Угадай мелодию

Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.

mainImg
Я сама не слышала, но говорят, что предположение коллег оказалось правильным: а именно, ближе к окончанию вручения архитектурной премии Сергей Кузнецов со сцены подтвердил, что победителей выбирал мэр Москвы Сергей Собянин. В то же время церемония была построена так, что представителям жюри предлагали угадывать компанию-победителя по трем вопросам. Мне это кажется удивительным, обычно жюри это и есть те, кто все знает, но опять же, говорят, нет, не обязательно жюри все знает, проголосовали, забыли, и уже на сцене узнают, кому вручать. Итак, предположу, что жюри выбрало 50 номинантов, то есть поработало как экспертный совет, а 12 победителей, получателей премии по 1 млн каждая, выбрал мэр. 

Подтвердить или опровергнуть эту гипотезу можно будет, когда я получу комментарий от Сергея Кузнецова: запрос в пресс-службу отправлен в четверг 3 июля, пресс-служба обещала – «Вернемся с ответом на запрос до следующего четверга». Недельку. Ждем. Опять же, говорят, неделя это еще немного, некоторые комментарии утверждают и по две. 
zooming

Пока будем опираться на гипотезу, что победителей выбрал мэр.

С одной стороны, это логично: она называется «Архитектурная премия мэра» – следовательно, мэр и выбирает, кому дать премию. С другой стороны, бывают ведь такие премии, где высшее начальство назначает награду, а решение принимают профессионалы. Однако кто скажет, что профессионалы не участвовали? Голосовали же. Провели черновую работу. 

Следующая гипотеза: мэр выбирает победителей как лучших, с его точки зрения, представителей архитектурной политики города. Такая премия претендует быть набором «образцовых» подходов – архитекторы на них посмотрят – и скорректируют свой визуал. Город изменится; на смену «лужковскому» стилю придет «собянинский». Вероятно, мы наблюдаем этот процесс прямо сейчас. Следовательно: архитекторам важно «угадать мелодию», чтобы встроиться в процесс – или, боюсь это сказать, наоборот, отстроиться от него – а нам, наблюдателям, чтобы понять, как именно тот «стиль» рождается и какой он...

Сейчас будет маленькое отступление: помимо архитекторов премия награждает, хотя и без денег, архитектурные медиа. Вручает ее пресс-секретарь Сергея Кузнецова Мария Ульянова, и в этом году ее комментарий о сути премии особенно точен: [премия] «...дает нам возможность выделить представителей средств массовой информации, которые с вниманием относятся к архитектурной политике Москвы». 

...так вот, изучение премии позволяет нам не только увидеть, как рождается «новый стиль», но и присмотреться к архитектурной политике Москвы. По-средневековому, глазами. Нарочно не буду использовать понятия «эмотех». 

Здесь мы изучим три самые объемные номинации, так как именно в них есть материал, позволяющий судить, кто у кого выиграл. Внимание: сначала смотрим на номинантов, и только потом на победителей. 

Офисы. Десять объектов, один победитель. Один из девяти – штаб-квартира компании Сибур от архитекторов СПИЧ, строящаяся на месте клубного дома Негоциант, недавно снесенного на Якиманке, на восточном конце пешеходного Патриаршего моста. Снесенный дом был одним из самых развесистых в Москве представителей историзирующей эклектики 2000-х (2007–2014, автора пока узнать не удалось), новая штаб-квартира наследует от него пятно, высотность, обилие террас и, как кажется, каменные межэтажные перемычки фасадов. Все остальное – гармошка стекла, но особенно хорош спуск с моста с винтовой лестницей и стеклянной трубой лифта. 
  • zooming
    Корпоративный центр ООО «СИБУР». ЦАО, ул. Большая Якиманка, д. 2
    © СПИЧ
  • zooming
    Корпоративный центр ООО «СИБУР». ЦАО, ул. Большая Якиманка, д. 2
    © СПИЧ

Другие офисные здания можно было бы подразделить на: с атриумом и без, со стенами и со стеклянными фасадами. Среди них выделяется несколько проектов в оптимальными планировками: от Kleinewelt, Parsec, IND и ADM. С некоторой оговоркой к ним же можно отнести офисы со стенами от ЦЛП и Инпад. 

Тем не менее напомню, оптимальный современный офис – в плане прямоугольный, стеклянные стены с равноудаленным от них лифтовым ядром в центре. Пространство максимально освобождено от колонн и хорошо освещено. В нем можно устроить open space или любую другую, может быть, менее эффективную, но более комфортную, планировку. 
 
В рамках этой парадигмы решен БЦ AIR на Ходынке от ADM Architects: на каждом этаже та самая идеально эффективная планировка – но, следуя новым правилам города, авторы, не жертвуя эргономикой, добавили спиральную скульптурность, повернув все этажи на один и тот же градус. Казалось бы, идеальный ответ на сочетание требования рынка и заказчика – и города. Рынок в данном случае требует правильный план, а город скульптурность. 
   
 

Победил объект довольно красивый, и близкий к идеальной схеме – но тем не менее жертвующий эффективностью в пользу эффектной формы. Сплющенное чешуйчатое яйцо БЦ Шелепиха впечатляет, но освещенная зона там, в зависимости от высоты, то больше, что меньше. Да, ядро на севере, в узкую часть смотрят двери туалетов, сам объем склонен к югу, можно предположить, что в верхних ярусах северной части рабочих пространств попросту нет. Верхние этажи, где обычно располагают кабинеты начальства, благодаря форме получают террасы на кровле выступающих нижних эркеров, – но существенно теряют во внутреннем пространстве. 
  • zooming
    Победитель в номинации Офисы. Бизнес-центр «Шелепиха». ул. 2-я Магистральная, з/у 7А/1 (ЦАО, Пресненский)
    © Апекс
  • zooming
    Бизнес-центр «Шелепиха». ул. 2-я Магистральная, з/у 7А/1 (ЦАО, Пресненский)
    © Апекс

Если же мы посмотрим на, уже довольно давний, релиз МКА о проекте, то в нем идет речь только о выразительности формы – что, опять же, говорит о приоритете. 

Сама по себе форма Елене Струговец удалась. Тем не менее не так сложно заметить ее погруженность в московский контекст: овал перекликается с БЦ Орбитал Юлия Борисова, расположенным в 400 метрах к северу, а подсветка консолей – с БЦ Twist Андрея Романова, который стоит далеко, у Савелова, но тоже на развязке; и чешуйчасть, как мы знаем, тоже была инсталлирована на московской почве в работах ADM.

Итак, первый признак «архитектурной политики» – заметная форма. Не-прямоугольная и сразу привлекающая внимание – чтобы посмотреть на десять картинок и выбрать одну, ту, которая сильнее отличается ото всех остальных. Wow-форма даже в ущерб, пусть и незначительный – но все же надо это отметить – практической эффективности. 

Жилье. Четырнадцать объектов. Здесь тенденция перестает быть чистой – у номинантов тоже немало нетривиальных форм: к примеру, поворот консолей в проекте СПИЧа или мондриановская раскраска стекла у UNK. Треугольные башни ATRIUMa у реки за спиной «Острова мечты». Или смешной, из разных видов колонн, дом ЦЛП в начале Никитского бульвара.

Самые простые из вошедших в шорт-лист – два лота Ивана Грекова для Северного порта, там, где когда-то был большой проект Сергея Скуратова. Но тут, понятное дело, задачей было упрощение. 
   
  

Но вернемся к сложному. В победители выбрано 3 объекта. Один поддерживает тенденцию заметной формы – комплекс «Родина-Переделкино» Филиппа Никандрова невозможно будет не заметить, в том числе благодаря скай-мостам, которые, согласно утверждениям неизвестных, сейчас едва ли не служат пропуском московских согласований. 
  • zooming
    Один из трех победителей в номинации Жилье. Многофункциональный комплекс с многоэтажной жилой застройкой Боровское ш. (ЗАО, Ново-Переделкино)
    © Горпроект
  • zooming
    Многофункциональный комплекс с многоэтажной жилой застройкой Боровское ш. (ЗАО, Ново-Переделкино)
    © Горпроект

Второй объект – дом Phantom на Малой Сухаревской; в рамках премии указано авторство Апекс.

Его первая особенность – здание строят на месте доходного дома Гефсиманского общества XIX века, со сносом и реконструкцией фасада по чертежам. Ранее в релизе МКА говорилось об интеграции старого фасада в новый дом, но согласно сообщению Архнадзора от января 2024 года, уже тогда стена «была успешно «ингерирована» экскаватором». 

Вторая особенность: за построенным заново фасадом вырастают вогнутые стеклянные стены-волны, легко выигрывающие в соседстве со стеклянной надстройкой театра «Вишневый сад», но в общем и целом, работающие с ней в одной теме «стекло над камнем». Со стороны Садового, над фасадом волны воздушные и похожи на паруса.

А с тыльной стороны – вместо прогиба мы видим выгиб, вместо углубления объем, вместо парусов массу крупных белых балконов. И только с этой стороны на премии был показан проект. Я даже поначалу его не узнала. 
  • zooming
    Один из трех победителей в номинации ЖильеЖилой комплекс с подземной автостоянкой Малая Сухаревская пл., з/у 6 (ЦАО, Мещанский)
    © Апекс
  • zooming
    Жилой комплекс с подземной автостоянкой Малая Сухаревская пл., з/у 6 (ЦАО, Мещанский)
    © Апекс

Иии – тут мы обнаруживаем еще один узнаваемый признак: сильно выступающие, объемные, белые ленты; лучше – балконов. Очень южные на вид, придающие Москве курортный привкус. Как ленты океанского лайнера, только еще более заметные. Ленты, замечу, в их новом, активно-агрессивном виде после спокойных полос модернизма ввела в употребление Заха Хадид для всего мира, а в Москве – ATRIUM. 
  • zooming
    Многофункциональный комплекс с многоэтажной жилой застройкой Боровское ш. (ЗАО, Ново-Переделкино)
    © Горпроект
  • zooming
    Жилой комплекс с подземной автостоянкой Малая Сухаревская пл., з/у 6 (ЦАО, Мещанский)
    © Апекс

Третья особенность Phantom-a! Авторы концепции, то есть архитектурного замысла – не Апекс, а PLP Architecture, также известные в Москве как авторы штаб-квартиры Яндекс. 

О чем нам это говорит в исторической перспективе? Что практика новодельных фасадов жива, это раз, что проект выбрали, судя по всему, за форму дворового фасада, а главный почему-то не акцентировали – два, и что наградили в данном случае не то чтобы авторов замысла, а проектировщиков локального сопровождения – это три. 

Третий проект-победитель в номинации жилье – две башни на территории бывшего ЗИЛа, между ТРЦ Ривьера, ЖК Фрост и Инсайдер – ЖК А22. Этот, похоже, придуман самими Апекс. Собственно башни – как башни, поинтереснее лотов 6 и 7 Северного порта, но почему их выбрали, для меня загадка. Разве что можно предположить, что за гибкость линейного переплетения на фасадах: если мысленно положить южную башню на бок, то можно даже заметить сходство с производственным помещением КРОСТ, выигравшим в 7 номинации. 
  • zooming
    Многофункциональный жилой комплекс с подземной а/с Автозаводская ул., вл. 22 (ЮАО, Даниловский)
    © Апекс
  • zooming
    Победитель в номинации Промышленность. Производственное здание с административно-бытовым корпусом. Шоссейный проезд, з/у 12А (ЮВАО, Печатники)
    © А-Проект.к

Итак, популярны не только скульптурные ленты, но и изгибы линий. В которых можно увидеть проекцию изогнутого объема на плоскость. Не можешь искривить форму – криви линию, не ленись. 

Что еще интересно: стилобат башен Апекса напоминает Wellton Towers, тоже КРОСТа. Только форма чуть более системная, граненая. А местами еще и с готическим таким подвывертом. 
  • zooming
    Многофункциональный жилой комплекс с подземной а/с Автозаводская ул., вл. 22 (ЮАО, Даниловский)
    © Апекс
  • zooming
    Многофункциональный жилой комплекс с подземной а/с Автозаводская ул., вл. 22 (ЮАО, Даниловский)
    © Апекс

Еще раз итого: объем, объемная лента, плоская, но гнутая линия – наши друзья. 

Школы. Номинантов тоже в общей сложности десять, как и у офисов. Разные, но преимущественно именно СОШ и ДОУ. В число победителей не попали: цветная школа и детский сад от ASADOV для Level Селигерская; еще более яркая, опять же мондриановская, школа от Моспроекта-2. А также две, напротив, деликатные, с естественными материалами на фасадах, от Апекс и Синтаксис – вот тут Апекс выступил хорошо, если во дворе школы ЖК Прайд на Полковой действительно будут такие деревца, как показано в проекте, там будет приятно находиться. Разлапистая звездообразная школа в Десеновском поселении, где архитекторы подписаны как «СпецСтройМонтаж»; надо будет выяснить, им ли принадлежит концепция, пока что – не верится. 
   
  

Совершенно мне не понятно, почему в число призеров не попала школа ЖК Shift в Донском проезде от ЦЛП. Там любопытнейшая идея: простой прямоугольный блок, на фасадах открытый бетон и деревянные рамы окон. Или их имитация.
  • zooming
    Комплексная жилая застройка 2 этап строительства. ДОО на 100 мест и блок начальных классов на 210 мест 2-й Донской проезд. вл. 10 (ЮАО, Донской)
    © Цимайло, Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    Комплексная жилая застройка 2 этап строительства. ДОО на 100 мест и блок начальных классов на 210 мест 2-й Донской проезд. вл. 10 (ЮАО, Донской)
    © Цимайло, Ляшенко и Партнеры

Теперь о призерах. Видеть учебные корпуса нового кампуса МГТУ в их числе, в свою очередь, неудивительно. 

Удивительны другие две вещи: кампус открыли давно, теплой осенью 2024 года, а он все еще радостно прикидывается проектом. Известно, что на премии Москвы такое сплошь и рядом случается: внесли какие-то изменения в АГР в самый последний момент, и вот вам формальный повод пожаловать на премию. 
Учебные корпуса и административные здания с адресным ориентиром: пересечение 2-ой Бауманской ул. и Бригадирского пер., Госпитальная наб., 4с1А пер. Бригадирский (ориен. пер. Бригадирский, вл. 13) (ЦАО, Басманный)
© ТПО Прайд

Мне не понятно другое: почему на церемонии не назвали основного руководителя всей работы, которая провела не одну экскурсию по кампусу – я была на двух – Елену Мызникову?

В списке награжденных авторов фигурируют Елизавета Берестенко, Екатерина Лазарева и основатель фирмы Николай Гордюшин. Начинает напоминать историю с присуждением Ленинской премии авторам Останкинской башни. Впрочем, в данном случае награду не получил и руководитель коллектива проекта МГТУ, стоявший в иерархии еще выше Мызниковой – сам Сергей Кузнецов. Опять же, почему? Чтобы не перекладывать награду из левой руки в правую? 

Относительно второй из победивших школ, строящейся при ЖК «Летний сад» и «Город», – она большая и совершенно не плохая, но довольно обычная на современном уровне развития. Опять же не могу понять, почему отметили именно ее. 
Здание образовательной организации (среднее образование) на 800 мест Дмитровское ш., з/у 107/1(САО,Дмитровский)
© WELTBAU / АБ Клен

Мой собственный фаворит среди трех награжденных школ – музыкальная школа при Консерватории. Тут два сюжета: во-первых, реконструкция здания 1930-х, сделанная в 1990-е, была явно не удачной и есть шанс его теперь «оживить». Второй – новый корпус, который наклоняется к старому веером консолей, увеличивающих площадь этажей в очень стесненной ситуации – как он там уместится, на площадке несложного доходника XIX века, одному Богу известно – и соединяется с ним переходом. 
  • zooming
    Реконструкция здания центральной музыкальной школы Малый Кисловский пер., вл. 4, стр. 5, вл. 4-6, стр. 14 (ЦАО, Пресненский)
    © ИНПАД
  • zooming
    Реконструкция здания центральной музыкальной школы Малый Кисловский пер., вл. 4, стр. 5, вл. 4-6, стр. 14 (ЦАО, Пресненский)
    © ИНПАД


Какое резюме? 

Очевидно предпочтение форм, привлекающих внимание: яйцо, изгиб, скругленный угол, ленты балконов должны лететь, консоли нависать, голова поворачиваться, складываться-раскладываться. Чем чудесачее, тем лучше. Но об этом уже лет пять говорят в кулуарах. Вслух говорит собственно Сергей Кузнецов, определяя новый московский стиль как «эмотех»: хай-тек плюс эмоции. «Яркие, запоминающиеся, выглядящие нетривиально и вызывающие эмоции»; проекты, отличающиеся «технически сложной, но одновременно драматичной и артистичной архитектурой <...> нарочитым использованием сложных инженерных решений, которые архитекторы не скрывают, а, наоборот, подчеркивают». 

А значит, надо согласиться с высказанной здесь идеей Григория Ревзина, что к нам – в Москву, а возможно повсеместно в мире – возвращается идея архитектуры аттракционов, звезд, их еще называют «летающим цирком». Вот только цирк – не тот, о котором вы подумали, а звездный – к нам вряд ли сейчас прилетит. 

К слову заметим, какие примеры приводит Сергей Кузнецов, говоря об эмотехе: 1. собственные работы, все, в авторском коллективе которых он значится как руководитель, от центра Винер до МГТУ; 2. работы знаменитых иностранцев, от RED7 до Бадаевского. Надо сказать, что в обоих случаях авторство заметно разделяется на ядро-идею и – обвязку, то есть собственно проектирование, в случае с иностранцами можно сказать – локальное сопровождение. Сопровождением в большинстве случаев, особенно с иностранцами, занималась компания Апекс, реже, но чаще для Сергея Кузнецова – Прайд, Генпро или KAMEN. Предположим, Кузнецов не может все время один придумывать эмотех, а иностранцев больше нет, кроме сингапурской компании, которую сопровождает тоже Апекс. Кстати, интересно, почему в премии не участвовал Большой московский цирк – но, вероятно, он еще не получил АГР. 

Получается два полюса: на одной стороне уникальные зрелищные решения – а на другой компании, специализированные на сопровождении, стадиях ПД и РД, которые, тем не менее, пробуют оторавться от прагматики и предлагать что-то знаковое. Они-то в изобилии отмечены в этом году премией Москвы. 

Прежде всего компания Апекс – очень большая, если посмотреть на список номинантов, она уступает только Мосинжпроекту, а его не догнать. Признанные специалисты в BIM, генпроектировании и сопровождении. Для которых, с их 3.7 млрд оборота в год, полученные в виде премий 3 млн как дробина слону. Так и хочется их сравнить с проектным институтом. Победившие проекты такие же. В институтах были такие архитекторы, собственные звезды, которым давали возможность поработать над собственными авторскими проектами. В этой роли сейчас выступает Елена Струговец, можно за ней наблюдать. Второй проект чужого авторства – PLP; третий обычный, нельзя сказать, что преодолевающий планку. 

МГТУ трогать не будем, на нем есть печать эмотеха и без меня. А вот, вспоминая Елену Мызникову, которую не назвали автором, рассмотрим работы ИНПАД – компании, название которой переводится как Институт проектирования, архитектуры и дизайна. Крепко укорененный в Екатеринбурге и специлизирующийся на ПД крупных жилых комплексов; «серьезный динозавр», годовой оборот примерно полмиллиарда. Честный институт, на своем сайте указывает выполненные именно им работы. В премии победил два раза. Музыкальная школа – видимо, действительно их концепция и идея. БЦ Noon – концепция бюро SREDAA, от ИНПАДа стадия ПД. 

Но на сайте премии об этом ни слова! А жаль. Кажется, если еще немного поискать, найдутся еще какие-то нестыковки. Хотелось бы, чтобы премия давала срез актуальных московских проектов точно, с именами авторов. И, кстати – авторскими коллективами. Сейчас информации как-то маловато. 

Другая очевидная особенность – среди победивших нет имен известных архитекторов. Их как будто намеренно оставили за бортом в номинантах. На первый план вышли компании-проектировщики – но с нехарактерной для них задачей делать зрелищную архитектуру. Нет ли здесь противоречия?

Получится ли, учитывая обозначенное противоречие, сделать из предложенных ингредиентов нашу самобытно-почвенную разновидность архитектуры аттракциона, эмотех? 

Вот он, вероятно, основной вопрос московской архитектурной политики.

06 Июля 2025

Похожие статьи
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.