Дом перфекциониста

Жилой комплекс V-House Архитектурной мастерской «Сергей Киселев и партнеры» недавно сдан в эксплуатацию. Бюро осуществляло авторский надзор, благодаря чему удалось добиться именно того качества, на какое проектировщики изначально рассчитывали.

Автор текста:
Наталья Мурадова

mainImg

Архитектор:

Игорь Шварцман

Проект:

Жилой комплекс V-House
Россия, Москва, Электролитный проезд, 16

Авторский коллектив:
А.В. Никифоров, А.О. Бреславцев, А.Ю. Бусалов, Н.В. Анисимов, И.З. Шварцман, К.Ю. Спиридонов

2013

ЗАО «Котельский завод»
Дома в Электролитном проезде архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» спроектировала в 2013 году, и сейчас они построены. За это время случился обвал рубля – заложенные в проекте материалы подорожали в несколько раз, произошли метаморфозы на рынке недвижимости – квартиры площадью от 50 м2 стали кошмарным сном риэлтора, разразился дипломатический скандал между Москвой и Анкарой, что существенно, поскольку подрядчиком была турецкая строительная компания «Ант Япы».

Каждое из этих событий по отдельности само по себе было способно привести реализацию далеко в не лучшую сторону. Однако название жилого комплекса V-House, которое девелоперы дали ему за расположение квартир, стало ещё и знаком победы над обстоятельствами. 
 
Тёмное и светлое
V-House находится в спальном районе, он стоит на границе микрорайона серии П-44, поэтому заказчик попросил сделать жилой комплекс оригинальным, это было его единственным эстетическим пожеланием.
Жилой комплекс V-House © Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс V-House © Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс V-House © Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс V-House © Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

В глаза прежде всего бросается яркая «шахматная» отделка фасадов, но дома, которые на плане представляют собой равносторонние трапеции, необычны и по объемно-пространственному решению, и по планировке. Причём всё это связано между собой изящно и логично, как части математического уравнения.

По словам главного архитектора проекта Андрея Никифорова, форма зданий продиктована скорее расчётом, нежели соображениями композиции. «Изначально мы просто разворачивались к солнцу и набирали дополнительные квадратные метры. Трапеции позволили создать внутри дома нужную площадь тёмных помещений. Их ровно столько, чтобы разместить лифты, лестницы и всё необходимое. Если такое же количество тёмных помещений мы бы набрали в прямоугольнике, то образовался бы излишек. А трапеция этот излишек «съела», – объясняет он. 

Тёмная зона образует своего рода сердечник, на который нанизаны светлые помещения с окнами. В сущности такое решение – своего рода игра с домом коридорного типа, пластину которого «свернули» таким образом, чтобы всё то, что обычно располагается по краям секции, оказалось внутри. Помимо прочего, здесь удалось вместить без ущерба необходимую вторую лестницу – площадь на этажах превышает 500 м2.
Жилой комплекс V-House. Общественные зоны. План пола типового этажа © Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

Нежилые зоны внутри квартир развернуты вдоль сторон «сердечника», где расположены все коммуникационные шахты. В светлой части, выходящей на фасад метрическим рядом одинаковых окон, нет ни одной несущей колонны и стены только межквартирные. Благодаря всему этому поэтажный план легко разбивался на квартиры любого размера, а девелоперы получили возможности свободно изобретать разнообразные планировки для маркетинговых предложений. Таких планировочных вариантов оказалось пять.
Жилой комплекс V-House. Корпус 5. Схема плана на отметке 73,50 © Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

Чёрно-белые панели облицовки подчёркивают структуру здания: соотношение их сторон меняется в зависимости от расположения на фасаде. Архитекторы предлагают представить это как трапецию, на которую одели эластичную ткань с рисунком: в той части, где фасад широкий, рисунок растягивается, там, где узкий – сжимается, а по краям он нейтральный, квадратный.
 
Борьба за болты и шурупы
Чёрно-белый паттерн не только растёт вверх и в стороны, он «движется» по трём осям, создавая ещё и объём: тёмные «клетки» заглублены, светлые – выдаются вперёд. Архитекторам пришлось приложить немало усилий для того, чтобы такая облицовка получилась органичной. Сначала требовалось убедиться в том, что лучшим решением будут навесные фасады из HPL-панелей, затем убедить подрядчиков, что нужно использовать именно панели FunderMax, и для этого самим сделать приблизительный «раскрой», а затем даже придумать максимально деликатное крепление.

«Дело в том, что компании, которые занимаются фасадами, всегда немного их переделывают под свою технологию. И в нашем случае у них получился «бронепоезд», фасад весь из заклёпок. Но мы по такому пути не пошли. Во время стройки у нас всегда идёт борьба за болты и шурупы, чтобы ничего нигде не торчало», – говорит ГАП Андрей Никифоров.
Жилой комплекс V-House © Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс V-House © Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

На стройку архитекторы выезжали по нескольку раз в неделю, следили пристально за всеми нюансами, убеждали строителей переделывать даже то, на что можно было махнуть рукой. Рабочим пришлось демонтировать часть облицовки фасада, которая выбилась из задуманного сложного ритма, четыре раза перекрашивать стену, чтобы попасть в нужный оттенок, и сверлить каркас по диагонали на всех 23 этажах, для того чтобы кнопки лифта находились строго посередине стены.
 
Трудная простота
Бюро занималось и интерьерами общественных зон. Внутрь перебрался тот же чёрно-белый паттерн с фасада, а стена из живых растений, расположенная напротив входа, стала единственным цветовым пятном. Кажущаяся простота дизайн-проекта обязывала к безупречному исполнению.
Жилой комплекс V-House. Общественные зоны © Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс V-House. Общественные зоны © Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

Архитекторы настояли на том, чтобы двери всех квартир были одинаковыми и выбрали отделочные материалы высокого качества. Придумали дизайн табличек для номеров квартир, лифтовые холлы облицевали крупными плитами керамогранита от пола до потолка, чтобы избежать швов, инженерные люки подогнали миллиметр к миллиметру в одну плоскость со стеной, открывающиеся плиты подвесных потолков сделали не привычно квадратными, а вытянутыми, чтобы они не вступали в диссонанс с направлением движения. 
Жилой комплекс V-House. Общественные зоны © Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

«Мы боролись за качество и пытались отстоять те решения, которые заложили. Мы делали много образцов узлов прямо на стройке. Подход к узлам в интерьерах был ещё более тщательным, чем на фасадах, потому что это уже другой уровень тактильного ощущения», – объясняет архитектор Андрей Бреславцев.
 
Совершенная крыша
С не меньшим перфекционизмом архитекторы отнеслись к элементам, которые вообще почти не видны. Серьёзное внимание уделили оформлению кровли. Андрей Бреславцев тщательно продумал, как должны выглядеть выходы инженерных коммуникаций, которые вместе составили композицию, он спроектировал удобную лестницу и придирчиво отбирал даже щебёнку.

Чтобы убедить заказчиков облицевать алюминиевыми ламелями не только эвакуационные балконы на фасаде, но и совсем незаметный технический этаж, архитекторы специально искали материал, не уступающий по качеству бельгийскому, но дешевле его в несколько раз, и в итоге сумели найти такого производителя на Урале. 
Жилой комплекс V-House © Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

Благоустройство тоже поделили на чёрное и белое. Стены домов задают направление мощения тёмными и светлыми плитами, создавая эффект ветвистых теней от деревьев в лесу. Детская площадка стала ярким зелёным пятном на «шахматной доске». К тому же для того, чтобы представить заказчику проект благоустройства, бюро подготовилось тщательно, показав в презентации аэрофотосъемку Мальдивских островов, где газоны вторят очертаниям атоллов, а покрытие игровой площадки – изображает собой морскую гладь. 
Жилой комплекс V-House © Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»
Жилой комплекс V-House © Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»

Андрей Никифоров и Андрей Бреславцев говорят, что объект получился точь-в-точь таким, каким и был задуман, хотя для этого и приходилось пускаться в долгие переговоры. «Чтобы реализовать чертежи, приходилось очень много убеждать и доказывать. Несмотря на то, что некоторые заказчики считают авторский надзор необязательным, он – совершенно необходим: качество достигается только присутствием архитектора на стройке», – уверен ГАП. 

Жилой комплекс V-House © Архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры»


Архитектор:

Игорь Шварцман

Проект:

Жилой комплекс V-House
Россия, Москва, Электролитный проезд, 16

Авторский коллектив:
А.В. Никифоров, А.О. Бреславцев, А.Ю. Бусалов, Н.В. Анисимов, И.З. Шварцман, К.Ю. Спиридонов

2013

ЗАО «Котельский завод»

23 Марта 2017

Автор текста:

Наталья Мурадова

Технологии и материалы

Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Как ковалась победа: вклад Борского стекольного завода
В эту знаменательную дату, мы хотим вспомнить подвиги героев тыла и фронта, руками которых ковалась Великая Победа над фашистским режимом.
Одним из таких выдающихся предприятий был Горьковский механизированный стеклозавод имени М. Горького на Моховых горах, известный в наши дни как Борский стекольный завод, старейшее предприятие стекольной отрасли и один из производственных комплексов AGC Group.
Wienerberger Brick Award 2020: финал переносится на осень
Завершающий этап премии Brick Award от концерна Wienerberger из-за пандемии перенесли на осень. Но уже сформирован шорт-лист. Рассказываем подробнее о премии и показываем некоторые проекты-финалисты.
Ремесленные традиции
Для бизнес-центра «Депо №1» компания «Славдом» поставляла кирпич Wienerberger и системы крепления Baut. Замысел авторов, поддержанный качественным материалами и исполнением, воплотился в здание, достойное исторической среды Петербурга.
Броненосец из титан-цинка
Новая станция метро в Торонто по проекту британских архитекторов Grimshaw получила необычную кровлю, покрытую титан-цинком RHEINZINK.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Тренды Delabie: бесконтактная ГИГИЕНА
Бесконтактные сантехнические приборы Delabie позволяют сократить риск заражения в разы даже в период эпидемии, а разработчики компании предлагают целый ряд инноваций, позволяющих предотвратить размножение бактерий как на поверхностях, так и внутри сантехнического оборудования.
ТЭЦ, спорт и зеленая крыша
Архитекторы BIG объединили в одном сооружении для Копенгагена экологичный мусоросжигательный завод, ТЭЦ, горнолыжный склон – и зеленую крышу системы ZinCo.
Стекло для городского калейдоскопа
Современные технологии и классические традиции, строгий и даже торжественный ритм: «Искра-Парк» словно бы переносит нас в 1930-е. С одной поправкой – на объемный, крупного рельефа и зеркального стекла фасад южного корпуса; он возвращает в наши дни.
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.

Сейчас на главной

Гранёный
Скульптурный металлический кожух превратил обычную коробку придорожного ТРЦ в нечто большее – в здание, которое привлекает взгляды само со себе, своей формой, работая гипер-рамой для рекламного медиа-экрана.
Свободный центр
105-метровая жилая башня на 20 квартир по проекту Heatherwick Studio в Сингапуре обошлась без традиционного сервисного ядра: вместо него на каждом этаже – обширная жилая зона, выходящая на фасады балконами-раковинами с тропической зеленью.
Зигзаг над полем
Школьный спортзал, также играющий роль общественного центра для швейцарской деревни Ле-Во, спроектирован лозаннским бюро Localarchitecture.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Архитектура простыла в музыке
Новая филармония, которую открыли в 2015 году в парижском районе Ла-Виллет,— среди самых заметных произведений современной архитектуры во Франции. Но здание в итоге поссорило его создателей. Пять лет спустя автор проекта Жан Нувель и заказчик, руководство филармонии, обмениваются судебными исками на сотни миллионов евро. Рассказывает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.
Автор-реконструктор
Дэвиду Чипперфильду поручена реновация здания Центрального телеграфа в Москве: в связи с этим вспомним, почему этот знаменитый британский архитектор считается мастером по работе с наследием, а также о «сложных случаях» в его практике.
Электрические колонны
Новый дом на Кутузовском по-своему интерпретирует как классицистический контекст места, так и присущий проспекту премиальный статус. В то же время он смел: таких колонн – стеклянных, светящихся в ночи трубок, в Москве еще не было. Пластические высказывание получилось сильным и бескомпромиссным, буквально на грани между декоративностью «Украины» и хай-теком Сити.
Пресса: Ар-деко. К юбилею выставки 1925 года в Париже
28 апреля 1925-го в Париже состоялось открытие «Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности». Это событие сыграло ключевую роль в развитии стиля ар-деко, самого яркого художественного направления межвоенной эпохи. И хотя сам термин появился много позже, в 1960-е, именно выставка в Париже подарила стилю его имя.
Архи-события: 25–31 мая
Несколько онлайн-лекций, новый экспресс-курс в МАРШ, конференция о пригородах на «Стрелке» и мастерская с Никитой и Андреем Асадовыми от проекта «Живые города».
Крыша на вырост
Хозяева смогут расширить свои «1/3 дома» по проекту бюро Rever & Drage на западе Норвегии, если их семья увеличится, а пока используют кровлю-навес как парковку, банкетный зал, мастерскую.
Из «муравейника» в «город-сад»
МАРШ запускает он-лайн-интенсив, посвященный экологически устойчивому развитию территорий. Об актуальности темы для российских регионов рассказывает куратор курса и наблюдатель ООН Ангелина Давыдова.
Бетон и пальмы
Новый корпус фонда Nubuke в Аккре, столице Ганы, по проекту бюро nav_s baerbel mueller и Юргена Штромайера.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Простота для Новой Риги
Проект автомойки с кафе и террасой с видом на дальний лес, и «ритейл-офис» мебельных компаний с длинной и причудливой красной скамейкой.
Зеленый лабиринт на фасаде
Стены и кровля офисно-торгового комплекса Kö-Bogen II по проекту Кристофа Ингенхофена в Дюссельдорфе покрыты 8 километрами живой изгороди: это самый большой зеленый фасад Европы.
Параллельный мир
В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Зеркало для неба
Офисное здание cube berlin по проекту бюро 3XN рядом с центральным берлинским вокзалом получило зеркальный фасад-аттракцион, позволивший одновременно устроить открытые террасы для отдыха сотрудников.
Волнорез
В Истринском городском округе Подмосковья тандем бюро «Четвертое измерение» и «АРС-СТ» спроектировал спортивный комплекс – монообъем в виде скошенного параллелепипеда с острым, как у корабля, «носом»
Пресса: Как помойка станет парком. Григорий Ревзин о городе...
Подтверждая закон Ломоносова «сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому», превращение города в парк, ставшее главным трендом сегодняшнего урбан-дизайна, дополняется обратным трендом — превращением парка в город.
Илья Уткин: «Мы учились у Пиранези и Палладио»
О трех кварталах вокруг Кремля – Кадашевской слободе, Царевом саде и ЖК на Софийской набережной; о понимании города и храма, о творческой оттепели и десятилетии бескультурья; о сокровищах дедушкиной библиотеки – рассказал победитель бумажных конкурсов, лауреат Венецианской биеннале, архитектор-неоклассик Илья Уткин.
Фасад по солнцу
UNStudio реконструировало здание Hanwha Group в Сеуле в соответствии с требованиями энергоэффективности и комфорта, причем работа сотрудников Hanwha не прервалась даже на день.
Дом отшельника
Тема нынешней «Древолюции» – актуальнее не придумаешь. Участники проектировали скромный и легко реализуемый дом для уединения и наслаждения природой. Показываем 19 вдохновляющих работ, отобранных жюри.
Лестница в небо
Проект гостиницы в поселке Янтарный – пример новой типологии рекреационного комплекса, новый формат, объединивший гостиничную, деловую и культурную функции. И все это под лозунгом максимального единения с природой.
Граждане против Цумтора
В Лос-Анджелесе активисты провели конкурс проектов реконструкции музея LACMA, среди участников – Coop Himmelb(l)au и Barkow Leibinger. Это альтернатива «официальному» плану Петера Цумтора, который предусматривает уменьшение общей площади и снос четырех существующих корпусов.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Картинки на карантине
Как российские архитектурные бюро реагируют на карантин? Размышления о будущем, графика, юмор, хорошие фотографии. Собираем пазл из контента Instagram.
Не только военные песни
Один из проектов нынешнего конкурса благоустройства малых городов созвучен празднику 9 мая: его главный элемент – реконструкция парка, в котором ежегодно проходит фестиваль в честь автора известных песен военной тематики.
Городская лагуна
Архитекторы MVRDV встроили в «руины» городского торгового центра на Тайване общественное пространство The Spring с водоемами, детскими площадками, эстрадой и зеленью.
Белоснежные цилиндры
Арт-центр и парк Tank Shanghai по проекту пекинского бюро OPEN Architecture в Шанхае – редкий пример приспособления под новую функцию резервуаров для авиационного топлива.
Голодный город
Реконструкция Торжковского рынка от бюро RHIZOME: прилавки с фермерскими продуктами, фуд-холл и музей в интерьерах модернистского здания.
Пустота как драма
В Дубае закончено строительство комплекса The Opus, задуманного Захой Хадид еще в 2007 году. Главное в здании – криволинейный проем высотой в 8 этажей.
Благотворительная архитектура
Бюро Martlet Architects, за которым стоит молодая российская пара, с помощью архитектуры участвует в решении проблем стран третьего мира. Показываем школу и две клиники, построенные на краю света за счет благотворительных фондов и силами волонтеров.
Эко-административный комплекс
Zaha Hadid Architects выиграли в Шанхае конкурс на проект штаб-квартиры государственной Группы энергосбережения и охраны окружающей среды Китая. Комплекс должен стать образцовым эко-проектом, учитывающим также и последствия пандемии.
Назад в космос
Парк покорителей космоса на месте приземления Юрия Гагарина по концепции West 8 Адриана Гёзе делает Центр урбанистики экономического факультета МГУ под руководством Сергея Капкова.
Полосатое решение
Об интерьерах ТЦ «Багратионовский» и немного об истории строительства одного из примеров смешанных общественно-торговых прострнаств нового типа, в последнее время популярных в Москве.
Что посмотреть на выходных
Для тех кто планирует на майских поотдыхать – вот, можно сделать и это с пользой. Только что завершившийся цикл лекций Анны Броновицкой, прогулки с гидами по гугл-панорамам, знакомство с любимыми книгами архитекторов и еще пара хороших вариантов.
Башня-знак
Самое высокое деревянное здание в мире, 18-этажная башня Mjøstårnet на юге Норвегии, одновременно привлекает внимание к своему городу – Брумунндалу – и служит знаком возможностей дерева как строительного материала.
Остоженка: первая виртуальная
Две виртуальные экскурсии, с десяток лекций, интервью и круглых столов – подводим итоги выставки, посвященной 30-летию бюро и знаковому проекту реконструкции московского центра – району Остоженки. Выставка прошла полностью в «карантинном» он-лайн формате. Постарались собрать всё вместе.