21.12.2015

Хрустальные дворцы: переоценка ценностей

О зарубежном опыте нового использования исторических сооружений с металлическим каркасом как желанной перспективе новой жизни для пакгаузов на Стрелке в Нижнем Новгороде.

Материал входит в серию текстов об обнаруженных на Стрелке в Нижнем Новгороде конструкциях павильонов Всероссийской выставки 1896 года. Также мы опубликовали материалы об их истории и градостроительном значении Стрелки.

Пакгаузы на Нижегородской Стрелке, «унаследовавшие» свои конструкции у павильона Всероссийской выставки 1896 года, относятся к редкому виду сооружений, подаренных нам XIX веком. Этот вид еще недавно находился под угрозой исчезновения практически повсеместно, а в нашей стране эта угроза, увы, и сейчас реальна как никогда. До 1970-х годов утилитарные строения с металлическим каркасом (вокзальные дебаркадеры, железнодорожные станции, рынки, складские и выставочные павильоны и т.п.), за редким исключением, не осознавались в качестве особого достояния. Они либо тихо доживали свой век, постепенно ветшая, либо уступали место более современным и, как казалось в то время, более совершенным сооружениям.
 
Хрустальный дворец, Лондон. Проект Дж.Пэкстона. 1851
Хрустальный дворец, Лондон. Проект Дж.Пэкстона. 1851открыть большое изображение
Галерея машин, Париж на Всемирной выставке. Арх. Ш. Л. Ф. Дютер, инж. В.Контамен. 1889. Фото: Roger Viollet © Getty Images
Галерея машин, Париж на Всемирной выставке. Арх. Ш. Л. Ф. Дютер, инж. В.Контамен. 1889. Фото: Roger Viollet © Getty Imagesоткрыть большое изображение

Однако на рубеже 1960–1970-х годов отношение к этим постройкам стало меняться. В 1963 в Нью-Йорке, несмотря на протесты общественности, здание Пенсильванского вокзала (Penn Station), построенное архитектурной фирмой McKim, Mead &White в 1901–1910, было снесено, чтобы уступить место уродливому комплексу «Мэдисон сквер гарден».
 
Старое здание Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке до сноса в 1963. Бюро McKim, Mead & White. 1901-1910 © Detroit Publishing Company
Старое здание Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке до сноса в 1963. Бюро McKim, Mead & White. 1901-1910 © Detroit Publishing Companyоткрыть большое изображение

В начале 1970-х годов в Париже был демонтирован центральный рынок Ле-Алль (Les Halles), легендарное «Чрево Парижа», располагавшийся в павильонах Виктора Бальтара (Victor Baltard) и Феликса Калле (Félix Callet), возведенных в 1850–1870. Несмотря на активные протесты парижан и сочувствующих, удалось сохранить только один из 12 павильонов, да и то лишь ценой его переноса в пригород Парижа Ножан-сюр-Марн.
 
Центральный рынок Ле-Алль («Чрево Парижа»). Архитекторы В.Бальтар, Ф.Калле. 1850-1870
Центральный рынок Ле-Алль («Чрево Парижа»). Архитекторы В.Бальтар, Ф.Калле. 1850-1870открыть большое изображение
Центральный рынок Ле-Алль («Чрево Парижа»). Архитекторы В.Бальтар, Ф.Калле. 1850-1870. Фото: Charles Marville
Центральный рынок Ле-Алль («Чрево Парижа»). Архитекторы В.Бальтар, Ф.Калле. 1850-1870. Фото: Charles Marvilleоткрыть большое изображение

Еще меньше повезло старому зданию Фридрихштадт-паласта в Берлине, построенному в 1865–67 по проекту Фридриха Хитцига (Friedrich Hitzig) в качестве рыночного павильона, а в 1918–19 прошедшему «сталактитовую» реконструкцию Ханса Пёльцига (Hans Poelzig) под театр Макса Рейнхардта. Однако ни богатая история, ни художественные достоинства не уберегли здание от сноса, решение о котором было принято после того, как в 1980–85 по соседству был выстроен новый комплекс из железобетонных панелей.
 
Крытый рынок, Фридрихштадт, Берлин. Проект: Ф. Хитциг. 1865-67
Крытый рынок, Фридрихштадт, Берлин. Проект: Ф. Хитциг. 1865-67открыть большое изображение

Эти и многие другие утраты неминуемо должны были привести к переоценке ценностей, и все больше людей стало осознавать значимость сооружений XIX века. К абстрактной необходимости сохранения исторического наследия прибавилось восхищение инженерным гением создателей и романтической красотой этих построек, рожденных «веком пара и железа», образы которого хорошо знакомы нам с детства благодаря романам Жюля Верна и фильмам Карела Земана.
 
Хрустальный дворец, Лондон. Проект Дж.Пэкстона. 1851
Хрустальный дворец, Лондон. Проект Дж.Пэкстона. 1851открыть большое изображение



С тех пор многие из них прошли курс реновации, продолжая выполнять свои первоначальные функции: вокзалы, рынки (как открытые, так и огражденные стенами), оранжереи, выставочные павильоны, курортные галереи... Другие были более или менее глубоко реконструированы и приспособлены для нового назначения, выгодно использующего пространственные возможности большепролетных конструкций и остекленных перекрытий. Некоторые были разобраны и смонтированы на новом месте по примеру Хрустального дворца в Лондоне.

Приводим краткую подборку наиболее известных проектов такого рода.




Павильон Бальтара
Париж
Единственный из 12 павильонов центрального рынка Ле-Алль, уцелевший в ходе радикальной реконструкции 1971–1979 годов, был выкуплен муниципалитетом Ножан-сюр-Марн у мэрии Парижа и перевезен на новое место в 1976. Сегодня используется для проведения собраний, концертов, выставок и прочих культурных мероприятий.
Павильон Бальтара, Ножан-сюр-Марн (информация с сайта: http://mapio.net/o/4164297/)
Павильон Бальтара, Ножан-сюр-Марн (информация с сайта: http://mapio.net/o/4164297/)открыть большое изображение
Павильон Бальтара, Ножан-сюр-Марн (информация с сайта: www.pavillonbaltard.fr/)
Павильон Бальтара, Ножан-сюр-Марн (информация с сайта: www.pavillonbaltard.fr/)открыть большое изображение





Карро-дю-Тампль
Париж
До недавнего времени – вещевой рынок, построенный в 1863 по проекту архитекторов Эрнеста Леграна (Ernest Legrand) и Жюля де Мериндоля (Jules de Mérindol) на месте «Ротонды Тампль», торгового и жилого здания конца XVIII века в границах бывшей крепости тамплиеров. В 2008–2014, после проведения археологических раскопок, здание было реконструировано по проекту Жана Франсуа Милу (Jean François Milou) в универсальный концертно-спортивно-выставочный центр.
 
Карро-дю-Тампль, Париж. Архитекторы Э. Легран / Ж. Ф. Милу. 1863 / 2014 © Fernando Javier Urquijo/studioMilou architecture
Карро-дю-Тампль, Париж. Архитекторы Э. Легран / Ж. Ф. Милу. 1863 / 2014 © Fernando Javier Urquijo/studioMilou architectureоткрыть большое изображение
Карро-дю-Тампль, Париж. Архитекторы Э. Легран / Ж. Ф. Милу. 1863 / 2014 © Fernando Javier Urquijo/studioMilou architecture
Карро-дю-Тампль, Париж. Архитекторы Э. Легран / Ж. Ф. Милу. 1863 / 2014 © Fernando Javier Urquijo/studioMilou architectureоткрыть большое изображение
Карро-дю-Тампль, Париж. Архитекторы Э. Легран / Ж. Ф. Милу. 1863 / 2014 © Fernando Javier Urquijo/studioMilou architecture
Карро-дю-Тампль, Париж. Архитекторы Э. Легран / Ж. Ф. Милу. 1863 / 2014 © Fernando Javier Urquijo/studioMilou architectureоткрыть большое изображение





Музей Орсэ
Париж
Строительство вокзала на месте Дворца Орсэ (Orsay), сгоревшего в дни Парижской коммуны, было приурочено к открытию Всемирной выставки 1900 года. Проект архитекторов Люсьена Маня (Lucien Magn), Эмиля Бенара (Émile Bénard) и Виктора Лалу (Victor Laloux) послужил образцом для создателей Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке. Железнодорожное сообщение функционировало до 1958, после чего здание использовалось под разные нужды: от временного жилья для бездомных до театра. В 1970 обветшавший вокзал было решено снести, однако уже в 1974-м Жорж Помпиду одобрил идею разместить в его стенах музей искусства середины XIX – начала ХХ вв. Здание было реконструировано в 1981–1986 по проекту Гаэ Ауленти, и сегодня это один из самых посещаемых музеев мира.
Вокзал Орсэ. Фото до 1958 г.
Вокзал Орсэ. Фото до 1958 г.открыть большое изображение
Музей Орсэ. Архитектор Г. Ауленти. 1981-1986
Музей Орсэ. Архитектор Г. Ауленти. 1981-1986открыть большое изображение





Вокзал Аточа
Мадрид
Старая часть главного столичного вокзала была построена в 1892 по проекту архитектора-инженера Альберто де Паласио Элиссаге (Alberto de Palacio Elissague), ученика и сотрудника бюро Гюстава Эйфеля, и инженера Генри Сент-Джеймса (Henry Saint James). Дебаркадер пролетом 51 м и высотой 27 м был перекрыт металлическими фермами. В 1985–1992 к старому зданию был пристроен новый корпус по проекту Рафаэля Монео, куда были вынесены почти все профильные функции. В освободившихся помещениях разместились магазины, кафе и ночной клуб, а на месте платформ был устроен зимний сад.
 
Вокзал Аточа, Мадрид. Архитекторы А. де Паласио Элиссаге / Р. Монео. 1892 / 1992. (информация с сайта: http://www.madrid.es/)
Вокзал Аточа, Мадрид. Архитекторы А. де Паласио Элиссаге / Р. Монео. 1892 / 1992. (информация с сайта: http://www.madrid.es/)открыть большое изображение
Вокзал Аточа, Мадрид. Архитектор А. де Паласио Элиссаге. 1892. Лицензия фото – CC BY-SA 3.0
Вокзал Аточа, Мадрид. Архитектор А. де Паласио Элиссаге. 1892. Лицензия фото – CC BY-SA 3.0открыть большое изображение
Вокзал Аточа, Мадрид. Архитекторы А. де Паласио Элиссаге / Р. Монео. 1892 / 1992. (информация с сайта: http://www.spanien-newsletter.de/index.php?id=583)
Вокзал Аточа, Мадрид. Архитекторы А. де Паласио Элиссаге / Р. Монео. 1892 / 1992. (информация с сайта: http://www.spanien-newsletter.de/index.php?id=583)открыть большое изображение



Зал Тони Гарнье
Лион
Одно из наиболее крупных и известных произведений архитектора Тони Гарнье, автора знаменитого визионерского проекта «Индустриальный город». Здание однопролетной конструкции (220 м длиной, 22 м высотой и 80 м шириной) построено в 1909–1913 по образцу Галереи машин на Всемирной выставке в Париже 1889 года, уступая ему по габаритам примерно вдвое. Изначально служило крытым рынком для крупного рогатого скота при лионских бойнях, обширный комплекс которых был также спроектирован Гарнье. В годы Первой мировой войны сооружение использовалось в качестве цеха военного завода, затем – выставочного зала. В 1975 получило статус памятника архитектуры, в 1988 было отреставрировано и перепрофилировано в трансформируемый концертный зал архитекторами Бернаром Рейшеном (Bernard Reichen) и Филиппом Робером (Philippe Robert). Сегодня – один из символов Лиона.
 
Зал Тони Гарнье, Лион. 1909-1913 © Bibliothèque nationale de France
Зал Тони Гарнье, Лион. 1909-1913 © Bibliothèque nationale de Franceоткрыть большое изображение
Зал Тони Гарнье, Лион. 1909-1913. Фото: Creative Commons / Bibliothèque municipale de Lyon
Зал Тони Гарнье, Лион. 1909-1913. Фото: Creative Commons / Bibliothèque municipale de Lyonоткрыть большое изображение
Зал Тони Гарнье, Лион. Архитекторы Т. Гарнье / Б.Рейшен и Ф.Робер. 1913 / 1988 © Brice Genevois
Зал Тони Гарнье, Лион. Архитекторы Т. Гарнье / Б.Рейшен и Ф.Робер. 1913 / 1988 © Brice Genevoisоткрыть большое изображение





Павильон д’Арсеналь
Париж
Место, известное каждому посещающему французскую столицу архитектору, урбанисту или искусствоведу. Именно здесь располагается информационно-выставочный центр, посвященный градостроительству и архитектуре Парижа. Здание, занявшее место порохового завода, построено в 1878–1879 по проекту архитектора Клемана (Clément) для хранения и экспонирования частной коллекции живописи. Однако почти сразу после возведения павильон использовался в качестве склада универмага Samaritaine, затем – муниципального архива. В 1988 здание было реконструировано по проекту Рейшена и Робера.
Павильон д’Арсеналь в Париже. Архитекторы Клеман / Б.Рейшен и Ф.Робер. 1879 / 1988 © Victortsu
Павильон д’Арсеналь в Париже. Архитекторы Клеман / Б.Рейшен и Ф.Робер. 1879 / 1988 © Victortsuоткрыть большое изображение
Павильон д’Арсеналь в Париже. Архитекторы Клеман / Б.Рейшен и Ф.Робер. 1879 / 1988 (информация с сайта: http://www.pavilloncirculaire.com/fr/home/10112-le-pavillon-de-larsenal.html)
Павильон д’Арсеналь в Париже. Архитекторы Клеман / Б.Рейшен и Ф.Робер. 1879 / 1988 (информация с сайта: http://www.pavilloncirculaire.com/fr/home/10112-le-pavillon-de-larsenal.html)открыть большое изображение

comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Жилой дом на Мюллерштрассе
Петер Эбнер, 2007 – 2011
Жилой дом на Мюллерштрассе

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Детский музей Бруклина
Рафаэль Виньоли, – 2008
Детский музей Бруклина

Технологии:

22.03.2017

Опоры Buzon для купола Михайловской дачи

Для возведения купола нового конференц-зала в Михайловке были использованы регулируемые опоры Buzon, позволившие в точности реализовать сложный архитектурный замысел.
BUZON
07.03.2017

В MIT изобрели солнечные панели-«хамелеоны»

Компания Sistine, основанная в школе управления Слоуна при Массачусетском технологическом институте (MIT), разработала солнечные панели, которые могут имитировать любую поверхность.
03.03.2017

LafargeHolcim Awards 2017: улучшаем жизнь местных сообществ

Конкурс с призовым фондом $2 000 000 проводится в сотрудничестве с ведущими техническими университетами мира: Швейцарским технологическим университетом, Высшей архитектурной школой Касабланки, Массачусетским институтом технологий и другими.
LafargeHolcim
другие статьи