English version

Путь завода

На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.

mainImg
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
АРМ «Фарос»
ЦКР (Центр комплексного развития)
Проект:
Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
Россия, Ходынская улица, 2с1

Авторский коллектив:
Внутренние архитектурные решения, дизайн-проект – СПИЧ: С.Э. Чобан, И.В. Членов, А.С. Гарновская, Ю.Д. Верницкая, А.С. Кузьмина, К.А. Чупина, И.Г. Клокова, Н.В. Гриднев, Н.В. Суркова

Инженерные решения – Метрополис: А.Н. Ворожбитов, И.В. Кремлев, Ш.Г. Курбанов, А.С. Архипов, С.Н. Брюзгин

Обоснование реставрации и приспособления – АРМ «Фарос»: Б.В. Савин, Н.А. Максименко, С.Б. Илюхина, Г.В. Тропина, С.А. Платонова, А.П. Зыков

Проект приспособления, решения фасадов – Центр комплексного развития: А.М. Филиппов, И.А. Шишков, В.О. Ельчанинова, Е.А. Щеголихина

2018 — 2019 / 2020 — 9.2022

Заказчик – Банк ВТБ
Итак, в Центре изучения конструктивизма «Зотов», в отреставрированном и приспособленном здании хлебозавода №5 на Пресне, открылась первая выставка «1922. Конструктивизм. Начало». На ней показывают сотни подлинников, произведений, связанных как с движением конструктивизма, так и с его предшественниками из области абстрактного искусства 1910-х годов. Сам хлебозавод тоже рассматривают как произведение конструктивизма, поскольку его форма полностью продиктована функцией «жесткого конвейера» инженера Георгия Марсакова. Здание таким образом становится и оболочкой, и самым крупным экспонатом выставки. Его интерьеры, отреставрированные по проекту архитекторов компании СПИЧ Сергея Чобана, Игоря Членова и Алины Гарновской в 2018–2022 годах, показали журналистам в конце октября. Кроме того, сейчас вышла книга, посвященная истории здания и его обновления, ее авторы Николай Васильев, Анна Мартовицкая и Елена Овянникова.

Хочется пошутить, что после такого всестороннего открытия вопрос хлебозавода можно считать закрытым. Но не бывает закрытых вопросов – хотя и само здание, и история «технологии хлебопечения» теперь представляются, конечно, намного более ясными. А суть понятия «конструктивизм», более известного и распространенного на Западе, надеемся, новый исследовательский центр еще будет последовательно и планомерно прояснять своим зрителям. 
Фрагмент значка на обложке. Книга «Хлебозавод-автомат №5. Шедевры авангарда». М., АНО «Культурный центр ВТБ», 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

А вот архив Марсакова утрачен, как мы узнаем из новой книги. Сам инженер, не лишенный архитектурного таланта и увлеченный циркульной формой (он спроектировал еще круглую столовую и круглый город) умер в безвестности, поскольку «неуемный характер <...> привел к тому, что его отправили в городок Билимбай». Ну, так бывает. В Москве от Марсакова осталось пять круглых хлебозаводов, в Петербурге – два, они, в частности, кормили Ленинград в блокаду. 
Книга «Хлебозавод-автомат №5. Шедевры авангарда». М., АНО «Культурный центр ВТБ», 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Нас же интересуют подходы к реставрации, приспособлению и шире – городскому ансамблю, представленные в данном случае в работе архитекторов СПИЧ. 

Здание хлебозавода №5 поставлено на охрану как региональный ОКН усилиями архитектора Татьяны Царевой в 2004 году. Это единственное из всех московских зданий хлебозаводов, в том числе круглых «жесткого конвейера», стоящее на охране. В 2006 завод был остановлен, а участок – куплен компанией Coalco, которая вначале планировала строительство офисного комплекса, а затем, после кризиса 2008 года – построила ЖК. Хронология и строительства, и реставрации подробно изложена в книге. 
  • zooming
    1 / 5
    Книга «Хлебозавод-автомат №5. Шедевры авангарда». М., АНО «Культурный центр ВТБ», 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Книга «Хлебозавод-автомат №5. Шедевры авангарда». М., АНО «Культурный центр ВТБ», 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Книга «Хлебозавод-автомат №5. Шедевры авангарда». М., АНО «Культурный центр ВТБ», 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Книга «Хлебозавод-автомат №5. Шедевры авангарда». М., АНО «Культурный центр ВТБ», 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Книга «Хлебозавод-автомат №5. Шедевры авангарда». М., АНО «Культурный центр ВТБ», 2022
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Надо сказать, ТЭПы на сравнительно небольшом участке хлебозавода были с самого начала разрешены огромные, а следовательно, новые здания – должны были быть крупномасштабными. Притом что строить было возможно только на территории 17 поздних пристроек в глубине участка, отступя от здания завода, наделенного, повторимся, статусом ОКН. 

Итогом поисков стал ЖК «Пресня Сити», Сергей Чобан занимался им с 2014 года, – три 44-этажные башни высотой 156 м реализованы к 2018 году. Ключевая идея проекта – ансамблевая композиция: он выстроен вокруг здания завода и откликается на градостроительный контекст, который был уловлен, если присмотреться, еще в здании Марсакова.
zooming
Карта района Пресненской заставы, фрагмент-цитата карты Москвы 1937 года

В этом месте сходятся четыре улицы: две из них это угол бывшего Камер-коллежского вала, одна городской переулок и еще одна бывшая пригородная дорога. Марсаков ориентировал «балку» административного корпуса прямо на угол, найдя своего рода «среднее арифметическое» между линиями всех трасс, и создал таким образом новый луч между старым городом и новым, развивающимся. Хотя, как мы знаем, круглое здание завода подчинено прагматике эффективного конвейера – но цилиндрическая форма обладает самостоятельной, и вполне очевидной пластической выразительностью. Круглящиеся бока заводов притягивают взгляд, они отчетливо необычны, похожи на храмы-толосы, они размером с Пантеон, но также похожи и на «толстые» крепостные башни. Если вспомнить, что этот цилиндр стоит на углу бывшей городской стены – чем не воспоминание о крепости? Хотя мы не знаем, конечно, думал ли об этом Марсаков. Но то, что он чувствовал выразительность формы и композиции – достаточно очевидно. Так что экспериментальный завод это все же произведение, не лишенное образности, пусть и не признается в этом открыто, – оно не просто конвейер. К слову, такое сочетание само по себе нередко для работ конструктивистов, поскольку декларировать отказ от эстетики они могли сколько угодно, но вкусом тем не менее обладали. 
Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
Фотография © Илья Иванов / предоставлено СПИЧ

Сергей Чобан развил тему: он продолжил направление «луча» Марсакова на северо-восток, но «расщепил» его на три башни-пластины. Их стройные уступчатые торцы обращены к перекрестку, между ними открываются просветы, особенно при взгляде из центра города, отчего башни могут показаться похожими на раскрытые двери, ворота – что тоже не лишено подтекста, поскольку в период существования Камер-коллежского вала не то чтобы здесь, но поблизости располагалась Пресненская застава – один из въездов в город. Сергей Чобан трактовал тему городских ворот в новом масштабе и на новом уровне абстрагирования, через акцент срежиссировав образный переход: от одной части Москвы к другой, от старого масштаба к новому. 

Дома-гиганты отступают от здания-памятника с максимальным уважением и в то же время подчеркивают его как пространственный шарнир – ключевой элемент всего ансамбля, пусть и разновременного, но умело организованного.

В значимости здания хлебозавода не остается сомнений: он – король, раз у него такая свита. 
  • zooming
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено СПИЧ
  • zooming
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено СПИЧ

Относительно функции здания-памятника – в книге говорится, что идея устройства в круглой части выставочного центра появилась достаточно рано, но первоначально экспозиционные залы соседствовали с офисами, магазинами, рестораном. Сергей Чобан поддержал идею культурного наполнения памятника и, судя по всему, применил немалое упорство и влияние ради ее воплощения, поскольку сейчас, как мы видим, план удалось реализовать полностью: все здание целиком стало выставочным центром. Значительную роль в этом сыграл Банк ВТБ, выкупивший хлебозавод №5 у девелопера Coalco в 2018 году. Банк планирует принимать участие в развитии Центра конструктивизма, рассматривая его не как просто спонсорский, а как филантропический проект, что было озвучено на открытии выставки. 

Между тем подходы к реставрации здания хлебозавода до и после 2018 года были несколько разными. В 2015–2018 реставрацией занимался Центр комплексного развития (ЦКР): его специалисты заменили доски на кровле верхнего этажа, пострадавшие от пожара 2007 года, укрепили межэтажные перекрытия и колонны каркаса, одев их в кожухи металлических конструкций. Серая покраска опор в пространстве 1 этажа – тоже решение ЦКР. 
Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Кроме того, до 2018 года были отреставрированы фасады. Им, как пишут авторы книги, была возвращена историческая раскраска с вертикальным ритмом цилиндрического объема и горизонтальным рисунком административного корпуса. На самом деле, насколько я понимаю, нам неизвестен цвет первоначальной покраски – только тон, по черно-белым фотографиям. Фасады покрыли основательным слоем штукатурки, кажется, цементной, прорисовав поверхность «в кирпич» с утопленными серыми швами и цветной поверхностью: красновато-коричневой и белой. Получилось очень аккуратно –  москвичи любят аккуратность – но снаружи здание теперь напоминает «доходники» начала XX века с их глазурованной плиткой, то есть своих буржуазных, так сказать, предшественников и антагонистов. Исторически внешние стены хлебозаводов были кирпичными, крашеными, или ровно оштукатуренными. Завод №5 перед реставрацией был карминно-красным. А покраска и тем более рельефная разделка под кирпич для памятников конструктивизма в принципе нехарактерна. Как и неяркий, коричневатый терракотовый цвет – сейчас он хорошо сочетается с башнями, но вряд ли достоверен.  
  • zooming
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Илья Иванов / предоставлено СПИЧ
  • zooming
    Фрагмент имитации кирпичной кладки на фасадах (ЦКР). Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Между тем к восстановлению фасадов архитекторы СПИЧ не имели никакого отношения, а в работе с интерьерами Сергей Чобан предложил противоположный принцип. 
Мы приняли принципиальное решение сохранить интерьеры здания хлебозавода в том виде, в каком получили их в начале работы, в 2018 году: все утраты и наслоения. Сохранить без попыток реконструировать интерьер на какой-то момент его жизни, поскольку такие попытки по определению обречены на провал, мы не можем знать, как именно выглядели пространства в 1930-е годы, – любая докомпоновка была бы в той или иной мере фантазией.
 
Я считаю консервационный подход самым актуальным и перспективным. Он много раз опробован в последние десятилетия, в частности, по моему проекту в 1990-е годы таким образом была реставрирована башня Java в Гамбурге. В случае консервации интерьер как будто замирает в момент его превращения в музейное или культурное пространство и – в данном случае – тоже становится частью экспозиции, поскольку в нем, в памятнике архитектуры конструктивизма, теперь размещен центр исследования конструктивизма.

Любопытно, что среди первых эскизов архитектора, которые мы находим, опять же, в книге, есть построения, в которых на лестничную башню завода насажен консольный объем à la горизонтальные небоскребы, – что было бы и смело, и красиво, но увы неприменимо к памятнику. Подчеркнем однако, что эта графика, как и многие другие рисунки Сергея Чобана – относятся к жанру архитектурной фантазии, это скорее размышление, чем проект; хотя в нем можно увидеть поиск и отражение осей жилых башен.  
Книга «Хлебозавод-автомат №5. Шедевры авангарда». М., АНО «Культурный центр ВТБ», 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Итак, внутри сохранена обколотая глазурованная плитка, белая и зеленая, с пятнами утрат, неровностями и следами советской краски, – на стенах. Отреставрирована, а затем положена на место желтоватая шестигранная плитка на полу лестницы; пустоты заполнены цветным бетоном, чтобы и ходить было удобно, и исторические утраты были очевидны.

Новые вкрапления обусловлены современными требованиями и выставочной функцией. Заводской подъемник в одной из лестниц не подлежал восстановлению, на его место встроили черную шахту с вентоборудованием. Добавили лифт для экспонатов и для МГН. Чтобы лишний раз не трогать плитку стен, вода и электричество помещены в металлические трубы – архитекторы называют их «органом»; действительно, похоже на музыкальный инструмент.
  • zooming
    1 / 8
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    2 / 8
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 8
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 8
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    5 / 8
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    6 / 8
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    7 / 8
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    8 / 8
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Красавицу с караваем на стене 3 этажа лестницы – результат позднего творчества неизвестного художника-оформителя (по последним сведениям, 1979 года), сохранили, опять же со всеми сколами и с исторически сложившимся пятном на носу. 
Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

cic =

Алина Гарновская, СПИЧ, главный архитектор проекта реставрации и приспособления здания хлебозавода №5

Первая мысль была: мы не будем ничего здесь трогать, сохраним всю эту красоту. Облупившийся потолок мы рассматривали как какую-то красивую живописную абстракцию. Для нас было важно сохранить поверхность кирпича, ее неоднородность. Создать живой музей того времени – причем не только 1930-х годов, когда здание было построено, но и последующих периодов: 1950-х, 1960-х, 1970-х… Каждое поколение привносило сюда что-то свое, мы хотели все это сохранить и показать зрителям правдивую картину истории жизни здания.
 
Очень многое делалось в процессе авторского надзора, в ручном режиме. В данном случае было невозможно дать чертежи узлов или покраски и на этом успокоиться. В течение двух лет мы с коллегой Юлией Верницкой присутствовали на стройке, обсуждали каждый фрагмент, каждый квадратный метр. 

В первом этаже, где разместилось открытое для бесплатного посещения общественное пространство Культурного форума, раскрыты кирпичные стены с множеством поздних латок и такой же видавший виды бетонный потолок с радиусными ребрами балок. Опоры, укрепленные металлом и покрашенные в серый цвет, сохранены на 2018 год. Проемы нескольких окон удлинены до пола – чтобы летом их можно было открыть и свободно входить с улицы, благо пространство общественное, своего рода крытая площадь. 

Пол приподнят, как и на всех других этажах, для размещения коммуникаций, именно это позволило открыть потолки. В центре мы видим цилиндр перфорированного кортена: он скрывает вент- и техоборудование, необходимое для обеспечения, прежде всего, музейного климата в залах. Исторически в центральном стержне располагался коммуникационный узел, связывавший конвейеры всех четырех этажей завода – его размера для нижних ярусов оказалось недостаточно, так возник объем несколько большего диаметра, весь в круглых отверстиях, позволяющий оборудованию проветриваться, а любопытному зрителю заглянуть внутрь. Внутри, среди кожухов современного оборудования, сохраняются исторические опоры каркаса. 
  • zooming
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Пространство 1 этажа по-фальковски живописно: перекликаются серые потолок, пол и колонны, «салютуют» друг другу современный кортеновый сердечник и видавшие виды кирпичные стены. Строго говоря, здесь два основных цвета, серый и коричнево-терракотовый, но они, с одной стороны, растворяются в оттенках, естественных «лессировках», – а с другой стороны, подсветка предусмотрена управляемая, любого цвета, и здесь будут показывать инсталляции, в том числе световые. Так что пространство может быть каким угодно. Но оно живописно, насыщено эмоциональными триггерами. 
Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Два зала выше, предназначенные для выставок центра – в них-то и поддерживается климат музейного уровня – решены в целом так же, но в белом цвете, как будто они – однотонный «слепок» первого яруса. Стены закрыты гипсокартоном, в откосах окон размещены выходы вентиляции, в простенках предусмотрены ниши с возможностью доступа к оборудованию. В полах – также инженерное оборудование, полы здесь приподняты повсеместно на 40– 60 см. Перед бетонными ребрами потолков размещены тонкие крепления для света и подвешивания экспонатов. Исторически третий этаж был немного ниже второго, а окна одинаковые, поэтому и разница высоты теперь хорошо чувствуется: на третьем этаже окна очень близки к поверхности пола. 
  • zooming
    1 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    2 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    5 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Самый верхний, 4 этаж – тоже общественное пространство, сюда можно попасть без билета, по регистрации. Здесь расположены лекционный зал и два кинозала. Здесь не нужно столько оборудования, поэтому металлического цилиндра по центру нет, мы видим «заводское» ядро с остатками плитки и следами прежних проемов и можем порассуждать о том, как и куда подавали муку: ее поднимали наверх и затем весь процесс развивался сверху вниз. Каркас здесь тоже укреплен, но потолок деревянный и колонны тонкие, так что интерьер получился особенно свободным и легким. Кирпичные стены и потолок покрашены белым цветом в один слой, с сохранением фактур, зал четвертого этажа кажется неким гибридом между цветностью первого яруса и нейтральной белизной экспозиционных пространств. 
  • zooming
    1 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    2 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    3 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    4 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    5 / 5
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Эти пространства не зря показали журналистом до заполнения выставками и инсталляциями – они интересны сами по себе. Особенно хорош естественный свет: окна по кругу, в солнечный день впечатление феерические, полосы света напоминают о солнечных часах, круглящиеся залы завораживают, в них хочется замереть, «пребывать», как, собственно, и в раннехристианских храмах-ротондах. Хотя современные экспозиции нередко требуют управляемого искусственного света, да и не все экспонаты «любят» солнце, поэтому в залах, конечно, предусмотрена возможность окна закрывать. 
  • zooming
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ
  • zooming
    Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    Фотография © Дмиртий Чебаненко / предоставлена СПИЧ

Существенно и то, что те же архитекторы: Сергей Чобан, Алина Гарновская, Александра Шейнер, также работали над дизайном первой выставки, посвященной началу движения конструктивизма и его предыстории. Они предложили белые модульные витрины из металлической сетки, прозрачные, так что, глядя на одни картины, мы временами видим изнанку других, нередко с подписями. Витрины – на колесах, их легко передвигать, их также можно собирать в длинные и короткие цепочки. В них встроена возможность закрыть сетку тонким экраном, сделав перегородку непрозрачной. Плашки для подписей – на магнитных креплениях, их легко перенести на любое место; по тому же принципу решена часть табличек внутри Центра, в том числе те, которые сопровождают экскурсию, выстроенную на QR-кодах.
Выставка «1922. Конструктивизм. Начало» в центре изучения конструктивизма «Зотов». 23.11.2022 – 12.03.2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Многоразовые витрины можно будет использовать для будущих выставок, в чем состоит удобство и экологичность. Сейчас тонкие плоскости «носителей» расставлены в основном веерно, по расходящимся от центра лучам, и Алина Гарновская подтверждает, что это помогло авторам справиться с красивым, но непростым для экспозиционного дизайна кольцевидным пространством залов. Из такой же металлической сетки, но черного цвета сделаны ограждения лестниц и пандусов, то есть экспозиция – плоть от плоти интерьера. 
Выставка «1922. Конструктивизм. Начало» в центре изучения конструктивизма «Зотов». 23.11.2022 – 12.03.2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Иными словами, авторы «провели» проект от начала до конца, от жилого комплекса до реставрации интерьеров, программы центра, книги о здании и первой выставки, обеспечив проект даже модульным оборудованием.

Все это какой-то гезамкунстверк, синтетическое произведение: от жилых домов до экспозиции. Комплексно, увлеченно, тщательно. Это нечастое явление на московской сцене, она как правило очень зависима от обстоятельств, здесь заказчикам удается отделить фасады от планировок и ландшафт от входных групп. В данном же случае душа всей истории – архитектор, что, несомненно, мечта и редкость. Прямо фантастика какая-то. 

Здесь важно вспомнить, что Сергей Чобан не совсем обычный архитектор, он, в частности, построил в Берлине свой собственный Музей архитектурного рисунка, он проводит выставки, занимается экспозиционным дизайном и издает книги – всех этих инициатив достаточно много. Он, в какой-то степени, привил такой «синтетический» подход к архитектурному творчеству и в Москве. В контексте авторства история со зданием хлебозавода представляется вполне логичным продолжением инициатив архитектора.

С другой стороны вспомним, что в этом году Сергей Чобан завершил реконструкцию не одного, а двух зданий с культурной функцией. Первое – Пакгаузы в Нижнем Новгороде, второе «Зотов». Любопытно сравнить. В каждом сохранена часть, меньшая или большая, но все – не по вине автора итогового решения. Стены пакгаузов разобрали в 2017 году, фасады хлебозавода оштукатурили к 2018 году. В обоих случаях Сергей Чобан работает над задачей экспонирования того, что осталось от зданий к моменту начала его работы и, надо признать, сохраняет без докомпоновки, именно «на момент получения». Фиксирует, можно, вероятно, так сказать, исторический срез.  

Кроме того оба проекта построены на миксе двух основных экспозиционных идей современности: большой белой коробки и старого прома, в котором сейчас принято выставлять современное искусство.

И в обоих случаях возникает вполне срежиссированное напряжение между старым и новым, только для пакгаузов оно – между реальными конструкциями и их отражением в полированной стали, и очень острое, артикулированное. А с «Зотовым» сложнее: здесь участвует город, башни «Пресни Сити», а внутри – техничные современные вкрапления и современнейший же подход к сохранению всех слоев памятника, даже – а может быть, и особенно – тех, которые сохранять формально не просили.

Так что слово «слои» становится ключевым для понимания проекта: здесь не только сохранены наслоения разных советских десятилетий в интерьере, все вместе и складывалось, и прочитывается послойно. Вздрагиваешь – то от масштабного контраста снаружи, то от глянцевитых фасадов «Зотова». Войдя внутрь, на какой-то момент пугаешься советской реальности сохраненных фрагментов, как будто это сон и снится, что ты в 9 классе на заводе на уроке УПК. Потом все же осознаешь себя в постиндустриальной, бесконвейерной, реальности, где надо чувствовать, а не вкалывать. Что прошлое – на самом деле в прошлом, и теперь его можно изучать. Это очень вправляет мозги на тонком уровне эмоционального восприятия, работает, как ни странно, против ностальгии и в пользу дистанцирования. Ради одного такого «контрастного душа» стоило провести столь тщательную консервацию. 

Так что никакого парадокса нет, а есть направление глобального развития культурного, простите за выражение, менталитета, – и надо думать, развитие это нельзя остановить. Поэтому проект вселяет надежду. 
  • zooming
    1 / 7
    План 1 этажа. Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    © СПИЧ
  • zooming
    2 / 7
    План 2 этажа. Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    © СПИЧ
  • zooming
    3 / 7
    План 2 этажа на отметке 2200. Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    © СПИЧ
  • zooming
    4 / 7
    План 3 этажа. Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    © СПИЧ
  • zooming
    5 / 7
    План 4 этажа. Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    © СПИЧ
  • zooming
    6 / 7
    План подвала. Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    © СПИЧ
  • zooming
    7 / 7
    Разрез 1–1. Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
    © СПИЧ
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
АРМ «Фарос»
ЦКР (Центр комплексного развития)
Проект:
Центр изучения конструктивизма «Зотов» (хлебозавод №5)
Россия, Ходынская улица, 2с1

Авторский коллектив:
Внутренние архитектурные решения, дизайн-проект – СПИЧ: С.Э. Чобан, И.В. Членов, А.С. Гарновская, Ю.Д. Верницкая, А.С. Кузьмина, К.А. Чупина, И.Г. Клокова, Н.В. Гриднев, Н.В. Суркова

Инженерные решения – Метрополис: А.Н. Ворожбитов, И.В. Кремлев, Ш.Г. Курбанов, А.С. Архипов, С.Н. Брюзгин

Обоснование реставрации и приспособления – АРМ «Фарос»: Б.В. Савин, Н.А. Максименко, С.Б. Илюхина, Г.В. Тропина, С.А. Платонова, А.П. Зыков

Проект приспособления, решения фасадов – Центр комплексного развития: А.М. Филиппов, И.А. Шишков, В.О. Ельчанинова, Е.А. Щеголихина

2018 — 2019 / 2020 — 9.2022

Заказчик – Банк ВТБ

02 Декабря 2022

СПИЧ: другие проекты
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Филевский Колизей
Центральная часть МФК «Фили Град», построенная архитекторами SPEECH – пример работы с крупной формой и большой плотностью. То и другое удалось подчинить лаконичной замкнутой форме и жесткой структуре линий: они ритмизуют масштаб математически-рационально, предъявляя его городу как своего рода формулу.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Похожие статьи
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.