07.07.2014

Выбор в пользу будущего

Представляем конкурсный проект развития ГМИИ им. Пушкина, разработанный мастерской Сергея Скуратова.

информация:

Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение

Из всех участников недавнего конкурса Сергей Скуратов подошел к поставленной задаче наиболее комплексно, заложив в свой проект максимальное разнообразие возможностей развития знаменитого музея. Достаточно сказать хотя бы о том, что Скуратов продумал и сценарий реконструкции главного здания, и создание «музейного» выхода из метро «Кропоткинская», и развитие всей прилегающей к будущему музейному городку территории. Однако подобный обстоятельный подход неизбежно приводит к существенным переменам в окружающем музей пространстве – понятно, что иначе сложно добиться гармоничного и целостного развития столь большой и разношерстной по своему составу территории, но убедить в необходимости подобных перемен может оказаться не просто.  И с данным проектом получилось именно так: концепция Скуратова отпугнула организаторов конкурса своей масштабностью и градостроительной решительностью. 
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение

Фактически архитектор перепрограммирует застройку этой части Волхонки. Вполне предсказуемо делая основное здание музея композиционным центром городка, он окружает его сразу тремя кварталами – многофункциональными ансамблями, каждый из которых получает собственную развитую пешеходно-парковую зону. Они выстраиваются вдоль основной оси, которую задает направление главного фасада музея и поддерживают два новых объема, замыкающих композицию с противоположных сторон на равном от основного здания расстоянии. «Таким образом комплекс обретает столь необходимую ему ясную геометрию и четкую пространственную схему, поддержанную логистическими решениями», – комментирует архитектор. 
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение

И хотя в панораме улицы городок материализуется сложной системой общественных пространств и тремя основными отдельно стоящими объемами, ниже уровня земли Скуратов предлагает их соединить. Помимо собственно галерей-переходов, новая подземная структура включает в себя дополнительный выход из метро «Кропоткинская», подземную автостоянку, вестибюли, подсобные помещения, депозитарии и выставочные залы. Но вместе с тем каждый из ансамблей получает отдельные транспортно-загрузочные центры, рассчитанные на параллельное обеспечение каждого из трех «кварталов» музейного городка. Иными словами, городок может существовать и как слаженный единый механизм, и как созвездие независимых кластеров, среди которых, кстати, далеко не все должны быть строго музейными. 
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение

Это вообще один из принципиальных для Скуратова моментов: по его мнению, ГМИИ давно пора выходить за пределы своего музейного и шире – просветительского – амплуа. Именно поэтому к площади Пречистенских ворот и Гоголевскому бульвару музейный городок обращен многофункциональным входным павильоном: открытый и прозрачный, этот объем рассчитан на самый широкий спектр событий, в том числе в вечернее время, когда другие здания ГМИИ закрыты. Иными словами, это такое «посольство» музея, куда посетители могли бы попадать без билета – своего рода прелюдия к знакомству с собранием, которая кого-то побудит к общению с произведениями искусства, а кого-то, наоборот, полностью удовлетворит кафе, книжным магазином и информационным центром. Павильон и внешне всецело выражает идею открытости и доступности: его первый этаж архитектор полностью остекляет, пуская поверх витражей тонкие изящные ламели из кортеновой стали, а второй решает в виде белоснежной динамично выдвинутой к улице прямоугольной консоли с большой гостеприимной террасой. И главное, разместить его Скуратов предложил  над новым выходом из метро и подземной стоянкой – тогда через многофункциональный музейный «хаб» действительно проходило бы огромное большинство посетителей. 
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение

Но реализовать столь амбициозный градостроительный замысел, можно лишь перенеся автозаправку 1930-х годов, не так давно признанную вновь выявленным памятником архитектуры. «Градозащитники, естественно, сразу же поставили мне «двойку», хотя (-) я убежден, что сохраняя этот объект, город жертвует гораздо большим – качеством создаваемой здесь среды и новой архитектуры, а главное, самой возможностью полноценного развития музея на долгосрочную перспективу», – говорит архитектор. Тут важно добавить, что Сергей Скуратов не выступает за уничтожение «грибков»: учтя, что функционально правительственная АЗС в любом случае переместится с Волхонки на Болотную площадь (решение об этом уже принято), он лишь предложил рассмотреть вариант их переноса туда же, тем более что на фоне современного им Дома на Набережной они смотрелись бы вполне уместно. Что же касается нового строительства на территории, примыкающей к усадьбе, то архитектор подчеркивает: конкурсное задание ставило перед участниками вопрос о том, как это место может развиваться в долгосрочной перспективе, и он постарался ответить на него максимально развернуто.  
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение

Единственный из всех участников конкурса, Сергей Скуратов также сделал предложения по реконструкции основного здания, найдя в нем «скрытые резервы», которые позволяют  увеличить полезную площадь без вмешательства в исторический облик. В частности, организуется новый подземный этаж, раскапывается часть засыпанных помещений существующего цокольного, а также очищаются от хаотичных хозяйственных функций и перекрываются два существующих внутренних двора. И лишь со стороны Малого Знаменского переулка архитектор предложил создать отдельно стоящий стеклянный вход-тамбур – лаконичный, почти прозрачный параллелепипед, который кажется ненадолго пристыковавшимся к историческим стенам механизмом. На самом деле этот «механизм», конечно, стационарен, но его подчеркнуто нейтральный внешний облик делает взаимодействие старого и нового предельно тактичным, если не сказать осторожным, одновременно позволяя создать в музее инфраструктуру, соответствующую современным требованиям безопасности и комфорта доступа.
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение

И, наконец, объем, который позволит музею надолго забыть о тесноте своих фондохранилищ и мастерских, – депозитарно-реставрационный выставочный центр (ДРВЦ) общей площадью 20000 кв.м. – Скуратов располагает по другую сторону переулка, во дворах между домом Верстовского (отдел графики) и домом Стулова (административно-библиотечный корпус). Окруженное историческими памятниками, реконструкциями и новоделами, это пространство, по мнению архитектора, вряд ли способно выдержать что-то, кроме одной ясной и строгой формы. И именно такую форму Сергей Скуратов и создает – узкий и вытянутый параллелепипед расположен параллельно Волхонке и своим торцом обращен к главному зданию музея. 
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение

Этот торец – лицо всего комплекса. Архитектор и здесь использует в качестве фасадных материалов стекло и кортен, только на этот раз ламели приобретают такую ширину, что становятся больше похожи на пилоны высотой в этаж. Повернутые к фасаду под разным углом, они придают поверхности глубину, а главное, делают это здание абсолютно не похожим на сугубо утилитарную «коробку» фондохранилища. Большую роль здесь, конечно, играет и кортен-сталь – материал очень выразительный и артистичный, превращающий лаконичный объем в эффектную самодостаточную скульптуру. Впрочем, дом, несмотря на всю сдержанность своей геометрии, весьма активно взаимодействует с окружающим пространством: в центральной части объема архитектор делает большую прямоугольную арку, в которую вписан один из переданных музею особняков. К этому домику, через который корпус ДРВЦ в прямом смысле переступает, Скуратов подводит длинную пологую лестницу, а вокруг нее разбивает многоуровневую пешеходную  площадь, с помощью которой объединяет и структурирует все разрозненные дворы квартала. 
Концепция развития ГМИИ. Корпус депозитария © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ. Корпус депозитария © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ. Корпус депозитария © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ. Корпус депозитария © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение

И если этот исторический особняк Скуратову за счет выреза в теле здания ДРВЦ удается сохранить, то флигелем усадьбы Глебовых архитектор после долгих и мучительных размышлений решил пожертвовать. «Это решение выстраданное и осознанное, – подчеркивает Сергей Скуратов. – Я сделал очень много вариантов планировки здания, позволявших сохранить флигель, и во всех случаях приходилось жертвовать либо площадью самого депозитария, либо общественным пространством перед ним, которое, на мой взгляд, здесь совершенно необходимо, так как дает всему комплексу «воздух», а главное, активно вовлекает город в музейную жизнь. Да, можно было также сохранить флигель не целиком, а фрагментами (как предлагало конкурсное ТЗ), но это казалось мне градостроительной профанацией, и в итоге я сделал выбор в пользу пространства, за счет которого и становится возможна современная жизнь исторической архитектуры, соответствующая потребностям музея ХХI века». 
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение

По отношению к главному зданию и сложившейся на Волхонке исторической застройке  здание ДРВЦ на первый взгляд кажется слишком большим, слишком современным, слишком геометрически строгим. Но оно намеренно утоплено вглубь квартала ради возможности создания здесь открытого общественного пространства, ради того, чтобы оказаться на уважительном расстоянии от памятников и при этом вести с ними полноценный диалог от лица своей эпохи. Уравновешенное входным павильоном на противоположной границе участка, оно делает все пространство музейного городка не только подчеркнуто современным по своей эстетике, но и безупречно функциональным и ясным, что с точки зрения будущих пользователей музея, возможно, даже важнее.
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architects
Концепция развития ГМИИ © Сергей Скуратов Architectsоткрыть большое изображение

другие тексты:

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

все тексты темы

статьи на эту тему:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Антон Надточий
  • Сергей Чобан
  • Тотан Кузембаев
  • Владимир Биндеман
  • Арсений Леонович
  • Юлия Тряскина
  • Алексей Иванов
  • Никита Токарев
  • Магда Чихонь
  • Михаил Канунников
  • Зураб Басария
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Павел Андреев
  • Илья Уткин
  • Шимон Матковски
  • Лукаш Качмарчик
  • Юлий Борисов
  • Екатерина Грень
  • Наталья Сидорова
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Переслегин
  • Валерия Преображенская
  • Олег Шапиро
  • Сергей Кузнецов
  • Магда Кмита
  • Александр Бровкин
  • Вера Бутко
  • Владимир Плоткин
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Асадов
  • Никита Явейн
  • Всеволод Медведев
  • Олег Карлсон
  • Левон Айрапетов
  • Олег Мединский
  • Александр Скокан
  • Полина Воеводина
  • Сергей  Орешкин
  • Наталия Шилова
  • Андрей Асадов
  • Николай Переслегин
  • Константин Ходнев
  • Даниил Лоренц
  • Сергей Скуратов
  • Антон Лукомский
  • Сергей Труханов
  • Евгений Герасимов
  • Игорь Шварцман
  • Георгий Трофимов
  • Станислав Белых
  • Андрей Романов
  • Валерий Лукомский
  • Роман Леонидов
  • Дмитрий Васильев
  • Петр Фонфара
  • Карен Сапричян
  • Дмитрий Ликин
  • Илья Машков
  • Александр Попов
  • Александра Кузьмина
  • Николай Миловидов
  • Владимир Ковалёв
  • Екатерина Кузнецова
  • Никита Бирюков
  • Андрей Гнездилов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Результаты исследования в рамках проекта «Идеальный город»
  • Многофункциональный комплекс Match point с апартаментами и спортивной волейбольной ареной
  • Апарт-отель в границах промзоны «ЗИЛ»
  • Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард»
  • Жилой комплекс «Time»
  • Жилой микрорайон в Пушкине
  • Апартамент-отель в Геленджике
  • ТРЦ «Ривьера»
  • Бизнес-центр «Луков, 2»

Технологии:

07.11.2017

Принтеры HP PageWide XL: скорость решает всё

Линейка принтеров HP PageWide XL – это экономия производственных расходов и фантастическая скорость печати строительных чертежей и рекламных баннеров без потери качества изображения.
Компания HP
25.10.2017

Клинкер в нью-йоркском стиле

Облицованный клинкером Hagemeister жилой комплекс 900 Mahler в Амстердаме призван напоминать о нью-йоркских небоскребах 1920-х годов.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
другие статьи