Историческое открытие в закрытом порту

За последние четверть века сменилось несколько концепций развития территории нижегородской Стрелки. Открытие, сделанное архитекторами в октябре этого года, заставляет пересмотреть уже принятые решения.

Марина Игнатушко

Автор текста:
Марина Игнатушко

mainImg
0 Материал входит в серию текстов об обнаруженных на Стрелке в Нижнем Новгороде конструкциях павильонов Всероссийской выставки 1896 года. Также мы опубликовали материалы об их истории и зарубежном опыте использования подобных памятников архитектуры.
zooming
Вид нижегородской Стрелки. Фото © Gelio | Слава Степанов gelio.livejournal.com

Напомним, в рамках ежегодного нижегородского фестиваля «Международный день архитектуры» прошла прогулка на Стрелку с профессором Татьяной Павловной Виноградовой, специалистом по шуховским конструкциям. В центре внимания были уникальные фундаменты Собора Александра Невского и металлические конструкции складов вдоль Волги. Профессор Виноградова, как и большинство участников прогулки, попала в эти пакгаузы впервые (это неудивительно: порт – закрытая территория, а строительство стадиона к ЧМ-2018 еще усилило режим секретности объекта). И уже после появления и обсуждения фотографий склада в социальных сетях архитектор Денис Плеханов высказал предположение о происхождении конструкций… Этот факт произвел впечатление на многих – после пресс-конференции появилась масса публикаций, сюжеты на центральных каналах. Член Федерального научно-методического совета по наследию при Министерстве культуры РФ Анна Броновицкая уверена, что «эти уникальные конструкции непременно нужно сохранить, отреставрировать и открыть для публики».
 
Французский эксперимент 2013 года. Фото © Марина Игнатушко



И все-таки случайным это открытие не назовешь. Три весны подряд – с 2011 по 2013 годы – устроители «Дней архитектуры» курировали эксперименты на Стрелке французского профессора Ксавье Жюйо со студентами парижской школы Ла-Виллетт и ННГАСУ. Тогда склад был разделен на отсеки и загружен «до потолка», но фрагменты ажурных перекрытий тогда удалось сфотографировать. А поскольку интерес не остыл, хотелось понять, что же скрыто за обветшалой кирпичной оболочкой складов.

Кстати, что же делали французы на Стрелке? Устраивали художественную интервенцию – для будущих архитекторов из Ла-Виллетт такие занятия предусмотрены учебной программой. С помощью пластика – широкой пленки – и ветра создавали временные объекты. Пытались уловить и зафиксировать дух места. В такой игре и возникают идеи и формы будущей архитектуры. К сожалению, наши проектировщики с подобной практикой незнакомы, а нижегородские власти вообще не могли взять в толк, что же это такое. Только на «Арх Москве», где «Подъемные силы» Ксавье Жюйо были показаны на выставке про поиски идентичности, специалисты удивлялись, что подобные предпроектные исследования возможны в Нижнем Новгороде. Раньше были возможны – а с 2014 сменилось руководство порта, началось строительство стадиона…
 
zooming
Вид нижегородской Стрелки. Собор Св. Александра Невского. Фото © Gelio | Слава Степанов gelio.livejournal.com

Нижегородская Стрелка – у слияния Оки и Волги, слияния стихий – воды и ветра, как любят рассказывать нижегородцы, метафорическое и метафизическое место. Но выразить его сущность современным языком никак не удается. Здесь еще сохранился пока порт – наследник Сибирских пристаней Нижегородской ярмарки. Вынос порта на другую территорию планировался давно, но вот представление о функциональном наполнении постоянно менялось. В 90-е прошлого века на Стрелку предполагалось натянуть ярмарку – на макете видны два здания-гармошки, напоминающие портовые склады. Были эскизы жилья – невысокого, блокированного, так, чтобы не отвлекать внимания от собора – главной доминанты пространства. Единственный вертикальный ориентир есть и в рисунках 30-х годов, правда, тогда усеченный собор рассматривался как пьедестал памятника Ленину.
 
Проект застройки района Стрелки. 1936. Коллектив Ленинградского Гипрогора под руководством Н.А. Солофненко. Из книги Ольги Орельской «Архитектура эпохи советского авангарда в Нижнем Новгороде»
zooming
Концепция развития комплекса ВАО «Нижегородская ярмарка». Авторы: В.П. Бандаков, А.Б. Дехтяр, В.А. Коваленко. Премия Нижнего Новгорода. Диплом фестиваля «Зодчество». Заказчик: ВАО «Нижегородская ярмарка». 250000 кв. м. 1990-1992



С 2006 года Нижегородская область активно участвует в смотрах MIPIM в Каннах, и проект «Стрелка-сити» (или «Сити-Стрелка») создавался для привлечения крупных инвесторов: «Порядка $4 млрд будет вложено в строительство делового центра «Сити-Стрелка» в Нижнем Новгороде. Проект будет реализован компанией ОАО «Развитие Нижегородской области» в течение ближайших 6 лет. Комплекс включает в себя каскад высотных зданий повышенной комфортности. Кроме того, проектом предусмотрено строительство гостиничного, офисного, спортивного центра и торгово-развлекательного центров». Тогда же девелоперы присматривались к этой территории. Бюро Юрия Виссарионова выполнило проект для компании СИСТЕМА-ГАЛС. Бюро Олега Харченко – для дочерней компании «УРБИС-Спб».

Претензий к проектировщикам по поводу деликатного отношения к наследию не предъявишь: это сейчас чиновники рассказывают, что они давно все знали про металлические конструкции всероссийских выставок. Но почему же никто никогда не писал о них, не беспокоился о сохранности, не включал в ТЗ? В Нижнем уже есть опыт возвращения памятника из забвения – реконструкция и приспособление здания Арсенала в Кремле под филиал ГЦСИ. Десятилетия прежде объект не замечали. А конструкции портового склада не имеют статус памятника, и, запрятанные в кургузую оболочку, на закрытой территории они совсем не воодушевляли ни охранителей, ни проектировщиков. И это при том, что, по мнению историка архитектуры, заведующей сектором научного отдела Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева Людмилы Владимировны Сайгиной, «обнаружение на Стрелке в Нижнем Новгороде частей павильона московской, а затем нижегородской всероссийских выставок – новость, способная привести исследователя в восторг». Людмила Владимировна рассказывает: «Выставочные сооружения XIX – начала XX вв. практически не сохранились: от всех 16 всероссийских выставок до наших дней дошел лишь Царский павильон Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года (ныне ресторан «Паризьен» на Ленинградском проспекте в Москве) – а теперь к нему добавились обнаруженные нижегородцами фрагменты центрального павильона той же выставки, перевезенного затем в Нижний Новгород и игравшего главную роль в комплексе Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года (из зарубежных выставочных павильонов Российской Империи сегодня существует лишь павильон биеннале в Венеции архитектора А.В. Щусева). Это невероятно ценное открытие, так как в создание выставочных павильонов для национальных и международных выставок вкладывались огромный талант и творческая щедрость отечественных архитекторов и инженеров, на их реализацию в царской России не жалели средств – а судить о них мы можем лишь по чертежам и фотографиям» (подробнее об истории ныне сохранившихся конструкций – в статье Татьяны Виноградовой).
 
zooming
Проект «Стрелка-Сити» на выставке MIPIM в Каннах

О новом наполнении Стрелки заговорили в 2008 году: Парк Победы стали рисовать проектировщики на самом мысу. Откуда возникла идея этого парка, можно понять, если знаешь, что в Нижнем уже есть один Парк Победы – ниже по течению Волги, у подножья Откоса, напротив Гребного канала. Как раз в 2008-м на Градостроительных советах Сергей Чобан показывал проект комплекса «Kempinski Plaza» именно на месте уже существовавшего с 1985 года парка. Тогда, похоже, и решили пристроить парк на Стрелке, точно так же, как потом – будущий футбольный стадион – вместо окраины с надежной транспортной инфраструктурой – в символическом, метафорическом, метафизическом центре Нижнего. Но прежде в микрорайоне Мещерское озеро плотно выстроили вдоль Волги кварталы «Седьмого неба», перекрыв жителям экспериментального района 80-х панорамные виды на реку, а территории Стрелки – возможность свободного, без оглядок, развития. К тому же ТЦ «Седьмое небо» с огромной парковкой встал на границе кварталов, как теперь оказалось – впритык к стадиону. Настолько, что с парковками для болельщиков уже не развернуться, придется пользоваться магазинной, а заодно раздербанить всю Стрелку под транспорт.
Торгово-деловой комплекс на Стрелке в Нижнем Новгороде © ПТАМ Виссарионова

В последнем проекте все-таки предусмотрено сохранение одного из павильонов-складов. А второй – мешает установить часовню высотой в 15 метров на мысу Стрелки – так утверждают члены Градсовета. Но оба павильона – одинаково ценны и могут сыграть равную роль в общей композиции. Какой? Вот тут уважающий себя город объявил бы открытый конкурс, громко и внятно рассказал бы о почти неожиданной для него находке. О том, что он когда-то был на равных со столицами, знает толк в инженерном искусстве, ценит отечественную и мировую историю.
Проект Парка Победы на Стрелке
Проект стадиона ЧМ-2018 на Стрелке
zooming
Вид нижегородской Стрелки. Стройплощадка стадиона ЧМ-2018. Фото © Gelio | Слава Степанов gelio.livejournal.com

21 Декабря 2015

Марина Игнатушко

Автор текста:

Марина Игнатушко
Похожие статьи
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Пять вредных вопросов
Интернет-издание Fast Company попыталось выяснить, какие вопросы лучше не задавать самому себе, чтобы не растерять свой творческий потенциал. К разговору о проблеме подключились специалисты, которые исследуют творчество или работу мозга.
Технологии и материалы
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
Дом на вырост
Дом для старта самостоятельной жизни подростка построили в Ленинградской области рядом со «взрослым» коттеджем. Команда проекта постаралась сделать его вневременным и органичным окружению – кусочку леса с высокими соснами и черничниками.
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Пресса: Архитектура под санкциями: что стало с проектами ушедших...
За последний год многие именитые архитектурные бюро заявили о приостановке деятельности в России. По большинству из проектов иностранные архитекторы выполнили основную часть работы, но некоторым пришлось искать замену.
Микроблагоустройство
Пять проектов, которые меняют городские пространства малыми средствами: студенческий дворик, пандус для любителей шведской ходьбы, площадь рек, дворик с птицами и асфальтовый памп.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.
Сложные условия
Архитекторы KCAP выиграли конкурс на проект жилого комплекса под Цюрихом. Речь шла о непростом окружении: промзонах и шоссе, а также заходящих на посадку самолетах.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
В тон птичьего оперения
Работая над фасадами среднеэтажного жилого района в Одинцовском городском округе, архитекторы компании GENPRO скорректировали целый ряд особенностей объемно-пространственного построения, доставшихся им без права изменения, «декоративными» средствами, прежде всего, орнаментальной кирпичной кладкой, в том числе глазурованного кирпича и ритмом окон. А отправной точкой в поиске колористики послужило оперение подмосковных птиц.