Холст из стекла

Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.

mainImg
Компaния:
Larta Glass
Сайт:
https://larta.com/
Контакты:
390011, Рязань, район Южный Промузел, 17а
Телефон: +7 4912 95 66 86
Телефон отдела клиентского сервиса: +7 4912 95 66 21

Новый корпус стал завершающим элементом Музейного квартала Третьяковки, простирающегося от Большого Толмачевского переулка до Кадашевской набережной. Это не только выставочное пространство, но и высокотехнологичный комплекс для хранения и реставрации произведений искусства. Здесь расположены просторные реставрационные мастерские с естественным освещением, современные хранилища и конференц-зал на 512 мест.  Дополнительные 4000 квадратных метров выставочных площадей позволят галерее экспонировать больше произведений из своих обширных запасников. Кроме того, здесь разместились фонды графики, что значительно расширило возможности музея по ее хранению и изучению.
Проект длиной в 30 лет

История нового корпуса на Кадашёвской набережной началась в 1930-е годы, когда выдающийся советский архитектор Алексей Щусев впервые озвучил идею расширения музейного комплекса. Однако из-за войны проектирование пришлось отложить на долгие годы, и вернулись к нему лишь в середине 1990-х годов. Вскоре после символической закладки первого камня к работе над проектом приступил архитектор Андрей Боков совместно с «Моспроектом-4». 

Спустя десятилетие была инициирована масштабная доработка концепции здания, а ключевым моментом в истории проекта стал 2013 год, когда было принято решение о проведении отдельного конкурса на разработку фасадов нового корпуса. Победу в нем одержал проект бюро СПИЧ под руководством Сергея Чобана и Игоря Членова.
Новый корпус Третьяковской галереи
Фотография Дмитрия Чебаненко/СПИЧ
Искусство на фасадах

Благодаря инновационному подходу СПИЧа на фасадах нового здания появились уникальные окна-витражи с репродукциями знаменитых полотен из коллекции галереи, ставшие визитной карточкой проекта. Концепция органично вписала новое здание в исторический контекст Замоскворечья, создав при этом уникальный архитектурный объект.
Образная идея проекта пришла, пожалуй, сразу: в решении фасадов мы стремились отразить назначение здания, то есть тот факт, что перед нами музей, обладающий одной из величайших в мире коллекций произведений русской живописи. Музей как собрание картин – вот та мысль, которая была положена в основу решения фасадов.

Поскольку от конкурсантов требовалось обязательное сохранение конструктива и планировочных решений исходного проекта здания, разработанного в 2003-2007 годах «Моспроектом-4», эта часть осталась неизменной.

«Планировочная структура здания, в которой общественные зоны музея – фойе, кафе, рестораны, магазины – были расположены вдоль фасада, обращенного к Кадашевской набережной, позволила сделать в нем большое количество окон. Как раз эти проемы, разные по габаритам и обрамленные широкими белокаменными рамами, образно воссоздают на фасаде шпалерную развеску знаменитой коллекции живописи Павла Третьякова, основателя галереи», – поясняет Игорь Членов, главный архитектор и управляющий партнер бюро СПИЧ.

Фасады выложены из фактурного красного кирпича, а обрамления окон – из белого камня (мраморизированного известняка), и это сочетание роднит новое здание не только с историческим центром Москвы, но и своим предшественником в Лаврушинском переулке.
  • zooming
    Новый корпус Третьяковской галереи
    Фотография Дмитрия Чебаненко/СПИЧ
  • zooming
    Новый корпус Третьяковской галереи
    Фотография Дмитрия Чебаненко/СПИЧ
Концепция «окон-картин»

Ключевым элементом фасадного решения нового корпуса Третьяковской галереи стали «окна-картины» – крупноформатные стеклянные изделия с нанесенными на них репродукциями шедевров русской живописи. Эти элементы расположены на фасадах, обращенных к Кремлю, Кадашевской набережной и Лаврушинскому переулку, то есть только на двух сторонах здания, где сосредоточены общественные и рекреационные пространства, такие как фойе, зоны отдыха, кафе, рестораны, гардеробы и магазины.

На стеклах с помощью цифровой печати воспроизведены фрагменты знаменитых полотен из коллекции Третьяковки. Среди них – «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Богатыри» Виктора Васнецова, «Неизвестная» Ивана Крамского. Размеры репродукций впечатляют: от 770 на 6020 мм до 5870 на 5985 мм. При этом изображения полупрозрачны, что позволяет сохранить вид на город и создает дополнительный слой солнцезащиты для экспонатов музея.
Новый корпус Третьяковской галереи
Фотография Дмитрия Чебаненко/СПИЧ

«Мы сознательно ушли от фотографически точного воспроизведения картин, – отмечает Игорь Членов. – В каждой из «рам» мы показываем лишь какой-то один определенный фрагмент произведения художника, причем делаем это с помощью черно-белой печати. Мы стремились как можно дальше уйти от ощущения репродукций в окнах – скорее, перед нами лишь намек на те или иные работы художников, такие, знаете, смутные воспоминания, оживить которые способно именно посещение экспозиции Третьяковской галереи».

34 уникальных витража были созданы с применением передовых технологий печати на стекле от компании Larta Glass. Они представляют собой сложную конструкцию из многослойного стекла с размещением художественной печати сразу на нескольких поверхностях одного изделия. Внешний слой триплекса выполнен из крупноформатных полупросветеленных стекол ExtraClear размером 3 на 6 метров, а внутренний – из солнцезащитного стекла LartaPro HD Silver Grey 32. По словам экспертов, для реализации подобных решений подойдет не каждое архитектурное стекло.
  • zooming
    Новый корпус Третьяковской галереи
    Фотография Дмитрия Чебаненко/СПИЧ
  • zooming
    Новый корпус Третьяковской галереи
    Фотография Дмитрия Чебаненко/СПИЧ


Технологии на службе искусства


Технология печати на стекле, использованная в проекте, является одной из самых передовых в мире. В отличие от традиционной шелкографии, где рисунок наносится через сетчатый трафарет, здесь применена широкоформатная цифровая печать. Это позволило создать сложные, индивидуальные изображения, разбитые на несколько элементов и собранные на фасаде в единое целое.

Особенность этих «окон-картин» заключается в их многофункциональности. Помимо эстетической роли, они выполняют важную техническую функцию. Чередование участков с разной прозрачностью регулирует поток солнечного света, повышая энергоэффективность стеклоизделий. В сочетании со специальным покрытием это решение помогает снизить затраты на кондиционирование и отопление.

«Стекло LartaPro HD Silver Grey 32, использованное во внутреннем слое, обеспечивает надежную солнцезащиту при сохранении полной оптической прозрачности,  – поясняет менеджер архитектурных проектов Larta Glass Мария Губанова. – Его высокая зеркальность создает эффект «подложки» для картин на фасаде, оживляя изображения игрой отражений. Это техническое решение не только защищает внутренние помещения от избыточного солнечного света, но и создает уникальный визуальный эффект, меняющийся в зависимости от времени суток и погодных условий».
Новое направление в архитектурном дизайне

cic =

Мария Губанова, менеджер архитектурных проектов Larta Glass

Мы наблюдаем растущий тренд использования печати на стекле в архитектуре. Этот метод не только позволяет создавать уникальные фасадные решения, но и значительно повышает функциональность остекления. Проект Третьяковки демонстрирует, как современные технологии могут объединить искусство, архитектуру и энергоэффективность. Применение наших технологий в этом проекте выходит за рамки простого остекления. Благодаря нашему стеклу удалось создать защитный экран, который не только украшает здание, но и обеспечивает оптимальные условия для хранения и экспонирования произведений искусства.
Технологию печати на стекле также применяют и на других значимых проектах. В частности, похожие решения использованы при строительстве нового здания МГТУ им. Баумана, аэропорта «Платов» в Ростове-на-Дону и Международного аэропорта Ставрополь им. А. В. Суворова.

Проект нового корпуса Третьяковки стал ярким примером того, как передовые технологии остекления могут выступить знаковой архитектурной идеей при создании общественных зданий. Инновационное решение с применением витражей не только демонстрирует новые грани взаимодействия искусства и архитектуры, но и стирает привычные границы между экспозицией музея и его фасадом. Теперь само здание становится частью художественного нарратива, предвосхищая уникальный опыт, ожидающий посетителей внутри.

Поставщики, технологии

Larta Glass

02 Сентября 2024

Larta Glass: другие статьи и новости
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Масштаб впечатляет: 7 проектов в Китае, построенных...
Китайские архитектурные объекты давно впечатляют весь мир масштабом и цельностеклянными фасадами. Вместе с менеджером по архитектурным проектам Larta Glass Петром Ивановским рассмотрим применение стекла на самых ярких из них.
Технологии и материалы
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
Сейчас на главной
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.