English version

Кристаллизация перекрестка

На развязке МКАД и Рублёвкого шоссе закончено строительство административно-делового центра, задуманного Сергеем Киселёвым.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

11 Марта 2015
mainImg
Проект:
Pallau RB: Административно-деловой центр, 1-й км Рублево-Успенского шоссе
Россия, Барвихинский С. О., 1-й км Рублево-Успенского шоссе

Авторский коллектив:
Виктор Бармин (ГАП), Анастасия Хомякова (ГАП), Ольга Плужникова, Галина Харитонова 

2007 — 2007 / 2012 — 2014
О проекте офисного комплекса на первом километре Рублёвского шоссе мы рассказывали в 2008 году. Теперь он построен; территория вокруг пока ещё не слишком привлекательна, но с МКАДа этих деталей увидеть нельзя, а в перспективу московских трасс комплекс вписался удачно.

Надо признаться, что мне удалось понять эти здания только тогда, когда их построили, то есть сейчас. В 2007 году Сергей Киселёв показывал проект не без гордости и со словами: «смотрите, что мы придумали для первого километра Рублёвского шоссе», и я тогда не поняла. Два крупных, но изящных корпуса, по-вхутемасовски поставленных под прямым углом друг к другу, с алюминиевыми корбюзеанскими ножками. Широкие плоскости боковых стеклянных фасадов – тогда, в проекте – были по торцам обернуты золотистой медной сеткой: модная форма «нарезанного рулета», попутно играющая с перспективой и масштабом, ориентируясь МКАД. Модернизм, лаконизм, простота решения «на раз-два», как любил объяснять Сергей Киселев. Чистая форма, немного блеска, легко, но смело нарисованные контуры пластин… Не оставляло подозрение, что форма говорящая, и вот теперь ясно, что это такое, точнее, какой пластический намек присутствует в двух корпусах, делая их непраздным дополнением перекрестка.

Это указатель. Две гигантские хрустальные стрелки, драгоценные, в «золотой» оправе, циклопические ювелирные стрелки из сказки, очень уместные на главном элитном перекрестке Подмосковья – шоссе-то Рублёвское. Вот архитекторы и переосмыслили тему, намеком, разумеется, а как иначе – ни жизнь, ни искусство другого не позволяют, так что и никаких стрелок, конечно, нет; показалось. Есть только асимметричные «ласточкины» хвосты, наклоны фасадных поверхностей высотой этажей по шесть, и усиливающий перспективу скос кровли, этажа на три. Там, где могли бы быть стрелки, объемы срезаны по косой, почти прямо, остались только выемки «хвостов» с противоположной стороны; и правильно, сделать стрелки буквально было бы нельзя. Но всё вместе, да издали, с окружной, на скорости – указатель и есть. Сильна в нём тема перекрестка, теперь с и развязкой не промахнуться, место отмечено зданием-знаком.
Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе, 2014. Сергей Киселёв и Партнеры. Фотография © Алексей Холопов
Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе, 2007 © Сергей Киселёв и Партнеры

В первоначальной версии проекта корпуса выглядели дороже и, скажем так, роскошнее. Хрустальность стеклянного блеска усиливали наклонные, стеклянные же «козырьки», нечасто разбросанные по всей плоскости: из похожих полос сделан дворовый фасад Эрмитаж-плаза, но здесь впоследствии пришлось упростить, убрать полоски, упростив до больших плоскостей стекла в аккуратно прорисованной тонкой сетке серых переплетов и крупной – междуэтажных горизонталей и редких вертикалей, которые складываются в усмирено-модернистский рисунок пунктирных лент. И всё равно пластины остались хрустальными, прозрачными насквозь, только штриховку рельефных закрылков заменила сдержанная регулярность в духе семидесятых.

И ещё: мимо многих строящихся зданий ходишь вначале с удовольствием, наблюдая простоту трехмерной сетки бетонных колонн, а позже – с разочарованием, когда объемную структуру спрячут за глуховатой оболочкой. Здесь же в силу прозрачности больших плоскостей стекла исходный эффект трехмерной сетки удалось сохранить – пусть и не полностью, но в солнечный день невольно замираешь, видя здание насквозь, на просвет. Кристаллизация пространства, его превращение из эфемерного природного в обитаемое, решетчатое и многоярусное, происходит легко, безо всякого тектонического преодоления, – а так, как будто бы его оконтурили уверенной рукой и вырезали, поместив в нужное время и место. Этот эффект особенно ощутим там, где наклонные плоскости торцевых фасадов пересекаются с прямой внутренней сеткой.
Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе, 2014. Сергей Киселёв и Партнеры
© Алексей Холопов

Обрамляющий контур в процессе оптимизации расходов изменился сильнее всего. Сразу же после 2008 года он потерял свой золотистый ажурный блеск, расставшись с ювелирными коннотациями. Новый цвет облицовочных панелей, теперь уже алюминиевых, подбирали долго, путем тщательного компромисса между пожеланиями заказчика и планами архитекторов; примеряли на месте, оценивали, каким образом будет выглядеть тот или иной цвет в разную погоду. И наконец остановились на светло-бежевых панелях, которые в пасмурное время кажутся сдержанно-матовыми, а на солнце блестят, переливаясь на наклонных поверхностях и наделяя фасады «оболочки» если не золотым, то умеренно драгоценным серебристым оттенком.
Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе, 2014. Сергей Киселёв и Партнеры. Фотография © Алексей Холопов

Торцевые фасады прорезали окнами: в 2008 году архитекторы рассматривали вариант с ровными рядами точечных квадратных проемов, но реализовали, и на мой взгляд справедливо, другой. Первый вариант был из девяностых, а второй можно понять двояко: с одной стороны бежевый цвет немного напоминает юрский камень, а вертикальные окошки отчасти вписываются в актуальный умеренно-классицизирующий тренд. Но с другой стороны – ряды небольших, сгруппированных попарно вертикальных окошек в палевой стене вызывают уже совершенно другие, негламурные ассоциации – издали они похожи на отверстия перфокарт, картонных носителей битовой информации в компьютерах восьмидесятых. Хороший способ ненавязчиво осмыслить историю и здания, и места в духе пресловутой спирали: хватит уже, потрясли золотыми браслетами, пора возвращаться к идеалам времени перфоркарт и формировать какое-нибудь foundation в духе Азимова.
Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе, 2014. Сергей Киселёв и Партнеры. Фотография © Алексей Холопов
Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе, 2014. Сергей Киселёв и Партнеры. Фотография © Алексей Холопов
Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе, 2014. Сергей Киселёв и Партнеры. Фотография © Алексей Холопов

Архитекторы СКиП также разработали интерьеры вестибюлей, решив их в том же ключе: лаконичном, но не без звучного приема. Стеклянные стены, темный пол, бежевые стены и белый потолок, прорезанный мерными сплошными полосами светильников, линии перспективы которых продолжаются, отражаясь в блестящем полированном камне. Точно так же корпуса отражаются-продолжаются один в другом.
Проект интерьера вестибюля большого корпуса. Административно-деловой центр на Рублево-Успенском Шоссе © Сергей Киселёв и Партнеры
Проект интерьера вестибюля малого корпуса. Административно-деловой центр на Рублево-Успенском Шоссе © Сергей Киселёв и Партнеры

Спокойное и деловитое получилось здание, хотя и не без доли благородства в прозрачности пластин и скошенных плоскостей. Архитекторы как особую удачу ценят тот факт, что им удалось уговорить заказчика в процессе оптимизации расходов не спрямлять фасады до коробки-параллелепипеда и сохранить первоначальную пластику объемов, острая динамика которой была тщательно просчитана в расчете на взгляд из проезжающей машины. Это действительно большая удача: дело в том, что на МКАДе по-прежнему преобладают рынки, ангарного типа молы и, как ни странно, леса: взгляд мало на чем останавливается, а тут – цепляется сразу. С трассы комплекс кажется не слишком большим и, благодаря перпендикулярной постановке большего корпуса, подвижным – быстро чередует ракурсы, провоцирует даже притормозить, разглядеть. Ёмкая форма работает сама, каждой черточкой, благодаря чему оказывается нечувствительной к экономии декоративной отделки. Бывает наоборот: отделают дорого, а ящик ящиком, никакой радости, жаль средств, пошедших на облицовку. А тут нет, взлет перфорированных крыльев так же горд, как если бы они были золотыми. Уместное, словом, и лёгкое произведение. Один из последних реализованных проектов, над которым работал лично Сергей Киселёв.
 
Ситуационный план. Административно-деловой центр на Рублево-Успенском Шоссе © Сергей Киселёв и Партнеры
План на уровне 1 этажа. Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе © Сергей Киселёв и Партнеры.
zooming
План на уровне 6 этажа. Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе © Сергей Киселёв и Партнеры.
zooming
Разрезы. Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе © Сергей Киселёв и Партнеры.
zooming
Разрезы. Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе © Сергей Киселёв и Партнеры


Поставщики, технологии

Проект:
Pallau RB: Административно-деловой центр, 1-й км Рублево-Успенского шоссе
Россия, Барвихинский С. О., 1-й км Рублево-Успенского шоссе

Авторский коллектив:
Виктор Бармин (ГАП), Анастасия Хомякова (ГАП), Ольга Плужникова, Галина Харитонова 

2007 — 2007 / 2012 — 2014

11 Марта 2015

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Технологии и материалы
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Сейчас на главной
Полифония строгого стиля
Проект жилого комплекса «ID Московский» на Московском проспекте в Петербурге – работа команды Степана Липгарта минувшего 2020 года. Ансамбль из двух зданий, объединенных пилонадой, выполнен в стиле обобщенной неоклассики с элементами ар-деко.
Металлическая «улыбка»
В жилом комплексе The Smile по проекту BIG на Манхэттене 20% квартир рассчитаны на малообеспеченных жильцов, а еще 10% горожане со средним доходом могут снять по сниженной стоимости.
Кирпичный узор
Многофункциональный комплекс Theodora House на месте бывшего пивоваренного завода Carlsberg в Копенгагене: в историческом складе архитекторы Adept устроили офисы и пристроили к нему жилые корпуса, восстановив планировку начала XX века.
Архитекторы.рф 2020, часть II
Продолжаем изучать работы выпускников программы Архитекторы.рф 2020 года: стратегия для пасмурных городов, рабочие места в спальных районах, эссе о демократическом подходе к проектированию, а также концепции развития для территорий Архангельска и Воронежа.
Древесина как ценность
Спроектированный Nikken Sekkei к Олимпиаде в Токио центр гимнастики имеет двойное назначение: когда Игры, наконец, состоятся, трибуны уберут, и он станет выставочным павильоном.
В три голоса
Высотный – 41-этажный – жилой комплекс HIDE строится на берегу Сетуни недалеко от Поклонной горы. Он состоит из трех башен одной высоты, но трактованных по-разному. Одна из них, самая заметная, кажется, закручивается по спирали, складываясь из множества золотистых эркеров.
Зеленые ступени наверх
В 400-метровых парных башнях для нового бизнес-комплекса на юге Китая Zaha Hadid Architects предусмотрели террасные сады, связывающие небоскреб с окружением.
Архитекторы.рф 2020
Изучаем работы выпускников второго потока программы Архитекторы.рф. В первой подборке: уберизация школ, Верхневолжский парк руин, а также регламент для застройки Купецкой слободы и план развития реликтового бора.
Как на праздник, часть II
В продолжении подборки современных офисных интерьеров: висячие и вертикальные сады, живой уголок, капсулы для сна и офис-трансформер.
Истина в Зодчестве
Алексей Комов выбран куратором следующего фестиваля «Зодчество». Тема – «Истина». Рассматриваем выдержки из тезисов программы.
Двадцатый год, нелегкий: что говорят архитекторы
Тридцать архитекторов – о прошедшем 2020 годе, перипетиях, плюсах и минусах «удаленки», новых проектах, постройках и других профессиональных событиях, выставках и результатах конкурсов. Также говорим о перспективах закона об архитектурной деятельности.
Умерла Зоя Харитонова
Соавтор Алексея Гутнова, одна из тех архитекторов, кто стоял у истоков группы НЭР. Среди ее работ – многофункциональный жилой район в Сокольниках и превращение Старого Арбата в пешеходную улицу.
Умер Виктор Логвинов
Архитектор и юрист, увлеченный «зеленой архитектурой» и отдавший больше 30 лет защите корпоративных прав архитектурного сообщеcтва в рамках своей деятельности в Союзе архитекторов. Один из авторов закона «Об архитектурной деятельности».
Походные условия
Конгресс-центр Китайского предпринимательского форума в Ябули на северо-востоке КНР по проекту пекинского бюро MAD вдохновлен образами туристической палатки и доверительной беседы бизнесменов у костра.
Владимир Григорьев: «Панельная застройка везде одинакова,...
В Санкт-Петербурге стартовал открытый конкурс «Ресурс периферии», участникам которого предлагается разработать концепцию повышения качества среды жилых кварталов 1970-1990-х годов. Выясняем подробности у главного архитектора города.
Григориос Гавалидис: «Запрос на качественную архитектуру...
Бюро, которое очень быстро, за 5-6 лет, выросло от 3 до 50 архитекторов и теперь работает с крупными ЖК и значительными мастер-планами «городов-спутников» Подмосковья. Основано греком из города Салоники. Григориос Гавалидис считает скучной работу с частными домами на островах, говорит по-русски как москвич и мечтает сделать московскую городскую среду комфортной, разнообразной и безопасной – как в Греции.
Пост-комфортный город
С появлением в программе традиционной конференции Москомархитектуры термина «пост-комфортный» стало очевидно, что повестка «комфортности» в пандемию если и не отменяется, то значительно корректируется.
Остаточная площадь, добавленная стоимость
Выстроенный на сложном участке на юге Парижа «доступный» жилой дом соединяет экологические материалы, вертикальное озеленение, городскую ферму и помещения общего пользования вместо пентхауса. Авторы проекта – бюро Мануэль Готран.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
Как на праздник, часть I
В первой подборке офисных интерьеров, отвечающих современному трудовому процессу – wi-fi и камины, переговорные и игровые, эффектность и функциональность.
Динамика проспекта
На Ленинградском проспекте недалеко от метро Сокол завершено строительство БЦ класса А Alcon II. ADM architects решили главный фасад как три объемные ленты: напряженный трафик проспекта как будто «всколыхнул» материю этажей крупными волнами.
Кирпич и золото
Новый кинотеатр в Каоре на юге Франции по проекту бюро Антонио Вирга восстановил историческую структуру городской площади, где при этом был создан зеленый «оазис».
Андрей Асадов: «На концептуальном этапе надо сразу...
Исследуем главный витраж саратовского аэропорта «Гагарин», составленный из стеклопакетов, наклоненных под углом и образующих «воронку» над входом. Обсуждаем особенности витражных конструкций, а также поиск технологии, которая позволит реализовать красивое архитектурное решение, не пожертвовав надежностью и стоимостью объекта.
Каменные профили
В Цюрихе завершено строительство нового корпуса Кунстхауса, крупнейшего художественного музея Швейцарии. Авторы проекта – берлинский филиал бюро Дэвида Чипперфильда.
Пароход у причала
Апарт-отель, похожий на корабль с широкими палубами, спроектирован для участка на берегу Химкинского водохранилища в Южном Тушино. Дом-пароход, ориентированный на воду и Северный речной вокзал, словно «готовится выйти в плавание».
Не кровля, а швейцарский нож
Ландшафтное бюро Landprocess из Бангкока превратило крышу одного из старейших университетов Таиланда в городской огород, совмещенный с общественным пространством и резервуарами для хранения дождевой воды.
Магия ритма, или орнамент как тема
ЖК Veren place Сергея Чобана в Петербурге – эталонный дом для встраивания в исторический город и один из примеров реализация стратегии, представленной автором несколько лет назад в совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил».
Архитектор в девелопменте
Девелоперские компании берут в команду архитекторов, а порой создают целые архитектурные подразделения внутри своей структуры: о роли, значении, возможностях архитектора в сфере девелопмента Архи.ру и Институт «Стрелка», изучающий эту непростую тему в течение года, поговорили с архитекторами, которые работают в девелопменте, и другими специалистами.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Виталий Лутц: «Работа над ЗИЛом была очень интересна...
Недавно Архсовет в неформальном режиме обсудил мастер-план территории ЗИЛ-Юг, разработанный на основе ППТ Института Генплана, утвержденного в 2016 году. Об истории и особенностях проектов 2011-2017 рассказывает их непосредственный участник и руководитель.
Живое дерево
Новая книга признанного специалиста по современной деревянной архитектуре России Николая Малинина, изданная музеем «Гараж», нетрадиционна по многим пареметрам, начиная с того, что не вписывается в правила жанровых определений. Как дышит автор – так и пишет. Но знает свой предмет нешуточно, так что книгу надо признать скорее приметой рождения нового жанра исследования, чем простым отступлением от норм.
Ваши бревна пахнут ладаном
По любезному разрешению издательства Garage публикуем две главы из книги Николая Малинина «Современный русский деревянный дом»: главу о девяностых и резюме типологии современного деревянного частного дома.
Вдыхая новую жизнь
Рассказываем об итогах конкурса на концепцию развития Центрального парка им. Горького в Красноярске и показываем три проекта-победителя: воплотить в жизнь планируется лучшие идеи из каждого.
Птица и самолеты
Корпус Авиационного университета во Флориде по проекту ikon.5 architects – не просто студенческий центр, но еще и идеальная площадка для наблюдения за небом.
Сделали мостик
Парижская штаб-квартира медиа-группы Le Monde по проекту Snøhetta перекинута как мост над подземными платформами вокзала Аустерлиц.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Новый опыт: истории четырех бюро
Беседуем с архитекторами, которые долгое время были заняты в сфере дизайна интерьеров, индивидуального жилого строительства и инсталляций, но недавно реализовали свой первый крупный объект: Faber Group с вокзалом в Иваново, Павел Стефанов и Ольга Яковлева с крематорием в Воронеже, Архатака с ТЦ Галерея SM в Петербурге и Хора с реконструкцией Национальной библиотеки Татарстана.