«Рынок неистово хочет общаться»

Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.

mainImg
 
Пять сезонов выставки-форума АРХ Москва в качестве программного директора – это опыт наблюдений в динамике за отраслью и людьми, ее населяющими. Как с парадной стороны, так и с изнанки. Кажется, пришло время подвести итоги и подумать, что хотелось бы взять в 2025 год, когда АРХ Москве стукнет 30 лет, а от чего имеет смысл отказаться.
Оксана Надыкто, программный директор Арх Москвы
Фотография: предоставлена Оксаной Надыкто

Куда столько?

В этом году в рамках деловой программы прошло более 200 событий на 8 дискуссионных площадках. В прошлый год эти цифры были соответственно 130 и 6.
 
Зачем понадобился этот своеобразный рекорд? Собственно, никто его не планировал. Дело в том, что, начиная с ноября 2023 года, рынок начал осаду Оргкомитета АРХ Москвы с требованием: «А что вы еще раскачиваетесь, мы уже готовы!». Так начался ранний старт подготовки деловой программы. Мы быстро собрали первичный объем событий и далее были вынуждены отказывать. Но осада продолжалась. К марту стало понятно, что рынок неистово хочет общаться, мы ввели в экспозицию еще два лектория, и началась «вторая смена» подготовки к АРХ Москве.
Арх Москва 2024
Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»

Что это дало? Во-первых, обилие событий привело к дополнительному эффекту «проявленности» деловой программы как продукта. Занятно, что за эти пять лет были программы и не хуже нынешней, но, будучи наложена на масштаб, почеркнутая объемом, она стала более заметна и обсуждаема.

Во-вторых, восемь лекториев впервые позволили программировать треки более внятно и сохранить тематическую рамку до конца. С меньшим числом площадок это получалось хуже: рано или поздно мы оказывались перед необходимостью «впихнуть невпихуемое», и треки разваливались. В 2024 году своей тематике точно отвечали мероприятия Архитектурно-девелоперского клуба (проблемы и вопросы одноименной отрасли), Лектория «Тезисы» (арт-повестка, сессии на стыке архитектуры и культуры), Лектория «Город» (сессии в масштабе городов РФ с гостями из регионов), Павильон «Польза» (прикладные сессии).
Арх Москва 2024
Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»

Лектории «Арх-Диалог» и «Арт-Лаборатория» остались универсальными. Здесь новшество было в том, что у них впервые появились партнеры – Группа «Самолет» и Группа «Спектрум». Также на Арх Москве третий год подряд работал Практикум А-класса. И в этом году впервые участвовала Группа VK со стендом в виде лектория.
 
В-третьих, мы постарались как можно раньше опубликовать на сайте мероприятия, чтобы организаторы сессий или желающие таковыми стать, могли коллаборироваться между собой. Результат получился двояким: одни эксперты или их представители восприняли это как дополнительную возможность и вели переговоры напрямую, чтобы попасть в уже сформированные кем-то сессии. Другие – не хотели делать сами никаких усилий, а только выдвигали претензии в духе «почему меня не пригласили в ту или иную дискуссию?». Ближе к началу выставки количество таких запросов стало рекордным. Складывалось впечатление, что спикеры смотрят на программу, как на меню в ресторане, а на меня – как на нерадивого шеф-повара, который вынужден все время отвечать: «К сожалению, это блюдо уже занято или съедено». Но ведь сессии, в которые вы так хотите попасть, кто-то уже придумал, потратил время, усилия, пригласил классных собеседников, прошел все организационные процедуры… Продолжая сравнение с рестораном: организаторы забронировали свой столик в нем, и не очень готовы к тому, чтобы к ним «подсаживали» чужаков. Может быть логичнее сделать свою игру? Свою сессию? Свой «столик»?

Польза аншлага

Важнейшая вещь, на которую повлиял объем событий и предшествующий ему ажиотаж «как попасть в программу?» – это общий уровень качества контента мероприятий. Вырос спрос – выросла интеллектуальная стоимость участия. Мы поставили многим организаторам мероприятий условия: вы получаете слот в расписании плюс консалтинг или интеграцию в готовящуюся сессию, а взамен готовите эксклюзивный контент, интересных собеседников, продуманный разговор.
 
Не все, говоря откровенно, радостно восприняли эти условия. Но отступать не было никакого смысла. Бесчисленные переговоры, которые начинались со слов: «Наш руководитель хочет выступить где-то как-то о чем-то…» – приходилось заканчивать в ту же минуту в виду отсутствия смысла, а не по самодурству. (Приношу свои извинения всем, кого обидела, но так тоже нельзя).
 
Во всем этом обмене слотов на качество контента было две задачи. Первая: убедить отрасль, что участие в деловой программе требует совместных с выставкой усилий и подготовки. Что мало просто прийти и поговорить. Что нужно придумать, зачем, о чем и с кем. Что АРХ Москва – это работа!
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»

Вторая задача: сделать деловую программу площадкой для эксклюзивных отраслевых исследований. И ее, учитывая, что опыт такого рода был первым, удалось реализовать в достаточном объеме. На АРХ Москве презентовали исследования общественных пространств Северных городов (ЦЕНТР Лаб), результаты экспедиций ВШУ, исследование ВЦИОМ «Города будущего», исследования «Города для новых поколений: молодые и гибкие» (IND), исследования рынка девелопмента: «Завтра наступит сегодня 2:0» (Blank), и так далее. Спасибо коллегам за это!
 
Справедливый «упрек» 2024 года: «Как это все можно успеть посмотреть?». – Вероятно, никак. Но «неперевариваемый» одним отдельно взятым человеком объем событий выполнил свою задачу: вызвал повышенный интерес к выставке и привел дополнительную аудиторию – сперва на сайт, потом в Гостиный Двор, где разнообразие лекториев и мероприятий дали людям возможность выбора, а АРХ Москве – дополнительный «коэффициент важности» события: «раз здесь столько всего, значит, и мне нужно зачем-то побывать».
 
Еще на этапе подготовки обсуждался риск, связанный с массовой жаждой высказывания представителей отрасли: «А слушать-то кто будет всю эту прорву контента, если все хотят только говорить?». Для профилактики этого риска мы использовали, в частности, пространственные решения: увеличив число лекториев, сделали их меньше по размеру. Отсюда – ощущение аншлага почти везде. Цифры посещаемости, кстати, это подтверждают. В 2024 году на АРХ МОСКВУ пришло более 40 000 посетителей, тогда как в 2023 – 36 000.
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»

При этом есть интуитивное ощущение, что АРХ Москва на территории Гостиного Двора приблизилась к потолку по своей посещаемости. И что прирост людей, готовых потреблять контент деловых мероприятий, может оказаться условно меньшим, чем прирост людей, которые готовы его производить – или просто зачем-то «рвутся к микрофону».

И в 2025 году нужен контент, который, в первую очередь, повлиял бы на смысловую составляющую выставки, а не на число ее посетителей. А для этого нужно придумать для деловой программы другие цели и задачи.
Арх Москва 2024
Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»

Рынок как соавтор

Не лишним будет напомнить, что деловая программа выставки-форума АРХ Москва в значительной мере собирается по заявительному принципу. Я в этом смысле – самый бедный программный директор, потому что у меня нет дирекции в смысле штатного расписания и штатных единиц, но и одновременно – самый богатый, потому что моя программная дирекция – это весь рынок: архитектурные бюро, институты развития, вузы, профильные ассоциации и союзы, отраслевые агентства и медиа.
Арх Москва 2024
Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»

Учитывая, что в подготовке мероприятий выставки-форума принимают десятки и десятки команд-организаторов, вполне можно сказать, что деловая программа – это относительно объективный срез того, о чем хочет говорить рынок. Благо главная тема АРХ Москвы всегда выбирается максимально гибкая, чтобы каждый мог интерпретировать ее по-своему, если захочет, или вообще отказаться играть в эту игру: диктатуры в плане требования раскрытия темы у нас нет.

В этой ситуации самое бездарное, что можно сделать во время подготовки деловой программы именно АРХ Москвы – это придумать готовую жесткую сетку тем и проблематик и приковать к ней кандалами весь рынок. Намного интереснее получается, если дать этому рынку возможность высказаться, помочь сформулировать, предоставить пресловутое «право на слово». Тогда АРХ МОСКВА, как и любой большой проект, обретает свою субъектность, свою «волю», становится заказчиком, партнером, тираном. И это тот адреналин, аналогов которому, пожалуй, что и нет.
Арх Москва 2024
Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»

С другой стороны, возникает вопрос: как субъектность программного директора сочетается с субъектностью рынка? Кто кого программирует? Мне хотелось бы думать, что это взаимный процесс. Каждая деловая программа – это готовность и азарт услышать и узнать, о чем говорят и молчат архитекторы. Сперва из общего информационного поля рождаются гипотезы и «точки напряжения», потом они проверяются в бесчисленных разговорах, потом получается большой лонг-лист идей и направлений, в котором мало логики, но много интуиции… В общем, «когда б вы знали, из какого сора…».
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»

Что же можно сделать средствами программирования с целым рынком, жаждущим выставочного общения? Например, создать тренд из прецедентов. Так появился трек «Города РФ в гостях у АРХ Москвы». Сперва они приходили к нам сами, и мы не очень понимали, зачем это выставке, которая про столицу. Потом мы поддержали желание первопроходцев. Сейчас это – предмет нашей гордости, а выставка – дружелюбная площадка для экспертов из российских регионов, которые привозят другую оптику, идеи, находки, способы работы, разбавляют московскую тусовочку. В этом году региональных кейсов стало существенно больше –​ в том числе благодаря реинкарнации темы с мастер-планированием и проектам в сфере туризма, куда пришли архитектурные и урбанистические команды.
 
Также программный инструментарий может стимулировать и редактировать дискуссии, которые способны неожиданной подачей привлечь внимание к отрасли со стороны посетителей и медиа. Иногда, чтобы разговор про архитектуру состоялся, нужно соединить ее с другой сферой жизни: еда, наука, увлечения, чувства, юмор, винодельни. Тогда от столкновения парадоксальных сочетаний рождается…​ нет, не истина. Но что-то точно рождается.
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»

​А еще нужно понимать, что архитекторы – народ рефлексирующий, обожающий разговоры про себя, которые мало интересны широкой публике. Между тем беседы про внутренние «боли» отрасли – это первооснова, часть ДНК АРХ Москвы – территории, куда можно прийти пообщаться на том уровне глубины, о котором сам договоришься с собеседником. Ну или обняться с кем-то теплым, на худой конец, и просто помолчать. Поэтому мы приветствуем в деловой программе различные самокопания. Получается по-разному. Но мы засчитываем каждый такой разговор как отважную попытку сформулировать что-то стоящее.
 
Единственное, где все-таки возникает диктатура программирования – это финальная формулировка темы сессии в сторону медийности или даже хайпа. Ибо дай волю архитекторам, они свои выступления будут называть в нейтральной стилистике мелодий для медитаций, без учета, что уже шесть команд тоже готовят что-то про «благоустройство». Впрочем, здесь почти безотказно действует аргумент, что ваше мероприятие должно выиграть конкурентную борьбу за 0.5 секунды у посетителя сайта в разделе программа. И это чистая правда!
Арх Москва 2024
Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»

Лектории как соавторы

АРХ Москва в этом году щедро экспериментировала с разными конфигурациями дискуссионных площадок. И в целом, по мнению команды выставки, эксперимент удался. Пространство лектория зачастую задает способ и интонацию общения экспертов и аудитории.
 
Так, в лектории в виде синего айсберга-карьера, партнером которой была Группа «Самолет», спикеры, вынужденные садится не на вальяжные кресла, а на ступеньки-кристаллы, уже не могли вести себя совсем уж официально, это было бы нелепо. Лекторий диктовал им иной рисунок поведения. Плюс лекторий-карьер сделал еще одну важную вещь – он минимизировал пространственную границу между спикерами и зрителями, добившись более глубокой коммуникации. Здесь люди фактически не смотрели в смартфоны во время мероприятий – и это во многом заслуга дизайнера. 
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»
  • zooming
    Арх Москва 2024
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»

Еще один интересный эксперимент – лекторий «Тезисы», построенный встык с вертикальной доминантой выставки – «Павильоном элементов обратного времени» Александра Пономарева и Алексея Козыря. Зрители и спикеры лектория таким образом стали переменной частью экспозиции – наравне с настоящим строительным краном и стрелой, уходящей под купол атриума Гостиного двора. Это позволило превратить лекторий в арт-пространство, где были органичны дискуссии на стыке архитектуры, культуры, искусства.
Арх Москва 2024
Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»

В Архитектурно-девелоперском клубе, который был построен в виде небольшого амфитеатра – тоже новая конфигурация для АРХ Москвы – дистанция между экспертами и зрителями также была минимальной, создавая возможность, – или иллюзию возможности? – коллективного мозгового штурма наподобие игры «Что? Где? Когда?».
Арх Москва 2024
Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»

А вот лекторий VK – партнер выставки в этом году – соединил в пространственном измерении две интонации общения с гостями: «взрослую» и «детскую», «деловую» и «игровую». Это удалось благодаря комбинации зрительских мест: классических лавок-бортиков по периметру и смешных резиновых кресел, похожих на диванчики из мультфильма про Valli, внутри него. Лежа в них, люди слушали лекции, релаксировали или даже дремали.
Арх Москва 2024
Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»

АРХ МОСКВА планирует продолжить эксперименты с пространствами дискуссионных площадок. Зрители охотно подхватывают игру, а со временем даже консервативно настроенные эксперты постепенно привыкают находиться в предложенных им дизайнером площадки обстоятельствах временного мира.
  • zooming
    1 / 5
    Арх Москва 2024
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»
  • zooming
    2 / 5
    Арх Москва 2024
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»
  • zooming
    3 / 5
    Арх Москва 2024
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»
  • zooming
    4 / 5
    Арх Москва 2024
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»
  • zooming
    5 / 5
    Арх Москва 2024
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией «Экспо-Парк – Выставочные проекты»

Герметичность как симптом

Пришло время поговорить про боли программного директора. С погрешностью на искаженную оптику и психику, разумеется. Чего же хочет архитектурно-градостроительная отрасль, когда она говорит, что хочет попасть в деловую программу АРХ Москвы? Вот несколько наблюдений, которые, как мне кажется, тоже могут служить языком описания нашего рынка.

Больше всего было запросов и разговоров даже не про темы, а про форматы. После прошлогоднего МУФ-а, который длился 38 дней, у многих было ощущение, что переговорили уже обо всем. И важнее не про что, а как. Нередко люди хотели взаимоисключающих вещей: например, камерного узкопрофессионального разговора, в котором не участвовали бы посторонние, но зрителей вокруг было бы много, чтобы они создавали эффект ажитации и массовости мероприятия. Я так занудно остановилась на описании этого запроса, потому что он был частотным.   Мы сделали попытку его частично удовлетворить. Так, вместо одного закрытого мероприятия – «Завтрак архитектора и девелопера» – у АРХ Москвы появилось еще три – «Утренний кофе архитекторов и производителей», «Утренний кофе архитекторов и блогеров», а также «Футуристический фуршет» про планирование будущего выставки, мгновенно сокращенный остряками до «фу-фу». И все это – собственные мероприятия АРХ Москвы.

Запросы со стороны других организаторов на целые закрытые лектории или тематические треки мы сознательно старались не брать в работу. Дело в том, что практически любая команда организаторов, состоящая из участников рынка, формирует состав экспертов своих мероприятий из числа своих партнеров, клиентов, приятелей. Иногда это получается вполне профессионально. Но чаще всего выбранная тема дискуссии редуцируется за счет междусобойчика. Результат – заявленная тема не раскрыта, поскольку к разговору приглашены только «свои люди». Чтобы минимизировать подобные риски, мы стараемся не допускать монополии на ту или иную тему, а также редактировать, по возможности, состав участников, если он сформирован с явным искажением положения дел на рынке. За счет полученного «многоголосья» и удается, хотя бы отчасти, приблизиться к объективной картине. А дополнительный объем мероприятий 2024 года усилил доверие к ней, создав «добавочную стоимость» в виде разнообразия.
 
Кстати, в этом году на АРХ Москве запрос участников на герметичность можно было наблюдать и на экспозиции, где было немало стендов в виде черных закрытых и полузакрытых кубов с некой активностью или объектами внутри.
 
Герметичность как симптом мне видится в не таких уж редких переговорах с командами организаторов мероприятий, когда они исходят из того, что на выставке и в программе они одни, а вокруг – пустыня. В большинстве случаев на этапе подготовки «кокон», в котором люди к нам приходят, удается разбить. Мы показываем, какие сессии и тематические треки уже заявлены, как устроена экспозиция, убеждаем, что необходимо все это учитывать, что пространство выставки – это диалог... Затем те же самые люди берут микрофон и говорят на публику, что при проектировании и строительстве объектов они обязательно исследуют и учитывают контекст окружающей среды и сценарии взаимодействия своих объектов и существующей застройки. А к учету контекста деловой программы их перед этим приходилось подталкивать. И как после этого верить в их благие намерения по отношению к городу?
 
Далее – ремарка в сторону от темы, но если уж зашел разговор про разрыв между публичными программными заявлениями и скрытыми производственными процессами на этапе подготовки, то самая боль – это сессии про менеджмент, управление командами в исполнении экспертов или организаторов, которые во время подготовки этих мероприятий сорвали все сроки и процессы менеджмента. Здесь тоже очень сложно поверить в компетенции, потому что знаешь «изнанку» этих заявлений.

Все-таки профессионализм – штука не дискретная, она плохо поддается фильтрации: здесь я – профи, а здесь за меня кто-нибудь все сделает. Это так не работает! Ну а в АРХ Москве, как в колодце, отражаются все грани, амбиции, блеск и закулисье архитектурной жизни.
 
В общем, я бы взяла в юбилейную тридцатую АРХ Москву профессионализм, глубину, и человеческие отношения. Все остальное придумаем, как всегда, вместе с вами.
 
Оксана Надыкто, программный директор
выставки-форума АРХ МОСКВА (2020-2024 г.г.)

03 Июня 2024

Похожие статьи
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.
Нить Тесея
В проекте интерьера лобби небольшого клубного дома в Хамовниках бюро Ideologist использует разнообразные отсылки к текстилю, тем самым напоминая о фабричном прошлом района. При этом ткань кроме как в обивке мебели не используется: ассоциативный ряд запускают формы, фактуры и цвета.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.