English version

Выбор в пользу будущего

Представляем конкурсный проект развития ГМИИ им. Пушкина, разработанный мастерской Сергея Скуратова.

mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Концепция развития ГМИИ им. А.С.Пушкина. Конкурсный проект
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Сергей Скуратов – творческий руководитель и главный архитектор проекта. Джел Гемеджи, Игорь Голубев, Наталья Золотова, Иван Ильин, Егор Королев, Виктор Обвинцев, Илья Самсонов, Стас Субботин, Кристина Ухина. При участии: Ксения Алексеева, Сергей Безверхий, Юлия Любцова, Иван Матвеев, Антон Терентьев, Антон Чурадаев
 

4.2014 — 6.2014
Из всех участников недавнего конкурса Сергей Скуратов подошел к поставленной задаче наиболее комплексно, заложив в свой проект максимальное разнообразие возможностей развития знаменитого музея. Достаточно сказать хотя бы о том, что Скуратов продумал и сценарий реконструкции главного здания, и создание «музейного» выхода из метро «Кропоткинская», и развитие всей прилегающей к будущему музейному городку территории. Однако подобный обстоятельный подход неизбежно приводит к существенным переменам в окружающем музей пространстве – понятно, что иначе сложно добиться гармоничного и целостного развития столь большой и разношерстной по своему составу территории, но убедить в необходимости подобных перемен может оказаться не просто.  И с данным проектом получилось именно так: концепция Скуратова отпугнула организаторов конкурса своей масштабностью и градостроительной решительностью. 
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects

Фактически архитектор перепрограммирует застройку этой части Волхонки. Вполне предсказуемо делая основное здание музея композиционным центром городка, он окружает его сразу тремя кварталами – многофункциональными ансамблями, каждый из которых получает собственную развитую пешеходно-парковую зону. Они выстраиваются вдоль основной оси, которую задает направление главного фасада музея и поддерживают два новых объема, замыкающих композицию с противоположных сторон на равном от основного здания расстоянии. «Таким образом комплекс обретает столь необходимую ему ясную геометрию и четкую пространственную схему, поддержанную логистическими решениями», – комментирует архитектор. 
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects

И хотя в панораме улицы городок материализуется сложной системой общественных пространств и тремя основными отдельно стоящими объемами, ниже уровня земли Скуратов предлагает их соединить. Помимо собственно галерей-переходов, новая подземная структура включает в себя дополнительный выход из метро «Кропоткинская», подземную автостоянку, вестибюли, подсобные помещения, депозитарии и выставочные залы. Но вместе с тем каждый из ансамблей получает отдельные транспортно-загрузочные центры, рассчитанные на параллельное обеспечение каждого из трех «кварталов» музейного городка. Иными словами, городок может существовать и как слаженный единый механизм, и как созвездие независимых кластеров, среди которых, кстати, далеко не все должны быть строго музейными. 
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects

Это вообще один из принципиальных для Скуратова моментов: по его мнению, ГМИИ давно пора выходить за пределы своего музейного и шире – просветительского – амплуа. Именно поэтому к площади Пречистенских ворот и Гоголевскому бульвару музейный городок обращен многофункциональным входным павильоном: открытый и прозрачный, этот объем рассчитан на самый широкий спектр событий, в том числе в вечернее время, когда другие здания ГМИИ закрыты. Иными словами, это такое «посольство» музея, куда посетители могли бы попадать без билета – своего рода прелюдия к знакомству с собранием, которая кого-то побудит к общению с произведениями искусства, а кого-то, наоборот, полностью удовлетворит кафе, книжным магазином и информационным центром. Павильон и внешне всецело выражает идею открытости и доступности: его первый этаж архитектор полностью остекляет, пуская поверх витражей тонкие изящные ламели из кортеновой стали, а второй решает в виде белоснежной динамично выдвинутой к улице прямоугольной консоли с большой гостеприимной террасой. И главное, разместить его Скуратов предложил  над новым выходом из метро и подземной стоянкой – тогда через многофункциональный музейный «хаб» действительно проходило бы огромное большинство посетителей. 
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects

Но реализовать столь амбициозный градостроительный замысел, можно лишь перенеся автозаправку 1930-х годов, не так давно признанную вновь выявленным памятником архитектуры. «Градозащитники, естественно, сразу же поставили мне «двойку», хотя (-) я убежден, что сохраняя этот объект, город жертвует гораздо большим – качеством создаваемой здесь среды и новой архитектуры, а главное, самой возможностью полноценного развития музея на долгосрочную перспективу», – говорит архитектор. Тут важно добавить, что Сергей Скуратов не выступает за уничтожение «грибков»: учтя, что функционально правительственная АЗС в любом случае переместится с Волхонки на Болотную площадь (решение об этом уже принято), он лишь предложил рассмотреть вариант их переноса туда же, тем более что на фоне современного им Дома на Набережной они смотрелись бы вполне уместно. Что же касается нового строительства на территории, примыкающей к усадьбе, то архитектор подчеркивает: конкурсное задание ставило перед участниками вопрос о том, как это место может развиваться в долгосрочной перспективе, и он постарался ответить на него максимально развернуто.  
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects

Единственный из всех участников конкурса, Сергей Скуратов также сделал предложения по реконструкции основного здания, найдя в нем «скрытые резервы», которые позволяют  увеличить полезную площадь без вмешательства в исторический облик. В частности, организуется новый подземный этаж, раскапывается часть засыпанных помещений существующего цокольного, а также очищаются от хаотичных хозяйственных функций и перекрываются два существующих внутренних двора. И лишь со стороны Малого Знаменского переулка архитектор предложил создать отдельно стоящий стеклянный вход-тамбур – лаконичный, почти прозрачный параллелепипед, который кажется ненадолго пристыковавшимся к историческим стенам механизмом. На самом деле этот «механизм», конечно, стационарен, но его подчеркнуто нейтральный внешний облик делает взаимодействие старого и нового предельно тактичным, если не сказать осторожным, одновременно позволяя создать в музее инфраструктуру, соответствующую современным требованиям безопасности и комфорта доступа.
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects

И, наконец, объем, который позволит музею надолго забыть о тесноте своих фондохранилищ и мастерских, – депозитарно-реставрационный выставочный центр (ДРВЦ) общей площадью 20000 кв.м. – Скуратов располагает по другую сторону переулка, во дворах между домом Верстовского (отдел графики) и домом Стулова (административно-библиотечный корпус). Окруженное историческими памятниками, реконструкциями и новоделами, это пространство, по мнению архитектора, вряд ли способно выдержать что-то, кроме одной ясной и строгой формы. И именно такую форму Сергей Скуратов и создает – узкий и вытянутый параллелепипед расположен параллельно Волхонке и своим торцом обращен к главному зданию музея. 
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects

Этот торец – лицо всего комплекса. Архитектор и здесь использует в качестве фасадных материалов стекло и кортен, только на этот раз ламели приобретают такую ширину, что становятся больше похожи на пилоны высотой в этаж. Повернутые к фасаду под разным углом, они придают поверхности глубину, а главное, делают это здание абсолютно не похожим на сугубо утилитарную «коробку» фондохранилища. Большую роль здесь, конечно, играет и кортен-сталь – материал очень выразительный и артистичный, превращающий лаконичный объем в эффектную самодостаточную скульптуру. Впрочем, дом, несмотря на всю сдержанность своей геометрии, весьма активно взаимодействует с окружающим пространством: в центральной части объема архитектор делает большую прямоугольную арку, в которую вписан один из переданных музею особняков. К этому домику, через который корпус ДРВЦ в прямом смысле переступает, Скуратов подводит длинную пологую лестницу, а вокруг нее разбивает многоуровневую пешеходную  площадь, с помощью которой объединяет и структурирует все разрозненные дворы квартала. 
Концепция развития ГМИИ. Корпус депозитария © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ. Корпус депозитария © Сергей Скуратов Architects

И если этот исторический особняк Скуратову за счет выреза в теле здания ДРВЦ удается сохранить, то флигелем усадьбы Глебовых архитектор после долгих и мучительных размышлений решил пожертвовать. «Это решение выстраданное и осознанное, – подчеркивает Сергей Скуратов. – Я сделал очень много вариантов планировки здания, позволявших сохранить флигель, и во всех случаях приходилось жертвовать либо площадью самого депозитария, либо общественным пространством перед ним, которое, на мой взгляд, здесь совершенно необходимо, так как дает всему комплексу «воздух», а главное, активно вовлекает город в музейную жизнь. Да, можно было также сохранить флигель не целиком, а фрагментами (как предлагало конкурсное ТЗ), но это казалось мне градостроительной профанацией, и в итоге я сделал выбор в пользу пространства, за счет которого и становится возможна современная жизнь исторической архитектуры, соответствующая потребностям музея ХХI века». 
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects

По отношению к главному зданию и сложившейся на Волхонке исторической застройке  здание ДРВЦ на первый взгляд кажется слишком большим, слишком современным, слишком геометрически строгим. Но оно намеренно утоплено вглубь квартала ради возможности создания здесь открытого общественного пространства, ради того, чтобы оказаться на уважительном расстоянии от памятников и при этом вести с ними полноценный диалог от лица своей эпохи. Уравновешенное входным павильоном на противоположной границе участка, оно делает все пространство музейного городка не только подчеркнуто современным по своей эстетике, но и безупречно функциональным и ясным, что с точки зрения будущих пользователей музея, возможно, даже важнее.
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Концепция развития ГМИИ им. А.С.Пушкина. Конкурсный проект
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Сергей Скуратов – творческий руководитель и главный архитектор проекта. Джел Гемеджи, Игорь Голубев, Наталья Золотова, Иван Ильин, Егор Королев, Виктор Обвинцев, Илья Самсонов, Стас Субботин, Кристина Ухина. При участии: Ксения Алексеева, Сергей Безверхий, Юлия Любцова, Иван Матвеев, Антон Терентьев, Антон Чурадаев
 

4.2014 — 6.2014

07 Июля 2014

Сергей Скуратов ARCHITECTS: другие проекты
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Domus Aurea
Рассматриваем дом Тессинский-1 Сергея Скуратова, завершенный в 2023 году. Расположенный в середине района Серебрянической набережной, на пересечении ее основных улиц, он берет на себя некую «узловую» роль: не только реагирует на все вокруг и не только сохраняет внутри себя много воспоминаний о заводе ЭМА, но сплетает это все в некий по-новому срежиссированный узор, примиряя яркое «золото» и темный кирпич, не в малой степени – с помощью нового, современно-архаичного кирпича Columba, который, если подумать, и есть тут самый драгоценный элемент.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Тень от гвоздя
ЖК «Резиденции композиторов» построен по проекту Сергея Скуратова, который в 2011 году выиграл международный конкурс. Началось с поиска образа и отсечения лишнего, затем с реализации узнаваемой скуратовской архитектуры. А закончилось сносом корпусов фабрики Шлихтермана, сохранение которых было утверждено вместе с проектом всеми ведомствами. История кажется поучительной и важной для понимания истории всех 11 лет, на протяжении которых проектировали и строили комплекс.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Тонкая материя
Дом Медный 3.14 составлен из двух фактур, каждая из которых по-своему похожа на драгоценную ткань, и из трех корпусов, каждый из которых смотрит на одну из сторон света. Архитектура дома впитывает нюансы контекста, суммирует их и превращает в цельное ритмичное построение. Рассматриваем новый, только что завершенный дом Сергея Скуратова на Донской улице.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Дворы и башни: самарский эксперимент
Конкурсный проект «Самара Арена Парка», предложенный Сергеем Скуратовым, занял на конкурсе 2 место. Его суть – эксперимент с типологией жилых домов, галерейных и коридорных планировок кварталов в сочетании с башнями – наряду с чуткостью реакции на окружение и стремлением создать внутри комплекса полноценное пространство мини-города с градиентом ощущений и значительным набором функций.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
В пространстве парка Победы
В проекте жилого комплекса, который строится сейчас рядом с парком Поклонной горы по проекту Сергея Скуратова, многофункциональный стилобат превращен в сложносочиненное городское пространство с интригующими подходами-спусками, берущими на себя роль мини-площадей. Архитектура жилых корпусов реагирует на соседство Парка Победы: с одной стороны, «растворяясь в воздухе», а с другой – поддерживая мемориальный комплекс ритмически и цветом.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Мыс доброй надежды
Показываем все семь проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на создание концепции штаб-квартиры компании «Газпром нефть», а также приводим мнения экспертов.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Архсовет Москвы – 59
Архитектурный совет рассмотрел два крупных проекта: МФК на Киевской улице ТПО «Резерв», апартаменты с обширным подземным торговым пространством, и жилые башни Сергея Скуратова в Сетуньском проезде. Оба проекта приняты.
Пресса: Музейный городок ГМИИ: от Нормана Фостера к Юрию Григоряну
25 июня 2014 г. в Государственном музее изобразительного искусства им. А.С. Пушкина были объявлены итоги закрытого конкурса на создание архитектурной концепции Музейного городка ГМИИ. Победителем стало бюро «Проект Меганом» во главе с Юрием Григоряном. Теперь этому известному московскому архитектору предстоит возглавить новый этап уже многолетних строительных работ по реорганизации обширной территории к юго-западу от Кремля c большим количеством разнородной исторической застройки.
Пресса: Музейный городок ГМИИ: три концепции
Подробный анализ трех проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на разработку архитектурной концепции развития Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Финальная версия победившего бюро «Проект Меганом» должна в итоге учесть сильные стороны всех трех решений.
Пресса: «Кто-то имеет в виду нашу территорию. За нее зверски...
Проект Юрия Григоряна, победивший в конкурсе на архитектурную концепцию ГМИИ имени Пушкина, устроил многих, но не инициатора грандиозной реконструкции Ирину Антонову. 92-летняя президент Пушкинского рассказала корреспонденту «Известий» о том, как музей будет бороться за новые здания и почему власти предпочитают цветочки на траве «пятилистнику» Нормана Фостера.
Пресса: «Мы находимся в состоянии транзита»
На прошедшей неделе стали известные результаты конкурса на реконструкцию Пушкинского музея. Теперь квартал на Волхонке ожидает долгая и тотальная перестройка. «НИ» встретились с директором ГМИИ имени Пушкина Мариной Лошак и выяснили, как будет меняться всемирно известный храм искусств и каким видит его будущее новый директор.
Пресса: Юрий Григорян: Новое основание для музея
Архитектурное бюро «Проект Меганом» стало победителем конкурса на разработку архитектурной концепции развития ГМИИ им. А.С. Пушкина. Основатель бюро, архитектор Юрий Григорян рассказал об особенностях конкурса и своем проекте.
Пресса: Музейный квартал как концепция архитектора
Подведены итоги конкурса на разработку архитектурной концепции развития Музея изобразительных искусств имени Пушкина, то есть создания в районе улицы Волхонка и музейного комплекса, и общественного пространства.
Пресса: Когда прекратится зачистка архитектурного наследия?
Обсуждение «болевых точек» московской архитектуры с членом президиума общественного экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы Алексеем Клименко и членом Президентского совета по культуре Константином Михайловым.
Пресса: Энрике Собехано выступил в Пушкинском музее
Член жюри конкурса по развитию Пушкинского музея изобразительных искусств и автор ряда известных проектов музеев и музейных реконструкций, партнер-основатель мадридского бюро Nieto Sobejano Arquitectos, Энрике Собехано выступил с лекцией в Отделе личных коллекций.
Пресса: Конкурс на архитектурную концепцию развития Пушкинского...
Объявление итогов конкурса на разработку архитектурной концепции развития Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина не прояснило, каким будет к 2020 году музей и свято для московской истории место вокруг него, где стоят все 27 прилегающих к нему строений. Приятная новость только, что ни одно из них не пострадает и останется на своем месте — даже древняя автозаправка.
Пресса: ГМИИ: сносов не будет
«Архнадзор» поддерживает отказ от сноса исторических зданий в новой концепции развития ГМИИ имени Пушкина.
Пресса: Юрий Григорян попал в Пушкинский музей
Подведены итоги закрытого конкурса на новую концепцию реконструкции ГМИИ имени Пушкина, в котором участвовали три архитектурных бюро — «Проект Меганом», студия Сергея Скуратова и ТПО «Резерв». Победителем стал «Меганом» Юрия Григоряна, чей проект, по словам членов жюри конкурса, не требует сноса памятников.
Пресса: Тендер имени Пушкина
Объявлен победитель архитектурного конкурса на концепцию развития ГМИИ им. А.С. Пушкина. Им стало архитектурное бюро «Проект Меганом», возглавляемое Юрием Григоряном. Его проект поддержали почти все — от руководства ГМИИ до строгих градозащитников из «Архнадзора». «Газета.Ru» прошла по району Волхонки и узнала, как будет развиваться музейный городок ГМИИ.
Пресса: Пушкинский музей перестроят без сносов
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина подвел итоги закрытого конкурса и назвал мастера, которому предстоит реконструировать ГМИИ и превратить целый квартал в Музейный городок. Жюри Сергеем Кузнецовым выбирало лучший проект из трех вариантов.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.