Каннелюра минималиста

Объемное построение этого жилого комплекса реагирует на структуру городской ткани, а геометрия фасадов – на поиски зрелого модернизма, впрочем, аллюзии поданы современно, с вниманием к деталям.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

19 Ноября 2015
mainImg

Архитектор:

Игорь Шварцман
Алексей Медведев

Проект:

Жилой комплекс на ул. Гришина
Россия, Москва, улица Гришина, вл. 16, стр. 1

Авторский коллектив:
Генеральный директор – И.З. Шварцман
Главный архитектор проекта – А.В. Медведев
Архитекторы: М.Б. Серебряников, А.В. Эминова
 

2015

Заказчик: Кунцевостройинвест
Улица Гришина – сравнительно неширокая, а её окрестности густо заросли деревьями. Cталинские кварталы здесь «держат» красную линию, микрорайонная застройка её старательно ломает, но преуспевает не вполне – типично московская, или шире советская «война миров» растянута на несколько километров между Можайским шоссе и окружной автодорогой. Участок как раз и расположен между выстроенным по красной линии домом пятидесятых годов из серого силикатного кирпича, со щипцом-фронтоном, штукатурными пилястрами и карнизом – и несколькими «пластинами» начала семидесятых из числа тех, которые впоследствии стали символом позднесоветской застройки. Так что, хотя поодаль встречаются и панельные дома, а напротив выстроились пятиэтажки, ближайшее окружение – кирпичное разных оттенков.

Поэтому неудивительно, что главным материалом фасадов стал кирпич – контекстуально обоснованный и к тому же популярный в современной архитектуре материал, позволяющий соблюсти респектабельность традиционного города, не теряя актуальности формы.

Впрочем, кирпичные фасады были не обязательным условием, а выбором архитекторов.
Главной задачей, поставленной перед авторами проекта, было: уместить максимум квадратных метров жилья, парковку и детский сад на небольшом, полгектара, участке с шестиметровым перепадом высот (склон начинается от улицы Гришина и идет вглубь к востоку). Кроме того, по северной границе планируют когда-нибудь построить проезд.
Жилой комплекс на ул. Гришина. Проект, 2015 © Сергей Киселёв и Партнеры
Жилой комплекс на ул. Гришина. Ситуационный план. Проект, 2015 © Сергей Киселёв и Партнеры

Три четверти отведенного пятна занял стилобат здания, свободным остался небольшой прямоугольник к югу, освещённый лучше всего. Его поэтому отдали детской площадке. Двухэтажный объем детского сада, опять же из соображений инсоляции, архитекторы расположили с южной стороны – он ловит большими окнами солнце, но будучи невысок не загораживает самый выгодный, юго-восточный свет жилым корпусам. Корпусов два: один, семиэтажный, вытянут вдоль красной линии улицы и поддерживает тему сталинской пятиэтажки. Другой – четырнадцатиэтажный, вписан в масштаб более поздних домов ближайшего окружения, расставленных под разными углами в глубине территории. Как видим, проект не чужд рефлективного осмысления свойств окружающей городской ткани: комплекс и «держит» улицу, и раскрывается к природе внутренней части района, он не только «мирит» два типа города внутри себя, но и переживает свое пограничное положение.

В высоких первых этажах запланированы общественные помещения. Помимо дворика «на земле», авторы предусмотрели ещё два двора: на плоской крыше детского сада для прогулок его воспитанников и главный двор без машин для жильцов на кровле подземной парковки. С улицы Гришина во двор можно войти через высокий прямоугольный проем-«арку» в левой части семиэтажной пластины. Благоустройство внутри лаконично, хотя предусмотрено особенное мощение и искусственный рельеф. А вниз, на землю, из двух дворов – большого и детсадовского, ведут открытые марши лестниц. Они спускаются с двух сторон вдоль восточной границы стилобата и если смотреть из заросшей деревьями внутренней части района, то профили лестниц могут показаться похожими на какой-нибудь парковый партер, хотя их оформление минимально: это, конечно, не палаццо Питти, а простой, спокойный городской дом комфорт-класса.
Жилой комплекс на ул. Гришина. Проект, 2015 © Сергей Киселёв и Партнеры

И между тем главным и самым заметным средством архитектурной выразительности станет решение фасадов. Их композиция рассчитана на тонкий, почти белый, цвета слоновой кости кирпич-ригель и привлекательна уравновешенностью составляющих. Этажи объединены попарно по два, но каждую пару прочертили посередине тонкой горизонтальной полосой. Ширина окон и эркеры с балконами чередуются ритмично-умеренно. Впрочем, эркеры контекстуальны и напоминают застекленные балконы соседнего сталинского дом. Глубина стены варьируется широко: от полутораметровых лоджий до тонких, в один кирпич, французских окон в пол. Черный металл балконных решеток, черные вставки в верхней части окон, светлый кирпич и стекло окон дополнены вставками, имитирующими темно-коричневое дерево, что усиливает эффект глубины и многослойности стен.
Жилой комплекс на ул. Гришина. Проект, 2015 © Сергей Киселёв и Партнеры
Жилой комплекс на ул. Гришина. Проект, 2015 © Сергей Киселёв и Партнеры
Жилой комплекс на ул. Гришина. Проект, 2015 © Сергей Киселёв и Партнеры
Жилой комплекс на ул. Гришина. Фрагмент фасада. Проект, 2015 © Сергей Киселёв и Партнеры

Стена здесь вовсе не плоскость, а организованная череда уступов и выступов, вписанная в кирпичную решётку фасадов со строго нарисованной сеткой стыков. Широкие горизонтальные тяги выложены в чистой ложковой кладке и обрамлены кантами из кирпичных тычков, и всё это в одной плоскости, графично. Вертикальные тяги, наоборот, рельефны: ряды тычковой кладки чередуются с перепадом в половину ширины кирпича. Получается похоже на пикселизованные каннелюры, где горизонтали это фризы, а ребристые вертикали – визуально «несущие» их лопатки.

Геометризованная, но тонкая в деталях игра напоминает поиски позднего зрелого модернизма, где архитекторы то усиливали конструктивистские ленты, отодвигая простенки на второй план, то давали волю вертикальным тягам, открыто апеллируя к ордеру и даже портику. Такого рода отсылка к семидесятым – восьмидесятым в этом районе города не только уместна, но тоже может быть понята как часть авторского осмысления контекста. Однако необходимо заметить, что несмотря на заметно большую сложность, многосоставность и отточенность фактуры по сравнению с восьмидесятыми, архитекторам удалось уравновесить вертикаль и горизонталь, не отдав первенства ни тому, ни другому. Все линии просчитаны, ни одну черту не перешли.
 
Жилой комплекс на ул. Гришина. Схема развертки по ул. Гришина. Проект, 2015 © Сергей Киселёв и Партнеры
Жилой комплекс на ул. Гришина. Фасад. Проект, 2015 © Сергей Киселёв и Партнеры
Жилой комплекс на ул. Гришина. Фасад. Проект, 2015 © Сергей Киселёв и Партнеры
Жилой комплекс на ул. Гришина. Фасад. Проект, 2015 © Сергей Киселёв и Партнеры
Жилой комплекс на ул. Гришина. Фасад. Проект, 2015 © Сергей Киселёв и Партнеры
Жилой комплекс на ул. Гришина. Разрез. Проект, 2015 © Сергей Киселёв и Партнеры
Жилой комплекс на ул. Гришина. Разрез. Проект, 2015 © Сергей Киселёв и Партнеры
Жилой комплекс на ул. Гришина. План 1 этажа. Проект, 2015 © Сергей Киселёв и Партнеры
Жилой комплекс на ул. Гришина. План типового этажа. Проект, 2015 © Сергей Киселёв и Партнеры


0

Архитектор:

Игорь Шварцман
Алексей Медведев

Проект:

Жилой комплекс на ул. Гришина
Россия, Москва, улица Гришина, вл. 16, стр. 1

Авторский коллектив:
Генеральный директор – И.З. Шварцман
Главный архитектор проекта – А.В. Медведев
Архитекторы: М.Б. Серебряников, А.В. Эминова
 

2015

Заказчик: Кунцевостройинвест

19 Ноября 2015

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина

Технологии и материалы

Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.

Сейчас на главной

Взлетная полоса
Проект-победитель конкурса Малых городов для Гатчины: линейный парк в большом микрорайоне и возвращение памяти о первом военном аэродроме России.
Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Жилье с поддержкой
Комплекс MLK1101 в Лос-Анджелесе по проекту Lorcan O’Herlihy Architects – это жилье для бездомных ветеранов вооруженных сил, «хронических» бездомных и семей без места жительства.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.
Градсовет 4.03.2020
Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Старое и новое на техасском солнце
Промышленный комплекс начала XX века в пригороде столицы Техаса Остина, сохранив свой облик, вместил после реконструкции по проекту бюро Cushing Terrell рестораны, магазины, учреждения сервиса и общественные пространства.
Малые города: 2020/2021
В конце февраля Минстрой объявил 80 победителей конкурса «Малых городов», призовой фонд которого теперь, на третий год проведения, увеличен вдвое, с 5 до 11 млрд рублей. Перечисляем победителей, рассматриваем несколько проектов.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Имена многократного использования
Дублинское бюро Grafton стало лауреатом Притцкеровской премии-2020: это лишь последняя из града наград и других знаков признания, который сыпется на основательниц этой мастерской в последние годы.
Проект «в рубчик»
Бюро FTA Group превратило фабрику по производству вельвета в Шанхае в комплекс офисных и сервисных пространств, сохранив историю места – в общем и в деталях.
Новая версия старого города
Дом на Малой Ордынке, 19 идеально вписался в строй улицы и даже как будто выправил ее, задал новый тон – фактуры, блеска, «солнечного» тепла и одновременно сдержанной гармонии всех этих необходимых составляющих архитектуры дорогого современного дома.
Горки Дружбы
Детская площадка дома на Малой Ордынке, 19, подается и авторами, и девелопером как произведение с отдельной ценностью. Она, действительно, насыщена: как функциями, так и пространством, и пластикой.