Хрустальные дворцы: переоценка ценностей

О зарубежном опыте нового использования исторических сооружений с металлическим каркасом как желанной перспективе новой жизни для пакгаузов на Стрелке в Нижнем Новгороде.

Василий  Бабуров

Автор текста:
Василий Бабуров

mainImg
Материал входит в серию текстов об обнаруженных на Стрелке в Нижнем Новгороде конструкциях павильонов Всероссийской выставки 1896 года. Также мы опубликовали материалы об их истории и градостроительном значении Стрелки.

Пакгаузы на Нижегородской Стрелке, «унаследовавшие» свои конструкции у павильона Всероссийской выставки 1896 года, относятся к редкому виду сооружений, подаренных нам XIX веком. Этот вид еще недавно находился под угрозой исчезновения практически повсеместно, а в нашей стране эта угроза, увы, и сейчас реальна как никогда. До 1970-х годов утилитарные строения с металлическим каркасом (вокзальные дебаркадеры, железнодорожные станции, рынки, складские и выставочные павильоны и т.п.), за редким исключением, не осознавались в качестве особого достояния. Они либо тихо доживали свой век, постепенно ветшая, либо уступали место более современным и, как казалось в то время, более совершенным сооружениям.
 
Хрустальный дворец, Лондон. Проект Дж.Пэкстона. 1851
Галерея машин, Париж на Всемирной выставке. Арх. Ш. Л. Ф. Дютер, инж. В.Контамен. 1889. Фото: Roger Viollet © Getty Images

Однако на рубеже 1960–1970-х годов отношение к этим постройкам стало меняться. В 1963 в Нью-Йорке, несмотря на протесты общественности, здание Пенсильванского вокзала (Penn Station), построенное архитектурной фирмой McKim, Mead &White в 1901–1910, было снесено, чтобы уступить место уродливому комплексу «Мэдисон сквер гарден».
 
Старое здание Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке до сноса в 1963. Бюро McKim, Mead & White. 1901-1910 © Detroit Publishing Company

В начале 1970-х годов в Париже был демонтирован центральный рынок Ле-Алль (Les Halles), легендарное «Чрево Парижа», располагавшийся в павильонах Виктора Бальтара (Victor Baltard) и Феликса Калле (Félix Callet), возведенных в 1850–1870. Несмотря на активные протесты парижан и сочувствующих, удалось сохранить только один из 12 павильонов, да и то лишь ценой его переноса в пригород Парижа Ножан-сюр-Марн.
 
Центральный рынок Ле-Алль («Чрево Парижа»). Архитекторы В.Бальтар, Ф.Калле. 1850-1870
Центральный рынок Ле-Алль («Чрево Парижа»). Архитекторы В.Бальтар, Ф.Калле. 1850-1870. Фото: Charles Marville

Еще меньше повезло старому зданию Фридрихштадт-паласта в Берлине, построенному в 1865–67 по проекту Фридриха Хитцига (Friedrich Hitzig) в качестве рыночного павильона, а в 1918–19 прошедшему «сталактитовую» реконструкцию Ханса Пёльцига (Hans Poelzig) под театр Макса Рейнхардта. Однако ни богатая история, ни художественные достоинства не уберегли здание от сноса, решение о котором было принято после того, как в 1980–85 по соседству был выстроен новый комплекс из железобетонных панелей.
 
Крытый рынок, Фридрихштадт, Берлин. Проект: Ф. Хитциг. 1865-67

Эти и многие другие утраты неминуемо должны были привести к переоценке ценностей, и все больше людей стало осознавать значимость сооружений XIX века. К абстрактной необходимости сохранения исторического наследия прибавилось восхищение инженерным гением создателей и романтической красотой этих построек, рожденных «веком пара и железа», образы которого хорошо знакомы нам с детства благодаря романам Жюля Верна и фильмам Карела Земана.
 
Хрустальный дворец, Лондон. Проект Дж.Пэкстона. 1851



С тех пор многие из них прошли курс реновации, продолжая выполнять свои первоначальные функции: вокзалы, рынки (как открытые, так и огражденные стенами), оранжереи, выставочные павильоны, курортные галереи... Другие были более или менее глубоко реконструированы и приспособлены для нового назначения, выгодно использующего пространственные возможности большепролетных конструкций и остекленных перекрытий. Некоторые были разобраны и смонтированы на новом месте по примеру Хрустального дворца в Лондоне.

Приводим краткую подборку наиболее известных проектов такого рода.




Павильон Бальтара
Париж
Единственный из 12 павильонов центрального рынка Ле-Алль, уцелевший в ходе радикальной реконструкции 1971–1979 годов, был выкуплен муниципалитетом Ножан-сюр-Марн у мэрии Парижа и перевезен на новое место в 1976. Сегодня используется для проведения собраний, концертов, выставок и прочих культурных мероприятий.
Павильон Бальтара, Ножан-сюр-Марн (информация с сайта: http://mapio.net/o/4164297/)
zooming
Павильон Бальтара, Ножан-сюр-Марн (информация с сайта: www.pavillonbaltard.fr/)





Карро-дю-Тампль
Париж
До недавнего времени – вещевой рынок, построенный в 1863 по проекту архитекторов Эрнеста Леграна (Ernest Legrand) и Жюля де Мериндоля (Jules de Mérindol) на месте «Ротонды Тампль», торгового и жилого здания конца XVIII века в границах бывшей крепости тамплиеров. В 2008–2014, после проведения археологических раскопок, здание было реконструировано по проекту Жана Франсуа Милу (Jean François Milou) в универсальный концертно-спортивно-выставочный центр.
 
Карро-дю-Тампль, Париж. Архитекторы Э. Легран / Ж. Ф. Милу. 1863 / 2014 © Fernando Javier Urquijo/studioMilou architecture
Карро-дю-Тампль, Париж. Архитекторы Э. Легран / Ж. Ф. Милу. 1863 / 2014 © Fernando Javier Urquijo/studioMilou architecture
Карро-дю-Тампль, Париж. Архитекторы Э. Легран / Ж. Ф. Милу. 1863 / 2014 © Fernando Javier Urquijo/studioMilou architecture





Музей Орсэ
Париж
Строительство вокзала на месте Дворца Орсэ (Orsay), сгоревшего в дни Парижской коммуны, было приурочено к открытию Всемирной выставки 1900 года. Проект архитекторов Люсьена Маня (Lucien Magn), Эмиля Бенара (Émile Bénard) и Виктора Лалу (Victor Laloux) послужил образцом для создателей Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке. Железнодорожное сообщение функционировало до 1958, после чего здание использовалось под разные нужды: от временного жилья для бездомных до театра. В 1970 обветшавший вокзал было решено снести, однако уже в 1974-м Жорж Помпиду одобрил идею разместить в его стенах музей искусства середины XIX – начала ХХ вв. Здание было реконструировано в 1981–1986 по проекту Гаэ Ауленти, и сегодня это один из самых посещаемых музеев мира.
Вокзал Орсэ. Фото до 1958 г.
Музей Орсэ. Архитектор Г. Ауленти. 1981-1986





Вокзал Аточа
Мадрид
Старая часть главного столичного вокзала была построена в 1892 по проекту архитектора-инженера Альберто де Паласио Элиссаге (Alberto de Palacio Elissague), ученика и сотрудника бюро Гюстава Эйфеля, и инженера Генри Сент-Джеймса (Henry Saint James). Дебаркадер пролетом 51 м и высотой 27 м был перекрыт металлическими фермами. В 1985–1992 к старому зданию был пристроен новый корпус по проекту Рафаэля Монео, куда были вынесены почти все профильные функции. В освободившихся помещениях разместились магазины, кафе и ночной клуб, а на месте платформ был устроен зимний сад.
 
Вокзал Аточа, Мадрид. Архитекторы А. де Паласио Элиссаге / Р. Монео. 1892 / 1992. (информация с сайта: http://www.madrid.es/)
Вокзал Аточа, Мадрид. Архитектор А. де Паласио Элиссаге. 1892. Лицензия фото – CC BY-SA 3.0
Вокзал Аточа, Мадрид. Архитекторы А. де Паласио Элиссаге / Р. Монео. 1892 / 1992. (информация с сайта: http://www.spanien-newsletter.de/index.php?id=583)



Зал Тони Гарнье
Лион
Одно из наиболее крупных и известных произведений архитектора Тони Гарнье, автора знаменитого визионерского проекта «Индустриальный город». Здание однопролетной конструкции (220 м длиной, 22 м высотой и 80 м шириной) построено в 1909–1913 по образцу Галереи машин на Всемирной выставке в Париже 1889 года, уступая ему по габаритам примерно вдвое. Изначально служило крытым рынком для крупного рогатого скота при лионских бойнях, обширный комплекс которых был также спроектирован Гарнье. В годы Первой мировой войны сооружение использовалось в качестве цеха военного завода, затем – выставочного зала. В 1975 получило статус памятника архитектуры, в 1988 было отреставрировано и перепрофилировано в трансформируемый концертный зал архитекторами Бернаром Рейшеном (Bernard Reichen) и Филиппом Робером (Philippe Robert). Сегодня – один из символов Лиона.
 
Зал Тони Гарнье, Лион. 1909-1913 © Bibliothèque nationale de France
Зал Тони Гарнье, Лион. 1909-1913. Фото: Creative Commons / Bibliothèque municipale de Lyon
Зал Тони Гарнье, Лион. Архитекторы Т. Гарнье / Б.Рейшен и Ф.Робер. 1913 / 1988 © Brice Genevois





Павильон д’Арсеналь
Париж
Место, известное каждому посещающему французскую столицу архитектору, урбанисту или искусствоведу. Именно здесь располагается информационно-выставочный центр, посвященный градостроительству и архитектуре Парижа. Здание, занявшее место порохового завода, построено в 1878–1879 по проекту архитектора Клемана (Clément) для хранения и экспонирования частной коллекции живописи. Однако почти сразу после возведения павильон использовался в качестве склада универмага Samaritaine, затем – муниципального архива. В 1988 здание было реконструировано по проекту Рейшена и Робера.
Павильон д’Арсеналь в Париже. Архитекторы Клеман / Б.Рейшен и Ф.Робер. 1879 / 1988 © Victortsu
zooming
Павильон д’Арсеналь в Париже. Архитекторы Клеман / Б.Рейшен и Ф.Робер. 1879 / 1988 (информация с сайта: http://www.pavilloncirculaire.com/fr/home/10112-le-pavillon-de-larsenal.html)

21 Декабря 2015

Василий  Бабуров

Автор текста:

Василий Бабуров
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Неизвестный проект Ивана Леонидова: Институт статистики,...
Публикуем исследование архитектора Петра Завадовского, обнаружившего неизвестную работу Ивана Леонидова в коллекции парижского Центра Помпиду: проект Института статистики существенно дополняет представления о творческой эволюции Леонидова.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Что не так с офисами открытого типа
Офисы свободного плана экономят деньги компаний-владельцев и помогают им выглядеть эффектней, но это практически единственное их достоинство. При этом работодатели любят «опен-спейс», а их сотрудники – не очень.
«Седрик Прайс придумывал архитектуру, которая может...
Саманта Хардингхэм – о британском архитекторе-визионере послевоенных десятилетий Седрике Прайсе и его самом важном проекте – Дворце развлечений. Ее лекция была частью конференции «Архитектор будущего», проведенной Институтом «Стрелка» в партнерстве с ДОМ.РФ.
Технологии и материалы
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Секреты городского пейзажа
В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.
Золотисто-медное обрамление
Откосы окон и входные порталы, обрамленные панелями из алюминия Sevalcon, завершают и дополняют архитектурный образ клубного дома «Долгоруковская 25», построенного в неорусском стиле рядом с колокольней Николая Чудотворца.
Как защитить деревянную мебель в доме и на улице: разновидности...
Деревянные изделия ручной работы не выходят из моды, а потому деревянную мебель используют как в интерьерах, так и для оборудования уличных зон отдыха. В этой статье расскажем, как подобрать оптимальный защитный состав для деревянных изделий.
Русское высотное
Последние несколько лет в России отмечены новой волной интереса к высотному строительству, не просто высокоплотному, а именно башням. Об одной из них известно, что ее высота будет 703 м, что вновь претендует на европейский рекорд. Но дело, конечно, не только в высоте – происходит освоение нового формата: башен на стилобате, их уже достаточно много. Делаем попытку систематизировать самые новые из построенных небоскребов и актуальные проекты.
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Сейчас на главной
Шкала времени Кумертау
Проект-победитель конкурса Малых городов: с помощью малых форм архитекторы рассказывают историю возникшего на буроугольном разрезе поселения, активируют центральную улицу и готовят почву для насыщенной социальной жизни.
Дерево живет и регулярно побеждает
Невзирая на вирусы и прочих короедов современная русская деревянная архитектура демонстрирует чудеса выживаемости. Определен шорт-лист премии АРХИWOOD – 12-й по счету. Куратор премии Николай Малинин представляет финалистов.
Buena vista
Проект частного дома в Подмосковье архитектор Роман Леонидов назвал Buena Vista, то есть хороший вид по-испански. И действительно, великолепный вид откроется не только из дома с бельведером, стоящего на возвышении, но и сама вилла на холме предназначена для созерцания из партера парка. В общем, буэна виста и бельведер, с какой стороны ни посмотреть.
Кирпичный текстиль
На фасадах офисного здания по проекту Make Architects в Солфорде – кирпичная кладка, имитирующая традиционные для этого города ткани.
Большая Астрахань live
Гибкое улучшение связности территорий, развитие полицентричности, улучшение качества жизни, экологичные инновации – все эти решения проекта-победителя конкурса на мастер-план Астраханской агломерации, разработанного консорциумом под руководством Института Генплана Москвы, основаны на синтезе профессиональных аналитических инструментов, позволяющих оценивать последствия решений в динамике, и общения с жителями города.
Архив архитектуры
В Музее архитектуры открылась выставка «Профессия – реставратор», первая из экспозиций, приуроченных к будущему юбилею. Нетрадиционная тема позволяет показать работу не самых заметных, но очень важных для музея людей – тех, кто восстанавливает предметы и готовит их к хранению и показу.
Вода для жизни
Пятый, а значит юбилейный по счету форум «Среда для жизни» прошел в Нижнем Новгороде сразу после юбилейных торжеств, посвященных 800-летию города, и стал, в сущности, частью празднования. В то же время среди показанных проектов лидировали решения, связанные с временно затопляемыми территориями, что можно признать одной из актуальных тенденций нашего времени.
Градсовет Петербурга 8.09.2021
Градсовет рассмотрел новый вариант перестройки станции метро «Фрунзенская»: проект от московских архитекторов, Единый диспетчерский центр и противоречивый традиционализм.
Медовая горка
Проект-победитель конкурса Малых городов для города Куртамыш: террасированный парк, который дает возможность по-новому проводить досуг
Традиции орнамента
На фасаде павильона для собраний по проекту OMA при синагоге на Уилшир-бульваре в Лос-Анджелесе – узор, вдохновленный оформлением ее исторического купола.
Кочевники и пряности
Два проекта павильона ресторана катарской кухни, который мог появиться в Экспофоруме: не отработанный в Петербурге формат временной архитектуры, способный пропустить в город более смелые решения.
Магистры ЯГТУ 2021: «Тени забытых предков»
Работы выпускников кафедры архитектуры Ярославского государственного технического университета: анализ сталинской архитектуры, возвращение к жизни города-призрака, актуализация советских гаражей и маршрут по исправительно-трудовому лагерю.
Домики в кронах
Свайные гостевые домики по проекту бюро aoe обеспечивают постояльцам близость к природе и уединение.
Дерево с удостоверением
Объявлены финалисты премии за постройки из сертифицированной древесины WAF 2021. Среди них: самое крупное CLT-здание в США, микро-библиотека в Индонезии, офисный комплекс в Сиднее и киоск в Гонконге.
Химические реакции
Проект-победитель конкурса Малых городов раскрывает многогранность Щекино: в нем нашлось место Анне Карениной и Игорю Талькову, космонавтам и шахтерам, равно как и богатой природе тульского края, безбарьерной среде и разным видам досуга.
Диалектический манифест
Высотный ЖК MOD, строительство которого начато в Марьиной роще рядом с территорией, на которой запланирована штаб-квартира РЖД, откликается на «центральный» контекст будущего городского окружения и в то же время позиционируется авторами как «манифест модернистских минималистичных принципов в архитектуре».
Мечта Азимова
Проект DNK ag победил в конкурсе на АГО Национального центра физики и математики в Сарове, проведенного корпорацией Росатом совместно с МГУ, РАН и Курчатовским институтом.
Ре-Школа 2021: Соловки
Третий учебный год Ре-Школа посвятила Соловецкому архипелагу и подготовке жизнеспособной концепции сохранения трех объектов на Банном озере. Об эмоциональных и по-настоящему научных открытиях, которые состоялись за два семестра, рассказывает руководитель школы Наринэ Тютчева.
Околоземное пространство
Новый терминал аэропорта в Кемерово «Леонов» построен в «космические» сроки, несмотря на пандемию. Он стал одним из важных элементов стремительного развития города и зримо отразил свое посвящение первому выходу человека в открытый космос, как в интерьерах, так и на фасадах. Его главные «фишки»: эффект звездного неба и открытость.
В дуэте с ареной
Жилой комплекс West Half по проекту ODA в Вашингтоне построен рядом с бейсбольным стадионом и учитывает все аспекты такого соседства, включая свою «роль» в телетрансляциях матчей.