Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной идентичностью»

Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».

mainImg
На ЭКСПО половина стран (больше 60) не имеет своих павильонов, арендует стандартные модули, из которых образуется своего рода городок ЭКСПО, что-то вроде логистической зоны или строительного городка, хотя, конечно, почище. Вот у Сергея Собянина есть программа «Мой район», и здесь довольно похоже, могло бы называться «мой контейнер». Ответить на вопрос, зачем тратить сотни тысяч долларов на эту аренду и подготовку экспозиции, в глубине этого лабиринта, мне трудно, разве что сказать, что это затем, чтобы не тратить миллионы долларов на собственный павильон.
  • zooming
    Типовые павильоны ЭКСПО 2020
    Фотография © Григорий Ревзин
  • zooming
    Типовые павильоны ЭКСПО 2020
    Фотография: Архи.ру

Некоторые страны не могут себе позволить экономить исходя из соображений цены собственного имиджа, в Дубае это прежде всего Европа и арабский мир. Они как бы обязаны перед собственной идентичностью, и в таком случае это сильная идентичность, раз такие обязанности. А есть еще довольно много стран, вышедших на ристалище государственного тщеславия с неясными намерениями, не вполне четко понимающих себя самих и смысл своего послания, но находящихся в большом энтузиазме по поводу того, что они могут себе позволить играть в первой лиге с собственными павильонами. И довольно много считают, что уже этого достаточно.

Чтобы не ходить далеко, возьмем не чужие нам страны – Украину с Белоруссией. Они сегодня страны с разными политическими устройствами и устремлениями. Кстати, ЭКСПО начали делать еще в 2017 году, еще до того, батька пережил новый этап преображения в нелюдь, и основой белорусской экспозиции было белорусское IT, детище Валерия Цепкало, теперь, как я понимаю, более или менее уничтоженное. Общего между этими странами то, что для обеих отдельный павильон – жест, заметный для государственного бюджета. И про эти жесты как-то сначала трудно определить, а что же это такое, оно как бы ниже уровня архитектурного высказывания, будто само сложилось, без участия архитектурной рефлексии. Украина обратилась к дубайским строителям Hannes Werner и Mansoor Al Falasi, а Белоруссия к швейцарской NÜSSLI, занимающейся выставочной логистикой здесь же на ЭКСПО. Вряд ли из этого можно сделать вывод о том, что в Украине и Белоруссии нет никаких архитекторов, но можно сделать вывод, что чиновники там не подозревают, что архитекторы нужны. Это так бывает – вот у нас дворец в Геленджике заказали дилеру декора Ланфранко Чирилло просто потому, что не знали, что есть такая специальность – архитектор, и это совсем не тот, кто возит мебель из Италии, и даже не тот, кто делает проект подключения сантехники. Чтобы знать, что есть архитектор, требуется известная квалификация, увы и ах она есть не всегда. Но оба эти павильона аутентично смотрелись бы на вещевой ярмарке, украинский даже побогаче, мог бы быть администрацией (знаете, такая совмещенная с гостиницей и автовокзалом), а белорусский похозяйственнее, пообширнее, как бы ангар под вещевой склад, обделанный фотообоями. Видимо, это потолок административной компетенции этих стран, и его важно иметь в виду. Это точка отсчета, которая позволяет начинать ценить любое архитектурное высказывание уже за то, что оно есть.
  • zooming
    Павильон Украины, Hannes Werner / Mansoor Al Falasi. ЭКСПО 2020
    Фотография © Григорий Ревзин
  • zooming
    Павильон Белоруссии, NÜSSLI. ЭКСПО 2020
    Фотография © Григорий Ревзин

Ну вот возьмите ближайшего соседа хозяйственной Белоруссии – павильон Китая. Это очень тревожная для нас история. Россия уже третий раз подает заявку на то, чтобы провести ЭКСПО у нас, и дважды уже пролетела (мы сейчас боремся за 2030 год, судя по тому, что дни России на ЭКСПО проводили Мишустин с Собяниным, борьба одобрена на самом высоком уровне, так что исходя из горизонта знания архитектурного критика до этой даты персональный состав высшего уровня планируется к сохранению). И все время, пока мы боремся, мы делаем павильоны, которые входят в первую пятерку ЭКСПО. Китай тоже так делал, и получил ЭКСПО в 2010 году. И с тех пор считает, что игра сыграна и можно не париться. На месте заявочной комиссии я бы сделал выводы. В Китае бессмысленно спрашивать, кто делал павильон, они всегда отвечают, что это ЦККПК, но если в 2010 году это делали товарищи из центрального аппарата, то сейчас передали на уровень провинциального райкома. По архитектуре это 1980 год, недавно снесенный дворец спорта Олимпийский на проспекте мира Михаила Посохина старшего, только поменьше, выстроенный как бы в Рязани или даже Торжке.
Павильон Китая, ЭКСПО 2020
Фотография © Григорий Ревзин

Внутри там рассказывается довольно страшная история, как мы будем жить под камерами и с чипами, и если кто выбросит мусор мимо урны, то камера сразу передаст, что и кто. И потом показывают фильм, что вот один мальчик на острове написал письмо, положил в бутылку и выбросил ее в океан, и потом ее нашли китайские подростки, возбудились, выучились на инженеров и ай-тишников, и что вы думаете, через 23 года нашли его, нашли как миленького. Он уж и старенький стал, а они его все равно нашли и полетел он на работу в глубокий Космос. Убедительно, как писали у меня в детстве в объявлении у мусоропровода, «насвинячил – убери», только это теперь на уровне высоких технологий. Но показано все это так топорно, так прямоугольно, через какие-то блок-схемы и таблицы уборки помещений, ну будто делали наглядные пособия для уроков начальной военной подготовки. Просто не верится, что это та же страна, которая проводила шанхайскую ЭКСПО.

Но, с другой стороны, у нас же тоже есть кадры, которые не привлечены к работе ни на ЭКСПО, ни вообще куда-нибудь, которые как раз сейчас активно продвигают среди меня и надо полагать не только меня идею, что павильоны Сергея Чобана – это позор России. Я могу их утешить, что как раз после 2030 года, если Россия выиграет ЭКСПО, они получат возможность блеснуть вторым составом и сделать такой же российский архитектурный отстой.

Хотя это не обязательно. Вот Казахстан в 2017 году тоже проводил ЭКСПО в Астане, правда это была промежуточная ЭКСПО с меньшим на треть количеством стран-участниц, но у нас и такой не было. Так вот, глядя на его павильон, с завистью думаешь, что ему все мало. Правда, форма очень из начала 2000-х, из раннего увлечения компьютерной графикой (Даниэль Либескинд предлагал такой мотив на конкурсе на ОХТА-центр в Питере в 2007), но она здесь очень уместна, а отдельное существование «стены оболочки» и самого павильона с возникающими между ними патио – это и сегодня очень модное решение, тем более, что здесь обыграна историческая мусульманская архитектура и обыграна хорошо – это сильная современная авторская вещь. Увы, как и в Китае тут не сообщают имени архитектора павильона (официально значится ARDECO and Insglueck, но это ARDECO создано специально под павильон и безымянно, а Insglueck – логистическая фирма по устройству выставок), так что это приходится рассматривать как мавзолей неизвестного архитектора. Власти Казахстана достаточно цивилизованы для того, чтобы отличать качественную архитектуру от автовокзала на рынке, но недостаточно для того, чтобы сообщать имя мастера, с которым они работают.
  • zooming
    Павильон Казахстана, ARDECO and Insglueck, ЭКСПО 2020
    Фотография © Григорий Ревзин
  • zooming
    Конкурсный проект Охта центра, 2007
    © Даниэль Либескинд

Две страны хотели бы быть как Казахстан, но у них не выходит. Это Узбекистан, которому павильон делала известная дубайская фирма «OP3 Global», официальный партнер ЭКСПО, и Пакистан, столь же респектабельная дубайская фирма Al Jabal Engineering Consultancy. И там, и там власти не очень заморачивались поисками архитектора, но покупать смокинг на вещевом рынке, как Украина, не стали, и в трениках, как белоруссы, на прием не пришли. И там, и там попытка соединить неомодернистскую архитектуру с национальными мотивами, и в общем-то удачная попытка, если бы не Казахстан. На его фоне они немедленно перемещаются из разряда роскошной виллы для просвещенного шейха в разряд детского сада для детей тунисских эмигрантов, заселивших промзону бывшего ГДР. Это может и более достойно, но никак не в художественном смысле.
  • zooming
    Павильон Пакистана, OP3 Global, ЭКСПО 2020
    Фотография © Григорий Ревзин
  • zooming
    Павильон Узбекистана, Al Jabal Engineering Consultancy, ЭКСПО 2020
    Фотография © Григорий Ревзин

Причем не вполне понятно, насколько работа с собственными архитекторами украшает. Примерно в ту же силу играет Египет, хотя павильон тут авторский и делал его египетский мастер Hazem Hamada. Увлечен он не неомодернизмом, а деконструкцией, но это два течения с соседних страниц архитектурного журнала 1996 года. Он тоже пытается насытить ее национальными мотивами, создав коллаж из египетский образов от пирамид до сего дня.
Павильон Египта, Hazem Hamada, ЭКСПО 2020
Фотография © Григорий Ревзин

У Египта странный имидж. Каждый раз, когда я захожу в павильон Египта на архитектурной биеннале в Венеции, я с одной стороны удивляюсь тому, насколько там все серьезно и добротно сделано, а с другой, насколько все это как-то не дотягивает. У Египта серьезная архитектурная школа и большая строительная индустрия, но строят они что-то невыносимо похожее на продукцию нашего фестиваля «Зодчество», то ли Красноярск, то ли Омск, видно, что люди с каким-то художественным намерением, но в жанре «я человек эпохи Москвошвея, смотрите как на мне топорщится пиджак». Я всегда с сочувствием отношусь к этим египетским поискам, мне почему-то кажется, это страна непростой исторической судьбы с неизжитыми трагедиями. И я думаю, что когда обиженным Чобаном конкурентам из числа заслуженных зодчих РФ и угрюмой талантливой молодежи удастся его съесть, мы получим павильон как раз такого уровня.

А вот Азербайджан и к своим архитекторам не обращается, и на местном рынке покупать себе дизайн брезгует. Это настоящие знатоки и ценители высокой моды, они отправляются за дизайном в Милан. Павильон Азербайджану делала фирма Simmetrico, это гранды дизайна и выставочных ивентов, и Даниэле Дзамбелли, который ее основал – несомненно человек с большим воображением и вкусом в области современной гламурной роскоши. Он успешно работает и в Турции, и в эмиратах, и, конечно, в Баку. Павильон они сделали в известном смысле безупречный, просто концертный Steinway. Эта концертная ассоциация особенно уместна, потому что экспозиция в павильоне посвящена Шуше как культурной столице Азербайджана, и прежде всего концертам государственного симфонического оркестра Азербайджана на улицах этого города. Я, увы, слово Шуша узнал из стихотворения Осипа Мандельштама «Фаэтонщик», где «сорок тысяч мертвых окон» Шуши, геноцид армян, погром Шуши 1920 года, я был в Шуше в период, когда она была возвращена армянам, за что являюсь в Азербайджане персоной нон-грата, и эта прекрасная музыка на великолепном инструменте на улицах, где было все, что там было, вызывает во мне чувства, далекие от тех, какими стоит делиться. Завоеватели могут любить музицировать на пепелищах изувеченных городов, но вряд ли стоит рассчитывать, что кто-то разделит с ними радость, так что я не совсем понимаю уместность присутствия таких мелодий на ЭКСПО. Но и страшные люди могут ценить вполне безупречные вещи, и сами вещи от этого не проигрывают.
Павильон Азербайджана, Simmetrico, Даниэле Дзамбелли, ЭКСПО 2020
Фотография: Архи.ру
Павильон Азербайджана ночью, Simmetrico, Даниэле Дзамбелли, ЭКСПО 2020
Фотография: Архи.ру

Единственная проблема Азербайджана в том, что в Милане, конечно, великолепные мастера гламура, но они не сонаты пишут, а работают на рынке. Продают «от кутюр», если что берут, то чего не продать второй раз. Тут же на ЭКСПО есть еще павильон Омана, и хотя его делала другая фирма, миланско-дубайская Middle East Favero@Milan, но это два рояля из одного магазина. Забавно, когда постсоветские шейхи так лажаются.
Павильон Омана, Middle East Favero@Milan, ЭКСПО 2020
Фотография © Григорий Ревзин

Безусловно великолепный павильон у Польши, и это польские архитекторы, WXCA, и вообще Польшу, конечно, не верно рассматривать в ряду стран с не вполне сложившейся идентичностью, которую завтра можно поменять на что-то другое – она выступает в первой лиге, ровно в той же весовой категории, что Германия, Франция или Бельгия. Единственное, что заставляет говорить о ней здесь – то, что она так сильно заявляет о себе первый раз. Это не вчерашняя мода из журнала, это не вторично – это и есть main-stream европейского архитектурного языка. Немного обидно из-за птиц. Польша весело поступила с рассказом о себе, они утверждают, что все перелетные птицы, которые летят через Дубай на юг (а они таки летят, я видел гусей над морем), летят из Польши. Отчего ж только из Польши-то? А мы? А наши?
Павильон Польши, WXCA, ЭКСПО 2020
Фотография: Архи.ру
Павильон Польши, WXCA, ЭКСПО 2020
Фотография: Архи.ру

Для меня ЭКСПО – это прежде всего чемпионат мира по архитектуре, и все павильоны, которые я описал, в определенном смысле сделаны в одном жанре. Это дома, даже скорее дворцы, и страны действительно соревнуются, у кого круче. Но нужно учитывать, что тут можно вообще поменять правила.

Израиль (David Knafo), скажем, вместо павильона сделал врата, символизирующие перспективу вступления в арабский мир, и имея ввиду традиции мемориальной израильской архитектуры 1960-1970-х это очень предсказуемый, хотя, быть может, излишне фасцинирующий жест. Это архитектура как агитация, и человек родом из СССР чувствует к такому типу архитектурной деятельности известную отчужденность. Но не знаю, может людям без этой травмы такое очень нравится.
Павильон Израиля, David Knafo, ЭКСПО 2020
Фотография: Архи.ру

Самая громкая из таких попыток отменить архитектуру вообще – это Южная Корея (Mooyuki Architects). Они вместо павильона сделали большую платформу, на нее поместили структуру из направляющих, на них надели разноцветные кубы, и все время их вращают. А под платформой находится экспозиция, практически на открытом воздухе. Все это показывает, что архитектура в будущем станет мобильной, будет все время меняться, и вот вам. Многим очень нравится, и говорят, все архитекторы в детстве любили играть в кубики. Но я пришел к архитектуре другим путем, мне это чуждо.
Павильон Южной Кореи, Mooyuki Architects, ЭКСПО 2020
Фотография © Григорий Ревзин

К этой же группе принадлежит павильон Сингапура, который делала фирма WOHA. Это очень знаменитая фирма, она прославилась парком Marina Bay Park в Сингапуре, и я помню, что в 2010 году он меня совершенно потряс и очаровал, в городе они сделали отель Parkroyal, обошедший все архитектурные журналы – это мировые архитектурные звезды первой величины, правда, только по озеленению. Всю архитектуру – стены, перекрытия – они превращают в зелень, и делают это виртуозно. Павильона им точно мало, им бы подошел небоскреб. Павильоном с зеленью на выставке трудно удивить, это лучше работает в каменных джунглях. На ЭКСПО кажется, что это просто очень большой колониальный цветочный магазин.
Павильон Сингапура, WOHA, зал в орхидеями внутри, ЭКСПО 2020
Фотография: Архи.ру
Павильон Сингапура, WOHA, ЭКСПО 2020
Фотография: Архи.ру

Ну и конечно шедевр всякого отрицания архитектуры – павильон Бразилии. Это очень большой контейнер. В контейнер налита вода. В воде есть остров. На нем поют и танцуют. Можно слушать, стоя в воде, или сесть в гамак. Основания для такого жеста в том, что в Бразилии много болот, и эта лужа есть образ страны. Жалко, когда архитектуры вообще нет. Но образ Бразилии, безусловно, все запомнят, в пустыне он радует.
Павильон Бразилии, JPG.ARQ, MMBB And Ben-Avid, ЭКСПО 2020
Фотография © Григорий Ревзин
zooming
Павильон Бразилии, JPG.ARQ, MMBB And Ben-Avid, ЭКСПО 2020
Фотография © Григорий Ревзин
Россия и Америка
В павильон России целый день стоит большая очередь, я, естественно, как гражданин своей страны, попытался пройти по знакомству, и пока это знакомство организовывалось через три страны и два правительства посредством телефонных звонков и мессенджеров, решил пойти посмотреть США. И там все оказалось каким-то прямо-таки родным. А очереди не было никакой.
Павильон США не имеет формы, ему попался участок в форме тупой трапеции, в неожиданном месте сделан вырез прохода под малоудачным углом, так что входишь ты или выходишь, все равно упираешься в стену. Остальное застроено одним ангаром по периметру. Архитектура самая простая, почти как Белоруссия. Авторы павильона, фирма Woods Bagot, малоизвестая, но как выяснилось очень старая австралийская корпорация с американским офисом, которая строит по всему миру, в Сиднее, Лондоне, Нью-Йорке, и везде без излишеств, даже не промешает эту работу на своем сайте, считая, видимо, незначительной. А зря, потому что ангар, конечно, но сплошь украшен пятиугольными металлическими звездочками, так и опять этак, и хоть штамповка, но как бы чеканка в цветочек.
Входишь, и сразу упираешься в экран, и с него произносит речь вице-президент США Камала Харрис. Мы, говорит, мировой лидер, у нас прогресс, наука, технологии, у нас образование, медицина, справедливость, у нас конституция и мы очень собой гордимся. Очень хорошо говорит, с выражением, приятной интонацией с нотками искренности, с душевностью на лице, видно, что очень хорошая и достойная женщина, но ощущение, что жизнь ее как-то прошла по профсоюзной линии или где-то при райкоме. Потом попадаешь на травелатор, и он тебя везет по экспозиции. И там портреты разных американских изобретателей, Белла, Эдисона, Форда и дальше, и краткое изложение того, что именно они изобрели. Ну как бы конкретизация того, что Америка – это центр научно-технического прогресса, и большинство известных изобретателей были гражданами США. Приятно так, культурно, люди все знакомые из учебников, за пределы школьной программы травелатор не выезжает. Потом приезжает в главный зал, а там, о чудо, летают как бы в звездном небе шар Земли, большой, и Луны, поменьше, очень красиво подсвеченные, виды рельефа нечеткие, а как бы сквозь космическую дымку. Красиво прямо как в планетарии. И среди них летает космонавт в скафандре, большой, не в масштабе, а как бы передающий масштаб явления. И диктор добрым тоже голосом говорит, мы были первые на земле, мы стали первые в Космосе. Немного неожиданно в павильоне США это слышать, но сами слова-то какие знакомые! И все, дальше выходишь из зала, а там – представляете! – настоящая ракета! На которой они были первыми в Космосе ракета, Space Х называется, и они ее привезли! Она немного несвежая, историческая, но какая вещь! Ну а потом спускаешься вниз мимо ракеты, и там уже фаст-фуд. Кстати, среди американских шагов на пути прогресса важной ступенью был кетчуп Heinz, который великий изобретатель Генри Джон Хайнц показал на ЭКСПО в Филадельфии, в 1876 году.
У нас тоже висят портреты разных русских ученых, которые тоже что-то изобрели, но не в смысле движения к прогрессу, а просто в силу чрезвычайной силы ума. Изобретения не описываются, портреты какие-то погруженные в себя, выглядят они не как солдаты армии прогресса, а как лица неофициальные, а возможно и праздные, а вместо травелатора у нас эскалатор. Поднимаешься на третий этаж (второй для переговоров), там тоже темная комната, но вместо планеты земля там мозг. Это такая мобильная скульптура, она движется, раздвигается, на поверхности начинают строится связи между нейронами, а на окружающих главную инсталляцию экранах появляются города, в них высвечиваются точки, и они так же связываются. Тезис в том, что мысль рождается как связь между нейронами, а социум – как связь между людьми, отсюда мы биологически обречены на сотрудничество и чем оно активнее, тем смыслов больше. Философия в стиле Дюркгейма, никакой идеологии, артистичная, я бы даже сказал отвязанная инсталляция, послание миру от лица мозга. И у нас в павильоне нет видеообращения Путина или какого-либо другого ответственного лица, которому он поручил видеообратиться. Вообще нет ни одного портрета Путина во всем павильоне. Это прямо скандал какой-то. В любой Замбии или Заире есть портрет первого лица, в Америке есть, а у нас нет. Прямо Европа какая-то – у них тоже не принято.
 
Я бы сказал, мы поменялись местами. Американский павильон мог бы сделать СССР образца 1970 года, такой уже подусталый брежневский СССР, но еще бодрый и генеральски самоуверенный. Российский павильон могла бы сделать Америка того же времени, это творение такого физика-ядерщика, который ездит на фестиваль в Вудсток, и у него соединяется уверенность в возможности научного, математического даже решения фундаментальных проблем бытия, детская вера в возможности машин и технологии, и несколько даже галлюциногенное индивидуалистическое восприятие яркости и остроты жизни. Жалко, что русская делегация явилась в Дубай в черных костюмах – им бы подошли люминисцентные гавайки в тонкую полоску рубежа 60-х и 70-х.
Я что-то прочитал про павильон Чобана Tchoban Sergej и с кем-то об этом поспорил. Я не говорил с ним, и не знаю, что сам он думает про свою работу. Но я хочу сказать, что его уникальность, его невероятная ценность для нас в том, что он как-то ухитряется протащить через цепенеющий бюрократический аппарат вот этот дух, соединяющий раскованность, даже отвязанность, яркость и глубину. Он сохраняет веру в то, что архитектурой можно что-то сказать, и даже сказать что-то, что еще не звучало. Вам матрешка в русском павильоне видится? Юла? Ну да, вы же на ярмарке. Китай вон тоже сделал карусель, оцените разницу в качестве. Вы, кстати, попробуйте протащить юлу через заседание с утверждением плана русского павильона. А дервиша не видите? Но вы же в мусульманской стране! А кенотаф Ньютона Булле не видите? С мозгом Ньютона, висящем в центре шара мироздания? А Пантеон? Но это же очевидно! А как все это – от Пантеона до интернета – существует сегодня? Как выглядит? Чобан у нас уникален, потому что он умеет думать такими категориями и о таких предметах, и может их воплощать в здания.
Главная проблема современного ЭКСПО – как соединить осмысленное, даже серьезное высказывание, которое можно сделать от лица страны, с институтом ярмарки, попросту базара. Главная проблема современной архитектуры – как сделать форму подвижной. Чтобы она лилась как свет, как потоки данных, как кадры клипа, как течение мысли, чтобы она изменялась у вас на глазах. Вот на эти темы у нас павильон. А могло бы быть как в Америке – у нас с Байденом, как выясняется много общего в смысле ностальгии по Леониду Ильичу.

21 Декабря 2021

Похожие статьи
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.