Историческое открытие в закрытом порту

За последние четверть века сменилось несколько концепций развития территории нижегородской Стрелки. Открытие, сделанное архитекторами в октябре этого года, заставляет пересмотреть уже принятые решения.

mainImg
Материал входит в серию текстов об обнаруженных на Стрелке в Нижнем Новгороде конструкциях павильонов Всероссийской выставки 1896 года. Также мы опубликовали материалы об их истории и зарубежном опыте использования подобных памятников архитектуры.
zooming
Вид нижегородской Стрелки. Фото © Gelio | Слава Степанов gelio.livejournal.com

Напомним, в рамках ежегодного нижегородского фестиваля «Международный день архитектуры» прошла прогулка на Стрелку с профессором Татьяной Павловной Виноградовой, специалистом по шуховским конструкциям. В центре внимания были уникальные фундаменты Собора Александра Невского и металлические конструкции складов вдоль Волги. Профессор Виноградова, как и большинство участников прогулки, попала в эти пакгаузы впервые (это неудивительно: порт – закрытая территория, а строительство стадиона к ЧМ-2018 еще усилило режим секретности объекта). И уже после появления и обсуждения фотографий склада в социальных сетях архитектор Денис Плеханов высказал предположение о происхождении конструкций… Этот факт произвел впечатление на многих – после пресс-конференции появилась масса публикаций, сюжеты на центральных каналах. Член Федерального научно-методического совета по наследию при Министерстве культуры РФ Анна Броновицкая уверена, что «эти уникальные конструкции непременно нужно сохранить, отреставрировать и открыть для публики».
 
Французский эксперимент 2013 года. Фото © Марина Игнатушко



И все-таки случайным это открытие не назовешь. Три весны подряд – с 2011 по 2013 годы – устроители «Дней архитектуры» курировали эксперименты на Стрелке французского профессора Ксавье Жюйо со студентами парижской школы Ла-Виллетт и ННГАСУ. Тогда склад был разделен на отсеки и загружен «до потолка», но фрагменты ажурных перекрытий тогда удалось сфотографировать. А поскольку интерес не остыл, хотелось понять, что же скрыто за обветшалой кирпичной оболочкой складов.

Кстати, что же делали французы на Стрелке? Устраивали художественную интервенцию – для будущих архитекторов из Ла-Виллетт такие занятия предусмотрены учебной программой. С помощью пластика – широкой пленки – и ветра создавали временные объекты. Пытались уловить и зафиксировать дух места. В такой игре и возникают идеи и формы будущей архитектуры. К сожалению, наши проектировщики с подобной практикой незнакомы, а нижегородские власти вообще не могли взять в толк, что же это такое. Только на «Арх Москве», где «Подъемные силы» Ксавье Жюйо были показаны на выставке про поиски идентичности, специалисты удивлялись, что подобные предпроектные исследования возможны в Нижнем Новгороде. Раньше были возможны – а с 2014 сменилось руководство порта, началось строительство стадиона…
 
zooming
Вид нижегородской Стрелки. Собор Св. Александра Невского. Фото © Gelio | Слава Степанов gelio.livejournal.com

Нижегородская Стрелка – у слияния Оки и Волги, слияния стихий – воды и ветра, как любят рассказывать нижегородцы, метафорическое и метафизическое место. Но выразить его сущность современным языком никак не удается. Здесь еще сохранился пока порт – наследник Сибирских пристаней Нижегородской ярмарки. Вынос порта на другую территорию планировался давно, но вот представление о функциональном наполнении постоянно менялось. В 90-е прошлого века на Стрелку предполагалось натянуть ярмарку – на макете видны два здания-гармошки, напоминающие портовые склады. Были эскизы жилья – невысокого, блокированного, так, чтобы не отвлекать внимания от собора – главной доминанты пространства. Единственный вертикальный ориентир есть и в рисунках 30-х годов, правда, тогда усеченный собор рассматривался как пьедестал памятника Ленину.
 
Проект застройки района Стрелки. 1936. Коллектив Ленинградского Гипрогора под руководством Н.А. Солофненко. Из книги Ольги Орельской «Архитектура эпохи советского авангарда в Нижнем Новгороде»
zooming
Концепция развития комплекса ВАО «Нижегородская ярмарка». Авторы: В.П. Бандаков, А.Б. Дехтяр, В.А. Коваленко. Премия Нижнего Новгорода. Диплом фестиваля «Зодчество». Заказчик: ВАО «Нижегородская ярмарка». 250000 кв. м. 1990-1992



С 2006 года Нижегородская область активно участвует в смотрах MIPIM в Каннах, и проект «Стрелка-сити» (или «Сити-Стрелка») создавался для привлечения крупных инвесторов: «Порядка $4 млрд будет вложено в строительство делового центра «Сити-Стрелка» в Нижнем Новгороде. Проект будет реализован компанией ОАО «Развитие Нижегородской области» в течение ближайших 6 лет. Комплекс включает в себя каскад высотных зданий повышенной комфортности. Кроме того, проектом предусмотрено строительство гостиничного, офисного, спортивного центра и торгово-развлекательного центров». Тогда же девелоперы присматривались к этой территории. Бюро Юрия Виссарионова выполнило проект для компании СИСТЕМА-ГАЛС. Бюро Олега Харченко – для дочерней компании «УРБИС-Спб».

Претензий к проектировщикам по поводу деликатного отношения к наследию не предъявишь: это сейчас чиновники рассказывают, что они давно все знали про металлические конструкции всероссийских выставок. Но почему же никто никогда не писал о них, не беспокоился о сохранности, не включал в ТЗ? В Нижнем уже есть опыт возвращения памятника из забвения – реконструкция и приспособление здания Арсенала в Кремле под филиал ГЦСИ. Десятилетия прежде объект не замечали. А конструкции портового склада не имеют статус памятника, и, запрятанные в кургузую оболочку, на закрытой территории они совсем не воодушевляли ни охранителей, ни проектировщиков. И это при том, что, по мнению историка архитектуры, заведующей сектором научного отдела Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева Людмилы Владимировны Сайгиной, «обнаружение на Стрелке в Нижнем Новгороде частей павильона московской, а затем нижегородской всероссийских выставок – новость, способная привести исследователя в восторг». Людмила Владимировна рассказывает: «Выставочные сооружения XIX – начала XX вв. практически не сохранились: от всех 16 всероссийских выставок до наших дней дошел лишь Царский павильон Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года (ныне ресторан «Паризьен» на Ленинградском проспекте в Москве) – а теперь к нему добавились обнаруженные нижегородцами фрагменты центрального павильона той же выставки, перевезенного затем в Нижний Новгород и игравшего главную роль в комплексе Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года (из зарубежных выставочных павильонов Российской Империи сегодня существует лишь павильон биеннале в Венеции архитектора А.В. Щусева). Это невероятно ценное открытие, так как в создание выставочных павильонов для национальных и международных выставок вкладывались огромный талант и творческая щедрость отечественных архитекторов и инженеров, на их реализацию в царской России не жалели средств – а судить о них мы можем лишь по чертежам и фотографиям» (подробнее об истории ныне сохранившихся конструкций – в статье Татьяны Виноградовой).
 
zooming
Проект «Стрелка-Сити» на выставке MIPIM в Каннах

О новом наполнении Стрелки заговорили в 2008 году: Парк Победы стали рисовать проектировщики на самом мысу. Откуда возникла идея этого парка, можно понять, если знаешь, что в Нижнем уже есть один Парк Победы – ниже по течению Волги, у подножья Откоса, напротив Гребного канала. Как раз в 2008-м на Градостроительных советах Сергей Чобан показывал проект комплекса «Kempinski Plaza» именно на месте уже существовавшего с 1985 года парка. Тогда, похоже, и решили пристроить парк на Стрелке, точно так же, как потом – будущий футбольный стадион – вместо окраины с надежной транспортной инфраструктурой – в символическом, метафорическом, метафизическом центре Нижнего. Но прежде в микрорайоне Мещерское озеро плотно выстроили вдоль Волги кварталы «Седьмого неба», перекрыв жителям экспериментального района 80-х панорамные виды на реку, а территории Стрелки – возможность свободного, без оглядок, развития. К тому же ТЦ «Седьмое небо» с огромной парковкой встал на границе кварталов, как теперь оказалось – впритык к стадиону. Настолько, что с парковками для болельщиков уже не развернуться, придется пользоваться магазинной, а заодно раздербанить всю Стрелку под транспорт.
Торгово-деловой комплекс на Стрелке в Нижнем Новгороде © ПТАМ Виссарионова

В последнем проекте все-таки предусмотрено сохранение одного из павильонов-складов. А второй – мешает установить часовню высотой в 15 метров на мысу Стрелки – так утверждают члены Градсовета. Но оба павильона – одинаково ценны и могут сыграть равную роль в общей композиции. Какой? Вот тут уважающий себя город объявил бы открытый конкурс, громко и внятно рассказал бы о почти неожиданной для него находке. О том, что он когда-то был на равных со столицами, знает толк в инженерном искусстве, ценит отечественную и мировую историю.
Проект Парка Победы на Стрелке
Проект стадиона ЧМ-2018 на Стрелке
zooming
Вид нижегородской Стрелки. Стройплощадка стадиона ЧМ-2018. Фото © Gelio | Слава Степанов gelio.livejournal.com

21 Декабря 2015

Похожие статьи
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.