English version

Архитектура механизма

Мы уже писали о проекте торгового центра «Времена года» на Кутузовском проспекте. Это очень продвинутое в техническом отношении здание, весь южный фасад которого, обращенный к трассе, превращен в управляемую компьютером механическую витрину. Теперь здание построено, фешенебельный торговый центр в нем открыт и на все это можно посмотреть

author pht

Автор текста:
Юлия Тарабарина

23 Июня 2008
mainImg
Архитектор:
Владимир Плоткин
Мастерская:
ТПО «Резерв»
Проект:
«Времена года». Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс на Кутузовском проспекте
Россия, Москва, Кутузовский проспект, вл. 48

Авторский коллектив:
В.И. Плоткин, И.В. Деева, А.К.Бородушкин, Д.В. Казаков, А.С. Романова, А.В. Логвинова при участии: М.В. Шершовой, Н.Б. Анохиной

2002 — 2005 / 2005 — 2008

Заказчики / Подрядчики:
ООО «Октан Плюс-Альфа», ООО «ФСК «АРК-Строй»

 

Первоначально Владимир Плоткин планировал превратить главный фасад, вытянутый вдоль проспекта, в прозрачную витрину, демонстрирующую внутренность магазинов – приблизительно так, как это сделано в расположенном неподалеку ТЦ «Квадро», весь парадный фасад которого – стеклянный. Такое здание особенно эффектно ночью – светящаяся коробка, наполненная товарами. Но заказчик по каким-то соображениям отклонил вариант прозрачного «открытого» фасада и тогда возник более сложный вариант витрины – механизированный «закрытый».

Этот фасад состоит из прямоугольников, которые чередуются в шахматном порядке – половина из них стеклянные витрины, за которыми помещены плакаты на тринитронах, вторая половина – металлизированные панели с множеством квадратных отверстий, в которых размещены лампочки-леды. Цвет лампочек и поворот тринитронов в витринах управляется компьютером и при желании может складываться в один гигантский рисунок размером с торговый центр.

Пока, к сожалению, компьютеризированный мега-билборд никому увидеть не удалось, хотя все механизмы работают – рассказывает автор этого замысла Владимир Плоткин. Сейчас лампочки светятся как правило одним цветом – соответственно времени года, зимой были сиреневые, весной зеленые; иногда из них собирают несложные рисунки – перед Новым годом были снежинки, а перед выборами флаги. Не мне судить о прибыльности рекламы, но почему-то кажется, что использовать этот механизм таким несложным способом равносильно забиванию гвоздей микроскопом.

Так или иначе, а механизация превратила здание торгового центра в разновидность дома-машины – и фасады подхватывают эту тему. Большая часть внешних поверхностей – там, где нет витрин, покрыта металлизированными серыми пластинами, испещренными миниатюрными, но достаточно частыми заклепками. От этого здание выглядит железным, причем не так, как современный автомобиль, а как какое-нибудь инженерное сооружение – мост, военный корабль или даже бронепоезд.

Можно подумать, что перед нами гигантский механизм, застывшей в процессе трансформации: навстречу едущим машинам раскрылся стеклянными плоскостями торец здания, а из него, почти как капитанский мостик, «выстрелил» острый и длинный балкон. В то же время на главном фасаде – почти как пушки из борта корабля, на трехметровой высоте выдвинулись два стеклянных эркера. Бронь серых панелей на фасаде равномерно раздвинулась, обнаружив витрины с яркими плакатами – но витрины тоже как будто бы раскрылись не до конца, застыли под углом.

Все это, разумеется, домыслы. На самом деле витрины развернуты под углом для того, чтобы плакаты были виднее – вверху в одну сторону, внизу в другую. И никаких значительных движений здание не совершает. Но в здании заложен сюжет, поддерживающий тему трансформации воображаемого «чуда робототехники». Это  сделано ненавязчиво, тонким намеком, но очень последовательно, путем сопоставления прямых углов, квадратов и прямоугольников (их большинство) – и редких наклонных линий. Легкий скос, который в другой, менее строгой системе координат никто бы и не заметил, здесь, среди прямых углов, становится признаком движения. Именно поэтому кажется, что нос – выстрелил, а витрины – выдвинулись. Это динамичные части здания-механизма.

Когда же входим внутрь – ощущения резко меняются. Снаружи был жесткий внешний мир, от которого дом-механизм отгораживается своей гламурной броней, внутри же – лоск тихоокеанского лайнера, только без ковров. Пол блестит почище, чем надраенная палуба, все, от пола до потолка, сияет белизной. Прямые углы и линии сменяются кружением – круглыми опорами-«колоннами», круглыми атриумами и витринами. Точечные светильники расставлены по потолку кругами и отражаются в блестящей плоскости пола и витринах пассажа, многократно повторяясь. Вместо жестковатой определенности «внешнего» механизма внутри – блеск и вращение, которые немного сбивают вошедшего с толку – вероятно, готовя к головокружительным затратам (магазины дорогие).

Усиливая произведенный эффект, круглые «колонны», прорастая сквозь все этажи, расходятся кверху под очень слабым углом. Если сказать точнее, опоры чередуются – вокруг атриумов они наклонены, между ними поставлены прямо, и если смотреть вдоль пассажа, получится очень своеобразная колоннада, отдаленно напоминающая аллею деревьев, которые никогда не растут все подряд строго вертикально. Хотя ничего в прямом смысле биологического здесь и в помине нет – а есть лишь едва заметная игра с перспективой – при взгляде снизу атриумы кажутся шире, просторнее, если же посмотреть сверху вниз – они быстро сужаются. Круглые дворики увенчаны конусообразными куполами, похожими на большие трубы. «Трубы» развернуты в сторону юго-востока, стремясь захватить побольше солнечного света для пространства атриумов. А их поворот возвращает нас к теме трансформации гигантского механизма.
.
Итак, здание торгового центра превращено в гигантскую высокотехнологичную витрину. Здание-витрина, будучи задумано как технически сложное решение, приобрело сходство с механизмом, получило характерную металлическую фактуру и прониклось техногенной жесткостью. Оно заставляет подозревать в себе скрытое движение – как уже произошедшее, так и могущее совершиться, хотя на самом-то деле оно ни капельки не шевелится. Когда же мы заходим внутрь, одно впечатление сменяется другим, не противоположным, но контрастным. Белое, прозрачное, круглящееся пространство, нанизанное на четыре «воздушные оси» атриумов, обеспечивает иррациональную легкость после колкого механицизма фасадов – и как следствие, создает у посетителей подходящее настроение для шоппинга.

Фото: Алексей Народицкий
zooming
ТЦ «Времена года». Проект размещения рекламы на фасаде
Фото: Алексей Народицкий
Торговый комплекс «Времена года». Владимир Плоткин, ТПО «Резерв». Фото: Алексей Народицкий
Торговый комплекс «Времена года». Владимир Плоткин, ТПО «Резерв». Фото: Алексей Народицкий
Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс «Времена года» – участник экспозиции российского павильона XI венецианской биеннале. Фото: Алексей Народицкий
Фото: Алексей Народицкий
Фото: Алексей Народицкий
Фото: Алексей Народицкий
zooming
Продольный разрез
Попречный разрез


Архитектор:
Владимир Плоткин
Мастерская:
ТПО «Резерв»
Проект:
«Времена года». Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс на Кутузовском проспекте
Россия, Москва, Кутузовский проспект, вл. 48

Авторский коллектив:
В.И. Плоткин, И.В. Деева, А.К.Бородушкин, Д.В. Казаков, А.С. Романова, А.В. Логвинова при участии: М.В. Шершовой, Н.Б. Анохиной

2002 — 2005 / 2005 — 2008

Заказчики / Подрядчики:
ООО «Октан Плюс-Альфа», ООО «ФСК «АРК-Строй»

 

23 Июня 2008

author pht

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Занавес из фибробетона
Реконструкция театра начала XX века в Эврё включает напоминающие занавес фасады из фибробетона толщиной 8 см и весом 11,2 тонн. Авторы проекта – бюро Opus 5.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.