Татьяна Махина: «Мы считаем наш проект успешным»

Разговор с PR-директором девелопера, компании «Большой город»: о ценности проекта «Арма» и его перспективах.

Юлия Тарабарина

Беседовала:
Юлия Тарабарина

mainImg
[См.: подробнее о реконструкции корпусов бывшего газового завода
и благоустройстве территории].

Архи.ру:
– Какое значение ваша компания придает проекту «Арма»?

Татьяна Махина:
– Центральное – как в смысле геолокации: комплекс расположен в центре, рядом с Садовым кольцом, так и по площади, – всё-таки 120 000 м2. А также и по объёму усилий, приложенных нами к этому объекту. Мы очень серьёзно отнеслись к тому, чтобы территория бывшего газового завода, сохранив исторический колорит, стала при этом комфортной и современной. Мы довольны выбором архитекторов, АМ «Сергей Киселев и Партнеры» которые помогли нам комплексно осмыслить данную территорию. Значение этого проекта для нас – колоссальное. Для нас это знаковый, имиджевый проект и мы надеемся, доходным он будет тоже.

– А если по хронологии: на вашем сайте сейчас показано восемь или девять проектов реновации промзон. «Арма» среди них какая по счёту: первая, последняя, посередине?

– «Арма» появилась в портфеле компании достаточно давно, в 2003 году. Много шагов пришлось пройти до того момента, пока площадка была консолидирована. Сейчас 7,5 га находится в частной собственности, и ещё порядка 2 га – московская земля под зданиями, принадлежащими «Арме». Поэтому в целом можно говорить об участке порядка 10 га около метро «Курская». Рядом расположены другие знаковые для Москвы объекты: ARTPLAY на Яузе, Винзавод, усадьба Разумовского, которая занята Минспортом. Площадка расположена в активной исторической среде и в то же время здесь всё очень удачно сложилось с транспортной доступностью.
Татьяна Махина, PR-директор компании «Большой город». Фотография © Сергей Маслов
«Арма» до реновации. Фотография © Николай Кудрявцев, начало 2000-х гг.
«Арма» до реновации. Фотография © Николай Кудрявцев, начало 2000-х гг.

Мы много времени потратили на то, чтобы понять, что нужно делать с этой площадкой. Поскольку то, что получилось сегодня, – это, безусловно, компромисс между тем, что было позволено сделать и тем, что могло бы представлять интерес для девелопера. Сегодня на площадке нет недостатка в арендаторах, что демонстрирует успешность проекта с коммерческой точки зрения. С другой стороны, мы видим большое количество людей, которые приходят погулять, побыть на территории; выходя из метро «Курская», люди не просто проходят мимо, как раньше, по Нижнему Сусальному переулку, а заходят на территорию, идут в кафе.

– Нижний Сусальный переулок – городская территория, она не принадлежит «Арме». Когда к вам пришла идея его благоустройства?

– С АМ СКиП мы начали работу в 2011 году, это было пять лет назад по весне. Уже тогда было понятно, что необходимо будет благоустроить не только внутреннюю территорию завода «Арма», но и – обязательно – Нижний Сусальный переулок, потому что два здания: корпус 1 и корпус 2, должны были встречать основной поток посетителей, идущих из метро. Реконструкция Нижнего Сусального переулка подразумевалась изначально, в 2011, когда ставилось задание по комплексной реновации территории.

Но рабочий проект по обновлению Нижнего Сусального переулка, был разработан АМ «Сергей Киселев и Партнеры» в начале 2015 года и реализован за 2015 год. Так что нам удалось презентовать его перед Днем города, перед 1 сентября. Тогда еще префект Центрального округа Виктор Семёнович Фуер приезжал к нам и был по-своему восхищён, он сказал: «Если нужна какая-то помощь префектуры, обращайтесь, во всем помогу».

– Насколько последовательно развивалась концепция и насколько то, что получилось сейчас, соответствует первоначальному замыслу?

– Игорь Шварцман и его коллеги, Алексей Медведев и Владимир Лабутин, последовательно придерживались концепции «ничего лишнего». В частности, мы пожертвовали красно-белой покраской, которая появилась тридцатые годы XX века и акцентировала детали фасадов. Она, конечно, придавала зданиям некоторую весёлость, но мы после довольно-таки оживлённых дискуссий послушались рекомендаций СКиП и убрали покраску для того, чтобы сохранить производственную строгость всех строений. Здания бывшего завода смотрятся сейчас несколько брутально и сурово, но нам такая архитектура больше по вкусу, она отражает изначальную идею, которая была заложена при строительстве.

Мы находили взаимопонимание с архитекторами и в том, что улицы и малые формы благоустройства, фонари или скамейки, также должны выглядеть сдержанно, и тщательно избегали всего нарочитого. Хочется надеяться, что мы выдержали всю территорию в историческом стиле, насколько это было разумно и возможно. Выбирая ту или иную идею для реализации, девелопер всегда находится в жерновах красоты и доходности. Каждый раз одобряя тот или иной подход к реновации территории или фасадов, мы должны были смотреть с двух сторон. Я считаю, что концепция, обсужденная и принятая в 2011–2012 годах, была нами реализована достаточно точно.
«Арма», корпус 19, первоначальное состояние. Фотография © Николай Кудрявцев, начало 2000-х гг.

– Насколько архитекторы АМ «Сергей Киселев и Партнеры» участвовали в реновации всех корпусов? В равной степени или как-то это участие размывалось?

– Вся архитектурная работа по «Арме» находилась в одних руках, мы не обращались в другое бюро. Если мы и производили некие доработки, внутренние или на стадии строительства, на стадии непосредственного воплощения, то, скорее всего, эти доработки носили практический характер и были продиктованы такими соображениями, как доходность, удобство, комфорт и требования арендаторов. Можно сказать, что за внешний вид, архитектуру, красоту у нас отвечали только АМ «Сергей Киселев и Партнеры». Если какие отклонения и были допущены в ходе реализации, они были вызваны потребностями арендаторов, потребностями нашего времени. Мы старались отклоняться ненамного и в том, что внешне не видно, а, скорее, влияет на будущее использование: входы, дополнительное раскрытие окон и дверей для целей будущего использования нашими арендаторами и резидентами.
«Арма». Фотография © Роман Филимонов
«Арма». Фотография © Роман Филимонов
«Арма». Фотография © Роман Филимонов

– Считаете ли вы проект законченным, или он будет развиваться дальше?

– Обязательно будет развиваться. На сегодняшний момент мы затронули реновацией только половину территории, о которой я Вам сказала, порядка 5–5,5 гектаров, потому что остальная часть – левая часть от центрального входа, – имеет неровную границу с городскими территориями, занимаемыми Мосгазом. Мосгаз – это предприятие, принадлежащее городу на 100%, и оно решает много других задач помимо реновации собственной территории, поэтому мы пока ещё не достигли с Москвой компромисса относительно комплексной реновации левой части нашего завода «Арма» и территории Мосгаза. Мы регулярно, с 2005 года обращаемся в Департамент имущества, к мэру города Москвы с просьбой дать возможность на тех или иных условиях выкупить 9 000 м2 строений Мосгаза, достаточно ветхих, 1911 года постройки, корпусов мастерских для того, чтобы их снести и создать на том месте что-то современное, отражающее стилистику газового завода. Но пока реабилитация левой части площадки тесно связана с принятием решений правительством Москвы и на сегодняшний момент движения нет. Но мы очень надеемся, что этот вопрос скоро решится и мы сможем заняться левой частью площадки, по сути, ещё одной половиной территории.

– Что появится в северной части: офисы или жильё?

– Ни офисов, ни жилья. Мы обсуждаем с городом общественную функцию с досуговым культурным центром. Исторически «Арму» и близлежащие территории населяют не просто офисные арендаторы, а творческие компании, мастерские, танцевальные студии, галереи, шоу-румы производителей одежды и мебели; именно такие арендаторы приезжают к нам, интересуются нашей площадкой. Разрешенное на сегодня для центра Москвы общественно-досуговое культурное назначение будущих площадей нас не смущает.

– Кстати о творческих людях. Как много первоначальных арендаторов осталось и ушло?

– Арендаторы обновились примерно на 95%. Во-первых, очень долго на площадке было много строительной техники и мусора. Не все выдержали период реконструкции, который длился полтора–два года, и они естественным образом поменялись, то есть уехали до начала этих работ старые, и приехали новые по их завершении; произошла естественная ротация. Тем не менее у нас сохраняется клуб «Газгольдер» – исторический арендатор, клубная площадка со своим кафе и баром. К нам приехали спортивные студии. До этого на «Арме» инженерия была не предусмотрена для того, чтобы располагать хорошие качественные фитнес-залы, спортивные, танцевальные студии. Сейчас мы имеем возможность принимать и таких арендаторов. Очень много появилось свежих кафе, ресторанов: больше шести сейчас уже открыто и они будут продолжать открываться. У нас есть новые ателье декораторов, студии мебели и много шоу-румов. Пусть они другие, это шоу-румы одежды и дизайна, духов и аксессуаров, но они появляются постепенно.

– А какой класс у ваших офисных площадей?

– Вся внутренняя отделка у нас соответствует классу А, но поскольку мы расположены за Садовым кольцом, то класс оценивается как B+. Мы полностью заменили оборудование на соответствующее классу А, заменили внутренние сети, реконструировали котельную, построили две подстанции мощностью 8 МВт. В зданиях заменены окна и кровли, произведены перепланировки. Сейчас 80-90% из тех площадей, которые прошли реновацию, сданы в аренду.

– Кроме Мосгаза у вас есть ещё один сосед, справа – Курский вокзал. Кажется, сейчас в планы его реконструкции может войти снос нескольких ваших строений. Это так?

– Насколько мы сейчас проинформированы, планируется не только реконструкция Курского вокзала, но и размещение платформы высокоскоростной магистрали Москва-Казань. Однако территория «Армы» находится в нашей собственности, а два корпуса по Нижнему Сусальному переулку (строения 1 и 2) имеют статус памятников, их нельзя сносить, им больше ста лет. В принципе все постройки на территории «Армы» относятся к ансамблю бывшего газового завода и должны быть сохранены. На сегодняшний день эта территория неприкосновенна.

08 Апреля 2016

Юлия Тарабарина

Беседовала:

Юлия Тарабарина
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.
Москомархитектура: итоги года. Часть I
Шесть коротких интервью: с Никитой Токаревым, Кириллом Теслером, Сергеем Георгиевским, Николаем Переслегиным, Филиппом Якубчуком и основателями бюро ARCHSLON Татьяной Осецкой и Александром Саловым.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
Технологии и материалы
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Сейчас на главной
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Разлинованный ландшафт
Кладбище словацкого города Прешов по проекту STOA architekti играет роль не только некрополя, но и рекреационной зоны для двух жилых районов.
Гипер-крыша и гипер-земля
Dominique Perrault Architecture и Zhubo Design Co выиграли конкурс на проект Института дизайна и инноваций в Шэньчжэне: его главное здание напоминает мост длиной более 700 метров.
Парк Швейцария
Проект парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде, созданный достаточно молодым, но известным и международным бюро KOSMOS, вызвал в городе много споров и даже протестов, настолько острых, что попытка провести на нашей платформе профессиональное обсуждение тоже не удалась. Публикуем проект как есть.
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Пресса: Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику
Это школа искусства (с Василием Кандинским в роли профессора), скульптуры, дизайна (где он, собственно, и был изобретен как самостоятельная деятельность), театра — Баухауc не сводится к архитектуре. Но в архитектуре Баухауса можно выделить три этапа развития утопии
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.
Ценность подиума
В китайской штаб-квартире компании Schindler в Шанхае по проекту Neri&Hu проблема разобщенности производственных и офисных корпусов решена с помощью выразительного подиума.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.
Фрагменты Тулузы
Новое здание школы экономики по проекту бюро Grafton продолжает богатые кирпичные традиции Тулузы, благодаря которым ее называют «Розовым городом».
Чтение на «ковре-самолете»
Историческая библиотека университета Граца получила «надстройку» с 20-метровым консольным выносом по проекту Atelier Thomas Pucher: там разместились читальные залы.
Масштаб 1:1
Пять разноплановых объектов бюро «А.Лен», снятых на квадрокоптер: что нового может рассказать съемка с высоты.
Сицилийские горизонты
Выбранный по итогам международного конкурса проект административного комплекса области Сицилия в Палермо задуман как ансамбль из дерева и стали с садом на шестом этаже.
Пресса: Модернизированная сельская идиллия: Джозеф Ганди...
В 1805 году британский архитектор Джозеф Майкл Ганди опубликовал две книги, «Проекты коттеджей, коттеджных ферм и других сельских построек» и «Сельский архитектор». Этот жанр — сборники проектов сельских домов — среди архитекторов уважением не пользуется, люди строили и сейчас строят такие дома без помощи архитектора. Немногие числят Ганди в истории архитектурной утопии, из недавно опубликованных назову прекрасную книгу Тессы Моррисон «Утопические города 1460–1900». Но, видимо, именно с Ганди начинается особая линия новоевропейской утопии — утопии сельской жизни