Хрупкая красота индустриального наследия

Пакгаузы конца XIX века на нижегородской Стрелке – в фотографиях Роберто Конте.

mainImg
Фотографии Роберто Конте сделаны до демонтажа стен пакгаузов в декабре 2017 года.


Пакгаузы на нижегородской Стрелке. Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

Оказавшиеся сейчас под угрозой разрушения конструкции в Нижнем Новгороде – уникальный памятник инженерной мысли и культуры России последней трети XIX века. Именно тогда сооружения с металлическими конструкциями получили широкое распространение, а их ажурный рисунок, материал, клепаные соединения элементов стали символом технического прогресса. Нижегородские конструкции – это каркас пакгаузов на территории бывшего грузового порта на Стрелке, месте слияния двух крупнейших российских рек – Оки и Волги. Но создавались они не для складов, история их происхождения связана с двумя Всероссийскими выставками: XV Всероссийской промышленно-художественной выставкой 1882 года в Москве и XVI Всероссийской промышленной и художественной выставкой 1896 года в Нижнем Новгороде – важнейшими событиями в истории страны.
Пакгаузы на нижегородской Стрелке. Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

Эти несущие металлические каркасы – фрагменты центрального выставочного павильона этих выставок, проект которого выполнили инженеры Г.Е. Паукер и И.А. Вышнеградский (после 1882 его разобрали и вторично использовали в 1896). По окончании выставки 1896 года павильон был демонтирован, его конструкции – проданы по частям. Больше ста лет эти фрагменты были опорами пакгаузов – сначала на пристанях на нижегородской ярмарке, затем – в построенном здесь в советский период порту, закрытой промышленной территории.
Пакгаузы на нижегородской Стрелке.
Фото © Roberto Conte / www.robertoconte.net

И только в 2015, когда началась реновация Стрелки к Чемпионату мира по футболу – 2018, профессиональная общественность открыла историю происхождения и значимость этих конструкций. Удалось добиться их сохранения на берегу Волги, получить для них статус памятника. Однако в ходе подготовки благоустройства к мундиалю власти решили демонтировать сами пакгаузы, «оболочку» исторических конструкций, оставив их без консервации. Структура порта и нижегородской ярмарки также были уничтожены, чтобы устроить на их месте парковки и проезды для футбольных болельщиков.
Пакгаузы на нижегородской Стрелке. Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Фото © Roberto Conte / www.robertoconte.net

Судьба ажурного каркаса XIX века сейчас неопределенна – несмотря на предположение профессора Татьяны Виноградовой, что именно эти конструкции были первыми в стране, созданными специально для гигантского выставочного здания.
Пакгаузы на нижегородской Стрелке. Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Пакгаузы на нижегородской Стрелке. Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Пакгаузы на нижегородской Стрелке. Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Фото © Roberto Conte / www.robertoconte.net
Пакгаузы на нижегородской Стрелке
Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net
Пакгаузы на нижегородской Стрелке после демонтажа стен в декабре 2017. Фото © Зоя Рюрикова
Вид с воздуха комплекса московской Всероссийской выставки 1882. Иллюстрация из книги «Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 года в Москве», изданной Г.Д. Гоппе. Предоставлено объединением «Открытая Стрелка»
Главный вход в промышленный отдел выставки 1896 года. Иллюстрация из книги «Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде». Гравюра В.К. Зейпеля по фотографии М.П. Дмитриева. Предоставлено объединением «Открытая Стрелка»
Интерьер павильона главного здания выставки 1896 года. Иллюстрация из книги «Всероссийская промышленная и художественная выставка года в Нижнем Новгороде, 1896», изданной фотографами «Шерер, Набгольц и Ко». Предоставлено объединением «Открытая Стрелка»
Фасад главного входа выставки 1882 года. Иллюстрация из книги «Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 года в Москве», изданной фотографами «Шерер, Набгольц и Ко». Предоставлено объединением «Открытая Стрелка»
Главное здание выставки 1896 года. Иллюстрация из книги «Всероссийская промышленная и художественная выставка года в Нижнем Новгороде, 1896», изданной фотографами «Шерер, Набгольц и Ко». Предоставлено объединением «Открытая Стрелка»
Открытка с видом пристани на Стрелке в Нижнем Новгороде (1896–1917), фотограф и издатель В.И. Бреев. Предоставлено объединением «Открытая Стрелка»

02 Февраля 2018

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.