Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

08.04.2016

Арма: раскрытие пространства

Объект:
Арма: благоустройство пешеходной зоны Нижнего Сусального переулка
Адрес:
Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, владение 5, корпуса 1 и 2
Арма: благоустройство территории
Адрес:
Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5
Арма: генеральный план
Адрес:
Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5
Арма: главный въезд
Адрес:
Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5
Арма: корпус 13
Адрес:
Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строение 13
Арма: корпус 19
Адрес:
Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строение 19
Арма: корпус 25
Адрес:
Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строение 25
Арма: корпус 3
Адрес:
Россия, Москва. Нижний Сусальный, д. 5, стр. 3а
Арма: корпус 6
Адрес:
Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строение 6
Арма: корпус 7 (котельная)
Адрес:
Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строение 7
Арма: корпуса 1 и 2
Адрес:
Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строения 1, 2
Арма: корпуса 4, 5, 5а
Адрес:
Россия, Москва. Нижний Сусальный переулок, д. 5, строения 4, 5, 5а
Архитектор:
Игорь Шварцман
Мастерская:
АМ Сергей Киселев и Партнеры
Авторский коллектив:
Главный архитектор проекта: Владимир Лабутин
Архитекторы: Александр Добрев, Анна Савелова, Наталья Хайкина, Деница Петрова
Инженеры: Игорь Шварцман, Вадим Буромских, Андрей Кулик

Детально рассказываем о том, что, когда и как было сделано в новом креативном кластере «Арма».

Арма: проход, открывшийся справа от выхода из туннеля метро. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: проход, открывшийся справа от выхода из туннеля метро. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016

Активная стадия превращения завода «Арма» в районе Курского вокзала в «креативный кластер» началась в 2011 году, хотя ремонты и приведение территории в порядок стартовали с приходом первых арендаторов, в 2000-е годы. Сейчас территория открыта – через неё можно свободно пройти от туннеля, ведущего к станции метро «Курская», к Винзаводу, Мрузовскому переулку и Яузе. Девелоперы, компания «Большой город», также благоустроили, и торжественно преподнесли мэрии на День города-2015 пешеходную часть Нижнего Сусального переулка – улицу, по которой сотни, если не тысячи людей ежедневно пробегают в метро и из метро. «Арма» трансформировалась чуть позже, чем соседние Винзавод и Артплей, но присоединилась к их достойной компании, поддерживая, по мере сил, арт-ориентированную репутацию района за Курским вокзалом. На её территории функционируют, не считая четырёх газгольдеров, девять реконструированных корпусов, где в нижних этажах – торговля, а в верхних – помещения для аренды. В частности, сюда недавно переехало бюро ABD architects Бориса Левянта. Как законченный проект преобразования промзоны в арт-кластер «Арма» участвует в конкурсе на премию CRE Awards-2016. Хотя заметно, что часть территории ближе к её границам ещё продолжает отстраиваться и благоустраиваться, к примеру, не реализованы задуманные архитекторами входные порталы; но ядро «кластера» вполне живо, так что да, можно сказать, что работы по реновации близки к своему логическому завершению.

Реновацией корпусов и благоустройством территории занимались архитекторы бюро «АМ Сергей Киселёв и Партнёры», в основном – Владимир Лабутин и Алексей Медведев. «Поначалу нас позвали для консультации по зданиям газгольдеров, – рассказывает руководитель бюро Игорь Шварцман, – наше участие в их обновлении минимально, мы лишь помогли с планировками и инженерными вопросами. Затем заказчики предложили поработать с другим корпусом, потом ещё с одним, и так далее. В конечном счёте генплан развития территории, благоустройство, проекты реновации корпусов и интерьеры нескольких общественных зон были выполнены нашим бюро. Обновление промзон давно стало одним из направлений нашей деятельности. С компанией «Большой Город» мы занимались бизнес-центром на Полковой улице, реновацией хлебзавода на Красносельской. «Арма» же в этом ряду самый крупный, трудоемкий и значимый проект».
Арма: пешеходный бульвар между корпусами №3 и 4 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: пешеходный бульвар между корпусами №3 и 4 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
***

Московский газовый завод был построен в 1860-х как завод Букье и до 1931 снабжал газом прежде всего фонари, и затем уже кухни Москвы. От первого завода сохранились два корпуса, вытянутых вдоль Нижнего Сусального переулка – строения номер 1 и 2, и главная гордость нынешних владельцев, газгольдеры – широкие башни для хранения газа, которые отличаются от европейских, к примеру венских, тем, что для безопасности и удобства подачи газа под давлением пол в них был опущен ниже земли. Завод, который позволил городским властям вдвое уменьшить цену обслуживания фонарей, строили знаменитости своего времени: газгольдерами занимался тогдашний главный архитектор Москвы Рудольф Бернгард, математик, инженер и приверженец экономного «кирпичного стиля», он придумал для газовых цистерн особенную конструкцию безопорных перекрытий. Корпуса с квартирами рабочих – те самые, вдоль Сусального переулка, строил Фёдор Дмитриев, преподаватель императорского технического училища (сейчас МГТУ им. Баумана), и автор книги о жилье для рабочих. Затем в 1911 завод перешел в собственность города, его перестроили и переоснастили: конструкции кровель газгольдеров переделал, как предполагают историки, другой великий инженер, Владимир Шухов, а сам завод, точнее его южное крыло, разобрал и заменил новыми корпусами, стоящими отдельно, строчками, параллельными Нижнему Сусальному переулку, гражданский инженер Александр Рооп.
Московский газовый завод: схема расположения корпусов на 1868 год. Предоставлено компанией «Большой город»
Московский газовый завод: схема расположения корпусов на 1868 год. Предоставлено компанией «Большой город»
Московский газовый завод: схема расположения корпусов после реконструкции, на 1912 год. Предоставлено компанией «Большой город»
Московский газовый завод: схема расположения корпусов после реконструкции, на 1912 год. Предоставлено компанией «Большой город»

Завод умножил свои мощности и затем много постарался для первой мировой войны, выпуская всё, от газа до гранат. Сдавать позиции он начал после 1931 года: тогда в Москве построили новый завод «Нефтегаз», а этот стал называться старым, и принял на себя роль не столько производства, сколько распределения. В 1946 к столице подвели газопровод из Саратова, и искусственный газ перестали производить. В генплане 1971 старый газовый завод значится вредным предприятием, предназначенным к выводу за границы города, но, в 1990-е переименованный в «Арму», он функционировал, производя оборудование, до 2002, когда, ещё раз переименованный в «Газсервис», переехал. Южная часть территории перешла к «Арме» и стала предметом работы девелоперской компании «Большой город».
Арма: генеральный план. Проект, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры
Арма: генеральный план. Проект, 2013 © Сергей Киселев и Партнеры

Если мы посмотрим на план территории, то увидим, что реновация коснулась в основном южной части бывшего завода, расположенной между исторической осью заводской территории и железной дорогой Горьковского направления. Ось сохранилась; здесь – главный проезд и главная пешеходная тропа, но все обновленные здания группируются от входа справа. Слева же от главного входа обновление только начинается. Итак, практически все корпуса в южной части территории сейчас завершены. Принципы реновации в целом можно описать следующим образом. Все советские пристройки разобрали. Фундаменты укрепили. В скатах кровель появились мансардные окна, а кое-где – уступы террас.
Ретортный и аппаратный корпуса, фотография 1915 года. Предоставлено компанией «Большой город»
Ретортный и аппаратный корпуса, фотография 1915 года. Предоставлено компанией «Большой город»
Корпуса №3 и 4. Видны  насдстройки, перекликающиеся с выступами над кровлями корпусов заводского времени © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина
Корпуса №3 и 4. Видны насдстройки, перекликающиеся с выступами над кровлями корпусов заводского времени © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина
Корпус №5а © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина
Корпус №5а © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина

Образно говоря, сейчас можно подумать, что старые заводские корпуса залили-склеили неким подобием ртути, где-то серебристой, где-то поблескивающей, отражая кирпич фабричного историзма. Исторический кирпич вычинен и покрыт консервирующим раствором. «Мы считаем себя соавторами архитекторов Бернгарда, Дмитриева и Роопа», – говорит автор проектов реконструкции исторических корпусов Владимир Лабутин.
Арма: стык между корпусом 3 (справа) и пристроенным к нему современным объемом корпуса 3а (слева) © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: стык между корпусом 3 (справа) и пристроенным к нему современным объемом корпуса 3а (слева) © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: стена современной части, корпуса 3а © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: стена современной части, корпуса 3а © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: козырек над входом, корпус 5 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: козырек над входом, корпус 5 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: фрагмент исторической стены, корпус №3 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: фрагмент исторической стены, корпус №3 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: корпус №19 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: корпус №19 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: вид от въезда КПП №3, слева газгольдеры, справа корпус №19 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
Арма: вид от въезда КПП №3, слева газгольдеры, справа корпус №19 © Сергей Киселев и Партнеры. Фотография © Юлия Тарабарина, 2016
***