ЛДМ: быть или не быть?

В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.

Заляева Алина 
аспирант, Российский институт истории искусств


В ближайшие дни решится судьба Ленинградского дворца молодежи: группа «Эталон» более года назад объявила о планах снести ЛДМ для строительства элитного жилого комплекса, и на заседании Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, которое состоится 18 мая, будет, вероятно, принято решение о включении или отказе во включении ЛДМ в Перечень выявленных памятников [1].  

За это время группа «Эталон» провела благотворительную акцию «Зимний сад в каждый дом», в ходе которой уничтожила зимний сад Ленинградского дворца молодежи – неотъемлемую часть интерьеров потенциального памятника; анонсировала создание проекта «Митьки-Музей», чтобы сохранять «память места Ленинградского дворца молодежи (ЛДМ)» после предполагаемого сноса Ленинградского дворца молодежи. Удивительно, что угроза такому значимому историческому и культурному объекту не вызывает соответствующего протеста в профессиональной среде.

ЛДМ строили студенты из Ленинградского объединенного студенческого строительного отряда, это памятник энтузиазма, светлая и вдохновляющая страница истории Ленинграда. Ленинградский Дворец молодежи, в котором находятся действовавшие до недавнего времени театральная площадка и бассейн, в советское время был не только «точкой сборки» городского сообщества (здесь, в том числе, располагался штаб поисковых отрядов), но и культурной достопримечательностью, отмечавшейся на туристических картах наравне с Эрмитажем. 

В заметке О.Чекмаревой «Молодым ленинградцам» в «Вечернем Ленинграде» за 28 октября 1978 года подводился итог многолетнему строительству Ленинградского дворца молодежи:
Готовится к сдаче вторая очередь Дворца молодежи. Строительство его на набережной Большой Невки было объявлено ленинградской комсомолией ударным. Сегодня почти каждый наш молодой земляк может сказать, что он принимал участие в сооружении дворца. На субботники и воскресники сюда приходили помогать строителям  рабочие и студенты, учащиеся школ и ПТУ, инженеры, воины. И вот вторая очередь это­го комплекса в ближайшие дни примет своих первых гостей. Здесь большой  киноконцертный зал – главный компонент удачно гармонирующей с главным зданием  дворца пристройки. Есть просторные помещения для выставочного и танцевального залов, библиотеки, читального зала. Молодые любители музыки, техники, фото-и кинодела, люди разных увлечений будут иметь здесь клубы, кружки, секции. Здесь ежедневно смогут заниматься несколько тысяч юношей и девушек. Дворец на улице профессора Попова – хороший подарок ленинградской молодежи в честь 60-летия Ленинского комсомола.

Ленинградский дворец молодежи был ключевой выставочной площадкой неофициального и андеграундного искусства (Товарищество экспериментального изобразительного искусства ТЭИИ – одно из крупнейших объединений искусства андеграунда, «Новые художники», «Митьки» и другие). Дворец молодежи является также местом памяти ленинградского рока: здесь в 1987 году проходил в пятый раз ленинградский рок-фестиваль и регулярно проходили рок-концерты. 

Все вышеназванное чиновники КГИОП отнесли бы к обоснованию исторической и мемориальной ценности.

А что представляет собой Ленинградский Дворец молодежи с архитектурно-градостроительной точки зрения?
«Как надо работать»: от интернационального к ленинградскому    

В 1964 году на объявленном Ленинградским обкомом ВЛКСМ конкурсе на строительства «дома молодежи» победил проект молодых архитекторов П.С. Прохорова и В. Лукьянова. Первоначальный проект (вариант I) предусматривал пластину-гостиницу на V-образных опорах и параллелепипед зрительного зала, объединенные подиумом-променадом вокруг внутреннего двора с озеленением. 
Этапы проектирования ЛДМ.
Изображение из архива семьи П.С. Прохорова / предоставлено Алиной Заляевой

Исследователи советской архитектуры сравнивают общее объемно-пространственное решение ЛДМ со зданием ООН в Нью-Йорке (И.Д. Саблин) или с Дворцом конгрессов в Бразилиа (1960) О.Нимейера (А. Броновицкая и Н. Малинин). Между тем, общее композиционное решение – контраст вертикальной плиты-башни с горизонталью корпуса-стилобата и вырастающим из него скульптурным объемом зрительного зала – не требовало обращения к заграничным аналогам: в 1931-1938 годах эту композиционную схему разработали архитекторы Е.А. Левинсон и В.А. Мунц в проекте Дома культуры промкооперации (Дом культуры ЛОСПК), но не смогли ее в полной мере реализовать.  
zooming
Дом культуры ЛОСПК. Южный фасад ЛДМ.
Источник: https://spbarchives.ru/documents/10157/3355185/2.2.jpg / предоставлено Алиной Заляевой

Строительство Ленинградского дворца молодежи происходило в 1969-1977 годах; к авторскому коллективу архитекторов П. С. Прохорова и В. Лукьянова присоединились архитекторы А. П. Изоитко и Тропин В. П.(?), а также главный конструктор М. Г. Христиансен и инженеры В.В. Панова и М.Катышев.
ЛДМ. Проект проспекта Калинина. 1962 год.
Журнал «Строительство и архитектура Москвы» / предоставлено Алиной Заляевой

На втором этапе проектирования (вариант II) число внутренних дворов-атриумов было увеличено до трех. От экзотических для Петербурга-Ленинграда V-образных опор отказались в пользу пилотисов, отсылающих к классическим колоннадам. Второй вариант с променадом на эксплуатируемой кровле и атриумами, несомненно, испытал влияние проектов для Нового Арбата и проспекта Калинина. Но такое объемно-пространственное решение, заимствованное опосредованно через Москву или напрямую из западного опыта, было глубоко чуждо петербургской/ленинградской традиции: атриум, характерный, прежде всего, для южной архитектуры, не отвечал ни облику, ни климату северной столицы.

Переход от второго этапа проектирования к третьему (вариант III) повторял не раз пройденный петербургской архитектурой урок адаптации «южных» архитектурных решений к климатическим условиям невских берегов. Подобно тому, как А.Ф. Щедрин, перестраивая трезиниевское здание Двенадцати коллегий под Университет, застеклил верхний уровень двухъярусной открытой галереи и превратил его в знаменитый университетский коридор, группа архитекторов ЛДМ превращает открытый озелененный двор в зимний сад за навесным стеклянным фасадом. Пандусы и лестницы «уходят» из экстерьера в интерьер с внутренними балконами, что намечает линию заимствований архитектурных решений вилл Ле Корбюзье (Вилла Савой, Вилла Ла Рош). Создание зимнего сада во Дворце молодежи также продолжает основную идею довоенных домов культуры (например, Дома культуры промкооперации), которые были нацелены на демократизацию дворянского (элитарного) образа жизни и адаптировали для нового массового потребителя архитектурный тип дворца. 
Интерьер зимнего сада ЛДМ. Зимний сад в Северном павильоне Малого Эрмитажа. 1865. ГЭ.
Из архива семьи П.С. Прохорова. Эдуард Гау / https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Hau._Interiors_of_the_Sma ll_Hermitage._The_Winter_Garden._1865.jpg / предоставлено Алиной Заляевой
ЛДМ. Фасад Зимнего дворца 1940-1950 гг.
Фотография автора / hermitagemuseum.org / предоставлено Алиной Заляевой

Зимний сад ЛДМ отсылает к зимним садам Малого Эрмитажа и Мариинского дворца. На этом аллюзии на ключевые памятники петербургской архитектуры не заканчиваются: реализованное цветовое решение гостиничного корпуса ЛДМ – подоконные вставки цвета морской волны (невской воды) – несомненно, должно было вызывать в памяти изумрудный оттенок стен Зимнего дворца, выбранный в послевоенный период как наиболее гармонирующий с водами Невы. Архитектурные параллели должны были рождать смысловые оппозиции: императорский дворец – дворец молодежи, Эрмитаж – площадка для выставок современного советского и андеграундного искусства.

При переходе от второго варианта ЛДМ к третьему также производится блестящая градостроительная рокировка: пластина гостиничного корпуса меняется местами со зрительным залом. Если в первых двух вариантах высотная доминанта располагалась ближе к восточному краю квартала, оставляя «визуальный провал» на набережной Малой Невки, то в третьем варианте поставленный торцом к оси Барочной улицы гостиничный корпус замыкает на себя сразу несколько транспортных и водных магистралей. Пластина гостиницы становится вертикалью, доминантой в створе Барочной улицы и реки Крестовки; обращенный на Большой Крестовский мост западный фасад «держит» излучину Малой Невки. Доминанты, которые акцентируют пересечение улиц и проспектов, – неотъемлемая черта петербургской градостроительной школы. 
Изображение предоставлено Алиной Заляевой

«Комплекс призван служить местом общения ленинградской молодежи. И в этом его принципиальное отличие от, скажем, гостиничного комплекса … где функция общения является не основной, а побочной», – писал В.Щербин в статье «Есть дворец юности!» в журнале «Строительство и Архитектура Ленинграда» за 1980 год. Щербин высоко оценивает планировочное единство трех корпусов Дворца Молодежи: «Трудно … в ленинградской практике найти пример столь последовательного, полного и активного воплощения в жизнь принципов «текучего» … пространства … позволил создать динамичную среду, которая так уместна во дворце для молодежи». Водные и существовавшие прежде транспортные магистрали органично «сходятся» на вновь возводимом здании Дворца молодежи: ЛДМ перекодирует существующую застройку, приближаясь к основной идее концепции Нового Элемента Расселения, что селитьба должна формироваться вокруг культурных центров, а не предприятий.

В третьем варианте проекта ЛДМ впервые модернистское горизонтальное членение фасада гостиничного корпуса (за счет глухих ограждений лоджий, вариант III) сменяется вертикальным: в финальных четвертом и пятом вариантах (вариант IV и V) фасад гостиницы оформлен сдвоенными белыми вертикальными ребрами и подоконными вставками цвета морской волны (невской воды?), заключенными в бетонную рамку. Апеллирующее к классическому делению фасадов это архитектурное решение переосмысляет как сдвоенные барочные колонны Зимнего дворца, так и американские небоскребы Миса ван дер Роэ (Сигрэм-билдинг.
Сигрэм-бидинг. ЛДМ
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%BC-%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B3#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:NewYorkSeagram_04.30.2008.JPG https://pastvu.com/p/135477?hl=comment-422365 / предоставлено Алиной Заляевой

Пятый вариант (вариант V) объемно-пространственного и архитектурного решений ЛДМ находит баланс классической петербургской монументальности и модернистской легкости. Торцы гостиничного корпуса «рассечены» вертикально и «соединены» на всю высоту лоджиями с ажурными металлическими, геометрического рисунка, ограждениями, кроме лоджий последнего этажа с глухими бетонными ограждениями. Но гостиничный корпус имел и горизонтальное «рассечение»: за счет глубоких лоджий с глухими бетонными ограждениями, которые опоясывали торец в уровне второго этажа, южная часть гостиницы, поднятая на четырех пилотисах (квадратного сечения), казалась парящей, менее массивной и тяжелой. Лоджиям с юга вторит массивная плита входной группы гостиницы с сохранившим оригинальный шрифт названием «Дворец молодежи».
ЛДМ
Фотография из архива семьи П.С. Прохорова / предоставлено Алиной Заляевой

Реализованный пятый вариант насыщен архитектурными цитатами из построек довоенного ленинградского авангарда. Вынесенная на южный фасад диагональ лестничного марша, ведущего на балкон-террасу, отсылает не столько к пандусам Дворца конгрессов в Бразилиа О.Нимейера, сколько к «парящим» лестницам Первого жилого дома Ленсовета Е.А. Левинсона и И.И. Фомина 1931-1934 гг. Аналогично решение поднятый на пилотисах торец гостиничного корпуса развивает излюбленный прием Г.А. Симонова опирать угол здания на один или два столба, как в Академии железнодорожного транспорта имени Сталина, универмаге Кондратьевского жилмассива или Жилмассиве завода «Большевик». Глухой объем в центре витража зрительного зала, обращенного на Малую Невку, повторяет архитектурное решение Василеостровской фабрики-кухни (архитекторы А. К. Барутчев, И. А. Гильтер, И. А. Меерзон и Я. О. Рубанчик, 1928-1931 гг.), а сам объем зрительного зала с огромным витражом – оммаж Большому концертному залу «Октябрьский», etc.
Первый жилой дом Ленсовета (Левинсон, И.И. Фомин); участники ТЭИИ перед южным фасадом ЛДМ; Дворец конгрессов О.Нимейера
Изображение предоставлено Алиной Заляевой
Торец гостиничного корпуса ЛДМ; Академия железнодорожного транспорта имени т. Сталина и Жилмассив завода «Большевик» (Г.А. Симонов)
Изображение предоставлено Алиной Заляевой
Зрительный зал ЛДМ; Большой концертный зал «Октябрьский»; Василеостровская фабрика-кухня
Изображение предоставлено Алиной Заляевой

С искусством русского авангарда 1920-х – 1930-х годов ЛДМ связывают еще два 
интересных факта. Первый факт: наставником главного архитектора ЛДМ П. С. 
Прохорова был ученик К.С. Малевича и архитектор-супрематист Л.Хидекель. Дочь 
архитектора П.С. Прохорова рассказывает, что в период проектирования ее отец обсуждал архитектурный решения фасадов Дворца молодежи, выходящих на Малую Невку со своим учителем. Второй факт: на блоке машинного помещения для лифтов гостиничного корпуса в 1980-е годы был установлен сферический контейнер для метеоприборов с другого здания архитектора Прохорова – расположенного вблизи Дома Погоды Петербургского метеоцентра. Шар весьма удачно вписался в общее объемно-пространственное решение Дворца молодежи, придав модернистскому зданию некоторый антропоморфизм, напоминающий о фигуративных крестьянских картинах Малевича 1930-х годов. 
Макет ЛДМ
Фотография из архива семьи П.С. Прохорова / предоставлено Алиной Заляевой

Аллюзии на постройки Ле Корбюзье не ограничиваются виллами довоенного периода: Дом Армии Спасения (1926-1929 гг.) в Париже мог стать источником заимствования разноцветных подоконных вставок; бруталистский монастырь Де-Ла-Туретт (1953-1960 гг.) – образец игры с железобетоными элементами: ламелями, кронштейнами и наличниками. И, несомненно, заслуживает упоминание еще одно сходство: подобно павильону «Эспри Нуво» (1925 г.) при возведении Дворца молодежи было сохранено существовавшее озеленение – два столетних дуба перед южным фасадом общественного блока.
ЛДМ. Дом Армии Спасения
Фотография автора / http://www.fondationlecorbusier.fr/corbuweb/morpheus.aspx?sysId=13&IrisObjectId=4593&sysLanguage=fr-fr&itemPos=4&itemCount=78&sysParentId=64&sysParentName / предоставлено Алиной Заляевой
zooming
Монастырь Де-Ла-Туретт. ЛДМ
http://www.fondationlecorbusier.fr/corbuweb/morpheus.aspx?sysId=13&IrisObjectId=4731&sysLanguage=fr-fr&itemPos=19&itemSort=fr-fr_sort_string1%20&itemCount=79&sysParentName=&sysParentId=64 / ГМИ СПб / предоставлено Алиной Заляевой
Макет ЛДМ. Павильон Эспри-Нуво
Фотография из архива семьи П.С. Прохорова / http://www.fondationlecorbusier.fr/corbuweb/morpheus.aspx?sysId=13&IrisObjectId=5061&sysLanguage=fr-fr&itemPos=47&itemSort=fr-fr_sort_string1%20&itemCount=79&sysParentName=&sysParentId=64 / предоставлено Алиной Заляевой

Приведенный краткий анализ архитектурных решений Ленинградского Дворца молодежи сквозь призму этапов его проектирования показывает многогранность и сложность архитектурно-художественного образа здания. Подобно тому, как алмазу придают огранку, проект ЛДМ развивался от первого победившего проекта к реализованному зданию: в его лаконичной и строгой архитектуре мерцают прообразы классических и барочных петербургских дворцов, построек ленинградского авангарда, шедевров зарубежной архитектуры Современного движения (Modern Movement). Дворец молодежи был отмечен государственной премией РСФСР в области архитектуры и оценивается авторитетными исследователями советской архитектуры (доктором искусствоведения В.Г. Лисовским, доктором архитектуры С.П. Заварихиным и др.) как выдающийся образец советского модернизма и ленинградского неоконструктивизма, обладающий высокой градостроительной и архитектурно-художественной ценностью. 

Объединяя в своем архитектурном языке классицизирующее и модернистское направления, Ленинградский Дворец молодежи выработал эталон (злая ирония!) языка архитектуры ленинградского модернизма. 

P.S.: Стоит помнить, что классика не должна быть самой причудливой или самой фантазийной версией стиля: и Ленинградский Дворец молодежи в той же мере является классикой ленинградского модернизма, в какой мы считаем одним из наиболее чистых образцов стиля классицизм здание Академии наук Джакомо Кваренги.

[1] 25 июня 2022 года подано Заявление о включении Ленинградского Дворца молодежи в единый госреестр объектов культурного наследия. По федеральному и региональному законодательству, с момента подачи такого Заявление здание не может быть снесено или повреждено, что как официальная правовая позиция было признано юристами КГИОП в одном из судов (орган по охране памятников). Дворец молодежи старше 40 лет, поэтому может быть признан памятником.

17 Мая 2023

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.