Валерий Лукомский: Главное для меня – сохранить авторский замысел

Реализация архитектурного проекта невозможна без досконально проработанных чертежей и скрупулезных расчетов, однако этот этап работы мастерских обычно не становится поводом для публикаций. Оценивая архитектурно-планировочные решения, критики, как правило, даже не упоминают тех, кто доводит их «до ума». Между тем так называемая стадия РД нередко поручается специальному бюро, и именно об этом наш сегодняшний разговор с руководителем архитектурной мастерской «Сити-Арх» Валерием Лукомским.

mainImg
Архитектор:
Валерий Лукомский
Мастерская:
Сити-Арх http://city-arch.com
Архи.ру: Валерий Васильевич, как часто Ваша мастерская занимается рабочей документацией?

Валерий Лукомский: Практически каждый проект мы доводим до его логического завершения, проходя все ступени от идеи до реализации. Благодаря сильному штату (а в мастерской «Сити-Арх» на постоянной основе работает порядка 90 специалистов – архитекторов, конструкторов, инженеров), у нас есть все возможности для этого. Всего за время существования компании было спроектировано около 200 объектов, из них 87 – на стадии «Рабочий проект» с их последующей реализацией. Являясь открытой для сотрудничества компанией, мы всегда готовы принять участие в совместных проектах, интересных для нас. В числе таких работ – Клуб ветеранов внешней разведки на Ходынском поле, где мы работали совместно с коллегами из «Моспроект-4», (мы делали рабочую документацию) многофункциональный деловой центр на Новорязанской улице совместно с ООО «Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» и торговый центр в Жуковском, где авторами являлись коллеги из «Гражданпроекта».

Архи.ру: Чем работа над рабочей документацией чужого проекта отличается от работы над своим проектом?

В.Л.: В принципе нет такого понятия «чужой проект». Когда работаешь над проектом, неважно на какой стадии, он все равно становится родным и своим. Другое дело, являешься ли ты сам автором или продолжаешь авторский замысел. В последнем случае прежде всего необходимо досконально вникнуть во все нюансы авторского замысла. Мы давно сформулировали для себя основное правило работы с РД – довести до реализации проект, сохранив идею задуманную автором. Поэтому на протяжении всей работы мы тесно сотрудничаем с авторским коллективом, ставим авторов в известность о том, что именно делаем в данный момент, и согласовываем с ними необходимые изменения. Исключений нет. Более того, в случае с проектом Клуба ветеранов внешней разведки нас по итогам работы включили в состав авторского коллектива, поскольку мы смогли убедить заказчика в необходимости разработки нового варианта решения фасадов.

Архи.ру: Вы имеете в виду ту пятнистую черно-белую облицовку здания, которая маскирует систему окон?

В.Л.: Да, именно ее. Изначально фасады предполагалось сделать более однородными по цвету, светло-серыми, но мы с самого первого знакомства с объектом были убеждены в том, что он заслуживает более яркой палитры. К этому обязывает и само его расположение – здание «держит» весь участок, поэтому мы не жалели сил на взаимодействие с авторами проекта и разъяснительную работу с заказчиком. Когда уже были определены и новая палитра фасадов, и их материалы (стемалит плюс стекло), мы вместе с Андреем Боковым и Вадимом Ленком четыре раза выезжали на объект, вывешивали образцы и подбирали нужный оттенок.

Архи.ру: И все же приведенный Вами пример кажется мне, скорее, исключением из правила… Не секрет, что чаще архитектурный проект в процессе реализации если и изменяется, то в сторону упрощения и удешевления.

В.Л.: В этом смысле поручение разработки РД другому бюро для проекта может оказаться даже более выгодно. По крайней мере, когда заказчик просит меня что-то упростить в проекте или изменить, я лишь развожу руками: «Это не мой проект, я не могу в нем ничего менять, пожалуйста, общайтесь с авторами». И потом уже сообща с авторами мы отбиваемся от подобных «рацпредложений», отстаивая первоначальные идеи. Именно так, например, было в случае с деловым центром на Новорязанской улице: заказчик стремился заменить кирпич на более дешевые панели «под кирпич», но мы смогли отстоять первоначальный материал.

Архи.ру: Наверно, бывает и наоборот, когда проект приходится переделывать из-за того, что успели измениться противопожарные и прочие нормы?

В.Л.: Да, с этой проблемой мы тоже сталкиваемся. Нормы меняются не так уж часто, но учесть их на стадии «идеи» порой бывает очень трудно. Так что довести проект до «нормы» и есть наша задача. А вот замыслы заказчика меняются часто и порой кардинально. В Клубе ветеранов внешней разведки, например, нам пришлось перепроектировать практически всю «внутрянку» из-за того, что изменилось задание заказчика по планировке внутренних помещений. А в деловом центре на Новорязанской, действительно, вмешались нормы – проект разрабатывался в 2003 году, и с тех пор успели измениться требования и по противопожарной безопасности, и по количеству машиномест. Но, признаюсь, главная проблема здесь экономическая – как правило, стоимость объекта уже согласована с заказчиком, и вписать все эти переделки проекта в выделенный бюджет бывает очень сложно. Кроме того, проект, скорее всего, уже прошел экспертизу, а это значит, что все изменения необходимо согласовывать по новой.

Архи.ру: Фактически это время просто выпадает из творческой жизни бюро?

В.Л.: Для любого архитектора творчество, конечно, стоит на первом месте. Однако есть и будни, и работа на стадии «рабочая документация» является хорошей школой. В процессе разработки РД и последующего авторского надзора мы получаем уникальную возможность отслеживать многие технические и инженерные аспекты реализации архитектурного проекта. Те же мощности кондиционеров и вентиляции, например, которые зачастую закладываются в проект на основании примерных расчетов, – мы все показатели «обкатываем» на практике и в свои проекты потом включаем только проверенные данные. Это прекрасный шанс отточить свой профессионализм. Не меняя авторского замысла, мы разработаем каждую деталь проекта и будем точно знать, что благодаря именно нашей кропотливой и качественной работе объект состоялся.
Деловой центр на Новорязанской улице (на территории завод «Мосавтотех»)
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Деловой центр на Новорязанской улице (на территории завод «Мосавтотех»)
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Деловой центр на Новорязанской улице (на территории завод «Мосавтотех»)
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Клуб ветеранов внешней разведки
Фотография с сайта www.mniip.ru
Клуб ветеранов внешней разведки
Фотография с сайта www.mniip.ru
Клуб ветеранов внешней разведки
Фотография с сайта www.mniip.ru
Архитектор:
Валерий Лукомский
Мастерская:
Сити-Арх http://city-arch.com

27 Декабря 2011

Золотое очелье
Новый стеклянный объем с параболической аркой из корабельной стали между башнями штаб-квартиры Сбербанка – общественное пространство, открытое для посещения. Архитектурную концепцию предложили Evolution Design. Ниже рассказ о сложностях и тонкостях.
Самый «зеленый»
West Mall на Большой Очаковской улице станет первым в России торговым центром, построенным по международным экологическим стандартам с применением зеленых технологий. Заказчик проекта, компания «Гарант-Инвест», планирует сертифицировать его по стандартам BREEAM и LEED.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Похожие статьи
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Дом хорошего самочувствия
Бюро Triptyque и Architects Office создали первый в Бразилии многоквартирный дом для здоровой жизни: их башня AGE360 в самом центре вмещает спортивные и спа-объекты.
Поворот ядра
Остроумное и емкое пластическое решение – поворот каждого этажа на N градусов – дал ансамбль «танцующих» башен, подобных друг другу, но разных; простых, но сложных. Авторы тщательно продумали один узел и немало повозились с конструкцией колонн, все остальное «было просто». Да, еще стены ядра на каждом этаже развернули – для максимальной эффективности офисных пространств.
Перья на ветру
Павильон по проекту шанхайского бюро GN Architects, подчеркивая красоту пейзажа, служит для привлечения туристов на островок Чайшань в Восточно-Китайском море.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.