07.07.2014

Выбор в пользу будущего

Представляем конкурсный проект развития ГМИИ им. Пушкина, разработанный мастерской Сергея Скуратова.

информация:

Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение

Из всех участников недавнего конкурса Сергей Скуратов подошел к поставленной задаче наиболее комплексно, заложив в свой проект максимальное разнообразие возможностей развития знаменитого музея. Достаточно сказать хотя бы о том, что Скуратов продумал и сценарий реконструкции главного здания, и создание «музейного» выхода из метро «Кропоткинская», и развитие всей прилегающей к будущему музейному городку территории. Однако подобный обстоятельный подход неизбежно приводит к существенным переменам в окружающем музей пространстве – понятно, что иначе сложно добиться гармоничного и целостного развития столь большой и разношерстной по своему составу территории, но убедить в необходимости подобных перемен может оказаться не просто.  И с данным проектом получилось именно так: концепция Скуратова отпугнула организаторов конкурса своей масштабностью и градостроительной решительностью. 
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение

Фактически архитектор перепрограммирует застройку этой части Волхонки. Вполне предсказуемо делая основное здание музея композиционным центром городка, он окружает его сразу тремя кварталами – многофункциональными ансамблями, каждый из которых получает собственную развитую пешеходно-парковую зону. Они выстраиваются вдоль основной оси, которую задает направление главного фасада музея и поддерживают два новых объема, замыкающих композицию с противоположных сторон на равном от основного здания расстоянии. «Таким образом комплекс обретает столь необходимую ему ясную геометрию и четкую пространственную схему, поддержанную логистическими решениями», – комментирует архитектор. 
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение

И хотя в панораме улицы городок материализуется сложной системой общественных пространств и тремя основными отдельно стоящими объемами, ниже уровня земли Скуратов предлагает их соединить. Помимо собственно галерей-переходов, новая подземная структура включает в себя дополнительный выход из метро «Кропоткинская», подземную автостоянку, вестибюли, подсобные помещения, депозитарии и выставочные залы. Но вместе с тем каждый из ансамблей получает отдельные транспортно-загрузочные центры, рассчитанные на параллельное обеспечение каждого из трех «кварталов» музейного городка. Иными словами, городок может существовать и как слаженный единый механизм, и как созвездие независимых кластеров, среди которых, кстати, далеко не все должны быть строго музейными. 
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение

Это вообще один из принципиальных для Скуратова моментов: по его мнению, ГМИИ давно пора выходить за пределы своего музейного и шире – просветительского – амплуа. Именно поэтому к площади Пречистенских ворот и Гоголевскому бульвару музейный городок обращен многофункциональным входным павильоном: открытый и прозрачный, этот объем рассчитан на самый широкий спектр событий, в том числе в вечернее время, когда другие здания ГМИИ закрыты. Иными словами, это такое «посольство» музея, куда посетители могли бы попадать без билета – своего рода прелюдия к знакомству с собранием, которая кого-то побудит к общению с произведениями искусства, а кого-то, наоборот, полностью удовлетворит кафе, книжным магазином и информационным центром. Павильон и внешне всецело выражает идею открытости и доступности: его первый этаж архитектор полностью остекляет, пуская поверх витражей тонкие изящные ламели из кортеновой стали, а второй решает в виде белоснежной динамично выдвинутой к улице прямоугольной консоли с большой гостеприимной террасой. И главное, разместить его Скуратов предложил  над новым выходом из метро и подземной стоянкой – тогда через многофункциональный музейный «хаб» действительно проходило бы огромное большинство посетителей. 
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение

Но реализовать столь амбициозный градостроительный замысел, можно лишь перенеся автозаправку 1930-х годов, не так давно признанную вновь выявленным памятником архитектуры. «Градозащитники, естественно, сразу же поставили мне «двойку», хотя (-) я убежден, что сохраняя этот объект, город жертвует гораздо большим – качеством создаваемой здесь среды и новой архитектуры, а главное, самой возможностью полноценного развития музея на долгосрочную перспективу», – говорит архитектор. Тут важно добавить, что Сергей Скуратов не выступает за уничтожение «грибков»: учтя, что функционально правительственная АЗС в любом случае переместится с Волхонки на Болотную площадь (решение об этом уже принято), он лишь предложил рассмотреть вариант их переноса туда же, тем более что на фоне современного им Дома на Набережной они смотрелись бы вполне уместно. Что же касается нового строительства на территории, примыкающей к усадьбе, то архитектор подчеркивает: конкурсное задание ставило перед участниками вопрос о том, как это место может развиваться в долгосрочной перспективе, и он постарался ответить на него максимально развернуто.  
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение

Единственный из всех участников конкурса, Сергей Скуратов также сделал предложения по реконструкции основного здания, найдя в нем «скрытые резервы», которые позволяют  увеличить полезную площадь без вмешательства в исторический облик. В частности, организуется новый подземный этаж, раскапывается часть засыпанных помещений существующего цокольного, а также очищаются от хаотичных хозяйственных функций и перекрываются два существующих внутренних двора. И лишь со стороны Малого Знаменского переулка архитектор предложил создать отдельно стоящий стеклянный вход-тамбур – лаконичный, почти прозрачный параллелепипед, который кажется ненадолго пристыковавшимся к историческим стенам механизмом. На самом деле этот «механизм», конечно, стационарен, но его подчеркнуто нейтральный внешний облик делает взаимодействие старого и нового предельно тактичным, если не сказать осторожным, одновременно позволяя создать в музее инфраструктуру, соответствующую современным требованиям безопасности и комфорта доступа.
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение

И, наконец, объем, который позволит музею надолго забыть о тесноте своих фондохранилищ и мастерских, – депозитарно-реставрационный выставочный центр (ДРВЦ) общей площадью 20000 кв.м. – Скуратов располагает по другую сторону переулка, во дворах между домом Верстовского (отдел графики) и домом Стулова (административно-библиотечный корпус). Окруженное историческими памятниками, реконструкциями и новоделами, это пространство, по мнению архитектора, вряд ли способно выдержать что-то, кроме одной ясной и строгой формы. И именно такую форму Сергей Скуратов и создает – узкий и вытянутый параллелепипед расположен параллельно Волхонке и своим торцом обращен к главному зданию музея. 
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение

Этот торец – лицо всего комплекса. Архитектор и здесь использует в качестве фасадных материалов стекло и кортен, только на этот раз ламели приобретают такую ширину, что становятся больше похожи на пилоны высотой в этаж. Повернутые к фасаду под разным углом, они придают поверхности глубину, а главное, делают это здание абсолютно не похожим на сугубо утилитарную «коробку» фондохранилища. Большую роль здесь, конечно, играет и кортен-сталь – материал очень выразительный и артистичный, превращающий лаконичный объем в эффектную самодостаточную скульптуру. Впрочем, дом, несмотря на всю сдержанность своей геометрии, весьма активно взаимодействует с окружающим пространством: в центральной части объема архитектор делает большую прямоугольную арку, в которую вписан один из переданных музею особняков. К этому домику, через который корпус ДРВЦ в прямом смысле переступает, Скуратов подводит длинную пологую лестницу, а вокруг нее разбивает многоуровневую пешеходную  площадь, с помощью которой объединяет и структурирует все разрозненные дворы квартала. 
Концепция развития ГМИИ. Корпус депозитария © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ. Корпус депозитария © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ. Корпус депозитария © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ. Корпус депозитария © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение

И если этот исторический особняк Скуратову за счет выреза в теле здания ДРВЦ удается сохранить, то флигелем усадьбы Глебовых архитектор после долгих и мучительных размышлений решил пожертвовать. «Это решение выстраданное и осознанное, – подчеркивает Сергей Скуратов. – Я сделал очень много вариантов планировки здания, позволявших сохранить флигель, и во всех случаях приходилось жертвовать либо площадью самого депозитария, либо общественным пространством перед ним, которое, на мой взгляд, здесь совершенно необходимо, так как дает всему комплексу «воздух», а главное, активно вовлекает город в музейную жизнь. Да, можно было также сохранить флигель не целиком, а фрагментами (как предлагало конкурсное ТЗ), но это казалось мне градостроительной профанацией, и в итоге я сделал выбор в пользу пространства, за счет которого и становится возможна современная жизнь исторической архитектуры, соответствующая потребностям музея ХХI века». 
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение

По отношению к главному зданию и сложившейся на Волхонке исторической застройке  здание ДРВЦ на первый взгляд кажется слишком большим, слишком современным, слишком геометрически строгим. Но оно намеренно утоплено вглубь квартала ради возможности создания здесь открытого общественного пространства, ради того, чтобы оказаться на уважительном расстоянии от памятников и при этом вести с ними полноценный диалог от лица своей эпохи. Уравновешенное входным павильоном на противоположной границе участка, оно делает все пространство музейного городка не только подчеркнуто современным по своей эстетике, но и безупречно функциональным и ясным, что с точки зрения будущих пользователей музея, возможно, даже важнее.
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение

другие тексты:

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

все тексты темы

статьи на эту тему:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Василий Крапивин
  • Алексей Курков
  • Дмитрий Ликин
  • Юлий Борисов
  • Никита Бирюков
  • Тотан Кузембаев
  • Антон Барклянский
  • Роман Леонидов
  • Екатерина Кузнецова
  • Антон Яр-Скрябин
  • Олег Шапиро
  • Константин Ходнев
  • Владимир Биндеман
  • Левон Айрапетов
  • Анатолий Столярчук
  • Андрей Романов
  • Даниил Лоренц
  • Алексей Гинзбург
  • Владимир Плоткин
  • Игорь Шварцман
  • Александр Скокан
  • Никита Токарев
  • Антон Бондаренко
  • Олег Карлсон
  • Андрей Гнездилов
  • Николай Миловидов
  • Илья Уткин
  • Всеволод Медведев
  • Антон Лукомский
  • Евгений Герасимов
  • Илья Машков
  • Иван Кожин
  • Екатерина Грень
  • Полина Воеводина
  • Сергей Кузнецов
  • Валерий Лукомский
  • Владимир Ковалёв
  • Михаил Канунников
  • Сергей Скуратов
  • Наталия Шилова
  • Сергей  Орешкин
  • Валерия Преображенская
  • Александр Асадов
  • Вера Бутко
  • Дмитрий Селивохин
  • Сергей Сенкевич
  • Никита Явейн
  • Юлия Тряскина
  • Антон Ладыгин
  • Александр Попов
  • Зураб Басария
  • Дмитрий Васильев
  • Арсений Леонович
  • Станислав Белых
  • Андрей Асадов
  • Наталья Сидорова
  • Антон Надточий
  • Александра Кузьмина
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александр Бровкин
  • Олег Мединский
  • Павел Андреев
  • Сергей Труханов
  • Карен Сапричян
  • Сергей Чобан

Постройки и проекты (новые записи):

  • Мемориал жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова, конкурсный проект
  • Международный медицинский кластер в Сколково. Диагностический и терапевтический корпус
  • Московский монорельс
  • Спортивный центр Nike Box MSK
  • Павильон в парке Горького
  • ШАР перед Даниловским рынком
  • ЖК «Палникс»
  • Эскиз застройки территории заводов «Химволокно» и «Пластполимер»
  • Фасады ЖК в Мякининской пойме

Технологии:

06.07.2018

Кирпич без границ

Представляем лауреатов Brick Award 2018 – премии, учрежденной компанией Wienerberger за выдающиеся здания, построенные из керамических материалов.
Wienerberger (Винербергер)
04.07.2018

Кондиционеры на фасадах

Рассматриваем еще раз острую проблему кондиционеров на фасаде. Свое мнение высказали архитекторы, девелоперы и специалисты по фасадным системам.
ТехноДекорСтрой
02.07.2018

Птица на гараже

Деконструированный «Птеродактиль» Эрика Мосса в Карвер-Сити сделан из титан-цинка.
RHEINZINK
29.06.2018

Остекление палубы теплохода как главный фактор коммерческого успеха

Безрамное раздвижное остекление Lumon на теплоходе «Ласточка-2»
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
другие статьи