English version

Портик нового времени

В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.

mainImg
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
ГК «Спектрум» http://www.spectrum-group.ru/
Проект:
Терминал аэропорта Толмачево
Россия, Обь, Аэропорт Толмачево

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Сергей Кузнецов
Архитектурные решения: бюро СПИЧ
Сергей Чобан, Игорь Членов

2020 / 9.2020 — 2.2023

Генеральное проектирование: ГК «Спектрум»

Заказчик: Новапорт
Генеральный подрядчик: Ant Yapi
Новый терминал аэропорта Толмачево открылся в феврале и стал, без преувеличения, одним из важных архитектурных событий года. Он собирает награды, вот например его отметила «Золотая капитель», равно как и посты в социальных сетях. Я не видела человека, который, прилетев сюда и войдя в пространство терминала, не сделал бы фото. Терминал обладает и вауэффектом, и оригинальностью в контексте современных трендов; он не такой, как все. 

Примечательно, что как для руководителя авторского коллектива, главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, так и для авторов архитектурного решения – Сергея Чобана и Игоря Членова, Толмачево это первый реализованный проект аэропорта, хотя в портфолио СПИЧ авиа-терминалы фигурировали и раньше. Тем интереснее результат. Но попробую изложить по порядку.
Терминал С аэропорта Толмачево
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Нынешний терминал должен стать началом реконструкции международного аэропорта в Новосибирске, он своего рода первая ласточка. В дальнейшем планируется перестроить все существующие корпуса. Пока реконструкция не завершена, новый терминал С работает для внутрироссийских авиалиний, соседний с востока терминал Б продолжает функционировать как международный. 

Терминал С разместился на новой площадке, «шагнул» вперед на площадь перед существующим комплексом аэропорта, взял на себя роль парадного фасада всего Толмачево.
  • zooming
    Генплан. Объемы нового терминала С отмечены оранжевым цветом. Терминал аэропорта Толмачево
    © АБ СПИЧ
  • zooming
    План новых построек. Терминал С аэропорта Толмачево
    © АБ СПИЧ

Есть такие проекты, которые принято представлять цифрами; обычно они очень заметные, с ноткой «мега-», и аэропорт Толмачево, определенно, такой. Высота колонн – порядка 30 метров, диаметр их ствола – 5 м, диаметр стеклянных куполов – 32 м. Высота фермы потолка 1.5 м. Вынос козырька 11 метров. 
  • zooming
    Козырек, разрез. Терминал аэропорта Толмачево
    © АБ СПИЧ
  • zooming
    Терминал аэропорта Толмачево
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Специфика архитектурного решения, как известно, имеет отношение к масштабу и размерам, но не всегда прямое. В данном случае – светящиеся колонны-зонтики высотой с 9-этажный дом, безусловно, производят впечатление.

И когда светятся изнутри через витраж – гигантскую витрину, намеренно лишенную дополнительной подсветки, – как некие энергетические стержни.
Терминал С аэропорта Толмачево
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

И когда подсветка погашена, а колонны «купаются» в дневном свете, в изобилии пропускаемым стеклянными стенами с трех сторон и куполами сверху.

Колонны удивительны: и свет, и масштаб, и «полосатая» структура, и расположение в пространстве – вроде бы занимают его целиком, но совсем не загромождают. Они и часть здания, и в то же время экспонат – это для них соорудили стеклянный чехол с ажурной, намеренно тонкой, вантовой конструкцией, – ради того, чтобы их показать. Что кажется вполне оправданным.  
Терминал С аэропорта Толмачево
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
Терминал С аэропорта Толмачево
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Другой вопрос связан с первым – это пропорции стеклянного «чехла». Длина стеклянного корпуса 300 м, ширина 60 м с козырьком и около 40 м без него. То есть пропорции плана внутри – практически 1 х 7.5, парадный объем очень протяженный.

Здания аэропортовых терминалов, они бывают почти квадратные или, наоборот, длинные. Последнее объясняется тем, что протяженное здание позволяет «пристыковать» к нему большее количество самолетов. Если мы посмотрим на план петербургского Пулково, то увидим, что терминал Гримшо «квадратный», а терминал Пулково-1 Александра Жука – длинный, в нем даже не четыре, а пять куполов. Это важно, поскольку Сергей Чобан называет прообразом толмачевского терминала именно Пулково-1 и говорит о намеренных перекличках с архитектурой «классического» модернизма. 
cic =

Сергей Чобан

Сейчас принято проектировать аэропорты с текучими нелинейными формами – это один из дорогостоящих, но в то же время достаточно простых, поскольку безотказных, способов добиться WOW-эффекта. Но Новосибирск – модернистский город, в значительной степени сложившийся после войны. Мы вспомнили об Академгородке; а также о самом первом терминале 1960-х, построенном в Толмачево по проекту Анатолия Воловика. И решили пойти по пути сдержанной архитектуры, регулярной и рациональной, апеллирующей к модернистским образцам. Хотя это не исключает и эффектного жеста, каким, на мой взгляд, стали наши колонны.
 
Для меня лично ключевым стал прообраз петербургского терминала Пулково-1 с его световыми фонарями-«стаканами». Там колонны поддерживают кровли в зенитах фонарей, а к ним уже подвешена кровля.

В нашем случае конструкция несколько иная: колонны берут на себя часть веса ферм потолка, делят нагрузку с опорами по внешнему контуру. Но они имеют конструктивный смысл и участвуют в распределении несущих сил внутри здания. Для нас это было важно.

  • zooming
    Аэропорт Пулково-1, интерьер, 1978 г.
    Зодчество (Советская архитектура). Сборник Союза архитекторов СССР. вып. 2 (21). 1978 г. / citywalls.ru / загружено YURIY ALEKSANDROV.
  • zooming
    Аэропорт Пулково-1, планы и разрез
    Е.Б. Новикова “Интерьер общественных зданий (художественные проблемы)”. М. Стройиздат, 1984 / citywalls.ru / загружено Mary

Приведенное объяснение сразу делает увлекательным исследование прообразов аэропорта.

Начнем с истории Толмачево. Первый аэропорт был спроектирован Новосибгражданпроектом в 1963 году как протяженное здание-«балка» с квадратным в плане входным объемом зала ожидания, витражом, рамкой-козырьком. Вот здесь можно увидеть и проект, и старые фотографии, а здесь самый информативный вид сверху. К 2015 здание Воловика сменил новый внутренний терминал, затем его соединили со стеклянными призмами соседнего международного, построенного восточнее в 1997 году. Получился очень протяженный и немного «виляющий» фасад, выдержанный в общей, несколько вычурной и не соответствующей качеству материалов, стилистике. 

Помимо Пулково архитекторы СПИЧ приводят пример Дома ученых Академгородка (1966). Но формат расстекловки нового терминала можно сравнить и с другим зданием Анатолия Воловика в Новосибирске – научно-технической библиотекой РАН (благодарю Марину Игнатушко за подсказку). 



В Толмачево, безусловно, остекление качественнее: структурное, Jumbo, 6 х 3 метра и с тонкими вертикальными ламелями. Но образы вертикальных рам с диагональным чередованием и одновременно – с откосами, очень даже перекликаются. Цитата опознана. 
Терминал С аэропорта Толмачево
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    Терминал С аэропорта Толмачево
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    Терминал С аэропорта Толмачево
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Еще интереснее получается с основным прообразом – Пулково-1. Ленинградский терминал 1973 года – протяженный параллелепипед со световыми «стаканами», которые поддержаны колоннами. 

И вот, на недавнем «Архитектоне» в Петербурге, на выставке, посвященной ленинградскому модернизму, мне бросился в глаза нереализованный вариант проекта, где колонны Пулково-1, сейчас довольно сиротливо уходящими вверх, – были нарисованы грибовидными. 
Проект пассажирского вокзала аэропорта «Пулково-Ленинград». Интерьер. Перспектива. Вариант. Архитекторы Вербицкий Ж.Н., Жук А.В., Вланин Г.М. 1967. СССР. Ленинград. ГМИ СПб
Переснято на выставке Архитектон 2023

Но интереснее другое – когда я спросила Сергея Чобана, не этот ли вариант стал источником вдохновения для Толмачево, он мне ответил, что не знал о нем, а картинку впервые увидел в отчетах о выставке. То есть синергия между проектом и его прообразом, на каком-то имманентном уровне – она даже сильнее, может быть, чем знал сам автор? Начали выстраивать переклички – и даже малоизвестные варианты как-то «подтянулись». 

Впрочем если посмотреть на череду световых стаканов Пулково-1 и на пространство зала Толмачево в целом, так, прищурив глаз – то тоже получается похоже. «Стаканы», как будто, привели к некоторой ортогональной проекции и слили в одном параллелепипеде, но смысл остался: прозрачные стены, свет, опоры, зонтики. 
Аэропорт Пулково-1. Вид на кровле во время строительства
citywalls.ru / загружено ИБН

Речь, конечно, не о повторении и не о цитировании, а о намеренном попадании в определенный контекст.

Грибовидные колонны популярны в архитектуре XX века, причем их использовали даже раньше модернизма: форма восходит к увлечению неоготикой, давшей миру веерный свод, где опоры плавно срастаются с потолком – и в то же время ее развитие опирается на эксперименты с технологией железобетона, начатые сто и больше лет назад. С тех пор грибовидные колонны, которые позволяют освободить пространство и придать потолку эффектную пластику, нет-нет да и встретятся где-нибудь. Чтобы не ходить далеко можно вспомнить другой проект Сергея Чобана – офисное здание EDGE в Берлине, где разноразмерные деревянные «грибы», причем тоже пластинчатые, поддерживают  лестницы в пространстве атриума. Там, к слову, тоже играют большую роль одновременно и форма, и обилие дневного света, прямо как в Толмачево. Известны и аэропорты с подобными идеями, к примеру, во 2 терминале аэропорта Чатрапати в Мумбаи, построенном по проекту SOM в 2014 году, используются грибовидные колонны, но гибкие, сетчатые. Тут нет смысла говорить о заимствованиях, скорее мы имеем дело с набором способов организации большого пространства, распространенных и совершенствуемых в XX – XXI веке. СПИЧ в Толмачево предложили свою версию.

Между тем аллюзии не главное, они просто добавляют вкуса, нанизывая здание на ниточки местных и прочих смыслов. 

А главное тут, помимо лаконизма – свет.

Искусственный свет колонн, пребывающих в пространстве скорее сродни какому-то явлению атомной физики, чья динамика связана не с движением, доступным глазу, а в внутренним напряжением полей, – не зря же рядом Академгородок. 
Терминал С аэропорта Толмачево
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
 
И естественный свет. Большой витраж в здании современного терминала скорее норма, но тут он не с одной, а с трех сторон, да еще и колонны визуально «раскрывают» потолок, раздвигают его непрозрачную поверхность, открывая небо в куполах. Зонтики хочется сравнить с пальцами руки – только их много и они тонкие, симметричные.
  
  

Кроме того важно, что здание технологично. Поверхности куполов, составленные из треугольников разного формата, и тонкие ванты основных стен-витражей разрабатывала компания «Несущие системы», основанная в Новосибирске и известная тем, что уже в 2011 году она построила в нём первое в РФ здание с нелинейными стеклянными фасадами, – а также тем, что именно она строила «стеклянную кору» зала в Зарядье

К другим технически пусть не запредельным, но ответственным решениям можно отнести козырек с большим выносом, ферму потолка, распределение нагрузки между основными колоннами-«деревьями» и дополнительными опорами, которые все же понадобились вдоль стеклянных фасадов. Но их не много, они высокие и тонкие, и не очень заметны. 
  • zooming
    Терминал С аэропорта Толмачево
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    Терминал С аэропорта Толмачево
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Между тем «рекордов для книги Гиннеса» здесь нет – речь скорее о том, что все выполнено на хорошем уровне современного строительства: растяжки тонкие, швы металлической облицовки порталов и козырька – тоже тонкие, не бросаются в глаза, а сами стальные кассеты покрыты матирующим лаком, чтобы блестели не слишком, а в меру. Некий джентльменский набор качества, может быть, лоска, не сверхъестественного, а, скажем так, «столичного». Так и хочется сказать: как и полагается столице Сибири. Все же после завершения реконструкции Толмачево станет самым большим региональным аэропортом. 
Терминал С аэропорта Толмачево
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Если во входном зале преобладает белый цвет и свет – то внутри происходит инверсия. Пространство досмотра и получения багажа, как водится, несколько проще и черного в нем либо больше, либо полномочия с белым он делит примерно пополам.

Визуальные «мостики» с главным залом тоже выстроены: круглые тонкие фусты колонн напоминают об опорах по контуру, а «ромашки» из ламп в потолке недвусмысленно выглядят «младшими братьями» грибовидных колонн. 
 
  • zooming
    1 / 6
    Терминал С аэропорта Толмачево
    Фотография © Михаил Абрамычев / предоставлена пресс-службой Москомархитектуры
  • zooming
    2 / 6
    Терминал С аэропорта Толмачево
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 6
    Терминал С аэропорта Толмачево
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 6
    Терминал С аэропорта Толмачево
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    5 / 6
    Терминал С аэропорта Толмачево
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    6 / 6
    Терминал С аэропорта Толмачево
    Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Однако самый интересный и информативный вид – снаружи, с площади. Он определяет место здания в комплексе.

Именно отсюда можно оценить сюжет целиком: светящиеся «деревья», этакие Тельперионы в кожухе из прозрачных и металлических плоскостей. Ретрофутуризм – насыщенный смыслами, но современный, WOW-лаконичный.

Это, на самом деле, вовсе не просто – сделать здание одновременно простым на раз-два, и захватывающе-увлекательным. 
Терминал С аэропорта Толмачево
Фотография © Дмитрий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Постойте, но ведь это же портик.

Гигантский светящийся портик, заключенный в чехол. А может быть, стоя, общественная галерея. Он/она выходит вперед, образует репрезентативный фасад аэропорта, заявляет о его амбициях спокойно и уверенно, оформляет вход не без эллинистического пафоса, как будто говоря нам: я тут главный, я тут был, в каком-то смысле, всегда. Как библиотека Цельса – есть там библиотека или нет, а фасад прекрасен. 

Так что же? Стремились к простоте модернизма, а пришли к ключевому элементу классической архитектуры? 

Так, да не так. Во-первых, функционально входной зал аэропорта – общественное пространство для входящего, уже давно стал по смыслу местом репрезентации, призванным встретить и впечатлить любого, представить аэропорт во всей красе. У портика та же роль, и ряд колонн, в который, по сути дела, превращено здесь входное пространство, заявляет об этом с большим размахом. Мы определенно куда-то входим, готовые перенестись отсюда–туда, и пространство недвусмысленно говорит нам об этом. Пусть не все понимают, неважно; думаю, не все понимали смысл и библиотеки Цельса тоже.

Во-вторых, уже в 1970-е модернизм начал искать точки соприкосновения с историей культуры в самом широком смысле, причем основным условием поиска была неочевидность вероятной цитаты, ее перевод на уровень намека. В Толмачево мы, я думаю, наблюдаем вполне успешную попытку возвращения к тем же поискам – на новом витке технологий. 

Что делает проект, действительно, хорошей работой с масштабом и со смыслом: поскольку при близком рассмотрении мы видим и ощущаем одно, выйдя наружу другое, но самое главное высказывание – почти идеальный образ большого аэропорта, «портик-портал» – считывается издали. Только тут и понимаешь, что речь о новом начале.
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
ГК «Спектрум» http://www.spectrum-group.ru/
Проект:
Терминал аэропорта Толмачево
Россия, Обь, Аэропорт Толмачево

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Сергей Кузнецов
Архитектурные решения: бюро СПИЧ
Сергей Чобан, Игорь Членов

2020 / 9.2020 — 2.2023

Генеральное проектирование: ГК «Спектрум»

Заказчик: Новапорт
Генеральный подрядчик: Ant Yapi

05 Декабря 2023

СПИЧ: другие проекты
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Магия ритма, или орнамент как тема
ЖК Veren place Сергея Чобана в Петербурге – эталонный дом для встраивания в исторический город и один из примеров реализация стратегии, представленной автором несколько лет назад в совместной с Владимиром Седовым книге «30:70. Архитектура как баланс сил».
Похожие статьи
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.