Татьяна Махина: «Мы считаем наш проект успешным»

Разговор с PR-директором девелопера, компании «Большой город»: о ценности проекта «Арма» и его перспективах.

mainImg
[См.: подробнее о реконструкции корпусов бывшего газового завода
и благоустройстве территории].

Архи.ру:
– Какое значение ваша компания придает проекту «Арма»?

Татьяна Махина:
– Центральное – как в смысле геолокации: комплекс расположен в центре, рядом с Садовым кольцом, так и по площади, – всё-таки 120 000 м2. А также и по объёму усилий, приложенных нами к этому объекту. Мы очень серьёзно отнеслись к тому, чтобы территория бывшего газового завода, сохранив исторический колорит, стала при этом комфортной и современной. Мы довольны выбором архитекторов, АМ «Сергей Киселев и Партнеры» которые помогли нам комплексно осмыслить данную территорию. Значение этого проекта для нас – колоссальное. Для нас это знаковый, имиджевый проект и мы надеемся, доходным он будет тоже.

– А если по хронологии: на вашем сайте сейчас показано восемь или девять проектов реновации промзон. «Арма» среди них какая по счёту: первая, последняя, посередине?

– «Арма» появилась в портфеле компании достаточно давно, в 2003 году. Много шагов пришлось пройти до того момента, пока площадка была консолидирована. Сейчас 7,5 га находится в частной собственности, и ещё порядка 2 га – московская земля под зданиями, принадлежащими «Арме». Поэтому в целом можно говорить об участке порядка 10 га около метро «Курская». Рядом расположены другие знаковые для Москвы объекты: ARTPLAY на Яузе, Винзавод, усадьба Разумовского, которая занята Минспортом. Площадка расположена в активной исторической среде и в то же время здесь всё очень удачно сложилось с транспортной доступностью.
Татьяна Махина, PR-директор компании «Большой город». Фотография © Сергей Маслов
«Арма» до реновации. Фотография © Николай Кудрявцев, начало 2000-х гг.
«Арма» до реновации. Фотография © Николай Кудрявцев, начало 2000-х гг.

Мы много времени потратили на то, чтобы понять, что нужно делать с этой площадкой. Поскольку то, что получилось сегодня, – это, безусловно, компромисс между тем, что было позволено сделать и тем, что могло бы представлять интерес для девелопера. Сегодня на площадке нет недостатка в арендаторах, что демонстрирует успешность проекта с коммерческой точки зрения. С другой стороны, мы видим большое количество людей, которые приходят погулять, побыть на территории; выходя из метро «Курская», люди не просто проходят мимо, как раньше, по Нижнему Сусальному переулку, а заходят на территорию, идут в кафе.

– Нижний Сусальный переулок – городская территория, она не принадлежит «Арме». Когда к вам пришла идея его благоустройства?

– С АМ СКиП мы начали работу в 2011 году, это было пять лет назад по весне. Уже тогда было понятно, что необходимо будет благоустроить не только внутреннюю территорию завода «Арма», но и – обязательно – Нижний Сусальный переулок, потому что два здания: корпус 1 и корпус 2, должны были встречать основной поток посетителей, идущих из метро. Реконструкция Нижнего Сусального переулка подразумевалась изначально, в 2011, когда ставилось задание по комплексной реновации территории.

Но рабочий проект по обновлению Нижнего Сусального переулка, был разработан АМ «Сергей Киселев и Партнеры» в начале 2015 года и реализован за 2015 год. Так что нам удалось презентовать его перед Днем города, перед 1 сентября. Тогда еще префект Центрального округа Виктор Семёнович Фуер приезжал к нам и был по-своему восхищён, он сказал: «Если нужна какая-то помощь префектуры, обращайтесь, во всем помогу».

– Насколько последовательно развивалась концепция и насколько то, что получилось сейчас, соответствует первоначальному замыслу?

– Игорь Шварцман и его коллеги, Алексей Медведев и Владимир Лабутин, последовательно придерживались концепции «ничего лишнего». В частности, мы пожертвовали красно-белой покраской, которая появилась тридцатые годы XX века и акцентировала детали фасадов. Она, конечно, придавала зданиям некоторую весёлость, но мы после довольно-таки оживлённых дискуссий послушались рекомендаций СКиП и убрали покраску для того, чтобы сохранить производственную строгость всех строений. Здания бывшего завода смотрятся сейчас несколько брутально и сурово, но нам такая архитектура больше по вкусу, она отражает изначальную идею, которая была заложена при строительстве.

Мы находили взаимопонимание с архитекторами и в том, что улицы и малые формы благоустройства, фонари или скамейки, также должны выглядеть сдержанно, и тщательно избегали всего нарочитого. Хочется надеяться, что мы выдержали всю территорию в историческом стиле, насколько это было разумно и возможно. Выбирая ту или иную идею для реализации, девелопер всегда находится в жерновах красоты и доходности. Каждый раз одобряя тот или иной подход к реновации территории или фасадов, мы должны были смотреть с двух сторон. Я считаю, что концепция, обсужденная и принятая в 2011–2012 годах, была нами реализована достаточно точно.
«Арма», корпус 19, первоначальное состояние. Фотография © Николай Кудрявцев, начало 2000-х гг.

– Насколько архитекторы АМ «Сергей Киселев и Партнеры» участвовали в реновации всех корпусов? В равной степени или как-то это участие размывалось?

– Вся архитектурная работа по «Арме» находилась в одних руках, мы не обращались в другое бюро. Если мы и производили некие доработки, внутренние или на стадии строительства, на стадии непосредственного воплощения, то, скорее всего, эти доработки носили практический характер и были продиктованы такими соображениями, как доходность, удобство, комфорт и требования арендаторов. Можно сказать, что за внешний вид, архитектуру, красоту у нас отвечали только АМ «Сергей Киселев и Партнеры». Если какие отклонения и были допущены в ходе реализации, они были вызваны потребностями арендаторов, потребностями нашего времени. Мы старались отклоняться ненамного и в том, что внешне не видно, а, скорее, влияет на будущее использование: входы, дополнительное раскрытие окон и дверей для целей будущего использования нашими арендаторами и резидентами.
«Арма». Фотография © Роман Филимонов
«Арма». Фотография © Роман Филимонов
«Арма». Фотография © Роман Филимонов

– Считаете ли вы проект законченным, или он будет развиваться дальше?

– Обязательно будет развиваться. На сегодняшний момент мы затронули реновацией только половину территории, о которой я Вам сказала, порядка 5–5,5 гектаров, потому что остальная часть – левая часть от центрального входа, – имеет неровную границу с городскими территориями, занимаемыми Мосгазом. Мосгаз – это предприятие, принадлежащее городу на 100%, и оно решает много других задач помимо реновации собственной территории, поэтому мы пока ещё не достигли с Москвой компромисса относительно комплексной реновации левой части нашего завода «Арма» и территории Мосгаза. Мы регулярно, с 2005 года обращаемся в Департамент имущества, к мэру города Москвы с просьбой дать возможность на тех или иных условиях выкупить 9 000 м2 строений Мосгаза, достаточно ветхих, 1911 года постройки, корпусов мастерских для того, чтобы их снести и создать на том месте что-то современное, отражающее стилистику газового завода. Но пока реабилитация левой части площадки тесно связана с принятием решений правительством Москвы и на сегодняшний момент движения нет. Но мы очень надеемся, что этот вопрос скоро решится и мы сможем заняться левой частью площадки, по сути, ещё одной половиной территории.

– Что появится в северной части: офисы или жильё?

– Ни офисов, ни жилья. Мы обсуждаем с городом общественную функцию с досуговым культурным центром. Исторически «Арму» и близлежащие территории населяют не просто офисные арендаторы, а творческие компании, мастерские, танцевальные студии, галереи, шоу-румы производителей одежды и мебели; именно такие арендаторы приезжают к нам, интересуются нашей площадкой. Разрешенное на сегодня для центра Москвы общественно-досуговое культурное назначение будущих площадей нас не смущает.

– Кстати о творческих людях. Как много первоначальных арендаторов осталось и ушло?

– Арендаторы обновились примерно на 95%. Во-первых, очень долго на площадке было много строительной техники и мусора. Не все выдержали период реконструкции, который длился полтора–два года, и они естественным образом поменялись, то есть уехали до начала этих работ старые, и приехали новые по их завершении; произошла естественная ротация. Тем не менее у нас сохраняется клуб «Газгольдер» – исторический арендатор, клубная площадка со своим кафе и баром. К нам приехали спортивные студии. До этого на «Арме» инженерия была не предусмотрена для того, чтобы располагать хорошие качественные фитнес-залы, спортивные, танцевальные студии. Сейчас мы имеем возможность принимать и таких арендаторов. Очень много появилось свежих кафе, ресторанов: больше шести сейчас уже открыто и они будут продолжать открываться. У нас есть новые ателье декораторов, студии мебели и много шоу-румов. Пусть они другие, это шоу-румы одежды и дизайна, духов и аксессуаров, но они появляются постепенно.

– А какой класс у ваших офисных площадей?

– Вся внутренняя отделка у нас соответствует классу А, но поскольку мы расположены за Садовым кольцом, то класс оценивается как B+. Мы полностью заменили оборудование на соответствующее классу А, заменили внутренние сети, реконструировали котельную, построили две подстанции мощностью 8 МВт. В зданиях заменены окна и кровли, произведены перепланировки. Сейчас 80-90% из тех площадей, которые прошли реновацию, сданы в аренду.

– Кроме Мосгаза у вас есть ещё один сосед, справа – Курский вокзал. Кажется, сейчас в планы его реконструкции может войти снос нескольких ваших строений. Это так?

– Насколько мы сейчас проинформированы, планируется не только реконструкция Курского вокзала, но и размещение платформы высокоскоростной магистрали Москва-Казань. Однако территория «Армы» находится в нашей собственности, а два корпуса по Нижнему Сусальному переулку (строения 1 и 2) имеют статус памятников, их нельзя сносить, им больше ста лет. В принципе все постройки на территории «Армы» относятся к ансамблю бывшего газового завода и должны быть сохранены. На сегодняшний день эта территория неприкосновенна.

08 Апреля 2016

Похожие статьи
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Сейчас на главной
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.