ЛДМ: быть или не быть?

В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.

Заляева Алина 
аспирант, Российский институт истории искусств


В ближайшие дни решится судьба Ленинградского дворца молодежи: группа «Эталон» более года назад объявила о планах снести ЛДМ для строительства элитного жилого комплекса, и на заседании Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, которое состоится 18 мая, будет, вероятно, принято решение о включении или отказе во включении ЛДМ в Перечень выявленных памятников [1].  

За это время группа «Эталон» провела благотворительную акцию «Зимний сад в каждый дом», в ходе которой уничтожила зимний сад Ленинградского дворца молодежи – неотъемлемую часть интерьеров потенциального памятника; анонсировала создание проекта «Митьки-Музей», чтобы сохранять «память места Ленинградского дворца молодежи (ЛДМ)» после предполагаемого сноса Ленинградского дворца молодежи. Удивительно, что угроза такому значимому историческому и культурному объекту не вызывает соответствующего протеста в профессиональной среде.

ЛДМ строили студенты из Ленинградского объединенного студенческого строительного отряда, это памятник энтузиазма, светлая и вдохновляющая страница истории Ленинграда. Ленинградский Дворец молодежи, в котором находятся действовавшие до недавнего времени театральная площадка и бассейн, в советское время был не только «точкой сборки» городского сообщества (здесь, в том числе, располагался штаб поисковых отрядов), но и культурной достопримечательностью, отмечавшейся на туристических картах наравне с Эрмитажем. 

В заметке О.Чекмаревой «Молодым ленинградцам» в «Вечернем Ленинграде» за 28 октября 1978 года подводился итог многолетнему строительству Ленинградского дворца молодежи:
Готовится к сдаче вторая очередь Дворца молодежи. Строительство его на набережной Большой Невки было объявлено ленинградской комсомолией ударным. Сегодня почти каждый наш молодой земляк может сказать, что он принимал участие в сооружении дворца. На субботники и воскресники сюда приходили помогать строителям  рабочие и студенты, учащиеся школ и ПТУ, инженеры, воины. И вот вторая очередь это­го комплекса в ближайшие дни примет своих первых гостей. Здесь большой  киноконцертный зал – главный компонент удачно гармонирующей с главным зданием  дворца пристройки. Есть просторные помещения для выставочного и танцевального залов, библиотеки, читального зала. Молодые любители музыки, техники, фото-и кинодела, люди разных увлечений будут иметь здесь клубы, кружки, секции. Здесь ежедневно смогут заниматься несколько тысяч юношей и девушек. Дворец на улице профессора Попова – хороший подарок ленинградской молодежи в честь 60-летия Ленинского комсомола.

Ленинградский дворец молодежи был ключевой выставочной площадкой неофициального и андеграундного искусства (Товарищество экспериментального изобразительного искусства ТЭИИ – одно из крупнейших объединений искусства андеграунда, «Новые художники», «Митьки» и другие). Дворец молодежи является также местом памяти ленинградского рока: здесь в 1987 году проходил в пятый раз ленинградский рок-фестиваль и регулярно проходили рок-концерты. 

Все вышеназванное чиновники КГИОП отнесли бы к обоснованию исторической и мемориальной ценности.

А что представляет собой Ленинградский Дворец молодежи с архитектурно-градостроительной точки зрения?
«Как надо работать»: от интернационального к ленинградскому    

В 1964 году на объявленном Ленинградским обкомом ВЛКСМ конкурсе на строительства «дома молодежи» победил проект молодых архитекторов П.С. Прохорова и В. Лукьянова. Первоначальный проект (вариант I) предусматривал пластину-гостиницу на V-образных опорах и параллелепипед зрительного зала, объединенные подиумом-променадом вокруг внутреннего двора с озеленением. 
Этапы проектирования ЛДМ.
Изображение из архива семьи П.С. Прохорова / предоставлено Алиной Заляевой

Исследователи советской архитектуры сравнивают общее объемно-пространственное решение ЛДМ со зданием ООН в Нью-Йорке (И.Д. Саблин) или с Дворцом конгрессов в Бразилиа (1960) О.Нимейера (А. Броновицкая и Н. Малинин). Между тем, общее композиционное решение – контраст вертикальной плиты-башни с горизонталью корпуса-стилобата и вырастающим из него скульптурным объемом зрительного зала – не требовало обращения к заграничным аналогам: в 1931-1938 годах эту композиционную схему разработали архитекторы Е.А. Левинсон и В.А. Мунц в проекте Дома культуры промкооперации (Дом культуры ЛОСПК), но не смогли ее в полной мере реализовать.  
zooming
Дом культуры ЛОСПК. Южный фасад ЛДМ.
Источник: https://spbarchives.ru/documents/10157/3355185/2.2.jpg / предоставлено Алиной Заляевой

Строительство Ленинградского дворца молодежи происходило в 1969-1977 годах; к авторскому коллективу архитекторов П. С. Прохорова и В. Лукьянова присоединились архитекторы А. П. Изоитко и Тропин В. П.(?), а также главный конструктор М. Г. Христиансен и инженеры В.В. Панова и М.Катышев.
ЛДМ. Проект проспекта Калинина. 1962 год.
Журнал «Строительство и архитектура Москвы» / предоставлено Алиной Заляевой

На втором этапе проектирования (вариант II) число внутренних дворов-атриумов было увеличено до трех. От экзотических для Петербурга-Ленинграда V-образных опор отказались в пользу пилотисов, отсылающих к классическим колоннадам. Второй вариант с променадом на эксплуатируемой кровле и атриумами, несомненно, испытал влияние проектов для Нового Арбата и проспекта Калинина. Но такое объемно-пространственное решение, заимствованное опосредованно через Москву или напрямую из западного опыта, было глубоко чуждо петербургской/ленинградской традиции: атриум, характерный, прежде всего, для южной архитектуры, не отвечал ни облику, ни климату северной столицы.

Переход от второго этапа проектирования к третьему (вариант III) повторял не раз пройденный петербургской архитектурой урок адаптации «южных» архитектурных решений к климатическим условиям невских берегов. Подобно тому, как А.Ф. Щедрин, перестраивая трезиниевское здание Двенадцати коллегий под Университет, застеклил верхний уровень двухъярусной открытой галереи и превратил его в знаменитый университетский коридор, группа архитекторов ЛДМ превращает открытый озелененный двор в зимний сад за навесным стеклянным фасадом. Пандусы и лестницы «уходят» из экстерьера в интерьер с внутренними балконами, что намечает линию заимствований архитектурных решений вилл Ле Корбюзье (Вилла Савой, Вилла Ла Рош). Создание зимнего сада во Дворце молодежи также продолжает основную идею довоенных домов культуры (например, Дома культуры промкооперации), которые были нацелены на демократизацию дворянского (элитарного) образа жизни и адаптировали для нового массового потребителя архитектурный тип дворца. 
Интерьер зимнего сада ЛДМ. Зимний сад в Северном павильоне Малого Эрмитажа. 1865. ГЭ.
Из архива семьи П.С. Прохорова. Эдуард Гау / https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Hau._Interiors_of_the_Sma ll_Hermitage._The_Winter_Garden._1865.jpg / предоставлено Алиной Заляевой
ЛДМ. Фасад Зимнего дворца 1940-1950 гг.
Фотография автора / hermitagemuseum.org / предоставлено Алиной Заляевой

Зимний сад ЛДМ отсылает к зимним садам Малого Эрмитажа и Мариинского дворца. На этом аллюзии на ключевые памятники петербургской архитектуры не заканчиваются: реализованное цветовое решение гостиничного корпуса ЛДМ – подоконные вставки цвета морской волны (невской воды) – несомненно, должно было вызывать в памяти изумрудный оттенок стен Зимнего дворца, выбранный в послевоенный период как наиболее гармонирующий с водами Невы. Архитектурные параллели должны были рождать смысловые оппозиции: императорский дворец – дворец молодежи, Эрмитаж – площадка для выставок современного советского и андеграундного искусства.

При переходе от второго варианта ЛДМ к третьему также производится блестящая градостроительная рокировка: пластина гостиничного корпуса меняется местами со зрительным залом. Если в первых двух вариантах высотная доминанта располагалась ближе к восточному краю квартала, оставляя «визуальный провал» на набережной Малой Невки, то в третьем варианте поставленный торцом к оси Барочной улицы гостиничный корпус замыкает на себя сразу несколько транспортных и водных магистралей. Пластина гостиницы становится вертикалью, доминантой в створе Барочной улицы и реки Крестовки; обращенный на Большой Крестовский мост западный фасад «держит» излучину Малой Невки. Доминанты, которые акцентируют пересечение улиц и проспектов, – неотъемлемая черта петербургской градостроительной школы. 
Изображение предоставлено Алиной Заляевой

«Комплекс призван служить местом общения ленинградской молодежи. И в этом его принципиальное отличие от, скажем, гостиничного комплекса … где функция общения является не основной, а побочной», – писал В.Щербин в статье «Есть дворец юности!» в журнале «Строительство и Архитектура Ленинграда» за 1980 год. Щербин высоко оценивает планировочное единство трех корпусов Дворца Молодежи: «Трудно … в ленинградской практике найти пример столь последовательного, полного и активного воплощения в жизнь принципов «текучего» … пространства … позволил создать динамичную среду, которая так уместна во дворце для молодежи». Водные и существовавшие прежде транспортные магистрали органично «сходятся» на вновь возводимом здании Дворца молодежи: ЛДМ перекодирует существующую застройку, приближаясь к основной идее концепции Нового Элемента Расселения, что селитьба должна формироваться вокруг культурных центров, а не предприятий.

В третьем варианте проекта ЛДМ впервые модернистское горизонтальное членение фасада гостиничного корпуса (за счет глухих ограждений лоджий, вариант III) сменяется вертикальным: в финальных четвертом и пятом вариантах (вариант IV и V) фасад гостиницы оформлен сдвоенными белыми вертикальными ребрами и подоконными вставками цвета морской волны (невской воды?), заключенными в бетонную рамку. Апеллирующее к классическому делению фасадов это архитектурное решение переосмысляет как сдвоенные барочные колонны Зимнего дворца, так и американские небоскребы Миса ван дер Роэ (Сигрэм-билдинг.
Сигрэм-бидинг. ЛДМ
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%BC-%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B3#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:NewYorkSeagram_04.30.2008.JPG https://pastvu.com/p/135477?hl=comment-422365 / предоставлено Алиной Заляевой

Пятый вариант (вариант V) объемно-пространственного и архитектурного решений ЛДМ находит баланс классической петербургской монументальности и модернистской легкости. Торцы гостиничного корпуса «рассечены» вертикально и «соединены» на всю высоту лоджиями с ажурными металлическими, геометрического рисунка, ограждениями, кроме лоджий последнего этажа с глухими бетонными ограждениями. Но гостиничный корпус имел и горизонтальное «рассечение»: за счет глубоких лоджий с глухими бетонными ограждениями, которые опоясывали торец в уровне второго этажа, южная часть гостиницы, поднятая на четырех пилотисах (квадратного сечения), казалась парящей, менее массивной и тяжелой. Лоджиям с юга вторит массивная плита входной группы гостиницы с сохранившим оригинальный шрифт названием «Дворец молодежи».
ЛДМ
Фотография из архива семьи П.С. Прохорова / предоставлено Алиной Заляевой

Реализованный пятый вариант насыщен архитектурными цитатами из построек довоенного ленинградского авангарда. Вынесенная на южный фасад диагональ лестничного марша, ведущего на балкон-террасу, отсылает не столько к пандусам Дворца конгрессов в Бразилиа О.Нимейера, сколько к «парящим» лестницам Первого жилого дома Ленсовета Е.А. Левинсона и И.И. Фомина 1931-1934 гг. Аналогично решение поднятый на пилотисах торец гостиничного корпуса развивает излюбленный прием Г.А. Симонова опирать угол здания на один или два столба, как в Академии железнодорожного транспорта имени Сталина, универмаге Кондратьевского жилмассива или Жилмассиве завода «Большевик». Глухой объем в центре витража зрительного зала, обращенного на Малую Невку, повторяет архитектурное решение Василеостровской фабрики-кухни (архитекторы А. К. Барутчев, И. А. Гильтер, И. А. Меерзон и Я. О. Рубанчик, 1928-1931 гг.), а сам объем зрительного зала с огромным витражом – оммаж Большому концертному залу «Октябрьский», etc.
Первый жилой дом Ленсовета (Левинсон, И.И. Фомин); участники ТЭИИ перед южным фасадом ЛДМ; Дворец конгрессов О.Нимейера
Изображение предоставлено Алиной Заляевой
Торец гостиничного корпуса ЛДМ; Академия железнодорожного транспорта имени т. Сталина и Жилмассив завода «Большевик» (Г.А. Симонов)
Изображение предоставлено Алиной Заляевой
Зрительный зал ЛДМ; Большой концертный зал «Октябрьский»; Василеостровская фабрика-кухня
Изображение предоставлено Алиной Заляевой

С искусством русского авангарда 1920-х – 1930-х годов ЛДМ связывают еще два 
интересных факта. Первый факт: наставником главного архитектора ЛДМ П. С. 
Прохорова был ученик К.С. Малевича и архитектор-супрематист Л.Хидекель. Дочь 
архитектора П.С. Прохорова рассказывает, что в период проектирования ее отец обсуждал архитектурный решения фасадов Дворца молодежи, выходящих на Малую Невку со своим учителем. Второй факт: на блоке машинного помещения для лифтов гостиничного корпуса в 1980-е годы был установлен сферический контейнер для метеоприборов с другого здания архитектора Прохорова – расположенного вблизи Дома Погоды Петербургского метеоцентра. Шар весьма удачно вписался в общее объемно-пространственное решение Дворца молодежи, придав модернистскому зданию некоторый антропоморфизм, напоминающий о фигуративных крестьянских картинах Малевича 1930-х годов. 
Макет ЛДМ
Фотография из архива семьи П.С. Прохорова / предоставлено Алиной Заляевой

Аллюзии на постройки Ле Корбюзье не ограничиваются виллами довоенного периода: Дом Армии Спасения (1926-1929 гг.) в Париже мог стать источником заимствования разноцветных подоконных вставок; бруталистский монастырь Де-Ла-Туретт (1953-1960 гг.) – образец игры с железобетоными элементами: ламелями, кронштейнами и наличниками. И, несомненно, заслуживает упоминание еще одно сходство: подобно павильону «Эспри Нуво» (1925 г.) при возведении Дворца молодежи было сохранено существовавшее озеленение – два столетних дуба перед южным фасадом общественного блока.
ЛДМ. Дом Армии Спасения
Фотография автора / http://www.fondationlecorbusier.fr/corbuweb/morpheus.aspx?sysId=13&IrisObjectId=4593&sysLanguage=fr-fr&itemPos=4&itemCount=78&sysParentId=64&sysParentName / предоставлено Алиной Заляевой
zooming
Монастырь Де-Ла-Туретт. ЛДМ
http://www.fondationlecorbusier.fr/corbuweb/morpheus.aspx?sysId=13&IrisObjectId=4731&sysLanguage=fr-fr&itemPos=19&itemSort=fr-fr_sort_string1%20&itemCount=79&sysParentName=&sysParentId=64 / ГМИ СПб / предоставлено Алиной Заляевой
Макет ЛДМ. Павильон Эспри-Нуво
Фотография из архива семьи П.С. Прохорова / http://www.fondationlecorbusier.fr/corbuweb/morpheus.aspx?sysId=13&IrisObjectId=5061&sysLanguage=fr-fr&itemPos=47&itemSort=fr-fr_sort_string1%20&itemCount=79&sysParentName=&sysParentId=64 / предоставлено Алиной Заляевой

Приведенный краткий анализ архитектурных решений Ленинградского Дворца молодежи сквозь призму этапов его проектирования показывает многогранность и сложность архитектурно-художественного образа здания. Подобно тому, как алмазу придают огранку, проект ЛДМ развивался от первого победившего проекта к реализованному зданию: в его лаконичной и строгой архитектуре мерцают прообразы классических и барочных петербургских дворцов, построек ленинградского авангарда, шедевров зарубежной архитектуры Современного движения (Modern Movement). Дворец молодежи был отмечен государственной премией РСФСР в области архитектуры и оценивается авторитетными исследователями советской архитектуры (доктором искусствоведения В.Г. Лисовским, доктором архитектуры С.П. Заварихиным и др.) как выдающийся образец советского модернизма и ленинградского неоконструктивизма, обладающий высокой градостроительной и архитектурно-художественной ценностью. 

Объединяя в своем архитектурном языке классицизирующее и модернистское направления, Ленинградский Дворец молодежи выработал эталон (злая ирония!) языка архитектуры ленинградского модернизма. 

P.S.: Стоит помнить, что классика не должна быть самой причудливой или самой фантазийной версией стиля: и Ленинградский Дворец молодежи в той же мере является классикой ленинградского модернизма, в какой мы считаем одним из наиболее чистых образцов стиля классицизм здание Академии наук Джакомо Кваренги.

[1] 25 июня 2022 года подано Заявление о включении Ленинградского Дворца молодежи в единый госреестр объектов культурного наследия. По федеральному и региональному законодательству, с момента подачи такого Заявление здание не может быть снесено или повреждено, что как официальная правовая позиция было признано юристами КГИОП в одном из судов (орган по охране памятников). Дворец молодежи старше 40 лет, поэтому может быть признан памятником.

17 Мая 2023

«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Технологии и материалы
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Сейчас на главной
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.