Здание состоит из трех соединенных вместе корпусов: «фасадного», выходящего на линию Земляного вала, и двух объемов во дворе – один, с квадратным колодцем внутреннего двора, предназначен для офисов, второй, повыше и немного компактнее, в котором разместится собственно налоговая инспекция.
Его основа – прямоугольные блоки корпусов, все фасады которых крупно расчерчены черно-белыми полосами «ленточных» окон. Полосатость дополнена тонким горизонтальным пунктиром маленьких окон, крупной строчкой «сшивающих» между собой белые и черные горизонтали, снимая резкость цветового контраста и еще раз подчеркивая горизонтали.
Поверх полосатой основы асимметрично в разных местах наложены большие прямоугольники: стеклянные, белые, плоские, выступающие или, наоборот, сильно углубленные. Создается ощущение взаимного проникновения двух структур – одной очень строгой – условно говоря, основы, и другой, более динамичной, обогащающей и усложняющей исходную геометрию.
Подобное сочетание – основа многих работ Владимира Плоткина. Но в данном случае, кажется, на стороне динамичной составляющей помимо собственно авторского художественного чутья решили выступить различные объективные обстоятельства. Асимметрия усилена тем, под землей по участку протекает забранная в трубу главная речка Немецкой Слободы Черногрязка. Уличный фасад, оказавшийся между 4-этажным «бывшим доходным» домом XIX века и двумя внушительными «сталинскими», отвечает их структуре и пропорциям. Соседнее сталинское здание определяет высоту, провоцирует появление стеклянного аттика, который у Плоткина оказывается более высоким, на целых три этажа, но будучи немного отодвинут от плоскости фасада, из-за перспективного сокращения попадает в тот же ритм и масштаб. Два остекленных выступа становятся отражением глубоких лоджий на сталинском доме. С другой стороны фасад «привязан» к высоте четырехэтажного дома с помощью белого прямоугольника, отсекающего небольшую часть ленточных окон. По словам архитектора, здесь даже «чересчур много поклонов в разные стороны».
Однако неизбежные в центре города «поклоны» вовсе не портят здание – напротив, вторгаясь, они, кажется, вызывают некоторое пластическое возмущение, которое за неимением «обстоятельств», скорее всего, следовало бы в любом случае придумать. Вторжение не изменяет общей стилистики – кристально четкой, пронизанной бело-стеклянной легкостью, искупающей большие размеры. Просто внутри уверенной в себе, отточенной и вполне завершенной художественной системы возникают то ли своего рода «круги на воде», то ли – естественная реакция на раздражители, как у раковины-жемчужницы, в которую попал песок.
Административный комплекс для размещения территориальных налоговых инспекций / БЦ Ситидел
развертка
положение в районе