Хрустальные дворцы: переоценка ценностей

О зарубежном опыте нового использования исторических сооружений с металлическим каркасом как желанной перспективе новой жизни для пакгаузов на Стрелке в Нижнем Новгороде.

mainImg
Материал входит в серию текстов об обнаруженных на Стрелке в Нижнем Новгороде конструкциях павильонов Всероссийской выставки 1896 года. Также мы опубликовали материалы об их истории и градостроительном значении Стрелки.

Пакгаузы на Нижегородской Стрелке, «унаследовавшие» свои конструкции у павильона Всероссийской выставки 1896 года, относятся к редкому виду сооружений, подаренных нам XIX веком. Этот вид еще недавно находился под угрозой исчезновения практически повсеместно, а в нашей стране эта угроза, увы, и сейчас реальна как никогда. До 1970-х годов утилитарные строения с металлическим каркасом (вокзальные дебаркадеры, железнодорожные станции, рынки, складские и выставочные павильоны и т.п.), за редким исключением, не осознавались в качестве особого достояния. Они либо тихо доживали свой век, постепенно ветшая, либо уступали место более современным и, как казалось в то время, более совершенным сооружениям.
 
Хрустальный дворец, Лондон. Проект Дж.Пэкстона. 1851
Галерея машин, Париж на Всемирной выставке. Арх. Ш. Л. Ф. Дютер, инж. В.Контамен. 1889. Фото: Roger Viollet © Getty Images

Однако на рубеже 1960–1970-х годов отношение к этим постройкам стало меняться. В 1963 в Нью-Йорке, несмотря на протесты общественности, здание Пенсильванского вокзала (Penn Station), построенное архитектурной фирмой McKim, Mead &White в 1901–1910, было снесено, чтобы уступить место уродливому комплексу «Мэдисон сквер гарден».
 
Старое здание Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке до сноса в 1963. Бюро McKim, Mead & White. 1901-1910 © Detroit Publishing Company

В начале 1970-х годов в Париже был демонтирован центральный рынок Ле-Алль (Les Halles), легендарное «Чрево Парижа», располагавшийся в павильонах Виктора Бальтара (Victor Baltard) и Феликса Калле (Félix Callet), возведенных в 1850–1870. Несмотря на активные протесты парижан и сочувствующих, удалось сохранить только один из 12 павильонов, да и то лишь ценой его переноса в пригород Парижа Ножан-сюр-Марн.
 
Центральный рынок Ле-Алль («Чрево Парижа»). Архитекторы В.Бальтар, Ф.Калле. 1850-1870
Центральный рынок Ле-Алль («Чрево Парижа»). Архитекторы В.Бальтар, Ф.Калле. 1850-1870. Фото: Charles Marville

Еще меньше повезло старому зданию Фридрихштадт-паласта в Берлине, построенному в 1865–67 по проекту Фридриха Хитцига (Friedrich Hitzig) в качестве рыночного павильона, а в 1918–19 прошедшему «сталактитовую» реконструкцию Ханса Пёльцига (Hans Poelzig) под театр Макса Рейнхардта. Однако ни богатая история, ни художественные достоинства не уберегли здание от сноса, решение о котором было принято после того, как в 1980–85 по соседству был выстроен новый комплекс из железобетонных панелей.
 
Крытый рынок, Фридрихштадт, Берлин. Проект: Ф. Хитциг. 1865-67

Эти и многие другие утраты неминуемо должны были привести к переоценке ценностей, и все больше людей стало осознавать значимость сооружений XIX века. К абстрактной необходимости сохранения исторического наследия прибавилось восхищение инженерным гением создателей и романтической красотой этих построек, рожденных «веком пара и железа», образы которого хорошо знакомы нам с детства благодаря романам Жюля Верна и фильмам Карела Земана.
 
Хрустальный дворец, Лондон. Проект Дж.Пэкстона. 1851



С тех пор многие из них прошли курс реновации, продолжая выполнять свои первоначальные функции: вокзалы, рынки (как открытые, так и огражденные стенами), оранжереи, выставочные павильоны, курортные галереи... Другие были более или менее глубоко реконструированы и приспособлены для нового назначения, выгодно использующего пространственные возможности большепролетных конструкций и остекленных перекрытий. Некоторые были разобраны и смонтированы на новом месте по примеру Хрустального дворца в Лондоне.

Приводим краткую подборку наиболее известных проектов такого рода.
Павильон Бальтара
Париж
Единственный из 12 павильонов центрального рынка Ле-Алль, уцелевший в ходе радикальной реконструкции 1971–1979 годов, был выкуплен муниципалитетом Ножан-сюр-Марн у мэрии Парижа и перевезен на новое место в 1976. Сегодня используется для проведения собраний, концертов, выставок и прочих культурных мероприятий.
Павильон Бальтара, Ножан-сюр-Марн (информация с сайта: http://mapio.net/o/4164297/)
zooming
Павильон Бальтара, Ножан-сюр-Марн (информация с сайта: www.pavillonbaltard.fr/)
Карро-дю-Тампль
Париж
До недавнего времени – вещевой рынок, построенный в 1863 по проекту архитекторов Эрнеста Леграна (Ernest Legrand) и Жюля де Мериндоля (Jules de Mérindol) на месте «Ротонды Тампль», торгового и жилого здания конца XVIII века в границах бывшей крепости тамплиеров. В 2008–2014, после проведения археологических раскопок, здание было реконструировано по проекту Жана Франсуа Милу (Jean François Milou) в универсальный концертно-спортивно-выставочный центр.
Карро-дю-Тампль, Париж. Архитекторы Э. Легран / Ж. Ф. Милу. 1863 / 2014 © Fernando Javier Urquijo/studioMilou architecture
Карро-дю-Тампль, Париж. Архитекторы Э. Легран / Ж. Ф. Милу. 1863 / 2014 © Fernando Javier Urquijo/studioMilou architecture
Карро-дю-Тампль, Париж. Архитекторы Э. Легран / Ж. Ф. Милу. 1863 / 2014 © Fernando Javier Urquijo/studioMilou architecture
Музей Орсэ
Париж
Строительство вокзала на месте Дворца Орсэ (Orsay), сгоревшего в дни Парижской коммуны, было приурочено к открытию Всемирной выставки 1900 года. Проект архитекторов Люсьена Маня (Lucien Magn), Эмиля Бенара (Émile Bénard) и Виктора Лалу (Victor Laloux) послужил образцом для создателей Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке. Железнодорожное сообщение функционировало до 1958, после чего здание использовалось под разные нужды: от временного жилья для бездомных до театра. В 1970 обветшавший вокзал было решено снести, однако уже в 1974-м Жорж Помпиду одобрил идею разместить в его стенах музей искусства середины XIX – начала ХХ вв. Здание было реконструировано в 1981–1986 по проекту Гаэ Ауленти, и сегодня это один из самых посещаемых музеев мира.
Вокзал Орсэ. Фото до 1958 г.
Музей Орсэ. Архитектор Г. Ауленти. 1981-1986
Вокзал Аточа
Мадрид
Старая часть главного столичного вокзала была построена в 1892 по проекту архитектора-инженера Альберто де Паласио Элиссаге (Alberto de Palacio Elissague), ученика и сотрудника бюро Гюстава Эйфеля, и инженера Генри Сент-Джеймса (Henry Saint James). Дебаркадер пролетом 51 м и высотой 27 м был перекрыт металлическими фермами. В 1985–1992 к старому зданию был пристроен новый корпус по проекту Рафаэля Монео, куда были вынесены почти все профильные функции. В освободившихся помещениях разместились магазины, кафе и ночной клуб, а на месте платформ был устроен зимний сад.
Вокзал Аточа, Мадрид. Архитекторы А. де Паласио Элиссаге / Р. Монео. 1892 / 1992. (информация с сайта: http://www.madrid.es/)
Вокзал Аточа, Мадрид. Архитектор А. де Паласио Элиссаге. 1892. Лицензия фото – CC BY-SA 3.0
Вокзал Аточа, Мадрид. Архитекторы А. де Паласио Элиссаге / Р. Монео. 1892 / 1992. (информация с сайта: http://www.spanien-newsletter.de/index.php?id=583)
Зал Тони Гарнье
Лион
Одно из наиболее крупных и известных произведений архитектора Тони Гарнье, автора знаменитого визионерского проекта «Индустриальный город». Здание однопролетной конструкции (220 м длиной, 22 м высотой и 80 м шириной) построено в 1909–1913 по образцу Галереи машин на Всемирной выставке в Париже 1889 года, уступая ему по габаритам примерно вдвое. Изначально служило крытым рынком для крупного рогатого скота при лионских бойнях, обширный комплекс которых был также спроектирован Гарнье. В годы Первой мировой войны сооружение использовалось в качестве цеха военного завода, затем – выставочного зала. В 1975 получило статус памятника архитектуры, в 1988 было отреставрировано и перепрофилировано в трансформируемый концертный зал архитекторами Бернаром Рейшеном (Bernard Reichen) и Филиппом Робером (Philippe Robert). Сегодня – один из символов Лиона.
Зал Тони Гарнье, Лион. 1909-1913 © Bibliothèque nationale de France
Зал Тони Гарнье, Лион. 1909-1913. Фото: Creative Commons / Bibliothèque municipale de Lyon
Зал Тони Гарнье, Лион. Архитекторы Т. Гарнье / Б.Рейшен и Ф.Робер. 1913 / 1988 © Brice Genevois
Павильон д’Арсеналь
Париж
Место, известное каждому посещающему французскую столицу архитектору, урбанисту или искусствоведу. Именно здесь располагается информационно-выставочный центр, посвященный градостроительству и архитектуре Парижа. Здание, занявшее место порохового завода, построено в 1878–1879 по проекту архитектора Клемана (Clément) для хранения и экспонирования частной коллекции живописи. Однако почти сразу после возведения павильон использовался в качестве склада универмага Samaritaine, затем – муниципального архива. В 1988 здание было реконструировано по проекту Рейшена и Робера.
Павильон д’Арсеналь в Париже. Архитекторы Клеман / Б.Рейшен и Ф.Робер. 1879 / 1988 © Victortsu
zooming
Павильон д’Арсеналь в Париже. Архитекторы Клеман / Б.Рейшен и Ф.Робер. 1879 / 1988 (информация с сайта: http://www.pavilloncirculaire.com/fr/home/10112-le-pavillon-de-larsenal.html)

21 Декабря 2015

Похожие статьи
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
Сейчас на главной
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.