English version

Игорь Шварцман: «Мы стараемся делать все для того, чтобы проект состоялся от и до»

Руководитель архитектурной мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» о новых проектах и реализациях компании.

Анна Мартовицкая

Беседовала:
Анна Мартовицкая

mainImg
0

Архи.ру:
– Игорь Зиновьевич, в декабре будет два года как Вы и Ваш коллектив переехали в новый офис. Как складывается ваша профессиональная жизнь в новом доме? Чем сейчас занята архитектурная мастерская? 

Игорь Шварцман:
– Мы довольно плотно заняты своей основной деятельностью – разработкой собственно проектов на разных стадиях и разной сложности, сопровождаем их до окончательной реализации. И если два года назад мы нередко сокрушенно качали головами и говорили, что вынуждены довольно много заниматься концептуальными конкурсами, т.к. реальной работы немного, то теперь ситуация, к счастью, изменилась: работа есть, работы много, и все наши бригады максимально загружены.

– Эти проекты возникли именно за последние два года, или вы дорабатываете то, что было начато еще до кризиса?

– По разному. Есть проекты, которые были начаты 3-4 года назад и даже раньше, а теперь реанимированы и доводятся до ума, и это дает приятное ощущение, что наши наработки не были сделаны впустую. Но есть и абсолютно новые заказы, которые были получены нами в ходе тендеров или напрямую от инвесторов. Иными словами, мы ведем полноценную профессиональную жизнь: участвуем в конкурсах, доводим до реализации уже разработанные проекты, ищем компромисс между своим видением того или иного объекта и пожеланиями заказчиков. Вы знаете, у нас в компании никогда не занимались просто эскизированием, мы стараемся делать все от нас зависящее для того, чтобы проект состоялся от и до.

– Насколько я знаю, у вас сейчас идет и несколько крупных реализаций. Например, строится жилой комплекс «Литератор».

– Да, сейчас мы ведем там авторский надзор и, думаю, уже в следующем году этот комплекс будет сдан в эксплуатацию. Не так давно мы также разработали для него проект интерьеров общественных зон. Сначала сделали их весьма лаконичными, работая на контрасте и единстве качества дерева и камня в присущей нам современной стилистике, а потом видоизменили проект, т.к. заказчик захотел интерьеры «чуть более теплые» и близкие к «литературной» тематике. Признаюсь, процесс поиска компромисса не был легким: скатываться в откровенную литературность нам не хотелось, это слишком прямолинейно и, если угодно, попсово. Прежде всего, мы воздержались от идеи каждый корпус жилого комплекса ассоциировать с каким-то литератором, героем и вообще двигаться в подобном направлении. Ввели в интерьеры другие светильники, сделали более мелким масштаб вертикальных членений деревянной стены, оформляющей лаунж-зону, а пластику каменной поверхности обогатили за счет разных по форме и размеру ниш, обрамленных натуральным деревом. Вот в эти ниши и можно при желании ввести «литературу» – фотографии писателей, какие-то статуэтки, книги. Но сама стилистика пространства осталась подчеркнуто современной – для нас это был принципиальный момент.
Игорь Шварцман. Фото предоставлено ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Интерьеры общественных зон ЖК «Литератор». Первоначальный вариант. ГАП: А.Медведев. © «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Интерьеры общественных зон ЖК «Литератор». Реализуемый вариант. ГАП: А.Медведев. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

– А в объемном проектировании как часто удается заразить заказчика своей уверенностью в правильности ваших решений?

– В этом смысле хорошим примером является наш еще один давний объект, который наконец достраивается, – административно-деловой центр на 1-м км Рублево-Успенского шоссе. Основным автором проекта, разработанного еще в 2007 году, был Сергей Киселев, и именно ему принадлежит главная образная идея – здание как будто обернуто широкой лентой вдоль корпусов. Для нас было очень важно сохранить и первоначальное композиционное решение, и пластику фасадов этого комплекса. За прошедшие годы заказчик не раз пытался уговорить нас спрямить торцы корпусов и выпрямить кровлю, но мы смогли убедить его в том, что банальные параллелепипеды здесь не уместны и не интересны, и очень благодарны ему за готовность прислушиваться к мнению архитекторов. Да, мы отказались от некоторых излишеств докризисной роскоши, но не потеряли выразительный облик здания. 
Административно-деловой центр на 1-м км Рублево-Успенского шоссе. ГАП: В.Бармин, А.Хомякова © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

– Еще один проект-«долгожитель» – это реконструкция квартала 109 в Текстильщиках, где также Сергей Киселев, по его же образному выражению успел «насвистеть мелодию». 

– Этот проект, получивший от ГК «Пионер» название «Волжская-life», в процессе реализации менялся не раз, хотя первоначальную идею структурной решетки, сегменты которой заполнены облицовочными плитами различных цветов, нам удалось сохранить. На двух корпусах добавились этажи, в одном из корпусов изменилась функция первых этажей. Кроме того в состав комплекса был включен еще один дом, причем новый объем фактически возглавил колонну из шести уже почти построенных зданий.
Жилой квартал в Текстильщиках. Генплан. ГАП: В.Швецов. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

И вот дилемма: проектировать новую башню в той же стилистике или визуально переподчинить ей застройку всего квартала. Было разработано очень много вариантов, какие-то из них больше нравились нам, какие-то заказчику, и последнее слово сказала Москомархитектура, порекомендовав весьма сдержанный из предложенных нами компромиссных вариантов. В облике этого дома также доминирует решетка, но с учетом расположения и габаритов здания ее ячейки укрупнены, вертикальные членения подчеркнуты, а фасады выкрашены в два разных цвета, что создает ощущение вывернутой наизнанку шкуры. 
Жилой район в Текстильщиках. Фрагмент построенного дома. ГАП: В.Швецов. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой район в Текстильщиках. 7-й корпус. ГАП: В.Швецов. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

– Архитекторы вашей мастерской вообще очень любят работать с цветом, отдавая предпочтение ярким тонам и эффектным сочетаниям, как, например, получивший широкое признание дом «Авангард». 

– Яркие цвета – не самоцель, а одно из средств создания гармоничной среды обитания. И мы отнюдь не всегда стремимся сделать фасады наших объектов максимально яркими и жизнерадостными. В каком-то смысле эта тема прослеживается в нашем новом проекте для компании «Пионер» – многофункциональном центре на Митинской, 16. Это два объема – 10-ти этажный бизнес-центр с развитой общественной зоной и 23-этажный апарт-отель на общем стилобате, в котором расположены торговые помещения, фитнес-центр и парковка, – сама типология объекта коммерческой недвижимости для этого района Москвы совершенно новая. Мы разработали очень много вариантов еще на предпроектной стадии, это касалось и объемно-планировочных, и функциональных решений и фасадов. 
Многофункциональный комплекс на Митинской, 16. Генплан. ГАП: А.Хомякова. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Многофункциональный комплекс на Митинской, 16. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

И это как раз тот случай, когда нам казалось уместным сделать палитру фасадов более спокойной и холодной, и, в то же время немного вызывающе–контрастирующей с привычным окружением. Но заказчик выбрал иное колористическое решение, которое, как он считает, более гармонирует с окружающей застройкой и приближено к «корпоративной» цветовой гамме будущего сетевого отеля. И хотя сама наша образная идея – более проницаемый офисный фасад и более пиксельный отельный – была сохранена, но аргументация выбора цвета нам не представляется убедительной. 
Многофункциональный комплекс на Митинской, 16. Первоначальный вариант. ГАП: А.Хомякова. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Многофункциональный комплекс на Митинской, 16. Утвержденный вариант. ГАП: А.Хомякова. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

– Получается, сегодня меняется сама структура заказа, с которым вы работаете, и вы меньше занимаетесь элитным жильем и все больше работаете в сегменте эконом-класса? Насколько это интересно?

– Сейчас это принято называть «комфорт-классом», и лично мне такое определение нравится гораздо больше эконом-класса и тем более выражения «доступное жилье». Доступное жилье в Москве – это уже штамп, за которым чаще всего скрывается быстровозводимое панельное жилье, лишающее город какого-либо выражения и характера. Кто-то очень точно сказал, что городу нужно не доступное жилье, а достойное, и класс «комфорт» позволяет добиться оптимального соотношения цены и качества, и в то же время выразительности и индивидуальности. Нам этот жанр очень интересен – это как варить кашу из топора: и результат всех устраивает, и затраты приемлемые, и каждый участник считает себя умнее другого. В общем, с удовольствием беремся за подобные проекты.

– Не секрет, что часто подобные благие намерения девелоперов заканчиваются ровно в тот момент, когда он близок к завершению проекта или, даже готов выходить на площадку. Как тут не вспомнить ваш же проект «Марфино», который был отложен в дальний угол, а девелопер вместо этого построил огромный квартал панельных жилых домов.

– Да, «Марфино» довольно грустный и обидный для нас пример. Но, знаете, время все расставляет на свои места: девелопер в итоге понял, что ставка только на панельное жилье по определению проигрышна. Несколько лет спустя после «Марфино» «Ведис Групп» снова обратились к нам. Сейчас они занимаются строительством жилого квартала в Электролитном проезде в Москве, и понимают, что сделать его интересным с помощью только типовых панельных серий не получится, поэтому заказали нам два дома, которые, выделяясь на фоне всей застройки, этажностью, формой и отделкой, станут, надеемся, своего рода флагманами обновляемого района. Это монолитные здания, в плане имеющие выразительную трапециевидную форму. Причем такое решение плана выбрано не ради «скульптурности» объема, а по совокупности факторов: сложившаяся градостроительная ситуация, инсоляция, жестко заданная квартирография. А образ фасадов сложился у архитекторов хоть и в результате перебора вариантов, но вполне естественно и закономерно: на мой взгляд здесь сочетается тактичное присутствие в предлагаемых обстоятельствах и здоровые амбиции. То, что Сергей Киселев характеризовал как два «У»: уместность и умелость. Здесь, кстати, мы сознательно отказались от ярких цветастых тонов, сделав ставку на беспроигрышную выразительность сочетания черный-белый. 
Жилой комплекс в Электролитном проезде. Генплан. ГАП: А.Никифоров. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс в Электролитном проезде. Общий вид. ГАП: А.Никифоров. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

– Как вам удалось согласовать проект жилого дома средней ценовой категории почти без балконов и лоджий?

– Тут есть общественные лоджии незадымляемой лестницы, на которых мы предлагаем разместить блоки кондиционеров, плюс от нескольких приквартирных лоджий нам не удалось отбиться под напором маркетологов. В этой теме имеет место, конечно, некоторая стереотипность: с балконом, а тем более с лоджией квартира стоит дороже, для российского человека они стали неотъемлемой частью организации быта, и изменить это чрезвычайно сложно. Не буду говорить за всех, но подавляющее большинство жителей норовят присоединить эти площади к теплому контуру, тем самым увеличивая полезную площадь квартиры. Так почему бы не сделать это сразу, тем более что при двух эвакуационных лестницах нормы это позволяют, а сами  «холодные элементы» продаются все равно по той же цене? Вообще две этих темы – балконы и кондиционеры – едва ли не главная беда современного российского домостроения, то поле, на котором соображения эстетики и интересы будущих жильцов вступают в непримиримое противоречие. Например, в домах в Текстильщиках мы предусмотрели места для установки блоков кондиционеров – специальные ниши на лоджиях. И что вы думаете? Народная смекалка подталкивает жильцов вешать наружные блоки прямо на фасад, аргументируя это тем, что «оплаченные» ниши они приспособят под что-нибудь более для них полезное, а воздушное пространство за плоскостью фасада можно использовать бесплатно.
Жилой комплекс в Электролитном проезде. Вид с высоты птичьего полета. ГАП: А.Никифоров. © ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

– Мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» вошла в число финалистов конкурса на концепцию жилого комплекса на Рублевском шоссе. Принимаете ли вы участие в других громких конкурсах последнего времени? 

– Не во всех подряд, конечно, но участвуем. Выбираем состязания, тематика которых близка нам по духу и интересна с профессиональной точки зрения. Например, участвовали в первом туре конкурса на проект Международного финансового центра в Рублево-Архангельском – это место нам хорошо знакомо, здесь мы проектировали на двух участках в проекте застройки для предыдущего инвестора. Подавали заявку и на участие в конкурсе на проект парка в Зарядье, а сейчас ждем итогов первого тура конкурса на проект реконструкции территории завода «Серп и Молот». Ранее участвовали в заказном конкурсе на торговый центр на площади Тверской заставы. Не отказываемся от менее пафосных и амбициозных «камерных» конкурсов. Так, недавно закончили конкурсный проект реорганизации бывшей промзоны на Сущевском валу, не выиграли, но подобный тип конкурсов уже сам по себе конкретная работа и является очередной добавкой в копилку опыта.
Конкурсный проект на Сущевском валу. ГАП: В.Лабутин. © «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Конкурсный проект на Сущевском валу. ГАП: В.Лабутин. © «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Конкурсный проект на Сущевском валу. ГАП: В.Лабутин. © «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»


– Реконструкция промышленных территорий всегда была одной из специализаций вашей мастерской. Даже в нашем недавнем обзоре московских проектов развития бывших промзон «СКиП» упоминается едва ли не чаще всего… 

– Это действительно одна из наших любимых сфер приложения профессиональных усилий. Мы и сейчас работаем над несколькими проектами многофункциональных комплексов на месте бывших производств, включая комплексное благоустройство и создание общественных рекреационных пространств. Говорить об этом еще рано, будет повод продолжить разговор на эту тему позже, когда появится возможность оценить результат. Продолжается и наше сотрудничество с «Красной Розой» – сейчас мы делаем там сразу три объекта в формате «маленьких домиков» в рамках разработанной нашей компанией еще в 2003 году концепцией развития территории, уже с учетом сегодняшних реалий.

18 Ноября 2013

Анна Мартовицкая

Беседовала:

Анна Мартовицкая
Похожие статьи
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Илья Машков: «Нужен диалог между профессиональным...
Высказать замечания по тексту закона можно до 8 февраля на портале нормативных актов. В том числе имеет смысл озвучить необходимость возвращения в правовую сферу понятия эскизной концепции и уточнения по вопросам правки или искажения проекта после передачи исключительных прав.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Татьяна Гук: «Документ, определяющий развитие города,...
Разговор с директором Института Генплана Москвы: о трендах, определяющих будущее, о 70-летней истории института, который в этом году отмечает юбилей, об электронных расчетах в области градпланирования и зарубежном опыте в этой сфере, а также о работе Института в других городах и об идеальном документе для городского развития – гибком и стратегическом.
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Сейчас на главной
Звездчатый полиэдр
В пригороде Парижа открылся новый корпус медицинского факультета Университетского госпиталя Кремлен-Бисетр. Архитектор Жан-Филипп Паргад выбрал для здания необычную многогранную форму и ленточные фасады из белого алюминия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Концептуальный максимализм
Спортивный клуб Gympa создавался по заветам lagom и agile, то есть он минималистичный и гибкий, но в то же время уютный и эффективный. Главная изюминка места – зал с кварцевым песком и освещением, настроенным под циркадные ритмы.
Алмазный палимпсест
Римское бюро Labics завершило реконструкцию значимого ренессансного памятника Палаццо деи-Диаманти в Ферраре. Дворец получил удобные, современные выставочные пространства, комфортные общественные зоны и четко организованную структуру.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Акулы и лава
Бюро MERA Makers придумало и построило игровой комплекс для детского сада в Сарове. Восемь модулей из фанеры и цветного оргстекла, придуманных после обсуждения с детьми, соединяются в остров, который предлагает разные сценарии игры и богатый сенсорный опыт.
Резервуар для искусства
В музейном квартале Бангалора, столицы Южной Индии, открылось новое здание музея MAP – Музея изобразительного искусства и фотографии. Основа фондов – коллекция предпринимателя Абхишека Поддара, он же заказчик архитектурного проекта, авторы здания – местное архбюро Mathew and Ghosh Architects.
Ферма в каждый дом
На воркшопе Архитектура+FOODTECH архитектурная лаборатория SA lab вместе студентами придумала новый тип вертикальных ферм и прошла путь от концепции до реализации. Прототип напечатан на 3D-принтере из переработанного пластика и выращивает 136 растений.
Школа хвойных пород
Для проекта средней школы Port Marianne в Монпелье архитекторы местного бюро A+Architecture выбрали особый безопасный для экологии бетон в сочетании с конструкциями из местной Севеннской ели и эффектной отделкой из Дугласовой пихты.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Совместный досуг
Центр «Поле» выполняет роль третьего места в спальном районе Москвы. На площади меньше 30 квадратных метров студия дизайна D создала пространство, где дети и взрослые могут проводить время вместе: играть, работать, встречаться с друзьями, заниматься спортом и творчеством.
Сады и искусство
Петербургское ландшафтное бюро МОХ открыло в Москве представительство, напоминающее арт-галерею: пространство формата white box служит фоном для цветочных композиций, объектов искусства и дизайна
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.