Пакгаузы на Нижегородской Стрелке, «унаследовавшие» свои конструкции у павильона Всероссийской выставки 1896 года, относятся к редкому виду сооружений, подаренных нам XIX веком. Этот вид еще недавно находился под угрозой исчезновения практически повсеместно, а в нашей стране эта угроза, увы, и сейчас реальна как никогда. До 1970-х годов утилитарные строения с металлическим каркасом (вокзальные дебаркадеры, железнодорожные станции, рынки, складские и выставочные павильоны и т.п.), за редким исключением, не осознавались в качестве особого достояния. Они либо тихо доживали свой век, постепенно ветшая, либо уступали место более современным и, как казалось в то время, более совершенным сооружениям.
Однако на рубеже 1960–1970-х годов отношение к этим постройкам стало меняться. В 1963 в Нью-Йорке, несмотря на протесты общественности, здание Пенсильванского вокзала (Penn Station), построенное архитектурной фирмой McKim, Mead &White в 1901–1910, было снесено, чтобы уступить место уродливому комплексу «Мэдисон сквер гарден».
В начале 1970-х годов в Париже был демонтирован центральный рынок Ле-Алль (Les Halles), легендарное «Чрево Парижа», располагавшийся в павильонах Виктора Бальтара (Victor Baltard) и Феликса Калле (Félix Callet), возведенных в 1850–1870. Несмотря на активные протесты парижан и сочувствующих, удалось сохранить только один из 12 павильонов, да и то лишь ценой его переноса в пригород Парижа Ножан-сюр-Марн.
Еще меньше повезло старому зданию Фридрихштадт-паласта в Берлине, построенному в 1865–67 по проекту Фридриха Хитцига (Friedrich Hitzig) в качестве рыночного павильона, а в 1918–19 прошедшему «сталактитовую» реконструкцию Ханса Пёльцига (Hans Poelzig) под театр Макса Рейнхардта. Однако ни богатая история, ни художественные достоинства не уберегли здание от сноса, решение о котором было принято после того, как в 1980–85 по соседству был выстроен новый комплекс из железобетонных панелей.
Эти и многие другие утраты неминуемо должны были привести к переоценке ценностей, и все больше людей стало осознавать значимость сооружений XIX века. К абстрактной необходимости сохранения исторического наследия прибавилось восхищение инженерным гением создателей и романтической красотой этих построек, рожденных «веком пара и железа», образы которого хорошо знакомы нам с детства благодаря романам Жюля Верна и фильмам Карела Земана.
С тех пор многие из них прошли курс реновации, продолжая выполнять свои первоначальные функции: вокзалы, рынки (как открытые, так и огражденные стенами), оранжереи, выставочные павильоны, курортные галереи... Другие были более или менее глубоко реконструированы и приспособлены для нового назначения, выгодно использующего пространственные возможности большепролетных конструкций и остекленных перекрытий. Некоторые были разобраны и смонтированы на новом месте по примеру Хрустального дворца в Лондоне.
Приводим краткую подборку наиболее известных проектов такого рода.
Павильон Бальтара
ПарижЕдинственный из 12 павильонов центрального рынка Ле-Алль, уцелевший в ходе радикальной реконструкции 1971–1979 годов, был выкуплен муниципалитетом Ножан-сюр-Марн у мэрии Парижа и перевезен на новое место в 1976. Сегодня используется для проведения собраний, концертов, выставок и прочих культурных мероприятий.
Карро-дю-Тампль
ПарижДо недавнего времени – вещевой рынок, построенный в 1863 по проекту архитекторов Эрнеста Леграна (Ernest Legrand) и Жюля де Мериндоля (Jules de Mérindol) на месте «Ротонды Тампль», торгового и жилого здания конца XVIII века в границах бывшей крепости тамплиеров. В 2008–2014, после проведения археологических раскопок, здание было реконструировано по проекту Жана Франсуа Милу (Jean François Milou) в универсальный концертно-спортивно-выставочный центр.
Музей Орсэ
ПарижСтроительство вокзала на месте Дворца Орсэ (Orsay), сгоревшего в дни Парижской коммуны, было приурочено к открытию Всемирной выставки 1900 года. Проект архитекторов Люсьена Маня (Lucien Magn), Эмиля Бенара (Émile Bénard) и Виктора Лалу (Victor Laloux) послужил образцом для создателей Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке. Железнодорожное сообщение функционировало до 1958, после чего здание использовалось под разные нужды: от временного жилья для бездомных до театра. В 1970 обветшавший вокзал было решено снести, однако уже в 1974-м Жорж Помпиду одобрил идею разместить в его стенах музей искусства середины XIX – начала ХХ вв. Здание было реконструировано в 1981–1986 по проекту Гаэ Ауленти, и сегодня это один из самых посещаемых музеев мира.
Вокзал Аточа
МадридСтарая часть главного столичного вокзала была построена в 1892 по проекту архитектора-инженера Альберто де Паласио Элиссаге (Alberto de Palacio Elissague), ученика и сотрудника бюро Гюстава Эйфеля, и инженера Генри Сент-Джеймса (Henry Saint James). Дебаркадер пролетом 51 м и высотой 27 м был перекрыт металлическими фермами. В 1985–1992 к старому зданию был пристроен новый корпус по проекту Рафаэля Монео, куда были вынесены почти все профильные функции. В освободившихся помещениях разместились магазины, кафе и ночной клуб, а на месте платформ был устроен зимний сад.
Зал Тони Гарнье
ЛионОдно из наиболее крупных и известных произведений архитектора Тони Гарнье, автора знаменитого визионерского проекта «Индустриальный город». Здание однопролетной конструкции (220 м длиной, 22 м высотой и 80 м шириной) построено в 1909–1913 по образцу Галереи машин на Всемирной выставке в Париже 1889 года, уступая ему по габаритам примерно вдвое. Изначально служило крытым рынком для крупного рогатого скота при лионских бойнях, обширный комплекс которых был также спроектирован Гарнье. В годы Первой мировой войны сооружение использовалось в качестве цеха военного завода, затем – выставочного зала. В 1975 получило статус памятника архитектуры, в 1988 было отреставрировано и перепрофилировано в трансформируемый концертный зал архитекторами Бернаром Рейшеном (Bernard Reichen) и Филиппом Робером (Philippe Robert). Сегодня – один из символов Лиона.
Павильон д’Арсеналь
ПарижМесто, известное каждому посещающему французскую столицу архитектору, урбанисту или искусствоведу. Именно здесь располагается информационно-выставочный центр, посвященный градостроительству и архитектуре Парижа. Здание, занявшее место порохового завода, построено в 1878–1879 по проекту архитектора Клемана (Clément) для хранения и экспонирования частной коллекции живописи. Однако почти сразу после возведения павильон использовался в качестве склада универмага Samaritaine, затем – муниципального архива. В 1988 здание было реконструировано по проекту Рейшена и Робера.