Итоги 2017

Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.

mainImg
Самое сложное в подведении итогов – не перепутать масштабное с важным, и не забыть внести поправку на искажение восприятия во временной перспективе, обманчиво внушающей нам, что недавние события намного важнее тех, что уже почти стерлись из памяти из-за новых скандалов и новостей.
zooming
В Москве районы с пятиэтажной ветхой застройкой соседствуют с активно развивающимися центрами, такими как Москва-Сити. Фотография © stroi.mos.ru


Реновация
В этом году назвать событие года в Москве – просто. Им безусловно стала программа реновации жилищного фонда, разговоры о которой начались в феврале. Программа сноса ветхих «пятиэтажек» благополучно реализовывалась в Москве еще с лужсковских времен и уже почти было благополучно закончилась, как вдруг оказалось, что оставшиеся пятиэтажные микрорайоны занимают огромную площадь города, которую можно использовать более эффективно. Степень комфортности панельных, безлифтовых и зараженных тараканами домов была объявлена несоответствующей современным требованиям к качеству городской среды, и дабы окультурить в Москве не только общественные пространства, но и массовое жилье, были принято решение продолжить замену ветхого фонда на комфортные жилые комплексы, только в большем масштабе и с небывалым не только для Москвы, но и для Европы масштабом.
Пятиэтажные блочные жилые дома, слева серии II-05, 1959 г., жители проголосовали против реновации; справа серии I-510, 1961 г., жители проголосовали за реновацию. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Анонсирование старта программы реновации разделило общество и профессиональный цех на ярых противников, не менее пылких сторонников и философов-практиков, готовых принять новые правила игры, понимая их неизбежность и надеясь извлечь из них хоть какую-то пользу. Оценки варьировались от одного экстремума к другому: в начале года программу критиковали за несоблюдение конституционных прав, российского законодательства и нормативов, скоропалительность и множество других, вполне резонных вещей. Архитекторы не скрывали своего скепсиса, многие публично заявляли о своем отказе от участия в программе.
Снос пятиэтажных жилых домов в Москве. Фотография © stroi.mos.ru

В середине года, после того, как были внесены некоторые коррективы в принципы реализации программы и было проведено открытое голосование среди жителей пятиэтажек по включению или исключению их дома из программы, а также был дан старт масштабному архитектурно-градостроительному конкурсу на разработку концепций экспериментальных площадок реновации жилищного фонда в Москве, тональность обсуждения поменялась с критической на конструктивную. Те, кто собирался участвовать в конкурсе, обсуждали заложенный в программу потенциал, а те, кто не собирался, обсуждали тех, кто участвует.
Карта Москвы с указанием количества сносимых домов в различных административных округах. Схема © stroi.mos.ru

Вторая половина года подарила программе несколько драматических моментов. Первое – состав финалистов, среди которых обнаружилось несколько недавних противников программы. Второе – объявление результатов и презентация проектов победителей планировались на Культурном форуме в Петербурге, но не состоялись. Правительство Москвы предпочло вновь пойти по демократическому пути и провести публичное обсуждение проектов, а уже затем, с учетом реакции зрителей шоу (прямо «Голос» какой-то), определить лучшие концепции для каждой экспериментальной площадки. Так архитектурная жизнь обогатилась еще одним неординарным форматом взаимодействия между профессионалами и обществом, а авторы получили возможность в яркой и доходчивой форме представить свои проекты идеальных городских кварталов. Результаты конкурса и имена победителей планируется объявить не раньше начала февраля следующего года. По самым приблизительным оценкам, впереди нас ждут еще лет 15 до реализации программы.
Выставка конкурсных проектов для экспериментальных площадок реновации. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Презентация концепции реновации Головинского района консорциума под руководством бюро Асадова. Выступает Андрей Асадов. Фотография © Елена Петухова, Архи.ру
Концепция реновации района проспекта Вернадского © Моспроект + Гинзбург Архитектс
Презентация концепции реновации Головинского района консорциума под руководством бюро «Меганом». Выступает Юрий Григорян. Фотография © Елена Петухова, Архи.ру
***

В поисках массового идеала
Насколько важна не только для Москвы, но и для всей страны тема массовой жилой застройки – можно представить, посчитав количество различных программ. По инициативе Минстроя и переформатированного, получившего почти безграничные полномочия АИЖК в течение 2017 года было презентовано несколько национальных проектов с красноречивыми названиями «ЖКХ и городская среда», «Формирование комфортной городской среды». Ошеломляющие цифры: больше 25 миллиардов рублей, выделенные на финансирование этих проектов, приближаются к годовому бюджету небольшого государства. Остается гадать, случайно ли совпадение этих программ по времени с выборами-2018.
Презентационный имидж приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Графика © gorodsreda.ru


Планируя подыскать модели для разных типов застройки: от малоэтажной до сверхплотной, Минстрой и АИЖК объявили конкурс проектов стандартного жилья и жилой застройки.

Петербург провел собственный конкурс, поменьше, по обмену с Минском. Не исключено, что вскоре волна конкурсов на концепции массовой застройки прокатится по городам страны, тем более что в следующем году планируется утвердить разрабатываемые сейчас АИЖК и КБ «Стрелка» стандарты комплексного развития территорий.
***

Дорогу молодым
Ментальное наследие советской эпохи, требовавшее по каждому важному для страны вопросу дать дорогу молодым, заметно и сейчас. Череду конкурсов для матерых проектировщиков дополнил конкурс нового формата: биеннале молодых архитекторов, где куратор Сергей Чобан предложил участникам придумать район, в котором они хотели бы жить сами. Местами получилось довольно провокационно, местами – квартально-урбанистически, но неоднократно прозвучало намерение реализовать проекты и привлекать молодых авторов к их реализации.
Выставка конкурсных проектов Первой молодежной архитектурной биеннале в здании Технопарка Иннополса, Татарстан. Фотография © architectbiennale.ru
Лауреаты Первой молодежной архитектурной биеннале. Фотография © architectbiennale.ru
zooming
Победители Первой молодежной архитектурной биеннале: Даниил Никишин и Михаил Бейлин, бюро Citizenstudio. Фотография © architectbiennale.ru
Победитель конкурса биеннале молодых архитекторов. Проект многофункционального жилого квартала Homelands © Citizenstudio
***

Утро красит
Макет перед Медиа-центром пользовался популярностью, но лампочки не горели. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017

Самое громкое открытие 2017 года – открытие парка «Зарядье», созданного согласно победившей конкурсной концепции консорциума Diller Scofidio + Renfro, авторов High Line Park. Девизом проекта-победителя была идея «природного урбанизма» и сейчас, когда парк построен и открыт, более или менее понятно, почему он настолько не похож на парк и почему бессмысленно его критиковать за это. Заявленный wild-урбанизм воплотился в огромном аттракционе, где футуристическая архитектура соседствует с не вполне натуральной природой.
Нижняя набережная, на которую можно попасть через реконструированный подземный переход советского времени. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Подземный музей археологии Зарядья. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Мост и искусственные водоемы под ним. Парк Зарядье. Фотография © Сергей Кротов
Вид на Москву-реку через безимпостное стекло моста. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017

Не все были довольны – мнения о парке по-прежнему крайне разнообразны; часть проектов искажена; не все и открылось сразу. Между тем, надо думать, что эмоции улягутся, полярные оценки проекта, вероятно, нивелируются и мы научимся гулять по штрих-пунктирным гранитным дорожкам, не вытаптывая нежную растительность. Не исключено, что студенты архитектурных вузов будут изучать «Зарядье» как пример с блеском найденного выхода из безвыходной ситуации. Разве что селфи на краю «Парящего моста» вряд ли утратят актуальность.
***

На других берегах
Реализацию американского – хотя, определенно, существенно скорректированного я участием российских коллег – проекта под стенами Кремля летом 2017 довольно неожиданно дополнило известие о проекте 305-метрового небоскреба российских архитекторов «Проект Меганом» в Нью-Йорке, на Манхеттене, на Пятой авеню, 262. Из-за ограниченности пятна застройки небоскреб получился очень тонким и, чтобы не лишаться ценной полезной площади этажа, здесь принципиально изменена планировочная схема. Вместо стандартного расположения лестнично-лифтового узла в центре башни, он сдвинут к западному фасаду, тем самым освобождая большую часть этажа под квартиры.
zooming
Проект небоскрёба на Пятой авеню, 262, Нью-Йорк © Меганом
***

Красная дорожка и 101 километр
Из международных успехов нельзя не отметить очередную потрясающую инсталляцию Александра Бродского. Самый поэтичный и философский архитектор-художник России создал объект в рамках проекта «101-й километр – Далее везде», инициированного культурным центром «Пушкинский дом» в Лондоне. Небольшой павильон, созданный Александром Бродским, расположился в сквере на Bloomsbury Square. Простой параллелепипед на тонких ножках-опорах напоминает вагоны-теплушки, в которых перевозили заключенных. Внутри него развешаны листочки со стихами Мандельштама, Цветаевой, Ходасевича, Пастернака, Иосифа Бродского... Инсталляция просуществовала чуть меньше месяца.
zooming
Павильон проекта «101-й километр – Далее везде». Александр Бродский, Блумсбери-сквер, Лондон, 2017. Фотография © Юрий Пальмин
Павильон проекта «101-й километр – Далее везде». Александр Бродский, Блумсбери-сквер, Лондон, 2017. Фотография © Юрий Пальмин

Почти одновременно с лондонской инсталляцией в московской галерее «Триумф» открылась персональная выставка Александра Бродского с художественными работами и арт-объектами нескольких последних лет, главной из которых, давшей название всей выставки, стала композиция «Красная дорожка».
Выставка Александра Бродского «Красная дорожка». © Фото предоставлены галереей «Триумф».

Как всегда у Бродского, возможные ассоциации разнообразны и однозначной расшифровки не предлагается. Скорее это повод для размышлений; сам по себе уровень поэтизации – какой-запредельный, внеархитектурный и в то же время неизменно причастный, так что каждая работа Бродского пожалуй что важна и достойна упоминания среди событий года. 
***

Вагончик тронется...
Выбор куратора павильона России на биеннале архитектуры в Венеции бывает, что становится неожиданностью, а то и поводом для конспирологических поисков олигарха или могущественной структуры, жаждущих позитивной самопрезентации в Джардини.
Российский павильон в саду Джардини, Венеция. © АрхСовет Москвы

В середине ноября новый комиссар российского павильона Семен Михайловский назвал тему его экспозиции – «Станция Россия», причем тяжкий труд куратора он тоже взял на себя, хотя обычно так не делают.

Согласно официальной информации внутри павильона планируют создать образ железнодорожной станции с пятью разделами. Одним из этих разделов станет архитектурная мастерская, куда будут интегрированы проекты вокзалов, разработанные «Студией 44» архитектора Никиты Явейна и московским институтом «Метрогипротранс».
Фрагмент интерьера Центрального музея Октябрьской железной дороги. Проект «Студия 44» © Студия 44

В течение последних шести десяти лет в Венеции, за исключением разве что 2014 года, когда в российском павильоне Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» показал экспозицию «Fair Enough», отечественные экспозиции не отличаются чересчур сложносочиненными интеллектуальными, этическими или философскими концепциями. На нашей стороне обычно бывает масштаб и патетика исполнения. Видимо и в этот раз под фонарями щусевского павильона развернется театр амбиций. Одна надежда, что участие «Студии 44» и «Метрогипротранса» гарантирует качество экспонируемой архитектуры.
***

Музейные дела
После скоропалительного ухода Ирины Коробьиной с поста директора московского Музея архитектуры в конце 2016 года и объявления конкурса на замещение вакантной должности все архитектурное сообщество затаило дыхание в ожидании ответа – кто же решится подать заявку на руководство весьма и весьма непростым музеем и кого в итоге выберет Минкульт. Новым директором была назначена старший научный сотрудник Музея Елизавета Лихачева, чей медийный образ, в основном, сложился во время битвы за и против дома Мельникова. Министерство обосновало свой выбор грамотностью и реалистичностью предложенной новым директором программы развития Музея; это был один из обязательных элементов заявки на участие в конкурсе. Архитектурное сообщество такой выбор и такое объяснение категорически не устроило. В марте 2017 развернулась довольно-таки яростная информационная кампания, требующая пересмотреть это назначение. Но, как это нередко бывает, бурность реакции была прямо противоположна ее продолжительности.

Уже через месяц с небольшим ажиотаж поутих и на первый план вышли позитивные новости об долгожданном открытии после реконструкции легендарного Флигеля «Руина».
Вид на реконструированный флигель «Руина» через внутренний двор Музея архитектуры им. Щусева. © Бюро «Рождественка»
Интерьер реконструированного флигеля «Руина» Музея архитектуры им. Щусева. © Елена Петухова, Архи.ру

Проект, разработанный бюро «Рождественка» и реализованный в основном при прежнем руководстве Музея архитектуры открывали оба директора, прежний и нынешний, демонстрировавшие подчеркнутый нейтралитет. Возможный конфликт и недавнюю гневную полемику перекрыли восторги от качества и виртуозности проведенной реконструкции. «Руина» получила новые стены, окна и двери. Перепланировка позволила разместить внутри несколько залов, нормальный гардероб и необходимую инфраструктуру. А также найти место для небольшого святилища – кабинета Давида Саркисяна со столом, заставленным бесконечными артефактами. Его теперь можно рассмотреть во всех подробностях за огромным витринным стеклом.
Инсталляция «Кабинет Давида Саркисяна». Фрагмент интерьера реконструированного флигеля «Руина» Музея архитектуры им. Щусева. © Елена Петухова, Архи.ру

Архитекторам бюро «Рождественка» под руководством Наринэ Тютчевой удалось преобразить один из самых популярных среди московских архитекторов выставочный зал, сохранив его слегка маргинальный дух.

Работа «Рождественки» над комплексом музея продолжается. На очереди вестибюльная часть главного здания.
***

Конкурсные будни
Конкурсная практика в этом году не баловала архитекторов возможностями проявить себя – масштаб объектов изменился, в основном это станции метро или интерьеры.
Конкурсный дизайн-проект станции «Ржевская». Blank Architects. Изображение предоставлено Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»

Крупные девелоперские заказы на реконструкции, жилые и деловые комплексы, если и проводятся через конкурсную процедуру, то преимущественно через закрытую систему, с участием предварительно отобранных команд.

В плане конкурсов «майку лидера» по неординарности и сложности поставленной задачи перехватил, пожалуй, Санкт-Петербург. В начале года КГА провел конкурс на разработку Концепции благоустройства территории Александровского парка. Впрочем, тоже в закрытом формате.
zooming
Визуализация концепции благоустройства территории Александровского парк Проект СПб ГАСУ. © i.novayagazeta.spb.ru

Но основное событие архитектурной жизни Петербурга и ее же конкурсной практики стартовало в мае. Питерские власти объявили о проведении архитектурно-градостроительного конкурса на разработку Концепции нового музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» на Смольной набережной.

Сложность и значимость для каждого петербуржца темы блокады сделали процесс обсуждения представленных проектов чрезвычайно бурным. Страсти особенно разгорелись после того, как жюри отказалось называть победителя в назначенный по графику срок – 8 сентября. Вместо этого было предложено провести народное online-голосование на сайте КГА. Не обошлось без подтасовок, но в итоге определились три лидера, из которых экспертное жюри выбрало одного победителя – проект «Студии 44» под руководством Никиты Явейна. Для команды, вложившей много душевных и профессиональных сил в этот проект, победа в конкурсе значила очень многое, но вопрос их дальнейшего участия в разработке и реализации проекта будет решен в начале следующего года, когда будет выбран на основе тендера генеральный проектировщик Музея.
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда». Генеральный план территории. © Студия 44
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда». Общий вид. © Студия 44
***

Утрачивая себя
Тему сохранения памяти и ценности истории можно продолжить, но уже в трагическом ключе. Достижения года меркнут рядом с новостями об очередных актах вандализма, жертвах бесхозяйственности и бескультурья, а возможно и коррумпированности, которыми вновь, как и каждый год до этого, стали очередные памятники и исторические объекты, в которых еще сохранялось высокое понимание качества строительства и архитектуры прежних времен, которого сейчас так катастрофически не хватает, вне зависимости от того, насколько масштабную национальную программу или статусный международный проект реализуют сегодняшние застройщики и политики.

В отсутствие денег на восстановление, из-за ветхости обрушился речной вокзал в Твери. А в Нижнем Новгороде сейчас происходит уничтожение последних оставшихся конструкций бывших пакгаузов порта на Стрелке. Массовое градозащитное движение за сохранение и реконструкцию пакгаузов, признанных выявленными объектами культурного наследия, в одном из которых были обнаружены уцелевшие металлические конструкции из павильонов Всероссийской выставки 1896 года, развивалось по нарастающей в течение года и за это время было несколько моментов, когда казалось, что охранители наследия могут победить. Материалы обследования конструкций были переданы на экспертизу, но власти города, видимо спеша зачистить территорию Стрелки и развернуть благоустройство, подобающее построенному здесь стадиону ЧМ-18, начало разбор зданий, которые еще не были сломаны или сожжены.
Состояние пакгаузов на Стрелке в Нижнем Ногороде. 26 декабря 2017 г. Фотография ©Юлия Гусева, Архи.ру

Не то чтобы это было особенностью Твери или Нижнего – адресуем вас к списку утрат года, подготовленному движением «Архнадзор».
***

Образование: рост «снизу»
Кто только не ругал устаревшую систему профильного образования. Впрочем нельзя сказать, что позитивных сдвигов вовсе нет – но они в основном плоды частной инициативы архитекторов, заинтересованных в квалифицированных сотрудниках в частности и в позитивной динамике в целом.

Бюро «Меганом» запустило проект «Аудитория», где публично обсуждает темы профессии. «Яузапроект» создали онлайн-проект «Яузашкола» с курсовым обучением и программой, ориентированной на работу в городской среде с использованием новейших урбанистических методик. Kleinewelt Architekten, параллельно с преподаванием в МАРХИ и МАРШ, запустило исследовательский проект «Идеальный город», в рамках которого более десяти молодых архитекторов проходило практику в бюро и участвовало в анализе наиболее комфортных и счастливых городов мира. Wowhaus регулярно набирает интернатуру.
Презентация промежуточных результатов исследований в рамках проекта «Идеальный город» на «Зодчестве» 2017. Фотография © Kleinewelt Architekten

Не прошел незамеченным полу-юбилей архитектурной школы МАРШ, отметившей в этом году пятилетие выставкой студенческих проектов и выпуском внушительного сборника МАРШ V. Судя по количеству новых заявленных в 2018 году курсов и программ, школа не собирается останавливаться на достигнутом и намерена проверить несколько новых специализаций, в том числе: работу с историческим наследием (кураторы – бюро Kleinewelt Architekten), общественными пространствами (кураторы – бюро Wowhaus) и BIM (в партнерстве с компанией APEX).
На презентации сборника «МАРШ V» и праздновании 5-летия Школы МАРШ © МАРШ
***

Различия эталонов
Завершим обзор рассказом о фестивале «Зодчество».
«Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В этом году, несмотря на следы перенесенных в прошлом хронических заболеваний, фестиваль порадовал гостей нетривиальной темой – «Качество сейчас. Пространство и среда», непроизвольно возвращающей нас к самой первой теме нашего обзора, новой пространственной структурой, призванной решить проблему бесконечного количества планшетов с проектами, и коллекцией кураторских проектов, одним из которых стал наш проект «Эталон качества» – собрание арт-объектов с продолжением в виде серии интервью, в которых архитекторы рассуждают о понятии качества и средствах его достижения.
Экспозиция «Эталон качества» на фестивале «Зодчество-2017». Фотография © Евгения Яровая, Архи.ру

Еще одним довольно-таки неожиданным событием стало вручение приза «Хрустальный Дедал» проектному бюро «Ингмар «АСБ» за спортивно-развлекательный центр и яхт-клуб на острове Бычий в Санкт-Петербурге.
Спортивно-развлекательный центр и яхт-клуб на острове Бычий в Санкт-Петербурге. Проектировщик: «Ингмар «АСБ». Фотография предоставлена СМА

Но основная проблема «Зодчества» так и остается не решенной – как сделать профессиональную выставку интересной для широких слоев населения, не выдавая архитектуру за недвижимость?
zooming
«Реконтекст. Архитектура, устремленная в будущее». Кураторская концепция Зодчества 2018 © Поле-дизайн

Об этом будут думать новые кураторы фестиваля, выбранные на конкурсной основе, что ново. Владимир Кузьмин и Владислав Савинкин, чей проект был выбран из 26 других, предложили тему «Реконтекст. Архитектура, устремленная в будущее». Теперь на их опытные плечи легла задача продолжить эволюционное развитие «Зодчества» или рискнуть пойти по более радикальному пути.

Возможно, пример фестиваля окажется достойной моделью для подражания для Министерства культуры в его практике выбора кураторов российского павильона на Венецианской Биеннале и у нашего архитектурного цеха появится больше возможностей для презентации и обсуждения наиболее актуальных тем. 

30 Декабря 2017

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.