиться под напором маркетологов. В этой теме имеет место, конечно, некоторая стереотипность: с балконом, а тем более с лоджией квартира стоит дороже, для российского человека они стали неотъемлемой частью организации быта, и изменить это чрезвычайно сложно. Не буду говорить за всех, но подавляющее большинство жителей норовят присоединить эти площади к теплому контуру, тем самым увеличивая полезную площадь квартиры. Так почему бы не сделать это сразу, тем более что при двух эвакуационных лестницах нормы это позволяют, а сами  «холодные элементы» продаются все равно по той же цене? Вообще две этих темы – балконы и кондиционеры – едва ли не главная беда современного российского домостроения, то поле, на котором соображения эстетики и интересы будущих жильцов вступают в непримиримое противоречие. Например, в домах в Текстильщиках мы предусмотрели места для установки блоков кондиционеров – специальные ниши на лоджиях. И что вы думаете? Народная смекалка подталкивает жильцов вешать наружные блоки прямо на фасад, аргументируя это тем, что «оплаченные» ниши они приспособят под что-нибудь более для них полезное, а воздушное пространство за плоскостью фасада можно использовать бесплатно.
Жилой комплекс в Электролитном проезде. Вид с высоты птичьего полета. ГАП: А.Никифоров. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

– Мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» вошла в число финалистов конкурса на концепцию жилого комплекса на Рублевском шоссе. Принимаете ли вы участие в других громких конкурсах последнего времени? 

– Не во всех подряд, конечно, но участвуем. Выбираем состязания, тематика которых близка нам по духу и интересна с профессиональной точки зрения. Например, участвовали в первом туре конкурса на проект Международного финансового центра в Рублево-Архангельском – это место нам хорошо знакомо, здесь мы проектировали на двух участках в проекте застройки для предыдущего инвестора. Подавали заявку и на участие в конкурсе на проект парка в Зарядье, а сейчас ждем итогов первого тура конкурса на проект реконструкции территории завода «Серп и Молот». Ранее участвовали в заказном конкурсе на торговый центр на площади Тверской заставы. Не отказываемся от менее пафосных и амбициозных «камерных» конкурсов. Так, недавно закончили конкурсный проект реорганизации бывшей промзоны на Сущевском валу, не выиграли, но подобный тип конкурсов уже сам по себе конкретная работа и является очередной добавкой в копилку опыта.
Конкурсный проект на Сущевском валу. ГАП: В.Лабутин. © «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Конкурсный проект на Сущевском валу. ГАП: В.Лабутин. © «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Конкурсный проект на Сущевском валу. ГАП: В.Лабутин. © «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»


– Реконструкция промышленных территорий всегда была одной из специализаций вашей мастерской. Даже в нашем недавнем обзоре московских проектов развития бывших промзон «СКиП» упоминается едва ли не чаще всего… 

– Это действительно одна из наших любимых сфер приложения профессиональных усилий. Мы и сейчас работаем над несколькими проектами многофункциональных комплексов на месте бывших производств, включая комплексное благоустройство и создание общественных рекреационных пространств. Говорить об этом еще рано, будет повод продолжить разговор на эту тему позже, когда появится возможность оценить результат. Продолжается и наше сотрудничество с «Красной Розой» – сейчас мы делаем там сразу три объекта в формате «маленьких домиков» в рамках разработанной нашей компанией еще в 2003 году концепцией развития территории, уже с учетом сегодняшних реалий.

18 Ноября 2013

Похожие статьи
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Пресса: «Очевидно, что я неудобна. Со мной тяжело работать»...
На вопрос «Как вас сейчас представить?» Елизавета Лихачева ответила кратко: «Искусствовед». Позади шесть лет директором Музея архитектуры, музеефикация дома Мельникова, год и девять месяцев у руля Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы достаточно и сегодня. Мы с трудом нашли время для разговора в ее плотном деловом графике.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Классика для статуса
По проекту архитектурной студии AN Architects отель в Великом Новгороде поднял свой статус с трех звезд до уверенных пяти. В интерьерах много мрамора и натурального дерева, номера оформлены в английском стиле, в ресторане же используются русские мотивы: резные наличники, традиционный орнамент, кольчуга.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Красный конь
Суперграфика на фасадах жилого комплекса, построенного в Екатеринбурге по проекту бюро «План Б», вдохновлена мезенской росписью. Красный пигмент для 23-этажной башни выбрали не только как акцентный, но и устойчивый в штукатурке. Не менее яркими получились вестибюли подъездов, оформленные приемом color block.
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.