Итоги 2017

Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.

mainImg
Самое сложное в подведении итогов – не перепутать масштабное с важным, и не забыть внести поправку на искажение восприятия во временной перспективе, обманчиво внушающей нам, что недавние события намного важнее тех, что уже почти стерлись из памяти из-за новых скандалов и новостей.
zooming
В Москве районы с пятиэтажной ветхой застройкой соседствуют с активно развивающимися центрами, такими как Москва-Сити. Фотография © stroi.mos.ru


Реновация
В этом году назвать событие года в Москве – просто. Им безусловно стала программа реновации жилищного фонда, разговоры о которой начались в феврале. Программа сноса ветхих «пятиэтажек» благополучно реализовывалась в Москве еще с лужсковских времен и уже почти было благополучно закончилась, как вдруг оказалось, что оставшиеся пятиэтажные микрорайоны занимают огромную площадь города, которую можно использовать более эффективно. Степень комфортности панельных, безлифтовых и зараженных тараканами домов была объявлена несоответствующей современным требованиям к качеству городской среды, и дабы окультурить в Москве не только общественные пространства, но и массовое жилье, были принято решение продолжить замену ветхого фонда на комфортные жилые комплексы, только в большем масштабе и с небывалым не только для Москвы, но и для Европы масштабом.
Пятиэтажные блочные жилые дома, слева серии II-05, 1959 г., жители проголосовали против реновации; справа серии I-510, 1961 г., жители проголосовали за реновацию. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Анонсирование старта программы реновации разделило общество и профессиональный цех на ярых противников, не менее пылких сторонников и философов-практиков, готовых принять новые правила игры, понимая их неизбежность и надеясь извлечь из них хоть какую-то пользу. Оценки варьировались от одного экстремума к другому: в начале года программу критиковали за несоблюдение конституционных прав, российского законодательства и нормативов, скоропалительность и множество других, вполне резонных вещей. Архитекторы не скрывали своего скепсиса, многие публично заявляли о своем отказе от участия в программе.
Снос пятиэтажных жилых домов в Москве. Фотография © stroi.mos.ru

В середине года, после того, как были внесены некоторые коррективы в принципы реализации программы и было проведено открытое голосование среди жителей пятиэтажек по включению или исключению их дома из программы, а также был дан старт масштабному архитектурно-градостроительному конкурсу на разработку концепций экспериментальных площадок реновации жилищного фонда в Москве, тональность обсуждения поменялась с критической на конструктивную. Те, кто собирался участвовать в конкурсе, обсуждали заложенный в программу потенциал, а те, кто не собирался, обсуждали тех, кто участвует.
Карта Москвы с указанием количества сносимых домов в различных административных округах. Схема © stroi.mos.ru

Вторая половина года подарила программе несколько драматических моментов. Первое – состав финалистов, среди которых обнаружилось несколько недавних противников программы. Второе – объявление результатов и презентация проектов победителей планировались на Культурном форуме в Петербурге, но не состоялись. Правительство Москвы предпочло вновь пойти по демократическому пути и провести публичное обсуждение проектов, а уже затем, с учетом реакции зрителей шоу (прямо «Голос» какой-то), определить лучшие концепции для каждой экспериментальной площадки. Так архитектурная жизнь обогатилась еще одним неординарным форматом взаимодействия между профессионалами и обществом, а авторы получили возможность в яркой и доходчивой форме представить свои проекты идеальных городских кварталов. Результаты конкурса и имена победителей планируется объявить не раньше начала февраля следующего года. По самым приблизительным оценкам, впереди нас ждут еще лет 15 до реализации программы.
Выставка конкурсных проектов для экспериментальных площадок реновации. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Презентация концепции реновации Головинского района консорциума под руководством бюро Асадова. Выступает Андрей Асадов. Фотография © Елена Петухова, Архи.ру
Концепция реновации района проспекта Вернадского © Моспроект + Гинзбург Архитектс
Презентация концепции реновации Головинского района консорциума под руководством бюро «Меганом». Выступает Юрий Григорян. Фотография © Елена Петухова, Архи.ру
***

В поисках массового идеала
Насколько важна не только для Москвы, но и для всей страны тема массовой жилой застройки – можно представить, посчитав количество различных программ. По инициативе Минстроя и переформатированного, получившего почти безграничные полномочия АИЖК в течение 2017 года было презентовано несколько национальных проектов с красноречивыми названиями «ЖКХ и городская среда», «Формирование комфортной городской среды». Ошеломляющие цифры: больше 25 миллиардов рублей, выделенные на финансирование этих проектов, приближаются к годовому бюджету небольшого государства. Остается гадать, случайно ли совпадение этих программ по времени с выборами-2018.
Презентационный имидж приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Графика © gorodsreda.ru


Планируя подыскать модели для разных типов застройки: от малоэтажной до сверхплотной, Минстрой и АИЖК объявили конкурс проектов стандартного жилья и жилой застройки.

Петербург провел собственный конкурс, поменьше, по обмену с Минском. Не исключено, что вскоре волна конкурсов на концепции массовой застройки прокатится по городам страны, тем более что в следующем году планируется утвердить разрабатываемые сейчас АИЖК и КБ «Стрелка» стандарты комплексного развития территорий.
***

Дорогу молодым
Ментальное наследие советской эпохи, требовавшее по каждому важному для страны вопросу дать дорогу молодым, заметно и сейчас. Череду конкурсов для матерых проектировщиков дополнил конкурс нового формата: биеннале молодых архитекторов, где куратор Сергей Чобан предложил участникам придумать район, в котором они хотели бы жить сами. Местами получилось довольно провокационно, местами – квартально-урбанистически, но неоднократно прозвучало намерение реализовать проекты и привлекать молодых авторов к их реализации.
Выставка конкурсных проектов Первой молодежной архитектурной биеннале в здании Технопарка Иннополса, Татарстан. Фотография © architectbiennale.ru
Лауреаты Первой молодежной архитектурной биеннале. Фотография © architectbiennale.ru
zooming
Победители Первой молодежной архитектурной биеннале: Даниил Никишин и Михаил Бейлин, бюро Citizenstudio. Фотография © architectbiennale.ru
Победитель конкурса биеннале молодых архитекторов. Проект многофункционального жилого квартала Homelands © Citizenstudio
***

Утро красит
Макет перед Медиа-центром пользовался популярностью, но лампочки не горели. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017

Самое громкое открытие 2017 года – открытие парка «Зарядье», созданного согласно победившей конкурсной концепции консорциума Diller Scofidio + Renfro, авторов High Line Park. Девизом проекта-победителя была идея «природного урбанизма» и сейчас, когда парк построен и открыт, более или менее понятно, почему он настолько не похож на парк и почему бессмысленно его критиковать за это. Заявленный wild-урбанизм воплотился в огромном аттракционе, где футуристическая архитектура соседствует с не вполне натуральной природой.
Нижняя набережная, на которую можно попасть через реконструированный подземный переход советского времени. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Подземный музей археологии Зарядья. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Мост и искусственные водоемы под ним. Парк Зарядье. Фотография © Сергей Кротов
Вид на Москву-реку через безимпостное стекло моста. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017

Не все были довольны – мнения о парке по-прежнему крайне разнообразны; часть проектов искажена; не все и открылось сразу. Между тем, надо думать, что эмоции улягутся, полярные оценки проекта, вероятно, нивелируются и мы научимся гулять по штрих-пунктирным гранитным дорожкам, не вытаптывая нежную растительность. Не исключено, что студенты архитектурных вузов будут изучать «Зарядье» как пример с блеском найденного выхода из безвыходной ситуации. Разве что селфи на краю «Парящего моста» вряд ли утратят актуальность.
***

На других берегах
Реализацию американского – хотя, определенно, существенно скорректированного я участием российских коллег – проекта под стенами Кремля летом 2017 довольно неожиданно дополнило известие о проекте 305-метрового небоскреба российских архитекторов «Проект Меганом» в Нью-Йорке, на Манхеттене, на Пятой авеню, 262. Из-за ограниченности пятна застройки небоскреб получился очень тонким и, чтобы не лишаться ценной полезной площади этажа, здесь принципиально изменена планировочная схема. Вместо стандартного расположения лестнично-лифтового узла в центре башни, он сдвинут к западному фасаду, тем самым освобождая большую часть этажа под квартиры.
zooming
Проект небоскрёба на Пятой авеню, 262, Нью-Йорк © Меганом
***

Красная дорожка и 101 километр
Из международных успехов нельзя не отметить очередную потрясающую инсталляцию Александра Бродского. Самый поэтичный и философский архитектор-художник России создал объект в рамках проекта «101-й километр – Далее везде», инициированного культурным центром «Пушкинский дом» в Лондоне. Небольшой павильон, созданный Александром Бродским, расположился в сквере на Bloomsbury Square. Простой параллелепипед на тонких ножках-опорах напоминает вагоны-теплушки, в которых перевозили заключенных. Внутри него развешаны листочки со стихами Мандельштама, Цветаевой, Ходасевича, Пастернака, Иосифа Бродского... Инсталляция просуществовала чуть меньше месяца.
zooming
Павильон проекта «101-й километр – Далее везде». Александр Бродский, Блумсбери-сквер, Лондон, 2017. Фотография © Юрий Пальмин
Павильон проекта «101-й километр – Далее везде». Александр Бродский, Блумсбери-сквер, Лондон, 2017. Фотография © Юрий Пальмин

Почти одновременно с лондонской инсталляцией в московской галерее «Триумф» открылась персональная выставка Александра Бродского с художественными работами и арт-объектами нескольких последних лет, главной из которых, давшей название всей выставки, стала композиция «Красная дорожка».
Выставка Александра Бродского «Красная дорожка». © Фото предоставлены галереей «Триумф».

Как всегда у Бродского, возможные ассоциации разнообразны и однозначной расшифровки не предлагается. Скорее это повод для размышлений; сам по себе уровень поэтизации – какой-запредельный, внеархитектурный и в то же время неизменно причастный, так что каждая работа Бродского пожалуй что важна и достойна упоминания среди событий года. 
***

Вагончик тронется...
Выбор куратора павильона России на биеннале архитектуры в Венеции бывает, что становится неожиданностью, а то и поводом для конспирологических поисков олигарха или могущественной структуры, жаждущих позитивной самопрезентации в Джардини.
Российский павильон в саду Джардини, Венеция. © АрхСовет Москвы

В середине ноября новый комиссар российского павильона Семен Михайловский назвал тему его экспозиции – «Станция Россия», причем тяжкий труд куратора он тоже взял на себя, хотя обычно так не делают.

Согласно официальной информации внутри павильона планируют создать образ железнодорожной станции с пятью разделами. Одним из этих разделов станет архитектурная мастерская, куда будут интегрированы проекты вокзалов, разработанные «Студией 44» архитектора Никиты Явейна и московским институтом «Метрогипротранс».
Фрагмент интерьера Центрального музея Октябрьской железной дороги. Проект «Студия 44» © Студия 44

В течение последних шести десяти лет в Венеции, за исключением разве что 2014 года, когда в российском павильоне Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» показал экспозицию «Fair Enough», отечественные экспозиции не отличаются чересчур сложносочиненными интеллектуальными, этическими или философскими концепциями. На нашей стороне обычно бывает масштаб и патетика исполнения. Видимо и в этот раз под фонарями щусевского павильона развернется театр амбиций. Одна надежда, что участие «Студии 44» и «Метрогипротранса» гарантирует качество экспонируемой архитектуры.
***

Музейные дела
После скоропалительного ухода Ирины Коробьиной с поста директора московского Музея архитектуры в конце 2016 года и объявления конкурса на замещение вакантной должности все архитектурное сообщество затаило дыхание в ожидании ответа – кто же решится подать заявку на руководство весьма и весьма непростым музеем и кого в итоге выберет Минкульт. Новым директором была назначена старший научный сотрудник Музея Елизавета Лихачева, чей медийный образ, в основном, сложился во время битвы за и против дома Мельникова. Министерство обосновало свой выбор грамотностью и реалистичностью предложенной новым директором программы развития Музея; это был один из обязательных элементов заявки на участие в конкурсе. Архитектурное сообщество такой выбор и такое объяснение категорически не устроило. В марте 2017 развернулась довольно-таки яростная информационная кампания, требующая пересмотреть это назначение. Но, как это нередко бывает, бурность реакции была прямо противоположна ее продолжительности.

Уже через месяц с небольшим ажиотаж поутих и на первый план вышли позитивные новости об долгожданном открытии после реконструкции легендарного Флигеля «Руина».
Вид на реконструированный флигель «Руина» через внутренний двор Музея архитектуры им. Щусева. © Бюро «Рождественка»
Интерьер реконструированного флигеля «Руина» Музея архитектуры им. Щусева. © Елена Петухова, Архи.ру

Проект, разработанный бюро «Рождественка» и реализованный в основном при прежнем руководстве Музея архитектуры открывали оба директора, прежний и нынешний, демонстрировавшие подчеркнутый нейтралитет. Возможный конфликт и недавнюю гневную полемику перекрыли восторги от качества и виртуозности проведенной реконструкции. «Руина» получила новые стены, окна и двери. Перепланировка позволила разместить внутри несколько залов, нормальный гардероб и необходимую инфраструктуру. А также найти место для небольшого святилища – кабинета Давида Саркисяна со столом, заставленным бесконечными артефактами. Его теперь можно рассмотреть во всех подробностях за огромным витринным стеклом.
Инсталляция «Кабинет Давида Саркисяна». Фрагмент интерьера реконструированного флигеля «Руина» Музея архитектуры им. Щусева. © Елена Петухова, Архи.ру

Архитекторам бюро «Рождественка» под руководством Наринэ Тютчевой удалось преобразить один из самых популярных среди московских архитекторов выставочный зал, сохранив его слегка маргинальный дух.

Работа «Рождественки» над комплексом музея продолжается. На очереди вестибюльная часть главного здания.
***

Конкурсные будни
Конкурсная практика в этом году не баловала архитекторов возможностями проявить себя – масштаб объектов изменился, в основном это станции метро или интерьеры.
Конкурсный дизайн-проект станции «Ржевская». Blank Architects. Изображение предоставлено Агентством стратегического развития «ЦЕНТР»

Крупные девелоперские заказы на реконструкции, жилые и деловые комплексы, если и проводятся через конкурсную процедуру, то преимущественно через закрытую систему, с участием предварительно отобранных команд.

В плане конкурсов «майку лидера» по неординарности и сложности поставленной задачи перехватил, пожалуй, Санкт-Петербург. В начале года КГА провел конкурс на разработку Концепции благоустройства территории Александровского парка. Впрочем, тоже в закрытом формате.
zooming
Визуализация концепции благоустройства территории Александровского парк Проект СПб ГАСУ. © i.novayagazeta.spb.ru

Но основное событие архитектурной жизни Петербурга и ее же конкурсной практики стартовало в мае. Питерские власти объявили о проведении архитектурно-градостроительного конкурса на разработку Концепции нового музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» на Смольной набережной.

Сложность и значимость для каждого петербуржца темы блокады сделали процесс обсуждения представленных проектов чрезвычайно бурным. Страсти особенно разгорелись после того, как жюри отказалось называть победителя в назначенный по графику срок – 8 сентября. Вместо этого было предложено провести народное online-голосование на сайте КГА. Не обошлось без подтасовок, но в итоге определились три лидера, из которых экспертное жюри выбрало одного победителя – проект «Студии 44» под руководством Никиты Явейна. Для команды, вложившей много душевных и профессиональных сил в этот проект, победа в конкурсе значила очень многое, но вопрос их дальнейшего участия в разработке и реализации проекта будет решен в начале следующего года, когда будет выбран на основе тендера генеральный проектировщик Музея.
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда». Генеральный план территории. © Студия 44
Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда». Общий вид. © Студия 44
***

Утрачивая себя
Тему сохранения памяти и ценности истории можно продолжить, но уже в трагическом ключе. Достижения года меркнут рядом с новостями об очередных актах вандализма, жертвах бесхозяйственности и бескультурья, а возможно и коррумпированности, которыми вновь, как и каждый год до этого, стали очередные памятники и исторические объекты, в которых еще сохранялось высокое понимание качества строительства и архитектуры прежних времен, которого сейчас так катастрофически не хватает, вне зависимости от того, насколько масштабную национальную программу или статусный международный проект реализуют сегодняшние застройщики и политики.

В отсутствие денег на восстановление, из-за ветхости обрушился речной вокзал в Твери. А в Нижнем Новгороде сейчас происходит уничтожение последних оставшихся конструкций бывших пакгаузов порта на Стрелке. Массовое градозащитное движение за сохранение и реконструкцию пакгаузов, признанных выявленными объектами культурного наследия, в одном из которых были обнаружены уцелевшие металлические конструкции из павильонов Всероссийской выставки 1896 года, развивалось по нарастающей в течение года и за это время было несколько моментов, когда казалось, что охранители наследия могут победить. Материалы обследования конструкций были переданы на экспертизу, но власти города, видимо спеша зачистить территорию Стрелки и развернуть благоустройство, подобающее построенному здесь стадиону ЧМ-18, начало разбор зданий, которые еще не были сломаны или сожжены.
Состояние пакгаузов на Стрелке в Нижнем Ногороде. 26 декабря 2017 г. Фотография ©Юлия Гусева, Архи.ру

Не то чтобы это было особенностью Твери или Нижнего – адресуем вас к списку утрат года, подготовленному движением «Архнадзор».
***

Образование: рост «снизу»
Кто только не ругал устаревшую систему профильного образования. Впрочем нельзя сказать, что позитивных сдвигов вовсе нет – но они в основном плоды частной инициативы архитекторов, заинтересованных в квалифицированных сотрудниках в частности и в позитивной динамике в целом.

Бюро «Меганом» запустило проект «Аудитория», где публично обсуждает темы профессии. «Яузапроект» создали онлайн-проект «Яузашкола» с курсовым обучением и программой, ориентированной на работу в городской среде с использованием новейших урбанистических методик. Kleinewelt Architekten, параллельно с преподаванием в МАРХИ и МАРШ, запустило исследовательский проект «Идеальный город», в рамках которого более десяти молодых архитекторов проходило практику в бюро и участвовало в анализе наиболее комфортных и счастливых городов мира. Wowhaus регулярно набирает интернатуру.
Презентация промежуточных результатов исследований в рамках проекта «Идеальный город» на «Зодчестве» 2017. Фотография © Kleinewelt Architekten

Не прошел незамеченным полу-юбилей архитектурной школы МАРШ, отметившей в этом году пятилетие выставкой студенческих проектов и выпуском внушительного сборника МАРШ V. Судя по количеству новых заявленных в 2018 году курсов и программ, школа не собирается останавливаться на достигнутом и намерена проверить несколько новых специализаций, в том числе: работу с историческим наследием (кураторы – бюро Kleinewelt Architekten), общественными пространствами (кураторы – бюро Wowhaus) и BIM (в партнерстве с компанией APEX).
На презентации сборника «МАРШ V» и праздновании 5-летия Школы МАРШ © МАРШ
***

Различия эталонов
Завершим обзор рассказом о фестивале «Зодчество».
«Зодчество»-2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В этом году, несмотря на следы перенесенных в прошлом хронических заболеваний, фестиваль порадовал гостей нетривиальной темой – «Качество сейчас. Пространство и среда», непроизвольно возвращающей нас к самой первой теме нашего обзора, новой пространственной структурой, призванной решить проблему бесконечного количества планшетов с проектами, и коллекцией кураторских проектов, одним из которых стал наш проект «Эталон качества» – собрание арт-объектов с продолжением в виде серии интервью, в которых архитекторы рассуждают о понятии качества и средствах его достижения.
Экспозиция «Эталон качества» на фестивале «Зодчество-2017». Фотография © Евгения Яровая, Архи.ру

Еще одним довольно-таки неожиданным событием стало вручение приза «Хрустальный Дедал» проектному бюро «Ингмар «АСБ» за спортивно-развлекательный центр и яхт-клуб на острове Бычий в Санкт-Петербурге.
Спортивно-развлекательный центр и яхт-клуб на острове Бычий в Санкт-Петербурге. Проектировщик: «Ингмар «АСБ». Фотография предоставлена СМА

Но основная проблема «Зодчества» так и остается не решенной – как сделать профессиональную выставку интересной для широких слоев населения, не выдавая архитектуру за недвижимость?
zooming
«Реконтекст. Архитектура, устремленная в будущее». Кураторская концепция Зодчества 2018 © Поле-дизайн

Об этом будут думать новые кураторы фестиваля, выбранные на конкурсной основе, что ново. Владимир Кузьмин и Владислав Савинкин, чей проект был выбран из 26 других, предложили тему «Реконтекст. Архитектура, устремленная в будущее». Теперь на их опытные плечи легла задача продолжить эволюционное развитие «Зодчества» или рискнуть пойти по более радикальному пути.

Возможно, пример фестиваля окажется достойной моделью для подражания для Министерства культуры в его практике выбора кураторов российского павильона на Венецианской Биеннале и у нашего архитектурного цеха появится больше возможностей для презентации и обсуждения наиболее актуальных тем. 

30 Декабря 2017

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.