Проектируемый мастерской SPEECH outlet-центр имеет три основных функциональных зоны. Первая – это собственно фабрика, исторические корпуса которой бережно реставрируются и дополняются тремя новыми блоками. При этом, разрабатывая функциональную программу комплекса, архитекторы опросили работников предприятия и составили список их предпочтений. В частности, выяснилось, что больше всего сотрудникам «Аэлиты» не хватает городского сада и объектов соцкультбыта. Для того, чтобы удовлетворить эту потребность, SPEECH решили объединить исторические и новые корпуса остекленной отапливаемой галереей. В этом пространстве создается всесезонная рекреационная зона с зимним садом, столовой и кафе. С северного конца галерея примыкает к общественному комплексу, в состав которого пошли клуб, кинотеатр на 240 мест и баня. С южного конца пространство галереи перетекает в общественную зону первого этажа реконструируемой фабрики.
На противоположном фабрике западном берегу Цны архитекторы размещают торговый квартал с прогулочной набережной, малоэтажный жилой комплекс для сотрудников предприятия и причалы для лодок и яхт. Ближе всего к воде и соединяющему с фабрикой мосту разместятся outlet-центры продажи дизайнерской одежды. SPEECH и здесь спроектировали максимально простые объемы – фактически это демонстрационные боксы, внешний облик которых будет определяться их «наполнением» и оформлением в соответствии с фирменным стилем того или иного бренда. «Предлагаемое нами архитектурное решение действительно предельно ясно и просто, – соглашается Сергей Кузнецов, руководящий партнер мастерской. – За счет этой простоты мы подчеркиваем контраст между новыми и старыми постройками, акцентируется гуманность масштаба зданий. Кроме того, такое решение гарантированно может быть реализовано с использованием российских материалов и технологий».
Главный же центр притяжения создаваемого комплекса расположен… над рекой. Между берегами Цны авторы перекидывают необычный пешеходный мост, способный превращаться в музей моды и подиум для шоу-показов. Вдоль его пролетов размещены белые кубы павильонов, выполняющие роли опор. «Их фасады – это фактически просто экраны, предназначенные для демонстрации того визуального ряда, который лучше всего подходит для проводимого показа», – поясняет модельер Алена Ахмадулина, выступившая автором концепции музея. Интересно, что аналогичный мультимедийный принцип использован и в организации внутреннего экспозиционного пространства: в музее будут выставлены не только традиционные манекены с костюмами, но и универсальные болванки – нечто среднее между манекеном и матрешкой, на которые могут проецироваться любые одежды. В вечернее же время, когда на мосту будут проходить показы, залы-короба частично трансформируются в трибуны, а сам мост, соответственно, в подиум. Проект также предусматривает возможность прохождения под мостом небольших судов – в этом случае его центральная часть разводится, а залы-короба поднимаются на 4 метра с помощью встроенных в их опоры домкратов.