Черно-белый дуэт

Около станции метро «Нагорная» по проекту «Архитектурной мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» скоро начнется строительство двух жилых башен, привлекающих внимание своей выразительной шахматной облицовкой.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

mainImg

Архитектор:

Андрей Никифоров
Игорь Шварцман

Проект:

Архитектурно-градостроительное решение корпусов номер 5 и 6 жилого комплекса «Нагорная»
Россия, Москва, Электролитный проезд, вл.16

Авторский коллектив:
Архитекторы: Никифоров А.В., Бреславцев А.О., Бусалов А.Ю., Анисимов Н.В. Инженеры: Шварцман И.З., Спиридонов К.Ю.

2014

ЗАО “Котельский завод”
Этим проектом мастерская занимается с января 2013 года, когда компания «Ведис-групп» обратилась в «СКиП» с просьбой разработать архитектурное решение двух «флагманских» башен нового жилого квартала. Строящийся рядом с метро «Нагорная» на месте «Котельского завода», этот квартал состоит из 6 жилых корпусов, детского сада и многоэтажного паркинга. Четыре корпуса, протянувшиеся непосредственно от метро вдоль Электролитного проезда, представляют собой привязки типовых 25-этажных секционных домов, а вот башни, расположенные вдоль южной границы участка на изгибе Криворожской улицы, довольно долго не материализовывались, присутствуя в проекте лишь номинально. Девелоперу было понятно, что здесь типовыми решениями не обойдешься – и по расположению, и по классу жилья башни так и просились в знаковые объекты, способные придать характер не только новому кварталу, но и всему данному району, застроенному довольно хаотично. 
Архитектурно-градостроительное решение корпусов номер 5 и 6 жилого комплекса «Нагорный» © «Сергей Киселев и Партнеры»
Архитектурно-градостроительное решение корпусов номер 5 и 6 жилого комплекса «Нагорный» © «Сергей Киселев и Партнеры»
«Нам задача с самого начала показалась интересной. С одной стороны, возможность создать лицо квартала, с другой – поработать в интересном ландшафте. Существующий район сегодня нельзя назвать привлекательным, но он обладает несомненным потенциалом, который мы своим проектом и хотели выявить», – рассказывает главный архитектор проекта Андрей Никифоров.

В плане обе башни получили форму равнобоких трапеций. Этот вариант был придуман далеко не сразу: архитекторы экспериментировали и с квадратом, и с прямоугольником, но выразительность и самодостаточность форма высоток приобрела лишь после того, как нарисовались трапеции. Довольно долго авторы искали и оптимальный угол поворота трапеций по отношению к близлежащим улицам: они пробовали привязать дома и к изгибающейся Криворожской, и к Электролитному проезду, и к расположенной напротив жилой застройке, но, строго говоря, ни одна из этих сеток не воспринимается в пространстве как однозначно доминирующая. Поэтому в итоге оптимальным было признано решение, при котором западные фасады обеих башен параллельны уже строящимся длинным корпусам квартала.
Архитектурно-градостроительное решение корпусов номер 5 и 6 жилого комплекса «Нагорный» © «Сергей Киселев и Партнеры»
Параллельно шел кропотливый поиск фасадных решений. «Мы вообще убеждены, что фасад должен отражать объемное решение, служить его органичным продолжением, подчеркивая форму и структуру здания, а в ситуации столь рыхлой градостроительной среды, как в районе «Нагорной», это просто жизненно необходимо», – уверен ГАП. Авторы проекта пробовали как разнообразные варианты одинакового оформления башен, так и контрастную облицовку, играя на разнице цветов и фактур материалов. В итоге победил математический модульный рисунок в виде черных и белых квадратов. На боковых фасадах они обрамляют каждое из окон, складываясь в выразительные диагонали, укрупняя масштаб, а вот на торцах, следуя логике выбранной авторами формы, «клеточки» растягиваются и слегка теряют в высоте. 
Архитектурно-градостроительное решение корпусов номер 5 и 6 жилого комплекса «Нагорный» © «Сергей Киселев и Партнеры»
Цветовые акценты в этом проекте используются лишь в оформлении входных групп общественной зоны. Для облицовки самих объемов архитекторы сознательно выбрали монохромную гамму, стремясь противопоставить высотки пестроте их ближайшего окружения – типовых жилых серий, яркая палитра которых компенсирует известное однообразие планировочных решений. Однако черно-белые фасады на этом фоне совсем не теряются – и за счет самой выразительной формы башен, и за счет микрорельефа: темные элементы заглублены, а светлые, наоборот, немного выдавлены наружу. Такое решение придает шахматным поверхностям объем и, как поясняет Андрей Никифоров, лишает их ощущения «картонности», столь свойственной многим современным фасадам. Однако для того, чтобы претворить его в жизнь, архитекторам пришлось изрядно помучиться: вариант изготовления западающих и выпуклых квадратов из архитектурного бетона не получился, а при использовании традиционной системы вентилируемых фасадов «рамки» приходилось членить на четыре отдельных плашки, что автоматически означало появление между ними заметных швов. Также непросто было найти способ технологичного решения для выполнения рельефа из выступающих и западающих элементов. Наиболее оправданным вариантом решения узла стало то, при котором белые и черные HPL-панели фасадной плоскости обрамляются рамками из металлических профилей соответствующего цвета. 
Архитектурно-градостроительное решение корпусов номер 5 и 6 жилого комплекса «Нагорный» © «Сергей Киселев и Партнеры»
На первых этажах обеих башен расположены небольшие лоты, каждый со своим входом с наружного контура здания. Что же касается квартир, то их линейка получилась максимально широкой за счет того, что жилые помещения сосредоточены вдоль боковых сторон трапеции и бьются на модули, соответствующие размерам фасадов. Перегородки можно двигать в любом направлении, меняя площадь не только отдельных комнат, но и квартир в целом. Важно и то, что мокрые зоны собраны в отдельные линии, как бы обнимающие лестнично-лифтовое ядро, что позволит будущим жильцам делать перепланировки и в этой части квартир, не «заезжая» на жилые помещения соседей. 
Архитектурно-градостроительное решение корпусов номер 5 и 6 жилого комплекса «Нагорный» © «Сергей Киселев и Партнеры»
На широкий задний фасад выведена техническая лоджия с эвакуационной лестницей. Лоджию отвели под размещение блоков кондиционеров – тем самым защитив фасады от несанкционированных вторжений. Андрей Никифоров сокрушается, что не удалось полностью отказаться от балконов: с точки зрения пожарной безопасности две лестницы делают их наличие необязательным, но маркетологи настояли на нескольких лоджиях, зная, что квартиры с ними продать проще. «Балконный» компромисс достигнут в планировке больших торцевых квартир – лоджии возникают там, где «клеточки» шахматных фасадов растягиваются в прямоугольники. 
Архитектурно-градостроительное решение корпусов номер 5 и 6 жилого комплекса «Нагорный» © «Сергей Киселев и Партнеры»
Огромное внимание в этом проекте авторы уделили и благоустройству территории вокруг башен. Поскольку они являются частью большего квартала, огораживать их дворы было бы неправильно, но предложить зонирование пространства архитекторам хотелось, и в этом смысле им чрезвычайно на руку оказался существующий на участке перепад высот: дома строятся на изломе не только Криворожской улицы, но и рельефа, опускающегося от участка в сторону живописного оврага. К улице, таким образом, башни выходят довольно строгим двором, парадное назначение которого подчеркнуто с помощью геометрического рисунка мощения, а вот уже зона въезда на территорию комплекса ощутимо понижена и служит своего рода границей между рациональной урбанизированной тканью и живописной природной: между домами и многоэтажным паркингом архитекторы проектируют что-то вроде живописного садика (на крыше подземного паркинга), который еще дальше от дороги превращается в полноценный парк. Еще один кусочек земли – островок вдоль Криворожской, также принадлежащий девелоперу, архитекторы отделили ширмой из деревьев и использовали для создания спортивной площадки.
Архитектурно-градостроительное решение корпусов номер 5 и 6 жилого комплекса «Нагорный» © «Сергей Киселев и Партнеры»
Помимо проекта благоустройства, мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» разработала для башен проекты интерьеров входных зон и общественных коридоров. И как фасады являются логичным продолжением объемного решения домов, так и их интерьеры органично развивают заложенные в архитектуру комплекса художественные приемы. В частности, у фасадов авторы заимствуют черно-белую гамму: материалом темного цвета отделаны стены входных вестибюлей и коридоров, белыми выполнены потолки и несущие колонны. Правда, строгая геометрия фасадной сетки здесь уступает место плавным очертаниям потолочных ниш, а монохромность палитры разбавлена полами теплого бежевого оттенка и фитостеной, насыщенный зеленый цвет которой должны будут обеспечить живые растения. 
Архитектурно-градостроительное решение корпусов номер 5 и 6 жилого комплекса «Нагорный» © «Сергей Киселев и Партнеры»
Архитектурно-градостроительное решение корпусов номер 5 и 6 жилого комплекса «Нагорный» © «Сергей Киселев и Партнеры»
Архитектурно-градостроительное решение корпусов номер 5 и 6 жилого комплекса «Нагорный» © «Сергей Киселев и Партнеры»
Архитектурно-градостроительное решение корпусов номер 5 и 6 жилого комплекса «Нагорный» © «Сергей Киселев и Партнеры»
Архитектурно-градостроительное решение корпусов номер 5 и 6 жилого комплекса «Нагорный» © «Сергей Киселев и Партнеры»
Архитектурно-градостроительное решение корпусов номер 5 и 6 жилого комплекса «Нагорный» © «Сергей Киселев и Партнеры»
Архитектурно-градостроительное решение корпусов номер 5 и 6 жилого комплекса «Нагорный» © «Сергей Киселев и Партнеры»


Архитектор:

Андрей Никифоров
Игорь Шварцман

Проект:

Архитектурно-градостроительное решение корпусов номер 5 и 6 жилого комплекса «Нагорная»
Россия, Москва, Электролитный проезд, вл.16

Авторский коллектив:
Архитекторы: Никифоров А.В., Бреславцев А.О., Бусалов А.Ю., Анисимов Н.В. Инженеры: Шварцман И.З., Спиридонов К.Ю.

2014

ЗАО “Котельский завод”

16 Мая 2014

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.