English version

Изнутри наружу: павильоны вечности

Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.

mainImg
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Пакгаузы Нижнего Новгорода
Россия, Нижний Новгород, ул. Стрелка, д. 21, лит. Ж, И

Авторский коллектив:
Авторы проекта: Сергей Чобан, Игорь Членов, Алексей Шубкин
ГАП: Анастасия Логинова, Анастасия Богодухова

2019 — 2020 / 2021 — 2022

Заказчик: Администрация г. Нижний Новгород
[см. рассказ о пакгаузах
в Архиблоге Анны Мартовицкой]

История спасения конструкций «пакгаузов», а на самом деле павильонов всероссийской выставки 1882 года, обнаруженных в 2015 году на нижегородской Стрелке – одновременно эталонная по интенсивности и эффективности общественного движения – и новаторская по смелости и тонкости решения, предложенного Сергеем Чобаном для их приспособления к новой функции выставочного и концертного залов.
Пакгаузы Нижнего Новгорода
Фотография © Илья Иванов / предоставлена АБ СПИЧ

Сам архитектор признается в некоторой «рискованности» своего проекта «в отношении старого и нового»: вместо того, чтобы накрыть металлические каркасы неким чехлом снаружи, их оставили открытыми, встроив внутрь простые объемы со скатными кровлями и фасадами из зеркальной полированной стали.
Пакгаузы Нижнего Новгорода
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ
Пакгаузы Нижнего Новгорода
Фотография © Илья Иванов / предоставлена АБ СПИЧ
Пакгаузы Нижнего Новгорода
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ
Пакгаузы Нижнего Новгорода. Вид с юго-востока. Вдали видна арена, построенная к ЧМ-18
Справа две башни Петра Виноградова, современные металлические скульптуры на тему опор ЛЭП Владимира Шухова, дополнившие ансамбль пакгаузов. Слева кирпичное здание водозабора Нижегородской ярмарки, ок. 1900-х гг.
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ

Сразу подчеркнем: архитекторов СПИЧ пригласили к работе с территорией Стрелки в 2019 году, уже после того, как стены и кровли пакгаузов были разобраны в конце 2017 года в пылу подготовки к футбольному мундиалю. Конструкции сохранились, стены – нет, впрочем стены были поздними, 1960-х годов, они принадлежали к четвертому этапу сложной жизни фрагмента здания XIX века [см. справку]. В составе портовых строений пакгаузы выглядели снаружи крайне неказисто – одним из первых впечатлений экскурсантов, обнаруживших структуры XIX века на Стрелке, стало удивление от того, какая красота скрывается в банальном на первый взгляд промышленном ангаре советского времени. И наоборот, много восхищения красотой ажурных структур было высказано после разборки стен, когда конструкции оказались полностью открыты и проницаемы.
  • zooming
    1 / 5
    Пакгаузы на нижегородской Стрелке
    Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
  • zooming
    2 / 5
    Пакгаузы на нижегородской Стрелке.
    Фото © Roberto Conte / www.robertoconte.net
  • zooming
    3 / 5
    Пакгаузы на нижегородской Стрелке. Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
    Фото © Roberto Conte / www.robertoconte.net
  • zooming
    4 / 5
    Пакгаузы на нижегородской Стрелке. Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
    Фото © Roberto Conte / www.robertoconte.net
  • zooming
    5 / 5
    Пакгаузы на нижегородской Стрелке после демонтажа стен в декабре 2017. Фото © Зоя Рюрикова

Тогда, в 2016–2019 годах, был предложен целый ряд проектов консервации и адаптации, как очень концептуальных, так и вполне реальных, причем среди них встречались как предложения оставить металлические структуры совершенно открытыми, встроив внутрь некие аттракционы, так и проекты, в которых «металлическое кружево» помещали в теплый контур внешних стен и кровель.
 
Оба варианта, как потом выяснилось, отказались неподходящими: во-первых, в пакгаузах, ради развития Стрелки в целом, требовалось разместить функцию более интересную и содержательную, чем, к примеру, катальная горка. Во-вторых, предсказуемая версия с внешним контуром, которую поначалу считали едва ли не единственной разумной, при ближайшем рассмотрении оказалась небесспорной.
«В самом первом варианте 2019 года мы накрывали конструкции однослойным стеклом, помещая внутрь объемы, обшитые деревом. Но это решение показалось неудачным по целому ряду причин. Во-первых, мы таким образом прячем конструкции – даже если внешняя оболочка будет стеклянной, стекло далеко не всегда по-настоящему прозрачно, чаще оно скрывает то, что внутри. Во-вторых, в этом случае возникал риск создания неприятного парникового эффекта: зимой – «точка росы», а летом внутри было бы слишком жарко. Кроме того, снаружи здания стали бы достаточно массивными, однако внутри не добавилось бы полезной площади для функционального наполнения.
 
И наконец, конструкции в их современном состоянии не были способны нести новую оболочку. Удивительно, но когда мы начали работать с проектом, нам говорили, что они не могут оставаться открытыми; когда же мы сделали первое предложение по полученному ТЗ, оказалось, что конструкции и закрытыми быть не могут, поскольку не могут ничего нести на себе. Почему не могут нести? Хотя бы потому, что изменились нормативы, сейчас другие допуски по нагрузкам, так что теперь конструкции не имеют права принять на себя даже тот вес, который они несли раньше. Следовательно, их потребовалось бы укрепить, исказить, утяжелить. Любое усиление такой конструкции – это изменение ее характера.
 
Я достаточно долго думал над задачей и где-то весной 2020 года пришел к тому, что оставить структуры XIX века открытыми – единственное приемлемое решение, наиболее демократичное и элегантное. Эта идея позволила нам простейшим образом сохранить наружную конструкцию, не утяжелив ее визуально. Конструкции фактически стали самонесущими, держат сами себя и могут простоять очень долго. В сущности, сейчас они – памятник самим себе. Такими мы их приняли, в этом качестве сохранили и экспонируем».

Пакгаузы Нижнего Новгорода
Фотография © Илья Иванов / предоставлена АБ СПИЧ
Пакгаузы Нижнего Новгорода
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ

Итак, главное в этом проекте – идея. Решение смелое, элегантное и парадоксальное. Изнанка исторического здания оказалась снаружи, но зеркальные фасады отражают конструкции, удваивают их в себе, усиливают впечатление и дают эффект сродни кружевному плетению, которое всех так восхищало после разборки стен в 2017 году. Не точно такой, конечно же, но подобный: ощущение металлического скелета, суперграфики в пространстве, руинированной и устойчивой, гигантской и хрупкой – сохранено и пересказано новым языком, родственным современному искусству и сценографии, – то и другая любят многослойность и подвижность смены впечатлений.
  • zooming
    Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена АБ СПИЧ

Впечатления меняются постоянно: зеркала усиливают зависимость от погоды и состояния атмосферы как будто усиливается. Иногда, в некоторых ракурсах, иллюзия отсутствия объемов становится совершенной. Их как будто и впрямь нет, они не привлекают к себе внимания; так памятник предстает во всей красе.
Пакгаузы Нижнего Новгорода
Фотография © Илья Иванов / предоставлена АБ СПИЧ

Иногда зеркало оказывается более светлым, чем фон, и образует выгодную яркую подложку для суперграфики конструкций, высвечивая темные тяги. Это тоже одно из идеальных впечатлений, срежиссированных и театральных. 
Пакгаузы Нижнего Новгорода
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ

В хмурую погоду зеркала тоже могут высветиться на фоне темных туч – а могут налиться свинцовой темнотой, и тогда особенно заметно, что внутри что-то есть – в этом один из аргументов критиков проекта. Заметим однако, что в ту же пасмурную погоду здания, решенные в иной парадигме, с фасадами по внешнему контуру, выглядели бы еще более объемными, но не обладали бы привлекательностью парадокса «вывернутости наизнанку», который, так или иначе, дают открытые каркасы.
Пакгаузы Нижнего Новгорода
Фотография © Илья Иванов / предоставлена АБ СПИЧ

В этом еще одна особенность решения – сейчас конструкции широко экспонируются, показывают себя всему городу – мы всё бродили по Нижнему и выискивали места, откуда их можно увидеть: из Кремля, с набережной Федоровского, с Волги… Если бы они были забраны во внешний чехол, рассмотреть каркасы могли бы только посетители, входящие внутрь – сейчас же они стали фактом городского пространства, мега-арт-объектом. Их дополняют две металлические башни – объекты Петра Виноградова, своего рода «памятник» опорам ЛЭП Владимира Шухова. Вместе два пакгауза и башни образуют симметричный ансамбль, объединенный темой металлической ажурности, размышлениями на темы исторического и современного металла: темный металл пакгаузов конца XIX века отражается в светлом современном металле.
Пакгаузы Нижнего Новгорода
Фотография © Илья Иванов / предоставлена АБ СПИЧ
Пакгаузы Нижнего Новгорода
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ
Пакгаузы Нижнего Новгорода
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ

И наконец, согласно заданию в пакгаузах требовалось разместить две культурные функции: выставочный и концертный залы с фойе. Думаю, не ошибусь, если скажу, что их было бы сложно «упаковать» в отведенном пространстве более деликатно, поскольку зеркало – один из самых эффективных способов растворить одну реальность в другой, «спрятать», особенно не пряча, «отвести глаза» зрителю. Залы есть – и вроде бы их и нет. Это эффект, до некоторой степени обратный презентации культурного пространства в классическом искусстве, когда мы входим в торжественный портик и попадаем в некую драгоценную пещеру. Граница из металлического скелета и зеркала не репрезентативна, а напротив, максимально иллюзорна – самая простая аналогия говорит о входе в зазеркалье.
  • zooming
    Вход в концертный зал. Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    Пространство между зеркальными фасадами и конструкциями – 1,8 м. Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена АБ СПИЧ

Внутри мы обнаруживаем три вида пространств.
 
Первые – фойе, которые одинаковы в обоих павильонах. При входе – гардероб и кафе с витражным окном, прорезающим зеркало фасадов, дальше коридор, который разделяет техпомещения и основную функцию: выставочный зал в севером объеме, концертный в южном. Планировка следует логике сохранившегося каркаса – павильоны 1882 года были трехнефными, но в их бытность портовыми складами одно малое крыло у каждого отрезали, осталось два контура. Соответственно, в большем теперь разместилась функция, в малом – все подсобное. Два нефа конструкций, опираются на один ряд продольных опор; между тем новых, встроенных внутрь, зеркальных «домиков»-павильонов, отчетливо два, и они соединены между собой коридором со стеклянной кровлей. Мы входим в коридор и идем по прямой к основным залам, оставляя фойе по правую и левую руку. 

Интерьеры совершенно и полностью белые – в духе «Отроков во вселенной»; на потолках матовые и линейные светильники белого же света.
  • zooming
    1 / 3
    Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    2 / 3
    Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    3 / 3
    Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ

Коридор – вероятно, правильнее назвать его галереей – представляет отдельный интерес. Он выстроен вдоль ряда опор металлических конструкций, общего для большого и малого объемов. Каждая опора заключена в стеклянный кожух, через открытый верх в него попадает дождевая вода, для которой предусмотрен отвод внизу. В стеклянных ограждениях предусмотрены «форточки» для починки и очистки – они также отлично помогают проветривать помещение. Потолки коридоров не белые, а стеклянные, с балками из полированного металла: два зеркальных корпуса протягивают друг другу зеркальные «нити». Внутрь в изобилии попадает солнечный свет, прошедший через две металлические сетки: XIX и XXI века.
Пакгаузы Нижнего Новгорода
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ

Коридор с колоннами – удачное дополнение для фасадов с их отражениями. Попав в «зазеркалье», мы получаем не только стерильность нездешней белизны, но и вполне реальные впечатления: экспонирование конструкций 1882 года здесь продолжается в ином ракурсе, более камерном. Двигаясь от входа к залам, мы не можем не пройти мимо колонн близко, и если на улице не обратили пристального внимания на мельтешение линий в отражениях, то теперь нам преподносят конструкции, с одной стороны, как экспонат – в витрине, что провоцирует разглядывание; а с другой стороны – как подобие чего-то живого, внешнего, заключенного в созданную человеком оболочку. Впечатление вполне сравнимо с деревьями, вокруг которых нередко были выстроены произведения архитектуры XX века. Здесь, конечно, не дерево, а металл, но он настолько стар и имеет настолько длинную историю, что уже может быть сравним с узловатым черным стволом повидавшего виды растения – тем более что «растет» на свободе, из земли.
  • zooming
    1 / 6
    Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    2 / 6
    Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    3 / 6
    Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    4 / 6
    Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    5 / 6
    Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    6 / 6
    Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ

Два основных зала, расположенные в соседних корпусах, сопоставимы по размерам, но создаваемые впечатления противоположны. Выставочный зал – белый, его двускатный потолок повторяет форму кровли, вторящую контурам конструкций; он максимально прост как white box, закрыт от солнечного света, – все это следует современным правилам создания идеального выставочного пространства: просторного, цельного и совершенно нейтрального. В начале июня в честь открытия обновленных пакгаузов в нем была устроена выставка, посвященная истории «пересборок» конструкций XIX века, а также их обнаружения и изучения; экспозиция работала до начала июля (куратор Ксения Ануфриева, сокуратор Марина Игнатушко). Зал позволил разместить несколько небольших внутренних павильонов, один павильон с обзорной площадкой и мультимедиа-проекцию на одной из протяженных стен.
  • zooming
    1 / 3
    Выставка «Точка сборки», 3.06–3.07.2022. Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    2 / 3
    Выставка «Точка сборки», 3.06–3.07.2022. Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    3 / 3
    Выставка «Точка сборки», 3.06–3.07.2022. Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ

Но безусловно главным и наиболее сложным из внутренних пространств стал концертный зал в южном павильоне. Сейчас это основная функция ансамбля пакгаузов. На открытии много вспоминали о концерте, который прошел до реконструкции, на открытом воздухе, но под проливным дождем. Само открытие зала 1 июня было отмечено концертом оркестра MusicAeterna под управлением знаменитого греко-русского дирижера Теодора Курентзиса, известного реконструкциями исторической музыки, а еще тем, что он дирижирует без палочки. Курентзис работал в Новосибирске, Германии и Перми, а директор его оркестра Алексей Трифонов с этого года руководит Нижегородским государственным академическим театром оперы и балета имени А.С. Пушкина. Зал создавался под наблюдением Трифонова и при участии специалиста по акустическим решениям Анатолия Лившица, основателя и президента Акустик Групп.
Пакгаузы Нижнего Новгорода
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ

По словам Лившица, современные концертные залы подразделяются на традиционные «коробки» и новаторские «виноградники», в первых пространство прямоугольное, а сцена расположена впереди, во вторых зрительские места расположены вокруг сцены – и для качества звучания первое, классическое решение предпочтительнее. Так вот, концертный зал в пакгаузах – типичная «коробка», не слишком большая, даже камерная, то есть с точки зрения Анатолия Лившица это должно быть правильным традиционным решением. Зал отделан акустическими панелями из палисандрового шпона темно-бордового оттенка, их уступчатый рельеф достаточно прост, зал уютный, поскольку, по контрасту с белым фойе, почти полностью подчинен фактуре дерева. Сергей Чобан называет его «шкатулкой для слушания музыки», и эта метафора кажется адекватной как из-за темного теплого оттенка, так и из-за сравнительно малого размера; он рассчитан на 430 зрителей.
Пакгаузы Нижнего Новгорода
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ

Акустические свойства зала мне как непрофессионалу судить сложно – музыку было слышно хорошо, а нюансы, вероятно, оценят профессионалы. Но вот окно за сценой, практически во всю ее ширину, открывающее вид на Волгу, устье Оки и высокий берег Кремлевской стороны в рамке ажурных опор XIX века – очень впечатляющее, очевидно, что оно – один из главных аттракторов зала. Оркестр играл при открытом окне, хотя конструкция сцены предусматривает возможность закрыть его специальной заслонкой, как было сказано на открытии, в тех случаях, когда сюжет представления или концерта не предполагает любования городским пейзажем.
Пакгаузы Нижнего Новгорода
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ

Окно делает павильон открытым: при том что мы находимся в закрытом помещении с рассчитанными акустическими свойствами и надежно защищены от ветра и дождя, возможность любоваться панорамой города, одно из достоинств Стрелки, сохраняется и здесь. С другой стороны, между открытыми конструкциями снаружи и открытой сценой внутри возникает некая логическая связь: нас впустили в пространство «за зеркалом», чтобы провести сквозь него и привести обратно – к городу, в этом есть некий связный сюжет.
Концертный зал хорошо просматривается снаружи через витражное окно, особенно вечером. Пакгаузы Нижнего Новгорода. Южный фасад
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ
Пакгаузы Нижнего Новгорода
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ

Здесь надо вспомнить, что перед началом проектирования пакгаузов, в конце 2019 года, Сергей Чобан также работал с пространственным видением – своего рода предварительным мастер-планом развития всей территории Стрелки в целом. Вдоль Оки планировались гостиницы и офисы, в центре территории экспозиционные помещения. На мысу предполагалось здание филармонии, а к северу от пакгаузов – выставочный центр. В Нижнем, надо сказать, все довольно быстро и часто меняется, и мастер-план, судя по всему, уже не актуален. Но несложно заметить, что реализованные павильоны пакгаузов «впитали» две функции своих несостоявшихся более крупных соседей: концертную и выставочную.
  • zooming
    Игорь Членов, партнер АБ СПИЧ, на территории Пакгаузов в день открытия
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Алексей Шубкин, ГАП проекта, и Игорь Членов, партнер АБ СПИЧ, на территории Пакгаузов в день открытия
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Реализация проекта, достаточно быстрая, учитывая, что работу начали в 2020 году и вели в период пандемии, оказалась не простой, но в целом архитекторы довольны результатом.
«Проект очень интересный и очень непростой. Было достаточно много изменений, жарких дебатов. В процессе проектирования реализации изменилась площадь концертного зала, немного изменилась планировка. Мы стремились сделать все, насколько это было возможно, так, как было нарисовано с самого начала. Многое пришлось корректировать вплоть до самых последних моментов.
 
Тем не менее проект реализован, и идея полностью нашла отражение в этой реализации. Объемы – лаконичные, изящные, практически не заметные как за счет того, что они повторяют основную геометрию, так и за счет минимализма их решения, и, конечно, благодаря зеркальности материала фасадов. Отражения подчеркивают и дополняют ажурность конструкции, открытой, не спрятанной под фасадом и кровлей – сам объем существует теперь внутри конструкции, в сущности, мы вдохнули жизнь внутрь этого конструктива. Раньше он был закрыт оболочкой, теперь же он стал фасадом».

Зеркальные объемы облицованы фасадными сендвич-кассетами с покрытием из полированной нержавеющей стали: шириной чуть больше метра, толщиной 4 см, высотой до 13 м в центральной части торцевых фасадов. Кровли тоже покрыты полированной нержавейкой, но их кассеты несколько короче и в них уделено больше внимания гидроизоляции. Вертикальные фасады отступают от конструкций на 1.8 метра, оставляя место свободного передвижения для починки, чистки и формируя, в то же время, правильное расстояние для отражения – чтобы «кружево» реального металла и отражения не сплелось слишком тесно. В кровлях отступ между историческими каркасами и новыми поверхностями составляет 50 см для больших объемов и 20 см для малых.
Пакгаузы Нижнего Новгорода
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ
Пакгаузы Нижнего Новгорода
Фотография © Илья Иванов / предоставлена АБ СПИЧ

В объемы встроена подсветка в виде матовых полос белых LEDов, она обведена вокруг дверей и витражных окон кафе и концертного зала, и также обходит по контуру все ребра, подчеркивая в вечернее время лаконичную форму внутренних объемов: светлые линии, прорастающие внутри темной и довольно запутанной паутины конструкций и их отражений, в темноте производят любопытный эффект «прошивания» старого – новым.
  • zooming
    1 / 7
    Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    2 / 7
    Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    3 / 7
    Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    4 / 7
    Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    5 / 7
    Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    6 / 7
    Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    7 / 7
    Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена АБ СПИЧ

Имеет смысл сказать несколько слов о собственно исторических конструкциях. Они сохранены на том месте, куда их перенесли в 1960-е годы при реконструкции порта, развернув под углом 90 градусов, и опираются на бетонные базы того же времени; сейчас базы заключили в новые аккуратные бетонные кожухи. Металл XIX века покрыли тонким слоем антикоррозионного состава черного цвета; состав разработан нижегородскими специалистами. Поскольку все конструкции открыты и, как было сказано выше, экспонируются под открытым небом, их легко разглядывать, тем более что, помимо естественного освещения, зеркала дают дополнительную подсветку с тыльной стороны. Нам создали все условия для того, чтобы любоваться структурами 1882 года. При обходе видно, что они состоят в основном из металлических полос и треугольников, здесь нет более грубых двутавров, характерных для более позднего времени, что подчеркивала еще в 2015 году историк Татьяна Виноградова. Местами среди круглых клепочных головок видны болты – вероятно, следы послевоенной пересборки.
Пакгаузы Нижнего Новгорода
Фотография © Илья Иванов / предоставлена АБ СПИЧ

Здесь хочется сказать еще две вещи. Металлический каркас, безусловно, впечатляет и масштабом – он довольно крупный, и ажурностью переплетения в пространстве. Однако при ближайшем рассмотрении вскоре замечаешь, что конструкции – не такие уж тонкие и кружевные, как казалось в начале. XIX век производил намного более интересные чугунные структуры в интерьерах – прежде всего, лучше проработанные в деталях, с арками, петлями, капителями и базами. Достаточно взглянуть на Хрустальный дворец Пакстона, чтобы понять – нижегородские, а на самом деле московские конструкции всероссийской выставки, конечно, хороши, но достаточно просты, если не сказать брутальны, особенно если судить по меркам 140-летней давности, и разрабатывались скорее как временные. Вряд ли в 1882 году кто-то мог предположить, что их будут выставлять как памятник.
 
  • zooming
    Пакгаузы Нижнего Новгорода. Детали
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    Пакгаузы Нижнего Новгорода. Детали
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена АБ СПИЧ

В этом тоже заключается парадокс получившихся павильонов. Сама запутанная история бытования, пересборки, обнаружения, изучения придала им интерес, дополнивший чисто эстетическую ценность. Поэтому, конечно, важно было сопроводить открытие исторической выставкой. С другой стороны, за прошедшие полтора века мы стали больше ценить брутальные произведения, но в то же время видели их столько, что прагматические структуры XIX века представляются более изящными, чем они могли бы показаться своим современникам. И наконец, сам выбранный способ экспонирования – открытый, «вывернутый наизнанку», поддержанный отражениями в стальных зеркалах, столь любимых совриском, – делает многое для презентации конструкций именно в качестве памятника, предмета любования, то есть выполняет роль, аналогичную раме картины Нового времени.
  • zooming
    Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена АБ СПИЧ
  • zooming
    Пакгаузы Нижнего Новгорода
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена АБ СПИЧ

Иными словами, идея, предложенная Сергеем Чобаном, будучи противоположна, в целом, всей практике сохранения подобных сооружений, и, следовательно, свежа и нова [хотя какие-то подобные примеры в современной архитектуре, вообще склонной к восхищению каркасами, найти можно, к примеру, в лондонских газгольдерах, хотя они совсем не похожи] – эта идея, повторимся, в истории с нижегородскими пакгаузами – главное, на что следует обратить внимание, – и именно она стала средством их репрезентации как ценности, несмотря на временное выставочно-павильонное происхождение. Так возникает интересное напряжение между вечным и временным: нечто, подлежавшее разборке, перевозу, разделению на части промышленных складов, пережив ряд трансформаций, оказывается обнаруженным, вызывает восхищение, и наконец оказывается «поднятым на пьедестал», подсвеченным, зеркалированным. Это очень современный подход, его корни в музейном и реставрационном деле XIX века, а суть в относительности красоты, в том, что она зависит от взгляда. Он провоцирует зрителя задуматься о времени как течении, способном что-то поглощать, а что-то, по своей прихоти, поднимать, освещать, «выносить на берег». И о том, что вечное и временное в почти любой момент могут поменяться местами. Недаром на открытии играл оркестр под названием «Вечная музыка» / MusicAeterna. Что может быть более временным, чем музыка? Однако же и она подлежит сохранению и восстановлению.
 
Этот подход противоположен идее строительства на мысу Стрелки очень большой соборной колокольни, о которой в Нижнем то и дело вспоминают: можно сколько угодно пытаться законсервировать время и даже повернуть его вспять, но у времени своя стратегия и оно умудряется ускользать, попутно показывая нам, что вечность лежит в несколько иной плоскости, чем та, где ее традиционно принято искать. 
 

Справка  |  вернуться к началу  /|\
Металлические конструкции, произведенные Петербургским металлическим заводом, были составной частью главного павильона двух Всероссийских выставок, XV и XVI, 1882 и 1896 годов. Считается, что первая подвела итоги развития страны при Александре II, вторая – Александра III. Павильон с кольцевидным планом 300 м в диаметре и восемью включенными в кольцо трехнефными объемами-лучами спроектировал архитектор А.Г. Резанов, конструкторы Г.Е. Паукер и И.А. Вышнеградский. На Ходынке «главный павильон» простоял до 1895 года, приютив поочередно несколько других выставок. Затем его разобрали и перевезли в Нижний Новгород для следующей Всероссийской выставки, которая разместилась в Канавинской слободе, в нынешнем парке 1 мая, в 3 км к юго-западу от Стрелки. На выставке павильон выступал целиком, но затем его продали по частям – так 4 трехнефных объема стали складами Сибирского порта Нижегородской ярмарки; затем их унаследовал советский порт на Стрелке. К 1943 году от четырех павильонов осталось два, а в 1960-е их развернули на 90 градусов и поставили несколько восточнее параллельно Волге. Тогда же каждый павильон «потерял» свой третий неф: сохранившиеся конструкции состоят из одного крупного и одного меньшего объема, а стены заложили кирпичом. Снаружи они были в этом виде очень похожи на обычные промышленные склады. Конструкции обнаружили сначала мельком: Ксавье Жюйо и его студенты-архитекторы, проводившие на Стрелке свои опыты с ветром в 2011–2013 годах, а затем – после вывода порта и открытия его территории для подготовки к чемпионату 2018 – участники экскурсии 2015 года. С этого момента началась защита и изучение: Денис Плеханов, сопоставив планы и контуры зданий, доказывает, что сохранившиеся склады – часть именно главного павильона выставок 1882/1896 годов. Затем было несколько попыток снести-перенести конструкции, особенно перед ЧМ 2018 года по футболу, для которого здесь же, на Стрелке, но несколько западнее, построен стадион.  
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Пакгаузы Нижнего Новгорода
Россия, Нижний Новгород, ул. Стрелка, д. 21, лит. Ж, И

Авторский коллектив:
Авторы проекта: Сергей Чобан, Игорь Членов, Алексей Шубкин
ГАП: Анастасия Логинова, Анастасия Богодухова

2019 — 2020 / 2021 — 2022

Заказчик: Администрация г. Нижний Новгород

11 Августа 2022

СПИЧ: другие проекты
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Похожие статьи
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все его объемы под поросшими травой склонами.
Селадоновые фасады
Бюро Zaha Hadid Architects спроектировало культурный центр для Шаосина: в качестве отделочного материала планируется использовать керамические панели селадонового – серо-зеленого – оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.