ГМИИ: Победило сохранение

Три конкурсных концепции реконструкции ГМИИ: Юрия Григоряна, Сергея Скуратова и Владимира Плоткина.

Автор текста:
Алла Павликова

mainImg
0 Как мы уже сообщали, победителем закрытого архитектурного конкурса на разработку концепции развития московского музея изобразительных искусств (ГМИИ им. А.С.Пушкина) стало бюро «Проект Меганом» и Юрий Григорян. В распространенном сегодня пост-релизе ГМИИ говорится, что «Сергей Скуратов Architects» занял по результатам голосования жюри второе место, а ТПО «Резерв» – третье. Вчера же, после «сложного и продолжительного» заседания жюри (состав жюри см. ниже) главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, директор музея Марина Лошак и глава Москомнаследия Александр Кибовский рассказали журналистам о результатах судейства и мотивах жюри. В числе прочего прозвучало, что победившая концепция будет дорабатываться.
Концепция развития ГМИИ. Корпус депозитария © Архитектурное бюро «Проект Меганом»
Марина Лошак, Сергей Кузнецов и Александр Кибовский отвечают на вопросы журналистов на пресс-конференции в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фотография Аллы Павликовой

По словам Сергея Кузнецова, именно внимательное отношение к контексту и к программе развития музея и вывело проект Юрия Григоряна на первое место: «Проект победителя продемонстрировал самое щадящее отношение к окружению. Подкупила нас и умелая работа с организацией общественных пространств. Немаловажным фактором стала продуманность общей концепции развития территории, при которой становится возможной поэтапная реализация реставрационных работ. Тем не менее, не могу не отметить, что все проекты, в том числе проект-победитель, собрали массу замечаний, поэтому очевидно, что выбранная концепция потребует существенной доработки», – заключил Сергей Кузнецов.

Между тем уже сегодня движение «Архнадзор» распространило заявление, в котором градозащитники поддерживают победившую концепцию, прежде всего потому, что она предусматривает полный отказ от сноса объектов культурного наследия и исторической застройки, а также сохраняет историческое межевание усадебных владений (прежняя концепция Нормана Фостера, – уточняется там же, – ставила под угрозу сразу несколько значимых объектов: задние флигели усадьбы Голицыных и усадьбы Глебовых, а также автозаправочную станцию 1930-х годов – выявленный объект культурного наследия).

Директор ГМИИ Марина Лошак назвала проект Юрия Григоряна интеллигентным: «Предметом этого конкурса были даже не чертежи, мы надеялись найти архитектора, чье образное понимание пространства будет созвучно нашему представлению об идеальном музейном комплексе. Таким человеком оказался Юрий Григорян. Он предложил подход, при котором весь музейный квартал, наполненный очень непохожими друг на друга зданиями, относящимися к разному времени, становится единым взаимосвязанным комплексом. При этом городок ГМИИ не похож ни на один из существующих в мире музейных городков. Юрий Григорян сделал его особенным, идентичным и узнаваемым».
Концепция развития ГМИИ. Корпус депозитария © Архитектурное бюро «Проект Меганом»
Концепция развития ГМИИ. Корпус депозитария © Архитектурное бюро «Проект Меганом»
Концепция развития ГМИИ. Корпус депозитария © Архитектурное бюро «Проект Меганом»
 
***
Концепция развития государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Архитектурное бюро «Сергей Скуратов Architects»

Проект Сергея Скуратова, напротив, отличается от двух других большей смелостью. Главное здание музея окружено тремя «музейными кварталами», каждый со своим логистическим центром, чтобы каждый из трех новых музейных центров мог функционировать автономно. Проект предполагает развитое подземное пространство со множеством транспортных и пешеходных коммуникаций; рядом с подземной парковкой площадью 6000 кв. м создается новый выход из метро, над которым Сергей Скуратов разместил многофункциональный павильон (7000 кв. м). В авторском описании Скуратов назвал новое большое здание в ансамбле ГМИИ «обдуманным и решительным жестом», «сдержанным и тактичным», но «ярким и энергичным». 

Между тем по словам выступавших на пресс-конференции членов жюри, – красивый, смелый и абсолютно самодостаточный проект Сергея Скуратова не мог претендовать на победу, поскольку предполагал снос памятников архитектуры. Александр Кибовский заявил журналистам, что он лично как член жюри  проект Скуратова не рассматривал, отдав предпочтение концепциям, в которых «бензоколонка, как и  другие памятники, оказывается неотъемлемой частью музейного квартала». 
Александр Кибовский. Фотография Аллы Павликовой

По словам Марины Лошак, она оценила позицию Сергея Скуратова, человека очень принципиального, уверенного в том, что значимость нового архитектурного проекта ничуть не менее, а может быть и более важна, чем сохранение исторического наследия. Минусом, при всех архитектурных достоинствах проекта, жюри также сочло предложение по освоению обширных подземных площадей, что, как уточнил Сергей Кузнецов, неизбежно привело бы к существенному удорожанию проекта.
Концепция развития государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Архитектурное бюро «Сергей Скуратов Architects»
Концепция развития государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Архитектурное бюро «Сергей Скуратов Architects»
Концепция развития государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Архитектурное бюро «Сергей Скуратов Architects»
***
Концепция развития ГМИИ им. А.С. Пушкина. ТПО «Резерв»

Проект Владимира Плоткина жюри также оценило очень высоко: один из выступавших даже сказал, что концепция «Резерва» проиграла только по общему количеству голосов. Особую роль этом проекте играет ландшафтное решение общественных пространств, связывающих разрозненные здания музея в единый ансамбль. На территории главенствуют пешеходы – особый акцент сделан на мощении, которое на всем пространстве музейного городка расположено на одном уровне, без перепадов, с рисунком разнообразным, но подчиненным общей идее (рисунок мощения детально проработан и восходит к орнаменту полов музейного здания Клейна). Здания музейного хранилища и новых выставочных залов (которые, как и в других проектах, расположены в восточной части территории, во дворах за церковью Антипия) решены в виде поставленных друг на друга прямоугольных брусков разной длины, но с общим для всех сечением 6х9 метров – этот модуль авторы разработали, изучая пространство залов исторического здания ГМИИ. Мощение, как главный объединяющий элемент музейного городка, входит в первые этажи новых корпусов.

Марина Лошак подчеркнула, что проект Владимира Плоткина отличается особой тонкостью и деликатностью, автор особенно чутко относится к среде, насыщая ее огромным количеством растений, светильников и городской мебели. Лошак даже использовать эти сильные стороны концепции ТПО «Резерв» в дальнейшей доработке концепции победителя. 
Концепция развития ГМИИ им. А.С. Пушкина. ТПО «Резерв»
Концепция развития ГМИИ. Корпус депозитария © ТПО «Резерв»
Концепция развития ГМИИ им. А.С. Пушкина © ТПО «Резерв»
Концепция развития ГМИИ. Корпус депозитария © ТПО «Резерв»
Концепция развития ГМИИ им. А.С. Пушкина. ТПО «Резерв»
Концепция развития ГМИИ им. А.С. Пушкина. ТПО «Резерв»
***
Как известно, перед участниками конкурса была поставлена задача предложить концепцию создания на территории ГМИИ современного музейного комплекса, объединенного благоустроенными общественными пространствами. При этом следовало учитывать ранее разработанную компанией Avesta Group Consultancy концепцию развития музея. Одним из самых важных критериев оценки было бережное отношение к имеющимся на участке памятникам архитектуры и деликатное встраивание новых объектов в историческую среду улицы Волхонки, вдоль которой расположен музейный городок.

В настоящее время музей уже находится в процессе реставрации, работы ведутся в здании института Философии, который вместит в себя лучшую коллекцию импрессионистов, здании Вяземских, в котором расположится галерея старых мастеров, и доме Стулова в Знаменском переулке. По итогам конкурса победитель становится руководителем и главным архитектором проекта развития музейного квартала, реализовать который планируется до 2020 года.
 
Состав жюри: (вернуться вверх)
Петр Авен – президент ОАО «Альфа-банк», со-председатель Попечительского Совета ГМИИ им. А.С. Пушкина; 
Левон Айрапетов – руководитель архитектурных бюро «PAPER architectural team» и «Totement»; 
Ирина Антонова – президент ГМИИ им. А.С. Пушкина; 
Андрей Баталов – заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля по научной работе; 
Александр Кибовский – Министр Правительства Москвы, руководитель департамента культурного наследия г. Москвы; 
Сергей Кузнецов – главный архитектор города Москвы, первый заместитель председателя Москомархитектуры 
Марина Лошак – директор ГМИИ им. А. С. Пушкина 
Григорий Пирумов – Заместитель министра культуры Российской Федерации; 
Александр Скокан – директор, главный архитектор Архитектурного бюро «Остоженка»; 
Массимилиано Фуксас – архитектор, директор-основатель Massimiliano Fuksas Architetto (Италия); 
Энрике Собехано – архитектор, партнер-основатель Nieto Sobejano Arquitectos (Испания) 

Энрике Собехано и Массимилиано Фуксас, по признанию директора музея, также выразили готовность участвовать в доработке концепции как эксперты-консультанты. 
 

26 Июня 2014

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Пресса: Музейный городок ГМИИ: от Нормана Фостера к Юрию Григоряну
25 июня 2014 г. в Государственном музее изобразительного искусства им. А.С. Пушкина были объявлены итоги закрытого конкурса на создание архитектурной концепции Музейного городка ГМИИ. Победителем стало бюро «Проект Меганом» во главе с Юрием Григоряном. Теперь этому известному московскому архитектору предстоит возглавить новый этап уже многолетних строительных работ по реорганизации обширной территории к юго-западу от Кремля c большим количеством разнородной исторической застройки.
Пресса: Музейный городок ГМИИ: три концепции
Подробный анализ трех проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на разработку архитектурной концепции развития Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Финальная версия победившего бюро «Проект Меганом» должна в итоге учесть сильные стороны всех трех решений.
Пресса: «Кто-то имеет в виду нашу территорию. За нее зверски...
Проект Юрия Григоряна, победивший в конкурсе на архитектурную концепцию ГМИИ имени Пушкина, устроил многих, но не инициатора грандиозной реконструкции Ирину Антонову. 92-летняя президент Пушкинского рассказала корреспонденту «Известий» о том, как музей будет бороться за новые здания и почему власти предпочитают цветочки на траве «пятилистнику» Нормана Фостера.
Пресса: «Мы находимся в состоянии транзита»
На прошедшей неделе стали известные результаты конкурса на реконструкцию Пушкинского музея. Теперь квартал на Волхонке ожидает долгая и тотальная перестройка. «НИ» встретились с директором ГМИИ имени Пушкина Мариной Лошак и выяснили, как будет меняться всемирно известный храм искусств и каким видит его будущее новый директор.
Пресса: Юрий Григорян: Новое основание для музея
Архитектурное бюро «Проект Меганом» стало победителем конкурса на разработку архитектурной концепции развития ГМИИ им. А.С. Пушкина. Основатель бюро, архитектор Юрий Григорян рассказал об особенностях конкурса и своем проекте.
Пресса: Музейный квартал как концепция архитектора
Подведены итоги конкурса на разработку архитектурной концепции развития Музея изобразительных искусств имени Пушкина, то есть создания в районе улицы Волхонка и музейного комплекса, и общественного пространства.
Пресса: Когда прекратится зачистка архитектурного наследия?
Обсуждение «болевых точек» московской архитектуры с членом президиума общественного экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы Алексеем Клименко и членом Президентского совета по культуре Константином Михайловым.
Пресса: Энрике Собехано выступил в Пушкинском музее
Член жюри конкурса по развитию Пушкинского музея изобразительных искусств и автор ряда известных проектов музеев и музейных реконструкций, партнер-основатель мадридского бюро Nieto Sobejano Arquitectos, Энрике Собехано выступил с лекцией в Отделе личных коллекций.
Пресса: Конкурс на архитектурную концепцию развития Пушкинского...
Объявление итогов конкурса на разработку архитектурной концепции развития Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина не прояснило, каким будет к 2020 году музей и свято для московской истории место вокруг него, где стоят все 27 прилегающих к нему строений. Приятная новость только, что ни одно из них не пострадает и останется на своем месте — даже древняя автозаправка.
Пресса: ГМИИ: сносов не будет
«Архнадзор» поддерживает отказ от сноса исторических зданий в новой концепции развития ГМИИ имени Пушкина.
Пресса: Юрий Григорян попал в Пушкинский музей
Подведены итоги закрытого конкурса на новую концепцию реконструкции ГМИИ имени Пушкина, в котором участвовали три архитектурных бюро — «Проект Меганом», студия Сергея Скуратова и ТПО «Резерв». Победителем стал «Меганом» Юрия Григоряна, чей проект, по словам членов жюри конкурса, не требует сноса памятников.
Пресса: Тендер имени Пушкина
Объявлен победитель архитектурного конкурса на концепцию развития ГМИИ им. А.С. Пушкина. Им стало архитектурное бюро «Проект Меганом», возглавляемое Юрием Григоряном. Его проект поддержали почти все — от руководства ГМИИ до строгих градозащитников из «Архнадзора». «Газета.Ru» прошла по району Волхонки и узнала, как будет развиваться музейный городок ГМИИ.
Пресса: Пушкинский музей перестроят без сносов
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина подвел итоги закрытого конкурса и назвал мастера, которому предстоит реконструировать ГМИИ и превратить целый квартал в Музейный городок. Жюри Сергеем Кузнецовым выбирало лучший проект из трех вариантов.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Пресса: «Современный музей — это многофункциональный культурный...
В ближайшие несколько лет масштабное обновление переживут сразу несколько московских музеев. Новые корпуса и отделы появятся у Третьяковской галереи, ГМИИ имени Пушкина, Исторического музея. «Лента.ру» поговорила с директорами главных учреждений столицы о том, насколько важно расширять и поддерживать культурный ландшафт города и какие перемены ждут в ближайшем будущем посетителей выставочных пространств.
Пресса: Не сговариваясь. Как получилось, что все крупные музеи...
Пушкинский, Политех, Музеи Кремля, Третьяковская галерея, ГЭС-2 — главные музеи массово расширяются и появляются проекты новых. Журналист Марина Анциперова рассказала Strelka Magazine о том, как получилось, что на жителей столицы неожиданно свалился целый музейный кластер.
Пресса: Победители конкурса на метро: MAParchitects
Представляем проект победителей конкурса на три станции метро — бюро MAParchitects — разработавших оригинальную концепцию «техногенного леса» для станции «Стромынка». Подробности проекта комментирует руководитель бюро Александр Порошкин.
Пресса: Победители конкурса на метро: ai-architects
Архитекторов необходимо привлекать к разработке архитектурной концепции станций метро еще на этапе проектирования. Тогда в проект можно будет заложить оригинальные решения, которые сделают передвижение пассажиров еще комфортнее и безопаснее, считают основатели бюро ai-architects Иван Колманок и Александр Томашенко. Их проект станции «Шереметьевская» победил в голосовании на портале «Активный гражданин».
Пресса: Архитектор Юрий Григорян: мы ведем "египетскую" по...
ГМИИ им. А. С. Пушкина отмечает 105-летие. Музей, созданный Иваном Цветаевым как учебный, сегодня — один из крупнейших и авторитетнейших в мире. Как и в начале ХХ века, сегодня Пушкинский строится — в ближайшие годы вокруг главного здания появится целый музейный квартал. Этим масштабным проектом с 2014 года занимается архитектурное бюро "Меганом".
Технологии и материалы
Каменная речка
Компания Zabor Modern представляет технологию ограждения без столбов и фундамента, которая позволяет экономить на монтаже и добиваться высоких эстетических решений.
«ОРТОСТ-ФАСАД»: мы знаем фасады от «А» до «Я»
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» завершила выполнение работ по проектированию, изготовлению и монтажу уникальной подсистемы и фасадных панелей с интегрированным клинкерным кирпичом на ЖК «Садовые кварталы».
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Хорошо забытое старое
Что можно почерпнуть из дореволюционных книг современному заказчику и производителю кирпича? Рассказывает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.
BTicino: сделано в Италии
Компания BTicino, итальянский бренд Группы Legrand, пересмотрела подход к электрике дома и сделала из розеток и выключателей функциональные произведения искусства.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Топовые BIM-модели Cersanit для интерьера ванной под ключ
BIM-технологии позволяют проектировщикам не только создавать 3D картинку, но и разрабатывать целую базу данных, где будет храниться вся информация об объекте с детальными характеристиками. Виртуальная копия здания хранит всю информацию об изменениях на каждом этапе, помогает поддерживать высокую производительность работы, сокращает время на пересчёт, позволяет детально проработать параметры и размеры блоков.
Золото на голубом – новое прочтение
В постиндустриальном районе Милана завершается строительство делового кластера The Sign. Комплекс станет функциональной и визуальной доминантой района – в нем разместятся множество деловых и общественных зон, а его сияющие золотыми фрагментами фасады будут привлекать внимание издалека. Золото на фасаде – панели ALUCOBOND® naturAL Gold от компании 3A Composites.
Многоликий габион
У габионов Zabor Modern, помимо эффектного внешнего вида, есть неочевидное преимущество: этот тип ограждения не требует фундаментных работ, благодаря чему устанавливать его можно даже там, где другой забор не пройдет по нормам. Кроме того, конструкция подходит и для ландшафтных решений.
Delabie идет в школу
Рассказываем о дизайнерских и инженерных разработках компании Delabie, которые могут быть полезны при обустройстве санузлов в детских учреждениях: блокировка кипятка, снижение расхода воды, самоочищение и многое другое.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Долина Муми-троллей
Компания «Новые Горизонты» представила тематические площадки, созданные по мотивам знаменитых историй Туве Янссон и при участии законных правообладателей: голубая башня, палатка, бревно-тоннель и другие чудеса Муми-Долины.
Сейчас на главной
Удар крученым
Тотан Кузембаев спроектировал дом из CLT-панелей в Пирогово. Он называется СЛАЙС. Предполагается, что проект стандартизированный и будет тиражироваться.
Урбанизированное междуречье
Проект-победитель конкурса Малых городов для Сызрани от творческой мастерской ТМ продолжает развитие кремлевской набережной, раскрывает живописные панорамы и способствует очищению рек.
Ажурный XX-конструктив
Во дворе Музея архитектуры на Воздвиженке установлена инсталляция группы DNK ag. Она приурочена к 20-летнему юбилею бюро, и впервые была показана на Арх Москве. Предполагается, что объект простоит во дворе музея один год и послужит началом для новой традиции – регулярно обновляемого выставочного проекта «Современная архитектура во дворе МУАРа».
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Ответ домашнему офису
Новое здание фармацевтического концерна Roche по проекту бюро Christ & Gantenbein предлагает сотрудникам альтернативу цифровой среде и работе на дому.
Город, дружелюбный к детям
Вместе с организаторами и кураторами фестиваля «Детская Платформа», который прошел в Нальчике, разбираемся, как привить детям чувство причастности к городу, какие практики позволят вовлечь их в городские процессы и почему важно учить детей работать с материалами.
Линия сердца
Проект-победитель конкурса Малых городов помогает связать скверы и парки Можги, сделать транзитные территории более безопасными и насытить центр города новыми сценариями и объектами – например, многофункциональным центром «Гаражи»
Белее белого
Публикуем последние четыре работы, вошедшие в короткий список конкурса на жилую застройку поселка Соловецкий: DNK.ag, .ket, «План Б» и АБ «Белое».
Ток и торф
Проект-победитель конкурса Малых городов от бюро SOTA: спокойный парк вокруг Стахановского озера в подмосковном Электрогорске
Толерантная эстетика терраформирования
Всемирная выставка – гигантское мероприятие, ему сложно дать какое-то одно определение и охватить одним взглядом. Тем более – такая амбициозная и претендующая на рекорды, которая, несмотря на превратности пандемии, открыта сейчас в Дубае. Не претендуя на универсальность, делаем попытку рассмотреть экспо 2020, где за эффектными крыльями «звездных» архитекторов и восторгом от исследований Космоса проступают приметы эстетической толерантности девелоперского проекта.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Вход в горы
Смотровая площадка в Пермском природном парке привлекает внимание к природным достопримечательностям края и готовит путешественников к восхождению на скальный массив.
Городок в табакерке
Новый образовательный корпус Школы сотрудничества на Таганке, спроектированный и реализованный АБ ASADOV – компактный, но насыщенный функциями и впечатлениями объем. Он легко объединяет классы, театр, столовую, спортзал и двусветный атриум с открытой библиотекой и выходом на террасу – практически все, что ожидаешь увидеть в современной школе.
Две стихии
Еще один проект-победитель конкурса Малых городов от Аб «Вещь!», на этот раз для солнечного Ахтубинска: благоустройство, вдохновленное стихиями воды и воздуха, а также фотогеничный памятник досаждающей мошке.
Пространство на вырост
Столовая для детского сада в японском городе Фукуяма по проекту бюро UID должна будить воображение малышей, а также подходить для их родителей и воспитателей.
180 человек одних партнеров
Крупнейшим акционером Foster + Partners стала частная канадская инвестиционная фирма. Финансовое вливание позволит архитектурному бюро развиваться дальше, в том числе расширять число партнеров и обеспечивать их преемственность.
Северный Версаль
На берегу величественной реки Вычегды, в живописном месте, в шести километрах от центра столицы Республики Коми Сыктывкара известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов спроектировал город Югыд-Чой в традиционной эстетике, ориентированной на центр Санкт-Петербурга. Заказчик Елена Соболева, глава ООО «Фонд жилищного строительства г. Сыктывкара», видит свою миссию в том, чтобы Югыд-Чой стал визитной карточкой республики.
Променад на тракте
Проект-победитель конкурса Малых городов для Клина: длинный променад с точками притяжения, смотровыми площадками и всесезонно активными пространствами.
Школа особого режима
Престижная Амстердамская британская школа заняла бывший комплекс тюрьмы конца XIX века. Авторы проекта реконструкции – Atelier PRO.
Дача от архитектора
Дом.рф подводит промежуточные итоги конкурса на лучшие типовые проекты с использованием деревянных конструкций. Публикуем некоторые из проектов-победителей первой номинации конкурса, благодаря которой уже в следующем году любой желающий сможет построить загородный дом по проекту от мастерской Тотана Кузембаева и десятка других талантливых бюро.
Соль земли
Проект-победитель конкурса Малых городов для Усолья от АБ «Вещь!»: восстановление планировочной структуры посадской части и деликатное включение объектов благоустройства по соседству с памятниками строгановского барокко.
Сарай, огород и очаг
Ищем национальную идею российской архитектуры среди проектов финалистов конкурса на разработку многоквартирного жилья для поселка Соловецкий. В первом выпуске: Мастерская деревянной архитектуры Евгения Макаренко + NORMA, Александр Бродский и бюро Katarsis.