Кристаллизация перекрестка

На развязке МКАД и Рублёвкого шоссе закончено строительство административно-делового центра, задуманного Сергеем Киселёвым.

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

11 Марта 2015
mainImg
Проект:
Pallau RB: Административно-деловой центр, 1-й км Рублево-Успенского шоссе
Россия, Барвихинский С. О., 1-й км Рублево-Успенского шоссе

Авторский коллектив:
Виктор Бармин (ГАП), Анастасия Хомякова (ГАП), Ольга Плужникова, Галина Харитонова 

2007 – 2014
О проекте офисного комплекса на первом километре Рублёвского шоссе мы рассказывали в 2008 году. Теперь он построен; территория вокруг пока ещё не слишком привлекательна, но с МКАДа этих деталей увидеть нельзя, а в перспективу московских трасс комплекс вписался удачно.

Надо признаться, что мне удалось понять эти здания только тогда, когда их построили, то есть сейчас. В 2007 году Сергей Киселёв показывал проект не без гордости и со словами: «смотрите, что мы придумали для первого километра Рублёвского шоссе», и я тогда не поняла. Два крупных, но изящных корпуса, по-вхутемасовски поставленных под прямым углом друг к другу, с алюминиевыми корбюзеанскими ножками. Широкие плоскости боковых стеклянных фасадов – тогда, в проекте – были по торцам обернуты золотистой медной сеткой: модная форма «нарезанного рулета», попутно играющая с перспективой и масштабом, ориентируясь МКАД. Модернизм, лаконизм, простота решения «на раз-два», как любил объяснять Сергей Киселев. Чистая форма, немного блеска, легко, но смело нарисованные контуры пластин… Не оставляло подозрение, что форма говорящая, и вот теперь ясно, что это такое, точнее, какой пластический намек присутствует в двух корпусах, делая их непраздным дополнением перекрестка.

Это указатель. Две гигантские хрустальные стрелки, драгоценные, в «золотой» оправе, циклопические ювелирные стрелки из сказки, очень уместные на главном элитном перекрестке Подмосковья – шоссе-то Рублёвское. Вот архитекторы и переосмыслили тему, намеком, разумеется, а как иначе – ни жизнь, ни искусство другого не позволяют, так что и никаких стрелок, конечно, нет; показалось. Есть только асимметричные «ласточкины» хвосты, наклоны фасадных поверхностей высотой этажей по шесть, и усиливающий перспективу скос кровли, этажа на три. Там, где могли бы быть стрелки, объемы срезаны по косой, почти прямо, остались только выемки «хвостов» с противоположной стороны; и правильно, сделать стрелки буквально было бы нельзя. Но всё вместе, да издали, с окружной, на скорости – указатель и есть. Сильна в нём тема перекрестка, теперь с и развязкой не промахнуться, место отмечено зданием-знаком.
Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе, 2014. Сергей Киселёв и Партнеры. Фотография © Алексей Холопов
Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе, 2007 © Сергей Киселёв и Партнеры

В первоначальной версии проекта корпуса выглядели дороже и, скажем так, роскошнее. Хрустальность стеклянного блеска усиливали наклонные, стеклянные же «козырьки», нечасто разбросанные по всей плоскости: из похожих полос сделан дворовый фасад Эрмитаж-плаза, но здесь впоследствии пришлось упростить, убрать полоски, упростив до больших плоскостей стекла в аккуратно прорисованной тонкой сетке серых переплетов и крупной – междуэтажных горизонталей и редких вертикалей, которые складываются в усмирено-модернистский рисунок пунктирных лент. И всё равно пластины остались хрустальными, прозрачными насквозь, только штриховку рельефных закрылков заменила сдержанная регулярность в духе семидесятых.

И ещё: мимо многих строящихся зданий ходишь вначале с удовольствием, наблюдая простоту трехмерной сетки бетонных колонн, а позже – с разочарованием, когда объемную структуру спрячут за глуховатой оболочкой. Здесь же в силу прозрачности больших плоскостей стекла исходный эффект трехмерной сетки удалось сохранить – пусть и не полностью, но в солнечный день невольно замираешь, видя здание насквозь, на просвет. Кристаллизация пространства, его превращение из эфемерного природного в обитаемое, решетчатое и многоярусное, происходит легко, безо всякого тектонического преодоления, – а так, как будто бы его оконтурили уверенной рукой и вырезали, поместив в нужное время и место. Этот эффект особенно ощутим там, где наклонные плоскости торцевых фасадов пересекаются с прямой внутренней сеткой.
Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе, 2014. Сергей Киселёв и Партнеры
© Алексей Холопов

Обрамляющий контур в процессе оптимизации расходов изменился сильнее всего. Сразу же после 2008 года он потерял свой золотистый ажурный блеск, расставшись с ювелирными коннотациями. Новый цвет облицовочных панелей, теперь уже алюминиевых, подбирали долго, путем тщательного компромисса между пожеланиями заказчика и планами архитекторов; примеряли на месте, оценивали, каким образом будет выглядеть тот или иной цвет в разную погоду. И наконец остановились на светло-бежевых панелях, которые в пасмурное время кажутся сдержанно-матовыми, а на солнце блестят, переливаясь на наклонных поверхностях и наделяя фасады «оболочки» если не золотым, то умеренно драгоценным серебристым оттенком.
Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе, 2014. Сергей Киселёв и Партнеры. Фотография © Алексей Холопов

Торцевые фасады прорезали окнами: в 2008 году архитекторы рассматривали вариант с ровными рядами точечных квадратных проемов, но реализовали, и на мой взгляд справедливо, другой. Первый вариант был из девяностых, а второй можно понять двояко: с одной стороны бежевый цвет немного напоминает юрский камень, а вертикальные окошки отчасти вписываются в актуальный умеренно-классицизирующий тренд. Но с другой стороны – ряды небольших, сгруппированных попарно вертикальных окошек в палевой стене вызывают уже совершенно другие, негламурные ассоциации – издали они похожи на отверстия перфокарт, картонных носителей битовой информации в компьютерах восьмидесятых. Хороший способ ненавязчиво осмыслить историю и здания, и места в духе пресловутой спирали: хватит уже, потрясли золотыми браслетами, пора возвращаться к идеалам времени перфоркарт и формировать какое-нибудь foundation в духе Азимова.
Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе, 2014. Сергей Киселёв и Партнеры. Фотография © Алексей Холопов
Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе, 2014. Сергей Киселёв и Партнеры. Фотография © Алексей Холопов
Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе, 2014. Сергей Киселёв и Партнеры. Фотография © Алексей Холопов

Архитекторы СКиП также разработали интерьеры вестибюлей, решив их в том же ключе: лаконичном, но не без звучного приема. Стеклянные стены, темный пол, бежевые стены и белый потолок, прорезанный мерными сплошными полосами светильников, линии перспективы которых продолжаются, отражаясь в блестящем полированном камне. Точно так же корпуса отражаются-продолжаются один в другом.
Проект интерьера вестибюля большого корпуса. Административно-деловой центр на Рублево-Успенском Шоссе © Сергей Киселёв и Партнеры
Проект интерьера вестибюля малого корпуса. Административно-деловой центр на Рублево-Успенском Шоссе © Сергей Киселёв и Партнеры

Спокойное и деловитое получилось здание, хотя и не без доли благородства в прозрачности пластин и скошенных плоскостей. Архитекторы как особую удачу ценят тот факт, что им удалось уговорить заказчика в процессе оптимизации расходов не спрямлять фасады до коробки-параллелепипеда и сохранить первоначальную пластику объемов, острая динамика которой была тщательно просчитана в расчете на взгляд из проезжающей машины. Это действительно большая удача: дело в том, что на МКАДе по-прежнему преобладают рынки, ангарного типа молы и, как ни странно, леса: взгляд мало на чем останавливается, а тут – цепляется сразу. С трассы комплекс кажется не слишком большим и, благодаря перпендикулярной постановке большего корпуса, подвижным – быстро чередует ракурсы, провоцирует даже притормозить, разглядеть. Ёмкая форма работает сама, каждой черточкой, благодаря чему оказывается нечувствительной к экономии декоративной отделки. Бывает наоборот: отделают дорого, а ящик ящиком, никакой радости, жаль средств, пошедших на облицовку. А тут нет, взлет перфорированных крыльев так же горд, как если бы они были золотыми. Уместное, словом, и лёгкое произведение. Один из последних реализованных проектов, над которым работал лично Сергей Киселёв.
 
Ситуационный план. Административно-деловой центр на Рублево-Успенском Шоссе © Сергей Киселёв и Партнеры
План на уровне 1 этажа. Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе © Сергей Киселёв и Партнеры.
zooming
План на уровне 6 этажа. Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе © Сергей Киселёв и Партнеры.
zooming
Разрезы. Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе © Сергей Киселёв и Партнеры.
zooming
Разрезы. Административно-деловой центр на Рублево-Успенском шоссе © Сергей Киселёв и Партнеры


Поставщики, технологии

представительство компании АО «ТАТПРОФ» на Архи.ру Фасадные системы – компания ТАТПРОФ: рабочее проектирование, производство и контроль СМР.
Проект:
Pallau RB: Административно-деловой центр, 1-й км Рублево-Успенского шоссе
Россия, Барвихинский С. О., 1-й км Рублево-Успенского шоссе

Авторский коллектив:
Виктор Бармин (ГАП), Анастасия Хомякова (ГАП), Ольга Плужникова, Галина Харитонова 

2007 – 2014

11 Марта 2015

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное общественное пространство, рассчитанное на пребывание самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.